УДК 629.7.036:539.4
А. В. Шереметьев, А. В. Петров
УЧЕТ ВЛИЯНИЯ СВОЙСТВ МАТЕРИАЛА, КОНСТРУКТИВНЫХ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ ПРИ УСТАНОВЛЕНИИ РЕСУРСОВ ДЕТАЛЕЙ АВИАЦИОННЫХ ГТД
Аннотация: Даны рекомендации по определению комплексов влияния материала, конструктивных, технологических и эксплуатационных факторов при установлении ресурсов ретроспективным методом.
В настоящее время широко используются рас-четно-экспериментальные методы установления ресурсов деталей авиационных ГТД. Среди этой группы методов заслуживают внимание методы, основанные на опыте эквивалентно-циклических испытаний и эксплуатации прототипов, например ретроспективный метод [1].
Формула установления циклических ресурсов деталей авиационных ГТД в ретроспективном методе может быть представлена в виде (1):
N
N н = N.
пр.н
пр
N
пр
■ Пф •-
X
пр X н
(1)
Nн = Nпр ■ Пм ■ Пктэ ■ Пе ,
(2)
где пм - комплекс учета влияния свойств материала; пктэ - комплекс учета влияния конструктив-
ных, технологических и эксплуатационных факторов; пв - комплекс учета влияния вибрационных напряжений.
Определение величин, входящих в формулы (1) и (2) производится на основе предварительного анализа напряженно-деформированного состояния (НДС) деталей. При этом, как правило, должны быть использованы модели высокого уровня, включающие учет контактного взаимодействия в соединениях, физическую и геометрическую нелинейности [2].
Комплексы влияния, входящие в формулу (2), определяются следующим образом:
N
где Nн - циклический ресурс детали нового двигателя; N пр - экспериментально определенный ресурс детали двигателя - прототипа; NПр.н - расчетное число циклов до разрушения детали двигателя - прототипа, изготовленного из нового материала; ыПр - расчетное число циклов до разрушения детали двигателя - прототипа; Пф - комплекс учета влияния конструктивных, технологических и эксплуатационных факторов; Хпр и Xн - коэффициенты влияния вибрационных напряжений на циклическую долговечность детали двигателя -прототипа и нового двигателя соответственно.
Условия применимости ретроспективного метода требуют выбора прототипа с достаточно близкими к проектируемой детали характеристиками: уровнем повторно-статических напряжений в критических зонах, свойствами материалов и динамической напряженностью [1].
Формулу (1) можно преобразовать с учетом комплексов влияния различных факторов на циклический ресурс следующим образом:
Пм="
пр.н
N
пр
^пр
з ■ пт' ^э
(3)
(4)
(5)
Здесь пк - коэффициент учета конструктивных факторов; пт - коэффициент учета технологических факторов; £,э - коэффициент учета отличия повреждаемости в полетном цикле.
Следует отметить, что в случае идентичности конструкционных материалов, применяемых на деталях нового двигателя и двигателя - прототипа, п м = 1. Если конструкция, технология изготовления и форма полетного цикла деталей нового двигателя не претерпела изменения по сравнению с деталями двигателя-прототипа, то пктэ = 1. Если уровень вибрационных напряжений в деталях нового двигателя относительно небольшой и не превышает уровня на двигателе - прототипе, тогда допустимо принимать пв = 1.
Особый интерес для практического использования ретроспективного метода представляют комплексы учета влияния свойств материала и конст-
© А. В. Шереметьев, А. В. Петров 2006 г.
ISSN 1727-0219 Вестникдвигателестроения № 1/2006
91
х
н
руктивных, технологических, эксплуатационных факторов.
На основании полученных в работах [2] и [3] результатов анализа и компьютерного моделирования возможных технологических отклонений (в пределах допуска) в замковых соединениях и их влияния на НДС и циклический ресурс рабочих лопаток вентиляторов авиационных ГТД, комплекс учета влияния конструктивных, технологических и эксплуатационных факторов определяется следующим образом:
1 --
(ДМ Тех)
ср
(ДМ ТРех)ср
где (ДМТпех)ср , (^ТРех)ср
э = 0,67 э
(6)
средние изменения
щие напряжения в доверительный интервал. Полученные таким образом значения циклической долговечности являются существенно заниженны-
циклической долговечности детали, при возможных технологических отклонениях нового двигателя и двигателя-прототипа соответственно.
