АЛИЕВА P. 3.
УЧЕТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАТРАТ И ВЫХОДА ПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ НА УСЛОВИЯХ ПОДРЯДА
В статье предложена методика улучшения первичного учета в условиях подряда, учета рабочего времени и объема выполненных работ, оплаты труда.
АЫЕУАКг.
REGISTRATION PROVIDING OF EXPENSES AND PRODUCT OF PLANT-GROWER OUTPUT IN AGRICULTURAL
ORGANIZATIONS AT IMPLEMENTATION OF WORKS SUBJECT TO CONDITIONS CONTRACT
In article is offered methods of the improvement of the primary account in condition of the contract, account of the uptime and volume of the executed work, payment there.
Ключевые слова: эффективные формы организации труда, семейный и индивидуальный подряды, формы отчетности.
Keywords: effective forms of organization of labour, domestic and individual contract, accounting forms.
В условиях рыночной экономики сельхозтоваропроизводители должны выбрать наиболее эффективную форму организации труда в растениеводстве.
Практика показала, что активность и ответственность за дела хозяйства повышается лишь тогда, когда каждый человек чувствует себя подлинным хозяином на производстве, что можно реализовать только при соответствующих экономических условиях. Нынешние обстоятельства рыночного хозяйствования позволительно считать подлинными, глубоко и всесторонне охваченными в интересах развития коммерческого расчета. Вместе с тем сохраняются формы труда и выполнения работ в растениеводстве, когда в организации создаются подразделения, берущие на себя обязательство вести производство на коллективной основе, но результаты работы определяли в индивидуальном порядке и расчеты с работниками коллектива (бригады) осуществляли независимо от общих результатов хозяйства. Экономические интересы подрядной бригады заключаются в хозрасчетном доходе, который образуется разницей между стоимостью валовой продукции и материальными затратами на ее производство.
Начиная с 1996 года, в колхозах Кайтагского района Республики Дагестан
успешно применяются бригадный, звеньевой и семейный подряды. В виноградарстве наиболее эффективным оказался семейный подряд. Так, в коллективном хозяйстве «Кайтагский» было создано 43 семейных звена из 50 человек. Следует отметить, что 85% подрядных договоров заключается с индивидуальными подрядчиками, хотя при этом во всех случаях на закрепленных участках заняты и другие члены их семей. Урожайность виноградников, закрепленных за семейными подрядными звеньями, за 5 лет выросла на 26,5%, а затраты труда на производство 1ц продукции снизились на 21%.
Внедрение семейного и индивидуального подрядов в виноградарстве потребовало качественно улучшить работу по планированию и особенно по бухгалтерскому учету затрат, так как при заключении договоров необходимо обеспечить формирование информации по каждому подрядчику, по всем видам расходов, что соответствует принципам создания всем звеньям равные экономические условия хозяйствования и оплаты труда. Кроме того, важно наладить учет не только затрат, но и произведенной продукции по каждому коллективному или индивидуальному звену в отдельности.
В составе требований, предъявляемых в этих условиях к учету, важное значение имеет достоверность учетных данных, сокращение форм отчетности и упрощение содержания сводной учетной информации в целях экономии времени руководителей подрядных коллективов, учетных работников, специалистов хозяйств.
На каждом конкретном предприятии основные этапы первичного учета осуществляется по-разному, исходя из особенностей технологии и организации производства.
В условиях подряда нет необходимости ежедневно производить трудоемкие расчеты по определению объема выполненных работ, подсчету отработанного времени и заработка по каждому работнику в отдельности. В течение года члены производственного коллектива, работающие в условиях подряда, авансируются в соответствии с заключенным договором. В конце года суммы доплат и премий распределяются между членами арендного коллектива пропорционально начисленному авансу.
Улучшение первичного учета в условиях подряда в значительной мере зависит от налаживания системы оплаты труда, а также учета других прямых затрат, поскольку они занимают большой удельный вес в затратах на производство продукции плодоводства и виноградарства.
