Научная статья на тему 'Учиться электронным технологиям управления государством настоящим образом'

Учиться электронным технологиям управления государством настоящим образом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
56
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПОДГОТОВКА И ОБУЧЕНИЕ КАДРОВ / INFORMATION TECHNOLOGIES / ELECTRONIC GOVERNMENT / PREPARATION AND TRAINING OF SHOTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Овчинников Сергей Александрович

В статье идет речь о проблемах подготовки кадров и внедрения информационных технологий для обеспечения деятельности электронного государственного управления в свете установок, высказанных президентом России Д. А. Медведевым на заседаниях Президиума Государственного Совета (июль 2008 г.) и Совета по информационным технологиям (февраль 2009 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY ELECTRONIC TECHNOLOGIES OF STATE MANAGEMENT BY THE PRESENTIMAGE

The article considers problems of the staff training and practical implementation of information technology for the support of activity of the electronic state management in the light of statements which were stated by the president of Russia D.A. Medvedev at sessions of the Presidium of the State Council (July, 2008) and the Council of the information technologies (February, 2009).

Текст научной работы на тему «Учиться электронным технологиям управления государством настоящим образом»

ИПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 22.09.2009 г.)

3. Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Рашида Нургалиева в «Российской газете» 21.08.2009 г. // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. Раздел «Новости». - URL: http://mvd.ru (дата обращения: 11.09.2009).

4. Приказ МВД России от 13 06 2002 г. № 562 «Об утверждении концепции развития информа-

ционно-вычислительной системы МВД России на 2002-2006 гг.».

5. Приказ МВД России от 04.04.2009 г. № 280

«Об утверждении концепции информатизации органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России до 2012 г.».

Учиться электронным технологиям управления государством настоящим образом

© овчинников Сергей Александрович

доктор исторических наук, профессор, заместитель председателя учебно-методического центра по информационной безопасности Приволжского Федерального округа, эксперт по вопросам информационной безопасности Правительства Саратовской области.

@ (845-2) 734-759, И [email protected]

В статье идет речь о проблемах подготовки кадров и внедрения информационных технологий для обеспечения деятельности электронного государственного управления в свете установок, высказанных президентом России Д. А. Медведевым на заседаниях Президиума Государственного Совета (июль 2008 г.) и Совета по информационным технологиям (февраль 2009 г).

Ключевые слова: информационные технологии, электронное государственное управление, подготовка и обучение кадров.

Президент России Д. А. Медведев в выступлениях на заседаниях Президиума Государственного Совета (июль 2008 г.) и Совета по информационным технологиям (февраль 2009 г.) весьма предметно обозначил контуры решения важнейшей государственной и политической задачи современности по информатизации нашей страны.

Более того в выступлении Президента в Кремле на заседании Совета по развитию информационного общества в феврале 2009 г. прозвучала резкая критика по поводу реализации государственной программы в этой сфере: «...Уже пятый год переводим нашу работу на электронный вид. То есть уже пять лет мы всё занимаемся электронным документооборотом. К сожалению, в этом смысле похвастаться нечем. Несмотря на кризисные сложности, мы должны в ближайшие два года создать и инфор-

мационные и институциональные предпосылки для интеграции в глобальное информационное общество»1.

Несомненно, что решение этих политически важных задач требует соответствующего кадрового обеспечения специалистами, способными обеспечить повышение эффективности управленческой деятельности в органах государственной власти и местного самоуправления, организациях и учреждениях на основе современных информационных технологий.

Проблемы строительства «электронного правительства» нашли отражение в решении первой Всероссийской научно-практической конференции «Современный механизм управления регионом: Электронное правительство» (г. Калининград, 14 июля 2008 г.), в котором отмечалось, что среди многих существующих

1 URL: http://kremlin.ru (дата обращения: 02.09.2009).

Информационная безопасность регионов. 2009. № 2 (5)

проблем, сдерживающих реализацию проектов административной реформы и создания электронного правительства, общей проблемой для многих регионов является отсутствие специализированной подготовки кадров.

Как ученый-политолог, специалист по вопросам подготовки кадров, длительное время занимающийся исследованием ряда проблем в рассматриваемой сфере, считал бы возможным привлечь внимание к ряду важных вопросов, которые требуют пристального внимания и оперативного решения. На протяжении ряда лет довелось участвовать в различных по статусу (всероссийских и международных) конференциях и совещаниях по вопросам внедрения технологий электронного государственного управления - в Брюсселе [1], Москве, С. Петербурге, Калининграде [2], Н. Новгороде, Самаре и др., материалы которых убеждают в том, что сегодня отчётливо наметился «перекос» в данной работе в сторону сугубо технократического подхода. К великому сожалению, устроители конференций и совещаний практически не привлекают к проведению таких мероприятий учёных (политологов, социологов, психологов, педагогов, документоведов и других специалистов), которые могут совершенно по-иному высветить многие аспекты этой проблемы.

