министративной ответственности за противоправные действия, постановка на профилактический учет, привлечение к ответственности и т. д.;
— установить причастность групп несовершеннолетних к ранее совершенным преступлениям;
— в образовательных учреждениях читать лекции на правовую тематику.
При широком круге субъектов, участвующих в профилактической работе в отношении девиантных групп несовершеннолетних, организаторы ОПО в недостаточной степени используют возможности психологов. Считается, что основной и (при его правильном применении) действенный метод предупредительной деятельности — это беседа. Именно психологи, обладающие глубокими знаниями о подростковой психике, восприятии, сознании, особенностях поведения, способны донести до них информацию и повлиять на поведение несовершеннолетних. Целесообразно привлекать на постоянной основе для участия в операциях психологические службы.
Отметим, что ОПО «Подросток — улица» ориентирована на профилактическую работу в общественных местах. Акцент делается на проверку мест концентрации подростков, остановок общественного транспорта, культурно-парковых зон для выявления несовершеннолетних, совершающих административные правонарушения, а также склонных к совершению уголовно наказуемых деяний. Проводятся профилактические мероприятия с детьми на дорогах, улицах, беседы в лагерях дневного пребывания (в образовательных учреждениях) по правилам дорожного движения.
Сотрудники подразделений ОВД, участвующих в ОПО, — ПДН, участковые уполномоченные, сотрудники уголовного розыска, патрульно-постовой службы, дежурной части территориального органа МВД России — регулярно обмениваются полученной информацией.
По итогам проведения профилактических операций полицейскими направляется информация в КДН и ЗП, межведомственные комиссии по координации деятельности в сфере профилактики правонарушений, уголовно-исполнительные инспекции, иные заинтересованные ведомства с предложениями по устранению причин и условий, способствующих безнадзорности несовершеннолетних, совершению ими пра-
вонарушений и повышению эффективности работы в данном направлении. Ход и результаты проведения оперативно-профилактических операций в рамках информационного обеспечения деятельности ОВД и ВВ МВД России 7 освещаются в СМИ и информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Проведение оперативно-профилактических операций является действенным средством по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, по нейтрализации, устранению, минимизации воздействия криминогенных факторов, по коррекции личности девиантов. Нередко они помогают сотрудникам ОВД эффективно раскрывать преступления, ранее совершенные подростками, пресекать и раскрывать по горячим следам деяния, совершенные во время проведения операции. Привлечение к участию в ОПО представителей заинтересованных ведомств, учреждений, организаций позволяет повысить эффективность данных мероприятий.
1 Состояние преступности. URL: https://mvd.ru/folder/101762 (дата обращения: 30.09.2015).
2 Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел РФ: приказ МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2014. № 11.
3 О совершенствовании организации проведения комплексных оперативно-профилактических операций в системе МВД России: приказ МВД РФ от 13 августа 2002 г. № 772 (в ред. приказа МВД России от 9 декабря 2008 г. № 1075). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4 Коноплицкая О. В. Особенности эмоционального отношения работников ОВД к несовершеннолетним правонарушителям // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 3(58). С. 54.
5 Панов С. Л., Ревягин А. В. Правовые и организационные основы деятельности ОВД по индивидуальной профилактике правонарушающего поведения // Законодательство и практика. 2013. № 2. С. 73.
6 Основные статистические показатели состояния судимости в России за 2008-2014 годы. URL: http://www.cdep.ru/ index.php?id=79&item=2074 (дата обращения: 07.10.2015).
7 Тимко С. А., Жайворонок А. В. Информационное сопровождение деятельности полиции посредством СМИ на региональном уровне (на примере Омкой области) // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 3(62). С. 6-10.
УДК 159.9.07
УЧЕТ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОХРАНЫ И КОНВОИРОВАНИЯ ОВД
А. А. Старостин
Рассмотрены вопросы, связанные с предупреждением чрезвычайных происшествий при охране и конвоировании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений
с учетом особенностей их личностных качеств и склонности к противоправному поведению, а также с учетом требований нормативных правовых актов, регламентирующих указанное направление деятельности.
Работа включает ряд предложений, направленных на недопущение побегов, нападений, членовредительства и других противоправных действий со стороны спецконтингента (в зависимости от характеристики их личности).
