нарушается законодательство страны, касающееся вывоза капитала, если его хотят укрыть от налогового контроля, если капитал нажит преступным путем, то это уже преступление [1].
В настоящий момент, следуя мировым тенденциям, Российская Федерация усиливает борьбу с внутренними оффшорами и фирмами-однодневками, которые являются инструментами для вывоза капитала в оффшоры и уклонения от уплаты налогов. При этом неоднократно предпринимались попытки вместо принятия отдельных локальных правовых актов, посвященных деятельности конкретных оффшорных зон, перейти к единому законодательному регулированию всей оффшорной деятельности в стране. Работа по приведению национальной законодательной системы в соответствие с налоговыми системами стран - основных экономических партнеров России затрагивает большое число направлений реформирования и рассчитана скорее на долгосрочную, чем на среднесрочную перспективу [5].
Россия должна учитывать современные тенденции мирового финансового сектора, активно использующего в своих расчетах оффшорные юрисдикции.
Таким образом, сегодня проблематика применения оффшоров российскими компаниями требует серьезного внимания и активных действий со стороны
государства. И, несмотря на сложившуюся негативную репутацию оффшорного бизнеса, существует целый комплекс мер, способных улучшить ситуацию и сформировать цивилизованный подход к использованию оффшоров в качестве метода международного налогового планирования.
Необходимо улучшать внутренний инвестиционный климат. На основе такого подхода решается не только проблема оффшоров, но и множество других задач: модернизации экономики, ускорения экономического роста, сокращения темпов инфляции, увеличения притока прямых иностранных инвестиций, поддержания социальной стабильности.
Но то, что необходимо ввести общую культуру защиты прав собственности, равного отношения власти ко всем участникам рынка, очевидно. Система контроля и регулирования должна быть максимально прозрачна в целях обеспечения безопасности и стабильности бизнеса. Необходимо обеспечить устойчивые, понятные, прозрачные и объективные правила работы бизнеса во всех сферах, сделать так, чтобы нелегальный вывод капиталов в оффшорные зоны стал экономически невыгодным. И тогда оффшоры перестанут быть острой проблемой.
Статья поступила 24.09.2014 г.
Библиографический список
1. Абакарова Р.Ш. Налоговые преступления международного уровня // Теория и практика общественного развития. 2012. № 12. С. 478-480.
2. Владимирова Н.П. Современные реалии применения оффшоров как метода международного налогового планирования // Вестник АдГУ. 2013. № 2 (20). С. 240-246.
3. Павлов П.В. Оффшорная деятельность: вопросы правовой регламентации // Журнал российского права. 2011. № 5. С. 31-39.
4. Тимина К.С., Жабыко Л.Л. Проблема оттока капитала из России // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014. № 36-2. С. 96-101.
5. Тимофеева О.Ф., Крестьянинова М.И. Оффшорные юрисдикции как инструмент международного налогового планирования // Мир Науки. 2014. № 1. С. 1-11.
6. Туруев И.Б. Оффшоры - тормоз развития или экономическая необходимость // Вестник МГИМО Университета. 2014. № 1. С. 136-140.
УДК 330
УЧЕТ ФАКТОРОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЦЕНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО ЗАКАЗА
© Ю.О. Бакрунов1, А.И. Пискарев2
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,
119571, г. Москва, пр-т Вернадского, 82.
Московский государственный строительный университет,
129337, г. Москва, Ярославское ш., 26.
Произведен анализ сложившейся ситуации с инновационным развитием строительной отрасли в разрезе государственного заказа на примере г. Москвы. Выделяются закономерности в действиях контролирующих органов, а также в методике приведения утвержденного уровня цен на момент формирования начальной (максимально) цены контракта. Предложен ряд мероприятий, призванных скорректировать текущее положение инноваций в строительной отрасли. Рис. 1. Табл. 2. Библиогр. 8 назв.