Как известно, административная реформа и сопровождающая её программа информатизации имеют отчётливо выраженную политическую компоненту, нацелены на обеспечение прозрачности и доступности для граждан власти, повышение эффективности работы чиновничества, активное привлечение к делам государства формирующегося гражданского общества и его институтов. И если при этом не будут задействованы его механизмы, - успеха не достичь. Кроме того, необходимо выработать механизм устранения всё более отчётливо проявляющейся на местах (особенно на муниципальном уровне) политической конфликтогенной проблемы в виде так называемого цифрового неравенства. Необходим государственный заказ на глубокие и разносторонние научные исследования в этом направлении, которые должны «прокладывать дорогу» техническим нововведениям.

Говоря о подготовке кадров для успешного внедрения проекта e-govemment в регионах, по-видимому, настало время работать под лозунгом «Учиться электронным технологиям управления государством настоящим образом».

На заседании Президиума Госсовета была высвечена проблема с разработкой административных регламентов на федеральном уровне. Несомненно, вопросы к таким документам имеются. Однако ещё больше проблем в этой сфере на уровне региональном. Так, напри-

мер, в одном административном регламенте исполнения государственной функции была предусмотрена всего одна!!! минута на приём сотрудником 10-12 документов от заявителя, за это время следовало осуществить диагностику, выявить неправильно оформленные документы и т. п. Многие административные регламенты написаны «шершавым чиновничьим языком», не вполне понятны для граждан.

Считаем, что для этой работы необходимы кадры экспертов-документоведов, владеющие навыками диагностики документов, обладающие познаниями в области литературного русского языка и лингвистики для приведения содержания регламентов в удобовоспринимаемый гражданами вид, способные работать над проведением антикоррупционной экспертизы документов.

Далее эта проблема ещё более обострится, поскольку необходимо разрабатывать и внедрять административные регламенты в электронном виде. Более значительные сложности имеются по разработке регламентов на уровне муниципалитетов из-за отсутствия квалифицированных кадров и соответствующих научных рекомендаций.

Президент страны обратил внимание на необходимость решения проблемы защиты государственной тайны при формировании общедоступных баз данных. Однако процесс «раскрытия информации», ведущийся в органах государственной власти, также нуждается в квалифицированном кадровом обеспечении, поскольку многие управленцы недостаточно чётко представляют себе, как организовать этот процесс, какая информация, в каком объёме и виде может быть представлена, а главное, станет ли она полезной для общественного восприятия. В этой работе должны, на наш взгляд, участвовать специалисты-документоведы.

Нельзя не заметить, что зачастую страдает качество внешнего оформления сайтов органов власти, особенно муниципального уровня, да и не везде такие сайты имеются. По-видимому, необходим государственный заказ на подготовку специалистов по веб-дизайну для государственных органов.

Внедрение электронного документооборота существенно сдерживает не доведённая до логического финала проблема с электронной цифровой подписью. Но, даже если технические проблемы будут решены, необходимо в короткий срок подготовить довольно многочисленный отряд специалистов по обеспечению документооборота носителей шифрованной информации.

Несмотря на развитие теории информационной безопасности и реализацию в практиче-

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

ских системах всё более совершенных технологий её обеспечения, объем ущерба, наносимого в результате компьютерных инцидентов, постоянно возрастает, однако этот феномен довольно латентен. Более того, судя по информации из правоохранительных структур, некоторые экстремистские и криминальные сообщества располагают средствами скрытого информационного воздействия на работу автоматизированных систем, да и проблема компьютерного терроризма ныне вполне реальна.

Как показывает практика, пока ещё недостаточно проработан вопрос создания за-щищённого электронного контура вертикали власти для обеспечения устойчивого управления регионом условиях агрессивного воздействия на информационные системы и при возникновении чрезвычайных ситуаций, что может привести к непредсказуемым последствиям.

Так, изучая обстоятельства информационной диверсии по поводу лжеаварии на Бала-ковской АЭС в Саратовской области в ноябре 2004 г., было установлено, что деструктивными элементами с применением компьютерных информационных технологий был отработан и успешно применён механизм дестабилизации общественно-политической ситуации в огромном регионе (8 областей центра России). К сожалению, виновные в этом лица хотя и были установлены, но практически не понесли существенного наказания.

На данных проблемах заостряем внимание потому, что в условиях наличия спектра угроз системам информатизации опасность нарушения функционирования системы «электронного правительства» весьма высока и требует учёта при разработке программ информатизации регионов на основе научно проработанных методических рекомендаций по защите критически важных ресурсов и поддержания устойчивости властной вертикали в условиях чрезвычайных ситуаций.

Среди комплекса проблем информационной безопасности важную роль имеет защита информации ограниченного доступа в органах государственной власти. Несанкционированный доступ к ней может нанести политический, экономический ущерб, привести к дестабилизации общественно-политической ситуации.

В настоящее время в Российской Федерации действует более 150-ти законодательных и иных нормативных актов в сфере информационной безопасности. Анализ этих документов вскрывает наличие в них множества «белых пятен», противоречий, неоднозначности толкований, декларативности, что создает значительные трудности при осуществлении деятельности по защите информации. Возникают проблемы

с финансированием работ в этом направлении, особенно на муниципальном уровне.

