Научная статья на тему 'УЧИТЬСЯ ВМЕСТЕ С ФЛОТОМ'

УЧИТЬСЯ ВМЕСТЕ С ФЛОТОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УЧИТЬСЯ ВМЕСТЕ С ФЛОТОМ»



УЧИТЬСЯ ВМЕСТЕ С ФЛОТОМ

СОКОЛОВ

Виктор Николаевич

родился 4 апреля 1962 года в г. Бендеры, Молдавская Советская Социалистическая Республика.

Окончил Высшее военно-морское училище им. Фрунзе (1980-1985 гг.), Высшие специальные офицерские классы Военно-Морского Флота (1991-1992 гг.), Военно-морскую академию им. Н.Г. Кузнецова (19951998 гг.), Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации (2004-2006 гг.).

Службу проходил в должностях: командира мин-но-торпедной боевой части надводных кораблей (19851988 гг.); начальника штаба, командира соединений надводных кораблей Тихоокеанского флота (1993-2004 гг.); после окончания Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации -в должностях заместителя командующего и командующего оперативными объединениями Тихоокеанского и Северного флотов (20062013 гг.); заместителя командующего Северным флотом (2013-2020 гг.).

С 17 января 2020 года - начальник Военного учебно-научного центра Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова».

Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» - военно-образовательное учреждение, база которого располагается в пяти субъектах Российской Федерации.

Придание военно-морскому образованию и науке нового облика на рубеже 2010-2020 годов реализовано путем присоединения к Военно-морской академии в 2009 году всех военно-морских учебных заведений и трех центральных научно-исследовательских институтов. О сегодняшнем дне Военного учебно-научного центра и о перспективах его развития рассказывает начальник ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» вице-адмирал В.Н. Соколов, кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» IV степени с мечами, Нахимова, «За военные заслуги» и «За морские заслуги».

ческое - от установления формы Земли до астрономических способов определения места в море. За морскими горизонтами всегда были скрыты новые континенты, новые цивилизации и страны. Цель географических открытий всегда была и остается до сих пор целью исследовательских подразделений Военно-Морского Флота России.

В январе мы отмечали 200 лет открытия Антарктиды Беллинсгаузеном и Лазаревым - выпускниками Морского кадетского корпуса. Последние крупные географические открытия островов архипелага Северная Земля в начале прошлого века принадлежат выпускнику Николаевской морской академии Вилькицкому. Недавно открытые острова и земли в Северном Ледовитом океане и его морях - это предмет гордости первооткрывателей сегодняшних дней военных моряков России и тоже наших выпускников.

В то же время, говоря о новом понимании загоризонтных целей флота, мы осознаем, что в условиях зарождения нового шквала «холодной войны» центр тяжести силового противоборства вновь, как и в 70-80-е годы прошлого столетья, перемещается в сферу соперничества военных флотов.

И неслучайно, что Военно-Морской Флот нашей страны и тогда,

- Виктор Николаевич, Президент Российской Федерации -Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ в своих программных выступлениях, неоднократно говоря о важности технологических прорывов во всех сферах, в том числе в военной, указывает на необходимость «смотреть за горизонт». Какие задачи, отвечающие этим требованиям, сегодня стоят перед военно-морским образованием и наукой, каким целям Военно-Морского Флота они соответствуют?

- Для военных моряков «смотреть за горизонт» всегда означало нечто большее, чем для обычных людей. В линии горизонта для моряка заложено нечто мировоззрен-

и сейчас является той архимедовой точкой опоры всей военной системы, опираясь на которую Россия смогла выйти на неоспоримый технологический паритет с ведущими западными державами, а во многих направлениях развития вооружения и военной техники даже превзойти их.

По оценке руководителей нашей страны создалась уникальная ситуация в нашей новой и новейшей истории: не мы догоняем, а догоняют нас. Далее более подробно остановлюсь на достижениях последних лет, определивших подобные оценки.

Но эти достижения для нас не самоцель, мы не должны на них останавливаться. Президент Российской Федерации говорит о том, что нельзя почивать на лаврах и расслабляться, а нужно идти вперед, наблюдая и анализируя то, что происходит в сфере обороноспособности в мире, разрабатывать боевые комплексы и системы будущих поколений.

