УДК 21.009:008; 21.009:37;37
УЧЕНИЕ О РЕЛИГИИ В ИСТОРИЧЕСКИХ ТРУДАХ ЕПИСКОПА ХРИСАНФА (РЕТИВЦЕВА)
© 2015 В. А. Фурсов
аспирант философского факультета e-mail: aleksandr.fursoff2014@yandex.ru
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Сегодня, когда в школах России стали преподаваться Основы религиозных культур и светской этики и учащиеся стали знакомиться с культурными и педагогическими пластами православия, ислама, буддизма, иудаизма, воспитываться на идеалах этих учений, имя Епископа Хрисанфа (Ретивцева), который впервые в России широко взглянул на мировые религии, в том числе традиционные для нашего Отечества, выдвигается на первый план не только как историка религии, но и как педагога, который обратил взгляд культурной и педагогической общественности на воспитательные пласты религиозных учений. Для преподавателей курса ОРКСЭ («Духовная культура народов России») может стать настольной книгой капитальный труд Епископа Хрисанфа (Ретивцева) «Религии древнего мира и их отношение к христианству», к которому обращались виднейшие деятели русской культуры Лев Толстой, Владимир Соловьев, Василий Розанов.
Ключевые слова: епископ Хрисанф (Ретивцев), исторический метод, наука о религии, современная общественно-религиозная ситуация возвращение традиций изучения религий
Епископ Хрисанф (Ретивцев) (1831-1883) был одним из видных ученых своего времени - талантливым богословом, историком, и, в значительной степени, философом. Наш современник выдающийся священник и богослов о. Александр Мень прямо называет епископа Хрисанфа «пионером русского религиоведения».
Родился будущий Владыка Хрисанф (в миру Владимир Николаевич Ретивцев) в небольшом селе Еськи Тверской губернии в семье священника. Среднее образование получил в Бежецком духовном училище и Тверской духовной семинарии. Уже в эти годы отличался способностями к учению и успехами в учебе. Как лучший воспитанник, Владимир Ретивцев был отправлен семинарским начальством для получения высшего образования за казенный счет в Московскую духовную академию, где вновь выделялся своими способностями и трудолюбием. По окончании академии в 1856 г. назначается преподавателем Священного Писания в Костромскую духовную семинарию, затем становится бакалавром по курсу основного богословия в Казанской духовной академии. В 1865 г. направляется в Санкт-Петербургскую духовную академию, где первоначально был преподавателем, затем инспектором и, наконец, в 1869 г. стал ректором. Заслужил уважение преподавателей и студентов своей эрудицией в различных областях и интересными глубокими лекциями.
В 1874 г. покинул академию и был епископом в Астраханской (1874-1877), а потом и Нижегородской епархиях (1877-1879).
В каждой из этих епархий оставил о себе добрую память как талантливый проповедник и просветитель. В 1878 г. владыке Хрисанфу было присвоено звание доктора богословия.
В 1879 г. отправлен на покой с правом настоятельства в Московский Донской монастырь, где и скончался в 1883 г.
Получил множество церковных наград. Публиковался в журналах
«Христианское чтение», «Труды Киевской Духовной Семинарии», «Православное
ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ И АРХЕЛОГИЯ
Обозрение», «Православный Собеседник», «Странник».
Его творческое наследие составляет более чем двадцать трудов. Среди них -фундаментальные работы, заложившие, по мнению многих ученых, основы новой науки о религии [Антонов 2011]. Это, прежде всего, состоящий из трех томов капитальный труд «Религии древнего мира и их отношение к христианству: Историческое исследование» (СПб., 1873-1878. Т. 1-3) и работа по исследованию протестантизма и реформации «Характер протестантства и его историческое развитие» (СПб., 1871), статьи: «Взгляд на мнение новейших рационалистов о существе религии» (из лекции по основному богословию) (Православный собеседник. Казань, 1860, ч. 3); «Современное иудейство и отношение его к христианству» (лекция по обличительному богословию) (Труды Киевской духовной академии. Киев, 1860-1917; 1861. Кн. 9. и СПб., 1867); «Задача нравственного богословия, как науки» (Христианское чтение. СПб., 1868. Ч. 1. )
Сочинения Владыки Хрисанфа написаны научным языком и в то же время отличаются интересным оригинальным слогом. Повествование ведется понятно и последовательно. Он опирается на всемирно известных ученых своего времени, например, таких, как Макс Мюллер и Эммануэль Сведенборг. С его именем соединяется представление о блестящем преподавателе, ревностном и чутком к современным ему запросам духовно-религиозной жизни администратора. Несмотря на относительно недолгую жизнь, чуть более пятидесяти лет, он успел потрудиться на ниве науки в двух духовных академиях (Казанской и Петербургской) и оставить замечательные сочинения, посвященных истории и философии религии.
