УПРАВЛЕНИЕ, ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И ИНФОРМАТИКА • СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ, УПРАВЛЕНИЕ...
УДК 002.6:504.062
Р. З. ХАМИТОВ, В. Г. КРЫМСКИЙ, С. В. ПАВЛОВ
УЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРАВОВЫХ И ФИНАНСОВЫХ АСПЕКТОВ ПРОБЛЕМ, ОТНОСЯЩИХСЯ К ВОДНЫМ ОБЪЕКТАМ, ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИХ «ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОРТРЕТОВ»
Статья завершает цикл работ по анализу процесса формирования «информационного портрета» водного объекта. Рассматриваются информационные блоки показателей и правовых аспектов водохозяйственной деятельности, трансграничных водных объектов и финансовых показателей работ, относящихся к водным объектам. Показывается необходимость учета всех выделенных информационных блоков в рамках единой информационной системы, используемой при управлении водными ресурсами. Информационные блоки; пространственная информация; геоинформационная система
Авторами уже затрагивался вопрос о формировании «информационных портретов» водных объектов (ВО), что необходимо для организации поддержки управленческих решений, направленных на сохранение либо изменение текущего состояния ВО применительно к территориям, регионам и государству в целом [1]. При этом основное внимание было уделено таким важным составляющим «информационного портрета» ВО, как блоки пространственных данных, гидрологических и гидрохимических характеристик.
В настоящей статье продолжается анализ видов информации, привлекаемой для управления водными ресурсами. Рассматриваются информационные блоки показателей и правовых аспектов водохозяйственной деятельности, трансграничных водных объектов и финансовых показателей работ, относящихся к водным объектам. С включением отмеченных блоков в состав «информационного портрета» система отображения сведений о состоянии ВО приобретает требуемую полноту.
БЛОК ИНФОРМАЦИИ О ВИДАХ И ПОКАЗАТЕЛЯХ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Водохозяйственная деятельность самым тесным образом связана с осуществлением водопользования. В свою очередь, водопользование - это один из основных институтов водного права, регулирующий различные формы потребления водных ресурсов. Основные виды
Контактная информация: (347) 272-99-09
водопользования были установлены еще ГОСТ 17.1.1.03-86 «Охрана природы. Гидросфера. Классификация водопользованию) в зависимости от его целей и взаимодействия с объектами водного фонда с учетом основных стадий использования воды, включая воздействие на объекты водного фонда. Отмеченный стандарт формулирует 7 вариантов классификации указанных видов (по целям использования вод, по объектам водопользования и т. д.).
Безусловно, при задании характеристики состояния того или иного водного объекта (совокупности водных объектов) необходимо указать на относящиеся к ним виды водопользования. Что же касается показателей, несущих в себе численную информацию, то здесь в качестве основополагающего выступает объем воды, которая в течение года забирается из водного объекта и/или сбрасывается в него (тыс.
3 3 3ч
м , млн м или км ).
Так, по данным государственного учета использования вод, суммарный забор воды из природных водных объектов в 2006 г. составил
79.3 км3 [2].
В документе [2] отмечается, что впервые за последние годы, несмотря на уменьшение количества водопользователей (реорганизация, перепрофилирование, банкротство, ликвидация предприятий), в 2006 г. выросли объемы водопотребления и водоотведения в поверхностные водные объекты.
Всего в Российской Федерации в 2006 г. использовано 62,1 км3 свежей воды (2005 г. -
61.3 км3), в том числе: из поверхностных источников - 49,4 км3 (48,2 км3), подземных -
7,7 км3 (8,0 км3), морской воды - 5,0 км3 (5,1 км3). Потери воды во внешних сетях при транспортировке от водоисточников до водопо-требителей в 2006 г. составили 8,0 км3 (более 10%).
Федеральные органы исполнительной власти (в том числе Росводресурсы) постоянно работают над совершенствованием системы показателей, характеризующих водохозяйственную деятельность, с тем, чтобы повысить информативность контроля ситуации, а также принимаемых стратегических и оперативных мер. Приведем здесь систему таких показателей, предусмотренных Ведомственной целевой программой «Обеспечение потребности населения и объектов экономики в водных ресурсах», реализация которой была рассчитана на 2005-2008 гг.