Ключевые слова: государственный заказ; исполнение государственных контрактов; инновации в строительстве; сметно-нормативная база; контрольно-ревизионное мероприятие.
1 Бакрунов Юрий Октавьевич, доктор экономических наук, профессор кафедры инвестиционно-строительного бизнеса, тел.: 89265270340, e-mail:[email protected]
Bakrunov Yuri, Doctor of Economics, Professor of the Department of Investment and Construction Business, tel.: 89265270340, e-mail: [email protected]
2Пискарев Александр Игоревич, аспирант, тел.: 89265270340, e-mail: [email protected] Piskarev Alexander, Postgraduate, tel.: 89265270340, e-mail: [email protected]
CONSIDERING TECHNOLOGICAL PROGRESS FACTORS IN STATE CONSTRUCTION ORDER PRICE FORMATION Yu.O. Bakrunov, A.I. Piskarev
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 82 Vernadskiy pr., Moscow, 119571, Russia. Moscow State University of Civil Engineering, 26 Yaroslavskoe Shosse, Moscow, 129337, Russia.
Having analyzed the current situation in innovative development of construction industry within the framework of the state order on example of Moscow, the authors distinguish some patterns in the actions of regulatory agencies as well as in the methods of adapting the approved level of prices for the moment of the initial (maximum) contract price formation. A number of measures, which may correct the current situation with innovation in the construction industry, is proposed. 1 figure. 2 tables. 8 sources.
Key words: state order; execution of public contracts; innovations in construction; estimate and regulatory framework; inspection and review measures.
Оптимизация системы ценообразования в строительной отрасли - одна из самых обсуждаемых тем в профессиональном сообществе. По мнению руководителя государственного автономного учреждения г. Москвы «Московская государственная экспертиза» Валерия Леонова, «самым эффективным способом решения поставленной задачи является реформирование сметно-нормативной (справочно-информационной) базы» [1].
В настоящее время в Москве действует система сметных нормативов ТСН-2001, на основании расценок которой формируются сметные расчеты, являющиеся составной частью проектной документации на возведение объекта капитального строительства. Четырнадцать лет действует базисный уровень цен -2001 года, что непозволительно долго. В результате анализа сложившейся ситуации был сформулирован ряд замечаний к существующей системе, в том числе [2]:
1. Существенно изменились соотношения стоимости по разным группам ресурсов (большая часть материалов, которые ранее были только импортными, производятся в настоящее время в России и имеют другой уровень цен).
2. Недостаточно учитываются современные достижения отрасли в части технологии производства работ, а также новых строительных материалов.
В Москве функционирует Реестр инновационных технологий и технических решений (www.mtsk.mos.ru/catalog). Департамент градостроительной политики столицы, курирующий данный проект, возложил функции отбора перспективных инновационных предложений и определения целесообразности рассмотрения их экспертной комиссией на ГУП «НИИМосстрой» [3]. Заявленными целями Реестра инновационных технологий и технических решений (далее по тексту - Реестр) являются:
- повышение информированности специалистов;
- исключение дублирования разработок;
- продвижение инновационных разработок в практику строительства г. Москвы.
В результате проведенных исследований выявлено, что последний пункт, касающийся внедрения разработок, не реализован на практике в полной мере. Реестр содержит в себе целый ряд методических, нормативно-рекомендательных документов, которые
не влекут за собой совершенствование нормативной базы, на основании которой, согласно российскому законодательству, осуществляется строительство. Как следствие, применять разработки по своему усмотрению могут себе позволить компании, занимающиеся реализацией инвестиционно-строительных проектов.
