ТЕКСТОЛОГИЯ
Иерей Евгений Геннадьевич Веселов «Учение свидетелей Иеговы о «Невидимом присутствии Христа» в свете новозаветной терминологии Второго Пришествия»
УДК 28
-С,—as—
-с—w—
УЧЕНИЕ СВИДЕТЕЛЕЙ ИЕГОВЫ О «НЕВИДИМОМ ПРИСУТСТВИИ ХРИСТА» В СВЕТЕ НОВОЗАВЕТНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ ВТОРОГО ПРИШЕСТВИЯ
Иерей Евгений Геннадьевич Веселое, кандидат юридических наук, аспирант кафедры богословия Московской духовной академии (г. Сергиев Посад)
Аннотация. В статье анализируется ключевое учение свидетелей Иеговы о «невидимом присутствии Христа» в 1914 г., основанное на ложном толковании новозаветного термина пароиота как «присутствие», а не как «пришествие». Показано, что контекст и синонимы (апокаЛифк; и £П1фС№£Ю) представляют пароио(а в Новом Завете как видимое, явное, всемирное событие, соединенное с последним судом. Намечены пути использования терминологической аргументации в полемике со свидетелями Иеговы. Ключевые слова: свидетели Иеговы, эсхатология, Второе Пришествие, сектоведение, ересь, секта, последние события.
THE TEACHING OF JEHOVAH WITNESSES ABOUT THE «INVISIBLE PRESENCE OF CHRIST» IN THE LIGHT OF THE NEW TESTAMENT TERMINOLOGY OF THE SECOND COMING
Priest Eugene G. Veselov, Ph.D., post-graduate student of the Theology Department of the Moscow Theological Academy (Sergiev Posad)
Abstract. The article examines some aspects of the doctrine of the "invisible presence of Christ" in 1914. Through the misinterpretation of the New Testament term napouoia, Jehovah's Witnesses teach about the present presence of Christ, and not His future coming. However, the context and synonyms (anoKaAu^n; and ¿nipavEia) of this term in the New Testament show that napouoia is a visible, explicit, universal event connected to the Last Judgment. Ways of using terminological arguments in polemics with Jehovah's Witnesses are suggested. Keywords: Jehovah's Witnesses, eschatology, Second Coming, sectology, heresy, sect, last events.
1реля 2017 г. решением Верховного Суда РФ была ликвидирована ?лигиозная организация «Управленческий центр свидетелей Иеговы России» и входящие в ее структуру местные религиозные организации121. Вместе с тем, признание Общества Сторожевой башни экстремистской организацией не означает, что рядовые адепты этой организации перестали исповедовать то вероучение, которому они привыкли слепо верить в течение многих лет. Напротив, многие из них чувствуют себя исповедниками за Христа, уподобляя себя первым христианам, и со все возрастающим упорством продолжают отстаивать свои
"'Полный текст решения Верховного Суда в деле о ликвидации Управленческого центра свидетелей Иеговы в России [Электронный ресурс] // URL: http://www.jw-org.info/2017/05/tekst-reshenija-verhovnogo-suda-o-likvidacii-Svidetelej-Iegovy.html (дата обращения: 28.09.2017).
20
заблуждения. Однако православные авторы нередко ограничиваются аргументацией социальной опасности самой организации и ее деструктивного влияния на последователей, недооценивая сугубо вероучительные аспекты. Тем не менее, богословская дискуссия может дать шанс кому-то из этих несчастных людей присоединиться к истинной Христовой Церкви, открыть им волю Божию. Поэтому все большее значение приобретает построение корректной методологии православной библейской полемики со свидетелями Иеговы. Одним из аспектов такой полемики является терминологическая проблема.