Обеспечение проектной (нормативной) емкости водохранилищ и водоподачи, находящихся в оперативном управлении гидроузлов и водохозяйственных систем (%). Данный показатель определяет процент водохранилищ, имеющих правила эксплуатации или нуждающихся в их разработке, а также систем перераспределения стока, которые по своему техническому состоянию могут обеспечивать проектный (или в соответствии с правилами эксплуатации) режим работы. В целом по России было запланировано достижение этого показателя в 2008 году на уровне свыше 90%.
Увеличение располагаемых водных ресурсов (млн м3 / %). Данный показатель предусматривает прямую оценку увеличения суммарной емкости водохранилищ и мощности систем перераспределения стока в результате строительства и реконструкции, а также относительную величину этого прироста по отношению к суммарной полезной емкости существующих водохранилищ, имеющих правила эксплуатации или нуждающихся в их разработке. В целом по России запланировано увеличение этого показателя на относительную величину порядка 1,3%.
Повышение коэффициента водообеспе-ченности (%). Этот показатель характеризует изменение отношения вероятной суммарной величины водных ресурсов (по субъектам и зоне деятельности в целом) в меженные периоды маловодных лет (95 % обеспеченности) на вододефицитных водохозяйственных участках к соответствующей суммарной потребности в них населения и отраслей экономики, включая экологические попуски.
Охват поверхностных водных объектов системой государственного мониторинга водных объектов на геоинформационной основе (%). Показатель оценивает долю водохозяйственных участков, на которых ведется мониторинг состояния и использования водных ресурсов, в общем числе водохозяйственных участков, нуждающихся в осуществлении мониторинга.
Доля участков водных объектов, класс качества которых (по индексу загрязнения вод) улучшился (%). Показатель характеризует отношение количества водохозяйственных участков, на которых класс качества водных ресурсов так или иначе повысился, к общему числу таких участков, на которых определен класс качества водных ресурсов (план по России - 11% к 2008 г.).
Доля загрязненных сточных вод в общем объеме сбрасываемых сточных вод (%). Плановое значение этого показателя по России определено в размере не выше 24%.
Доля нормативно очищенных сточных вод в общем объеме сточных вод, требующих очистки. Планируется, что в целом по России за период реализации программы этот показатель увеличится до уровня 15%.
Отношение протяженности обустроенных водоохранных зон к их общей протяженности (%). За общую требуемую протяженность водоохранных зон в соответствии с Водным кодексом принята общая протяженность берегов рек и водохранилищ России (15 млн км). Плановый показатель в 2008 г. должен составить 2%.
Приведенный здесь перечень показателей, конечно, не является исчерпывающим. Он может варьироваться применительно к конкретной обстановке и предусматривать формирование более или менее объемных массивов данных. С целью поддержки управленческих решений, рассчитанных на долгосрочную
перспективу, необходимо располагать базовой информацией об общей «картине» водохозяйственной деятельности применительно к тем или иным территориям. В качестве такой информации Водный кодекс РФ предлагает рассматривать сведения, сконцентрированные в схемах комплексного использования и охраны водных объектов (СКИОВО) и водохозяйственных балансах (ВХБ).
Согласно Водному кодексу, схемами комплексного использования и охраны водных объектов устанавливаются целевые показатели качества воды в водных объектах на период действия этих схем, перечень водохозяйствен-
ных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, водохозяйственные балансы, предназначенные для оценки количества и степени освоения доступных для использования водных ресурсов в границах речных бассейнов и т. д.
С учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 883 «Правила разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы» СКИОВО разрабатываются для каждого речного бассейна на срок не менее 10 лет и отражают количественные и качественные показатели состояния водных ресурсов и параметры водопользования по речному бассейну, подбассейнам, водохозяйственным участкам и территориям субъектов РФ. Очередность разработки схем определяется Федеральным агентством водных ресурсов исходя из водохозяйственной обстановки в границах речных бассейнов.