В связи с этим загоризонтные цели развития ВМФ зачастую определены уже на вторую половину нынешнего столетия. При понимании их показателей и индикаторов достижения нас не устраивает паритет или соответствие мировым аналогам. Верховный Главнокомандующий ставит жесткое требование: техника должна быть лучше мировых образцов. Это не игра в шахматы, где нас может устраивать ничья. Это военная организация государства.

И в военной организации не только вооружение и техника должны быть лучшими в мире. Лучшими должны быть все ее составляющие, в том числе образование и наука.

Соответственно в военно-морской науке и образовании цели должны быть не менее амбициозными. Нас уже не должны устраивать технологические и образовательные инновации сегодняшнего дня.

Мы должны изменить и научные, и образовательные парадигмы.

Научные знания теории строительства и применения Военно-Морского Флота должны дать выпускнику такую фундаментальную подготовку, которая позволит осваивать в кратчайший срок любые образцы вооружения и военной техники, успешно осуществлять профессиональную деятельность в новых областях и сферах.

- Недавно Вы возглавили один из трех системообразующих военных учебно-научных центров Министерства обороны. Как, по Вашему мнению, достижение серьезных целей и выполнение приоритетных задач, стоящих перед Военно-Морским Флотом, определяет развитие военно-морской науки и подготовку военных кадров?

- Реализация обозначенных направлений строительства и развития Военно-Морского Флота будет невозможна без достижения не менее амбициозных целей развития военно-морской науки и подготовки военных кадров.

В декабре прошлого года Министром обороны Российской Федерации С. К. Шойгу была утверждена Программа развития нашего вуза до 2025 года.

Среди основных целей Программы - построение опережающей системы образовательных стандартов и квалификационных требований, адаптивных, практи-ко-ориентированных образовательных программ, обеспечивающих гарантированную подготовку компетентных военно-морских кадров с высокой степенью готовности к самостоятельной профессиональной деятельности после выпуска.

Предусматривается создание передовой инфраструктуры и учебно-материальной базы, интегрированных в единую информационную образовательную и научно-исследовательскую среду.

Выполнение актуальных и перспективных задач, стоящих перед ВМФ в области его строительства, развития и применения, будет обеспечиваться формированием и реализацией опережающего науч-

но-технического задела в деятельности научно-исследовательских институтов и подразделений.

Все эти мероприятия должны, в конечном счете, преумножить российское интеллектуальное и культурное военно-морское наследие, исторические национальные традиции Военно-Морского Флота, обеспечивающие в ходе обучения и воспитания всестороннее и гармоничное нравственное, патриотическое, профессиональное и физическое развитие личности военного моряка.

Остановлюсь лишь на отдельных основных задачах, стоящих перед нами, и ключевых мероприятиях развития системы подготовки кадров и военно-морской науки.

Для повышения интенсивности и качества обучения, обеспечения режима подготовки слушателей и курсантов, максимально приближенного к условиям прохождения военной службы в силах и войсках, мы планируем в три раза увеличить количество военных специальностей, подготовка и аттестация по которым проводится вне аудиторий академии, на катерах, кораблях и судах, в пунктах базирования и в полигонах боевой подготовки, в учебных центрах, базах оружия и пр.

Кроме того, для безусловного обеспечения морской подготовки курсантов военно-морских институтов, Нахимовского училища и Морского кадетского корпуса, сохранения цикличности обучения специалистов с этого года по поручению Главнокомандующего Военно-Морским Флотом мы в академии начинаем работы по обоснованию требований к новому учебному кораблю и к корабельным учебно-тренировочным средствам обучения, строительства больших и малых катеров для всех корабельных специальностей ВМФ.

Результатом работы будет поддержание на должном уровне корабельного состава учебных кораблей

ИЮЛЬ - АВГУСТ 2020 № 4 (25) V 5

-

и катеров ВМФ, отвечающих современным требованиям.

На них будут отрабатываться не только привычные всем навыки управления кораблем или катером, маневрирования и самостоятельной швартовки, штурманской подготовки. Новые компьютерные технологии, модульная компоновка учебно-тренировочных средств позволят обеспечить практическую подготовку по существующим специальностям, начать обучение по новым, например, связанным с применением и эксплуатацией беспилотных летательных аппаратов корабельного базирования, морских роботизированных и безэкипажных систем.

