личной безопасности сотрудников, что является совокупностью специальных мер правового, профессионально-психологического, материально-технического и управленческого характера.
Необходимость морально-психологической подготовки личного состава спасательных служб определяется тем, что психотравмирующие факторы находятся в ряду поражающих факторов, возникающих при чрезвычайной ситуации, при этом они способны вызывать нарушение психической деятельности человека, в виде так называемых реактивных (психогенных) состояний вплоть до санитарных потерь.
Организация морально-психологической подготовки в повседневных условиях и в особый период обеспечивает устойчивое морально-психологическое состояние личного состава в период ликвидации чрезвычайной ситуации и в особый период, когда должно проводиться морально-психологическое обеспечение деятельности личного состава спасательных служб.
Морально-психологическая подготовка личного состава спасательных служб проводится исходя из требований по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Повышение качества морально-психологической подготовки личного состава спасательных служб действиям по ликвидации чрезвычайных ситуаций связано с формированием и поддержанием морально-психологического состояния работников организаций в повседневных условиях [1].
Список использованной литературы
1. Овечкин А.Н., Радоуцкий В.Ю., Егоров Д.Е. Морально-психологическая подготовка спасателей: учеб. пособие / Овечкин А.Н., Радоуцкий В.Ю., Егоров Д.Е. - БГТУ им. В.Г. ШУХОВА 2013. - 7 с.
УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ, СОЦИАЛЬНЫХ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И.В. Цыплакова, преподаватель Ю.В. Попова, преподаватель Воронежский государственный промышленно-гуманитарный
колледж, г.Воронеж
Проект - это замысел и реализация на практике какой-либо идеи, проблемы. При выполнении проекта надо заниматься деланием лишь того, что нужно для жизни. И в этом смысле нужно исходить из того, как это
довольно лаконично определила Е.С. Полат, «Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» [1].
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, коллективную в течение определенного времени и ориентирует на решение какой-либо проблемы. Решение проблемы предусматривает:
- с одной стороны использование совокупности разнообразных методов, средств обучения,
- с другой стороны, необходимость интегрирования знаний, умений, т.е. применение знаний из различных областей науки, техники (современные технологии: проблемные, проектные, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, игровые), творческих областей.
На наш взгляд, работа над проектом позволяет учащимся сделать первый шаг в выборе темы и цели проекта. Идя к этой цели, учащийся сталкивается с тем, что ему приходится размышлять, самостоятельно искать, анализировать, обобщать, добывать нужную информацию. Во время проектной деятельности учащиеся реализовывают свои творческие способности, интеллектуальные - память, внимание, воображение, фантазию, критическое и творческое мышление, соединяя и подчиняя разрозненные сведения конкретной цели. Черпая знания из разных предметных областей, учащиеся развиваются и совершенствуются в процессе проектной деятельности.
В работе над проектами учитель необходимо учитывает возрастные и социальные особенности обучающихся - их уровень культуры, развитие, интересы, склонности, гендерные различия учащихся. Развитие и самореализация личности в процессе обучения это одна из общих образовательных целей обучения. Чтобы создать условия для развития и саморазвития личности, необходим анализ, изучение личности обучающихся с помощью диагностики, тестирования, беседы, самонаблюдения, выявления личностных особенностей студентов. В результате мы получим как бы два измерения человека: «как он есть» (выявленный диагностический потенциал) и «каким он должен (может) быть» (модель), т.е. смоделировать желаемый результат с помощью взаимообучения и индивидуального развития.
Использование проектов в образовательном процессе ведет к переориентации учебного процесса на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. В процессе работы над проектом знания приобретаются в соответствии с их возрастными потребностями. Как это проявляется в учебно-воспитательном процессе?
Метод проектов, будучи природосообразным, при обучении подростков, позволяет сгладить некоторые проблемные проявления «трудного» возраста, такие как:
- чувство взрослости, проявляющееся в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, доверия. Если школа не предложит подростку способов удовлетворения этой потребности, она может проявиться в нарушениях поведения, уверенности в несправедливости и необъективности взрослых. Работа же над проектом позволяет выстроить особые отношения с учителем - отношения сотрудничества и равноправия.
