ИПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 22.09.2009 г.)
3. Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Рашида Нургалиева в «Российской газете» 21.08.2009 г. // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. Раздел «Новости». - URL: http://mvd.ru (дата обращения: 11.09.2009).
4. Приказ МВД России от 13 06 2002 г. № 562 «Об утверждении концепции развития информа-
ционно-вычислительной системы МВД России на 2002-2006 гг.».
5. Приказ МВД России от 04.04.2009 г. № 280
«Об утверждении концепции информатизации органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России до 2012 г.».
Учиться электронным технологиям управления государством настоящим образом
© овчинников Сергей Александрович
доктор исторических наук, профессор, заместитель председателя учебно-методического центра по информационной безопасности Приволжского Федерального округа, эксперт по вопросам информационной безопасности Правительства Саратовской области.
@ (845-2) 734-759, И [email protected]
В статье идет речь о проблемах подготовки кадров и внедрения информационных технологий для обеспечения деятельности электронного государственного управления в свете установок, высказанных президентом России Д. А. Медведевым на заседаниях Президиума Государственного Совета (июль 2008 г.) и Совета по информационным технологиям (февраль 2009 г).
Ключевые слова: информационные технологии, электронное государственное управление, подготовка и обучение кадров.
Президент России Д. А. Медведев в выступлениях на заседаниях Президиума Государственного Совета (июль 2008 г.) и Совета по информационным технологиям (февраль 2009 г.) весьма предметно обозначил контуры решения важнейшей государственной и политической задачи современности по информатизации нашей страны.
Более того в выступлении Президента в Кремле на заседании Совета по развитию информационного общества в феврале 2009 г. прозвучала резкая критика по поводу реализации государственной программы в этой сфере: «...Уже пятый год переводим нашу работу на электронный вид. То есть уже пять лет мы всё занимаемся электронным документооборотом. К сожалению, в этом смысле похвастаться нечем. Несмотря на кризисные сложности, мы должны в ближайшие два года создать и инфор-
мационные и институциональные предпосылки для интеграции в глобальное информационное общество»1.
Несомненно, что решение этих политически важных задач требует соответствующего кадрового обеспечения специалистами, способными обеспечить повышение эффективности управленческой деятельности в органах государственной власти и местного самоуправления, организациях и учреждениях на основе современных информационных технологий.
Проблемы строительства «электронного правительства» нашли отражение в решении первой Всероссийской научно-практической конференции «Современный механизм управления регионом: Электронное правительство» (г. Калининград, 14 июля 2008 г.), в котором отмечалось, что среди многих существующих
1 URL: http://kremlin.ru (дата обращения: 02.09.2009).
Информационная безопасность регионов. 2009. № 2 (5)
проблем, сдерживающих реализацию проектов административной реформы и создания электронного правительства, общей проблемой для многих регионов является отсутствие специализированной подготовки кадров.
Как ученый-политолог, специалист по вопросам подготовки кадров, длительное время занимающийся исследованием ряда проблем в рассматриваемой сфере, считал бы возможным привлечь внимание к ряду важных вопросов, которые требуют пристального внимания и оперативного решения. На протяжении ряда лет довелось участвовать в различных по статусу (всероссийских и международных) конференциях и совещаниях по вопросам внедрения технологий электронного государственного управления - в Брюсселе [1], Москве, С. Петербурге, Калининграде [2], Н. Новгороде, Самаре и др., материалы которых убеждают в том, что сегодня отчётливо наметился «перекос» в данной работе в сторону сугубо технократического подхода. К великому сожалению, устроители конференций и совещаний практически не привлекают к проведению таких мероприятий учёных (политологов, социологов, психологов, педагогов, документоведов и других специалистов), которые могут совершенно по-иному высветить многие аспекты этой проблемы.
Как известно, административная реформа и сопровождающая её программа информатизации имеют отчётливо выраженную политическую компоненту, нацелены на обеспечение прозрачности и доступности для граждан власти, повышение эффективности работы чиновничества, активное привлечение к делам государства формирующегося гражданского общества и его институтов. И если при этом не будут задействованы его механизмы, - успеха не достичь. Кроме того, необходимо выработать механизм устранения всё более отчётливо проявляющейся на местах (особенно на муниципальном уровне) политической конфликтогенной проблемы в виде так называемого цифрового неравенства. Необходим государственный заказ на глубокие и разносторонние научные исследования в этом направлении, которые должны «прокладывать дорогу» техническим нововведениям.
Говоря о подготовке кадров для успешного внедрения проекта e-govemment в регионах, по-видимому, настало время работать под лозунгом «Учиться электронным технологиям управления государством настоящим образом».