На практике при составлении СКИОВО следует руководствоваться «Методическими указаниями по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов» (утверждены Приказом МПР России от
04.07.2007 г. № 169). Важно отметить, что названные Методические указания предусматривают необходимость формирования трех комплектов карт, перечисленных ниже:
1) комплект ситуационных карт, отображающих фактологическую информацию на момент их составления;
2) комплект оценочных карт, отражающих результаты анализа данных, нашедших свое отображение на ситуационных картах, а также содержащихся в документированных сведениях в области управления водными объектами;
3) комплект исполнительных и прогнозных карт, отражающих прогнозные ситуации.
Каждый из этих комплектов включает от 7 до 10 карт различного назначения.
Приведенный перечень показывает, насколько значима упоминавшаяся выше «привязка» данных о водных объектах к картографической основе, что в очередной раз создает предпосылки к реализации системы информационной поддержки управленческих решений по этим объектам в рамках расширенного применения ГИС-технологий.
Остановимся далее на одном из важнейших компонентов СКИОВО - водохозяйственном балансе. Его основной частью является водный баланс, который характеризует соотношение приходной и расходной частей круговорота во-
ды в пределах рассматриваемого пространства. В связи с практической ценностью воднобалансовых исследований водоемов регулярно публикуются данные по водным балансам большинства основных озер и водохранилищ страны. В настоящее время основным документом, регламентирующим составление ВХБ, является «Методика расчета водохозяйственных балансов водных объектов» (утверждена Приказом МПР России от 30.11.2007 г. № 314). В ней указывается, что ВХБ составляются для речных бассейнов, подбассейнов и водохозяйственных участков. Перечень водохозяйственных участков с указанием их границ, а также расчетных замыкающих створов устанавливается при водохозяйственном районировании территории Российской Федерации Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с «Методикой водохозяйственного районирования территории Российской Федерации» (утверждена Приказом МПР России от 25.04.2007 г. № 111).
Как известно, структура стандартного ВХБ включает приходную П и расходную Р части, а также результат водохозяйственного баланса, который характеризуется наличием резервов (П > Р) или дефицитов (П < Р) стока.
Для дефицитных водохозяйственных участков рассматриваются различные варианты повышения водообеспеченности участников водохозяйственного комплекса путем реализации комплексных мер рационального водопользования (оборотные и комбинированные системы промышленного водоснабжения, внедрение маловодных и безводных технологий, повторное использование городских и животноводческих стоков, сокращение объемов отраслевого водопотребления либо комплексных попусков и другие мероприятия по экономии водных ресурсов и улучшению качества воды в водоприемниках сточных вод), создания дополнительных регулирующих емкостей сезонного и многолетнего регулирования, строительства или развития систем территориального перераспределения стока (внутрибассейновые и межбас-сейновые переброски).
Между тем, как показывает практика, к вариантам, предполагающим отмеченные переброски больших объемов воды, следует относиться с особой осторожностью. В качестве примера можно назвать периодически «реанимируемый» проект о переброске части стока сибирских рек в Центральную Азию. В частности, предлагалось перебрасывать из реки Обь в Казахстан и Центральную Азию 27,2 км3 воды в год или, с учетом роста потребления воды для бассейна Амударьи в Афганистане, 37 км3
в год. В свою очередь, переброска расчетных
27.2 км3 обской воды в год потребует ежегодно
10.2 млрд кВт-ч электроэнергии для насосных станций. С этой целью надо сжигать по
3.4 млн т условного топлива в год - примерно
3.5 млн т кузнецкого угля, 7 млн т канско-ачинского. Таким образом, кроме внушительных энергетических затрат, проект рассчитан на сжигание значительных масс топлива, что может привести к необратимому ухудшению экологической обстановки в регионе [3].
Сказанное демонстрирует, насколько важен ВХБ как средство информационной поддержки управленческих решений, принимаемых в отношении водных объектов. При его корректном составлении становится ясным, на какие механизмы нормализации процессов водопотребле-ния следует обратить первоочередное внимание. Осуществление водохозяйственной деятельности немыслимо без строительства и эксплуатации гидротехнических сооружений (ГТС). Очевидно, сведения о параметрах и состоянии ГТС, относящихся к тому или иному водному объекту, следует рассматривать как составные части общей совокупности данных о состоянии этого объекта.
Наиболее систематизированным на текущий момент сводом информации о ГТС в России является Российский регистр гидротехнических сооружений (далее - Регистр). Согласно Постановлению Правительства РФ от 23.05.1998 г. № 490 «О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений», его формирование и ведение возложено на Министерство природных ресурсов (в настоящее время - Министерство природных ресурсов и экологии) Российской Федерации.
