Ученый-историк, исследователь, педагог Эмма Дмитриевна Осколкова
Эмма Дмитриевна родилась в 1929 г. в Ростове-на-Дону, пережила здесь подростком годы оккупации и в 1948 г. поступила в Ростовский госуниверситет. Закончив с отличием исторический факультет, а также годичные курсы преподавателей общественных наук при МГУ, Э.Д. Осколкова работала в РГУ вплоть до ухода на пенсию. Вся ее жизнь была связана с этим университетом, к которому она относилась в высшей степени уважительно и трепетно.
Очень важно помнить основные характеристики того времени, в котором она реализовалась как личность и ученый, преподаватель курса истории правящей партии. Это вторая половина ХХ в. - вершина и заключительный этап функционирования советской власти и коммунистической партии как единственной направляющей силы страны. Для Эммы Дмитриевны - представителя послевоенного поколения победителей не было сомнений в правильности политики партии и СССР. Она с гордостью и высочайшей ответственностью выполняла свои обязанности преподавателя истории Коммунистической партии. На современном этапе как не оценивать роль КПСС, эта партия действительно была главным политическим субъектом исторического процесса ХХ в., начиная с 1917 г. История правящей партии была стержнем политической истории СССР, если не сказать больше. Поэтому изучение истории КПСС было фактически изучением политической истории СССР, исследованием внешней и внутренней политики этого государства.
На первом этапе своей карьеры Э.Д. Осколкова не только преподавала историю КПСС, но и активно работала в сети политического просвещения, ездила по области с лекциями, готовила методические материалы для Дома политпросвещения, членом методсовета которого она являлась. Но творческий ее ум нуждался в полноценной научной загрузке. Первым крупным шагом в этом направлении была защита кандидатской диссертации после годичной аспирантуры в 1963 г. Тема «Партийное строительство в донской деревне в период нэпа (1921-1925)» включила в себя анализ всей общественной жизни донской деревни в период нэпа. Именно эта работа обусловила долговременный интерес Э.Д. Осколковой к проблематике нэпа середины 1920-х гг. Эта тема относилась к числу сложных и неоднозначных, так как побуждала историков осмысливать опыт функционирования рыночной экономики в условиях советской власти, что казалось излишним для страны «победившего социализма». Но Эмма Дмитриевна по своему характеру была чрезвычайно настойчивой и последовательной. Она нашла такой аспект проблемы, который позволял ей продолжать исследование через призму историографии, методологии и источниковедения. Более того, она включила в орбиту своей научной деятельности студентов и аспирантов исторического факультета, специализировавшихся по политической истории. На базе ее спецсеминаров по экономической истории СССР и НОКа (научно-образовательного кружка) по истории КПСС сложилась настоящая проблемная исследовательская группа, которая выполняла двойную задачу - воспитания нового поколения историков и апробации новаторских идей по осмыслению проблемы истории нэпа.
Она увлекала студентов занятиями исторической наукой и делала их настоящими исследователями. Большое место отводилось вопросам источниковедения и методам исторического исследования. С первого курса Эмма Дмитриевна учила студентов работать с историческими источниками, призывала не полагаться на чужое, даже очень авторитетное мнение, а уметь аргументировано отстаивать свое. В результате формировалось чувство ответственности за каждый сделанный вывод, приходило понимание, что только целенаправленный поиск и введение в научный оборот архивных документов и их критический анализ может радикально изменить представление о тех или иных исторических событиях. Эмма Дмитриевна находила для студентов такие темы, которые позволяли, с одной стороны, обойти слишком острые вопросы, а с другой -заинтересовать историко-партийной дисциплиной. Специализация по истории КПСС была достаточно догматичной и идеологизированной, но, тем не менее, она многое дала студентам не только в плане истории правящей партии как имманентной части общей истории СССР, но и в контексте общего понимания теории и практики политического процесса в мире. В известном смысле это были реальные элементы политической науки - политологии, хотя это название считалось в советское время неприемлемым. Ученики Эммы Дмитриевны неоднократно получали премии на конференциях и форумах.