На заседании Президиума Госсовета была высвечена проблема с разработкой административных регламентов на федеральном уровне. Несомненно, вопросы к таким документам имеются. Однако ещё больше проблем в этой сфере на уровне региональном. Так, напри-
мер, в одном административном регламенте исполнения государственной функции была предусмотрена всего одна!!! минута на приём сотрудником 10-12 документов от заявителя, за это время следовало осуществить диагностику, выявить неправильно оформленные документы и т. п. Многие административные регламенты написаны «шершавым чиновничьим языком», не вполне понятны для граждан.
Считаем, что для этой работы необходимы кадры экспертов-документоведов, владеющие навыками диагностики документов, обладающие познаниями в области литературного русского языка и лингвистики для приведения содержания регламентов в удобовоспринимаемый гражданами вид, способные работать над проведением антикоррупционной экспертизы документов.
Далее эта проблема ещё более обострится, поскольку необходимо разрабатывать и внедрять административные регламенты в электронном виде. Более значительные сложности имеются по разработке регламентов на уровне муниципалитетов из-за отсутствия квалифицированных кадров и соответствующих научных рекомендаций.
Президент страны обратил внимание на необходимость решения проблемы защиты государственной тайны при формировании общедоступных баз данных. Однако процесс «раскрытия информации», ведущийся в органах государственной власти, также нуждается в квалифицированном кадровом обеспечении, поскольку многие управленцы недостаточно чётко представляют себе, как организовать этот процесс, какая информация, в каком объёме и виде может быть представлена, а главное, станет ли она полезной для общественного восприятия. В этой работе должны, на наш взгляд, участвовать специалисты-документоведы.
Нельзя не заметить, что зачастую страдает качество внешнего оформления сайтов органов власти, особенно муниципального уровня, да и не везде такие сайты имеются. По-видимому, необходим государственный заказ на подготовку специалистов по веб-дизайну для государственных органов.
Внедрение электронного документооборота существенно сдерживает не доведённая до логического финала проблема с электронной цифровой подписью. Но, даже если технические проблемы будут решены, необходимо в короткий срок подготовить довольно многочисленный отряд специалистов по обеспечению документооборота носителей шифрованной информации.
Несмотря на развитие теории информационной безопасности и реализацию в практиче-
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731
ских системах всё более совершенных технологий её обеспечения, объем ущерба, наносимого в результате компьютерных инцидентов, постоянно возрастает, однако этот феномен довольно латентен. Более того, судя по информации из правоохранительных структур, некоторые экстремистские и криминальные сообщества располагают средствами скрытого информационного воздействия на работу автоматизированных систем, да и проблема компьютерного терроризма ныне вполне реальна.
Как показывает практика, пока ещё недостаточно проработан вопрос создания за-щищённого электронного контура вертикали власти для обеспечения устойчивого управления регионом условиях агрессивного воздействия на информационные системы и при возникновении чрезвычайных ситуаций, что может привести к непредсказуемым последствиям.
Так, изучая обстоятельства информационной диверсии по поводу лжеаварии на Бала-ковской АЭС в Саратовской области в ноябре 2004 г., было установлено, что деструктивными элементами с применением компьютерных информационных технологий был отработан и успешно применён механизм дестабилизации общественно-политической ситуации в огромном регионе (8 областей центра России). К сожалению, виновные в этом лица хотя и были установлены, но практически не понесли существенного наказания.
На данных проблемах заостряем внимание потому, что в условиях наличия спектра угроз системам информатизации опасность нарушения функционирования системы «электронного правительства» весьма высока и требует учёта при разработке программ информатизации регионов на основе научно проработанных методических рекомендаций по защите критически важных ресурсов и поддержания устойчивости властной вертикали в условиях чрезвычайных ситуаций.
Среди комплекса проблем информационной безопасности важную роль имеет защита информации ограниченного доступа в органах государственной власти. Несанкционированный доступ к ней может нанести политический, экономический ущерб, привести к дестабилизации общественно-политической ситуации.
В настоящее время в Российской Федерации действует более 150-ти законодательных и иных нормативных актов в сфере информационной безопасности. Анализ этих документов вскрывает наличие в них множества «белых пятен», противоречий, неоднозначности толкований, декларативности, что создает значительные трудности при осуществлении деятельности по защите информации. Возникают проблемы
с финансированием работ в этом направлении, особенно на муниципальном уровне.
