СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
CONTEMPORARY TENDENCIES IN PROFESSIONAL EDUCATION DEVELOPMENT
УДК/UDC 376.3 И. П. Шлее
I. Shlee
УЧЕТ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПОДХОДОВ К ИХ ОБУЧЕНИЮ
THE CONSIDERATIONS OF PERSONAL FEATURES OF STUDENTS WITH DISABILITIES HEALTH FOR DIFFERENTIATING APPROACHES TO THEIR TRAINING
Введение. На основе рассмотренных нормативных правовых актов дается понятие инклюзивного образования, исследуются проблемы получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья в России и вопросы индивидуального подхода к таким обучающимся с учетом их личностных особенностей. Проводится анализ научной литературы по вопросам инклюзивного образования, правового регулирования адаптированного образовательного процесса, а также в целом поднимаются основные проблемы таких людей в обществе.
Проблеме образования людей с ограниченными возможностями здоровья посвящены труды Е. Л. Агафоновой, М. Н. Алексеевой, С. В. Алехиной, К. А. Михальченко, В. Б. Никишиной, Г Н. Пенина, К. А. Сергеевой, С. Н. Сорокоумовой, Л. М. Шипицина.
Методология. Исследование проводится посредством сравнительно-правового анализа, психологических методов, системного анализа, буквального толкования. Данные методы позволяют наиболее полно собрать данные для анализа, комплексно охватить проблему, составляющую предмет данного исследования, и верно сформулировать общие требования к инклюзивному образованию.
Результаты заключаются в выделении таких проблемных аспектов обучения людей с ограниченными возможностями здоровья, как:
— необходимость диагностики личностных (индивидуальных) особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
— психокоррекционная работа;
— психологическое сопровождение и консультирование данной категории людей;
— профилактическая работа;
— подготовка специальной литературы для людей с ограниченными возможностями здоровья;
— использование последних научных достижений в области цифровизации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
В основу систематизации данных о личности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья должны быть положены принципы: 1) цельности личности; 2) конкретно-исторического подхода; 3) изучения личности в деятельности.
Заключение. Сделаны выводы, что до начала повсеместного внедрения совместного обучения людей с ограниченными возможностями здоровья необходимо:
— законодательно закрепить инклюзивное образование в высших учебных заведениях;
— выработать план первоочередных мероприятий;
— разработать стратегию по внедрению инклюзивного образования в Российской Федерации;
— осуществить подготовку специалистов и методик преподавания;
— подготовить материально-техническую базу, особое внимание уделять цифровой образовательной среде;
— апробировать разработанные модели инклюзивного образования в нескольких регионах, распространить положительный опыт;
— определить ресурсы, меры и формы поддержки;
— проводить мониторинг, результыты освещать в средствах массовой информации.
Introduction. The article, based on the study of regulatory legal acts, gives the concept of inclusive education, discusses the problems of this education in Russia and the issues of individual approach to students with disabilities by studying their personal characteristics. The scientific literature on inclusive education, legal regulation of education of students with disabilities in Russia is analyzed, and the main problems of such people in society are generally considered.
The works of E. L. Agavona, M. N. Alekseeva, S. V. Alekhina, K. A. Mikhalchenko, V. B. Nikishina, G. N. Penina, K. A. Sergeevoy, S. N. Sorokoumovoy, L. M. Shipitsina.
Materials and Methods. The study is based on the methods of comparative legal analysis, the method of system analysis, the literal interpretation. Using these methods allows you to comprehensively cover the problem that constitutes the subject of this study and articulate the general requirements for inclusive education.
Results. The results are to highlight the problematic aspects of teaching disabled students:
— the need to diagnose personal (individual) features of students with disabilities;
— psychocorrectional work;
— psychological support and counseling for this category of students;
— preventive work;
— preparation of special literature for people with disabilities;
— use of the latest scientific achievements in the field of digitalization of education of children with disabilities.
The basis for systematizing the data on the identity of a disabled student should be based on the following principles: 1) the integrity of the person; 2) a specific historical approach; 3) the study of personality in the activity.
Conclusion. It was concluded that before the start of the widespread introduction of co-education for students with disabilities, it is necessary to:
— legislate an inclusive education in universities;
— develop a plan of priority activities;
— develop a strategy for the implementation of inclusive education in the Russian Federation;
— to carry out the training of specialists and teaching methods;
— prepare the material and technical base, pay special attention to the digital educational space (literature, textbooks, latest technical digital achievements);
— to test the developed models of inclusive education in several regions, to disseminate positive experience;
— determine the resources, measures and forms of support;
— to monitor, sanctify in the media.
