ОБЩЕНИЕ
«Училась я на повара...» (профессиональная карьера женщины в социологическом агентстве)
Наталья Симакина
Ключевые слова: гендерный подход, карьера, коммерческая (прикладная) социология, коммерческие исследовательские центры (опросные организации, социологические агентства), мотивация к труду, неполная занятость, труд интервьюеров, трудоустройство.
Исследование гендерных отношений на рынке труда, в том числе шансов и ресурсов женщин в профессиональной сфере, специфики их установок, мотиваций, ценностных приоритетов в отношении профессии и карьеры1 — одно из направлений гендерного подхода в социологии2. В данной статье гендерный подход применяется к анализу процессов труда в коммерческих исследовательских центрах. Изучение общественного мнения, основывающееся на сборе и анализе эмпирических данных, сегодня весьма востребовано на рынке информации как определённый вид услуг. Меня интересует специфика подобной работы, мотивы вовлечения женщин в эту сферу, факторы, влияющие на решение попробовать себя в этом деле, пути получения должности в исследовательском центре, а также — что даёт женщине этот вид деятельности.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что коммерческая (прикладная) социология является сферой, предоставляющей женщине возможности для самореализации и профессионального роста. Под профессией здесь понимается деятельность, приносящая доход и требующая особых знаний, навыков и правил
Наталья Викторовна Симакина, студентка кафедры социальной антропологии и социальной работы Саратовского государственного технического университета, Саратов, участник Школы молодого автора в г. Пушкине, 2007 год.
поведения3, но в данном случае не ограниченная условием специального формального образования.
Передо мной стояли задачи проанализировать: 1) половой состав коллектива коммерческой опросной организации, особенности кадрового отбора (мужчин или женщин предпочитают туда нанимать, и от чего зависит выбор); 2) повседневность профессиональной деятельности интервьюеров; 3) качества, которыми должен обладать настоящий интервьюер, участвующий в «производстве знания» о практике работы, о себе как профессионале и о других, от которых это знание сокрыто4.
Специфика поля
На момент написания статьи у автора был опыт взаимодействия с сотрудниками трёх коммерческих опросных организаций Саратова (независимых консультационных центров и исследовательских агентств). Выяснилось, что в подобных фирмах преобладают женщины, причём на всех ступенях карьерной лестницы — от интервьюера до генерального директора: во всех трёх случаях генеральные директора — женщины, отделы аналитики также «имеют женское лицо», в двух из этих фирм руководителями полевого отдела, чья работа лежит в основе всей деятельности компании, являются женщины. Статистика занятости показывает, что социальная сфера даёт больше возможностей для продвижения женщин на руководящие позиции, по сравнению, например, с производством, банковским делом или армией5. Пример этих фирм позволяет сделать предварительный вывод, что и в коммерческой социологии в освоении рабочих мест лидируют женщины.
Для иллюстрации возможности заработать в коммерческом исследовательском центре рассмотрим данные по оплате труда сотрудников разной квалификации, в первую очередь интервьюеров. Чаще всего исследовательские агентства или консультационные центры предлагают вакансии специалиста по маркетинговым и социологическим исследованиям, аналитика, сотрудника полевого отдела, специалиста по работе с информацией. Заработок на таких должностях может составлять от 500 долларов в Москве и от 3000—5000 рублей в провинциальных городах6. Интервьюер, задействованный в проведении качественных опросов, в среднем может получить от 8 до 20 долларов за интервью, длящееся от получаса до полутора часов.
Участвуя в количественном исследовании, можно заработать от 1 до 3 долларов за одну маркетинговую анкету (в среднем 10 анкет в неделю) и от 10 до 20 рублей за политическую (рейтинговую) анкету; здесь количество анкет зависит от сроков опроса, выборки, а также индивидуальных способностей интервьюера7. Одни начинают в исследовательском агентстве опросчиком, а затем, благодаря полученным навыкам и заработанной репутации, поднимаются на более высокие ступени; другие, минуя практику интервьюирования, благодаря образованию или «знакомствам» получают должность руководящего сотрудника полевого отдела или младшего аналитика.
Пути трудоустройства в исследовательский центр
Меня интересовал женский опыт трудоустройства в опросные организации: каковы мотивы и предпосылки выбора данного места работы, ценности и установки, преобразующиеся в конкретную «целенаправленную последовательность действий, определяющую в конечном итоге успешность усилий людей в сфере занятости»8.