Ключевые слова: подозреваемые и обвиняемые, личность подозреваемого, охранно-конвойная деятельность, недопущение чрезвычайных происшествий.
Одним из основных и специфичных видов административной деятельности территориальных органов внутренних дел является охрана и конвоирование подозреваемых и обвиняемых.
В настоящее время в стране функционирует 2146 изоляторов временного содержания с лимитом наполнения от 26 до 100 и более мест, с числом камер 15 087. Действуют 1453 штатные конвойные части и подразделения, 49 батальонов, 54 роты, 156 взводов 1.
По данным Управления охраны общественного порядка УМВД России по Омской области в структуру УМВД России по Омской области входит специальный приемник УМВД России по г. Омску и 33 охранно-конвойных подразделения, в том числе изолятор временного содержания, 31 изолятор временного содержания территориальных органов МВД России на районном уровне, отдельный батальон охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УМВД России по г. Омску. В 2014 г. в изоляторах временного содержания УМВД России по Омской области содержалось 10 973 человека.
Правовую основу деятельности подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (полиции) составляет широкий перечень нормативных правовых документов.
Среди ведомственных актов следует выделить приказ МВД России от 22 ноября 2005 г. № 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» 2, а также приказ МВД России от 3 марта 2006 г., утвердивший Наставление по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых.
Последний приказ особенно актуален, так как содержит широкий перечень положений и правил, регулирующих деятельность по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых.
При достаточно полном описании порядка содержания, охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ни один из законов, а также ведомственных нормативных правовых актов не содержит положений, относящихся к зависимости специфики охраны, содержания и конвоирования подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления от особенностей их личности, за исключением того, что в соответствии с п. 21 приказа МВД России № 950 размещение подозреваемых в камерах изолятора временного содержания должно производиться с учетом их личности и психологической совместимости. А это в большинстве случаев (в силу незначительного времени пребывания спецконтингента в изоляторе — до 48 часов и в связи с отсутствием информации, характеризующей личность подозреваемого) не всегда представляется возможным.
Понятие личности преступника многогранно, в данной категории ярко выражен межотраслевой характер, поскольку этот вопрос изучается не только психологами, но и юристами, занятыми разработкой проблем, отно-
сящихся к уголовному праву и процессу, криминологии и криминалистике. В юридической психологии указанная тема занимает одно из центральных мест.
Изучение личности подозреваемого (обвиняемого) в криминологии, юридической психологии и т.д. направлено, в первую очередь на создание так называемого портрета или структурообразующих элементов предполагаемого преступника, на исследование мотивов его девиантного поведения, причин совершения противоправного деяния 3.
Это, безусловно, имеет большое значение для оценки личности тех, кто совершает противоправные действия, для определения применяемых к ним мер уголовно-правового либо административного характера, особенно в случаях, когда необходимо получить ответ на вопрос: мог ли субъект, совершивший правонарушение, с учетом индивидуально-психологических особенностей его личности в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими?
Если типичный преступник существует, значит его поведение можно рассчитать. Такие попытки неоднократно предпринимались. Данные о поведении преступника и его окружении (если они попали в сферу деятельности правоохранительных органов) собирались минимальные и в дальнейшем, как правило, не были реализованы.
Эти сведения даже не исследуются, не говоря уже о том, чтобы растиражировать их для тех правоприменителей, которые по закону должны первыми предупреждать совершение преступлений (участковые уполномоченные полиции, сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних и др.) 4.
В деятельности конвойных подразделений характеристика личности конвоируемого имеет существенное значение, от этого зависит состав конвоя, формы и методы конвоирования, а также в целом организация и тактика несения охранно-конвойной службы. Поэтому при обеспечении охраны и конвоирования в целях предупреждения и недопущения чрезвычайных происшествий со стороны подозреваемых и обвиняемых, на наш взгляд, необходимо учитывать следующие сведения:
— привлекался ли человек ранее к уголовной ответственности (по каким статьям Уголовного кодекса Российской Федерации);
— наличие сообщников, участие в организованных преступных группах и сообществах;
— возрастные, половые, психологические особенности, характеризующие личность подозреваемого (обвиняемого), в особенности прямолинейно-агрессивный тип, недоверчиво-скептический тип и т. д.;
— склонность подозреваемого (обвиняемого) к противоправному поведению (нападение, побег, членовредительство), сопротивлению сотрудникам правоохранительных органов;
— эмоциональная неустойчивость, эмоциональная зависимость от сложившихся ситуаций, наличие агрессии в поведении;
— наличие инфекционных заболеваний для предупреждения контактов и распространения инфекции среди других подозреваемых (обвиняемых);
— наличие фактов противоправного поведения при отбывании наказания в исправительных учреждениях, при содержании в следственных изоляторах, изоляторах временного содержания, других учреждениях исполнения наказания;
— данные о семейном и имущественном положении подозреваемого (обвиняемого), о состоянии его здоровья, поведении в быту, наличии у него на иждивении несовершеннолетних детей, иных нетрудоспособных лиц (жена, родители, близкие родственники) 5.
