шему улучшению качества лекций и практических занятий. При этом акценты ставятся на индивидуальную работу преподавателей со студентами на практических занятиях, а также на посещение и обсуждение лекций и практических занятий молодых преподавателей с последующим внесением рекомендаций. Также обращено внимание на мотивирование студентов к выполнению учебно-исследовательских и курсовых работ. Для этого рекомендовано использовать сведения по инфекционной заболеваемости на территории Свердловской области и города, данные литературных источников.
Таким образом, проводимое ежегодно изучение удовлетворенности студентов качеством образовательного процесса на кафедре эпидемиологии позволяет совершенствовать организационно-педагогические условия обучения будущих специали-
стов и, следовательно, способствовать повышению качества подготовки выпускников. Полученные результаты могут быть учтены также в ближайшем будущем при разработке организационно-педагогических условий реализации новых ФГОС.
Список литературы
1. Управление качеством медицинского образования в условиях модернизации и внедрения ФГОС / С.М. Кутепов, Н.С. Давыдова, Т.В. Жданова [и др.] // Управление качеством высшего профессионального образования в условиях внедрения ФГОС: материалы 3-й межрегиональной конференции с международным участием. — Екатеринбург: Изд-во ГБОУ ВПО УГМА, 2013. — С. 14-18.
2. Федоров В.А., Колегова Е.Д. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издат. центр «Академия», 2008. — 208 с.
УДК 378.22:379.85
Е.А. Алилуйко, канд. пед. наук Российская международная академия туризма
УЧЕТ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКО-ИТАЛЬЯНСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ) ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ТУРИСТСКИХ КАДРОВ НА УРОВНЕ БАКАЛАВРИАТА
Модернизация системы подготовки кадров для индустрии туризма, которая началась с момента внедрения Болонского соглашения, невозможна без глубокой международной интеграции в системе экономических отношений. Современная экономическая ситуация требует от человека высокого уровня профессиональной подготовленности к быстро меняющимся условиям. Эту задачу может решить адекватная современным требованиям система профессиональной подготовки кадров, которая своевременно реагирует на вызовы новой экономики, ориентированной на инновационное развитие.
Индустрия туризма вносит значительный вклад в формирование валового внутреннего продукта, повышение платежного баланса страны, создает дополнительные рабочие места, обеспечивает занятость и повышение качества жизни населения. На долю туризма приходится 3,2 % мирового ВВП, а с учетом мультипликативного эффекта — 9,4 %, при этом количество занятых в индустрии туризма от общего числа работающего населения составляет 7,6 %. В РФ доля туризма соответственно составляет 2,5 и 6,3 % .
По данным UNWTO Российская Федерация занимает пятую строку в списке крупнейших вы-
ездных рынков в мире (рост темпов туристских расходов по 2013 году составил 26 %). Туризм в России признается приоритетной отраслью экономики, его состоянию и развитию государство уделяет пристальное внимание.
В настоящее время утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 гг. (Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 317). Предусмотрен общий объем бюджетных ассигнований Программы в размере более 24 млрд долл. К2020 году объем услуг, оказанных в сфере внутреннего и въездного туризма, включая услуги турфирм, гостиниц и аналогичных средств размещения, должен вырасти с 8 до 34.. .36 млрд долл. и по прогнозам специалистов к указанному году Россия может войти в первую десятку стран мира, обеспечивающих популярные направления международного туризма. Количество иностранных граждан, посетивших Российскую Федерацию, к 2020 году должно вырасти в 1,4.1,5 раз по сравнению с 2013 годом и составить почти 38,7 млн чел. в год. Кроме того, в рамках данной Программы планируется рост количества средств размещения по сравнению с 2013 годом почти в 6 раз до 4000 ед. к 2020 году. Одной из ключевых задач в решении указанных целей является
создание и развитие современной конкурентоспособной системы подготовки кадров для индустрии туризма. В формировании и становлении такой системы приоритетными являются направления, связанные с международным сотрудничеством между странами и ведущими образовательными учреждениями туристского профиля.