В системе государственного строительного заказа осуществляются контрольно-ревизионные мероприятия, направленные на проверку целевого использования и эффективности бюджетных средств при реализации контракта. Производится сопоставление выполненных работ с проектной документацией на предмет полного соответствия. При выявлении расхождений к виновной организации применяется комплекс мер дисциплинарного характера. Проверяющие органы, констатируя факт нарушения, не оценивают влияния замененных видов работ и материалов на качество и эксплуатационный потенциал объекта. Данный подход был отражен Главным контрольным управлением города Москвы в акте проверки от 18.06.2014 №105/4 по объекту "Реконструкция Варшавского шоссе от МКАД до Садового кольца (реестровый номер торгов 0173200001411001562). Начальная (максимальная) цена лота составила 11 718 393 814 руб., а сумма контракта 10 686 672 503,35 руб., - снижение более 1 млрд руб. Подрядная организация использует современные технологии и материалы, чтобы достичь требуемой рентабельности.
Анализируя существующий механизм, можно прийти к заключению, что государство в лице контрольных органов (Главное контрольное управление города Москвы, контрольно-счетная палата и т.д.) сдерживает развитие инноваций в рамках госзаказа. Используются различные вариации аудиторских мероприятий с последующим применением репрессивных, экономико-организационных санкций (штрафы, пени, занесение в реестр недобросовестных поставщиков и т.д.) по всем выявленным случаям технологического несоответствия выполненных работ с проектной документацией.
3. Отсутствие механизмов стимулирования подрядной организации к применению инноваций в рамках государственного контракта.
Любое внедрение новых технологий, особенно на начальных этапах, влечет за собой увеличение текущих затрат на ведение работ (обучение персонала,
более дорогие и качественные материалы, новое оборудование и т.д.), средствами на покрытие которых, в рамках госконтракта, подрядчик не располагает [4]. Настоящая практика исключает государственное стимулирование внедрения инноваций в частных компаниях, а также самопроизвольное их применение, если оно не предусмотрено проектной документацией. Следовательно, возможность массового внедрения новых материалов и способов ведения работ через государственный заказ не реализуется. Тогда как государство, крупнейший потребитель работ и услуг (например: адресная инвестиционная программа Москвы на 2014-2017 годы рассчитана на 1,5 трлн руб.), может стать драйвером инновационного роста отрасли в целом.
4. Индексы-дефляторы, с применением которых пересчитываются утвержденные сметы в текущий уровень цен, не отражают реального положения вещей в строительной отрасли.
В качестве примера рассмотрим долю города Москвы в инвестиционном контракте по объекту капитального строительства «Инженерные коммуникации 2-ой очереди застройки кварталов 1 и 2 Давыдково (1-й этап, 1-й пусковой комплекс) район Фили-Давыдково. Заказ №07-7017». Сметная стоимость утверждена экспертизой в уровне цен ноября 2008 г.
Для определения начальной (максимальной) цены и проведения торгов государственный заказчик использует обобщенные индексы изменения стоимости строительно-монтажных работ (табл. 1), ежемесячно публикуемые Департаментом экономической политики города Москвы, ликвидирующие финансово-временной разрыв [5, 6].
Кинфл. определяется произведением индексов изменения всех промежуточных месяцев.
Кинфл.1 =0,99*0,9490*1,0250*1,0749*1,0139*1,0469 *1,0022*1,0012*1,0066*0,9994*0,9999*1,007*0,9999*1,0 01=1,1177
Технический заказчик пересчитал сметные расчеты в уровень цен декабря 2013 г. при помощи сметной программы. К августу 2014 г., на момент формирования НМЦК, применяется коэффициент инфляции обобщенный (табл. 2).
Кинфл.2=1,022*1,0012*1,0066*0,9994*0,9999*1,007 *0,9999*1,001=1,0374
Изучив результаты табл. 2, можно сделать вывод, что приведение цены строительных работ в текущий уровень на момент формирования протокола начальной (максимальной) цены (НМЦК) только обобщенными индексами инфляции дешевле по сравнению с пересчетом через программный продукт Smeta.ru. Таким образом, за пять лет достигнута разница в оценке стоимости объекта 42 055 377 рублей, или 8% от НМЦК.