Безусловно, при размещении подозреваемых и обвиняемых в местах содержания под стражей учитываются требования Федерального закона Российской Федерации «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых» 6, связанные с раздельным размещением в камерах подозреваемых и обвиняемых, должны учитываться личностные качества подозреваемых, а также их психологическая совместимость.
Проведенный опрос 124 сотрудников подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УМВД России по Омской области показал, что в большинстве (80%) случаев удалось бы избежать инцидентов, связанных с противоправным поведением спецконтингента, при наличии данных, характеризующих личность подозреваемого (обвиняемого), склонность его к противоправному поведению.
Около 84 % сотрудников указанных подразделений высказываются либо за наличие штатных психологов, деятельность которых будет направлена на изучение поведенческих и психологических особенностей спецконтингента (особенно в момент непосредственного их поступления в места содержания под стражей), на выработку практических рекомендаций и предложений по предупреждению членовредительства, побегов, нападений и других происшествий, либо включение указанных сведений в материалы, являющиеся основанием для взятия под стражу подозреваемых (обвиняемых).
Большинство опрошенных сотрудников указанных подразделений считают необходимым создание единой информационной базы данных, в которой будут отражаться сведения о подозреваемых (обвиняемых), касающиеся их склонности к противоправному поведению.
В настоящее время в информационных базах и других справочных системах МВД России отсутствуют сведения, описывающие личность подозреваемого (обвиняемого), его поведенческие особенности (склонность к побегу, членовредительству, нападению), а также иные характеристики личности подозреваемого и обвиняемого. Это при наличии соответствующей информации могло бы значительно упростить деятельность охранно-
конвойной службы по предупреждению чрезвычайных ситуаций среди спецконтингента.
В ходе наблюдения за подозреваемыми (обвиняемыми), личного общения сотрудников конвоя друг с другом, изучения личных дел спецконтингента сотрудники охранно-конвойной службы накапливают необходимую информацию о конвоируемых, но это (в силу ряда объективных причин) не всегда возможно реализовать, особенно если подозреваемый (обвиняемый) прибыл из другого региона.
В рамках данной проблемы представим опыт сотрудников отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УМВД России по г. Омску. Сотрудники создали свою информационную базу, в которую заносятся все сведения о подозреваемых (обвиняемых), склонных к побегу, нападению, членовредительству и другим противоправным действиям. Эти данные используются в дальнейшем при несении службы по охране и конвоированию спецконтингента.
Изучение такого опыта важно для выработки единых подходов и требований по исследованию психологических характеристик личности подозреваемых и обвиняемых в деятельности подразделений охраны и конвоирования органов внутренних дел, а также для проработки вопроса систематизации указанных сведений в базах данных МВД России.
Наличие таких информационных систем позволит сотрудникам подразделений по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых принимать своевременные профилактические меры, направленные на недопущение чрезвычайных происшествий со стороны спецконтингента.
1 Гордиенко В. В. Организация деятельности служб и подразделений полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. М., 2012. С. 463.
2 Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел : приказ МВД России от 22 ноября 2005 г. № 950. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».
3 Романов В. В. Юридическая психология: учебник. М., 2002. С. 61.
4 Скобелин С. Ю. Взаимодействие следователя и суда в рамках изучения личности подсудимого // Уголовное судопроизводство. 2014. № 2. С. 19.
5 О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания : постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 октября 2009 г. № 20 (в ред. от 23 декабря 2010 г. № 31). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6 О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений : федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».