23 (209) - 2014
Инвестиционная политика
УДК 330.322:338.436.33
учет инфляции и риска при оценке
эффективности инвестиций в агропромышленный комплекс
россии
С.м. ЛУГОВНИНА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики E-mail: [email protected] Университет управления «ТИСБИ»
Рыночные условия подразумевают, что любое вложение инвестиционных средств должно учитывать инфляционные процессы и риски, возникающие в различных сферах бизнеса. Особенно это касается агропромышленного комплекса (АПК), так как он относится к высокорискованным отраслям с ограниченными финансовыми ресурсами. В работе рассмотрены некоторые наиболее применимые на практике методы учета инфляции и рисков в агропромышленном комплексе. Сделан вывод о том, что в современных условиях необходимо государственное регулирование российского аграрного сектора, и рассмотрены основные направления государственного регулирования в АПК.
Ключевые слова: инвестиция, инвестиционная деятельность, агропромышленный комплекс, инфляция, риск
Рынок сельскохозяйственной продукции в России находится в стадии формирования. Одной из причин его медленного развития можно назвать отсутствие достоверной информации, которая помогла бы регулированию рынка и дала бы возможность каждому производителю принимать правильные решения в области управления хозяйством.
Всю необходимую информацию для повышения инвестиционной активности в этом сегменте можно разделить на следующие группы:
1) рыночная информация - сведения о потребителях, рынках, ценах на продукцию и ресурсы, объемах производства, потребления, экспорта и импорта;
2) правовая информация - законодательные акты и постановления, касающиеся непосредственно сельхозпроизводителей и смежных с ними отраслей;
3) технологическая информация - информация о новой технике и технологиях;
4) климатическая информация - данные о погодных условиях, урожайности, надоях, привесах на различных территориях. Появившаяся свобода маневра денежными
средствами привела к осознанию факта, который в условиях централизованно планируемой экономики не был существенным. Его смысл заключается в том, что деньги помимо прочего имеют еще одну объективно существенную характеристику, а именно временную ценность [1].
Этот параметр можно рассматривать в двух аспектах. Первый связан с обесцениванием денежной наличности с течением времени, второй - с обращением капитала. Деньги должны приносить доход.
Все это повлияло на работу предприятий агропромышленного комплекса и сильно усугубилось наличием сезонного фактора в их работе и неустой-
чивой урожайностью, которые должны отражаться при формировании будущих денежных потоков.
При инфляции основные принципы построения оценки эффективности инвестиций в АПК те же, что и тогда, когда риском инфляции можно пренебречь. Однако в современных условиях в России инфляция обязательно должна учитываться. Ее наличие говорит о том, что денежные потоки будут отличаться не только сроками, но и покупательной способностью. Следовательно, принимая решение о выборе между альтернативными инвестиционными проектами, необходимо правильно построить притоки и оттоки денежных средств и выбрать ставку дисконта.
В современной экономической практике предлагается несколько формул формирования ставок дисконта, позволяющих учесть инфляционные процессы и риски. По мнению автора, наиболее точна и доступна формула ставки дисконта R (1), полученная преобразованием формулы американского экономиста И. Фишера. С ее помощью определяют инфляцию, отталкиваясь от реальной безрисковой ставки процента данного периода, либо реальную безрисковую ставку процента (доходность безрисковых инвестиций), базируясь на надежно оцениваемой будущей инфляции.
Данная формула является номинальной, т.е. включает в себя инфляцию, следовательно [2],
R = S +1 + SI, (1)
где S - реальная (без учета компенсации за инфляцию) безрисковая ставка, ставка дисконта (ставка без учета от иллюзорных доходов, всего лишь покрывающих инфляционный рост цен);
I - инфляционное ожидание за период, среднее за срок полезной жизни проекта. Необходимо иметь в виду, что инфляционное ожидание применительно к будущим денежным потокам, это не фактически имевшая место инфляция.
