Научная статья на тему 'Учет психолого-педагогических особенностей детей с ОНР в логопедической работе по подготовке к овладению письмом'

Учет психолого-педагогических особенностей детей с ОНР в логопедической работе по подготовке к овладению письмом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1321
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учет психолого-педагогических особенностей детей с ОНР в логопедической работе по подготовке к овладению письмом»

Словообразование прилагательных вызывают затруднения как у детей экспериментальной группы, так и контрольной. Однако если дети с нормальным речевым развитием допускают единичные ошибки, прибегая к их самокоррекции, то дошкольники экспериментальной группы не только чаще ошибались, но и не замечали своих ошибок и не пытались их исправить. У них наблюдалась безынициативность, отсутствие интереса, вялость, пассивность. Знания и представления о предметах и явления окружающей среды у детей неполные и ошибочные.

Итак, выявленные трудности показали, что дети с ОНР III уровня недостаточно хорошо овладели словообразовательной системой, что в дальнейшем может оказать негативное влияние не только на устную, но и письменную речь.

Выявленные трудности нужно учитывать в коррекционно-логопедической работе по преодолению нарушений словообразования прилагательных.

Список литературы

1. Богородицкий В. А. Лекции по общему языкознанию. - Казань, 1915.

2. Винокур Г. О. Заметки по русскому словообразованию. - Избр. работы. - М., 1959.

3. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: АПН РСФСР, 1958. - 378 с.

4. Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование. - М., 1973.

5. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб., 2001. -С. 92.

6. Максимов В. И. Русский язык и культура речи. - М.: Гардарики, 2001. - 413 с.

7. Павлов И. П. Полное собрание сочинений. - 1951. - Т. 3. - Кн. 2.

8. Улуханов И. С. Словообразовательная семантика в русском языке. - М.,

1977.

9. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. -560 с.

С. В. Човгун

Учет психолого-педагогических особенностей детей с ОНР в логопедической работе по подготовке к овладению письмом

Одним из наиболее важных критериев готовности к овладению грамотой является овладение фонетически и грамматически правильной речью. Существует тесная связь формирования речевой деятельности с формированием всей психики ребёнка, с различными процессами, протекающими в интеллектуальной, сенсорной и аффективно-волевой сферах, что отмечается в исследованиях Р.Е. Левиной. На основании данного положения выдвинут один из главных принципов анализа рече-

вой патологии у детей - рассмотрение речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития.

Взаимосвязь речевой патологии и различных сторон психического развития детей с общим недоразвитием речи обусловливает и особенности их мышления. Дети, имеющие развёрнутую речь с элементами фонетического и лексическо-грамматического недоразвития (III уровень развития речи), обладают уже расчленённым восприятием звукового состава слова и способностью воспринимать и воспроизводить слоговые ряды, образующие слова и предложения [4]. Детям с данным уровнем развития речи оказываются доступными не только устные упражнения, подготавливающие к усвоению грамоты, но и полный звукобуквенный анализ слова. Основные затруднения в ходе этой деятельности связаны с ещё имеющимся смешением фонем, которые касаются преимущественно звуков, принадлежащих к родственным группам. Свистящие смешиваются с шипящими, звонкие с глухими, звук [р] со звуком [л]. Довольно большое распространение на данном уровне имеют перестановки слогов, букв, пропуски и другие нарушения структуры слова, а также затруднения в членении предложения на слова. Перестановка букв и слогов является выражением трудностей анализа последовательности звуков в слове [2]. Если у нормально говорящих детей такие ошибки носят единичный характер, то у детей с общим недоразвитием речи они встречаются значительно чаще и сочетаются с другими недостатками письма. Эти наблюдения ещё раз подтверждают связь между нарушениями письма и недоразвитием речи, недоразвитием симультанных и сукцессивных процессов у детей данной группы. Определение готовности ребёнка к усвоению грамоты, которая складывается в процессе формирования устной речи задолго до систематического обучения письму, раскрыто в работах многих авторов [4, 9].

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и афферентно-волевой сферы. У них отмечаются недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Дети забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У наиболее «слабых» детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной сферы. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления у детей с ОНР. Дети с ОНР отстают в развитии словестно-логического мышления и без специфического обучения с трудом овладевают анализом и синтезом.

Вышеперечисленные особенности могут приводить к таким последствиям, как недостаточная сформированность способности к спонтан-

ному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова, трудности успешного овладения письмом и чтением.

Своевременное выявление детей с ОНР, проведение специального обучения в условиях детского сада позволяют не только исправить речевой дефект, но и полностью подготовить дошкольников с ОНР к обучению в школе. Правильная организация логопедической работы в детском саду может сгладить и даже предотвратить нарушения письменной речи, что значительно облегчит детям процесс обучения в школе, их школьную адаптацию, предупредит возникновение психических наслоений, отклонений в развитии личности, связанных со школьной неуспеваемостью [1].

Основной целью проведения работы по подготовке дошкольников с ОНР к овладению письмом является своевременное выявление нарушения формирования психических функций, которые являются базисными для успешного овладения письмом.

В работе по формированию готовности к письму и профилактике дисграфии у дошкольников можно выделить три направления, реализуемые одновременно (Е.А. Логинова, 2004). Эти направления учитывают и особенности недоразвития детей с ОНР, обусловленные первичным речевым дефектом.

Первым направлением является психосенсорное воспитание детей, в которое входит формирование зрительного восприятия и зрительной памяти, слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти, развитие психомоторики, межанализаторного взаимодействия сукцес-сивных и симультанных процессов.