- склонность к фантазированию, когда возможность осуществить собственный замысел становится мощным стимулом к действию. Если в ходе учебы не находится места для оригинального, творческого подхода -она теряет в глазах подростка свою привлекательность. В то же время проект дает возможность проявить свое творческое видение процесса и результата работы, создать проектный продукт, в котором воплотится собственный замысел, и которым будут пользоваться студенты и педагоги, может быть через несколько лет после того, как автор проекта уже закончит свое обучение.
- стремление определить границы своих физических и интеллектуальных возможностей. Если подросток не находит для этого приемлемые формы, он начинает эксперименты со своей внешностью, нарушает установленные в учебном заведении правила поведения, а иногда и законы общества. А поскольку исходная проблема проекта, как правило, имеет личностно окрашенный характер, то его автор получает шанс лучше понять себя, четче представить свои возможности, оценить приобретаемый учебный и житейский опыт - ясно увидеть процесс своего взросления [2].
Все это дает возможность применять проектную деятельность, как эффективную образовательную технологию, так и как своеобразный метод психолого-педагогического сопровождения подростков.
Работа над проектом позволяет реализовать многие личностные потребности молодых людей. Она дает учащемуся возможность применить и умножить не только свои академические знания, но и использовать свой житейски опыт, заявить о себе, как о неповторимой личности, продемонстрировать свои сильные стороны, что в полной мере соответствует их потребностям и интересам.
Чаще всего в подростковом возрасте доминируют потребности в общении со сверстниками, в самопознании, в формировании образа своего будущего, в том числе профессионального. Гуманистический подход отличается принципиально иным пониманием роли человека, а, следовательно, - обучаемого. Мера развития человека, учащегося становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Изменяется положение обучающегося, он действительно
становится развитой личностью. Педагоги ориентируются не только на подготовку ученика и воспитанника к будущей жизни, но и на обеспечение полноценного проживания каждого возрастного этапа: детства, отрочества, юности - в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Уважение к личности студента, его достоинству, принятие его личностных целей, запросов, интересов, создание условий для его самоопределения, самореализации, самодвижения и развития -непременное условие проектной деятельности. Если педагог предоставляет ученику возможность проявлять максимальную самостоятельность, но при этом не отпуская ее «на самотек», работа над проектом позволит подростку выстроить новые отношения и занять свое место в классной или групповой иерархии; узнать границы своих возможностей, увидеть рост своей компетенции в различных областях знаний, приобрести новый опыт; сформировать более четкие представления о будущей профессии, о своей взрослой жизни.
В ходе проектной деятельности успешно решается еще одна учебная проблема - проблема мотивации в обучении. Педагоги, которые работают с подростками, хорошо знают, как подчас трудно поддерживать желание учиться даже у вполне способных учащихся. Эта проблема - снижение учебного мотива в подростковом возрасте - имеет ряд причин: на первый план выходит потребность в общении со сверстниками, в самопознании, в формировании образа будущего - вот основное содержание мотивационной сферы подростков. Стремление к успешной учебе в этот период отходит на второй план.
Кроме того, у подростков ярче, чем у учащихся начальной школы, проявляются различия между учебным и познавательным мотивом. Например, ученик, обладающий прекрасными способностями и проявляющий интерес к какому-то одному учебному предмету, может совсем запустить учебу по другим предметам. Его познавательный мотив, как правило, реализуется в хобби и другой внеучебной деятельности. Если в основе учебного мотива ребенка зачастую лежит стремление соответствовать требованиям взрослых, то у подростков оно заметно снижается, то познавательный мотив не настолько подвержен этим воздействиям, так как «подпитывается» глубоким внутренним импульсом.
Проектная деятельность дает обучающемуся возможность реализовать свой познавательный мотив непосредственно в учебной работе, так как предоставляет ему максимальную свободу выбора не только основной темы проекта. Но и способов ее реализации. Работая над проектом, можно приобрести новые знания и опыт в интересующей сфере, которые можно применить на практике. В этой ситуации обучение превращается в процесс осознанного активного поиска, присвоения и применения новых знаний, что вообще характерно для деятельностных технологий обучения. Это и есть те приращения в знаниях и умениях, ради
которых организуется проектная деятельность, и которые в дальнейшем будут легко переноситься учащимися на другие виды учебной и профессиональной деятельности.
