Федотов Д.И.,
аспирант Московской государственной юридической академии
УЧЕНИК КАК СТОРОНА УЧЕНИЧЕСКОГО ДОГОВОРА
В действующем ТК РФ не содержится легального определения ученика как стороны ученического договора. Данное понятие раскрывалось только в КзоТ 1921г. Под учениками понимались лица, состоящие в школах ученичества, учебных бригадах и мастерских, а также проходящие индивидуальное обучение в процессе производства, под руководством квалифицированных рабочих (ст. 121).
Безусловно, отсутствие легального определения является существенным пробелом ТК РФ, что вызывает необходимость выяснить, какими же характерными особенностями оно должно обладать и на основании этого предложить свой вариант определения данного понятия.
Проанализировав содержание ряда статей главы 32 ТК РФ (ст. 198; 199; 201; 204; 205; 207), можно сделать вывод, что законодатель, указывая в ст. 198 ТК РФ на такие стороны ученического договора, как лицо, ищущее работу и работник данной организации, отождествляет их с понятием «ученик».
Думается, что при разработке понятия «ученик», как стороны ученического договора, необходимо включить в него определение такой категории, как правосубъектность.
Как отмечают К.Н Гусов и В.Н. Толкунова, «субъектами трудового права являются стороны трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, обладающие трудовой правосубъектностью»1.
Схожую позицию занимает С.С. Алексеев, который пишет, что общим признаком отнесения тех или иных лиц к субъектам трудового права является наличие у них трудовой правосубъектности. Правосубъектность, по своей роли, по наличию специфических функций в механизме правового регулирования выступает в качестве средства конкретизации (закрепления) круга субъектов — лиц, обладающих способностью быть носителями субъективных юридических прав и обязанностей 2.
Понятие правосубъектности было выработано в доктрине гражданского права. Оно определяет, какими качествами должны обладать субъекты права для того, чтобы иметь права и нести обязанности в соответствующей отрасли права.
Правосубъектность является предпосылкой участия лица в правоотношениях, обладания определенными правами и выполнения определенных обязанностей.
1 Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России. М., 2003. С. 180.
2 Алексеев С.С. Проблемы теории права. Т. 1. Свердловск, 1972. С. 278.
Учение о гражданской правосубъектности основывается на наличии у лиц таких свойств, как правоспособность и дееспособность. Правоспособность означает способность иметь гражданские права и нести обязанности. Дееспособность означает способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их
Идею о различии общей и отраслевой правосубъектности выдвинул А.В. Венедиктов, который утверждал, что общая правосубъектность гражданина отражена в отраслевой правосубъектности, признаваемой законом за гражданином в определенной области правовых отношений, проявляется как общее в особенном и получает вместе с ней конкретное выражение (осуществление) в принадлежащих гражданину субъективных правах и лежащих на нем юридических обязанностях 2. На основании этого можно утверждать, что существует трудовая правосубъектность, которой присущи как признаки общей правосубъектности, так и те признаки, которые характерны только для отрасли трудового права.
Значительный вклад в разработку учения о трудовой правосубъектности внес Б.К. Бегичев, трактуя ее как юридическое понятие, выражающее способность граждан иметь трудовые права и обязанности, а также обладание конкретными трудовыми правами и обязанностями, непосредственно вытекающими из закона 3.
В настоящее время ученые рассматривают трудовую правосубъектность как способность иметь и лично осуществлять принадлежащие лицу трудовые права и обязанности, выступать в качестве субъекта трудового права 4.
В доктрине советского трудового права считалось, что трудовая правоспособность и трудовая дееспособность едины и нераздельны 5. Так, Н.Г. Александров считал, что трудовые право- и дееспособность образуют единое свойство, придаваемое советским правом физическому лицу 6.
Под трудовой правоспособностью понимается обеспеченная государством возможность иметь трудовые права и нести юридические обязанности. Трудовая дееспособность — это способность своими личными действи-
1 Сергеев А.П., Толстой Ю.К Гражданское право. М., 2001. С. 95—96.
2 Венедиктов А.В. О субъектах социалистических правоотношений // Советское государство и право. 1955. № 6. С. 18—19.
3 Бегичев Б.К. Трудовая правоспособность советских граждан. М., 1972. С. 74.
