Научная статья на тему 'Учет принципов взаимосвязанного обучения общению в социально-культурной и учебно-профессиональной сферах при обучении студентов инженерно-технического профиля'

Учет принципов взаимосвязанного обучения общению в социально-культурной и учебно-профессиональной сферах при обучении студентов инженерно-технического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / ВЗАИМОСВЯЗАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СФЕРЫ ОБЩЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / RUSSIAN AS A SECOND LANGUAGE / INTERRELATED LEARNING / COMMUNICATIVE SPHERES / LEARNING EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Звездина Анна Олеговна

В статье сформулированы принципы взаимосвязанного обучения общению в социально-культурной и учебно-профессиональной сферах, дано их теоретическое обоснование, приведены примеры использования в обучении русскому языку как иностранному студентов инженерно-технического профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of interrelated learning in academic and sociocultural communicative spheres in teaching engineering students

The main principles of interrelated learning in academic and sociocultural communicative spheres are represented, theoretically proved and the examples of their usage in teaching Russian as a second language to engineering students are given.

Текст научной работы на тему «Учет принципов взаимосвязанного обучения общению в социально-культурной и учебно-профессиональной сферах при обучении студентов инженерно-технического профиля»

УЧЕТ ПРИНЦИПОВ ВЗАИМОСВЯЗАННОГО ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕНИЮ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ И УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРАХ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

А. О. Звездина

Кафедра русского языка как иностранного и методики его преподавания Санкт-Петербургский государственный университет Университетская наб., 7-9, Санкт-Петербург, Россия, 199034

В статье сформулированы принципы взаимосвязанного обучения общению в социально-культурной и учебно-профессиональной сферах, дано их теоретическое обоснование, приведены примеры использования в обучении русскому языку как иностранному студентов инженерно-технического профиля.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, взаимосвязанное обучение, сферы общения, эффективность обучения

Актуальность проблемы повышения эффективности обучения русскому языку как иностранному студентов инженерно-технического профиля объясняется активными изменениями, происходящими в системе высшего российского образования, в частности переходом на двухуровневую систему обучения «бакалавр-магистр». До перехода на эту систему студент, поступив на I курс технического вуза, сразу приступал к изучению специальных дисциплин, а одной из основных задач обучения русскому языку как иностранному было овладение языком специальности. В настоящее время в российских вузах на I и II курсе изучаются предметы базового цикла («Математика», «Информатика», «Инженерная графика», «Физика» и др.), а специализация осуществляется с III курса, поэтому задача овладения узкоспециальной лексикой и специфическими синтаксическими конструкциями, которые свойственны языку специальности, на I курсе вуза не является приоритетной. Это означает, что и материалы для обучения следует подбирать таким образом, чтобы учить можно было не языку специальности, а языку профиля подготовки студентов, уделять больше внимания общенаучной и научно-популярной тематике. Что касается языка специальности, то в первые два года обучения в вузе необходимо создать прочную базу, позволяющую иностранным студентам в дальнейшем самостоятельно осваивать материал специальных дисциплин. Одним из средств достижения этой цели является взаимосвязанное обучение общению в социально-культурной и учебно-профессиональной сферах, основные принципы которого раскрываются в представленной статье.

Принципы отбора учебного материала. Во-первых, к таким принципам относится учет требований, описанных в стандартах II сертификационного уровня общего владения языком и владения языком с учетом профессиональной направленности [1; 2]; во-вторых, учет актуальных для студентов инженерно-технического профиля сфер общения; к этим сферам мы относим учебно-профессиональную (так как основной целью обучения русскому языку для рассматриваемого

Звездина А.О. Учет принципов взаимосвязанного обучения общению в социально-культурной...

контингента учащихся является скорейшее включение их в учебный процесс) и социально-культурную (так как обучение происходит в среде изучаемого языка, и студенты часто становятся участниками общения в ситуациях, свойственных социально-культурной сфере).

В соответствии с названными принципами отбирается учебный материал, связанный с профилем технического вуза: по естественно-научным дисциплинам базового цикла (математика, информатика, физика, химия, метрология, начертательная геометрия и др.) обязательно включается материал социально-культурной сферы общения — тексты статей научно-популярных изданий, отрывки статей из газет и журналов, биографии деятелей науки, фрагменты произведений художественной литературы.