Из интервью 3: «Изначально я вообще туда не стремилась, я просто искала работу, я пришла в Центр карьеры и там, в компьютерной базе нашла несколько адресов. Честно, это был единственный адрес, до которого я знала, как добраться, ну, поехала, я оставляла заявление вообще на должность интервьюера, я не планировала там оставаться на постоянной работе... когда N просматривала анкеты, она мне позвонила: “Хочешь работать ”? — Я: “Да, конечно ” — я и осталась...». Так должность ассистента руководителя аналитического отдела получила студентка старшего курса, будущий социальный работник. Навыки анкетирования и интервьюирования имеются у студентов социальных специальностей, тем более что часто уже на первых курсах их привлекают к прикладной исследовательской работе в социологических или маркетинговых проектах.
Как удалось выяснить, сфера прикладной коммерческой социологии даёт возможность трудоустроиться людям, не имеющим какой-либо специальной социологической подготовки.
Из интервью 2: «Яне училась специально на социологии. Училась я на повара... У меня ребёнок был маленький, я определённое время не работала. Потом я пошла получать новый страховой полис. Там я встретила Надю, мы с ней были знакомы, она спросила, зачем я пришла, я сказала, так и так, хочу работать. Она говорит: “Ну, у нас как раз
проект, нам не хватает интервьюеров, хочешь поехать ?” — я согласилась».
Несмотря на образование по совершенно другой специальности, информантка согласилась выполнять незнакомую ей на тот момент работу, потому что остро нуждалась в заработке. В свою очередь фирма, заинтересованная в привлечении кадров, легко дала возможность трудоустроиться человеку без специальной подготовки. Замечу, что в привлечении людей на должность интервьюера существен фактор «знакомства». Для одной стороны поиск членов команды через личные контакты как бы даёт гарантию их порядочности9, для другой — предполагается не только благоприятный исход в плане приёма на работу, но и возможное карьерное продвижение в дальнейшем.
Специфика работы интервьюера
Хотя с особенностями работы интервьюеров я знакома уже не один год, меня до сих пор восхищают эти люди: «Попробуйте ходить по квартирам... заходя в каждую, например, пятую, чтобы найти мужчину, работающего, без высшего образования, в возрасте 30—35 лет, который ест шоколадные конфеты по крайней мере раз в неделю, с доходом не менее 5000 рублей, да ещё чтобы он согласился потратить на вас полчаса своего времени»10. Опрос предполагает установление на короткое время контактов с большим кругом незнакомых людей и фиксацию большого объёма информации. Кроме того, необходимо в довольно краткие сроки предоставить заказчику обработанные результаты сбора информации, от этого зависят и оплата всего проекта, и репутация фирмы.
Интервьюирование, как правило, — временная работа, записей в трудовой книжке интервьюеру не делают. Как уже сказано, этот труд не требует от человека какой-то особой подготовки. Оплата работы сдельная, в зависимости от числа опрошенных. В однодневном опросе интервьюеру, цель которого состоит действительно только в заработке, нужно чётко следовать расписанию работодателя. В других случаях выполнять задание по опросу можно по более свободному графику, например, по нескольку часов в любые дни недели, в том числе и в выходные. Это большой плюс для людей, вынужденных совмещать работу с учёбой, уходом за детьми или основным заработком.
Интервьюеры работают как в своем городе, так и на выезде. Из интервью 1: «Вечером мы приехали, а на следующий день уже утром опять поехали, в другой уже город, то есть было такое, что интенсивно шла работа». На замечание, что это, наверное, тяжело, информантка ответила: «Это тяжело, если не хочешь работать, так обычно сама поездка, она расслабляет, интересно даже просто провести 12 часов в автобусе». На вопрос, где работается легче, информантки называли выездные исследования. Из интервью 2: «Мне легче, и многие говорят, что им легче работать в чужом городе, больше успеваемости, эффективнее работа, так как там ничего не ждёт, так как там чужой город, и хочется, чтобы осталось время походить, куда-то зайти, посмотреть что, как, где». В другом городе, где женщина временно освобождается от рутинной домашней работы, она может отвлечься, получить новые впечатления.
При устройстве на должность интервьюера проводится краткая предварительная беседа: новичку объясняют нюансы работы, трудности и даже опасности, с которыми тот может столкнуться на задании. Предупреждая о рисках опросной деятельности, рекомендуют обходить стороной «цыган», быть осторожными в подъездах, не вступать в споры с респондентами и в квартирном опросе не заходить к респонденту домой. Но нередко потенциальному интервьюеру просто дают анкеты и выпускают «в поле», предоставляя возможность испытать себя и самому уже решать, подходит ли он для этой работы11.