Что касается отношений между Россией и Италией, то они уходят своими корнями в далекое прошлое: первые контакты между русскими и итальянскими городами были установлены еще в Х1—Х11 веках и сохранялись в дальнейшем. Италия продолжает оставаться не только важным стратегическим политическим и экономическим партнером России, но и партнером в сфере культуры, туризма и образовательных услуг. Отражением этого особого партнерства служит тот факт, что 2013—2014 год объявлен Годом туризма «Италия—Россия».
Конструктивные межгосударственные отношения базируются на прочном фундаменте политических, экономических и культурных связей, а также на общих интересах двух государств. Российская и итальянская экономика в некоторой степени дополняет друг друга, а сотрудничество взаимовыгодно. Италия — второй крупнейший экономический партнер России в Европе после Германии. В 2013 году, по данным Министерства экономического развития Российской Федерации, наблюдался рост объема российско-итальянского товарооборота в 1,26 раза по сравнению с 2012 годом (45,8 млрд долл.).
Несмотря на стагнацию мировой экономики, сотрудничество развивается на всех уровнях: от малых и средних предприятий до крупных корпораций. Основными направлениями сотрудничества по-прежнему являются: энергетика, финансы, промышленность. По данным Росстата, сумма итальянских накопленных инвестиций в российскую экономику за первое полугодие 2013 года составила 943,3 млн долл. (для сравнения за весь 2012 год — 1,1 млрд долл.). Однако в настоящее время приоритеты смещаются в сторону туристской отрасли, которая выходит в обеих странах на передовые рубежи.
По последним статистическим данным Федерального агентства по туризму Министерства культуры Российской Федерации (Ростуризм), по итогам 2013 года выезд в Италию россиян увеличился на 30,78 % по сравнению с предшествующим годом и составил более 1 млн поездок (7-е место по выезду граждан РФ), тогда как въезд граждан Италии в Россию в 2013 году вырос на 6,37 % и составил 226 тыс. поездок (8-е место по въезду граждан ЕС) (рис. 1).
298489
14 490
1 200 000
1 000 000
800 000
600 000
400 000
200 000
0
1 038 820
794 323
212 411
225 933
2012 г.
2013 г.
] Количество поездок в РФ из Италии | Количество поездок в Италию из РФ Рис. 1. Структура поездок в РФ и Италию
Очевидно, что количество поездок жителей Российской Федерации в Итальянскую Республику в 4,6 раза превышает поездки жителей Аппенинского полуострова в РФ. При этом жители Италии посетили в 2013 году Россию с целью туризма на 0,68 % меньше чем в 2012 году (почти 118 тыс. поездок). Практически зеркальная ситуация сложилась в отношении поездок со служебными целями: деловые поездки итальянцев в Россию увеличились на 12,81 % в 2013 году по сравнению с 2012 годом, а россиян в Италию сократились на 16,40 %. Италия занимает 6-е место среди стран, граждане которых въехали в Российскую Федерацию с целью туризма (рис. 2).
Есть ли объяснение тенденции спада посещения гражданами Италии России с туристскими целями? В июле 2013 года компанией Tripadvisor был проведен опрос 1370 итальянцев.
Цель опроса — определить основные туристские тенденции жителей Апеннинского полуострова и выяснить, где предпочтительнее для них проводить отпуск. В результате опроса было выявлено, что итальянцы, как и прежде, остаются приверженцами горящих предложений (32 % опрошенных отправляются в путешествие по горящим путевкам), большее количество туристов склоняются к low cost
117 927
78 577 29 429
□ Поездки в РФ из Италии с целью туризма
■ Поездки в РФ из Италии по служебным вопросам
□ Поездки в РФ из Италии с прочими целями
□ Поездки в Италию из РФ с целью туризма
■ Поездки в Италию из РФ по служебным вопросам
□ Поездки в Италию из РФ с прочими целями
725 841
Рис. 2. Структура поездок в РФ и Италию по целям в 2013 г.