Возможен еще один подход к получению этих величин, когда они берутся с рынка, т.е. принимаются равными тем или иным действительно статистически наблюдаемым (и документально отражаемым) показателям. В развитых рыночных экономиках (к которым отечественная экономика полностью отнесена быть не может) безрисковая ставка дисконтирования отражается ставкой доходности средств при их размещении в долгосрочные (десятилетние) государственные облигации. В
России же предлагается использовать как ставку по безрисковому вложению капитала ставку доходности депозита Сбербанка России или облигации сберегательного займа со сроком погашения до одного года в пересчете на периоды, сопоставимые с продолжительностью полезной жизни проекта.
Определять безрисковую ставку ссудного процента по фактически имеющей место рыночной ставке доходности банковского депозита рекомендуется только тогда, когда экономика стабильна, а рынок капитала имеет множество участников и находится в состоянии, близком к равновесию. Именно в этих условиях ставка доходности по банковскому депозиту действительно обеспечивает получение положительной реальной ставки дисконта и покрытие инфляции.
Как сама указанная ставка доходности, так и ее соответствие реальной ставке банковского депозита и инфляции могут быть распространены на будущее (экстраполированы).
Экономическая ситуация в стране не позволяет подобным образом рассматривать фактическую рыночную ставку доходности банковского депозита в первую очередь из-за нестабилизировавшейся инфляции. Следовательно, реальную ставку безрискового вложения и инфляционные ожидания приходится анализировать и определять по отдельности, в том числе опираясь на более надежный прогноз хотя бы одного из этих значений. Необходимо отметить, что в первую очередь определяются инфляционные ожидания.
Темп инфляции может быть взят из прогнозов, которые делаются какими-либо внушающими доверие (не политизированными) исследовательскими центрами. Он может оцениваться экспертно теми, кто составляет технико-экономическое обоснование по проекту собственными силами.
Инфляционные ожидания могут базироваться на официальном прогнозе инфляции, объявляемом правительством и закладываемым им в представляемом парламенту проекте государственного бюджета. Для анализа более долгосрочных проектов можно основываться на официальных правительственных прогнозах социально-экономического развития.
Нужно лишь отметить, что официальные прогнозы инфляции во всем мире имеют тенденцию к занижению, что объясняется попытками правительств с помощью оптимистических прогнозов оказать понижающее влияние (в порядке своеобразной обратной связи) на фактическую будущую инфляцию.
Следующая формула определения ставки дисконта является более точной и наиболее часто используемой в современных условиях [2]:
Кд = R + Ь(Rme - (2)
где Кд - ожидаемая норма дисконта;
R - норма дисконта по безрисковым вложениям;
Ь - масштаб риска рассматриваемой инвестиции;
R - ожидаемая норма дисконта рыночного портфеля.
Данная формула чаще всего применяется при формировании издержек по собственному капиталу, чтобы учесть состояние рынка капиталов в момент инвестирования. Это основное ограничение при ее использовании в условиях наличия заемного капитала или возможности доступа на рынок капиталов. Следовательно, ее использование неэффективно, если сумма инвестиций невелика.
В условиях России ожидаемая норма дисконта рыночного портфеля RMe может быть рассчитана на базе официально опубликованной ставки рефинансирования Центрального банка России. Необходимо снова напомнить, что ставки доходности депозита и рефинансирования, а также все официальные ставки являются номинальными, так они могут использоваться только при расчетах, производимых в текущих ценах. Для расчетов в постоянных ценах необходимо вносить коррекцию на уровень инфляции по приведенной ранее формуле И. Фишера.
Реальная ставка дисконта и процент инфляции необходимы для того, чтобы обеспечить требуемую доходность не ниже безрискового вложения на рынке капитала. Таким образом, при вложении денежных средств в инвестиционный проект автоматически риск невозврата капитала возрастает. Сразу же появляется множество аспектов, влияющих на успешное развитие инвестиционного проекта. Они носят название факторов риска и учитывают коммерческие премии за риски. Два из них уже учтены автором в формуле (2).