Ключевым учением свидетелей Иеговы является доктрина о «невидимом присутствии Христа». Они утверждают, что в 1914 г. Христос очистил небеса, сбросив оттуда сатану и демонов, а также пришел на землю, чтобы проверить всех тогдашних христиан. С его пришествием начало править Царство Бога, а сам он стал царем на небе122. Кроме того, он провел проверку всех христиан и в 1919 г. признал верными лишь самих свидетелей Иеговы, которые одни сумели распознать его невидимое присутствие, благодаря чему стали богоизбранной организацией123. Как видно, именно эта доктрина лежит в основе слепого доверия рядовых верующих к Руководящему совету Общества Сторожевой башни. Бывший член Руководящего совета ОСБ Р. Франц оценивает ее следующим образом: «Ослабление убеждения и значительности даты 1914 года означало бы ослабление всей доктринальной суперструктуры, которая на ней основана. Это также уменьшило бы влияние заявления об особом авторитете тех, кто действовал в качестве официальной группы, выступавшей от лица класса "верного и благоразумного раба". Если же вообще отвергнуть важность этой даты, рухнет вся структура учения и власти, основанная на ней. Вот насколько велика ее значимость»124.
Это лжеучение тесно связано с некоторыми другими фундаментальными ересями, характерными для Общества Сторожевой башни. Так, невидимое «духовное тело» Христа свидетельствует о поврежденной антропологии. Образ «присутствия» показывает подчиненное положение Христа как архангела Михаила и отрицание Его Божества. Результат «присутствия» формирует уникальную экклезиологию свидетелей Иеговы, требующую безоговорочного послушания всем предписаниям Руководящего совета организации.
Сама доктрина возникла под влиянием вторых адвентистов, претерпев со временем некоторые изменения, в т.ч. смену даты начала присутствия с 1874-го на 1914 год. Уже основатель организации Ч. Расселл категорически различал пароиа?а от смежных терминов (апокаЛифк; и Е-тфсмею), что привело его к необходимости разделить единое Второе пришествие на два этапа - видимый и невидимый: «"Рагоцыа" используется к самой ранней стадии второго пришествия, тогда как "арока!ир$1$" имеет отношение к более поздней части того же пришествия». Не зная греческого языка и пользуясь словарями, слово пароиа?а Расселл переводил так: «Оно означает "присутствие", как в случае того, кто уже прибыл». Присутствие Христа мыслилось
122См., напр.: Живите в согласии с образцовой молитвой. Часть I // Сторожевая башня. 2015. 15 июня. С. 22; Когда Иисус стал царем? // Сторожевая башня. 2008. 1 августа. Местоимения о Христе при изложении доктрины свидетелей Иеговы написаны с маленькой буквы, поскольку для них Христос не Бог, а архангел Михаил.
123«Кто же верный и благоразумный раб?» // Сторожевая башня. 2013. 15 июля. С. 22-23.
124Франц Р. Кризис совести. М., 2000. С. 207-208.
№ 2, 2017 (3)
Иерей Евгений Геннадьевич Веселов «Учение свидетелей Иеговы о «Невидимом присутствии Христа» в свете новозаветной терминологии Второго Пришествия»
для Рассела «как духовное существо», «наподобие ангелов», т.е. «Он не будет заметен для буквальных глаз во время Своего присутствия». Целью невидимого присутствия было невидимое воскресение достойных мертвых, бодрствование верных и подготовка их к великому времени скорби, а также суд над миром («жатва»). Еще до начала скорби присутствие должно обнаружиться для всего мира: «После того, как Господь осуществит определенную часть Своего дела во время Своего присутствия ("parousia"), будучи неизвестным для мира, Он осуществит проявление Своего присутствия, которое все человечество сумеет распознать. И это внешнее проявление определено как Его "epiphania", что означает "излучение света", "ясное сияние"»125.
Итак, одним из основных аргументов свидетелей Иеговы в пользу «невидимого присутствия» с самого начала была терминология. Новый Завет знает три основных термина, описывающих Второе Пришествие Христово: napouaia, сттаЛифк;, ¿n^CvEia. В греческо-русском словаре И.Х. Дворецкого эти слова определяются следующим образом126.
1. nap-ouaia q. 1) присутствие, наличие; 2) прибытие, приход; 3) пришествие (тои uiou тои äv0pwnou NT); 4) обстоятельства, подходящий или удобный момент.