Сведения о гидротехнических сооружениях представляются в Регистр в унифицированной форме для обеспечения сопоставимости объектов, автоматизации обработки данных и их анализа. Следует подчеркнуть, что база данных Регистра постоянно пополняется. В настоящее время осуществляется ее перевод на новую (ГИС) платформу.
В заключение данного раздела статьи отметим, что информационную составляющую процесса управления водохозяйственной деятельностью невозможно представить себе без комплекса данных, включаемых в статистическую отчетность водопользователей и, прежде всего, форму федерального государственного статистического наблюдения 2-тп (водхоз). Статистический отчет по указанной форме был впервые введен еще в 1972 г. В настоящее время
действует такой вариант этой формы, который утвержден Постановлением Госкомстата РФ от 13.11.2000 г. № 110 (в редакции от
03.09.2002 г.). Использование статистической формы 2-тп (водхоз) позволяет объединить многие сведения о водных объектах и водопользователях и обеспечить ежегодное обновление соответствующих баз данных. В этих условиях также создаются предпосылки к формированию основ классификации водных объектов и регионов в зависимости от практикуемых для них видов водопользования, качества отбираемых, передаваемых и сбрасываемых вод, объемов водопотребления. В дальнейшем упомянутая классификация должна позволить произвести зонирование территорий по выбранным признакам, относящимся к водопользованию, и представить результаты этого зонирования на электронной карте.
БЛОК ИНФОРМАЦИИ О ПРАВОВЫХ АСПЕКТАХ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Как уже указывалось, правовая база водохозяйственной деятельности в России существенно менялась в течение последних десятилетий. Пожалуй, наиболее кардинальные изменения в этой сфере произошли в связи с вводом в действие последней редакции Водного кодекса РФ. Этим документом впервые предусмотрено право собственности различных инстанций и даже физических лиц на отдельные виды водных объектов. В силу сказанного, учет собственника следует отнести к разряду сведений, характеризующих состояние этого объекта.
В том случае, если водный объект не находится в собственности водопользователя, разрешение на предоставление ему в пользование этого объекта должно быть «закреплено» в соответствующих документах. Здесь необходимо отметить, что в настоящее время с точки зрения нормативного обеспечения данной деятельности имеет место определенный «переходный период», когда у ряда водопользователей еще сохраняется «на руках» комплект документов (прежде всего, лицензии, у которых не истек срок действия), предусмотренных предыдущей редакцией Водного кодекса РФ; одновременно новой редакцией Водного кодекса лицензии упразднены, и право водопользования предоставляется исключительно по соответствующим договорам.
В связи с изложенным, коротко охарактеризуем все действующие виды установленных документов, начиная с лицензий на водопользование и распорядительных лицензий.
Каждая лицензия - это акт специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда, который согласно Водному кодексу признается одним из оснований возникновения прав пользования водными объектами. В качестве инстанций, выдающих лицензии (так называемых «органов лицензирования»), выступали территориальные органы системы управления водными ресурсами, БВУ или непосредственно центральный аппарат Росводресурсов (по водным объектам федерального значения).
Копии зарегистрированных лицензий на водопользование и распорядительных лицензий подлежат учету и хранению:
• в территориальных отделах бассейновых водных управлений (БВУ), являющихся подразделениями Федерального агентства водных ресурсов, - по водным объектам (или их частям) в пределах установленной для их деятельности территории;
• в БВУ - по водным объектам, находящимся в зонах их деятельности;
• в центральном аппарате Росводресурсов -по водным объектам в пределах территории Российской Федерации.
В случае если лицензия на водопользование и распорядительная лицензия зарегистрированы в бассейновом органе или центральном аппарате Росводресурсов, два экземпляра лицензии (копии), к одному из которых прикладывается полный комплект материалов, передаются в территориальный орган (по месту регистрации водопользователя). Один экземпляр лицензии (копия) направляется территориальным органом в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для заключения договора на пользование водным объектом. В настоящее время накопление первичных документов по лицензированию, представленных в центральный аппарат Росводресурсов, производится в ФГУ «Аква-инфотека».