Ключевые слова: инклюзивное образование, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, личностные особенности.
Keywords: Inclusive education, disabled, student with reduced capabilities, personality traits, principles and methods of studying personality.
Введение
Инклюзивное образование — это образование, при котором происходит обеспечение одинакового доступа к образованию всех обучающихся с учетом их индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей [1]. Об этом говорится в пункте 27 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [3]. При такой организации процесса обучения все обучающиеся находятся в общей системе образования, обучаются по месту своего жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности, в одних и тех же образовательных учреждениях, которые оказывают им необходимую поддержку, учитывают особые образовательные потребности независимо от физических, культурно-этнических, языковых интеллектуальных, психических и иных особенностей [13, с. 201].
Лица с ограниченными возможностями здоровья — это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды.
Определение понятия инвалида дается в Федеральным законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ [2]. Закон определяет, что такое лицо имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности — полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации [2].
В статье раскрываются особенности индивидуального подхода к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья путем изучения их личностных особенностей и создания условий для их образования.
Методология
Для выявления личностных (индивидуальных) особенностей данной категории обучающихся необходимо использовать специальные психологические методы [12, с. 136].
Понятие «метод» применяется в узком и широком смыслах. В первом случае это совокупность техник, приемов и процедур, которые направлены на освоение действительности в конкретной дисциплинарной области и служат эффективному решению профессиональных задач. Во втором случае это способы изучения реальности и построения системы научного знания [6, с. 149].
Необходимо остановиться на классификации методов изучения индивидуальных особенностей личности человека и указать следующие их виды:
1) философские методы и методы формальной логики — диалектический метод, исторический, логический, анализ, синтез, дедуктивный и индуктивный методы, абстрагирование, идеализация и формализация, предвидение и гипотеза, объяснение и интуиция, обобщение и ряд иных;
2) общенаучные подходы и методы — сравнение, моделирование, формализация, аксиоматический метод, системный и структурно-функциональный подход, кибернетический, вероятностный методы и т. д.;
3) частнонаучные методы — методы, применяемые в юридических науках (криминалистике, юридической психологии) [8, с. 128].
Среди способов эмпирического познания действительности широко используются традиционные психологические методы, такие как опрос, наблюдение, биографический, тестирование, метод тестов, эксперимент, анализ продуктов деятельности и т. д.
Методы психотехнического воздействия — это совокупность психотехнологий, техник и приемов оказания влияния как на группы, так и на отдельных людей, которые включены в образовательный процесс. Преподаватели должны уметь данные методы применять, а также проводить психоконсультативную и психокоррекционную работу с обучающимися с ограниченными возмож-
ностями здоровья. Методы психотехнического воздействия могут реализовываться в индивидуальной и групповой формах, базироваться на технологиях, созданных в прикладных отраслях психологии и психотерапии, а также с учетом процедур, разработанных в смежных научных дисциплинах (криминалистике, пенитенциарной педагогике и др.) [Ю, с. 86].
Принцип конкретно-исторического подхода к оценке данных людей предполагает изучение условий, в которых он рос и входил в социум, а также истории жизни оцениваемого лица, его развития.
Принцип исследования личности в деятельности предполагает анализ жизнедеятельности изучаемого человека, исследование формы его деятельности, а также сопоставление его высказываний и изучаемой деятельности.
Как правило, оценка личности в процессе общения производится на основе эмпатии и экспек-тации, которые, в основном, функционируют на подсознательном уровне [14, с. 126].
Способность прочувствовать переживания другого человека — это эмпатия, она дает людям возможность «увидеть» у других людей скрываемые или невысказанные намерения. Обычно процесс этого чувствования людьми не осознается. Инклюзия предполагает сострадательность, это попытка подготовить общество к восприятию и обучению людей с ограниченными возможностями здоровья наравне со всеми.
Экспектация (ожидание) заключается в подсознательном формировании оценочного суждения о человеке. Происходит как бы предвосхищение поведения наблюдаемого лица. Бывают случаи, когда наблюдающему «правильно» представляется, что наблюдаемый что-то хочет предпринять. Такая способность появляется у людей в результате долгого общения друг с другом, и лица, постоянно находящиеся в общении, почти безошибочно предвосхищают поведение друг друга, что установлено опытным путем.