2. E-m-9C(V£ia (ä) q. 1) (по)явление; 2) чудесное явление, проявление божественной силы; 3) внешняя (наружная) сторона, бок; 4) поверхность; 5) воен. фланг; 6) поверхность тела, кожа; 7) (внешний) блеск, известность, почет127.
3. Апо-каЛиф1^, еш^ q. 1) обнажение; 2) раскрытие, обнаружение; 3) откровение NT.
Как видно, все три термина имеют нечто общее: они указывают на появление,
раскрытие, прибытие. В Новом Завете с их помощью изображается также последний суд и воскресение мертвых. Эти термины взаимозаменяемы и используются совместно. Так, в 2 Фес. 2:8 сказано, что Христос убьет беззаконника «явлением (¿n^CvEia) пришествия (napouaia) Своего» - здесь используются сразу два искомых слова. Подчеркивая их синонимичность, свт. Феофан Затворник перефразирует их следующим образом: «Явлением пришествия Его, или актом пришествия, самим пришествием, или образом пришествия, тем видом, в каком оно совершится»128.
Свидетели Иеговы утверждают, что основное значение слова napouaia, равно как и весь библейский контекст, указывают не на «пришествие», а на «тайное присутствие» Христа: «Хотя присутствие Иисуса и подразумевает его прибытие к месту, где он присутствует, перевод parousi'a как "пришествие" выдвигает на первый план прибытие и оставляет в тени последующее присутствие. Лексикографы допускают в качестве перевода parousi'a и "прибытие", и "присутствие", однако они, как правило, признают, что это слово главным образом передает мысль о присутствии»129.
125Цитаты и изложение учения Расселла даны по статье: Расселл Ч. «Parousia» нашего Господа Иисуса и Его последующие «Apokalupsis» и «Epiphania» в Его Втором Пришествии [Электронный ресурс] // URL: http:// www.scripturestudy.net/statti/r2972.htm (дата обращения: 29.09.2017). В той же статье Расселл признает, что различие этих трех слов ранее было неизвестно христианам. Господь якобы открыл это знание лишь в его время потому, что осенью 1874 г. уже начались последние времена.
126Древнегреческо-русский словарь / Сост. И.Х. Дворецкий. М., 1958. Т. 1. С. 203, 645; Т. 2. С. 1266.
127Словарь Вейсмана для ¿nipävEia дает еще одно значение: «NT Богоявление и Второе Пришествие Спасителя» (Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. СПб., 1899. Стб. 514).
128Феофан Затворник, свт. Толкования посланий апостола Павла к Солунянам, к Филимону, к Евреям. М., 2005. С. 415.
129Presence // Insight on the Scriptures. Brooklyn, New York, 2015. Vol. 2: Jehovah - Zuzim. P. 676-677. В целом в этой статье из библейской энциклопедии свидетелей Иеговы представлена полная библейская и рациональная аргументация, основанная на отождествлении Христа и архангела Михаила.
Для оценки этого утверждения обратимся к тексту Писания. В «малом апокалипсисе» (Мф. 24) не в каждом случае употребления слова пароио?а контекст указывает на явность пришествия, что и дало свидетелям Иеговы повод исказить его смысл. Однако Мф. 24:32-33 не оставляет сомнений, что описанные в главе бедствия — это признак не состоявшейся пароио?а, а лишь близкого пришествия, которое и принесет верующим освобождение. В этих стихах Господь говорит о распустившихся листьях смоковницы, которые напоминают нам о приближающемся лете, и так же для нас эти знамения времен указывают, что «близко, при дверях». Свидетели Иеговы толкуют это место непоследовательно. Ранее они отрицали хронологическое значение примера со смоковницей, однако теперь утверждают, что всемирные бедствия являются признаком скорого пришествия: «Итак, когда ученики увидят многочисленные составляющие признака, они поймут, что конец близок»130. В современной трактовке вообще почти все окончание 24 главы Евангелия от Матфея (стихи 29-46) отнесено к великому бедствию131. Но это значит, что и в целом пароио?а - дело будущего. Недопустимо часть признаков грядущего пришествия (войны, гонения) относить к прошлому (к 1914 г.), а другие признаки того же события (космические знамения из ст. 29-30) - к будущему.