Г.А. Матвеев вспоминает, что Эмма Дмитриевна была женщиной, которая сразу же обращала на себя внимание: красивая, с величественной осанкой, всегда одетая с большим вкусом, со скромным макияжем. Ее голос, тембр, манеру говорить, нельзя было спутать с другими. Очень четкая артикуляция звуков, слов, неторопливая взвешенность суждений, очевидно сформировавшихся в процессе многолетней преподавательской деятельности, свидетельствовали о чувстве собственного достоинства лектора.
Она была чрезвычайно требовательным и настойчивым наставником, любила определенность, аккуратность и ясность во всем. Логика в изложении материала для нее была главным фактором, имевшим особое значение. Работала системно, упорядоченно, многократно отрабатывая тексты, отдавая по мере возможности утренние 4 часа только науке. Конечно, она не могла контролировать и направлять каждый шаг своих аспирантов, тем более отвечать за них, так как это были взрослые люди, имевшие свои семьи, свои предпочтения, свои личные ошибки и просчеты, но регулярно, где-то раз в месяц она проводила собеседования со всеми аспирантами, каждого расспрашивала, что он читает, думает, что нового предлагает по теме научного исследования. Речь шла и о художественной литературе (например, о повести И. Грековой «Кафедра»), о премьерах в театрах, кинофильмах, литературной публицистике, общественных настроениях, материальных доходах, даже о родственниках аспирантов... Эмма Дмитриевна исподволь занималась воспитанием научной молодежи не только как исследователей, но и в человеческом плане. Причем это не было примитивным морализаторством и менторством. Она внимательно выслушивала мнение по тем или иным вопросам, даже по тем, которые касались ее лично. Надо признать, что не все ее аспиранты дошли до защиты, но таких было меньшинство. Основная часть выдержала «пожизненный» экзамен у Эммы Дмитриевны. Такой процесс взаимодействия не был формализованным, он развивался на протяжении всех лет аспирантуры, протекал по-разному, в зависимости от обстоятельств, времени, от настроения и т.п. Ученики, по крайней мере некоторые, стали частью жизни Эммы Дмитриевны.
Э.Д. Осколкова продолжала исследовательскую работу и в 1981 г. выпустила книгу «Проблемы методологии и историографии ленинской концепции нэпа»», которая вызвала большой интерес и дискуссию в среде научной общественности. Она получила положительную оценку в центральной и местной научной печати. Главное и первичное в работе были именно процесс развития историографии и методологии нэпа, а не собственно конкретный план введения нэпа. Надо иметь в виду, что интерпретация нэповских идей В.И. Ленина в условиях «развитого социализма», когда нэпа уже не было и в помине, - дело достаточно непростое. Защита докторской диссертации прошла очень хорошо, и получила в области большой научный резонанс. Ссылки на ее монографию до сих пор прослеживаются в исторической литературе, а автор книги стала ведущим профессором кафедры и всего исторического факультета.
Вспоминая, проф. Г.А. Матвеев обратил внимание на то, что Эмма Дмитриевна как исследователь обладала незаурядной интуицией. Актуальность этой проблематики вновь стала очевидна в свете опыта модернизационных процессов в разных страна мира в последние десятилетия. Дискуссии о путях преодоления экономической отсталости, способах накопления средств для индустриализации, о соотношении институтов государства и рынка, которые бурно обсуждались в советском обществе в 1920-е - начале 1930-х гг., сегодня вновь привлекают внимание специалистов. Некоторые теоретические идеи и концепции, которые были отвергнуты в тот период в ходе ожесточенной внутрипартийной борьбы, в современных условиях в ряде стран показали свои преимущества, жизнеспособность и продуктивность. Обобщения и выводы, сделанные Э.Д. Осколковой в своих работах, отражали тогдашнее состояние общественных наук в конце 1970-х - начале 1980-х гг. Тем не менее в процессе современной ревизии и переосмысления прежних концепций модернизационных процессов в свете нового исторического опыта полезно обратиться к историографическому анализу, проделанному Э.Д. Осколковой, особенно к ее исследовательским работам, опубликованным в 1990-е - начале нулевых годов XXI в.