Гарантированную подготовку компетентных военно-морских кадров с высокой степенью готовности к самостоятельной профессиональной деятельности планируется обеспечить введением новых образовательных стандартов и программ, в том числе до одной трети из них разработанных самостоятельно.

Будем также продолжать внедрение в образовательный процесс академии новых видов учебных

занятий. В этом году будет разработана учебно-методическая основа для проведения новой формы совместной подготовки курсантов и слушателей - распределенной военно-морской игры, предполагающей участие в ней не только обучающихся всех уровней образования, но и реальных органов военного управления, сил и войск Военно-Морского Флота.

Мы планируем в два раза увеличить число обучающихся, привлекаемых к участию в ежегодных состязаниях и профессиональных конкурсах, проводимых в Военно-Морском Флоте. Мы уже имеем большой опыт проведения подобных мероприятий.

Ежегодно совместно с Главным центром организации эксплуатации вооружения, военной и специальной техники и специальных видов обеспечения ВМФ организуется участие курсантов 4-го курса Военно-морского института в конкурсах на лучший торпедный и минный расчет, а также на лучшую подрывную команду. Курсанты Военно-морского политехнического института под руководством начальника служ-

бы поисковых и аварийно-спасательных работ ГШ ВМФ ежегодно принимают участие в международном конкурсе по водолазному многоборью «Глубина», в процессе которого курсанты совершенствуют навыки проведения поисково-спасательных, подводно-технических и специальных водолазных работ; знакомятся с новыми образцами водолазной техники и передовыми методами ее эксплуатации.

Перед научным комплексом ВУНЦ ВМФ поставлена задача достижения уже в краткосрочной перспективе ведущих позиций среди научно-исследовательских организаций Министерства обороны в области научного обоснования применения сил (войск), перспективного строительства и развития ВМФ.

Выполнению этой задачи должны способствовать мероприятия, направленные на поддержание в актуальном состоянии перечня и содержания закрепленных за нашим вузом направлений научных исследований, достигнутого (близкого к 100%) уровня результативности научной работы, наращивание научного потенциала академии,

а также развитие базы научных исследований.

Планируется существенно (на 14%) увеличить долю работников, имеющих ученые звания (степени), в общем составе научных сотрудников, снизить их средний возраст до 55 лет, довести до 98% эффективность подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре, а также на 6% повысить число офицеров, защитивших диссертации на соискание ученой степени кандидата наук в течение года после окончания адъюнктуры.

Доля современной базы научных исследований в их общем числе к окончанию реализации программы должна будет составлять более 80%.

Реализация мероприятий Программы позволит в ближайшие пять лет создать инновационный учебно-научный центр Военно-Морского Флота.

- При обсуждении вопросов развития образования в России на всех уровнях государственного и военного управления наиболее часто звучат эпитеты «инновационное», «высокотехнологичное», «непрерывное». Почему Вы, говоря о планах развития военно-учебных заведений Военно-Морского Флота, используете понятие «опережающая подготовка военных кадров»?

- Подготовка военных кадров -не самоцель образовательной ор-

ганизации, а проекция кадровых потребностей корабельного состава и организаций ВМФ на ближайшую и последующую перспективы. Командир крейсера 2035 года - это сегодня курсант первого курса военно-морского института. Можем ли мы сейчас предвидеть, какие знания и умения потребуются ему через 15 лет?

Конечно же, система непрерывной подготовки офицерских кадров должна быть гибкой и идти в первую очередь от требуемого сейчас уровня квалификации выпускников. В то же время необходима упреждающая, прогнозная деятельность органов военного управления по переработке соответствующих требований к квалификации офицеров по должностям завтрашнего дня, перспективной корабельной организации, перспективных образцов вооружения и военной техники, которые станут основой переработки квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке выпускников.

То есть система подготовки кадров ВМФ должна быть не только непрерывной, но и еще опережающей, конечно же, основанной на традициях, но не отстающей. Перефразируя известных философов и педагогов, скажу: «Мы лишаем офицеров будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили вчера».