1. Рыночная премия за риск - это разность между ожидаемой нормой доходности рыночного портфеля и номинальной ставкой дисконта по безрисковому вложению капитала. Экономический смысл тут заключается в отражении того, какую компенсацию за более рискованное инвестирование посредствам рефинансирования (покупки акций) на рынке уже сейчас получают инвесторы по сравнению с безрисковым (относительно безрисковым) инвестированием в форме ссуды Сбербанку России.
При этом реализуется положение: если другие инвесторы в экономике такую компенсацию или премию получают, то она должна закладываться и в оценку доходности безрисковой ссудной альтернативы по рассматриваемому инвестиционному проекту.
Потеря дохода на рубль капитальных вложений инвесторов рассматриваемого проекта из-за неиспользования этой альтернативы должна компенсироваться точно такой же премией в ставке дисконта, отражающей доходность утраченной выгоды (уменьшая при этом действительную экономическую ценность денежных потоков по проекту на рассчитываемую премию за риск инвестирования в надежного заемщика).
2. Коэффициент бета, оценивающий риски инвестирования в конкретный проект и измеряющий относительный уровень специфических рисков рассматриваемого проекта по сравнению со средними рисками аналогов.
Необходимо заметить, что это далеко не все риски, которые могут оказать влияние на осуществление инвестиционного проекта. Хотелось бы дополнительно выделить еще несколько видов:
• премия за риск вложения в малое предприятие объясняется недостаточной кредитоспособностью, т.е. отсутствием достаточных активов для имущественного обеспечения кредитов, которые могут планироваться для финансирования дальнейших капиталовложений по рассматриваемому проекту, а также для покрытия потребностей в оборотных средствах и предвидимых поначалу убытков. Следовательно, это говорит о ненадежности финансового плана развития малого предприятия, финансовой неустойчивости организации с небольшим размером уставного капитала;
• премия за риск, если инвестор вкладывает деньги в закрытую компанию (ЗАО);
• премия за страновой риск в индивидуальной ставке дисконта, учитываемая независимо от того, резидентом какой страны является инвестор;
• премия, учитывающая индивидуальные отношения каждого конкретного инвестора к рискам. Все вкладчики делятся на нейтральных, несклонных либо склонных к рискам. Это необходимо учитывать, если оценка ведется для конкретного инвестора.
Помимо указанных угроз большую роль играют риски уменьшения национального дохода (приводя-
щие к падению совокупного спроса, внешнеполитические и др.) или вложений в конкретную отрасль (в частности, в АПК).
С учетом сказанного формируется следующая более точная формула ставки дисконта:
Кд = R + ур(RMe - R) + х + у + f, где R - номинальная ставка дисконта по безрисковому вложению R = S + J + SJ (доходность депозита Сбербанка России или облигации сберегательного займа). При этом S - реальная ставка дисконта по безрисковому вложению, а J - инфляционное ожидание за период; RMe - ожидаемая норма дисконта рыночного портфеля (ставка рефинансирования Центрального банка РФ);
] - коэффициент учета склонности к рискам индивидуального инвестора; в - коэффициент, измеряющий относительный уровень специфических рисков рассматриваемого проекта по сравнению со средними рисками аналогов;
х - премия за риск вложений в малое предприятие или за рискованность денежных потоков, ожидаемых малым предприятием (учитывается только в соответствующих случаях); у - премия за страновой риск; f - премия за закрытость компании, куда вкладываются средства инвестором. Приведенная формула достаточно сложна в применении и не полностью учитывает риски, подстерегающие инвестиционный проект. Эти недостатки устраняет следующая формула формирования ставки дисконта:
Кд = R + 1 gk = S +1+ Х gk, (3)
где k - множество учитываемых в данном инвестиционном проекте факторов риска; gk - премия за отдельный риск по фактору с условным номером к.
Данная формула более других подходит для практических расчетов, так как является наиболее точной и в ней все возможные факторы риска не задаются жестко, а учитываются в соответствии с потребностями конкретных проектов и условий их реализации. Она позволяет дополнительно учитывать географическое положение, климат, удаленность от дорог, кадры, доверие к предприятию-конкуренту, сезонность работы и т.д., что особенно важно для АПК.
