УЧЕТ ЗАТРАТ ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ
Д. В. КОПАЕВ,
старший консультантАудиторско-консалтинговой группы «Интерком-Аудит» (ВКЯ)
Распространение периодических изданий может осуществляться по договору подписки или по договору комиссии. Свою специфику налогообложения имеет и такая операция, как возврат морально устаревших экземпляров периодических изданий поставщику. Рассмотрим особенности учета затрат, связанных с распространением периодических изданий, а также при возврате морально устаревших экземпляров периодических изданий поставщику.
Распространение периодических изданий. Отношения участников в рамках договора подписки на периодические издания регулируются Правилами распространения периодических печатных изданий по подписке, утвержденными постановлением Правительства РФ от 01.11.2001 № 759.
Согласно данным Правилам распространителем в рамках договора подписки могут быть как редакция или издатель, так и другая организация или индивидуальный предприниматель, выполняющие функции по распространению указанных изданий на основании договора с редакцией, издателем или на иных законных основаниях.
Договор же на распространение периодических печатных изданий является договором возмездного оказания услуг. Отношения по данному виду договоров регулируются главой 39 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ). Так, в соответствии с п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Расходы на оплату услуг по распространению печатных изданий непосредственно связаны с реализацией и в соответствии с п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ10/99 относятся к расходам по обычным видам деятельности.
Кроме того, расходы по исполнению договора подписки также непосредственно связаны с продажей периодических изданий и также относятся к расходам по обычным видам деятельности.
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций расходы организации, непосредственно связанные с продажей продукции, учитываются на счете 44 «Расходы на продажу».
При этом расходы на проведение подписки, произведенные в текущем периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются как расходы будущих периодов и списываются в течение периода, к которому относятся, с равномерным распределением между всеми месяцами, приходящимися на период подписки (п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ).
Расходы организации по проведению подписки учитываются на счете 97 «Расходы будущих периодов» и списываются равными долями в дебет счета 44 «Расходы на продажу».
В налоговом учете расходы на проведение подписки, а также расходы на оплату услуг по распространению периодических изданий у издательства можно отнести на расходы, связанные с производством и реализацией, на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ).
Распространение периодических изданий по договору комиссии. Отношения участников в рамках договора комиссии регулируются гл. 51 ГК РФ. Так, в соответствии с п. 1 ст. 990 ГК РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.
Соответственно, расходом при реализации периодических изданий по договорам комиссии у организации будет комиссионное вознаграждение.
Данные затраты также связаны непосредственно с продажей продукции и в соответствии с п. 5 ПБУ 10/99 относятся к расходам по обычным видам деятельности.
Кроме того, как правило, комиссионер реализует не весь товар. При этом морально устаревшую продукцию он возвращает принципалу.
Принципал же может использовать данный товар в дальнейшем, например, сдать как макулатуру в приемный пункт или же уничтожить его.
При уничтожении возвращенной продукции ее стоимость, по мнению автора, в бухгалтерском учете может относиться к расходам на продажу, поскольку прослеживается четкая взаимосвязь с реализацией готовой продукции. При этом списание нереализованных экземпляров печатных изданий в бухгалтерском учете будет отражаться по дебету счета 44 «Расходы на продажу» и кредиту счета 43 «Готовая продукция».
Для целей налогообложения прибыли стоимость морально устаревших экземпляров периодических изданий организация может учесть в качестве прочих расходов, связанных с производством и реализацией только в размере не более 10 % от стоимости соответствующего тиража. Данное правило закреплено в подп. 44 п. 1 ст. 264 НК РФ. Причем оно касается только организаций, осуществляющих производство и выпуск продукции средств массовой информации.
Организации же, осуществляющие только торговлю периодическими изданиями, подп. 44 п. 1 ст. 264 НК РФ применить не смогут. Данный вывод подтверждается и в письме Минфина России от 18.04.2005 № 07-05-06/112: «В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н, выручка от продажи продукции и товаров принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств или иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности. Выручка признается в бухгалтерском учете при наличии условий, предусмотренных указанным Положением.
При этом величина выручки и момент исполнения условий ее признания определяются организацией на основе указанного Положения и исходя из содержания конкретного договора на продажу продукции и товаров.
В соответствии с п. 1 ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью в целях обложения налогом на прибыль для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ.
Подпунктом 44 п. 1 ст. 264 НК РФ предусмотрено включение в перечень расходов, уменьшающих налоговую базу, потерь в виде стоимости бракованной, утратившей товарный вид, а также не реализованной в пределах сроков, указанных в данном подпункте (морально устаревшей), продукции средств массовой информации и книжной продукции, списываемой налогоплательщиками, осуществляющими производство и выпуск продукции средств массовой информации и книжной продукции, в пределах не более 10 процентов стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции, а также расходов на списание и утилизацию бракованной, утратившей товарный вид и нереализованной продукции средств массовой информации и книжной продукции.
Расходом признается стоимость продукции средств массовой информации и книжной продукции, не реализованной в течение следующих сроков:
— для периодических печатных изданий — в пределах срока до выхода следующего номера соответствующего периодического печатного издания;
— для книг и иных непериодических печатных изданий — в пределах 24 мес. после выхода их в свет;
— для календарей (независимо от их вида) — до 1 апреля года, к которому они относятся.
Из изложенного следует, что действие названного подпункта распространяется на организации, осуществляющие производство и выпуск указанной печатной продукции.
Таким образом, если организация осуществляет только распространение печатной продукции, т. е. торговую деятельность, а не производство и выпуск этой продукции, то в таком случае она не вправе воспользоваться положениями подп. 44 п. 1 ст. 264 НК РФ.
При этом организации, осуществляющие распространение печатной продукции, могут в соответствии с подп. 43 п. 1 ст. 264 НК РФ включить в состав расходов, учитываемых при исчислении налогооблагаемой базы по прибыли, расходы на замену бракованных, утративших товарный вид в процессе перевозки и (или) реализации и недостающих экземпляров периодических печатных изданий в упаковках, но не более 7 % стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания.
В соответствии с п. 21 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде стоимости продукции средств массовой информации и книжной продукции, подлежащей замене при возврате либо при списании такой продукции по основаниям, предусмотренным подп. 43 и 44 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Согласно п. 2ст. 171 гл. 21 НК РФ суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ, подлежат вычету в случае приобретения товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость. При этом согласно п. 1ст. 172 НК РФ вычеты НДС производятся налогоплательщиком этого налога на основании счетов-фактур, полученных от продавцов товаров (работ, услуг), а также на основании документов, подтверждающих уплату сумм налога, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг).
Таким образом, обязательным условием для принятия к вычету сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) является факт оплаты этих товаров.
Следует отметить, что по товарам (в том числе тиражам средств массовой информации), не реализованным покупателем и возвращенным поставщику, возможно произвести перерасчеты с бюджетом по НДС. При этом сумма НДС, уплаченная в бюджет по нереализованным экземплярам тиража, может быть принята к вычету на основании п. 5ст. 171 ип. 4ст. 172 НК РФ при условии наличия счета-фактуры по данным экземплярам, полученного от покупателя — торгующей организации, и отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом продукции».
Литература
1. Правила распространения периодических печатных изданий по подписке: постановление ПравительстваРФ от01.11.2001 № 759.
2. Гражданский кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ.
3. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: приказ Минфина России от06.05.1999 № ЗЗн.
4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н.
* * *