В Программе развития академии мы уже предусмотрели ряд мероприятий по приданию военно-морскому образованию большей мобильности и адаптивности за счет внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также расширения спектра основных и дополнительных профессиональных программ, в том числе индивидуально-ориентированных, обучение по которым осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно).

По решению Главнокомандующего Военно-Морским Флотом Военно-морская академия последовательно работает над совершенствованием организации разработки и использования результатов отзывов на выпускников. Продолжение этой работы также заложено в мероприятия Программы развития, только на новом методическом и технологическом уровнях.

Так, внедрение новых информационных и телекоммуникационных технологий в организацию взаимодействия ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» с органами военного управления, соединениями и объединениями Вооруженных Сил по разработке и использованию результатов отзывов на выпускников обеспечит совершенствование уровня военно-профессиональной подготовки выпускников, учет опыта учебно-боевой и повседневной практики сил и войск в образовательном процессе, а также сокращение сроков становления в должности молодых офицеров.

Мы также осуществляем и будем осуществлять учебно-методическое сопровождение выпускников, поддержание контактов с ними, заблаговременно выявлять офицеров, склонных к научной и педагогической деятельности, постоянно актуализировать существующую электронную базу данных выпускников.

Станет возможным согласованный этапный контроль командованиями соединений

и объединений, отдельных воинских частей и организаций ВМФ успешности освоения офицерами программ подготовки специалите-та, программ магистратуры и дополнительных профессиональных программ и представление результатов этого анализа в военные образовательные организации и Главное командование ВМФ.

Созданная система позволит также реализовать права офицеров - кандидатов на обучение участвовать в формировании содержания программ профессиональной переподготовки и программ магистратуры и выбирать по согласованию с военными образовательными организациями ВМФ дисциплины (разделы, модули, темы) для факультативной и индивидуальной форм обучения.

Здесь же можно найти пути создания и внедрения не декларативной, а реальной опережающей подготовки за счет широкого внедрения и развития онлайн-техно-логий, платформенных, сервисных и интеграционных решений, предоставляемых информационно-образовательной средой ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия».

- Не секрет, что создание первого военно-морского учебного

заведения более 300 лет назад положило начало всему светскому образованию в России. Военно-морской институт и по сей день располагается в историческом здании на Васильевском острове. Не является ли это сдерживающим фактором развития учебно-материальной базы, соответствующей опережающей подготовке военно-морских кадров, о которой Вы говорили?

- Как вы знаете, в июле 2018 года Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным было принято решение о формировании передовой учебно-научной базы Военно-Морского Флота в Кронштадте.

Это формирование предусматривает не просто строительство новых учебных корпусов на территории военного городка. Оно предполагает создание уникального, самого большого инновационного военно-морского парка в мире, объединяющего в себе образование и науку, историю и будущее флота, Кронштадта и Санкт-Петербурга.

Именно поэтому Министром обороны на расширенном заседании в Главном командовании Военно-Морского Флота 5 декабря

2018 года была дана принципиальная установка на привлечение к работе самых широких слоев общественности, включающей авторитетных и заслуженных ветеранов Военно-Морского Флота, ведущих ученых, руководителей Объединенной судостроительной корпорации, представителей общественных организаций Санкт-Петербурга, а также педагогов и ученых, кому посчастливится служить и творить в этом, без преувеличения, инновационном центре.

Это решение является для нас базисом для всей последующей организаторской работы.

Обязательным принципом ее осуществления является единство технологических решений, обеспечивающее интеграцию образования и науки в объектах многофункционального назначения. Это единство должно сыграть важную роль в решении тех сложных и масштабных задач, которые мы сегодня ставим перед собой, чтобы обеспечить лидерство нашей страны, рост ее обороноспособности, могущество Военно-Морского Флота и качество опережающей подготовки кадров.

Немаловажным фактором являются также географическое и историко-культурное положения создаваемого центра. Они определяют необходимость эффективного использования уникальной территории и акватории Кронштадта при размещении объектов единой учебно-научной базы.

Кроме того, создание учебно-научной базы Военно-Морского Флота должно быть интегрировано с проектами создания парка «Патриот», проведения Главного военно-морского парада, Международного военно-морского салона, а также объектов социальной инфраструктуры.