Для определения конкретных рисков можно применить анкету эксперта, которая позволит оце-
нить риск потери вложенных средств в результате влияния различных факторов.
В зависимости от сферы возникновения примерный перечень рисков, которые можно учесть при формировании оценки эффективности инвестиций для предприятия АПК, выглядит следующим образом.
Финансово-экономические:
• снижение цен конкурентами;
• увеличение производства у конкурентов;
• рост налогов;
• снижение платежеспособности потребителей;
• рост цен на сырье, материалы, энергоносители;
• зависимость от сельскохозяйственных предприятий-поставщиков;
• недостаток оборотных средств. Социальные:
• трудности с набором квалифицированной рабочей силы;
• угроза забастовок;
• недостаточный уровень заработной платы;
• социальная инфраструктура;
• отношение местных властей. Технические:
• изношенность оборудования;
• нестабильность качества и объемов сырья;
• новизна технологий;
• недостаточная их надежность;
• отсутствие резерва мощностей;
• несоответствие выпускаемой продукции нормам стандартов.
Экологические:
• вредность производства;
• загрязнение атмосферы и воды;
• близость населенных пунктов.
После анализа возможных рисков и выявления среди них наиболее существенных определяется уровень риска потери вложенных средств в результате влияния различных факторов, который учитывается при формировании ставки дисконта. На основе сформированного дисконта рассчитываются дисконтированные показатели оценки инвестиций (чистый дисконтированный доход, внутренняя норма прибыли, срок окупаемости, ценность капитала), с помощью которых оценивается эффективность вложения средств в тот или иной проект. Оценка, полученная в результате расчетов, является наиболее точной и позволяет принять объективное и обоснованное решение по вложению средств в то или иное направление развития АПК.
Приведенные формулы апробированы на базе перерабатывающего предприятия, расположенного на территории Республики Марий Эл, - ОАО «Сер-нурский сырозавод».
Для простейших ориентировочных расчетов при оценке инвестиционного проекта используем простейшую формулу расчета суммы безрискового вложения и премии за риск, скорректированную по формуле (1). Ставка дисконта для инвестируемого капитала составит
R = 0,0002 + 0,06 + 0,0002 х 0,06 = = 0,060212 (6,0212%), где 0,06 (6%) - инфляция за 2014 г. (по данным Минфина России).
Ставка по безрисковым вложениям (уровень вклада до востребования ОАО «Сбербанк России» в 2014 г.) составила 0,01%.
Для уточненных расчетов с учетом рентабельности предприятия перерабатывающей промышленности, расположенного на территории Республики Марий Эл (12%), а также положения на рынке капиталов применим формулу (2):
Кд = 0,0602 + (12/8,1)(0,15 - 0,0602) = = 0,1932 (19,32%), где 12 - рентабельность условного перерабатывающего предприятия, расположенного на территории Республики Марий Эл в процентах; 8,1 - рентабельность пищевой промышленности АПК Марий Эл в 2013 г. в процентах; 0,15 (15%) - средняя норма доходности рыночного портфеля (по оценке независимых агентств).
Для наиболее полного учета всех рисков, связанных с инвестированием средств в перерабатывающее предприятие, расположенное на территории Республики Марий Эл, применим формулу (3): Кд = 0,06 + 0,0002 + 0,21 = 0,2702 (27,02%), где 0,21 (21%) - сумма рисков, определенных на основании анкеты эксперта (см. таблицу).
При формировании анкеты были опрошены 32 специалиста из различных сфер, связанных с агропромышленным комплексом (эксперты республиканского министерства сельского хозяйства, банков, руководители перерабатывающих предприятий), что позволило свести погрешность ошибки до 5%, приемлемых для экономических расчетов.
Результаты заполненных анкет были статистически обработаны методом расчета среднеарифметического с учетом вероятности наступления того или иного риска и сведены в итоговую таблицу.