Новый Завет во всех случаях, не относящихся ко Второму Пришествию, описывает пароио?а как личное, а не невидимое присутствие (например, прибытие лично ап. Тита в 2 Кор. 7:6 или лично ап. Павла в Флп. 1:26; ср. также 1 Кор. 16:17, 2 Кор. 10:10, Флп. 2:12)132. Даже при характеристике пришествия антихриста в 2 Фес. 2:9 также использовано слово пароио?а, т.к. его лично будут видеть все люди.
Иногда в качестве доказательства возможности заочной пароио?а в Писании приводится цитата: «А я, отсутствуя телом, но присутствуя (паршу) у вас духом» (1 Кор. 5:3)133. Однако пароио?а - точный, даже технический термин. Однокорен-ное слово паршу (от паргр) никак не может его заменить в эсхатологическом контексте. Кроме того, этот аргумент противоречит антропологическим взглядам свидетелей Иеговы. Поставим такой вопрос: как апостол мог присутствовать духом у коринфян, если телом он находился в другом месте? Это возможно лишь в том случае, если понимать этот текст иносказательно (как заботу) или же признать, что его душа вышла из тела и действительно пребывала в Коринфе. Оба варианта неудобны для свидетелей Иеговы. Первый - потому что он отрицает реальное, но невидимое «присутствие в духовном теле», а второй - потому что свидетели Иеговы убеждены в отсутствии у человека души как самостоятельной, отличной от тела субстанции134.
130Иисус — путь, истина и жизнь. 2017. С. 259.
"'«Скажи нам, когда это будет?» // Сторожевая башня. 2013. 15 марта. С. 7.
132Ср. примеры napouaia как присутствия у Дворецкого: присутствие, наличие (aya6wv Plat.): ojijia 66jiwv бшпбтои napouaia (sc. ¿oriv) погов. Aesch. присутствие хозяина есть глаз дома; п ni£T£pa п. Thuc. (все) мы. Как видно, речь также идет лишь о личном присутствии. Приводимые в публикациях свидетелей Иеговы случаи словоупотребления napouaia как присутствия все без исключения также личные, а не заочные. Библейские цитаты приведены в нашем тексте; небиблейские примеры таковы: женщина собирается прибыть, чтобы лично следить за делами; визит правителя (Пришествие Иисуса или присутствие Иисуса - что? // Сторожевая башня. 1996. 15 августа. С. 11).
133Presence // Insight on the Scriptures. Brooklyn, New York, 2015. Vol. 2: Jehovah - Zuzim. P. 677.
134См., напр.: Есть ли у вас бессмертная душа? // Сторожевая башня. 2007. 15 июля.
№ 2, 2017 (3)
Иерей Евгений Геннадьевич Веселов «Учение свидетелей Иеговы о «Невидимом присутствии Христа» в свете новозаветной терминологии Второго Пришествия»
Для сопоставления пароиа[а с возможными синонимами важное значение имеет контекст этого события. Так, в 1 Фес. 4:15-17 обстоятельствами пароиа[а названы возвещение, глас архангела и труба Божия. В 2 Фес. 2:8 говорится, что Христос убьет антихриста духом уст Своих и истребит его явлением пришествия (пароиа(а^) Своего. Наконец, Сам Господь сказал: «Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие (пароиа(а) Сына Человеческого» (Мф. 24:27). Как видно, во всех этих случаях пароиа[а - явное, очевидное и вместе с тем всемирное событие.
Такой же явный характер будет носить Второе Пришествие при апокаЛиф^ и стфау&а. Первый из этих терминов указывает на зримую природу славы Божества. В Лк. 2:32 говорится о свете к просвещению (апокаЛиф^) язычников. Явление (апокаЛиф£|) Иисуса Христа в 1 Пет. 1:7 несет нам похвалу, честь и славу, а в 13 стихе той же главы - еще и благодать. В свою очередь, в 1 Тим. 4:1 стфсм&а стоит в параллельном ряду с Царствием Христовым (paalЛ£Íav аитои), явно свидетельствуя о его наступлении. В то же время словом ^фсмаа обозначается и первое, очевидное пришествие Христово (2Тим. 1:10).