4 Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России. М., 2003. С. 70; см. также: Гейх-ман В.Л., Дмитриева И.К. Трудовое право. М., 2002. С. 57; Трудовое право: учебник / под ред. О.В. Смирнова. М., 2003. С. 67—68 и др.
5 Александров Н.Г. Право и законность в период развернутого строительства коммунизма. М., 1961, С. 236—237; см. также: Орловский Ю.П. Труд молодежи в СССР: правовое исследование. М., 1974; Пашерстник А.Е. Право на труд (очерки по советскому праву). М., 1951. С. 28 и др.
6 Александров Н.Г. Трудовое правоотношение. М., 1948. С. 172—173.
ями приобретать, осуществлять и нести ответственность за неправомерное осуществление трудовых прав и обязанностей
По мнению В.В. Федина, трудовая правосубъектность — это предусмотренная нормами права способность лица иметь и лично осуществлять трудовые права и обязанности, а также нести трудоправовую ответственность.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что правосубъектность ученика производна от общей трудовой правосубъектности гражданина и возникает с момента, когда лицо способно быть субъектом трудового права.
Содержание правосубъектности ученика составляют ученическая правоспособность и ученическая дееспособность, которые едины и нераздельны.
Под ученической правосубъектностью следует понимать предусмотренную нормами трудового права способность лица иметь и лично осуществлять ученические права и обязанности, а также нести ответственность.
В качестве необходимого признака правосубъектности ученика следует выделить возрастной критерий. Определяя возраст, с которого ученик может обладать ученической правосубъектностью и соответственно заключать ученический договор с работодателем, следует учесть положения ст. 63 ТК РФ.
Таким образом, ученической правосубъектностью при заключении ученического договора, по общему правилу, должны обладать лица, достигшие 16-летнего возраста.
В случаях получения общего образования либо продолжения освоения программы общего образования, кроме очной формы обучения, либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения ученический договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет.
Установление более ранних возрастных границ для заключения ученического договора нецелесообразно. Аналогичную позицию по этому вопросу занимает В.Г. Глебов, который пишет: «С учетом специфики ученических отношений, а именно отношений, направленных на обучение и переобучение лица профессии или специальности, установление более раннего возраста наступления ученической дееспособности представляется нецелесообразным... трудно предположить, что лицо, не достигшее 15 лет, способно осознавать содержание ученического договора, а уж тем более нести ответственность за его нарушение»2.
Для поступления на тяжелые работы и на работы с вредными и (или) опасными условиями труда, подземные работы, а также на работу, связан-
1 Федин В.В. Юридический статус работника как субъекта трудового права: монография. М., 2005. С. 158.
2 Глебов В.Г.Ученический договор. М., 2006. С. 51.
ную с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства ценностей и требующую заключения договора о полной материальной ответственности, гражданин должен достичь 18-летнего возраста. Такое же требование предъявляется к лицам, которые хотят работать в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами. Соответственно, в этих случаях возраст, с которого допускается заключение ученического договора, должен быть повышен до 18 лет.
Основные права граждан, закрепленные в законе (статутные права), вместе с правосубъектностью составляют правовой статус лица.
Теоретиками права были выработаны большое количество определений правового статуса. Так, Н.И. Матузов под правовым статусом понимает юридически закрепленное положение личности в обществе. Все то, что так или иначе юридически определяет, характеризует, гарантирует, упрочивает реальное положение человека в обществе, составляет правовой или юридический статус. Он устанавливается государством с помощью права 1. По мнению Н.В. Витрука, «правовой статус — это социально допустимые и необходимые возможности, потенции личности не просто как индивида, а как гражданина государства»2.
Таким образом, можно сделать вывод, что правовой статус ученика не может существовать и развиваться независимо от правового статуса личности. Правовой статус личности и правовой статус ученика соотносятся друг с другом как часть и целое.
Именно правовой статус предопределяет характер и степень участия ученика в общественных отношениях, входящих в предмет трудового права.
Правовой статус ученика — это базовая, основная характеристика, определяемая нормами трудового законодательства, раскрывающая положение ученика как субъекта трудового права и позволяющая ему принимать участие в правоотношениях в области обучения или переобучения.
