УДК 37.075+93(571.1)
учреждение и развитие томской дирекции народных училищ
в конце xix - начале хх века
© 2010 г. А.В. Блинов
Рассматриваются причины создания Томской дирекции народных училищ на территории Западной Сибири. Дирекция была образована в 1899 г. в результате инициативы региональных властей с целью контроля над начальными учебными заведениями. Томская дирекция была одной из первых и наиболее динамично развивающихся на территории Сибири. В результате усилившегося внимания к нуждам начальной школы произошло увеличение числа начальных учебных заведений, была налажена подготовка педагогических кадров, начали проводиться съезды инспекторов с целью разработки новых планов.
Ключевые слова: образование, реформа, Западная Сибирь, Томская дирекция народных училищ.
Кемеровский государственный университет, ул. Красная, 6, г. Кемерово, 650043
Kemerovo State University, Krasnaya St., 6, Kemerovo, 650043
The paper discusses the reasons for creation of Tomsk Direction for People's Trade Schools in West Siberia and measures connected with its establishment. The Direction was formed in 1899 as a result of regional authorities initiative with the purpose of control over primary educational establishments. Tomsk Direction was one of the fist and most rapidly developing ones in Siberia. As a result of increase of attention to the needs of primary school, professional training of teaching staff was organized, conventions of inspectors started to be held to work out new teaching plans.
Keywords: education, reform, Western Siberia, Tomsk Regional Directory for People's Colleges.
Конец XIX - начало ХХ в. в истории образования ознаменованы рядом административных преобразований, среди которых важное место занимает реформирование системы управления начальным образованием. Согласно «Положению о начальных народных училищах» от 25 мая 1874 г., для заведования учебной работой начальных народных училищ на территории европейской части России были учреждены дирекции народных училищ как элементы окружной модели управления образованием [1]. На территории Сибири по причине долгого отсутствия самостоятельного учебного округа данные образования были введены с существенным запозданием: 1899 г. - Томская и Тобольская дирекции, 1902 г. - дирекция Акмолинской и Семипалатинской областей. Проблема создания сибирских дирекций народных училищ не получила должного освещения в работах исследователей. Ликвидация данного пробела поможет реконструировать модель управления начальными учебными заведениями на территории Западной Сибири. Цель настоящей работы - анализ вопроса об учреждении и развитии Томской дирекции народных училищ, одной из первых на территории Западной Сибири и наиболее динамично развивающихся.
Учреждение Томской дирекции народных училищ было определено рядом причин. Во-первых, значимостью данного типа учебных заведений в распространении элементарной грамотности среди сибирского населения. Во-вторых, неудовлетворительным состоянием организации учебно-воспитательного процесса в данном типе учебных заведений. В отчетах инспекторов и попечителей Западно-Сибирского учебного округа зачастую отмечались вопиющие факты: неудовлетворительное санитарное состояние учебных помещений, низкий моральный уровень педагогического персонала, произвол в учебных планах, срывы занятий и т.д. По мнению региональных властей ситуация могла измениться только по мере усиления административного контроля. Так, например, в 1874 г. генерал-губернатор Западной Сибири генерал-адъютант Хрущев, ходатайствуя перед Министерством народного просвещения, отмечал, что «в настоящее время большинство начальных народных училищ состоят почти без всякого наблюдения и руководства... частью в ведении губернских директоров училищ, частью местного епархиального начальства, частью Казенных палат и окружных исправников, частью же в ведении других мест и управлений...» [2, л. 63 ].
В соответствии с «Положением об управлении учебной частью в Западной Сибири» 1859 г. контроль над начальными учебными заведениями на территории Томской губернии был возложен на директора
Томской гимназии и штатных смотрителей уездных училищ. Учитывая загруженность вышеотмеченных должностных лиц, разбросанность учебных заведений по огромной территории, начальные учебные заведения оставались без надлежащего контроля.
Возникшая проблема была очевидна, и еще в 1875 г. генерал-губернатор Западной Сибири ходатайствовал о необходимости открытия в Сибири дирекции народных училищ, которая могла бы взять под контроль все начальные учебные заведения [3]. К ходатайству прилагался проект «Положения о начальных народных училищах в Западной Сибири», в первом пункте которого отмечалось: «Для заведования всеми начальными народными училищами в губерниях и областях Западной Сибири учреждаются Дирекции народных училищ по одной в каждой из трех губерний и областей. Дирекции сии находятся в главных местных административных пунктах.» [2, л. 67]. Инициатива со стороны сибирской администрации была вызвана введением с мая 1874 г. в действие «Положения о начальных народных училищах». Однако нехватка средств, волокита, а порою и нежелание что-либо менять оставили нерешенным данный вопрос до учреждения в 1885 г. Западно-Сибирского учебного округа.