Наряду со многими вопросами в сфере информационной безопасности, отчётливо просматривается ещё один существенный аспект, который может заметно осложнить положение дел с защитой автоматизированных систем государственных структур. Речь идёт о предстоящем вхождении России в состав ВТО. По требованию этой организации в России принят Федеральный закон № 184 от 27.12.2002 г. «О техническом регулировании», согласно которому с 30.06.2010 г. осуществляется переход к специальным техническим регламентам (СТР), которые должны быть к этому времени разработаны. По этому закону государственному контролю (в том числе, лицензированию и сертификации) подлежат информационные технологии, поэтому в сфере информационной безопасности должны быть разработаны, утверждены и введены новые документы взамен существующих стандартов. При этом неизбежно возникнет масса проблем с регулированием разработки и применения средств защиты информации, особенно основанной на применении криптографических методов. Все эти новшества должны быть тщательно изучены.
Тем не менее для решения ряда из этих проблем есть разработанные технологии. Так, в Саратовском государственном социально-экономическом университете на протяжении нескольких лет ведется конкретная работа по ряду направлений, непосредственно связанная с обеспечением внедрения технологий электронного государственного управления регионального уровня.
За четыре года в нашем диссертационном совете защищены и утверждены ВАК России восемь кандидатских диссертаций: «Электронное правительство - инструмент модернизации общественных отношений в России и проблемы обеспечения информационной безопасности», «Проблемы обеспечения «прозрачности» и доступности власти в современной России», «Обеспечение информационной открытости политической системы России», «Вызовы и угрозы политической системе России в условиях глобальной информатизации», «Сохранение культурных ценностей как фактор национальной безопасности России», «Политические аспекты защиты духовной среды в геополитическом пространстве России», «Роль ИКТ в трансформации общественно-политической системы современной России», «Система информационной безопасности СМИ в современной России». Итоги многих научных исследований нами безвозмездно переданы в Правительство
Информационная безопасность регионов. 2009. № 2 (5)
области для рассмотрения в виде проектов регионального уровня.
Нельзя не обратить внимание, что в образовательных стандартах третьего поколения таких специальностей, как государственное и муниципальное управление, документационное обеспечение управления пока ещё не уделено должного внимания, на наш взгляд, корректировке программ подготовки специалистов для работы в новых условиях внедрения технологий электронного правительства, обслуживания граждан по принципу «одного окна», применения ЭЦП и т.п., все эти вопросы, как правило, относят к региональному, вузовскому компоненту. Тем самым нарушается принцип единообразия в подготовке кадров для решения задачи, общей для всей страны.
Наш университет - первый вуз страны где с 2009 г. ведётся подготовка специалистов по электронному документообороту и делопроизводству в органах государственной власти и местного самоуправления. С 2007 г. мы работаем в области подготовки экспертов-документоведов для органов власти . Именно специалисты такого профиля способны решить многие вопросы внедрения и грамотной эксплуатации систем
электронного документооборота, обеспечения использования в органах власти электронной цифровой подписи и принципа работы с населением в «одно окно», раскрытия информации органов власти, обеспечения к ней беспрепятственного доступа граждан к общественнозна-чимой информации и т.п.
Не сомневаемся в том, что затронутые в статье вопросы нацелены на решение ряда наиболее острых проблем в сфере реализации важнейшей политической задачи современности - совершенствования государственного управления на основе современных информационных технологий.
Библиографический список
1. Овчинников С. А. Взгляд в будующее на электронное правительство российских регионов [Текст] // Информационная безопасность регионов. - 2007. - № 1 (1). - ISSN 1995-5731.
2. Овчинников С. А. Современный механизм управления регионом: электронное правительство [Текст] // Информационная безопасность регионов. - 2008. - № 2 (3). - ISSN 1995-5731.
* КНИЖНАЯ ПОЛКА
Файл Правка Вид Избранное Сервис Справка ^Назад " 1 ) ^Г у 'Поиск Папки
ol
Криминалистика. Экспертиза. Розыск: Сборник научных статей / Под ред. В. М. Юрина. - Саратов.: СЮИ МВД России, - 2008. - 468 с. - ISBN 5-7485-0506-2.
Сборник включает в себя научные стати, посвящённые широкому кругу проблем в криминалистике и судебной экспертизе. Отдельные разделы сборника посвящены вопросам криминалистической техники и проблемам криминалистической тактики. Большой интерес у читателей вызовут статьи, представленные в разделах, отражающих вопросы методологических основ расследования и организации расследования. Заинтересуют читательскую аудиторию и публикации, посвящённые методике расследования отдельных видов преступлений и вопросам судебной экспертизы.
Сборник структурно состоит из шести разделов, в которых представлены как статьи ведущих учёных-юристов криминалистов, так и работы молодых исследователей.
Сборник будет полезен законодателю, практическим работникам правоохранительных органов, студентам, адъюнктам и аспирантам, преподавателям юридических вузов и факультетов, тем, кто интересуется современной криминалистикой, организацией работы правоохранительных органов и противодействия преступности.
КРИМИНАЛИСТИКА ЭКСПЕРТИЗА РОЗЫСК
ВЫПУСК 1
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731