Такая интеграция предоставит уникальную возможность реализовать установку на практическое обучение - «Учиться для флота, учиться вместе с флотом», с внедрением новых форм обучения и воспитания обучающихся всех

образовательных уровней совместно с мероприятиями подготовки сил, войск и органов военного управления ВМФ.

Кроме того, предполагается повысить и фундаментальность военно-морского образования за счет реализации полученных научных знаний по траектории «Из научной лаборатории в учебную аудиторию».

Материальной основой этих изменений станет адаптивная учебно-научная материальная база, включающая уникальные, не имеющие аналогов, тренажерные и лабораторно-эксперименталь-ные комплексы.

- Можете назвать хотя бы некоторые из них? Для чего они служат, в чем их новизна?

- Мы начинали наше интервью с понятия линии горизонта и его мировоззренческого значения для военного моряка. Как раз, одним из наиболее важных инновационных решений, реализуемых в Кронштадте, является создание аудитории мореходной астрономии с инновационным планетарием, аналогов которому в образовательных организациях Российской Федерации сегодня не существует.

Реализация контроля работы курсантов и моделирование различных условий обстановки обеспечивают поэтапное формирование практических навыков в измерении навигационных данных. Таким образом, обеспечивается полный цикл подготовки специалистов: от изучения звездного неба до определения места корабля по небесным светилам с высокой точностью.

Достаточно интересным решением является и создание астрономической площадки. Она предназначена для проведения астрономической и навигационной подготовки курсантов с использованием астрономических и навигационных приборов.

Применение передовых технологий при конструировании астрономической площадки позволит сформировать интерактивную плоскость искусственного истинного

горизонта. Инновационным в моделировании плоскости является задание углов наклона, в полной мере имитирующих бортовую и килевую качки корабля.

Не менее уникальными будут и учебно-лабораторные комплексы для подготовки специалистов по эксплуатации и применению вооружения, военной и специальной техники ВМФ, расположенные непосредственно у уреза воды Финского залива.

Например, комплекс морского подводного оружия впервые в истории военно-морского образования позволит осуществлять полный цикл подготовки курсантов от мероприятий, проводимых на базах оружия, до его подачи на корабль, заряжания и боевого применения.

Здесь же будут размещены единые тренажерные комплексы, обеспечивающие сопряжение тренажеров и обмен информацией на всех уровнях образования - от оперативно-тактического до среднего специального. Это позволит осуществлять многоуровневую подготовку специалистов Военно-Морского Флота по единому замыслу и плану, на едином оперативно-тактическом фоне, применительно к любому театру военных действий в уже обозначенной мной форме распределенной военно-морской игры.

Если говорить о перспективной базе научных исследований, то в качестве ее аналогов нами взяты

лучшие образцы технологических решений Военного инновационного технополиса «Эра», создаваемого, в том числе, и с активной помощью предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса.

База научных исследований будет включать в себя, наряду с административными зданиями, целый ряд перспективных научно-лабораторных комплексов. Возможности этих комплексов будут использоваться не только научными работниками, но и преподавателями, адъюнктами, слушателями и курсантами как в образовательном процессе, так и при проведении научных исследований.

Еще раз хочу подчеркнуть, что создаваемая в Кронштадте принципиально новая высокотехнологичная учебно-научная база Военно-Морского Флота - это веление времени! Ее построение на единой платформе с другими компонентами военно-морского кластера формирует территорию инновационного развития. Создаются все условия для повышения эффективности в области подготовки кадров и научных исследований Военно-Морского Флота.

Кроме того, все это в полной мере согласуется и с требованиями Президента Российской Федерации В.В. Путина к отечественной высшей школе, выдвинутыми на расширенном заседании Государственного Совета и Совета при

ИЮЛЬ - АВГУСТ 2020 № 4 (25) V 9

■л

Президенте по науке и образованию 6 февраля 2020 года: «...Нужно найти такие решения, которые. обеспечат значительный рост качества образования и исследований в вузах, а для этого необходимы совместные кафедры и лаборатории, сетевое взаимодействие научных и образовательных команд, передовая инфраструктура, включая центры коллективного пользования, научные установки, базы данных.».