Научно-литературная деятельность Владыки Хрисанфа началась еще в период обучения его в Московской духовной академии и длилась почти непрерывно до тех пор, пока он был в состоянии работать. К сожалению, какие-либо значительные труды о епископе Хрисанфе как богослове и исследователе религий отсутствуют, но мы можем почерпнуть некоторые сведения о нем в этом контексте из периодики того времени.
Свод лекций иеромонаха Хрисанфа до нас не дошел, но, по сведениям П.В. Знаменского, его первая часть включала учение о бытии Божьем и бессмертии души, а также о происхождении религии и Божественном откровении, вторая — историю древних языческих религий, религии богооткровенной, ислама и иудаизма. Таким образом, основное место в его курсе занимала религиология, основанная на историческом (тогда он назывался «генетическим») методе, который был разработан им же в лекциях по истории религий.
В период же своего ректорства в Санкт-Петербургской семинарии и председательства в Учебном комитете Священного синода (1869-1874) епископ Хрисанф составил программу по основному богословию для семинарий.
Данный курс предполагал четыре основные части, соответствующие по своей архитектонике немецким курсам по фундаментальной католической теологии, которые епископ Хрисанф хорошо знал.
В первой предполагался христианский взгляд на феномен религии и ее происхождение — в контексте критики натуралистических, «пантеистических» и прочих теорий религии (в которых она трактовалась преимущественно как производное от других, «более базовых» факторов человеческого бытия), во второй — рассмотрение нехристианских религий (язычество, иудаизм, ислам), в третьей — христианство как единственно истинная и богодухновенная религия, в четвертой — православие как единственно истинная форма христианства.
По воспоминаниям его современников, епископ Хрисанф был человеком весьма талантливым, даровитым и к тому же разносторонним, живо интересовавшимся как
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 3 (35)
Фурсов В. А. Учение о религии в исторических трудах епископа Хрисанфа (Ретивцева)
современной политической обстановкой, так и достижениями науки.
Еще во время своего профессорства в Московской духовной академии оказал важные услуги Церкви разработкой вопроса о церковном суде в противодействие предполагавшейся в 1870-х гг. либеральной реформе этого суда; но для нашего времени владыка Христанф — в первую очередь представитель нового исторического метода в богословии, автор свежих по мысли и широте взглядов исследований по этому вопросу, проповедник-златоуст.
Известность епископу Хрисанфу также принесли его блестящие лекции по богословию, в которых соединялись его богословско-философская эрудиция с исторической и абстрактное мышление с духовным талантом. Отлично знал несколько древних и новых языков, прежде всего немецкий и латынь, а также древнегреческий и иврит [Знаменский 1891].
Например, в «Истории Казанской Духовной Академии» мы можем прочесть: «Это была крепкая философская и вместе с тем живая историческая и литературная голова с самою разносторонней, и научной, и житейской любознательностью» [Там же: 257].
Как утверждал его современник А.Л. Катанский, епископ Хрисанф был «очень даровитый, прекрасный, блестящий профессор, производивший сильное впечатление на студентов своими умными и живыми лекциями, он был очень популярен и в среде корпорации академических наставников. В высшей степени живой и общительный, интересовавшийся всем — от важных событий до мелочей жизни, он всегда был как нельзя более в курсе академической жизни и очень любил делиться своими впечатлениями со своими сослуживцами» [Катанский 2010: 241].
Особо выделим новый для того времени философско-исторический подход владыки Хрисанфа к изучению религий, а также его последовательный разбор различных религиозных верований, начиная с Древнего Мира и заканчивая современным ему христианством. В своих исследованиях каждую религиозную традицию и религиозно-философскую доктрину ученый-богослов рассматривал прежде всего как явление, изучал их происхождение и развитие на исторической почве современной им культуры и породившей их народности.
Созданный им философско-исторический метод исследования внес большое оживление в господствовавшую до того времени традиционную схоластическую систему преподавания.
В данной работе мы остановимся, прежде всего, на его вкладе в формирование отдельной науки о религии. В этой связи следует отметить, что именно епископ Хрисанф первым ввел курс истории религии в курс основного богословия, тем самым создав предпосылки для возникновения отдельной науки о религии.