В рамках новой административной структуры вопрос о реформировании системы управления низшими учебными заведениями был поднят вновь.
Попечитель Западно-Сибирского учебного округа В.М. Флоринский в этом же, 1885 г., в письме на имя министра народного просвещения И.Д. Делянова доказывал необходимость более крупномасштабных действий: «...убедившись лично в крайней ненормальности существующего в районе вверенного мне учебного округа порядка управления низшими народными училищами и недостатка, почти отсутствие над ними какого-либо надзора, я не могу не признать преобразование сего управления неотложным и считаю долгом ходатайствовать перед Вашим Высокопревосходительством о возможно скорейшем разрешении вопроса о введение Дирекций народных училищ в губерниях Тобольской и Томской...» [4]. По мысли попечителя, для эффективного контроля над начальными народными училищами достаточно было учредить в Тобольской губернии должность директора народных училищ и трех инспекторов, а в Томской -одного директора и двух инспекторов.
Вероятно, потребные финансовые затраты привели к затягиванию решения данного вопроса и вылились в многолетнюю межведомственную переписку.
Только 6 декабря 1899 г. последовало решение в виде высочайше утвержденного постановления Государственного совета, состоявшего из трех основных
пунктов и определявшего новые принципы контроля и управления начальными учебными заведениями Западной Сибири:
1. В Тобольской и Томской губерниях учреждалось две должности директоров народных училищ с присвоением им служебных прав и преимуществ, предоставляемых директорам народных училищ на основании Высочайше утвержденного мнения Государственного Совета от 25 мая 1874 г.
2. На содержание указанных должностей из средств Государственного казначейства с 1 января 1900 г. ежегодно должно было отпускаться по 5000 руб.
3. Со времени введения данного узаконения инспектора народных училищ Тобольской и Томской губерний переходили в полное подчинение директоров народных училищ [5]. Необходимо отметить, что до учреждения должностей директоров народных училищ, инспектора в административном отношении были подчинены непосредственно попечителю Западно-Сибирского учебного округа.
Таким образом, только спустя четырнадцать лет был реализован проект, предлагаемый В.М. Флорин-ским еще в 1885 г., положивший начало деятельности Томской дирекции народных училищ. Однако организационный процесс по созданию всех структурных элементов Томской дирекции народных училищ затянулся на несколько лет.
За основу создаваемой Дирекции было взято Положение «Об управлении низшими народными училищами в губерниях Тобольской и Томской», разработанное в 1889 г. [4].
В соответствии с Положением, дирекцию возглавлял директор народных училищ. Эту должность мог занять человек, имеющий высшее образование, назначенный попечителем учебного округа и получивший одобрение со стороны министра народного просвещения. В непосредственном распоряжении директоров народных училищ находились все низшие народные училища: уездные, городские, начальные, созданные по положению от 25 мая 1874 г.
Первым директором Томской дирекции народных училищ был назначен В.П. Шепетев, 13 июля 1902 г. его сменил Н.К. Размевич [6].
Так как делопроизводство по дирекции постоянно увеличивалось, то с 1 июля 1900 г. при ней была учреждена штатная должность делопроизводителя. В течение рассматриваемого нами периода должности делопроизводителя занимали: И.Г. Малиньков (с 1 октября 1902 г. по 1 мая 1904 г.), Г.Д. Лукашенко (с 1 августа 1904 г. по 1 мая 1909 г.) и В.Г. Малиньков (с 1 мая 1909 г.) [6].
Для непосредственного контроля над учебной частью при директоре народных училищ учреждалась выборная должность инспектора народных училищ из числа наиболее опытных педагогов. В функциональные обязанности инспектора входило увольнение учителей в случае их профессионального несоответствия, контроль над учебным процессом, отчет перед училищным советом.
На основании мнения Государственного совета от 31 мая 1899 г. с 1 января 1900 г. в рамках Томской дирекции народных училищ создавалось два инспекторских района и вводилось две должности инспекторов народных училищ в соответствии со штатом 1874 г.