Принципы организации учебного материала. Основополагающим из них является принцип взаимосвязи сфер общения, который в общем виде заключается в том, что в каждом уроке предлагаются два текста, один из которых относится к социально-культурной сфере общения, а другой — к учебно-профессиональной. Эти тексты связываются друг с друг посредством общей темы и общего лексического материала. Приведем пример. В уроке «Вещества и материалы» к просмотру сначала предлагается интервью Нобелевского лауреата К. Новоселова «Год после получения Нобелевской премии», в котором он рассказывает о свойствах материала графена. После этого студенты работают с небольшой научно-популярной статьей о графене, отрабатывая лексику и конструкции, которые встретятся в собственно научном тексте (состоять из, прочный, проявлять свойства, обладать свойствами, использовать при..., применяться для... и др.). Далее студенты приступают к работе над текстом «Кремний» из учебника по химии, в котором они снова сталкиваются с конструкциями, отработанными ранее, но эти конструкции вызывают гораздо меньше затруднений, чем на предыдущем этапе. Другими словами, общение в социально-культурной сфере подготавливает к общению в учебно-научной. Теоретически данный принцип основывается на соотношении понятий «сфера общения» и «функциональный стиль». Это означает, что, несмотря на влияние сферы общения на стилевые черты определенного стиля, происходит взаимодействие стилей в реальном языковом общении, поэтому некоторые стилевые черты, могут быть свойственны нескольким функциональным стилям.

Следующий принцип организации материала — принцип общности лексики, который заключается в том, что в текстах как социально-культурной, так и учебно-научной сфер общения встречается одинаковая лексика, представляющая собой общенаучные слова (сосуд, разряд, модель, изобретать и др.), и слова, обладающие высокой способностью определять другие понятия (деталь, часть, устройство). Рассмотрим употребление общенаучной лексики на примере одного задания: студентам предлагается догадаться, в каком значении будет употреблено слово, которое встретится им в видеосюжете о работе электрической лампочки (спираль... а) кривая, которая огибает центральную точку или ось, постепенно приближаясь или удаляясь от нее, б) проволока, пружина, изогнутая для специального назначения; накал... а) драматичность события; б) степень свечения раскаленного тела). Этот принцип основан на том, что «часть языковых призна-

ков того или иного стиля может своеобразно повторяться в других языковых стилях» [3. С. 67]. Приведем несколько примеров: «площадь в центре города — площадь круга; сосуд для воды — кровеносный сосуд» [4. С. 255]. Кроме того, количество лексики для взаимосвязанного обучения общению в социально-культурной и учебно-профессиональной сферах существенно увеличится при включении лексических единиц, обладающих свойством определять другие лексические единицы либо замещать их, так как такие слова «могут употребляться в нескольких дисциплинах и необходимы для учащихся разных специальностей» [5. С. 52]. Приведем несколько примеров: устройство (устройство для чтения электронных книг, устройство для диагностики автомобиля и др.), деталь (дисплей — это деталь компьютера, телефона) и т.п. При помощи этих слов объясняется большое количество общенаучных и узкоспециальных лексических единиц.

Одним из важных принципов организации учебного материала является принцип использования научно-популярных текстов, которые представляют собой «тексты, излагающие научные сведения для неспециалистов в данной области знаний и реализующий коммуникативную установку на удовлетворение познавательного интереса адресата» [6. С. 7—8], тем самым научно-популярные тексты не только находятся на стыке социально-культурной и учебной сфер общения, но и повышают мотивацию к учению, являются, как правило, проблемными, поэтому у студентов появляется желание высказаться по теме. В качестве примера приведем несколько заголовков научно-популярных текстов из уроков: «Случай с профессором», «Свет в стеклянной колбе», «Год спустя после Нобелевской премии», из этих примеров видно, что заголовки отрывков статей (то же самое можно сказать и о содержании статей) вызывают интерес у студентов, способствуя обеспечению взаимосвязи социально-культурной и учебно-профессиональной сфер общения.

Раскроем также принцип общности тем, который заключается в том, что отобранный материал организуется в тематические блоки, при этом сформулированные темы являются общими для социально-культурной и учебно-профессиональной сфер общения, но объекты этих тем раскрываются с учетом тех характеристик, которые существенны для названных сфер. С опорой на содержание стандартов [1; 2] и типовую программу [7] были сформулированы следующие темы, общие для двух рассматриваемых сфер: «Изобретатели и изобретения», «Вещества и материалы», «Приборы», «Работа со схемами и чертежами», «Теория и практика», «Тестирование и эксперименты», «Поломки и ремонт», «Техника и здоровье человека», «Развитие техники», «Техника и экология», «Глобальные проблемы и их решение». Например, при обсуждении темы «Вещества и материалы» в социально-культурной сфере общения для студентов может быть важно, каким образом исследователь создал тот или иной материал, где материал может быть использован на практике, его интересные свойства и качества, а в учебно-профессиональной сфере акцент смещается на свойства, количественные и качественные характеристики материала и т.п.

Принципы работы с учебным материалом. При взаимосвязанном обучении общению в социально-культурной и учебно-профессиональной сферах не-

Звездина А.О. Учет принципов взаимосвязанного обучения общению в социально-культурной...

обходимо соблюдать принцип интенсивности обучения, который состоит в том, что рамках одного урока отрабатывается материал, относящийся к социально-культурной и учебно-профессиональной сфере, тогда как при обычной организации обучения, как правило, работа направлена на работу с материалом, относящимся к одной из названных сфер общения.

Интенсивность обучения во многом становится возможна благодаря принципу опоры на имеющиеся знания студентов. Для введения студентов в контекст изучаемой темы, снятия языковых трудностей необходимо опираться на имеющиеся у них знания по той или иной проблеме (теме). С этой целью в начале каждого занятия им предлагается вспомнить и обсудить то, что им уже известно по рассматриваемому на занятии вопросу.

Кроме того, как и при построении любой методики обучения иностранному языку, необходимо использовать систему заданий. В нашем случае это означает, что учебный материал организован в тематически объединенные блоки, а каждая тема рассматривается в ситуациях общения в социально-культурной и учебно-профессиональной сфере, и в рамках каждого урока сначала студенты выполняют задания на отработку и усвоения материала в социально-культурной сфере, а затем переходят к работе с материалом в учебно-профессиональной сфере. Отработка материала осуществляется в различных видах речевой деятельности.

Таким образом, теоретическое обоснование принципов взаимосвязанного обучения общению в социально-культурной и учебно-профессиональной сферах, примеры их использования на практике дают возможность их дальнейшего применения при обучении русскому языку как иностранному студентов инженерно-технического профиля и построения целостной системы обучения с опорой на эти принципы.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Второй уровень. Общее владение. — М.; СПб.: Златоуст, 1999. [Gosudarstvennyj obrazovatelnyj standart po russkomu yazyku kak inostrannomu. Vtoroj uroven. Obshhee vladenie. — M.; SPb.: Zlatoust, 1999.]

[2] Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Первый и второй профессиональные модули. — М.; СПб.: Златоуст, 2000. [Gosudarstvennyj obrazovatelnyj standart po russkomu yazyku kak inostrannomu. Pervyj i vtoroj professionalnye moduli. — M.; SPb.: Zlatoust, 2000.]

[3] Будагов Р.А. О языковых стилях // Вопросы языкознания. — 1954. — № 3. — С. 54—67. [Budagov R.A. O yazykovyx stilyax // Voprosy yazykoznaniya. — 1954. — № 3. — S. 54—67.]

[4] Методика преподавания русского языка иностранцам / Под ред. С.Г. Бархударова. — М.: Изд-во Московского университета, 1967. [Metodika prepodavaniya russkogo yazyka inostrancam / Pod red. S.G. Barxudarova. — M.: Izd-vo Moskovskogo universiteta, 1967.]

[5] Вятютнев М.Н. Проблемы отбора учебного материала. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1971. [Vyatyutnev M.N. Problemy otbora uchebnogo materiala. — M.: Izd-vo Moskovskogo un-ta, 1971.]

[6] Баранова И.И. Функциональные особенности научно-популярных текстов: Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. — M., 1995. [Baranova I.I. Funkcionalnye osobennosti nauch-no-populyarnyx tekstov: Avtoref. diss. ... kand. filol. nauk. — M., 1995.]

[7] Лебединский С.И., Гончар Г.Г. Типовая учебная программа для иностранных студентов I—IV курсов нефилологических специальностей высших учебных заведений: Учебное издание. — Минск: Электронная книга БГУ, 2003. [Lebedinskij S.I., Gonchar G.G. Tipovaya uchebnaya programma dlya inostrannyx studentov I—IV kursov nefilologicheskix specialnostej vysshix uchebnyx zavedenij: Uchebnoe izdanie. — Minsk: Elektronnaya kniga BGU, 2003.]

PRINCIPLES OF INTERRELATED LEARNING IN ACADEMIC AND SOCIOCULTURAL COMMUNICATIVE SPHERES IN TEACHING ENGINEERING STUDENTS

A.O. Zvezdina

The Chair of Russian as a Foreign Language and Methods of its Teaching Saint-Petersburg State University Universitetskaya nab., 7-9, St. Petersburg, Russia, 199034

The main principles of interrelated learning in academic and sociocultural communicative spheres are represented, theoretically proved and the examples of their usage in teaching Russian as a second language to engineering students are given.

Key words: Russian as a second language, interrelated learning, communicative spheres, learning efficiency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.