Изучение действующей практики первичного учета труда и его оплаты в виноградарских хозяйствах показывает, что в этом деле имеются еще существенные недостатки. При бригадном подряде контроль за ходом производства осуществляется со стороны бригадира как организатора производства. Он организует работы, распределяет между рабочими выполняемые или объемы, осуществляет контроль за качеством и учитывает отработанные человеко-часы каждым членом бригадиры. Но в условиях (семейного, индивидуального и арендного) подряда трудовые коллективы сами организуют работу и контролируют ее качество. В условиях (семейного,
индивидуального и арендного) подряда члены подрядного подразделения работают, как правило, не учитывая времени, так как они заинтересованы только в конечном результате. Продолжительность рабочего дня зависит от объема выполняемых работ и проводимых агротехнических мероприятий. Однако при заполнении табеля учета рабочего времени (форма 140 АПК) формально проставляется 8 часов. Это не соответствует действительности, так как особенно при семейном подряде, наряду с работой главы семьи, активно помогают и ее члены. В отдельные дни (в течение сезонов) на участке одного семейного подряда могут работать 5-6 человек членов семьи и родственников, но при заполнении табеля проставляют восемь часов, отработанных главой семьи. Таким образом, в коллективных и семейных подрядах заполнение табеля учета рабочего времени носит формальный характер, чего не должно быть. Время, отработанное на выполнение работ, несмотря на то, что кто ее совершил, должно быть учтено, причем предельно в объективной величине. Необходимость учета рабочего времени при коллективном подряде можно еще оправдать тем, что КТУ устанавливается, в основном, в зависимости от участия в труде каждого члена подразделения коллективного подряда. Мы считаем, что совершено нет необходимости в учете количества отработанного времени (труда) при семейном подряде, так как, во-первых, проставление в табеле учета труда 8 часов и только для главы семьи не соответствует действительности. Во-вторых, применять КТУ для семейного и индивидуального подрядов целесообразно только потому, что необходимо определить участие каждого члена семьи в достижении поставленных целей. Поскольку здесь действует родственная справедливость в распределении объема работ, то оплата труда определяется самостоятельно, без сторонней помощи.
В виноградарческих хозяйствах в период уборки урожая привлекается еще дополнительная рабочая сила. Оплата труда привлеченным лицам осуществляется за фактически выполненный объем работ. Во многих хозяйствах для учета выполнения объема работ привлеченными рабочими используется «учетный лист труда и выполненных работ» (форма №131 АПК и 132 АПК). Эти формы являются самыми распространенными первичными документами и предназначены для отражения количества отработанных часов, объема выполненных работ и начисленной суммы оплаты труда.
Периодичность заполнения этих документов рассчитана на несколько дней, в зависимости от периода выполнения тех или иных работ. По нашему мнению, для учета рабочего времени и объема выполненных работ целесообразно применять форму №131 АПК «Учетный лист труда и выполненных работ», который регулярно поступает в бухгалтерию, а форма №132 АПК «Учетный лист труда и выполненных работ» поступает в бухгалтерию один раз в конце месяца, и она предназначена для учета выработки одного человека (т.е. для индивидуальной деятельности). Конечно, это не обеспечивает эффективное использование рабочего времени учетных работников и задерживает своевременное составление производственных отчетов. Как отмечалось выше, во время сезона бывает большой приток
привлеченных рабочих (при открытии и укрытии виноградников, сборе урожая и т.д.), с которыми необходимо рассчитываться каждодневно, еженедельно, ежедекадно (в зависимости от периода привлечения временных рабочих).
В форме №131 АПК «Учетный лист труда и выполненных работ» не содержится такого необходимого реквизита, как «вид оплаты», некоторые данные расположены не по общепринятому порядку, что затрудняет оформление этих документов, на составление которых учетными работниками расходуется лишнее время. В этой форме сначала приводятся такие реквизиты: число, месяц, бригада, заказчик, код синтетического и аналитического учета работы, название культур и выполненной работы, а затем единица измерения и ее код, расценка или название доплаты и процент, норма выработки. На наш взгляд, сначала следует указать название культур и выполненных работ и после этого указать коды синтетического и аналитического учета. Потому что после названия культур и выполненной работы можно указать код синтетического и аналитического учета, а также поменять местами реквизит «Расценка или название доплаты и процент» с реквизитом «Норма выработки». По нашему мнению, после реквизита «Норма выработки» должна проставляться расценка. Такая последовательность построения реквизитов удобна при заполнении бланков, а также при оформлении первичных документов по учету труда и выполненных объемов работ.