Договор водопользования в условиях, сформировавшихся за счет ввода в действие новой редакции Водного кодекса РФ, приобретает особое значение. Предоставление права водопользования на основе договора выступает в качестве альтернативы предоставлению водного объекта в пользование на базе решения. В части 1 статьи 11 главы 3 указанного Водного кодекса говорится, что на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 этой статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федера-
ции, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:
1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.
В свою очередь, часть 2 статьи 11 главы 3 Водного кодекса РФ устанавливает, что на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 этой статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства, сброса сточных вод и (или) дренажных вод, разведки и добычи полезных ископаемых и ряда других целей.
Все договоры водопользования подлежат обязательной регистрации в Государственном водном реестре.
В «Методических указаниях по предоставлению прав пользования водными объектами на основании договоров водопользования» (утверждены Приказом МПР России от 22.05.2007 г. № 130) приводятся форма заявления на предоставление водного объекта в пользование, а также типовой вариант договора.
Некоторой спецификой обладают ситуации, в которых право на заключение договора водопользования предоставляется по результатам аукциона. Здесь необходимо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от
14.04.2007 г. № 230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона». В этом Постановлении устанавливается, что право на заключение договора водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе - для рекреационных целей, приобретается на аукционе в случаях, когда договором водопользования предусматриваются разметка границ акватории водного объекта, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории водного объекта, в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. В подобной ситуации договор водопользования заключается в соответствии с условиями, предусмотренными в извещении
о проведении аукциона и в документации об аукционе.
Таким образом, содержания договоров водопользования, лицензий, решений о предоставлении в пользование водных объектов также должны быть включены в состав информационных блоков, на базе которых формируются характеристики состояний водных объектов.
БЛОК ИНФОРМАЦИИ О ТРАНСГРАНИЧНЫХ ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ
В качестве трансграничного водного объекта рассматриваются любые поверхностные или подземные воды, которые обозначают или пересекают границы между двумя или более государствами либо расположены на таких границах. Регулирование деятельности, относящейся к таким объектам, осуществляется в соответствии с документами, подписанными уполномоченными представителями Российской Федерации и представительными органами других государств. В силу сказанного данный вид деятельности обладает существенным политическим аспектом. Условия, налагаемые на управление состоянием трансграничных водных объектов нормативно-правовыми документами международного значения, безусловно, должны быть учтены в общей характеристике состояния указанных ВО.
В рассматриваемой области основополагающей является Конвенция Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер от 1972 г. В России она введена в действие Постановлением Правительства РФ от 13.04.1993 г. № 331. Конвенция подразумевает наличие постоянно действующего органа (Бюро Конвенции) и специальных рабочих групп по различным вопросам состояния и использования трансграничных водных объектов. Совещания стран-участниц (Сторон) проводятся не реже чем 1 раз в 3 года. Стороны проводят внеочередные совещания, если они принимают решение об этом на очередном совещании или если одна из их представляет в письменном виде соответствующую просьбу при условии, что эта просьба будет поддержана не менее чем одной третью Сторон в течение шести месяцев со дня уведомления всех Сторон.
На своих совещаниях Стороны рассматривают ход реализации Конвенции и с этой целью осуществляют обзор политики и методологических подходов Сторон к охране и использованию трансграничных вод с целью дальнейшего улучшения охраны и использования трансгра-
ничных вод, обмениваются информацией об опыте, накопленном при заключении и осуществлении двусторонних и многосторонних соглашений или других договоренностей в отношении охраны и использования трансграничных вод, участниками которых являются одна или более Сторон, и т. д.
К упомянутой Конвенции также приняты два Протокола:
1) Протокол по проблемам воды и здоровья к Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (подписан в г. Лондон, Великобритания, в 1999 г.);
2) Протокол о гражданской ответственности и компенсации за ущерб, нанесенный трансграничным воздействием промышленных аварий на трансграничные воды (подписан в г. Киев, Украина, в 2003 г.).
В настоящее время Россия имеет 7 двусторонних соглашений о совместном использовании и охране трансграничных водных объектов (с такими государствами, как Беларусь, Казахстан, Монголия, Украина, Финляндия, Эстония, КНР) и 1 трехстороннее соглашение с Норвегией и Финляндией (по реке Кайтакоски).