Идеальный интервьюер
Подавляющее большинство интервьюеров (свыше 90%) — представительницы женского пола. Идеальным интервьюером, по мнению работодателей, является женщина 30—50 лет, «обаятельная и общительная, но не навязчивая»12. Считается, что женщины «более коммуникабельны, более терпеливы, аккуратны, педантичны»13.
Из интервью 2: «Из списка, который есть, у нас большинство женщин, скажем так, приличного возраста, у них получается намного качественнее работа, у них получаются намного качественнее анкеты. Они аккуратны, чище при выполнении. Кто у нас помоложе интервьюеры, они обычно... зачеркнул и все, а более взрослые приносят анкеты аккуратные, чистые, уголки все не загнуты, то есть более аккуратно работают».
Мужчины-интервьюеры в социологическом агентстве редкость. Их единицы, и в отзывах информанток они явно характеризуются как «необычные».
Из интервью 1: «Ездили с нами и ребята, с ними очень неохотно, ну, правда, какое-то напряжение возникает у людей, подозрение, мало ли что. Хотя... так получилось, что прошёл парень, а у нас с ним совпали адреса, и он первый прошёл, а потом я подошла к этому дому. И мне бабушки на скамеечке вот около дома говорят: “Да сейчас только парень был, такой приятный, мы так с ним хорошо поговорили”, — они очень доброжелательно его описали. Вот бабушки вроде бы так приветствовали его, но вообще лучше, конечно, к женщинам относятся».
Ещё один пример, из интервью 2:
«Как-то у нас были интервьюеры, молодые люди, как-то у них получается меньше анкет. Яне знаю, может быть, люди настроены, что мало ли что мужчина может сделать, да? Если открываю дверь, а там незнакомый мужчина, непонятно, что он хочет... Но в принципе и мужчины у нас делали, молодые... У нас даже мальчик есть один... Он такой... ну, я не знаю... Если бы ко мне постучался он, мне кажется, я не открыла бы, как-то я... главное то, что... он также делал много и хорошо».
Мы видим, как в личностно ориентированной работе происходит закрепление стереотипных представлений о том, что такое «мужские» и «женские» качества, и далее эти качества представляются неизменными и естественными. Акцент в работе интервьюера делается «не на формальных профессиональных знаниях и навыках, а на личностных качествах работника и эмоциональных сторонах обязанностей, что также закрепляет за таким видом занятости стереотип “женской” работы»14.
Возраст интервьюера, по мнению одной из информанток, 45-летней женщины, также играет существенную роль для успешной работы.
Из интервью 1: «Кдевушкам молодым... тоже такое отношение у людей, вот что с агитаторской деятельностью мы ходили, что с этими анкетами, им просто не открывают люди. Вот видят такого среднего возраста... Ну, может быть как-то считают, что молоденькие не могут заниматься серьёзным делом. А здесь вроде пришла дама, ну, значит, что-то такое... располагает к беседе».
В интернет-объявлении одного из агентств в качестве главных требований к интервьюерам названы коммуникабельность и хороший почерк. На практике же берут всех, кто выглядит и ведёт себя более или менее «прилично»:
Из интервью 2: «Нет, у нас нет ни придирок к внешности, ни к росту, к тому, как он одевается, то есть нет такого. Естественно, хочется, чтобы человек был поаккуратней, поприятней, не совсем какой-нибудь бомж. В общем-то, у нас все... у нас много женщин, которые — и малый достаток в семье, то есть они одеваются простенько».
Итак, специальное образование не играет существенной роли, человек просто должен быть готов к продолжительному общению с людьми. Общительность — это профессиональная черта успешного работника, в дополнение к ней — умение слушать, исполнительность и аккуратность. Всё это качества, в глазах общества в большей степени присущие женщинам, нежели мужчинам.
Совмещение семьи и работы
Женщины не являются свободными акторами на рынке труда в том смысле, в каком ими являются мужчины, из-за домашних обязанностей не могут свободно продавать свою рабочую силу15. Это не означает, что для женщин профессия значит меньше, чем для мужчин. Просто у женщин «другое ядро идентичности — когда в центр встаёт семья (прежде всего дети), а работа является чем-то “окаймляющим” жизнь»16.