Первыми инспекторами были назначены В.С. Добровольский, контролирующий деятельность учебных заведений Томского, Мариинского и Каинского уездов, и Н.М. Ларионов, контролирующий учебные заведения Барнаульского, Бийского, Кузнецкого и Змеиногорского уездов.
Однако двух инспекторов оказалось недостаточно, и уже с 1902 г. дирекция и губернский училищный совет начинают ходатайствовать перед Министерством народного просвещения и Министерством внутренних дел об открытии шести новых инспекторских районов. К тому же до учреждения дирекции начальные учебные заведения Томской губернии инспектировались четырьмя лицами (три штатных смотрителя уездных училищ - Томского, Каинского и Кузнецкого и директор Барнаульского реального училища контролировал школы Алтайского округа) [7, с. 14].
Решение последовало через два года, когда число инспекторов и инспекторских районов, согласно высочайше утвержденному 23 февраля 1904 г. мнению Государственного совета, с 1 января 1906 г. должно было увеличиться в два раза. Реорганизация осуществлялась путем перераспределения территорий. От первого района были отделены Мариинский и Каин-ский уезды и на их основе создан третий район с центром в г. Мариинске. Из состава второго района были изъяты Бийский, Кузнецкий и Змеиногорский уезды и сведены в четвертый инспекторский район с центром в г. Бийске. Однако вскоре Змеиногорский уезд был отделен от четвертого района и создан пятый инспекторский район с центром в Змеиногорске [5]. В 1911 г. на основе Каинского уезда был учрежден шестой район с центром в Каинске. В 1912 г. в результате отделения от первого района (Томский уезд) г. Новонико-лаевска с училищами по линии Сибирской железной дороги, был создан седьмой район с центром в г. Но-вониколаевске [6].
За время функционирования Томской дирекции народных училищ на инспекторских местах побывало немало опытных и талантливых чиновников. Однако уровень профессионального образования зачастую не соответствовал занимаемой должности. В отчете попечителя Западно-Сибирского учебного округа за 1906 г. отмечалось: «...при современной до невозможности дорогой жизни им приходится вести прямо -таки жалкое существование, а потому теперь уже редко найдешь инспектора народных училищ с высшим образованием» [5].
В первом районе за время его существования инспекторские должности занимали: В.С. Добровольский (с 1 января 1900 г. по 15 марта 1903 г.), И.Ф. Пальмов (с 1 мая 1903 г. по 1 августа 1904 г.), П.Н. Алекторов (с 1 сентября 1904 г. по 1911 г.), временно исполняющий обязанности инспектора народных училищ А.И. Мисюрев (в течение пяти месяцев 1911 г.), Н.П. Воинов (с 1 мая 1911 г.).
Во втором районе: Н.М. Ларионов (с 1 января 1900 г. до 1 июля 1903 г.), А.И. Гуляев (с 1 июля 1903 г. до 15 февраля 1906 г.), В.М. Курочкин (с 1 апреля 1906 г.).
В третьем районе: А.М. Копотилов (с 1 марта 1906 г. до 1 августа 1906 г.), И.А. Преображенский (с 1 августа 1906 г. до 1 августа 1909 г.), П. Н. Грязнов (с 1 августа 1909 г.).
В четвертом районе: В.А. Обабков (с 1 января 1906 г. до 6 июля 1906 г.), А.М. Копотилов (с 1 августа 1906 г. до 1 августа 1908 г.), К.И. Копосов (с 1 сентября 1908 г.).
В пятом районе: Н.Л. Осипов (с 1 августа 1909 г. до 1 июля 1910 г.), А.И. Злобин (с 1 июля 1910 г. до 1 июля 1911 г.), А.Ф. Ушаров (с 1 июля 1911 г. до 1 июля 1913 г.), И.С. Куликов (с 1 июля 1913 г.).
В шестом районе: И.А. Преображенский (с 1 августа 1909 г. до 1 июля 1911 г.), М.К. Елистратов (с 1 июля 1911 г.).
В седьмом районе: П.А. Гуринович (с 1 июля 1912 г.)
[6].
Учреждение Томской дирекции народных училищ создавало противоречие, так как, согласно Положению 1874 г., директора и инспектора являлись членами училищных советов, а таковых на территории Западной Сибири создано не было. Поэтому вскоре был поднят вопрос об учреждении училищных советов. Хотя еще в 1875 г. на данное обстоятельство обращал внимание генерал-губернатор Западной Сибири Хрущев в предложенном на рассмотрение Министерства народного просвещения проекте «Положение о начальных народных училищах в Западной Сибири», во втором пункте которого значилось: «...каждая Дирекция состоит под управлением Училищного совета, который в подлежащих случаях входит по делам учебным с представлениями к генерал-губернатору» [2, л. 67].