По всем имеющимся соглашениям действуют международные комиссии, координирующие деятельность сторон. В состав комиссий входят рабочие группы (по мониторингу качества вод, по регулированию режимов ГТС и другим вопросам). Комиссии собираются на ежегодные совещания. Этим совещаниям предшествуют встречи и выработка предварительных решений и рекомендаций со стороны рабочих групп. Материалы совещаний комиссий по международным соглашениям, заседаний и решений Бюро Конвенции содержат важные сведения, необходимые для характеристики состояния водных объектов, которые относятся к классу трансграничных.
БЛОК ИНФОРМАЦИИ О ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РЕАЛИЗУЕМОЙ С УЧАСТИЕМ ВОДНОГО ОБЪЕКТА
Воздействия на состояние водного объекта с целью обеспечения (либо улучшения) значений соответствующих показателей и водохозяйственная деятельность в целом опираются на определенное финансирование. Прежде всего, такое финансирование осуществляется государством и носит, как правило, плановый характер. Так, согласно Федеральному закону от
24.07.2007 г. № 198-ФЗ (в ред. от 22.07.2008 г.) «О федеральном бюджете на 2008 г. и на пла-
новый период 2009 и 2010 годов», основная часть бюджетных средств, планируемых для указанных выше целей, предусматривается в рамках главы 052 указанного бюджета. При этом в качестве главного распорядителя средств по названной главе установлено Федеральное агентство водных ресурсов. Оно играет важнейшую роль в доведении бюджетных средств до бюджетополучателей, организации контроля расходования этих средств и качества получаемых результатов.
К числу первоочередных задач, с необходимостью решения которых Росводресурсам приходится постоянно сталкиваться, следует отнести:
• планирование деятельности в отношении инвестиций (капитальных вложений), предусмотренных федеральными адресными инвестиционными программами и направленных на развитие водохозяйственного комплекса России в целом, а также его составляющих по территориям;
• управление процессом финансирования в соответствии с запланированными инвестициями;
• обеспечение требуемой отчетности по указанным инвестициям.
Росводресурсы как главный распорядитель средств федерального бюджета в рассматриваемой области ежегодно осуществляют формирование бюджетных заявок по каждой стройке (объекту) на основании предложений организаций - получателей бюджетных средств, исходя из приоритетов и критериев, одобренных Правительством Российской Федерации в составе сценарных условий социально-экономического развития страны на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу. Бюджетные заявки содержат данные о потребности в объемах ассигнований для финансирования из федерального бюджета строек и объектов, включаемых в «Перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд». Этот перечень разрабатывается в соответствии с «Положением о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. № 714. Показатели расходов на государственные капитальные вложения в бюджетной заявке отражаются в соответствии с Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации», а также Указаниями о порядке примене-
ния бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Минфином России от 21 декабря 2005 г. № 152-н по функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в целях организации исполнения федерального бюджета Росводресурсы осуществляют так называемую бюджетную роспись. В данном случае речь идет о сводной росписи расходов по упомянутой выше главе 052 федерального бюджета в разрезе подведомственных распорядителей (получателей) средств федерального бюджета, по соответствующим разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов и операциям сектора государственного управления.
В свою очередь, роспись расходов Федерального агентства водных ресурсов формируется на основании бюджетной росписи федерального бюджета, представленной Минфином России, и не может превышать ее показателей. Данная деятельность также регламентируется приказом Росводресурсов об утверждении доходов и расходов Федерального агентства водных ресурсов на очередной финансовый год и плановый период с соответствующими изменениями и дополнениями. В дальнейшем Рос-водресурсы доводят до подведомственных распорядителей (получателей) средств федерального бюджета показатели росписи расходов, за исключением расходов инвестиционного характера:
• лимитов бюджетных обязательств по расходам, финансовое обеспечение которых в соответствии с действующим законодательством осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (федеральным органом исполнительной власти);
• лимитов бюджетных обязательств, в слу-
чае включения строек и объектов, не обеспеченных проектно-сметной документацией,
в распределение предусмотренных Законом бюджетных ассигнований по объектам капитального строительства.