С 1985 г. Э.Д. Осколкова начинает большую работу по созданию в структуре исторического факультета новой кафедры, которая впоследствии получила название «История политических партий и движений» (позднее - «Историческая политология»). Эта новая кафедра была чрезвычайно многообещающей в условиях перестроечного плюрализма и формирующейся многопартийности.
Проф. Н.А. Попова отмечает, что Эмма Дмитриевна создала и возглавила новую кафедру в очень сложное время, когда уходил в небытие сам предмет ее научных интересов и педагогических практик: история КПСС. Но изучение истории Отечества, которая всегда и для Эммы Дмитриевны, и для всех ее учеников была объектом исторического познания мира политического, позволило коллективу вновь созданной ею кафедры не растерять свой профессионализм с изменением официальной системы ценностных координат российского социума. Более того, в условиях иногда достаточно поспешно и безоговорочно меняющихся методологических подходов в исторической науке, ее открытый для всего нового, но взвешенный подход не дал впасть в искушение деидеологизации, привел к пониманию плюральности общенаучных и специально научных методов исследования. Этот тяжелый путь непрекращающегося процесса саморазвития стал частью повышения профессионализма каждого из нас, всего коллектива ка-
федры, который Эмма Дмитриевна не только сформировала, но и задала высокую планку для его развития. Она заложила понимание того, что все новое, в том числе в области теории и методологии научного познания, становится еще одной гранью меняющегося мира, но не истиной в последней инстанции.
Все перипетии, связанные с формированием и деятельностью этой кафедры потребовали много сил и здоровья Эммы Дмитриевны и она передала заведование кафедрой своей ученице С.М. Смагиной. В дальнейшем, будучи профессором кафедры, Эмма Дмитриевна читала курсы: «Введение в специальность», «Деятельность КПСС по разработке и осуществлению Нэпа», «Экономическая политика КПСС», «Методика преподавания истории КПСС», «Актуальные проблемы истории КПСС переходного к социализму период» и др.
Нельзя не сказать о муже Эммы Дмитриевны - Евгении Николаевиче Осколкове, с которым она прошла бок о бок и по жизни, и по работе в РГУ. Доктор исторических наук, профессор, он руководил межфакультетской кафедрой истории КПСС РГУ. Позднее был директором ИПК при РГУ, руководителем редколлегии журнала «Известия СКНЦ ВШ. Общественные науки», председателем диссертационного совета по историческим наукам. Несмотря на крайнюю загруженность по общественно-политической линии, он был крупным ученым, историком-аграрником, создателем научной школы.
Яркий союз или тандем Э.Д. и Е.Н. Осколковых вошел в историю РГУ, которому они служили всю жизнь. Они никогда не позволяли себе использовать близкие взаимоотношения для достижения каких-то дополнительных целей. Более того, Эмма Дмитриевна публично критиковала Евгения Николаевича и стремилась вести себя независимо от него, хотя это по-разному оценивалось коллегами. Спустя годы все это вспоминается как настоящая университетская легенда.
В 2013 г. Э.Д. Осколковой не стало. Она осталась в памяти ее учеников и коллег как крупный ученый, организатор учебного процесса на посту заведующего кафедрой и как талантливый, искренний и деликатный педагог.
За годы работы Эмма Дмитриевна подготовила 20 кандидатов и 4 докторов исторических наук (среди которых авторы этой статьи), сформировав тем самым свою научную школу исследования политической и экономической истории России советского периода, историографии и источниковедения этой темы. Она внесла значительный личный вклад в изучение новой экономической политики 1920-х гг. и заняла заслуженное место в историографии отечественной истории.
Н.А. Казарова, С.А. Кислицын