В условиях рыночной экономики возникает много спорных вопросов по оплате простоев техники, используемой при реализации продукции виноградарства. Простой техники происходит по двум причинам, во-первых, во время погрузки и разгрузки продукции по вине членов подрядного коллектива или транспортной бригады (специальные бригады, которые обычно организуются в виноградарских хозяйствах). В том случае, если виновником является подрядное подразделение, то за простой оплачивает подрядчик, а если транспортная бригада, то расходы по оплате простоя, естественно, несет она. Сложнее дело обстоит, когда простой техники вызывается внешними причинами. Тогда вовремя не принявшие и не разгрузившие продукцию организации-потребители и железнодорожные организации, задерживающие подачу вагонов под погрузку, должны нести материальную ответственность. Однако, как показывает практика, за простой эти организации не платят виноградарским хозяйствам, а сельхозтоваропроизводители, в свою очередь, не предъявили официальных претензий, хотя их представители присутствуют при приемке продукции у получателей. Представляется целесообразным ввести такой порядок, при котором простой техники оплачивался бы получателями продукции, поскольку он возник по их вине.
Одним из сложных участков ведения учета в условиях подряда является учет движения и списания материальных ценностей, которые непосредственно расходуются при выращивании виноградников. Списание материальных ценностей оформляется такими первичными документами, как
Акт об использовании минеральных, органических и бактериальных удобрений (форма №262 АПК), Акт расхода семян и посадочного материала (форма №183 АПК). Такой порядок оформления расходования материалов имеет ряд недостатков. Например, акт на списание материалов должен утверждаться агрономом, который часто отсутствует. Нередко такая процедура под разными предлогами затягивается на несколько месяцев с момента расходования материалов.
В условиях подрядного способа производства продукции сельского хозяйства, когда каждый работник подряда заинтересован в конечных результатах, нет необходимости составлять акты на списание использованных материальных ценностей. Отпуск материалов по накладным подрядчикам следует оформлять как фактический расход, который не требует последующего оформления актами. При предлагаемом методе оформления списания использованных материалов экономится время не только бригадиров, звеньевых, но и бухгалтеров, экономистов. Ведь сейчас списание материальных ценностей, использованных в полеводстве, оформляется дважды и двумя бухгалтерскими проводками. Первоначально при выписывании материалов по накладным дебетуется счет 10 - «Материалы» аналитические счета материально-ответственных лиц, получивших материалы (бригадир, звеньевой) и кредитуется счет 10 - аналитические счета соответствующих материалов. Затем уже после составления и утверждения актов об использовании материалов и на основании последних дебетуется счет 20-1 «Основное производство» субсчет «Растениеводство» и кредитуется счет 10 -аналитические счета материально-ответственных лиц, получивших материалы. По нашему мнению, достаточно одной бухгалтерской записи: дебет счета «Основное производство» субсчет 20-1 «Растениеводство», кредит счета 10, которые совершаются при отпуске материалов. Этого требует и чековая форма расчетов. В конце хозяйственного года стоимость неизрасходованных на производство материалов сторнируется по указанным счетам.
Изучение действующей практики показало, что виноградарческие хозяйства испытывают сложности с оформлением первичных документов для оприходования и реализации винограда и отражением их движения на счетах бухгалтерского учета до сдачи предприятиям-потребителям.
В настоящее время эти операции оформляются рядом документов, дублирующих друг друга, и отнимают много времени у руководителей подрядных подразделений, учетных работников, агрономов, других специалистов и руководителей хозяйства.
При отправке винограда потребителям собственным автотранспортом хозяйства (винзаводу, коньячным комбинатам и отгрузочной площадке) руководитель подразделения (звеньевой, бригадир) выписывает накладную в трех экземплярах, а если перевозка продукции осуществляется транспортом сторонних организаций - в четырех экземплярах. После сдачи продукции на приемный пункт водитель транспорта возвращает один экземпляр накладной
руководителю подразделения (звеньевому, бригадиру). В конце месяца каждый звеньевой все имеющиеся у него накладные сдает в бухгалтерию агроучастка (при децентрализованном учете) или в центральную бухгалтерию (при централизованном учете) хозяйства. На основании поступивших накладных бухгалтер агроучастка составляет на каждую бригаду отдельный реестр по приемным пунктам (винзавод, комбинат и др.). В реестре в разрезе звеньев отражаются номер накладной, номер приемной квитанции, сахаристость (при сдаче винограда винзаводу), тара, вес брутто и нетто, в нем проводятся также итоговые данные по каждому звену и в целом по бригаде. На основании реестра составляется акт для каждой бригады за подписями агронома агроучастка, бухгалтера и бригадира. Утверждает его главный агроном хозяйства. Акт составляется для усиления контроля за сохранностью произведенной продукции и повышения ответственности материально-ответственного лица. Однако, если учесть, что оприходованная продукция уже сдана потребителям, становится очевидной бессмысленность такой процедуры составления акта.
