УЧЕТ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗОВАННОСТИ РОССИЙСКИХ И КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Б.И. Тальбиева
Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье представлены результаты исследования организованности китайских и российских студентов, а также их этнопсихологические различия и особенности.
Ключевые слова: организованность, личность, этнопсихологические особенности, качества личности, факторная структура.
Организованность является качеством личности, которое выражается в умении придерживаться составленного плана и сконцентрироваться на поставленной задаче. Это одно из свойств индивидуальности, которое не только проявляется в конкретной деятельности, но и служит внутренним условием организации жизнедеятельности человека, а также регулятором важнейших нравственных ценностей. Кроме того, имеющиеся данные позволяют констатировать, что организованность является общепрофессиональным свойством, которое в конечном счете определяет успешность любой предметной и коммуникативной деятельности. Несмотря на ряд исследований в области организованности, в науке остается много нерешенных вопросов. Они касаются тех проблем, которые связанны с изучением психологической структуры и природы организованности.
В изучении этнопсихологических особенностей свойств личности существуют две точки зрения. Представители первой абсолютизируют этнопсихологические особенности. Исследователи, придерживающиеся другой точки зрения, подвергают сомнению сам факт существования кросскультурных различий. Проблема изучения этнопсихологических особенностей свойств личности состоит не только в том, чтобы зафиксировать этнопсихологические различия или их отсутствие, но и в том, чтобы раскрыть особенности личностных свойств, на основе которых необходимо выявить общие и специфические моменты в их психологических проявлениях. Наши исследования проводились на основе системной модели анализа свойств личности А.И. Крупнова [1; 2]. Основной задачей нашего исследования является изучение этнопсихологических особенностей организованности у российских и китайских студентов, выявление общих и специфических моментов указанных свойств личности.
Исследования, проведенные под руководством А.И. Крупнова, показали, что каждое свойство личности содержит в себе мотивационно-смысловые и регулятор-но-динамические составляющие. В свою очередь, данные составляющие подразделяются на компоненты: когнитивный, мотивационный, продуктивный, рефлексивно-оценочный, установочно-целевой, динамичсекий, эмоциональный и регулятор-ный. Каждый компонент состоит из двух полюсных частей.
Мы провели сравнительный этнопсихологический анализ организованности у китайских и российских студентов (табл.). В ходе работы рассматривались этнопсихологические особенности организованности у китайских и российских студентов. Наибольшие различия между китайскими и российскими студентами были выявлены в когнитивном компоненте, а именно в осведомленности. У китайских студентов она выше, чем у российских студентов. Китайские студенты организованность понимают как врожденное свойство личности и как качество, которое сложно развивать, совершенствовать. Для них организованность — черта характера, передающаяся по наследству, и свойство, зависящее от типа темперамента. Они считают, что организованность — это устойчивое качество личности, не поддающееся изменениям, что не является правильным. Российские же студенты понимают организованность как проявление пунктуальности и прилежности человека, как качество, обеспечивающее упорядоченность и планомерность в работе. Они считают, что организованность — это всего лишь способность рационально использовать время, умение программировать собственное поведение, умение соблюдать и поддерживать порядок во всем. Организованность для них — это проявление собранности и аккуратности человека.
Таблица
Сравнительный этнопсихологический анализ организованности китайских и российских студентов
Статистическая достоверность различий средних значений
Цели Группа Среднее значение ?-критерий
Общественные цели Российские студенты 31,1802 -2,132
Китайские студенты 34,2059 -2,187
Личностные цели Российские студенты 34,68 -0,52
Китайские студенты 35,41 -0,55
Социоцентричность Российские студенты 25,9369 -4,262
Китайские студенты 32,5000 -4,412
Эгоцентричность Российские студенты 33,2342 0,35
Китайские студенты 32,7353 0,35
Осмысленность Российские студенты 33,9279 1,101
Китайские студенты 32,4853 1,037
Осведомленность Российские студенты 14,5225 -9,959
Китайские студенты 29,5735 -10,006
Предметность Российские студенты 28,1351 -2,531
Китайские студенты 32,0735 -2,681
Субъектность Российские студенты 31,9459 0,41
Китайские студенты 31,4118 0,41
Энергичность Российские студенты 25,7838 -3,355
Китайские студенты 31,3382 -3,522
Аэнергичность Российские студенты 18,0991 -6,261
Китайские студенты 27,6618 -6,364
Стеничность Российские студенты 32,4054 0,6
Китайские студенты 31,6029 0,58
Астеничность Российские студенты 24,1441 -3,458
Китайские студенты 29,5735 -3,538
Интернальность Российские студенты 32,0000 1,255
Китайские студенты 30,3676 1,238
Экстернальность Российские студенты 15,9279 -7,937
Китайские студенты 27,7206 -8,116
Операциональные трудности Российские студенты 17,5766 -5,747
Китайские студенты 26,6912 -5,741
Личностные трудности Российские студенты 17,9279 -4,597
Китайские студенты 25,9559 -4,81
Тальбиева Б.И. Учет этнопсихологических особенностей организованности российских.