Наряду со многими вопросами в сфере информационной безопасности, отчётливо просматривается ещё один существенный аспект, который может заметно осложнить положение дел с защитой автоматизированных систем государственных структур. Речь идёт о предстоящем вхождении России в состав ВТО. По требованию этой организации в России принят Федеральный закон № 184 от 27.12.2002 г. «О техническом регулировании», согласно которому с 30.06.2010 г. осуществляется переход к специальным техническим регламентам (СТР), которые должны быть к этому времени разработаны. По этому закону государственному контролю (в том числе, лицензированию и сертификации) подлежат информационные технологии, поэтому в сфере информационной безопасности должны быть разработаны, утверждены и введены новые документы взамен существующих стандартов. При этом неизбежно возникнет масса проблем с регулированием разработки и применения средств защиты информации, особенно основанной на применении криптографических методов. Все эти новшества должны быть тщательно изучены.

Тем не менее для решения ряда из этих проблем есть разработанные технологии. Так, в Саратовском государственном социально-экономическом университете на протяжении нескольких лет ведется конкретная работа по ряду направлений, непосредственно связанная с обеспечением внедрения технологий электронного государственного управления регионального уровня.

За четыре года в нашем диссертационном совете защищены и утверждены ВАК России восемь кандидатских диссертаций: «Электронное правительство - инструмент модернизации общественных отношений в России и проблемы обеспечения информационной безопасности», «Проблемы обеспечения «прозрачности» и доступности власти в современной России», «Обеспечение информационной открытости политической системы России», «Вызовы и угрозы политической системе России в условиях глобальной информатизации», «Сохранение культурных ценностей как фактор национальной безопасности России», «Политические аспекты защиты духовной среды в геополитическом пространстве России», «Роль ИКТ в трансформации общественно-политической системы современной России», «Система информационной безопасности СМИ в современной России». Итоги многих научных исследований нами безвозмездно переданы в Правительство

Информационная безопасность регионов. 2009. № 2 (5)

области для рассмотрения в виде проектов регионального уровня.

Нельзя не обратить внимание, что в образовательных стандартах третьего поколения таких специальностей, как государственное и муниципальное управление, документационное обеспечение управления пока ещё не уделено должного внимания, на наш взгляд, корректировке программ подготовки специалистов для работы в новых условиях внедрения технологий электронного правительства, обслуживания граждан по принципу «одного окна», применения ЭЦП и т.п., все эти вопросы, как правило, относят к региональному, вузовскому компоненту. Тем самым нарушается принцип единообразия в подготовке кадров для решения задачи, общей для всей страны.

Наш университет - первый вуз страны где с 2009 г. ведётся подготовка специалистов по электронному документообороту и делопроизводству в органах государственной власти и местного самоуправления. С 2007 г. мы работаем в области подготовки экспертов-документоведов для органов власти . Именно специалисты такого профиля способны решить многие вопросы внедрения и грамотной эксплуатации систем

электронного документооборота, обеспечения использования в органах власти электронной цифровой подписи и принципа работы с населением в «одно окно», раскрытия информации органов власти, обеспечения к ней беспрепятственного доступа граждан к общественнозна-чимой информации и т.п.

Не сомневаемся в том, что затронутые в статье вопросы нацелены на решение ряда наиболее острых проблем в сфере реализации важнейшей политической задачи современности - совершенствования государственного управления на основе современных информационных технологий.

Библиографический список

1. Овчинников С. А. Взгляд в будующее на электронное правительство российских регионов [Текст] // Информационная безопасность регионов. - 2007. - № 1 (1). - ISSN 1995-5731.

2. Овчинников С. А. Современный механизм управления регионом: электронное правительство [Текст] // Информационная безопасность регионов. - 2008. - № 2 (3). - ISSN 1995-5731.

* КНИЖНАЯ ПОЛКА

Файл Правка Вид Избранное Сервис Справка ^Назад " 1 ) ^Г у 'Поиск Папки

ol

Криминалистика. Экспертиза. Розыск: Сборник научных статей / Под ред. В. М. Юрина. - Саратов.: СЮИ МВД России, - 2008. - 468 с. - ISBN 5-7485-0506-2.

Сборник включает в себя научные стати, посвящённые широкому кругу проблем в криминалистике и судебной экспертизе. Отдельные разделы сборника посвящены вопросам криминалистической техники и проблемам криминалистической тактики. Большой интерес у читателей вызовут статьи, представленные в разделах, отражающих вопросы методологических основ расследования и организации расследования. Заинтересуют читательскую аудиторию и публикации, посвящённые методике расследования отдельных видов преступлений и вопросам судебной экспертизы.

Сборник структурно состоит из шести разделов, в которых представлены как статьи ведущих учёных-юристов криминалистов, так и работы молодых исследователей.

Сборник будет полезен законодателю, практическим работникам правоохранительных органов, студентам, адъюнктам и аспирантам, преподавателям юридических вузов и факультетов, тем, кто интересуется современной криминалистикой, организацией работы правоохранительных органов и противодействия преступности.

КРИМИНАЛИСТИКА ЭКСПЕРТИЗА РОЗЫСК

ВЫПУСК 1

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.