Анкета эксперта для оценки риска вложения средств в перерабатывающее предприятие
Критерий вопрос Процент риска
Риск рынка Как вы оцениваете риск потери вложенных средств в связи с проблемой сбыта продукции? 4
Риск качества Как вы оцениваете риск производства продукции, не отвечающей стандартам? 6
Риск обес- Как вы оцениваете риск нена- 5
печенности дежного снабжения производс-
производства тва в необходимых объемах качественным сырьем?
Бюджетный Как вы оцениваете риск оста- 0
риск новки проекта или производства в связи с недостаточным финансированием?
Социально- Как вы оцениваете социально- 2
политический политический риск?
риск
Природный Как вы оцениваете вероятность 1
риск (катас- природных явлений, которые
трофы, неуро- могут привести к потере вло-
жай, падеж женных средств?
иболезни
скота)
Экологичес- Как вы оцениваете экологичес- 2
кий риск кий риск?
Криминаль- Как вы оцениваете риск того, 1
ный риск что эффективная работа предприятия будет невозможна вследствие каких-либо криминальных действий?
Итого... 21
Необходимо заметить, что обработка анкет может вестись любым наиболее удобным методом.
Таким образом, можно утверждать, что оценка эффективности инвестиционного проекта напрямую зависит от выбора ставки дисконта, т.е. уровня удешевления денежных средств. Традиционно она для инвестиционных проектов на территории России привязывается только к уровню инфляции. В 2014 г. инфляция прогнозировалась на уровне 6%, а в привязке к отрасли и территории по приведенным расчетам эта величина может быть увеличена более чем в четыре (!) раза - до 27,02%.
Изложенная методика отнюдь не претендует на всеобщность использования, а носит рекомендательный характер и дополняет существующие методы оценки эффективности инвестиций.
Повышение результативности работы АПК невозможно без проведения комплексной оценки эффективности инвестиционных ресурсов вне за-
висимости от источника их поступления. Причем делать это надо с позиций как краткосрочного, так и долгосрочного экономического эффекта для предприятия, отрасли и государства в целом.
Отметим, что при вложении денежных средств в АПК может быть получен наибольший эффект применительно к экономике в целом. Как показывает зарубежная практика, эта отрасль может получить достаточно средств для своего развития, если гарантом вложений выступит государство. Частные и банковские инвестиции будут проводиться в инвестиционные проекты при условии получения либо высокого процента отдачи, либо при наличии льгот при налогообложении.
В условиях ограниченных возможностей решающее значение приобретает правильность выбора приоритетных направлений и рациональной структуры инвестиций, т.е. сосредоточение последних на тех участках, где их можно использовать с наибольшей отдачей. Следовательно, инвестирование должно позволить в короткий срок и с большой отдачей окупить средства, вложенные в менее доходные предприятия. Для этого необходимо разрабатывать бизнес-проекты, которые помогут оценить каждое направление инвестиций на этапе планирования.
В современных условиях реформирования АПК только государственная политика, направленная на задействование всех возможных источников финансирования, позволит отечественному аграрному сектору успешно интегрироваться в мировую систему производства сельскохозяйственной продукции, а России, как и сто лет назад, - стать мировой житницей.