Произведенный анализ сложившейся ситуации с инновационным развитием строительной отрасли в разрезе государственного заказа на примере Москвы показал всю сложность эволюции технологического прогресса [7]. Необходимо принятие незамедлительных мер, направленных на координацию и регулирование действий госзаказчика с целью стимулирования
инновационной активности участников рынка.
Далее приведен ряд мероприятий, призванных улучшить текущее положение вещей.
Корректировка сметно-нормативной базы.
Настоящий процесс очень трудоемок, продолжителен по времени и требует детального анализа каждой расценки и технологического решения. Приказом Минстроя РФ от 30 января 2014 г. №31/пр «О введении в действие новых государственных сметных нормативов», с 01 апреля 2014 г. вступила в силу новая редакция федеральной сметно-нормативной базы. Ее утверждение стало одним из первых шагов Минстроя России, однако эту базу сложно назвать «новой», так как отсутствует основное условие новизны - новый базисный уровень цен.
По мнению И. Горячева, президента Национальной ассоциации сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга: «Не секрет, что и первоначальная база 2001 года - это в основном база 1984 года, разработанная по ЕНиРам 80-х годов прошлого века с добавлением новых расценок... Действующая сейчас система ценообразования позволяет лишь описывать затраты в процессе производства, так как она опирается на не всегда совершенные технологические нормы, многие из них просто устарели. Нормативная база ценообразования - одна из важнейших составляющих строительной отрасли. Новые технологии, разнообразие отечественных и импортных материалов, рост конкуренции на рынке строительных услуг вынуждают искать новые методы расчета стоимости конечного строительного объема» [8].
На рисунке представлена гипотетическая модель совершенствования сметно-нормативной базы в текущем режиме.
Из приведенной схемы видно, что проектирование объекта производится на основании действующих норм и правил (в том числе сметно-нормативная база ТСН-2001). Далее проект проходит согласование в экспертизе. На основании утвержденной документации формируются начальная (максимальная) цена контракта и пакет документов для тендерной процедуры. После определения исполнителей и выхода победителя на строительную площадку генподрядная организация выносит на обсуждение экспертного сообщества (в том числе техзаказчика и госзаказчика) инновационную технологию производства работ, отсутствующую в действующей сметно-нормативной базе. Выпускается нормативный акт согласования применения инновационного решения (далее по тексту - Акт), при условии доказательства достижения улучшенных качественных характеристик и обоснованности применения. Аналогичный механизм осуществлен в Департаменте строительства города Москвы при согласовании инженерно-технических решений изменения стадии «Рабочая документация» относительно стадии «Проект» (Приказ от 02.10.2013 ПР-486/13 по Департаменту строительства «О порядке согласования инженерно-технических решений», изменения на стадии РД). Далее на практике реализуются утвержденные инновационные технологии и материалы.