компаниям и путешествиям в низкии сезон, т. е. стараются сэкономить на отдыхе, 87 % опрошенных считают, что, оставшись в Италии, им не удастся сэкономить, а 45 % уверены, что сэкономить можно исключительно отправившись в отпуск в Европу.
К сожалению, опрошенными итальянцами, Россия среди упомянутых туристских дестинаций названа не была.
А что же привлекает российских туристов в Италии? Прежде всего это, безусловно, итальянская культура и образ жизни, что приводит соответственно к активному развитию таких направлений сотрудничества, как культурная кооперация, туризм, мода, дизайн.
Начиная с античных времен Италия является центром высокой европейской культуры, со средних веков — родиной наиболее известных и старейших европейских университетов. Однако так было многие годы, при этом потоки российских туристов начали увеличиваться лишь в последние годы.
Кульминацией многовековых связей между Москвой и Римом стал 2011 год, который прошел как перекрестный Год российской культуры и русского языка в Италии и Год итальянской культуры и итальянского языка в России. В течение всего 2012 года были проведены с широким участием Италии различные туристские выставки: INTOURMARKET и М1ТТ в Москве, ENISEY — в Красноярске, LETO — в Екатеринбурге, TOUREXPO — в Самаре, KITS — в Казани, а также в многочисленных Workshop, была приурочена новая программа Правительства Италии, направленная на развитие туризма в стране. По статистике, на Рим, Венецию и Флоренцию приходится столько же ночевок, совершенных туристами, сколько на все остальные города, вместе взятые. Новая программа призвана исправить эту ситуацию и привлечь большие потоки туристов в другие регионы.
Безусловно, стратегия правительства Италии по продвижению страны на российский туристский рынок включает вовлечение туроператорских компаний, работающих по данному направлению в России и являющихся работодателями для выпускников туристских вузов. Только в Москве насчитывается 49 туроператоров, работающих по направлению Италия.
По мнению большинства туроператорских компаний базовыми требованиями к специалисту туристского профиля являются три основополагающих момента: обладание каждым сотрудником профессиональных знаний по турпродукту, системных знаний о структуре и функционировании компании, развитие коммуникативных навыков, а также повышение личного образовательного уровня.
Совместные образовательные проекты российских и итальянских вузов, направленные на подготовку квалифицированных специалистов в области основных направлений итало-российского сотрудничества также являются важным направлением партнерства двух стран.
С начала реализации международной магистерской программы Российской международной академии туризма и Миланского университета Би-кокка прошло почти 3 года. Студенты из России обучаются по магистерской программе в университете Бикокка в течение академического года, получают возможность проанализировать, оценить и сравнить и различные системы образования и результаты интеграции Болонского процесса в российскую систему высшего туристского образования.
При этом, оценивая положительные результаты данной магистерской программы, следует учитывать и тот факт, что для российских студентов, точно так же как и для студентов из Италии, она базируется на программах бакалавриата и должна быть преемственной.
Таким образом, делая акцент на двух факторах: увеличение потоков российских туристов в Италию, что непременно повлечет за собой повышение спроса на специалистов, обладающих профессиональными компетенциями по данному направлению, и развитие российско-итальянского сотрудничества в сфере образования и туристского образования, возникает необходимость более профильной подготовки туристских кадров с учетом региональных и национальных особенностей страны.