Все три слова являются объектом блаженного упования верующих. Наиболее очевидно это в отношении пapоuaÍa (ср., напр., Иак. 5:7; об этом же говорит и весь «малый апокалипсис»). Вместе с тем, ап. Павел пишет об ожидании «явления (апокаЛиф^) Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 1:7). В 2 Фес. 1:6-7 сказано: «Ибо праведно пред Богом - оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление (апокаЛиф^) Господа Иисуса с неба». И ап. Петр также употребляет этот термин, когда говорит о воздаянии верующим: «Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление (апокаЛиф^) славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1 Пет. 4:13, ср. 1 Пет. 1:7,13). Наконец, и ¿-тфа^а представляет объект упования верующих: «А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление ^-тфсмаа^ Его» (2 Тим. 4:8, ср. 1 Тим. 6:14 и Тит. 2:13). Такое словоупотребление показывает, что все три термина описывают одно и то же событие135. Награда верующим и наказание неверующим - два аспекта одного пришествия Христова.
Откровение, или явление, происходит при сиянии славы Божества. Дело в том, что Писание учит нас о зримой природе славы Божества (ср. Исх. 16:10, Втор. 5:24). В полноте, конечно, эта слава для нас недоступна (1 Тим. 6:16). Прор. Моисей увидел лишь «задняя» Божия, но не лицо Его (Исх. 33:23), хотя Господь и говорил с ним «лицом к лицу» (Исх. 33:11). Итак, эту славу лишь отчасти могут видеть смертные люди (Исх. 16:7, 33:18, Ис. 40:5). Именно так увидели славу Божию апостолы при Преображении (Мф. 17:2) и ап. Иоанн Богослов в книге Откровения (Откр. 1:16). Так мы увидим ее все, по слову ап. Петра (в 1 Пет. 4:13 апостол говорит о «явлении славы» - тр апокаЛйфа тп; бб^п;).
Будущее откровение славы Божией тесно связано с событием Вознесения: об этом говорят апостолам два ангела (Деян. 1:11). Свидетели Иеговы, описывая Вознесение, пытаются представить облако способом скрыть Христа от апостолов; «придет таким же образом» означает, что он будет скрыт от посторонних людей при «невидимом
135Иванов М.С. Второе Пришествие // Православная энциклопедия. М., 2005. Т. 9. С. 728.
присутствии», а «увидят» его лишь ученики136. Однако в Писании облако имеет важную функцию: оно являет (а не просто символизирует) славу Божию. Так, свт. Григорий Палама отождествляет облако Преображения «со сверхнебесной славой Божией»137. Вознесение на облаке показывает ту славу, в которой многократно являл Себя Господь (ср., напр.: Исх. 16:10, 40:34-35; 3 Цар. 8:10-11). Однако облако Вознесения, в отличие от Преображения, до Второго Пришествия скрыло от людей славу Христову и Его Самого. Свт. Феофан Затворник объясняет, что «Воскресение на мгновение открыло славу Его, но Вознесение снова сокрыло Его», и лишь в конце веков Христос «откроется очевидно для всех во славе, яко Царь и Владыка всех, тем, что снидет с неба и виден будет всем»138. Что касается аргумента свидетелей Иеговы, то он показывает использование подмены тезиса. Как справедливо объясняет Р. Роудс, Вознесение не было невидимым: апостолы хорошо видели его своими глазами. Исчезновение же стало следствием Вознесения. Поэтому Христос вернется так же, как вознесся, т.е. видимо139.