Таким образом, необходимо отметить, что в связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО) существует необходимость государственного регулирования российского аграрного сектора, как и у других стран - членов ВТО, по следующим направлениям, которые требуют вложения денежных средств и позволяют этой отрасли развиваться в долгосрочной перспективе:
1) компенсация расходов и помощь в организации эффективного управления в сельском хозяй-. стве;
2) проведение научных исследований в АПК и распространение их результатов, включая:
а) применение инноваций и современных технологий производства в аграрном секторе;
б) сохранение окружающей среды;
в) сохранение генофонда;
г) повышение качества и безопасности пищевых продуктов;
д) совершенствование аграрной политики;
е) развитие системы информации и консультирования по вопросам вступления в ВТО;
3) подготовка кадров для АПК, включая:
а) привлечение молодых специалистов в сельскую местность;
б) сохранение квалифицированных кадров в аграрном секторе;
в) повышение эффективности сельскохозяйственного производства;
г) развитие несельскохозяйственной занятости на селе;
4) компенсация расходов на страхование имущества и предпринимательских рисков в аграрном секторе;
5) улучшение земель, включая капитальные вложения на эти цели;
6) создание страховых фондов;
7) природоохранные мероприятия;
8) помощь при чрезвычайных ситуациях;
9) социальное развитие села (включая капитальные вложения в развитие сельской инфраструктуры), в том числе:
а) среднесрочный горизонт планирования программы социального развития села, что соответствует современному горизонту бюджетного планирования в России;
б) устойчивый результат программы и саморазвитие: мероприятия должны быть нацелены на мобилизацию средств и усилий населения, направленных на повышение уровня жизни;
в) дифференцированный подход к развитию условий жизни селян в зависимости от перспектив социально-экономического развития населенных пунктов и сложившихся поселенческих систем;
г) ориентация программы на современные и долгосрочные решения, исключение паллиативных, хотя и быстрых, решений;
д) направленность мероприятий на многофункциональное развитие сельской местности в противовес сложившемуся чисто аграрному развитию;
10) маркетинговые и консультационные услуги государственных учреждений как на безвозмездной, так и на коммерческой основах;
11) инспекционные и контрольные функции государства применительно к производимой
продукции и использованию сельскохозяйственных ресурсов.
Только государственная поддержка и реализация комплекса приведенных мер и направлений регулирования АПК позволят отечественному продовольственному рынку приблизиться по своим параметрам к аналогу членов ВТО. В противном случае Россия потеряет свой агропромышленный сектор и, как следствие, продовольственную безопасность.
Без государственной поддержки и государственных дотаций развитие сельскохозяйственной отрасли невозможно - этот вывод можно сделать на основе анализа мирового опыта функционирования и поддержки агросектора. Активизация инвестиционной деятельности по перечисленным направлениям позволит в перспективе вывести АПК из кризиса и сделать его, может быть, не доходным,
но самоокупаемым сегментом экономики России.
Инвестиции способны решить многие проблемы российской экономики в целом и агропромышленного комплекса в частности. С этим связывается решение долгосрочных и текущих проблем: выхода из кризиса, расширения налогооблагаемой базы, увеличения доходной части бюджета, повышения конкурентоспособности отечественной продукции.
Список литературы
1. Бирман Г., Шмидт С. Капиталовложения. Экономический анализ инвестиционных проектов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003, 632 с.
2. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга: пер. с нем. / под ред. А.А. Турчака, Л.Г. Головача, М.Л. Лукашевича. М.: Финансы и статистика, 1997. 800 с.
Investment policy
INFLATION AND Risk ADJuSTMENT wHEN ASSESSiNG
investment effectiveness in agriculture of Russia
Svetlana M. LuGOvNINA
Abstract
The author points out that market conditions imply that any investment facilities must take into account inflationary processes and risks emerging in different business areas . The article emphasizes that it is especially viable with respect to an agro-industrial complex, since it belongs to high-risk industries with limited financial resources. The article also discusses some most practicably implied methods of inflation and risks adjustments in an agro-industrial complex The author makes a conclusion that modern conditions require government supervision of the Russian agrarian sector and considers basic trends of government supervision in an agro-industrial complex.
Keywords: investment, investment activity, agro-industrial complex, inflation, risk
References
1. Birman G., Shmidt S. Kapitalovlozheniia. Eko-nomicheskii analiz investitsionnykh proektov [Capital investment . An economic analysis of investment projects]. Moscow, IUNITI-DANA Publ., 2003, 632 p .
2. Khan Dieter. Planirovanie i kontrol': kontsept-siia kontrollinga [Planning and control: the concept of controlling]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 1997, 800 p.
Svetlana M. LuGOvNINA
University of Management "TISBI", Moscow, Russian Federation lugovninasm@yandex . ru