Нами предлагается более совершенный способ ведения первичного учета по оприходованию совершаемых операций в регистрах бухгалтерского учета. Известно, что в условиях подряда каждый звеньевой ведет у себя обособленный учет собранной и сданной на приемные пункты продукции. Каждый отправленный рейс регистрируется им в книге учета поступлений и отпуска продукции по приемному пункту. Мы считаем целесообразным, чтобы каждый звеньевой самостоятельно составлял реестр в двух экземплярах с указанием в нем необходимых данных о количестве сданной на приемные пункты продукции для ее реализации с отражением данных о сахаристости и т.д. Подписанный бригадиром и звеньевым реестр вместе с накладными должен сдаваться в бухгалтерию. После проверки бухгалтер подтверждает своей подписью их направленность, и второй экземпляр реестра возвращает звеньевому.
Если учесть, что каждый семейный подрядчик в условиях Республики Дагестан обрабатывает 2-4 га винограда плантаций, то ему придется заполнять в период сдачи урожая не более 10-20 накладных, в зависимости от его сортосостава. По нашему мнению, больших трудностей при этом не возникает. Бухгалтер агроучастка должен составлять один общий акт-реестр с указанием приемного пункта по сортам винограда (столовый, технический) и сахаристости (при сдаче винзаводу). Акт-реестр подписывает агроном агроучастка, бухгалтер и бригадир, а утверждает главный агроном. Учитывая, что в каждом виноградарском хозяйстве насчитывается 4-5 агроучастков, составление вместо 8-9 документов (4-5 актов и 4-5 реестров) одного общего акта-реестра значительно бы облегчило труд учетных работников и упростило бы оформление первичных документов по оприходованию и реализации продукции. При этом отпала бы необходимость открывать на счете 43 «Готовая продукция» отдельную графу для отражения оприходованной продукции по каждой бригаде и самостоятельному звену. Достаточно было бы вести учет по агроучасткам, чтобы знать объем готовой
продукции в разрезе хозрасчетных подразделений хозяйства.
Совершенствование организации первичного учета в условиях подряда обеспечивает устранение дублирования записей в учетных регистрах первичного учета и сокращает объем учетных работ.
Таким образом, применение на практике наших предложений по совершенствованию организации первичного учета в условиях полного и внутреннего хозрасчета приведет к упрощению первичного учета, сокращению объема учетных работ и повышению достоверности учетно-аналитической информации.
В настоящее время наряду с колхозами, сельскохозяйственными кооперативами производством сельскохозяйственной продукции занимаются крестьянские (фермерские) хозяйства. В связи с чем заслуживает интерес упрощенный метод организации учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах, предложенный Юсуфовым А.М., Исмаиловым М.И.
Для организации бухгалтерского учета в КФХ по данному методу рекомендован сокращенный рабочий план счетов, состоящий из 10-12 синтетических счетов, и Книга учета хозяйственных операций, открываемой на год. Данная книга является комбинированным учетным регистром, заменяет журналы-ордеры (мемориальные ордера) и выполняет роль Главной книги.
По нашему мнению, данный метод является более простым и доступным для фермеров.
Литература
1. Исмаилова М.И., Юсуфов А.М. «О финансовом учете продукции, получаемой с молодых многолетних насаждений». Журнал «Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий». №7, 2001г.
2. Концевая С.М., Захарова Е.В. «Учет результатов производства сельскохозяйственной продукции в оценке ее по справедливой стоимости». Журнал «Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий». №9, 2009г.
3. Пизенгольц М.З. «Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве». - Москва: «Финансы и статистика», 2003г.
4. Хоружин Л.И. «Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве» - Москва, 2004г.