Таблица 1
Обобщенные индексы изменения стоимости строительно-монтажных работ_
№ Месяц Дата и номер протокола Индексы изменения
2008 год
11 Ноябрь 20.11.2008 № МВС-11 -08 1,0168
12 Декабрь 11.12.2008 № МВС-12-08 0,99
2009 год
1 Январь 22.01.2009 № МВС-1-09 0,973
2 Февраль 26.02.2009 № МВС-2-09 0,984
3 Март 26.03.2009 № МВС-3-09 0,9937
4 Апрель 23.04.2009 № МВС-4-09 1,002
5 Май 14.05.2009 № МВС-5-09 0,999
6 Июнь 24.06.2009 № МВС-6-09 0,984
7 Июль 23.07.2009 № МВС-7-09 0,998
8 Август 20.08.2009 № МВС-8-09 0,9956
9 Сентябрь 18.09.2009 № МВС-9-09 0,999
10 Октябрь 16.10.2009 № МВС-10-09 0,9985
11 Ноябрь 19.11.2009 № МВС-11 -09 0,9967
12 Декабрь 24.12.2009 N МВС-12-09 1,0251
Итого за 2009 год: 0,9490
2010 год
1 Январь 21.01.2010 № МВС-1-10 0,9959
2 Февраль 25.02.2010 № МВС-2-10 1,0005
12 Декабрь 13.12.2010 № МВС-12-10 1,0128
Итого за 2010 год: 1,0250
2011 год
1 Январь 28.01.2010 №1-11 0,9995
2 Февраль 21.02.2011 № 2-11 1,0034
12 Декабрь 19.12.2011 № 67-Р 1,0018
Итого за 2011 год: 1,0749
2012 год
1 Январь от 20.04.2012 № 9-р 0,9874
2 Февраль от 20.04.2012 № 9-р 0,9993
12 Декабрь от 24.12.2012 № 59-Р 1,0007
Итого за 2012 год: 1,0139
2013 год
1 Январь от 01.02.2013 № 5-Р 1,0031
2 Февраль от 11.03.2013 № 9-Р 1,0006
12 Декабрь от 17.12.2013 № 63-Р 1,009
Итого за 2013 год: 1,0469
2014 год
1 Январь от 31.01.2014 № 4-Р 1,0022
2 Февраль от 26.02.2014 № 9-Р 1,0012
3 Март от 27.03.2014 №12-Р 1,0066
4 Апрель от 30.04.2014 №14-Р 0,9994
5 Май от 27.05.2014 № 16-Р 0,9999
6 Июнь от 02.07.2014 № 23-Р 1,007
7 Июль от 25.07.2014 № 26-Р 0,9999
8 Август от 01.09.2014 № 33-Р 1,001
Пересчет сметной стоимости объекта
Таблица 2
Наименование Сметная стоимость подрядных работ, утвержденная госэкспертизой, в уровне цен 11.2008 года Стоимость подрядных работ, пересчитанная программным продуктом Smeta.ru в ценах 12.2013 года Пересчет стоимости в текущий уровень цен 08.2014 с помощью обобщенных индексов стоимости строительства
Сметная стоимость ген-подрядных работ по объекту 426 426 170 509 502 949 527 153 359 (гр.3*Кинфл.2)
- 485 097 982 (гр.2*Кинфл.1)
Создание проекта на основе действующих норм и правил (в т.ч. действующая сметно-нормативная база ТСН-2001)
Актуализация сметно-нормативной базы на основании утвержденных технологических решений
С
Получение заключения экспертизы
3
Формирование протоколов начальной (максимальной) цены
на основании утвержденной проектно-сметной документации, проведение торгов
С
Генподрядчик (победитель торгов)
X
т
Заказчик (победитель торгов)
Предлагает применение инновационных технологий
производства работ (отсутствующие в сметно-нормативной базе)
Утверждение применения инновационного
технологического решения (отсутствующие в сметно-нормативной _базе)_
Применение утвержденных технологий на практике (оптимизация средств, экономия подрядчика, утвержденные технологические решения помогают избежать претензий со стороны проверяющих органов)
Гипотетическая модель обновления сметно-нормативной базы в текущем режиме
Залогом успеха представленного механизма является принятие контролирующими органами актов согласования применения инновационных решений, оформленных должным образом. В свою очередь государственный заказчик обязан обеспечить актуализацию сметно-нормативной базы на основании Акта:
1. Учет в договорной цене госконтракта на подрядные работы затрат, связанных с инновационной деятельностью. В случае обоснования примененных на практике технологических решений, оплачивать
проведенные научно-исследовательские работы, результаты которых запатентованы в соответствии с действующим законодательством.
2. Применение технологий из «Реестра инновационных технологий и технических решений» можно считать правомочными, если они не влекут за собой ухудшение безопасности объекта капитального строительства.
Статья поступила 29.10.2014 г.
1. Леонов В.В. Мосгосэкспертиза: к справедливым ценам в строительстве // Вестник Российского Союза строителей. 2014. № 3. С. 34-36.