Результаты
В настоящее время в рамках получения среднего общего образования в России существует десять видов коррекционных учреждений для детей:
1)тотально глухих;
2) слабослышащих или поздно оглохших (сурдопедагогика);
3) тотально слепых;
4) слабовидящих (тифлопедагогика);
5) слепоглухонемых;
6) с логопедическими проблемами, тяжелой речевой патологией (логопедия);
7) с нарушениями опорно-двигательного аппарата (медицинское сопровождение);
8) с нарушениями психики, задержкой психического развития;
9) с умственной отсталостью (олигофренопедагогика);
10) социально-реабилитационные центры для адаптации «особых» детей (аутистов) [9, с. 48].
Этот перечень показывает, насколько разными бывают физические и психологические нарушения здоровья человека. Поэтому обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимо уделять повышенное внимание и индивидуальный дифференцированный подход, а для определения их возможностей по восприятию и усвоению учебного материала необходимо изучать их личностные особенности [4, с. 306].
В настоящее время в Кемеровской области реализуется социальный проект «Прикосновение» для незрячих и слабовидящих детей. Это проект помощи в изучении шрифта Брайля и постановке навыка чтения. География проекта обширна и включает Центральный, Северо-Западный, Сибирский округа. Его цель — оснащение учебной и художественной литературой в полном соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, но нужен спонсор или инвестор для его реализации в полном объеме.
В рамках этого проекта организаторы стремятся бесплатно обучить как можно больше специалистов, родителей и, конечно, незрячих взрослых и детей. Проект призван объединить как можно больше неравнодушных людей для обмена опытом, для поддержки слабовидящих и слепых детей.
Социальный проект «Прикосновение» реализуется в 2018-2019 гг. За это время успели издать разноплановые специализированные книги, организовать волонтерские группы и собрать круг заинтересованных граждан, привлечь профессионалов, знаменитых людей сферы искусства и образования, а также молодежь в работу над проектом, тем самым было создано единое социокультурное пространство подрастающего поколения и основа для инклюзивного образования в России.
Главная цель проекта состоит в том, чтобы искоренить внутренние комплексы слабовидящих детей перед обществом, включить их в социальную адаптацию, обеспечить в полном объеме слепых и слабовидящих детей специальной литературой, напечатанной шрифтом Брайля и необходимой для их образования. Также задачами проекта «Прикосновение» являются изучение шрифта Брайля, тактильное обучение незрячих, усовершенствование методик и реквизита для обучения детей и взрослых, потерявших зрение. В целях проекта указывается, что необходимо менять отношение населения к создавшейся проблеме, воспитывать чувство эмпатии (сострадания), толерантности, создавать единую базу для совместного обучения с лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время большой проблемой является нехватка, а иногда и полное отсутствие учебной литературы в школах, вузах, которая напечатана специализированным шрифтом Брайля. В частности, это учебники математики, английского языка, физики, химии и др. По техническим требованиям эти книги дорогостоящие и печатаются на специальной тифлобумаге, ручным способом обработки, что по затратам в 10 раз больше обычной офсетной печати. К тому же литература имеет небольшой срок употребления, так как тактильные точки, по которым дети читают, со временем изнашиваются. В данный момент количественный показатель подобных изданий очень низок и даже не составляет 20 % от необходимого, а книги для слепых и слабовидящих людей — это жизненная необходимость для более полного познания ими окружающего мира и для получения образования. Достаточно вспомнить советского математика Льва Понтрягина, который ослеп в 10 лет. И если бы не сверстники, которые буквально были его глазами в учебе, он, возможно, никогда бы не стал академиком.
В рамках оказания помощи проекту «Прикосновение» ученики кемеровской школы искусств № 19 занимаются иллюстрацией книг, напечатанных шрифтом Брайля для незрячих и слабовидящих детей 4-12 лет. Эту работу планируют завершить ко Дню защиты детей — 1 июня 2019 года.
Из последних цифровых разработок большой интерес для слепых и слабовидящих людей представляют электронные ручки, которые помогают читать книгу (при проведении ими по тексту напечатанная информация преобразуется в голосовую). Также есть электронные очки, которые подают импульсы в мозг человека, преобразуя их в зрительные образы. Все эти цифровые новинки очень полезны и нужны для организации качественного образовательного процесса людей с ограниченными возможностями здоровья, но для их приобретения требуются значительные материальные средства.
Нам представляется необходимым выделить следующие проблемные аспекты в обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья:
— необходимость диагностики личностных (индивидуальных) особенностей;
— психокоррекционная работа;
— психологическое сопровождение и консультирование данной категории людей;
— профилактическая работа;
— подготовка специальной литературы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
— использование последних научных достижений в области цифровизации образования для детей с ограниченными возможностями здоровья [7, с. 207].