По вопросу, касающемуся содержания правового статуса субъекта трудового права, в литературе высказываются различные точки зрения. По нашему мнению, данные положения применимы, в частности, к ученику как одной из сторон ученического договора. В доктрине трудового права сложилось два фундаментальных подхода к определению содержания правового статуса субъекта трудового права — широкий и узкий.
Так, А.С. Пашков отождествлял содержание юридического статуса субъекта трудового права с правосубъектностью, которая, по его мнению,
1 См.: Матузов H.H. Правовая система и личность. Саратов, 1987. С. 48.
2 Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР. М., 1985. С. 8.
«определяется закрепленными за ними законодательством, правами и обязанностями; гарантиями этих прав и обязанностей, ответственностью за неисполнение возложенных на них обязанностей»1.
Л.А. Крутова под правовым статусом субъекта трудового права понимает совокупность субъективных прав и обязанностей 2.
В.Л. Гейхман и И.К. Дмитриева утверждают, что юридический статус субъекта трудового права — это сумма его прав, свобод и обязанностей 3.
М.А. Драчук к элементам правового статуса субъекта трудового права относит общие (статутные) и субъективные права и юридические обязанности в сфере труда, а также правосубъектность как возможность иметь и реализовывать их своими действиями 4.
В науке трудового права существует также широкий подход к проблеме содержания правового статуса.
По мнению К.Н. Гусова и В.Н. Толкуновой, в содержание правового статуса необходимо включать трудовую правосубъектность (праводееспо-собность и деликтоспособность), основные (статутные) трудовые права и обязанности, их юридические гарантии (общие и специальные) и предусмотренную законодательством ответственность за нарушение трудовых обязанностей 5.
Другие ученые согласны с мнением К.Н. Гусова и В.Н. Толкуновой, однако предлагают изложить их другим способом. Так, О. В. Смирнов считает, что содержание статуса субъекта составляют те же элементы, которые сформулировали К. Н. Гусов и В. Н. Толкунова, но предлагает изложить их иным образом: «а) трудовая право- и дееспособность субъекта (правосубъектность); б) закрепленные за ним законодательством права и обязанности; в) гарантии этих прав и обязанностей; г) ответственность за надлежащее исполнение возложенных на субъекта обязанностей»6.
Итак, правовой статус ученика должен включать в себя ученическую правосубъектность, а также права и обязанности, закрепленные в законе.
В ТК РФ должны быть отражены положения о том, что ученик обладает правом на возмещение вреда, причиненного в связи с прохождением обучения. В частности, ученику должен быть возмещен ущерб, причиненный его имуществу во время прохождения им обучения, выплачиваться компенсация
1 Трудовое право России /под ред. А.С. Пашкова. СПб., 1994. С. 56.
2 Крутова Л.А. Работодатель как субъект трудового права. Автореферат дисс. на соискание уч. ст. канд. юрид. наук. М., 2000. С. 12.
3 Гейхман В.Л., Дмитриева И.К. Трудовое право. М., 2002. С. 59.
4 Драчук М.А. Субъекты трудового права. Автореферат дисс. на соискание уч. ст. канд. юрид. наук. Омск, 2002. С. 12.
5 Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России. М., 2003. С. 72.
6 Трудовое право / под ред. О.В. Смирнова и И.О. Снигиревой. М., 2007. С. 67.
за задержку выплаты стипендии, возмещен моральный вред, причиненный неправомерными действиями или бездействиями работодателя.
На основании вышеизложенного, целесообразно внести в ТК РФ следующие изменения:
1. В ст. 198 ТК РФ необходимо более точно определить стороны ученического договора. При этом логично изменить название данной статьи, так как не совсем правильно давать одинаковое название главы и статьи 198 ТК РФ в силу того, что по содержанию эта статья значительно уже содержания анализируемой главы.
По аналогии со ст. 56 «Понятие трудового договора. Стороны трудового договора» ТК РФ, необходимо внести изменения в ТК РФ и назвать ст. 198 ТК РФ следующим образом: «Понятие ученического договора. Стороны ученического договора».
2. Включить в ст. 198 ТК РФ следующее определение ученика как стороны ученического договора:
Ученик — физическое лицо, обладающее ученической правосубъектностью и вступившее в ученические отношения с работодателем.