В то же время, создавая новое, мы осознаем ответственность за сохранение нашего исторического прошлого, запечатленного в славных победах русского флота, в героических именах, в учебных и научных трудах педагогов и ученых, в кораблях и зданиях.

Вы упомянули историческое здание Морского корпуса на Васильевском острове. После перемещения Военно-морского института в Кронштадт это здание предполагается использовать в качестве Историко-культурного центра Военно-Морского Флота.

В нем предусмотрено создать: музей морской славы, военно-морского образования и науки; морскую картинную галерею; зал проведения особо торжественных мероприятий флота (известный как «Зал Революции»); Центр детско-юношеского патриотического движения «ЮНАРМИЯ».

Каждый элемент Историко-культурного центра будет активно использоваться для проведения учебных занятий со слушателями, курсантами, нахимовцами, кадетами и юнармейцами.

Как и прежде, будущие офицеры, проходя через Компасный зал и галерею Героев, будут испытывать священный трепет перед величием нашего Флота и гордость за приобщение к его наследию!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Учиться в военно-морском учебном заведении - мечта тысяч юношей и девушек, каждый офицер считает неотъемлемой частью своей служебной карьеры обучение на Высших специальных офицер-

ских классах и в Военно-морской академии. Что бы Вы пожелали тем, кто собирается поступать во вверенное Вам военно-учебное заведение?

- Обращаюсь к вам, уважаемые абитуриенты, не как к будущим первокурсникам, а как к выпускникам 2025 года.

Ваше обучение и совершенствование ваших профессиональных способностей являются неотъемлемой частью повышения боевой готовности Военно-Морского Флота, обеспечения военной безопасности Российской Федерации с морских и океанских направлений.

Понимание этого требует от каждого, без исключения, осознания своей исключительности и особой личной ответственности за эффективность использования каждого часа своего нахождения в высшем военном учебном заведении, приобретения такого уровня компетентности, который позволит приступить к исполнению должностных обязанностей непосредственно после выпуска с гарантированным поддержанием его при последующем перемещении по службе на протяжении 3-5 лет.

И все же наряду с выполнением требований заказчика подготовки военных кадров, соответствующего изменения содержания образования свою основную миссию и предназначение мы видим в вашем духовном, интеллектуальном и физическом развитии. И для этого у нас все есть.

В первую очередь это высококвалифицированный научно-педагогический состав: около двух тысяч педагогических и полутора тысяч научных работников. Значительная часть из них обладает уникальным практическим опытом. В строю наших педагогов - командующие и начальники штабов флотилий разнородных сил, командиры дивизий и бригад, подводных и надводных крейсеров, флагманские специалисты объединений и соединений, лучшие специалисты в своей предметной области. Более 70% из

них являются также специалистами высшей научной квалификации - докторами и кандидатами наук, профессорами и доцентами.

Для культурно-нравственного воспитания уникальные возможности, предоставляемые морской и культурной столицей России -Санкт-Петербургом, дополняются потенциалом наших образовательных и научных подразделений, каждое из которых - не только наша гордость, но и общенациональное достояние.

В завершение хочу еще раз подчеркнуть, что, функционируя в едином образовательно-научном пространстве России, система кадрового обеспечения Военно-Морского Флота является неотъемлемой частью военно-морской деятельности государства по формированию и поддержанию военными методами благоприятных условий в Мировом океане для устойчивого развития Российской Федерации и реализации основных приоритетов ее национальной безопасности.

Главнокомандующий Военно-Морским Флотом, как заказчик кадров, командующие соединениями и объединениями, образовательное и научное сообщество, ветераны флота в полной мере осознают свою ответственность за подготовку высококвалифицированных военно-морских кадров важнейшей составляющей морского потенциала Российской Федерации.

Офицеры, мичманы, старшины и матросы Военно-Морского Флота были, есть и будут предметом гордости нашего многонационального народа, внимания руководства государства и Вооруженных Сил.

Профессионализм военных моряков является необходимым условием и гарантом военной безопасности России. ."

Александр ДРОБЫШЕВСКИЙ, Анатолий СТАСОВСКИЙ

Фото из архива ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.