Из интервью 2: «У меня двое детей, младший часто болеет, и соответственно приходится отпрашиваться нередко. Однажды мне нужно было в больницу отлучиться за справкой, так я пять раз подходила к начальнице, всё с духом собраться не могла, только на пятый раз решилась отпроситься. А она так легко согласилась...»
Большинство интервьюеров являются работающими матерями, им приходится находить баланс между семьёй и работой, «но при определённом наборе обстоятельств — например, болезнь ребенка, материальные проблемы — роль профессии становится сугубо инструментальной — она сводится к источнику заработка»17.
Для некоторых интервьюеров — женщин среднего возраста (как мы уже выяснили — «идеальных» работников) — интервьюирование даёт возможность, наоборот, отвлечься от семейных хлопот, получить новые впечатления и знакомства
Из интервью 1: «На выездах очень разряжаешься. И потом, когда мы уже сюда вернулись, каждый вечер мы перезваниваемся. И встречаемся, на дни рождения ездили и в кафе ходили. Ну, просто это уже
такие личные отношения устанавливаются, на которых работа как-то не особо сказывается».
Эффективный способ поощрения работниц из числа «постоянных» связан как раз со спецификой их повседневной жизни «работа — дом — работа».
Из интервью 1: «Да, начальство нас балует, мы в прошлом году вместе отмечали Новый год, вот такой праздник, а в этом году ещё больше пожертвовали, ещё больше зал был, и даже группу КВН там какую-то пригласили, в общем, такой был подарок... ну, незабываемый. При нашем образе жизни, который большинство женщин, ну, нашего возраста, ведёт, да?Работа — дом, работа — дом... Ну, не ходим мы никуда. И вот эта, может быть, единственная возможность за год куда-то вырваться... »
Подобные мероприятия не только сплачивают коллектив, создают в нём семейную атмосферу, привязывают чувством благодарности за заботу — они побуждают работниц к ещё более добросовестному выполнению ими своих обязанностей.
Мотивация к работе
Отвечая на вопрос, чем же привлекательна их деятельность, интервьюеры прежде всего называли гибкий график, дополнительный заработок, возможность совмещать подработку с учёбой, интерес к самой работе. Проанализировав данные интервью, я выделила четыре основные группы мотивов.
Во-первых, это гибкая нагрузка, возможность совмещения работы с семейными обязанностями (особенно это актуально для женщин с маленькими детьми) и основной работой/учёбой.
Во-вторых, немаловажным фактором, мотивирующим к работе, являются новые впечатления или отдых от основной работы. Из интервью 1: «Это возможность вообще почувствовать другую жизнь... новые знакомства с новыми людьми, так вот чувствуешь себя на волне» (интервью 1).
В-третьих, доход. Из интервью 2: «Эта работа хорошо оплачивается, плата не в какой-то определенный день — сдали проект, прошла проверка, получили деньги». Пусть это не такой уж стабильный заработок, но он может служить неплохим дополнением к основному.
В-четвертых, интервьюирование — это опыт работы, начальный уровень профессиональной квалификации, дающий возможность
карьерного роста. Из интервью 4: «Сначала ты можешь быть просто интервьюером, потом стать координатором проектов... ты можешь себя зарекомендовать, и тебя пригласят на более сложную, ответственную работу».
Пример одной из респонденток иллюстрирует возможность выстраивания карьеры в социологическом агентстве теми, кто приходит на временную работу. На момент нашего интервью она не имела социологического образования, а в фирму пришла, будучи по специальности поваром. Но после года работы интервьюером её перевели в офис, она стала заниматься вводом данных, разработкой маршрутов и инструктажем интервьюеров, то есть совмещать функции сотрудников полевого и аналитического отделов. Из интервью 2: «Мне очень хочется чего-то добиться, тем более появляется такая возможность, о которой даже никогда не думала: либо — училась на повара — таскать эти кастрюли, всегда стоять возле плиты, либо сидеть за столиком, нажимать на клавиши... И хочется чего-то достичь большего».
Здесь смена профессиональной установки происходит достаточно «гибко и мягко, не нанося ран»18: респондентка меняет профессию, по её словам, очень удачно, находит себя в новом деле, которое подталкивает её к дальнейшему развитию. Установка на профессиональную самореализацию и рост профессионального уровня — важный фактор успеха в стратегиях поведения на рынке труда19. В последней нашей беседе информантка заявила о желании получить социологическое образование, так как поняла, что хочет строить карьеру в этом направлении.