При правильной организации проектной деятельности в учебном заведении появляется возможность решать не только учебные, но и воспитательные задачи, особенно когда выполняется «индивидуальный» проект. Он позволяет учитывать особенности каждого учащегося, в т.ч. не только возрастные, но и социальные и интеллектуальные и психологические. Конкретно это, безусловно, весьма содержательно богатая проблематика.
Грамотный учет такого рода особенностей при подборе темы, проблемы и сюжетной канвы проектов должен обеспечить еще один вид мотивации. Та проблема, которая волнует одну группу, не будет интересна для другой, та сюжетная канва, которая заинтересует одних школьников, оставит равнодушными. Таким образом, учитывая социальные особенности учащихся, мотивация обеспечивается доступными темой, сюжетной канвой и проблемой учебного проекта.
Работа над проектом поможет развить недостающие навыки и умения. Причем промахи и ошибки на пути к результату будут заметны только самому автору и его руководителю. А удачная презентация проекта позволит показать себя с самой выгодной стороны. Это повысит самооценку, а возможно, и статус в классе или группе, поможет совладеть с тревогой, даст опыт успеха.
По-разному выстраиваются отношения учителя с успешным учеником, который может работать практически самостоятельно; и с учеником, имеющим лидерские амбиции и завышенную самооценку, который в ходе работы должен сформировать более реалистические представления о себе самом; а также с тревожным учеником, который будет нуждаться в пошаговом поощрении. В любом случае, это взаимодействие рождает совершенно новый тип отношений учителя и ученика - они становятся соратниками, занятыми общим делом, то есть они взаимодействуют и взаимообучаются. Причем активной стороной взаимодействия зачастую становится обучаемый, он формирует запрос к учителю, как носителю необходимой информации и опыта. Самоопределение учащегося строится на помощи обучающегося самому себе и совместном с педагогом осознания или формулирования жизненных целей, конкретных трудностей, проблем. На базе этого возможно составление с помощью педагога программы саморазвития.
Таким образом, индивидуальный подход в процессе проектирования способствует становлению личности (от «как есть» и «как должно быть») [3]. При этом учёт возрастных, социальных и индивидуально -психологических особенностей обучающихся - этот необходимый и важный «контрапункт» педагоги сотрудничества, позволяет открывать для
каждого человека свой путь к универсальному развитию и успешной самореализации.
Список использованной литературы
1. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностр. языки в школе. - 2000. - № 2, 3.
2. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся. Лекции 1-4. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. - 68 с.
3. Пятибратова С.И. Акмеологическая культура деятельности как составляющая профессиональной культуры учителя. // Актуальные проблемы экологического образования: сборник научных статей. - СПб.: СПбГУПМ, 2002. - С.102-104.
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ГПС МЧС РОССИИ
И.Д. Черноусова, доцент, к.филос.н.
И.В. Черноусов, доцент, к.филос.н.
Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Сегодня в России создана система непрерывного образования, в которой важнейшим направлением становится расширение фундаментальной составляющей высшего образования не только в качестве основы для целостного восприятия мира, но и как непременного условия для последующего пожизненного образования. Значительную роль в фундаментализации образования играет усиление методологической подготовки студентов, формирование методологической культуры выпускников вузов. Этот процесс предполагает более строгий подход к отбору материала, анализу его содержания и выделения его основных инвариантов, более широкой отсылкой к справочной и другой вспомогательной литературе [5, С. 8].
Особое значение для процесса образования имеет его информатизация. Как отмечают специалисты, информатизация образования должна способствовать расширению мира личности, развитию тех потенциальных возможностей, которые в ней заложены. Образовательная система дополняется новым чрезвычайно важным компонентом - системой Интернет, - которая оказывается между преподавателем и студентом. Это открывает широкие возможности не только для студентов, но и для преподавателей, поскольку преподаватели получают новые средства для развития личности обучаемого,