С napouaia соединяется обетование воскресения мертвых (1 Кор. 15:23) и суда140. Понимая это, свидетели Иеговы вводят некое невидимое воскресение мертвых в духовном теле начиная с 1918 г.141 Долгое время они учили, что в том же году начался и суд, и лишь недавно отказались от этой доктрины142. Однако воскресение и немедленно следующий за ним суд в Новом Завете мыслится, безусловно, как событие, очевидное для всех - праведных и неправедных. Именно так Спаситель учит о воскресении, например, в притчах о Страшном суде, о десяти девах, о талантах, о пшенице и плевелах, о неводе (Мф. 25 и 13). Господь обещает воскресить праведников не за некоторое время до конца, но непосредственно в последний день (Ин. 6:40, 44, 54). Также и ¿n^avsia напоминает нам о суде живых и мертвых (ср. 1 Тим. 4:1, 8). En^avsia является конечным моментом, до которого нужно соблюдать заповедь Божию (1 Тим. 6:14) - именно потому, что после этого придется дать отчет о своих делах.
Надо сказать, три названных основных слова (anoKaAuYii;, ¿n^avEia, napouaia) не исчерпывают всей терминологии Нового Завета о Втором Пришествии. Так, их си-
136Cloud // Insight on the Scriptures. Brooklyn, New York, 2005. Vol. 1: Aaron - Jehoshua. P. 484; Иисус - путь, истина и жизнь. 2017. С. 310.
137Григорий Палама, свт. Омилия 35, На то же Преображение Господне // Его же. Беседы: в 3 тт. М., 1994. Т. 2. С. 98.
138Феофан Затворник, свт. Толкования посланий апостола Павла к Солунянам, к Филимону, к Евреям. М., 2005. С. 353.
139Роудс Р. Рассуждая со свидетелями Иеговы при помощи Писания. СПб., 2004. С. 337-340. Свою аргументацию он заканчивает таким выводом: «Преображение (Мф. 17), Вознесение (Деян. 1) и Второе Пришествие (Мф. 24) - это три последовательных явления божественной (зримой) славы Христа человечеству. Таким образом, упоминание об облаке в 1-й главе Деяний указывает на явление видимой славы Христа при Втором Пришествии» (Там же. С. 340).
140Иногда связь лароиойа и суда не так очевидна. Так, мы должны пребывать во Христе, чтобы «не постыдиться пред Ним в пришествие (лароиоВД Его» (1 Ин. 2:28, ср. 1 Фес. 5:23). Почему мы можем быть постыжены? Потому что пришествие означает начало суда над всеми людьми и окончательную победу над злом, но мы надеемся вместо суда перейти от смерти в жизнь (Ин. 5:24).
141 Проливается свет на присутствие Христа // Сторожевая башня. 1993. 1 мая. С. 13. В более поздней статье, правда, делается оговорка, что учение о 1918 г. небиблейское («Воскресение первое» уже происходит! // Сторожевая башня. 2007. 1 января. С. 28).
142«Скажи нам, когда это будет?» // Сторожевая башня. 2013. 15 марта. С. 6-7.
№ 2, 2017 (3)
Иерей Евгений Геннадьевич Веселов «Учение Свидетелей Иеговы о «Невидимом присутствии Христа» в свете новозаветной терминологии Второго Пришествия»
нонимом являются словосочетание «день Господень» (пм^ра той кирюи143) и вполне обиходное слово фа^рош (являться). День Господень - как бы технический термин для дня Второго Пришествия. В этот день, который еще впереди (2 Фес. 2:2), мы ожидаем спасения нашего духа от дел плоти (1 Кор. 5:5) и похвалы от Бога (2 Кор. 1:14), чтобы остаться неповинными (1 Кор. 1:8). Слово фа^рош в значении Второго Пришествия мы встречаем в Кол. 3:4. Оно используется также при описании реальных случаев присутствия, в том числе Иисуса Христа (например, Ин. 21:14), и при описании первого Его реального пришествия (1 Тим. 3:16), что в очередной раз опровергает мнение свидетелей Иеговы о невидимом присутствии Христа. Фел^рош используется как синоним слова пароuaÍа в 1 Ин. 2:28144, что еще раз утверждает взаимозаменяемость эсхатологических терминов.
Итак, мы одинаково ждем пришествия (Иак. 5:7), явления (Тит. 2:13), откровения (1 Пет. 1:7), дня Господня (2 Кор. 1:14). Это одно и то же событие — явное, видимое всему миру, соединенное с видимыми знамениями, воскресением всех мертвых и изменением всех живущих для немедленного всеобщего суда. Это событие откроет миру вечное Царство Христово, Царство славы. Лжеучение свидетелей Иеговы о «невидимом присутствии Христа» противоречит Священному Писанию и свидетельствует о том, что они совершенно не знают Иисуса Христа, образ пришествия Которого столь радикально искажают.