Как указывает К.М. Антонов, «религиоведение тогда было тесно связано с богословскими факультетами: именно на них были открыты первые религиоведческие кафедры К. Тиле и П.Д. Шантепи де ля Соссе. В России, в КазДА и СПбДА именно архимандрит Хрисанф (Ретивцев) начал систематически включать раздел по истории религии в курс основного богословия. Это свидетельствовало о том, что значительной частью богословского сообщества осознавалась необходимость в дополнительном исследовании явлений религиозной жизни, обосновании богословского знания через обращение к истории религии и религиозным аспектам современной культуры» [Антонов].
Владыка Хрисанф высказывался об истории религии в рамках богословских исследований от первых отцов-апологетов до современных автору католических и протестантских богословов. Последнее представляет особый интерес для понимания ранней истории религиоведения, формировавшегося в значительной мере именно в
ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ И АРХЕЛОГИЯ
связи с широким распространением указанного интереса в богословской среде.
Интерес же этот распространялся в тесной связи с общим изменением методологии в богословской науке: от схоластических методов мышления и
преподавания к историческим, что влекло, в свою очередь, осознание необходимости при обосновании богословского знания дополнить философию историей религии (см.: [Антонов 2011]).
В «Истории Казанской Духовной Академии» отмечается, что «влияние бакалавра Хрисанфа на преподавание богословских и даже философских наук в академии было громадное. Благодаря его трудам и увлекательному примеру в богословском образовании академии произошло полное обновление, вследствие которого значительно возбужден был интерес к самому изучению богословских и философских предметов» [Знаменский 1891: 262].
Таким образом, исследование работ Владыки Хрисанфа предоставляет нам возможность увидеть, что одним из его важнейших творческих достижений явилось формирование интереса к истории религии как в богословской, прежде всего в духовно-академической, традиции, так и в литературной среде Российской империи. Им была заложена почва для развития религиоведческих исследований, формирования особой науки о религии.
Сквозь призму своего философско-исторического метода епископ Хрисанф исследует протестантизм в книге «Характер протестантизма и его историческое развитие». В ней дается не только полный и критический обзор современных ему протестантских течений (лютеранства, кальвинизма и англиканства). Он оценивает значение для науки о религии таких личностей, как Мартин Лютер, Жан Кальвин, Г енрих VIII. В целом же его восприятие Реформации можно выразить общей позицией, согласно которой «протестантство поставило во главу угла принцип “Верую -следовательно, спасаюсь”» [Хрисанф (Ретивцев) 1860: 26].
Владыка Хрисанф хочет не опровергнуть, а сказать, что эти религии существуют сами по себе. Пишет обзор о тех, кто писал о протестантизме до него, о немецких и российских авторах, в том числе Хомякове, и считает, что реформацию подготовили немцы. Для протестантского мира Германия то же, что Рим для католичества. Германия - страна науки.
В своей работе «Взгляд на мнение новейших рационалистов о существе религии» он указывал, как немецкая философия понимает христианское учение о Боге: «Божество, которому от века поклонялся человек, по их учению, есть не более, как порождение нашего собственного духа, — нашей мысли и чувства или наших нравственных стремлений. Оно есть только общее отвлеченное (идеальное) начало мировой жизни и живет только в нашем представлении!» [Хрисанф (Ретивцев) 1860: 446].
Говоря об историческом развитии протестантизма, ученый, кроме обозрения современных ему протестантских течений, дал обширный обзор идей о том, какое влияние протестантство имело на немецкую философию. Например, он считал, что «Шеллингова и Гегелева философия - плоть от плоти и кость от костей Лютера и Кальвина». Таким образом, он утверждал, что никогда еще не было религии, так сочетавшейся с философией: «Никогда еще не было вероисповедной формы настолько отвлеченной и гибкой, в которой всякое философическое воззрение укладывалось бы с такой свободой и легкостью» [Хрисанф (Ретивцев) 1871: 5].
Выступая перед студентами Казанской духовной академии, «дал целый ряд превосходных очерков из истории философии об отношении к христианству систем идеалистических систем Канта и философов его школы, затем Шеллинга, Фихте, Гегеля и главных направлений гегельянской школы» [Знаменский 1891: 260].
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 3 (35)
Фурсов В. А. Учение о религии в исторических трудах епископа Хрисанфа (Ретивцева)
Стоит выделить взгляды Владыки Хрисанфа на раннюю историю религии, в этом смысле считаем важным обратиться к основному историко-богословскому труду его жизни «Религии древнего мира и их отношение к христианству: Историческое исследование», в котором мы видим, что владыка Хрисанф был сторонником теории прамонотеизма, как он говорил, «первобытного истинного монотеизма» [Хрисанф (Ретивцев) 1872: 45].