На основании мнения Государственного совета от 23 февраля 1904 г. для заведования начальными училищами в Томской губернии 20 июня 1904 г. был учрежден губернский и семь уездных училищных советов согласно числу уездов: Барнаульский - 29 июля, Бийский - 27 августа, Кузнецкий - 17 сентября, Томский - 30 октября, Мариинский - 6 ноября, Змеиногор-ский - 9 октября, Каинский - 7 декабря [6].
В состав губернского училищного совета входили губернатор или вице-губернатор (на правах председателя), директора народных училищ и представители от Министерства народного просвещения - по назначению попечителя учебного округа, от Министерства внутренних дел по назначению губернатора, от епархиального ведомства - по назначению епархиального архиерея и двух членов от губернского управления.
Уездный училищный совет включал председателя уездного съезда крестьянских начальников (на правах председателя), инспектора народных училищ, по одному представителю от Министерства народного просвещения - по назначению попечителя учебного округа, от Министерства внутренних дел - по назначению губернатора, от епархиального ведомства - по назначению епархиального архиерея, от городского
общества от городского общественного управления и двух членов от губернского управления.
В обязанности училищного совета входили рассмотрение отчетов инспекторов народных училищ об успехах и недочетах в преподавании, подготовка на основании отчетов и заключения совета попечителя сообщений в Министерство народного просвещения, решение текущих вопросов: открытие новых учебных заведений, обеспечение учебными принадлежностями, назначение и увольнение учителей, рассмотрение жалоб.
Административные преобразования в рамках Томской дирекции народных училищ осуществлялись практически на протяжении всего периода ее функционирования до упразднения в сентябре 1918 г. в соответствии с Положением ВЦИК о единой трудовой школе [8].
Благодаря активной деятельности Томской дирекции народных училищ, в образовательной сфере Западной Сибири начинаются позитивные изменения. Значительно увеличилось количество начальных учебных заведений, что способствовало уменьшению безграмотности среди сибирского населения: если к моменту учреждения дирекции на территории Томской губернии насчитывалось 299 школ, то к 1917 г. -1023 школы [7, с. 16 - 17]. Была налажена система подготовки педагогических кадров для начальных учебных заведений: в 1902 г. в Томске был открыт учительский институт, три учительских семинарии (Омская - 1872 г., Семипалатинская - 1903 г., Павловская - 1904 г.), с 1902 г. начали действовать педагогические курсы при общеобразовательных заведениях. Регулярными становятся съезды инспекторов народных училищ по обсуждению вопросов образования и выработки новых планов.
Однако создание Томской дирекции народных училищ наряду с позитивными изменениями имело и отдельные негативные проявления. В условиях постоянного увеличения числа учебных заведений, огромных расстояний между ними, по-прежнему ощущался недостаток контроля.
Учреждение Томской дирекции народных училищ явилось, с одной стороны, попыткой ликвидации недостатков, препятствующих развитию начальных учебных заведений на территории Томской губернии, а с другой - стремлением администрации Западно -Сибирского учебного округа приобщить окружную модель к общеимперским стандартам. Учрежденная дирекция получила завершенное структурное оформление далеко не сразу, а в результате длительного межведомственного противостояния, способствуя дальнейшему развитию начального образования. Несмотря на отдельные недостатки, благодаря учрежденной Дирекции в сфере начального образования произошли позитивные изменения.
Литература
1. Полный свод законов Российской империи. Собр. 2. Т.49. № 53574. СПб., 1875.
2. ГАТО (Государственный архив Томской области). Ф.125. Оп.1. Д.266.
3. РГИА (Российский государственный исторический архив). Ф.1263. Оп.1 Д. 3896. Л. 53 об.
4. ГАТО. Ф.126. Оп.1. Д.43. Л.1 - 6.
5. РГИА. Ф.733. Оп.227. Д.109. Л. 56 - 59.
Поступила в редакцию
6. Мисюрев А. Краткие сведения по истории дирекции училищ Томской губернии. Томск, 1913.
7. Краткие сведения об училищах, подведомственных дирекции народных училищ Томской губернии. 1900 - 1911 гг. Томск, 1911.
8. Декреты Советской власти. М.,1964. Т.3. № 214.
9 июня 2010 г.