В настоящее время, характеризующееся стремительными изменениями окружающей действительности, повышением человеческой активности в решении различного рода социально значимых задач, особое значение приобретают знания науки психологии. Актуализация психологических знаний диалектически закономерна. Учет психологического фактора крайне актуален во всех сферах человеческой деятельности: трудовой, учебной, игровой [11, с. 209].
В основу систематизации данных о личности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья должны быть положены принципы: 1) цельности личности; 2) конкретно-исторического подхода; 3) изучения личности в деятельности [5, с. 149].
По первому принципу требуется учитывать не просто отдельную черту или реакцию человека при изучении и оценке личности, а совокупность черт, реакций, свойств и отношений.
Заключение
Мы считаем, что до начала повсеместного внедрения совместного обучения людей с ограниченными возможностями здоровья необходимо:
— законодательно закрепить инклюзивное образование в вузах;
— выработать план первоочередных мероприятий;
— разработать стратегию по внедрению инклюзивного образования в Российской Федерации;
— осуществить подготовку специалистов и методик преподавания;
— подготовить материально-техническую базу, особое внимание уделять цифровому образовательному пространству (литература, учебники, последние технические цифровые достижения);
— апробировать разработанные модели инклюзивного образования в нескольких регионах, распространить положительный опыт;
— определить ресурсы, меры и формы поддержки;
— осуществлять мониторинг, освещать в средствах массовой информации.
Пошаговое решение данных мер и изучение личностных особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья для внимательного, индивидуального, дифференцированного подхода к обучению позволит им почувствовать себя полноправными членами нашего общества.
Литература
1. О ратификации Конвенции о правах инвалидов : федер. закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2012. № 19. Ст. 228.
2. О социальной защите инвалидов Российской Федерации : федер. закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 48. Ст. 4563.
3. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 52 (часть V). Ст. 7504.
4. Алехина С. В., Алексеева М. Н., Агафонова Е. Л. Готовность педагогов как главный фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 83-92.
5. Волгин Ю. Г., Шлее И. П. Отдельные вопросы разработки профессиональной пробы профессии «следователь, оперуполномоченный» // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 1 (29). С. 149-153.
6. Кабанова Ж. Ю., Шлее И. П. О видах криминалистического обеспечения деятельности исправительных учреждений // Вестник Кузбасского института. 2017. № 3 (32). С. 112-117.
7. Михальченко К. А. Инклюзивное образование - проблемы и пути решения // Теория и практика образования в современном мире. СПб., 2012. С. 206-212.
8. Никишина В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития. М., 2004. С. 126-131.
9. Пенин Г. Н. Инклюзивное образование как новая парадигма государственной политики // Вестник Герценовского университета. 2010. № 9 (83). С. 41-47.
10. Прикладная юридическая психология / под ред. А. М. Столяренко. М., 2001. 364 с.
11. Сергеева К. А. Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения : материалы российского форума. СПб., 2010. С. 200-211.
12. Сорокоумова С. Н. Психологические особенности инклюзивного обучения // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12, № 3. С. 136-140.
13. Шипицина Л. М. Интеграция и инклюзия: проблемы и перспективы // Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения : материалы российского форума. СПб., 2010. С. 200-206.
14. Шлее И. П., Волгин Ю. Г. Формирование профессионально-коммуникативной компетенции у студентов — сотрудников органов внутренних дел как фактор успешности их профессиональной деятельности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 2 (22). С. 144-149.
References
1. O ratifikacii Konvencii o pravah invalidov [On Ratification of the Convention on the Rights of Persons with Disabilities]. Federal Law of May 3, 2012 no. 46- fz // Collected Legislation of the Russian Federation, 2012, no. 19, art. 228. (In Russian).
2. O social'noj zashchite invalidov Rossijskoj Federacii [On Social Protection of Disabled Persons of the Russian Federation]. Federal Law of November 24, 1995 no. 181-fz // Collected Legislation of the Russian Federation, 1995, no. 48, art. 4563. (In Russian).
3. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii [On Education in the Russian Federation]. Federal Law of December 29, 2012 no. 273-fz // Collected Legislation of the Russian Federation, 2016, no. 52 (part V), art. 7504. (In Russian).
4. Alekhina S. V., Alekseeva M. N., Agavonava E. L. Gotovnost' pedagogov kak glavnyj faktor uspeshnosti inklyuzivnogo processa v obrazovanii [Preparedness of Teachers as the Main Factor of Success of the Inclusive Process in Education]. Psychological Science and Education, 2011, no. 1, pp. 83-92. (In Russian).
5. Volgin Y. G., Schlee I. P. Otdel'nye voprosy razrabotki professional'noj proby professii "sledovatel', operupolnomochennyj" [Selected questions of development of professional tests profession of an investigator, operative]. Professional Education in Russia and Abroad, 2018, no. 1 (29), pp. 149-153. (In Russian).