Вместе с тем, как удалось выяснить, в коммерческих опросных организациях интервьюеры «с улицы» нечасто становятся работниками полевого и аналитического отделов. Такие случаи имеют место, если человек проработал на центр не один год и параллельно получил высшее образование (не обязательно кстати, социологическое). Но и тогда нужно быть на хорошем счету у начальства, чтобы тебя знали в лицо и по имени.
* *
*
Проведённое исследование в целом подтвердило исходную гипотезу: сфера коммерческой социологии действительно предоставляет женщинам возможность построения карьеры в исследовательском
агентстве. Нельзя сказать, что случаи такого карьерного роста, когда женщина с должности интервьюера переходит на место в офисе и выполняет более квалифицированную работу, распространены. В конце концов, фирме нужны ответственные аккуратные интервьюеры, поскольку на их работе строится деятельность всей компании, тогда как с новичками много хлопот: их нужно обучить правильному выполнению работы, указать на ошибки, предупредить случаи обмана, удержать в организации. Так или иначе, всё зависит от планов самой женщины: если она нацелена на постоянную работу в фирме, а не на подработку в свободное от домашних дел и основной работы время, если ответственно относится к своим обязанностям и, кроме того, часто контактирует с начальством, — её начинают ценить как добросовестного работника.
Приложение
ОПИСАНИЕ ПОЛЕВЫХ ДАННЫХ
Интервью 1: женщина, 28 лет, работает специалистом социологического отдела в независимом консультационном центре, опыт работы интервьюером два года.
Интервью 2: женщина, 45 лет, социальный работник, опыт работы интервьюером три года.
Интервью 3: женщина, 21 год, студентка, специальность «Социальная работа», помощник аналитика в исследовательском центре.
Интервью 4: женщина, 27 лет, менеджер проектов в исследовательском центре.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Попова И. Профессия и карьера в стратегиях занятости женщин и мужчин // ПрофессииЛос. Социальные трансформации профессионализма: взгляды снаружи, взгляды изнутри / Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. М., ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2007. С. 88.
2 Под гендерным подходом в социологии понимается «анализ отношений власти, организованных на основании культурно-символического определения пола. Культурно-символическое определение пола (то, что называется гендером) — это комплексная характеристика статуса, которая возникает на пересечении множества
признаков индивида и/или группы. Таким образом, гендерный подход представляет собой вариант стратификационного подхода, в нём всегда присутствует тезис о неравном распределении ресурсов по признаку приписанного пола, об отношениях господства-подчинения, исключения-признания людей, которых общество относит к разным категориям пола» (Здравомыслова Е. А., Тёмкина А. А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии // Социологические исследования, 2000. № 11. С. 17.
3 Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Антропологические исследования профессий // Антропология профессий: Сб. науч. статей / Под ред. П. В. Романова и Е. Р. Ярской-Смирновой / Центр социальной политики и гендерных исследований. Саратов, Научная книга, 2005. С. 13.
4 Предисловие редакторов // ПрофессииЛос... С. 7.
5 Тартаковская И. Мужская работа, женская работа... // Рубеж, 2001. № 16—17. С. 80.
6 Кем может работать выпускник-социолог? И сколько может зарабатывать? 2006. Доступно по адресу: http://www.rabota.ruДorums/11/?threadId=187753&action= showMessages.
7 Сколько стоит взять интервью? 2006 // http://community.livejournal.com/soc_ anthгop/61456.html.
8 Попова И. Указ. соч. С. 89.
9 Шушкова Н. Социолог в избирательной кампании: штрихи к портрету // Антропология профессий... С. 324.
10 Интервьюеры. Доступно по адресу: http://www.marketologu.aaanet.ru/field01.htm. Последнее посещение 28 июня 2007 года.
11 См. подробнее: Симакина Н. Курьёзы и риски полевой работы социологов опросных агентств // ПрофессииЛс... С. 338—359.
12 Интервьюеры...
13 Костюкова О. Опрос! Откройте дверь: Заработок для общительных и терпеливых женщин. 2000. Доступно по адресу: http://www.7days.ru/w3s.nsf/Archive/2000_ 50_ld_text_kostyukova1.html.
14 Там же.
15 Тартаковская И. Указ. соч. С. 93.
16 Там же. С. 96.
17 Там же.
18 Попова И. Указ. соч. С. 106.
19 Там же. С. 88.