Применение ретроспективного метода прогнозирования ресурса показано на примере рабочих лопаток вентиляторов авиационных ГТД разработки ГП " Ивченко-Прогресс".
Рассматриваемые в данной работе рабочие лопатки вентиляторов новых двигателей и двигателей-прототипов имеют различные материалы: титановые сплавы ВТ3-1 - для двигателей-прототипов и ВТ6 - для новых двигателей, поэтому комплекс учета влияния свойств материала требует определения.
Величины циклической долговечности мПр.н и
Ы*пр. могут быть определены как по кривым малоцикловой усталости (МЦУ), так и по универсальной формуле Мэнсона, однако требуется оценка достоверности определения циклической долговечности в зависимости от уровня действующих напряжений.
В частности, при определении комплекса влияния материала для рабочих лопаток вентиляторов двигателей - прототипов, значения циклической долговечности первоначально определялись по кривым МЦУ для гладких образцов (рис. 1). На рис. 1 также видно явное преимущество титанового сплава ВТ6 над ВТ3-1 (до двух раз) в зоне МЦУ. Однако, уровень действующих в критических зонах лопаток повторно - статических напряжений был ниже, чем диапазон напряжений в образцах по кривым МЦУ. Поэтому, полученные по этим кривым значения циклической долговечности и комплексов влияния пм (табл. 1) оказались завышенными, лежащими за рамками доверительного интервала применения кривых МЦУ.
Применение кривых МЦУ, построенных для образцов с надрезом позволяет включать действую-
Рис. 1. Кривые малоцикловой усталости: 1 - титановый сплав ВТ3-1; 2 - титановый сплав ВТ6
Таблица 1 - Комплексы влияния материалов для рабочих лопаток вентиляторов (гладкие образцы)
Двигатель-прототип Материал атах ' МПа N р ' циклы п м
№ 1 ВТ3-1 723 38464 10,2
ВТ6 715 392825
№ 2 ВТ3-1 581 155596 70,3
ВТ6 547 1,1108
ми и неприменимыми для практики, что связано двойным учетом концентрации напряжений: при определении НДС расчетным путем с использованием моделей высокого уровня (например, трехмерные конечноэлементные модели, учитывающие контактное взаимодействие в соединениях), где уже учитывается реальная концентрация напряжений и при использовании кривых МЦУ на базе образцов с надрезом. Однако, относительные значения циклической долговечности являются физич-ными и приемлемыми (табл. 2).
л
ктэ
Таблица 2 - Комплексы влияния материалов для рабочихлопаток вентиляторов(образцы с надрезом с р = 0,25 мм)
Таблица 3 - Комплексы влияния материалов для рабочих лопаток вентиляторов (на основании формулы Мэнсона)
Двигатель-прототип Материал атах' МПа N р , циклы п м
№ 1 ВТ3-1 723 1756 1,60
ВТ6 715 2809
№ 2 ВТ3-1 581 3520 1,92
ВТ6 547 6760
Двигатель-прототип Материал атах 5 МПа N р , циклы п м
№ 1 ВТ3-1 723 1756 1,60
ВТ6 715 2809
№ 2 ВТ3-1 581 3520 1,92
ВТ6 547 6760
В качестве универсального подхода к определению комплексов влияния пм и Пктэ предлагается их определять на основе циклической долговечности, определенной по формуле Мэнсона:
=II1-
1 - у
0,6
г 1,75 • а г, N ~р 06 + - В
Е
N
-0,12
,(7)
Таблица 4 - Влияние уровня действующих напряжений на относительную повреждаемость (на основании формулы Мэнсона)
где еа - амплитуда полной деформации в цикле; у - относительное сужение материала образца; а в - предел длительной прочности; Е -модуль упругости; Np - число циклов до разрушения.