6. Kabanova J. U., Shlee I .P. O vidah kriminalisticheskogo obespecheniya deyatel'nosti ispravitel'nyh uchrezhdenij [On the types of forensic support for the activities of correctional institutions]. Bulletin of the Kuzbass Institute, 2017, no. 3 (32), pp. 112-117. (In Russian).
7. Mikhalchenko K. A. Inklyuzivnoe obrazovanie - problemy i puti resheniya [Inclusive education - problems and solutions]. Theory and practice of education in the modern world. Saint Petersburg, 2012, pp. 206-212. (In Russian).
8. Nikishina V. B. Prakticheskaya psihologiya v rabote s det'mi s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya [Practical psychology in working with children with mental retardation]. Moscow, 2004, pp. 126—131. (In Russian).
9. Penin G. N. Inklyuzivnoe obrazovanie kak novaya paradigma gosudarstvennoj politiki [Inclusive education as a new paradigm of public policy]. Bulletin of Herzen University, 2010, no. 9 (83), pp. 41-47. (In Russian).
10. Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya [Applied legal psychology]. Ed. A. M. Stolyarenko. Moscow, 2001, 364 p. (In Russian).
11. Sergeeva K. A. Adaptaciya detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v usloviyah inklyuzivnogo obrazovaniya
[Adaptation of children with disabilities in terms of inclusive education]. Materials of the Russian forum "Pediatrics of St. Petersburg: experience, innovations, achievements". Saint Petersburg, 2010, pp. 200-211. (In Russian).
12. Sorokoumova S. N. Psihologicheskie osobennosti inklyuzivnogo obucheniya [Psychological teatures of inclusive training]. Izvestia of Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, 2010, vol. 12, no. 3, pp. 136-140. (In Russian).
13. Shipitsina L. M. Integraciya i inklyuziya: problemy i perspektivy [Integration and inclusion: problems and prospects]. Materials of the Russian forum "Pediatrics of St. Petersburg: experience, innovations, achievements". Saint Petersburg, 2010, pp. 200-206. (In Russian).
14. Shlee I. P., Volgin H. G. Formirovanie professional'no-kommunikativnoj kompetencii u studentov-sotrudnikov organov vnutrennih del kak faktor uspeshnosti ih professional'noj deyatel'nosti [Questions of forming professional and communicative competence of soon-to-be law enforcement officials as one of the conditions for their successful career]. Professional Education in Russia and Abroad, 2016, no. 2 (22), pp. 144-149. (In Russian).
УДК/UDC 159.923-058.862 И. С. Морозова, И. Г. Тимофеева
I. Morozova, I. Timofeeva
ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО ПОЛЕЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
FORMATION OF VOLITIONAL SELF-REGULATION OF STUDENTS IN INSTITUTIONS FOR ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE IN TERMS OF SOCIALY USEFUL ACTIVITY
Введение. Статья посвящена вопросам актуализации роли правового воспитания как условия формирования волевой саморегуляции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Доказано, что опыт участия подростка в социально-полезной деятельности, в частности вхождение в качестве участника в детские общественные объединения правоохранительной направленности, способствует формированию у подростка навыков произвольной регуляции собственной активности. Выявлено, что процесс формирования навыков волевой саморегуляции личности имеет возрастно-психологическую обусловленность и детерминирован системой внешних условий, обеспечивающих позитивные изменения изучаемых показателей.
В статье поднимаются вопросы организации процесса формирования волевой саморегуляции обучающихся учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, показаны ограничения в существующих моделях функционирования, предложены средства оптимизации данного процесса в условиях правового воспитания.
Методология. Сбор данных осуществлялся с помощью методики «Тест-опросник особенностей развития волевой саморегуляции» А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана. В качестве испытуемых выступили обучающиеся общеобразовательной школы и обучающиеся учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Общую выборку составили 102 респондента в возрасте 15 лет. Полученные данные были проинтерпретированы и подвергнуты статистическому анализу с помощью анализа средних значений с применением t-критерия Стъюдента.
Результаты. Определены возрастно-психологические предикторы формирования волевого усилия в подростковом возрасте, к числу которых отнесены показатели самооценки и самосознания. Выявлены особенности волевой саморегуляции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выражающиеся в более низких показателях по шкалам «настойчивость», «самообладание», «общий уровень саморегуляции». Определены результаты формирующего воздействия, выражающиеся в положительной динамике личностных показателей подростков и снижении количества общественно опасных деяний, самовольных уходов, совершаемых обучающимися учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.