УЧЕНЫЙ И ПЕДАГОГ
Н.Г. Самсонов
гордимся тем, что вместе с нами в Якут-
^ О .Ьком государственном университете более сорока лет трудится такой крупный ученый и педагог, как заслуженный деятель науки Якутской АССР, член-корреспондент РАО, действительный член нескольких академий, профессор, доктор педагогических наук Дмитрий Алексеевич Данилов. Под его руководством у нас сложилась оригинальная научная школа по школоведению, он является организатором народного образования в нашей республике. На кафедре управления образованием педагогического института ЯГУ функционирует научно-исследовательская педагогическая мастерская профессора Данилова.
Это ученый, внесший большой вклад в педагогическую науку. Им на основе обобщения передового педагогического опыта и опытно-экспериментальной работы разработана концепция организационно-педагогического обеспечения школ и системы народного образования в национальных республиках Сибири. Дмитрием Алексеевичем опубликовано 26 книг и 212 статей.
Исключительно ценен своей новизной и практической направленностью педагогический аспект творчества профессора Данилова. Ему удалось собственную исследовательскую работу органически соединить с учебным процессом, с обучением и воспитанием студентов. Процесс интеграции на-
САМСОНОВ Николай Георгиевич, профессор ЯГУ
уки и образования поднял на уровень не только дело вузовского образования, но и в значительной мере воспитания студентов...
Ученый должен иметь своих учеников - это святое дело, которым руководствуется профессор Данилов. Он относится к тому редкому типу ученых, которые не только умеют разглядывать в студенте молодое дарование, но и - что очень важно - умеют развивать это дарование, открывая студенту тайны знакомства с источниками, методами научного анализа. Благодаря этому многие ученики Дмитрия Алексеевича стали кандидатами и докторами наук и работают преподавателями, научными работниками в разных вузах и научных учреждениях. Неутомимый труженик, профессор Данилов подготовил 59 кандидатов и 6 докторов наук, тем самым он проявил истинную заботу о научном росте профессорско-преподавательского состава Якутского университета. Едва ли найдется в нашей республике, да и во всей Руси великой, еще один ученый, который подготовил бы столько своих последователей. И только за ЭТО этому Человеку стоит поставить ПАМЯТНИК!
Заслуженный профессор хорошо известен на-учно-педагогической общественности и студентам как автор учебно-методических пособий, которыми успешно пользуются студенты и преподаватели при изучении курса педагогики. В них систематизированы и адаптированы для учебного процесса положения философской, педагогической, психологической наук, раскрывающие тенденции развития системы народного образования, закономерности педагогического процесса с учетом действующих законов этнической педагогики и психологии. Учебно-методические пособия профессора обновляют и расширяют содержание народного образования и педагогической науки.
Профессор Данилов плодотворную научно-ис-следовательскую деятельность совмещает с преподавательской работой в вузе. Вузовские лекции Дмитрия Алексеевича отличаются высоким науч-но-теоретическим уровнем, продуманностью, четкостью планов, насыщенностью факторов.
Прекрасный лектор, эрудированный и талантливый ученый, Д.А. Данилов охотно делится своими знаниями с коллегами, аспирантами и студентами родного университета и других вузов страны.
Нельзя не восхищаться активностью участия ученого в конгрессах, симпозиумах, конференциях разных уровней, в защитах диссертаций.
Это человек обстоятельный, всегда вдумчиво, по-деловому и доброжелательно решающий все возникающие вопросы, поэтому всегда приятно работать с Дмитрием Алексеевичем. При этом необходимо подчеркнуть его высокую принципиальность при обсуждении тех или иных проблем, связанных с развитием науки и образования в нашей стране.
Большим достоинством Дмитрия Алексеевича является любовь к людям. Он никогда не смотрит на чины и звания, он видит в каждом прежде всего Человека. Скольким начинающим ученым дал он зеленый свет в науку, не перечесть, защитил, посоветовал, подсказал. Он требовательный и принципиальный человек, но его добрая улыбка и подбадривающее слово творят чудеса: хочется сделать невозможное, и как можно лучше.
Сорок два года он отдал родному университету. За многие годы нашего общения я слышал только хорошее о нашем друге и коллеге. Отдавая должное заслугам юбиляра, восхищаясь его энергией, его трудолюбием, мы хотели бы, чтобы творческий дар Дмитрия Алексеевича многие годы светил людям.
Бывает, что к 70 годам кульминация научного творчества у многих остается в прошлом. К профессору Данилову это не относится. Творческий потенциал Дмитрия Алексеевича еще не иссяк, и он продолжает радовать новыми открытиями, новыми интересными книгами и новыми учебниками.
От всего сердца желаем Вам, дорогой Дмитрий Алексеевич, сохранить на пользу людям Вашу неистощимую энергию, мудрую уравновешенность, выдержку, доброту, деликатность, щедрость души, неутомимую любознательность, организованность, редкостный оптимизм жизнелюба и труженика.
С юбилеем, и так держать, наш дорогой Дмитрий Алексеевич!
ПРОКОПИЙ АНТИПОВИЧ КРИВОШАПКИН
Г.Ф. Крымский
(7 Исполнилось 70 лет Прокопию Антиповичу кУ ./Кривошапкину - заведующему лабораторией космических лучей высоких энергий Институ-
КРЫМСКИЙ Гермоген Филиппович, г.н.с. ИКФИА СО РАН, академик РАН
та космофизических исследований и аэрономии СО РАН.
Прокопий Антипович родился 20 августа 1935 года в п. Тарын-Урях Оймяконского района ЯАССР. В 1958 г. окончил Якутский государственный университет по специальности “физика”. В ИКФИА (тогда Лаборатория физических проблем ЯФ СО АН) начал работать с 1960 года в должности лаборанта в научной группе А.И. Кузьмина. В группе, а в последующем - лаборатории А.И. Кузьмина проводился долговременный эксперимент по изучению вариаций космических лучей под землей с помощью специальной регистрирующей аппаратуры, сконструированной из больших гейгеровских счетчиков. Счетчики были соединены в группы, работающие на совпадении сигналов от космических лучей во времени. В результате возникала возможность выделять мюоны - частицы вторичных космических лучей, приходящие из разных азимутов. Эта методика получила название “метод скрещенных телескопов”.
Конечной целью эксперимента было определение анизотропии космических лучей - зависимости их интенсивности от направления движения