В динамическом компоненте также были выявлены большие различия. Как и в предыдущем компоненте, организованность выше у китайских студентов. У российских студентов она способствовала более быстрому достижению коллективных целей, поддержанию нормальной деловой атмосферы в группе. Российские студенты считают, что организованность экономит их время и средства, помогает росту авторитета, а также росту чувства собственного достоинства. Организованность повышает их самооценку и способствует улучшению имиджа и росту привлекательности. По мнению китайских студентов, организованность, наоборот, способствует расширению сферы применения способностей, а также интеллектуальному развитию. Они считают, что организованность помогает успешной сдаче зачетов и экзаменов, росту чувства собственного достоинства. Это свойство помогает им в постановке четких целей и задач деятельности, расширяет сферу их компетентности и снижает тревожность и неуверенность в себе.
Рефлексивно-оценочный компонент тоже выше у китайских студентов. Им часто не хватает времени для успешной адаптации к быстро меняющимся обстоятельствам, а российским студентам излишняя импульсивность не позволяет четко организовать свою деятельность. Хорошей организации умственной деятельности китайским студентам часто мешают бытовые проблемы. Российским же студентам внутренняя противоречивость и непоследовательность часто препятствует организованности. Неумение планировать часто не позволяет студентам из Китая быть последовательными и организованными в работе и труде. Российским же студентам отсутствие терпения мешает организовать собственную деятельность. Дефицит времени может парализовать деятельность китайских студентов, а студентам из России излишняя тревожность не позволяет быть организованными. Организованности китайских студентов мешает недостаточно четкое представление о порядке выполнения тех или иных операций, а также отсутствие дружеской поддержки. Российские студенты боятся регламентированности жизни.
Итак, мы получили достоверные различия между средними значениями организованности у китайских и российских студентов. Это свидетельствует о специфических особенностях организованности личности, которые проявляются в эмоциональных, регулятивных, мотивационных, когнитивных и продуктивных переменных компонентах организованности. В количественном отношении у китайских студентов в большей степени выражена социоцентричность, осведомленность, предметность, эргичность, аэргичность, астеничность, экстернальность, а также операциональные и личностные трудности. Это говорит о том, что у китайских студентов доминирует побуждение, связанное с чувством долга и необходимостью выполнения порученных дел, их работа направлена на достижение успеха в работе, учебе, освоении специальности. Они часто в своей деятельности проявляют планомерность и последовательность действий, умеют вносить в свою работу определенную организацию при изменении обстоятельств. У российских же студентов все эти признаки выражены меньше.
Общими для российских и китайских студентов являются общественные и личностные цели, эгоцентричнось, осмысленность, субъектность, стеничность и интернальность организованности личности.
Полученные данные фиксируют как общие моменты в психологических проявлениях организованности личности, так и ее этнопсихологическую специфику у российских и китайских студентов. Результаты проведенного исследования можно использовать в работе со студентами, в организации учебного процесса, особое внимание при этом следует обратить на такие вопросы, как правильная расстановка приоритетов, решение проблем с организацией и распределением времени и многие другие. В целом, учет этнопсихологических особенностей и различий между китайскими и российскими студентами позволит существенно оптимизировать педагогический процесс.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Крупное А.И. Об изучении и формировании базовых свойств личности студента // Студент на пороге XX века. — М.: УДН, 1990. — С. 31—38.
[2] Крупное А.И., Джамель Джафар Али Фадель. Структурные различия организованности у арабских и русских учащихся // Проблемы современного высшего образования: Материалы Международной науч.-практич. конференции, Москва, 26—27 апреля 2002 г. В 2-х ч. Ч. 1. — М.: РУДН; МАНПО, 2002. — С. 12—13.
LITERATURA
[1] Krupnov A.I. Ob izuchenii i formirovanii bazovyh svojstv lichnosti studenta // Student na po-roge XX veka. — M.: UDN, 1990. — S. 31—38.
[2] Krupnov A.I., Dzhamila Dzhaffar Ali Fadel'. Strukturnye razlichija organizovannosti u arabskih i rossijskih uchashhihsja // Problemy sovremennogo vysshego obrazovanija: materialy mezhduna-rodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ch. 2. — M.: RUDN; MANPO, 2002. — S. 12—13.
ETHNOPSYCHOLOGICAL FEATURES OF RUSSIAN AND CHINESE STUDENTS' ORDERLINESS IN THE PROCESS OF EDUCATION
B.I. Talbieva
Peoples' Friendship University of Russian Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
In the article the results of Chinese and Russian students' orderliness research, as well as comparative analysis of their ethno-psychological differences and diversity are presented.
Key words: orderliness, personality, ethno-psychological characteristics, personality qualities, the factorial structure.