Проведя анализ основных профессиональных образовательных программ, включающих учебные планы по направлениям подготовки бакалавриата «Менеджмент» и «Туризм» в Российской международной академии туризма, можно прийти к выводу, что они дают определенную степень вариативности и возможность более узко профильной подготовки. Так, в учебный план по направлению «Менеджмент» помимо иностранных языков, ассортимент которых следует расширить за счет итальянского языка, включены учебные дисциплины «Дипломатический протокол и этика деловых отношений» и «Памятники мирового культурного наследия», содержание которых может и должно обновляться не только в соответствии с требованиями российской образовательной системы, но и на основе долгосрочных международных соглашений вузов, в данном случае между РМАТ и университетом Биккока. Так, например, знание национальных особенностей и делового этикета итальянцев поможет выпускнику бакалаврской программы не только проще адаптироваться на рынке туроператоров как исполнителю, но и обрести в дальней-
шем на уровне магистерской подготовки концептуальное видение при разработке и продвижению российского туристского продукта на итальянский рынок. Несколько иной учебный план по образовательной программе «Туризм». Одной из учебных дисциплин является практико-ориентированная дисциплина-практикум «Основы межкультурной коммуникации», в содержании которой также может иметь место опыт итальянских и российских магистрантов, обучающихся по международной программе, поскольку они непосредственно являются носителями практических навыков по межкультурной коммуникации.
Образовательный процесс в соответствии с новыми российскими стандартами нацелен на формирование индивидуальной траектории каждого обучающегося. В эту траекторию входит не столь-
ко аудиторная деятельность, сколько самостоятельная, включающая научно-исследовательскую. Таким образом, студент, нацеленный на международную магистерскую программу или планирующий работать в туроператорской компании по направлению Россия—Италия, может начать изучение итальянского опыта развития туризма еще при бакалаврской подготовке с учетом всех национальных особенностей и тенденций в развитии туризма в Италии.
Список литературы
1. Федеральное агентство по туризму [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.russiatourism.ru
2. Трипадвизор. Отзывы туристов об отелях, авиаперелетах, ресторанах и достопримечательностях [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.tripadvisor.ru
УДК 378.147-048.35
Ю.С. Ценч, канд. пед. наук Е.Е. Гордеева
Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова
ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ ПЕРВОКУРСНИКОВ К ПРОДОЛЖЕНИЮ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Модернизация профессионального образования в России диктует новые требования к подготовке будущих специалистов.
К настоящему времени в стране сложилась и продолжает успешно развиваться система профессионально-педагогического образования, на которую возложена задача подготовки педагогических кадров для средних профессиональных учебных заведений.
С введением ФГОС разработка системы мониторинга качества образования соотносится с требованиями нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность образовательных учреждений и определяющих их ответственность за «обеспечение функционирования системы внутреннего и внешнего мониторинга качества образования в образовательном учреждении». Новые принципиальные требования в области качества образования — обязательное наличие внешней и внутривузовской системы качества образования [1—3]. Федеральный государственный стандарт определяет качество образования как обязательную норму, выполнение которой зависит от ряда факторов:
♦ контингента обучающихся и их профессиональной направленности;
♦ условий образовательного процесса;
• кадрового потенциала педагогического коллектива;
• материально-технического обеспечения. Таким образом, качество образовательного
процесса рассматривается как совокупность качественных условий, процессов, технологий, сопровождающих процесс обучения и результаты деятельности преподавателей. Основываясь на таком подходе, в ФБГОУ ВПО «Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова» (МГУП имени Ивана Федорова) выстраивалась система внутренней и внешней оценки качества уровня знаний и готовности первокурсников к продолжению обучения в вузе. Данная система успешно применяется и в процессе подготовки педагогов профессионального обучения по направлению «Профессиональное обучение (по отраслям)». Внутренняя система оценки качества уровня знаний и готовности первокурсников к продолжению обучения в вузе («Диагностики уровня знаний обучающихся») осуществляется через внутривузовскую балльно-рейтинговую систему, обеспечивающую процесс перманентного отслеживания и распределения студентов по результатам комплексной оценки их персональных достижений. Применяемая в университет балльно-рейтинговая система способствует решению следующих задач: