ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2011. № 5
Л.С. Леонова
(профессор кафедры истории общественных движений и политических
партий исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)*
УЧЕНЫЙ, МЫСЛИТЕЛЬ, ЧЕЛОВЕК:
ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ М.В. ЛОМОНОСОВА
В ОЦЕНКЕ В.И. ВЕРНАДСКОГО
В статье характеризуются взгляды ученого-энциклопедиста ХХ столетия В.И. Вернадского на творческое наследие М.В. Ломоносова, на моральные качества великого ученого и мыслителя XVIII в.
Ключевые слова: В.И. Вернадский, Академия наук, патриотизм, мораль.
The article covers the outlooks of a 20-century encyclopedist VI. Vernadskiy on the scientific heritage of M.V Lomonosov and on moral qualities of great Russian thinker.
Key words: VI. Vernadskiy, Academy of Science, patriotism, morality.
* * *
Владимир Иванович Вернадский (1863—1945) широко известен как выдающийся учeный-энциклопедист, оригинальный мыслитель, историк и организатор науки. Его творческие искания оставили глубокий след в геохимии, минералогии, геологии, радиогеологии, метеористике. Он проявлял большой интерес к гуманитарным наукам — истории, философии, филологии, а также к искусству. Служение науке всегда было для Вернадского выполнением гражданского долга, делом государственной важности. Однако Вернадский никогда не отделял себя от судеб страны, не жил одной наукой. Смелость научной мысли органически сочеталась у него с активным участием в общественно-политической жизни, с ярко выраженными человеческим и гражданским достоинством.
По своему значению в истории науки имя В.И. Вернадского ставится рядом с именем М.В. Ломоносова (1711—1765) — учeного-энциклопедиста, научного гения, тесно связанного с родной страной. Вернадского и Ломоносова объединяет широта исследуемой проблематики, преемственность в постановке и развитии актуальных научных идей, подходы к раскрытию избранной тематики, близость гражданских позиций. Для них характерна высокая степень глобализма мышления на базе энциклопедических знаний и широких научных интересов.
* Леонова Лира Степановна, тел. 939-27-79; e-mail: [email protected]
Владимир Иванович Вернадский неоднократно обращался к творческому наследию М.В. Ломоносова. Он анализировал многочисленные факторы, формировавшие личность Ломоносова, его взаимоотношения с окружающим миром. В 1911 г. он писал: «По обрывкам мыслей, незаконченных рукописей, записям наблюдений, наконец, ненапечатанным статьям или покрытым пылью забвения сочинениям выковывается сейчас в сознании русского общества его облик — облик не только великого русского ученого, но и одного из передовых творцов человеческой мысли»1. На основании разнообразных источников можно судить о том, какие стороны и особенности творчества и личности М.В. Ломоносова привлекали внимание В.И. Вернадского, в чем последний видел актуальность изучения идей и деятельности знаменитого русского энциклопедиста.
В 1942 г. В.И. Вернадский вспоминал об обстоятельствах подготовки своего первого труда о нем — «Ломоносов как минералог и геолог»: «В Москве [в 1900 г.] было организовано профессором Марковниковым празднование 150-летия первой химической лаборатории М.В. Ломоносова. Оно было организовано Обществом любителей естествознания, антропологии и этнографии <...> Я работал над статьей "Ломоносов как минералог и геолог". В связи с этим я и до сих пор слежу за всей литературой о Ломоносове»2.
Судя по программе юбилейных заседаний, Вернадский выступил 4 января 1900 г. с докладом «О работах Ломоносова по геологии и минералогии»3. При подготовке доклада к печати он значительно расширил и дополнил первоначальный вариант4. Впервые эта работа была опубликована в 1900 г. отдельной брошюрой под названием «О значении трудов М.В. Ломоносова в минералогии и геологии». Затем статья была напечатана в книге «Ломоносовский сборник. Материалы для истории развития химии в России» (М., 1901).
В период подготовки и празднования 200-летнего юбилея М.В. Ломоносова в 1911 г. В.И. Вернадский входил в состав юбилейной Ломоносовской комиссии, писал статьи для академических изданий, готовил к публикации труды ученого, выступал в периодической печати. В ноябре 1911 г. он сообщал своему ученику Я.В. Самойлову: «Погрузился в XVIII век, напечатал четыре статьи о Ломоносове ("Речь", "Запросы жизни" и две в академических
1 Вернадский В.И. Общественное значение Ломоносовского дня // Вернадский В.И. Статьи об ученых и их творчестве. М., 1997. С. 47.
2 Страницы автобиографии В.И. Вернадского. М., 1981. С. 169.
3 Ломоносовский сборник: Материалы для истории развития химии в России. М., 1901. С. VI.
4 См.: Вернадский В.И. Статьи об ученых и их творчестве. Комментарии. М., 1947. С. 289.
изданиях) и затем сижу над комментариями к "Металлургии" в VI томе академического издания Сочинений Ломоносова»5.
В 1911—1912 гг. В.И. Вернадский задумал написать научную биографию М.В. Ломоносова, причем на этот раз хотел сосредоточить свое внимание не на Ломоносове-геологе и минералоге, а на Ломоносове-физике и химике, атомисте и философе. О том, насколько широким должно было стать предполагаемое исследование, можно судить по сохранившемуся в Архиве РАН наброску общего плана этой работы6, характеру библиографических заметок и выписок из трудов М.В. Ломоносова. В письме к Н.А. Умову от 15 декабря 1911 г. В.И. Вернадский, сообщая о своем отказе выступить на юбилейном заседании Московского общества испытателей природы, писал: «Повторять сказанное о Ломоносове я не хочу и не считаю желательным со стороны представителя Общества испытателей природы, а новый имеющийся у меня материал разрастается, и выступить с ним я не решаюсь». В.И. Вернадский и далее проявлял интерес к творческому наследию М.В. Ломоносова, хотя так и не подготовил монографического исследования по указанной теме. В 1920-х — начале 1930-х гг. В.И. Вернадский возглавлял комиссию Академии наук, которой было поручено собирать рукописное наследие М.В. Ломоносова и материалы о его жизни, публиковать труды ученого, заниматься изучением его творческого наследия7.
Перу В.И. Вернадского принадлежат как исследования, посвященные научным открытиям великого предшественника, так и произведения историко-публицистического характера. В 1911 г. появились: «Несколько слов о работах М.В. Ломоносова по минералогии и геологии», «Об открытии крокоита», «Общественное значение Ломоносовского дня», «Памяти М.В. Ломоносова» и др. Деятельность русского энциклопедиста XVIII в. рассматривается также в записке В.И. Вернадского «О Ломоносовском институте при императорской Академии наук». О Ломоносове Вернадский упоминает при характеристике истории России XVIII в., при освещении проблемы истории научных знаний8
В.И. Вернадский называл М.В. Ломоносова «великим ученым, которые считаются единицами в тысячелетней истории человече-ства»9, выдающейся личностью, крупным мыслителем. Он писал:
5 Страницы автобиографии В.И. Вернадского. С. 251.
6 Опубликован в кн.: Вернадский В.И. Статьи об ученых и их творчестве. С. 299.
7 Там же. С. 299—300.
8 Вернадский В.И. Очерки по истории естествознания в России в XVIII столетии // Вернадский В.И. Избр. труды. М., 2010. С. 370.
9 Вернадский В.И. Общественное значение Ломоносовского дня // Вернадский В.И. Статьи об ученых и их творчестве. С. 49.
«На заре новой русской истории из глухой деревушки северного Поморья поднялась мощная и оригинальная фигура М.В. Ломоносова. Ни раньше, ни позже в нашей стране не было более своеобразной, более полной творческого ума и рабочей силы личности. Еще в 1731 г. Ломоносов был полуграмотным крестьянином, через 10 лет он стоял — по тому, что было ему известно и что было им понято, — в передовых рядах человечества. И в них зашел далеко вперед, за пределы доступного его современникам и ближайшим потомкам»10. «Его облик — облик не только великого русского ученого, но и одного из передовых творцов человеческой мысли»11, — подчеркивал В.И. Вернадский. «Из изучения его работ совершенно определенно вытекает, что перед нами самостоятельный сильный мыслитель, не простой ученик и не подражатель»12.
В.И. Вернадский конкретизировал вклад М.В. Ломоносова в развитие целого ряда наук. Он отмечал, что научные заслуги его в области геологии, минералогии, геофизики, физики, физической химии, химии огромны, причем и в начале XX в. натуралисты продолжают раскрывать их в своих исследованиях.
В.И. Вернадский называл М.В. Ломоносова родоначальником минералогии и геологии в России, подчеркивая, что относящиеся к минералогии и геологии вопросы составляли «многие годы предмет его любимых занятий, и те результаты, которых он здесь достиг, ставят его далеко впереди его современников и ученых ближайших поколений»13. В статье «О значении трудов М.В. Ломоносова в минералогии и геологии» В.И. Вернадский, опираясь на глубокий и доказательный анализ обширного материала, впервые раскрыл новаторскую роль ученого в этих отраслях научного знания.
Вернадский высоко оценил работу Ломоносова «О слоях земных»: «Она является во всей литературе XVIII в. — русской и иностранной — первым блестящим очерком геологической науки. Для нее она интересна не только потому, что связана с научной работой, самостоятельно шедшей во главе человеческой мысли, сделанной в нашей среде, но и потому, что она в значительной мере основана на изучении природы нашей страны; при этом она сделана раньше той огромной работы описания России, которая совершена была натуралистами, связанными с Академией наук в течение царствования императрицы Екатерины II.
Это не только научный, самостоятельный труд — это одно из первых научно-популярных произведений русской литературы»14.
10 Там же. С. 46.
11 Там же. С. 47.
12 Вернадский В.И. О значении трудов М.В. Ломоносова в минералогии и геологии // Вернадский В.И. Статьи об ученых и их творчестве. С. 15.
13 Там же. С. 13.
14 Там же. С. 45.
Вернадский подчеркивал, что работы Ломоносова по геологии и минералогии повлияли на ход научной мысли в России, на мероприятия Академии наук России: «Мы можем видеть их отражение в сводных работах И.И. Георги и В.М. Севергина, в путешествиях, предпринятых русскими академиками во второй половине XVIII столетия, в некоторых отдельных работах русских исследователей»15. Историк геологии Д.И. Гордеев писал: «В.И. Вернадский разоблачил более чем вековую ложь о том, что работа Ломоносова "Первые основания металлургии" представляет собой перевод (или извлечение) работы немецкого металлурга X.А. Шлюттера, и указал на огромную роль Ломоносова в истории развития геологических и минералогических идей. Он показал значение Ломоносова в разработке теории развития Земли, теории землетрясений, эпейроге-нических движений, связи землетрясений с вулканическими явлениями в опытах определения глубины очагов землетрясений и связи типов землетрясений с глубиной их очагов, в разработке идей о генезисе минералов и роли химических процессов в жизни Земли. Вернадский подчеркнул историческое значение трудов Ломоносова в постановке и разрешении вопросов о различном возрасте гор на земном шаре, об органической природе окамене-лостей, о причине гибели организмов, об огромном значении организмов в истории Земли; он раскрыл огромное значение работ Ломоносова в развитии идей о роли химических процессов в космогонии, в противоположность всем космогоническим гипотезам XVIII в., основанным главным образом на механике и физике»16.
В.И. Вернадский доказывал, что М.В. Ломоносов опередил свое время в оценке целого ряда геологических явлений. Труды русского энциклопедиста в области геологии и минералогии не были поняты современниками, однако повлияли на развитие научной мысли в России. М.В. Ломоносов, по оценке В.И. Вернадского, имел правильное представление об ископаемых, он одним из первых верно оценил значение землетрясений, первым определил разный возраст минеральных жил и т.д. «В трудах его рассеяны многочисленные отдельные наблюдения и взгляды, новые и непонятные его современникам, неожиданные для нас»17.
В.И. Вернадский ранее других исследователей обратил внимание на представления М.В. Ломоносова о биогенном происхождении чернозема. Спустя два месяца после того как В.И. Вернадский выступил с докладом о М.В. Ломоносове (4 марта 1900 г.), к нему об-
15 Там же.
16 Цит. по: Вернадский В.И. Статьи об ученых и их творчестве. Комментарии. С. 290.
17 Вернадский В.И. Несколько слов о работах М.В. Ломоносова по минералогии // Вернадский В.И. Статьи об ученых и их творчестве. С. 44.
ратился с письмом известный почвовед В.В. Докучаев. В послании, в частности, были такие строки: «Меня крайне интересуют слова и думы Ломоносова о русском черноземе и вообще о наших почвах. Если это помещено в каком-либо редком документе, то нельзя ли прислать мне обстоятельную дословную выдержку <...> из него; если же это где-либо тоже напечатано — указать источник. Мне это очень и спешно нужно, так как я решил подать в нашу Академию наук особую (историческую) записку об учреждении в России Почвенного института».
Через несколько месяцев В.В. Докучаев отмечал в своих «Лекциях по почвоведению», прочитанных 16—18 июня 1900 г. статистикам Полтавского земства: «Я с удивлением узнал от проф. Вернадского, что Ломоносов давно уже изложил в своих сочинениях ту теорию, за защиту которой я получил докторскую степень, и изложил, надо признаться, шире и более обобщающим образом. По его словам, бурый уголь, каменный уголь и чернозем — все это результаты влияния организмов на грунт»18.
Тезис В.И. Вернадского о том, что М.В. Ломоносов первым предложил научный подход к проблеме происхождения чернозема, активно обсуждался в печати. В ходе этой полемики исследователям удалось оценить вклад русского энциклопедиста XVIII в. в историю отечественного почвоведения.
Во введении к четвертому (второму русскому) изданию своих «Очерков геохимии», вышедшему в 1934 г., Вернадский обратил внимание на Ломоносова как на одного из предшественников геохимии.
«Необходимо здесь вспомнить М.В. Ломоносова. Только в наше время вскрылась прозревающая будущие пути научная мысль Ломоносова. В его работах, плохо и неполно изданных трудах, ясно и ярко видно сознание и понимание геохимических проблем. В тогдашнем Петербурге и в Петербургской Академии наук он самостоятельно шел по пути, на который научная мысль окончательно вступила только в нашем XX в. Он углублялся непрестанно в химию природных тел не в частностях, а в общем и в связи с историей Земли». Вернадский добавлял: «В 1901 г. еще не было геохимии в нашем понимании и нельзя было рассматривать мысль Ломоносова с этой точки зрения»19.
По мнению В.И. Вернадского, «среди многочисленных космо-гоний XVIII столетия космологические воззрения Ломоносова во многом оригинальны, так как он всюду принимал во внимание хи-
18 Цит. по: Вернадский В.И. Статьи об ученых и их творчестве. Комментарии. С. 292.
19 Вернадский В.И. Избр. соч. М., 1954. Т. 1. С. 16, 297.
мические факторы, тогда как большинство космогоний основывалось главным образом на механике и физике»20.
Вернадский привлекает внимание читателей к проблеме — «что же нового и верного внес Ломоносов в области минералогии и геологии? Что указал он раньше других и глубже других?»21. Он останавливается «на наиболее важных вопросах», отражающих самостоятельность мысли Ломоносова, его первенство в постановке и решении ряда актуальных научных проблем. Он, в частности, указывает, что «Ломоносову принадлежит несомненное первенство в постановке правильного взгляда на жилы и в установке понятия возраста жил», что его взгляды были высказаны «за 28 лет до Вер-нера и за 15 лет до Прайса»22. Вернадский отмечает, что обыкновенно установление волнообразных колебаний земной поверхности «приписывается Юнгу в начале нашего столетия. В речи Ломоносова ("Слово о рождении металлов от трясения земли". — Л.Л.) это понятие выражено за 59 лет до Юнга»23. В статье «Об открытии крокоита» Вернадский доказывает, что этот минерал был известен Ломоносову и даже кратко им описан задолго до появления других описаний24. Важнейшим достижением ученого В.И. Вернадский считал открытие закона постоянства массы (вещества) в 1748 г. и опубликование его в 1760 г. Этот закон, называемый иногда законом Лавуазье, по мнению Вернадского, справедливо может быть назван законом Ломоносова — Лавуазье.
Кроме того, отмечал В.И. Вернадский, М.В. Ломоносову «принадлежат точные и ясные, полные блеска и глубокой мысли первые изложения геологии в 1763 г. и физической химии в ряде работ с 1742 г. по год его смерти. Лишь в первой половине XIX в. мы встречаемся с аналогичными концепциями геологии, и лишь к концу прошлого столетия человеческая мысль поставила те проблемы физической химии, какие создавались творческой работой Ломоносова в середине XVIII столетия»25.
В.И. Вернадский неоднократно подчеркивал многогранность таланта знаменитого ученого. По словам исследователя, в М.В. Ломоносове «мы видим могучего создателя русского научного языка, из которого непосредственно вышел язык современного русского образованного общества»; «...едва ли мы до сих пор достаточно полно оцениваем все, чем мы ему в этом отношении обязаны. Этот
20 Вернадский В.И. О значении трудов М.В. Ломоносова в минералогии и геологии. С. 21.
21 Там же. С. 17.
22 Там же.
23 Там же. С. 18.
24 Вернадский В.И. Об открытии крокоита // Ломоносовский сборник. 1711— 1911. СПб., 1911. С. 345—354; Ломоносов М.В. Первые основания металлургии. Ч. I. СПб., 1763. С. 44.
25 Вернадский В.И. Общественное значение Ломоносовского дня. С. 46.
язык, которым мы пишем и мыслим, выковывался М.В. Ломоносовым»26.
В.И. Вернадский характеризовал М.В. Ломоносова как «первого современного русского писателя, создателя русского литературного языка и первого замечательного поэта»27.
Особое внимание исследователь уделил методологическим сюжетам в творчестве М.В. Ломоносова. Он подчеркивал особенности подхода ученого к исследованию явлений в сфере естественных наук. «М.В. Ломоносов всю жизнь упорно работал в области научных фактов...», — писал В.И. Вернадский, считая его заслугой то, что он, в отличие от натуралистов-современников, резко порвал со схоластической традицией, присущей естествознанию первой половины XVIII в., и изучал только точные факты, которые фиксировал в природе или брал от наблюдателей. «Ломоносов стремился все время стоять на основе конкретных фактов, не ограничивая их согласными с теорией; он стремился точно их наблюдать и собирать в возможно большем количестве... Ломоносов имел в своем распоряжении огромное количество данных, не дозволявших ему довольствоваться математическими схемами, заменяющими разнообразие природы»28. Ломоносов анализировал многолетний народный опыт моряков и рудокопов. Вернадский подчеркивал влияние природы Русского Севера на выбор научной проблематики и сформулированные Ломоносовым выводы. В своем творчестве он обращается к проблемам северных сияний, холода и тепла, морских путешествий, морского льда и др.
Вернадский пишет, что Ломоносов «наблюдал минералы и минеральную жизнь Земли не только на оторванных от нее образцах коллекций, а познавал ее на месте, и не раз в своих работах подчеркивал значение наблюдений в рудниках для познания "физической географии". Наряду с этим он вчитывался в описания практиков, смотревших на минералогию вне рамок коллекционеров и систематиков естественных тел»29.
Вместе с этим Вернадский акцентирует внимание на философских аспектах творчества Ломоносова: «Одновременно с таким наблюдением на месте, свободном от книжной учености и связанным с вековым народным опытом моряков и рудокопов, генезис идей Ломоносова в этой области знаний (минералогии и геологии. — Л.Л.) охвачен был глубоким синтезом философа»30.
26 Там же. С. 47.
27 Вернадский В.И. О значении трудов М.В. Ломоносова в минералогии и геологии. С. 22.
28 Там же.
29 Вернадский В.И. Несколько слов о работах М.В. Ломоносова по минералогии и геологии. С. 43.
30 Там же.
И не случайно Вернадский, говоря о научных заслугах Ломоносова, употребляет характеристику «натуралист-философ»31.
В.И. Вернадский отмечал, что для философских воззрений Ломоносова характерно целостное восприятие окружающего мира, осознание всеобщей взаимосвязи явлений: идеей Земли как единого целого пронизан очерк Ломоносова «О слоях земных», который, по оценке Вернадского, «является во всей литературе XVIII века — русской и иностранной — первым блестящим очерком геологической науки». Ломоносов обосновал положение о всеобщей взаимосвязи явлений в органическом мире, взаимной обусловленности: «Но посмотрим на чудную громаду сего видимого света и на его части: не везде ли мы видим взаимный союз вещей, в пользу друг другу бытие свое имеющих? — писал он. — Возвышение гор и наклонение долин не к тому ли служит, чтобы собравшиеся в них воды ключами изливались, протекали ручьями и в реки соединялись? <...> Простертый над водами и землею воздух принимает в себя влажность, а особливо от стекшейся из рек пространной пучины, и движется с морей на поля, лесы и горы и с оных на моря возвращается. Но чего ради? Относит в виде облаков и туманов стекшую с далеких земель реками воду и на оные дождем и снегом ниспускает обратно, чтобы рекам источники, а животным реки не оскудели и прозябающиеся бы тела влажности и ращения не лишились»32. М.В. Ломоносов заключает: «Нет на свете ни одной пылинки, которая бы только для себя одной бытие свое имела»33.
В.И. Вернадский подчеркивал: «Ломоносов оставался все время самостоятельным искателем — он всюду стремился раздвинуть рамки доступного в его научной области, старался найти новые явления, изобрести новые приборы и методы исследований <... > В его идеях и направлении его работ мы встречаем чрезвычайно часто и чрезвычайно много предугадываний, предвидений, перед которыми останавливается в раздумье и изумлении наш ум...»34. «Из его работ, написанных по-латыни или стильным русским языком древнего мастера, перед нами открываются поразительные прозрения науки нашего времени»35.
В.И. Вернадский отмечал, что в научной работе М.В. Ломоносов «всюду, везде имел в виду не только <...> теоретические результа-
31 См.: Вернадский В.И. К биографии М.В. Ломоносова // Вернадский В.И. Статьи об ученых и их творчестве. С. 49; Вернадский В.И . Общественное значение Ломоносовского дня. С. 48.
32 Ломоносов М.В. Полн. собр. соч. Т. 7. М.; Л., 1952. С. 320—321.
33 Там же. С. 324.
34 Вернадский В. И. К биографии М.В. Ломоносова // Вернадский В.И. Статьи об ученых и их творчестве. С. 50.
35 Вернадский В.И. Памяти М.В. Ломоносова // Там же. С. 51.
ты, но и практические приложения»36. «Но вспоминая Ломоносова, нельзя не остановиться еще на одной характерной черте его научной деятельности, сближающей его с нашим веком. Он все время стоял за приложение науки к жизни, он искал в науке сил для улучшения положения человечества. Наряду с философскими обобщениями его все время привлекало прикладное естествознание. Не чуждаясь широких обобщений, он неуклонно имел в виду возможную "пользу", он стоял непрерывно в соприкосновении с жизнью <...> Для Ломоносова это стремление принимало характерную форму этических положений. Стремясь к истине, он в то же время верил в гуманитарное, человеческое ее значение. Полный жизни и энергии, он сейчас же стремился воплотить эту свою веру в жизнь. Может быть именно поэтому, благодаря искренности, активности и цельности его личности, так жив и близок для нас его образ по прошествии двух столетий»37.
В.И. Вернадский дал высокую оценку патриотизму М.В. Ломоносова. Эта тема присутствует во всех работах исследователя, посвященных русскому энциклопедисту XVIII в. В статье «Общественное значение Ломоносовского дня» он писал: «Ломоносов был плоть от плоти русского общества, его творческая мысль проникала — сознательно или бессознательно — бесчисленными путями в современную ему русскую жизнь»38.
Характерен эпиграф, который В.И. Вернадский взял для статьи «Памяти М.В. Ломоносова»: «Друг, я вижу, что я должен умереть, и спокойно и равнодушно смотрю на смерть; жалею только о том, что не мог я свершить всего того, что предпринял я для пользы отечества, для приращения наук и для славы Академии, и теперь, при конце жизни моей, должен видеть, что все мои полезные намерения исчезнут вместе со мною...» (М.В. Ломоносов — Я.Я. Штелину)39. В.И. Вернадский с гордостью писал, что М.В. Ломоносов «силой своего гения при самом начале научной работы России поставил ее в равное положение с ранее вступившими в научную работу нациями»40. В XVIII в., когда некоторые западноевропейские авторы высказывали сомнения в способности русского народа не только быть творцом общечеловеческой культуры, но и подражать образцам западной культуры, история выдвинула из недр русского народа М.В. Ломоносова. «Великим счастьем русского народа было то, что в эпоху перестройки своей культуры на европейский
36 Вернадский В.И. О Ломоносовском институте при Императорской Академии наук // Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. М., 1989. С. 240—241.
37 Вернадский В.И. Памяти М.В. Ломоносова. С. 53.
38 Вернадский В.И. Общественное значение Ломоносовского дня. С. 47.
39 Цит. по: Вернадский В.И. Статьи об ученых и их творчестве. С. 51.
40 Вернадский В.И. Общественное значение Ломоносовского дня. С. 49.
лад он не только имел государственного человека типа Петра, но и научного гения в лице Ломоносова»41.
В.И. Вернадский писал, что «научная работа в русском обществе началась иностранцами. Их благородную деятельность — переноса к нам научной культуры Запада — мы не должны забывать. Но эти иностранцы быстро слились с русским обществом в одно целое, ибо русское общество сразу выдвинуло из своей среды равных с ними или даже более одаренных, чем они, научных работников»42.
Вернадский ценил работу Ломоносова, нацеленную на выявление и изучение минералов в России. В его руки попадали минералы от разных лиц. «Уже в тексте "Металлургии" мы видим многочисленные указания Ломоносова на месторождения минералов в России и на экземпляры коллекции Академии наук»43. В этой связи Вернадский делает акцент на одно указание Ломоносова, которое тот затем неоднократно повторяет: «Притом искусство показывает, что почти всякая земля свои особливые руды имеет и в новосыскан-ных рудниках новые руды находят; о чем наши российские, а особливо Сибирские рудные места свидетельствуют»44. Вернадский пишет: «Ломоносов, очевидно, многое знал, чего не успел опубликовать. Ибо он и в позднейшей своей деятельности не раз упоминает среди произведений минерального царства России о новых, неизвестных в других странах минералах, а между тем мы напрасно стали бы искать отражения этого в современной ему литературе»45.
Работы В.И. Вернадского о М.В. Ломоносове отражают и общественную атмосферу, в которой проходило творчество русского гения. Исследователь развивал тезис о влиянии М.В. Ломоносова на формирование российского национального самосознания, отмечая, что в России в то время велась серьезная работа в этой сфере, концентрирующаяся на государственном строительстве, защите от внешних врагов, завоевании или колонизации малоосвоенных или свободных земель. В стране шло широкое культурное строительство. По мнению В.И. Вернадского, «национальное самосознание вырастало и строилось внутренней культурной перестройкой общества — созданием новой русской литературы, поэзии, театра, музыки, искусства, науки, религиозной жизни, расширением образования и технических навыков»46. Особое место принадлежало научной мысли, научному творчеству.
В.И. Вернадский уделил особое внимание созвучной ему вере М.В. Ломоносова в огромную роль науки в развитии общества
41 Там же. С. 47.
42 Там же.
43 Вернадский В.И. Об открытии крокоита. С. 354.
44 Вернадский В.И. Памяти М.В. Ломоносова. С.50.
45 Там же. С. 353—354.
46 Вернадский В.И. Общественное значение Ломоносовского дня. С. 47.
и государства. Хотя, по словам исследователя, «из всех форм культурной жизни только наука является единым созданием человечества», она «не может иметь яркого национального облика», она в то же время играет важную роль в развитии каждого отдельного государства, «является той силой, которая сейчас создает государственную мощь, доставляет победу в мировом состязании европейской культуре, перекраивает жизнь человечества в единое целое. Только тот народ может сейчас выжить свободным и сильным в мировой жизни, который является творческим народом в научной работе человечества»47.
В этой связи В.И. Вернадский обращался к условиям, в которых протекала научная деятельность М.В. Ломоносова. В историческом очерке «Академия наук в первое столетие своей истории» он высоко оценил деятельность М.В. Ломоносова в области организации науки. По его мнению, тот опередил свое время не только научной мыслью и научной работой, а также научно-организационной деятельностью. Ломоносов — прообраз ученых последующих веков: организатор больших научных государственных предприятий, составления географической карты, морских путешествий, а также коллективного изучения минералогии России путем проводимых по определенному плану путешествий. И в этом отношении он столь же оригинален, глубок и ярок, как и в своей научной работе.
В.И. Вернадский отмечал внимание М.В. Ломоносова к истории науки. По мнению исследователя, не следует забывать о вкладе энциклопедиста в создание истории отечественных геологии и минералогии. Смерть помешала М.В. Ломоносову издать «Российскую минералогию», но его усилия в этой области не должны быть забыты. В 1763 г. русский ученый обратился к соотечественникам с просьбой присылать материалы для подготавливаемой им работы.
Для того времени подобное обращение было довольно новой и необычной формой научной работы. «Ничего подобного еще не было сделано в Германии, Италии, Англии, где аналогичные работы Рейсса, Шарпантье и других вышли после смерти Ломоносова, в конце века. Только для Швеции уже существовало известное описание Бромелля, которое знал и цитировал Ломоносов»48. В «Металлургии» М.В. Ломоносова содержался первый обзор минерального царства на русском языке, который оставался «первым оригинальным русским сочинением до конца XVIII столетия»49.
Инициатива великого ученого нашла продолжение и в России. Один из его ближайших преемников по академии, В.М. Севергин, в конце XVIII — начале XIX в. издал минералогический словарь и
47 Там же.
48 Вернадский В.И. О значении трудов М.В. Ломоносова в минералогии и геологии. С.22.
49 Там же.
минералогическое описание России (в полном соответствии с идеей своего предшественника).
Большое внимание В.И. Вернадский уделил условиям, в которых велась научная работа М.В. Ломоносовым. Исследователь подчеркивал, что положение М.В. Ломоносова как русского ученого, «тесно и кровно связанного с родной страной, не позволило ему углубиться в научную работу, заставило его разбрасываться, применять свои силы всюду, куда только ни толкали его судьба, собственные желания или среда. Ломоносов горячо и глубоко задумывался над вопросами текущей русской жизни, и его деятельность в этом отношении — главным образом в деле расширения и распространения образования — не может быть забыта»50.
В острополемической статье «Общественное значение Ломоносовского дня» он писал: «Работа М.В. Ломоносова шла в тяжелой обстановке непонимания, нужды и препятствий. Несколько лет — и каких невозвратных лет! — он добивался лаборатории!» (с 1742 по 1746 г. Ломоносов подал 11 официальных прошений об открытии химической лаборатории. Ее организация начата в 1746 г. и завершена к концу 1748 г.). «Он вышел из нужды и мог предаться своим научным работам лишь посторонним трудом — сочинением од, устройством фейерверков — только как придворный стихотворец. На каждом шагу ему приходилось защищать свое достоинство, бороться за равенство русской научной работы с западным творчеством — и приходилось бороться не только с "немцами" Петербургской академии, часть которых его поддерживала, но главным образом с их русскими союзниками во влиятельных кругах правительства и общества. Ломоносов делал свое национальное и общечеловеческое дело не только при непонимании окружающей его среды, но и в тяжелой обстановке, не дававшей ему средств и досуга, необходимых для научного творчества, для проведения в жизнь его мысли»51.
Следует учесть исторический фон, на котором В.И. Вернадский писал статью «Общественное значение Ломоносовского дня». 11 января 1911 г. Совет министров издал постановление о запрещении в России студенческих организаций и сходок. Администрациям вузов предписывалось исключать студентов, нарушающих это постановление; устанавливался строгий надзор за тем, чтобы посторонние лица не имели доступа в учебные заведения. В забастовке, ставшей ответом на этот шаг правительства, приняли участие студенты многих вузов страны. Драматические события развернулись в Московском университете. В здание университета была введена полиция, что еще более накалило обстановку. Ректор А.А. Мануйлов заявил, что меры правительства по фактическому уничтоже-
50 Вернадский В.И. К биографии М.В. Ломоносова. С. 49—50.
51 Вернадский В. И. Общественное значение Ломоносовского дня. С. 48.
нию университетской автономии и открытое вмешательство полиции в дела университета создали «совершенно необычайное положение», при котором администрация университета не в силах обеспечить нормальный ход занятий, и сообщил о своем намерении уйти в отставку. Аналогичные решения приняли помощник ректора профессор М.А. Мензбир и проректор профессор П.А. Ми-наков. Значительная часть профессоров и приват-доцентов также подала заявления об отставке. В итоге Московский университет покинули 130 профессоров и преподавателей, в том числе и В.И. Вернадский.
В.И. Вернадский проводил аналогии между условиями для деятельности ученых в России начала XX в. и времени М.В. Ломоносова. Он с горечью писал: «Теперь, как 150 лет назад, русским ученым приходится совершать свою национальную работу в самой неблагоприятной обстановке, в борьбе за возможность научной работы»52. Исследователь заключал: «Прошло почти 150 лет. Совершена русскими учеными колоссальная научная работа. Русская научная мысль стоит сейчас в передовых рядах человечества. А между тем, у себя на родине ей приходится сейчас доказывать право на свое существование. Министр народного просвещения при поддержке части общества, считающей себя русской, выдвигает законопроект нового обучения азов у "немцев", основанный на отрицании и незнании вековой научной работы России, принимает ряд мер, невозможных ни в одной стране, дорожащей национальным досто-инством»53.
В.И. Вернадский, в частности, имел в виду проект подготовки научных и преподавательских кадров, предложенный министром народного просвещения Л.А. Кассо. Последний считал необходимым готовить преподавателей для высшей школы России за рубежом. В интервью газете «Новое время» Кассо утверждал: «Наиболее печальным явлением я считаю научный упадок университета, понижение его научной производительности, недостатки высшего преподавания. Но тут не в состоянии помочь никакие уставы, никакие законы <...> Я предполагаю отправить за границу достаточное количество молодых людей для подготовки к профессуре <...> Таким образом, через 3—4 года мы будем иметь достаточное количество вполне подготовленных профессоров»54.
В апреле 1909 г. комиссия Академии наук, занимавшаяся подготовкой намеченного на 1911 г. празднования 200-летия со дня рождения М.В. Ломоносова, поставила вопрос о создании Ломоносовского института, где сосредоточились бы академические лаборатории и кабинеты по физике, химии и минералогии. В 1911 г.
52 Там же.
53 Там же.
54 Цит. по: Вернадский В.И. Публицистические статьи. М., 1995. С. 181.
В.И. Вернадский подготовил записку «О Ломоносовском институте при императорской Академии наук»55. Весной 1911 г. она была отпечатана в типографии Академии небольшим тиражом, так как предназначалась для посылки членам Академии наук, правительственным учреждениям и членам Петербургской городской думы. Всесторонне обосновав идею создания Ломоносовского института, Вернадский заключает: «Петербургский Ломоносовский институт является наилучшим памятником М.В. Ломоносову в двухсотлетнюю годовщину его рождения»56.
Вернадский подчеркивал, что «Ломоносов не только тесно связан с Академии наук: он является создателем духовной силы Петербурга, первым русским ученым, ставшим по своей работе наряду с веком, впереди его. Только теперь выясняется нам значение его работы, долгое время неясной и неизвестной не только его современникам, но и потомкам, на каждом шагу пользовавшимся результатами его жизненного служения»57. Однако инициатива Академии наук успеха не имела. В связи с этим В.И. Вернадский с возмущением писал, что «столичный город Петербург, в лице своей городской думы, вспоминает годовщину рождения величайшего своего гражданина отказом в месте для Ломоносовского института <...> Едва ли есть сейчас культурная страна, которая бы по сравнению с другими своими расходами так мало тратила на задачи научной работы, как Россия. Создание гения Петра Великого, коллегия, которой Ломоносов отдал свою жизнь и о которой думал на смертном одре, — Академия наук — находится в положении, недостойном великой страны и великого народа; у нас нет средств и нет места для развития научной работы!»58
В.И. Вернадский высказал свой взгляд на сложившееся положение дел в сфере науки. По мнению ученого, «оно может быть изменено только тогда, когда русское общество привыкнет ценить идущую в его среде научную деятельность как дело национальной важности, стоящее вне временных настроений политических партий или отношений»59.
В.И. Вернадскому импонировали качества М.В. Ломоносова и как ученого, и как личности. С одной стороны, исследователь характеризовал М.В. Ломоносова как научного гения XVIII в., великого «русского ученого, тесно и кровно связанного с родной страной», «по природе борца, полного инициативы и начинаний,
55 См.: Вернадский В.И. О Ломоносовском институте при императорской Академии наук // Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. М., 1989. С. 226—241, 644.
56 Там же. С. 240.
57 Там же. С. 241.
58 Вернадский В.И. Общественное значение Ломоносовского дня. С. 48.
59 Там же. С. 49.
блестящего диалектика и организатора»; с другой стороны, — писал о нем как о яркой, сильной, своеобразной фигуре, особо останавливаясь на «искренности, активности и цельности его личности». Вернадский отмечал, что Ломоносов пробивался «к научному творчеству вопреки своему общественному положению»60. «Из крестьянской среды архангельского захолустья» он пробился в первые ряды людей своего века»61. «Вся его жизнь — жизнь страстного натуралиста-философа с широким, смелым и глубоким умом — <...> заключает в себе самой много интересного и глубоко трогательного с общечеловеческой точки зрения»62, — отмечал В.И. Вернадский.
Об отношении исследователя к моральным принципам М.В. Ломоносова свидетельствует и приводимая В.И. Вернадским гордая фраза русского энциклопедиста: «Не токмо у стола знатных господ или у каких земных владетелей дураком быть не хочу, но ниже у самого Господа Бога, который мне дал смысл, пока разве от-нимет»63.
В.И. Вернадский писал о «живом значении личности М.В. Ломоносова для нас через 146 лет после его смерти». Говоря о вкладе Ломоносова в отечественную науку и культуру, исследователь подчеркивал, что «творческая работа М.В. Ломоносова в тяжелое время русской истории является крупным историческим фактом, имеет огромное общественное значение»64.
Мысли М.В. Ломоносова о роли науки в жизни общества, о гуманитарном измерении научных достижений сохраняют актуальность и сегодня. Устремленность ученого в будущее, размах его деятельности, любовь к своему Отечеству могут служить примером для современных деятелей науки.
Список литературы
1. Вернадский В.И. Избранные труды. М., 2010.
2. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. М., 1989.
3. Вернадский В.И. Статьи об ученых и их творчестве. М., 1997.
4. Ломоносовский сборник. Материалы для истории развития химии в России. М., 1901.
5. Ломоносовский сборник. 1711—1911. СПб., 1911.
Поступила в редакцию 27 апреля 2011 г.
60 Вернадский В.И. Очерки по истории естествознания в России в XVIII столетии // Вернадский В.И. Избр. труды. М., 2010. С. 370.
61 Вернадский В.И. Памяти М.В. Ломоносова. С. 51.
62 Вернадский В.И. Общественное значение Ломоносовского дня. С. 48.
63 Вернадский В.И. К биографии М.В. Ломоносова. С. 49.
64 Цит. по: Вернадский В.И. Памяти М.В. Ломоносова. С. 51.