В соответствии со статьей 220 Бюджетного кодекса Российской Федерации всем бюджетополучателям направляются уведомления об ассигнованиях из федерального бюджета в течение 10 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи. При изменении указанных ассигнований бюджетополучателям также направляются соответствующие уведомления, что должно осуществляться в течение 15 дней со дня принятия решений об их изменении.
Реализация производимых расходов, безусловно, требует периодической отчетности об освоении средств (своеобразной «обратной связи»), с использованием которой контролирующие инстанции делают выводы о целевом или нецелевом характере такого расходования, а также об эффективности проведенных мероприятий. Отмеченная отчетность со стороны как бюджетополучателей, так и распорядителя бюджета является многоплановой и может быть ежемесячной, ежеквартальной или годовой. Определенная часть водохозяйственной деятельности может осуществляться и за счет внебюджетных средств. В таких ситуациях также предусматривается планирование (предварительное составление и утверждение в вышестоящей ведомственной инстанции сметы расходов) и последующий контроль результативности вложений. Суммы финансирования из бюджета, а также привлеченных средств могут быть сопоставлены с тем или иным водным объектом и, тем самым, служить в качестве некоторых «индикаторов» динамики его состояния. Последнее, в то же время, требует анализа переходов и взаимосвязей в рамках логической цепочки: «финансирование - реализация мероприятий - изменение показателей состояния объекта». Успех достижения цели при «движении» по этой цепочке во многом зависит не только от объемов вложений, но и от эффективной организации использования имеющихся ресурсов (человеческих, технических и т. д.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приведенный анализ основных составляющих «информационного портрета» водного объекта, необходимого для поддержки решений при управлении водными ресурсами, конечно, не является исчерпывающим. Тем не менее, и он позволяет получить представление о масштабах и разнообразии информационных массивов, с которыми приходится в этом случае иметь дело. Безусловно, эффективный сбор, хранение, обработку и своевременное предоставление пользователям всей упомянутой информации нельзя организовать без помощи специализированных информационно-управля-ющих систем. Как следует из изложенного в статье материала, «фундамент» подобных
систем целесообразно строить с использованием ГИС-технологий, что обеспечивает некоторую универсальную «привязку» различных совокупностей данных к электронной карте.
Другой вопрос, который возникает при рассмотрении компонентов «информационного портрета» ВО - нельзя ли разумным образом
произвести «сжатие» информации за счет унификации типов данных, а также введения в действие и стандартизации комплексных показателей, учитывающих одновременно несколько аспектов проблемы оценивания состояния водного объекта? Такой вопрос - естественный, но крайне непростой. Его решение требует глубокой научной проработки, время для которой, несомненно, назрело.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Основные компоненты «информационного портрета» водного объекта: блоки пространственных данных, гидрологических и гидрохимических характеристик / Р. З. Хамитов [и др.] // Вестник УГАТУ (Сер. Управление, вычислительная техника и информатика). 2010. Т. 14, № 1(37).
2. Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей природной среды Российской Федерации в 2006 г. Разд. 2. Поверхностные и подземные воды. Морские воды. М.: МПР России, 2007. С. 19-43.
3. Беляков А. А. Пять предварительных советов: вне контекста решения водных проблем Оби и ее бассейна проектировать изъятие из нее воды недопустимо // Независимая газета. № 83 (2916) от
23.04.2003 г.
ОБ АВТОРАХ
Хамитов Рустэм Закиевич, зам. предс. правления ОАО «РусГид-ро». Дипл. инж. по авиац. и ракетн. двигателям (МВТУ им. Баумана, 1977). Д-р техн. наук (УГАТУ, 2000). Иссл. в обл. информ. систем при упр-и соц.-экон. объектами.
Крымский Виктор Григорьевич,
проф. каф. пром. электроники. Дипл. инж. электр. техники (УАИ, 1973). Д-р техн. наук (УГАТУ, 1997). Иссл. в обл. упр-я сложными системами в условиях неопределенности, анализа техноген. и природ. риска.
Павлов Сергей Владимирович,
проф., зав. каф. геоинф. систем. Дипл. математик по спец. «Вычислительная математика» (БГУ,
1977). Д-р техн. наук (УГАТУ, 1998). Иссл. в обл. обработки пространств. данных.