Библиографический список:
1. «Apokalupsis» и «Epiphania» в Его Втором Пришествии [Электронный ресурс] // URL: http://www.scripturestudy.net/statti/r2972.htm (дата обращения: 29.09.2017).
2. «Воскресение первое» уже происходит! // Сторожевая башня. 2007. 1 января. С. 28.
3. «Кто же верный и благоразумный раб?» // Сторожевая башня. 2013. 15 июля. С. 22-23.
4. «Скажи нам, когда это будет?» // Сторожевая башня. 2013. 15 марта. С. 7.
5. Cloud // Insight on the Scriptures. Brooklyn, New York, 2005. Vol. 1: Aaron -Jehoshua. P. 484; Иисус — путь, истина и жизнь. 2017. С. 310.
6. Presence // Insight on the Scriptures. Brooklyn, New York, 2015. Vol. 2: Jehovah -Zuzim. P. 676-677.
7. Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. СПб., 1899. Стб. 514.
8. Григорий Палама, свт. Беседы: в 3 тт. М., 1994. Т. 2.
1433аметим в сноске, что недопустимо отождествлять с днем Господним (пмФа той кирюи) тот день (¿V тр кирюкр пмФа), в который ап. Иоанн Богослов видел Спасителя в начале книги Откровения (Откр. 1:10). Свидетели Иеговы утверждают, что ап. Иоанн «под вдохновением... оказался в дне Господа», т.е. в наше время, после 1914 г. (Иисус — путь, истина и жизнь. 2017. С. 313). Однако день Господень - столь же точный, технический термин для последнего дня. Прилагательное кирюкп (от кирюко;) означает «принадлежащий Господу» (ср. 1 Кор. 11:20). Так именовался воскресный день уже у авторов II в.: в «Дидахэ» (14, 1), у св. Мелитона Сардийского и Дионисия Ареопагита (Евсевий Кесарийский. Церковная история 4, 26, 2; 4, 23, 11), в апокрифическом Евангелии Петра (9, 35; 12, 50). Поэтому в Синодальном переводе Откр. 1:10 говорится: «Я был в духе в день воскресный.».
144 «Итак, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится (ма ¿да фот£рш6р), иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие (¿V тр парома) Его».
9. Древнегреческо-русский словарь / Сост. И.Х. Дворецкий. М., '958. Т. 1. С. 203, 645; Т. 2. С. '266.
'0. Есть ли у вас бессмертная душа? // Сторожевая башня. 2007. '5 июля. '1. Живите в согласии с образцовой молитвой. Часть I // Сторожевая башня. 20'5. '5 июня. С. 22.
'2. Иванов М.С. Второе Пришествие // Православная энциклопедия. М., 2005. Т. 9. С. 728.
'3. Иисус — путь, истина и жизнь. 20'7. С. 259. '4. Когда Иисус стал царем? // Сторожевая башня. 2008. ' августа. '5. Полный текст решения Верховного Суда в деле о ликвидации Управленческого центра свидетелей Иеговы в России [Электронный ресурс] // URL: http://www. jw-org.info/20'7/05/tekst-reshenija-verhovnogo-suda-o-likvidacii-Svidetelej-Iegovy. html (Дата обращения: 28.09.20'7).
'6. Пришествие Иисуса или присутствие Иисуса - что? // Сторожевая башня. '996. '5 августа. С. ''.
'7. Проливается свет на присутствие Христа // Сторожевая башня. '993. ' мая. С. '3.
'8. Роудс Р. Рассуждая со свидетелями Иеговы при помощи Писания. СПб., 2004. '9. Феофан Затворник, свт. Толкования посланий апостола Павла к Солунянам, к Филимону, к Евреям. М., 2005.
20. Франц Р. Кризис совести. М., 2000. С. 207-208.
№ 2, 2017 (3)