Как христианский богослов, Владыка Хрисанф настаивает на существовании первобытного монотеизма, затем забытого и искаженного языческим политеизмом, вначале очень простым и похожим на единобожие. Однако это и другие аналогичные упоминания из разных культур, трактуемые Хрисанфом как остатки изначального монотеизма [Там же: 51-60], можно понять и как доказательства существования единобожия у многих народов древности в различных регионах мира.
В соответствии с библейским преданием о падении человека, Хрисанф говорит о том, что язычество стало продуктом деградации истинной монотеистической религии, «отпадения человеческого духа от божества в мирприроды» [Там же: 71].
Таким образом, ученый-богослов считал, что первоначальным верованием древних людей была вера в единое божество и что дальнейший политеизм является уклонением от первоначального монотеизма и свойственен всем народам, за исключением еврейского, о чем еще пойдет речь ниже.
Следует отметить исследование ученым-богословом иудаизма в рамках статей «Ветхозаветное учение о Боге сравнительно с воззрениями на Божество в древних языческих религиях» и «Современное иудейство и отношение его к христианству». В них он ставит вопрос о значении имен Бога в иудаизме, о современном положении еврейского народа, о проблемах образования, науки и религии и возможности диалога между христианством и иудаизмом и положительно оценивает возможность такого диалога [Хрисанф (Ретивцев) 1861].
Примечательно, что на эти работы владыки ссылался Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время своей встречи с еврейской диаспорой в США (г. Нью-Йорк) в ноябре 1991 г., таким образом подчеркивая возрастающее значение работ епископа Хрисанфа для понимания современной общественнорелигиозной ситуации в мире. Также, в частности, на отрывок об особенностях еврейской религии из капитального труда епископа Хрисанфа «Религии древнего мира и их отношение к христианству» (Т. 3. СПб, 1873) опирается современный научнопросветительский журнал «Духовно-нравственное воспитание» в своем специальном номере за 2013 г., посвященном опыту преподавания Основ иудейской культуры в учебных заведениях Еврейской автономной области России.
Таким образом, можно утверждать, что творческое наследие епископа Хрисанфа (Ретивцева) становится особо актуально в наши дни, когда начался процесс возвращения традиций изучения и преподавания религии в школах и вузах.
Владыка Хрисанф первым ввел философско-исторический метод в вопросе научного изучения религии, что повлекло за собой дальнейший интерес к данной области познания, также (как мы уже указали выше) он начал последовательно вводить курс истории религии в курс богословия, что тоже поспособствовало интересу к научному изучению религии.
Нельзя также умалять его достижений в области изучения отдельных вопросов религиоведческой тематики, таких как историческое развитие протестантизма, в том числе оценка влияния протестантизма на немецкую философию; его теорию прамонотеизма, и его исследование отношений иудаизма и христианства и диалога христиан и иудеев, его исследование буддизма, индуизма и других религий.
В целом вопрос о значении работ епископа Хрисанфа (Ретивцева) в становлении
ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ И АРХЕЛОГИЯ
отечественной науки о религии (в частности, философии и истории религии), безусловно, требует дальнейшего рассмотрения.
Библиографический список
Антонов К.М. Историческое изучение религии в духовно-академической традиции в дореволюционной России // Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия 2011 . Вып. 1 (33) . С. 39-55.
Антонов К.М. Религиоведение на Богословском факультете: идея и проблемы. URL: http: //www.bogoslov.ru/text/1 138282.html (дата обращения: 13.05.2015).
Знаменский П.В. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования. Казань, 1891-1892. Вып. 2. C. 255-265.
Катанский А.Л. Воспоминания старого профессора. С 1847 по 1913 год. Нижний Новгород, 2010. 432 с.
Хрисанф (Ретивцев) архим. Взгляд на мнение новейших рационалистов о существе религии (из лекции по основному богословию) // Православный собеседник. Казань, 1860. Ч. 3.
Хрисанф (Ретивцев) архим. Религии древнего мира и их отношение к христианству: Историческое исследование. Т. 1. СПб., 1872.
Хрисанф (Ретивцев) архим. Современное иудейство и отношение его к
христианству (лекция по обличительному богословию) // Труды Киевской духовной академии. Киев, 1861. Кн. 9
Хрисанф (Ретивцев) архим. Характер протестантства и его историческое развитие. СПб. 1871.
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 3 (35)