2. Саватеев Л.А. Сметные нормативы - как двигаться вперед? // Вестник Российского Союза строителей. 2014. № 3. С. 42-43.
3. Андрианова Ю.Р. Совершенствование подхода к внедрению в московское строительство инновационных технологий и технических решений // Инновации в строительстве и строительной индустрии, ГУП «НИИМосстрой». 2013. Вып. № 55. С. 310-317.
4. Соколов В.В., Яськова Н.Ю. Совершенствование механизма размещения государственного строительного заказа в федеральной контрактной системе // Научное обозрение. 2012. № 6. С. 605-609.
ский список
5. Яськова Н.Ю. Тенденции развития строительных корпораций в новых условиях // Научное обозрение. 2013. № 6. С. 174-177.
6. Пискарев А.И. Расчет начальной (максимально) цены государственного контракта на выполнение подрядных работ // Госзаказ. 2014. № 35. С. 67-73.
7. Пискарев А.И. Расчет начальной (максимально) цены государственного контракта на исполнение функций заказчика на период строительства // Госзаказ. 2014. № 36. С. 86-97.
8. Горячев И.Е. Федеральная сметно-нормативная база: редакция новая, проблемы старые // Вестник Российского Союза строителей. 2014. № 3. С. 31-33.
УДК 338.45:005
УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ПРИМЕРЕ ОАО «СИБЭКО»
1 9
© М.В. Бережных1, Т.А. Наумова2
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассмотрены способы и мероприятия, позволяющие сократить уровень кредиторской задолженности на пред -приятии ОАО «Сибирская энергетическая компания». Рассчитан эффект финансового рычага для определения эффективности использования заемных средств предприятия. Рекомендованы способы увеличения собственного капитала ОАО «СИБЭКО». Проведен анализ показателей ликвидности. Предложена корректировка структуры баланса, при которой предприятие может добиться положительных значений ключевых финансовых коэффици -ентов.
Табл. 3. Библиогр. 2 назв.
Ключевые слова: дебиторская задолженность; анализ финансово -хозяйственной деятельности; реструктуризация долга; факторинг.
ENERGY ENTERPRISE ACCOUNTS PAYABLE MANAGEMENT ON EXAMPLE OF "SIBECO" JSC M.V. Berezhnykh, T.A. Naumova
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
Consideration is given to the methods and measures allowing to reduce the level of accounts payable at "Siberian Ene r-gy Company" JSC. The effect of financial lever is calculated in order to determine the effectiveness of using the borrowed proceeds by the enterprise. The methods to increase "SIBECO" JSC equity capital are recommended. The liquidity ratios are analyzed and the correction of the balance sheet structure that allows the enterprise to achieve positive values of key financial ratios is proposed. 3 tables. 2 sources.
Key words: accounts receivable; analysis of financial and economic activity; debt restructuring; factoring.
Открытое акционерное общество «Сибирская энергетическая компания» (ОАО «СИБЭКО») - крупнейшее предприятие Сибири, занимающееся производством тепловой и электрической энергии, а также сбытом тепловой энергии. С 30.06.2011 общество является полным правопреемником ОАО «Новосибирскэнерго» в части электроснабжения на оптовом рынке
энергии и мощности и отпуска тепловой энергии потребителям в городах Новосибирске, Куйбышеве и Бийске.
В состав генерирующих мощностей энергосистемы входят шесть тепловых электрических станций: ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4, ТЭЦ-5 в г. Новосибирске, Бара-бинская ТЭЦ в г. Куйбышеве и Бийская ТЭЦ
1 Бережных Мария Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, тел.: B9246334600, e-mail: [email protected]
Berezhnykh Maria, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economics and Management, tel.: B9246334600, e-mail: [email protected]
2Наумова Татьяна Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, тел.: B90B640B626, e-mail: [email protected]
Naumova Tatiana, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economics and Management, tel.: B90B640B626, e-mail: [email protected]