В табл. 3 приведены расчетные значения циклической долговечности, определенных по формуле Мэнсона (7) и комплексов влияния материала для рабочих лопаток вентиляторов двигателей - прототипов. Как видно из табл. 3, комплекс влияния материала может принимать значения как больше, так и меньше единицы, что объясняется изменением преимущества титанового сплава ВТ6 по отношению к ВТ3-1 в зависимости от уровня действующих напряжений. Этот факт иллюстрируют табл. 4 и рис. 1, в которой приведено изменение относительной циклической долговечности в зависимости от величины напряжений. Из табл. 4 следует, что в диапазоне напряжений 400 - 700 МПа (в зоне упругости) титановый сплав ВТ3-1 превосходит ВТ6 по характеристикам МЦУ, а при уровне напряжений 800 - 1000 МПа (в упруго - пластической зоне) преимущество имеет титановый сплав ВТ6.
На основании вышеизложенного был осуществлен выбор лопаток вентиляторов двигателей - прототипов, определены комплексы влияния пм и пктэ установлены циклические ресурсы рабочих лопаток вентиляторов двух новых авиационных ГТД ретроспективным методом (табл. 5).
Как видно из приведенных результатов, определение величин комплексов влияния и коэффициентов, входящих в формулы (1) и (2) требует взвешенного подхода к определению числа цик-
атах ' МПа Материал N р , циклы п м
400 ВТ3-1 19496620 0,68
ВТ6 13362060
500 ВТ3-1 2095104 0,70
ВТ6 1466477
600 ВТ3-1 357239 0,74
ВТ6 265153
700 ВТ3-1 90834 0,85
ВТ6 77094
800 ВТ3-1 32003 1,02
ВТ6 32689
900 ВТ3-1 14364 1,29
ВТ6 18488
1000 ВТ3-1 8128 1,56
ВТ6 12709
лов до разрушения (повреждаемости) деталей.
Можно выделить следующие рекомендации:
1) применение кривых малоцикловой усталости должно быть ограничено диапазоном доверительных значений долговечностей, который подтвержден испытаниями образцов;
2) уровень напряжений в сравниваемых деталях не должен различаться более, чем на величины, оговоренные в условиях применения метода;
3) сравнение циклической долговечности деталей желательно проводить в зонах однотипных концентраторов напряжений;
4) для определения расчетных значений циклической долговечности, а также комплексов влияния материала, конструктивных, технологических
/55Л/1727-0219 Вестникдвигателестроения № 1/2006
93
1
е
а
Таблица 5 - Ресурсы лопаток вентиляторов, определенные ретроспективным методом
Новый двигатель ^ max 5 МПа Двигатель-прототип N пр ' циклы Пм % N н , циклы
А 758 №1 10300 0,96 0,67 1,0 6624
Б 507 №2 21180 1,28 0,67 1,0 18163
и эксплуатационных факторов (где используется отношение циклических долговечностей) рекомендуется использование формулы Мэнсона.
Список литературы
1. Муравченко Ф.М., Шереметьев А.В. О методе определения циклических ресурсов авиадвигателей // Оценка и обоснование продления ресурса элементов конструкций: Тр. Меж-дунар. конф. - К.: Нац. АН Украины. Ин-т пробл. прочности, 2000. - т.2. - С. 831-836.
2. Муравченко Ф.М., Шереметьев А.В., Петров А.В. Анализ напряженно-деформированного состояния деталей авиационных ГТД с учетом возможных технологических отклонений // Вюник двигунобудування, 2005. - №1. - С. 2328.
3. Шереметьев А.В., Петров А.В. Использование компьютерного моделирования для учета технологической наследственности при установлении ресурсов деталей авиационных ГТД // Авiацiйно-космiчна технка i технолопя. - Харюв, 2005. - Вип.4(20). - С. 50-53.
Поступила в редакцию 16.01.2006 г.
Анота^я: Надано рекомендацИ' з визначення комплексе впливу матер1алу, конструк-тивних, технолог1чних та експлуатац1йних фактор1в при встановленн1 ресурав рет-роспективним методом.
Abstract: Recommendations for definition of influence complexes of material, constructive, technological and operational factors when establishing service life by retrospective method are given.