Вторым направлением является коррекция и развитие познавательной деятельности детей, которое включает в себя формирование саморегуляции, самоконтроля в деятельности, развитие памяти, внимания, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения).

Третьим направлением выделяют развитие речи и коррекцию нарушения речи. Работа по данному направлению заключается в фонетико-фонематическом развитии, развитии лексико-грамматического строя речи, формировании связной речи, навыков языкового анализа и синтеза [5].

Среди мер ранней профилактики дисграфии у детей группы риска, к которой относятся прежде всего дети с ОНР, Л.Г. Парамонова выделила целенаправленное развитие у детей тех психических функций, достаточная сформированность которых необходима для нормального овладения процессом письма, а именно: развитие дифференцированного слухового восприятия, слуховой дифференциации звуков, пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза, обогащение словарного запаса и забота о правильном формировании грамматического строя речи, развитие фонематического анализа и синтеза [8].

В логопедической работе с детьми с ОНР по подготовке их к письму и профилактике дисграфии представляется полезным учитывать и рекомендации А.Н. Корнева [3].

Одним из направлений работы, которые выделяет А.Н. Корнев, является исправление у детей фонетико-фонематических нарушений. Следующим блоком коррекционно-профилактической работы является формирование функционального базиса письма, а именно развитие речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой. Главным направлением работы является стимуляция осознания звуковой стороны речи, а именно стимуляция слухового внимания, совершенствование фонематического восприятия и воспитание правильных фонематических представлений, формирование навыков фонематического анализа и синтеза. Также проводится работа, направленная на развитие зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления, что предполагает отработку ориентировочной фазы при выполнении перцептивных и конструктивных заданий. Важными направлениями работы являются следующие: совершенствование оперирования сенсорными эталонами и овладение соответствующими словесными понятиями, развитие навыков мысленного перемещения и трансформации зрительных образов, формирование навыков схематичного изображения пространственных представлений, а также изобразительно-графических способностей (штриховка, обводка, срисовывание геометрических фигур, дорисовывание незаконченных рисунков и рисунков с недостающими деталями, письмо букв и слов по шаблонам и др.). Также А. Н. Корнев выделяет такое направление работы, как развитие сукцес-сивных способностей. Оно осуществляется посредством упражнений, развивающих способность к анализу, запоминанию и воспроизведению временной последовательности явлений. Используются упражнения на развитие способностей к концентрации, распределению и переключению внимания, делается акцент на формировании произвольной регуляции внимания. Следует отметить, что дети, входящие в «группу риска», нуждаются в индивидуализации темпов и методов обучения письму в соответствии с когнитивным стилем ребенка [3].

Другими словами, работа с детьми, страдающими ОНР, предполагает формирование у ребенка набора языковых средств и совершенствование их использования в речи. Эта работа направлена на всестороннее развитие психики ребенка, его внимания, памяти, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, т. е. тех функций и качеств, без которых невозможны полноценные речевое поведение и речемысли-тельная деятельность, а также переход на новый качественный уровень речевого и интеллектуального развития - овладение письменной речью. Необходимо уделять внимание развитию у детей двигательных функций рук и графомоторных навыков, формированию у них навыков языкового анализа и синтеза.

Говоря о подготовке детей с ОНР к овладению письмом и предотвращению появлений дисграфии, следует отметить, что направления данной работы неразрывно связаны с планированием всей логопедической работы в целом, при этом одним из важнейших аспектов логопедической работы является формирование у детей навыков языкового анализа и синтеза [1, 6, 7, 8].

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что важнейшим фактором полноценного овладения навыками языкового анализа и синтеза детьми старшего дошкольного возраста с ОНР является сформи-рованность целого ряда высших психических функций, неразрывно связанных с речевой деятельностью в целом.

Список литературы

1. Воронова А.П. Логопедическая работа по профилактике дисграфий в условиях детского сада для детей с нарушениями речи: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 1993. - 16 с.

2. Колповская И. К., Спирова Л.Ф. Характеристика нарушений письма и чтения // Основы теории и практики логопедии / под ред. Р.И. Левиной. - М.: Просвещение, 1968. - С. 166-190.

3. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учеб.-метод. пособие. -СПб.: МиМ, 1997. - 286 с.

4. Левина Р. Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом // Хрестоматия по логопедии: в 2 т. / под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС. 1997. - Т. 2. - 528 с.

5. Логинова Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: учеб. пособие / под ред. Л. С. Волковой. - СПб.: Детство-пресс, 2004. - 208 с.

6. Каше Г. А. Предупреждение нарушения чтения и письма у детей // Основы теории и практики логопедии. - М., 1968. - С. 213-228.

7. Орфинская В.К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте // Тр. ЛГИПИ им. А.И. Герцена. - 1946. - Т.3. - С. 44-52.

8. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. - СПб.: Детство-Пресс, 2006. - 128 с.

9. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 1999. - 120 с.

Д. А. Щукина, Е. А. Логинова

Состояние проблемы изучения нарушений речевого развития и общения детей с расстройствами аутистического спектра

Отечественные и зарубежные авторы отмечают ряд характерных особенностей, проявляющихся у детей с аутизмом, таких как трудности социализации, общения и стереотипный характер поведения, интересов и деятельности. Но несмотря на широкий спектр нарушений у детей с аутизмом, основными причинами обращения родителей к специалистам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.