- снижение уровня трудовой и исполнительской дисциплины, неисполнение принятых законодательством актов, нарушение платежей и взаиморасчетов, неустойчивость налоговых ставок, принудительные отчисления и платежи и др.
Для принятия решений, сопряженных с риском, предприниматель должен учитывать объективные и субъективные факторы. Индивидуальные черты лица, принимающего решение, связанное с риском, включают такие свойства, как оригинальность мышления, уровень тревоги, агрессивность самостоятельность и др. Большинство психологов считают, что склонность к риску определяется главным образом условиями обстановки или некоторыми индивидуальными и психологическими особенностями человека.
При принятии решений, сопряженных с риском, предприниматели, способные выдвигать несколько альтернативных решений, обычно обладают такими качествами, как вера в собственные силы, большая стойкость к стрессу, установка на внешнее окружение.
Необоснованный риск, как правило, оказывает отрицательно влияние на качество проекта и его осуществление.
Необоснованный риск в некоторых случаях может соблазнить предпринимателя принять проект к реализации и на первом этапе получить счастливый исход.
В экономической литературе недостаточно разработаны методы и критерии оценки предпринимательского риска применительно к конкретным ситуациям и видам деятельности. В рыночных отношениях процессы производства, потребления, кооперирования, обращения продукции ориентируют предпринимателей на соответствующее поведение в условиях неожиданности и риска. Удачные решения вознаграждают предпринимателей хорошей прибылью, а неудачные -банкротством.
Крыцкий В.Р.
УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР БОЛЬШЕКАМЕНСКОГО ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ - СТРУКТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
В современных социально-экономических условиях все больше актуализируется вопрос формирования новых системы отношений между образовательными учреждениями и работодателями, органами государственной и местной власти, службами занятости. Формирование партнерских отношений помогает участникам объединиться в поиске оптимальных путей реализации, как своих собственных интересов, так и, в конечном счете, общего экономического интереса, заключающегося в подготовке квалифицированных кадров, востребованных рынком труда на территории.
Одной из основных задач системы дополнительного профессионального образования -Учебного центра института является удовлетворение потребностей различных отраслей экономики ЗАТО Большой Камень и Шкотовского района в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов,
доступ для студентов института в получении рабочей профессии или специальности.
Учебный центр Большекаменского института экономики и технологий (филиал ДВГТУ) -создан по решению Ученого совета от 11. 05. 2005 г. протокол №26 и введен в структуру приказом ректора ДВГТУ №ОВ-72 от 01.07. 2005 года
Основой в деятельности и развитии Учебного центра является система договорных отношений с Краевыми государственными учреждениями центрами занятости населения г. Большой Камень и г. Фокино, ОАО ДВЗ «Звезда», ЗАО Большекаменская «Эра», Филиал ОАО АСЗ - ЗСО "Восток", другими организациями и предприятиями города и района.
Система начального профессионального образования в курсовой подготовке построена на гибких формах организации учебного процесса, разработкой учебных планов доступных для широких слоев населения с различными образовательными уровнями.
Социальная значимость деятельности Учебного центра определяется основной целью -содействие повышению профессионального образовательного уровня населения ЗАТО Большой
Камень, ЗАТО Фокино и Шкотовского района за счет включения в актив института совместных с центрами занятости населения реализацию государственных программ в обучении безработного и незанятого населения.
Привлечение в образовательный процесс квалифицированных преподавателей высшего и среднего профессионального звена института, использование современных образовательных методических технологий и доступ к материально-техническим ресурсам позволил Учебному центру значительно расширить сегмент своего участия на рынке образовательных услуг региона.
Динамика выпуска слушателей курсов дополнительного профессионального образования представлена в таблице.
Таблица
Наименование курса Контингент
2005/2006 уч.г. 2006/2007 уч,г. 2007/2008 уч.г. 2008/2009 уч.г.
Бухгалтер 11 18 7 -
Менеджер торгового зала 11 24 19 49
Менеджер по персоналу - - - 47
Офис-менеджер 25 35 15 19
Пользователь ПК 33 45 И 16
1-С предприятие 1 9 11 43
Системный администратор 7 - - -
Электрогазосварщик - 15 - 9
Итого: 88 146 63 183
Снижение контингента обучаемых в 2007/2008 учебном году обусловлено, вероятно, некоторой стабилизацией экономического положения ведущих предприятий региона, инертностью в перепрофилировании образовательной системы Учебного центра института и другим причинам субъективного характера.
Кризисные явления и адекватная политика государства в условиях мирового кризиса по обучению и переобучению безработных, а так же участие Учебного центра института в программах опережающего профессионального обучения граждан находящихся под угрозой увольнения позволили в 2008/2009 учебном году увеличить число слушателей.
Решение Ученого совета ДВГТУ от 26 марта 2009 года (протокол №7) в части постановления "Состояние и перспективы дополнительного профессионального образования в ДВГТУ" и увеличение бюджетных средств, направляемых в центры занятости населения г. Большой Камень и г. Фокино позволяет на 2009/2010 учебный год прогнозировать некоторое увеличение контингента Учебного центра института из числа безработного и незанятого населения, а также опережающего профессионального обучения граждан находящихся под угрозой увольнения.
Планы деятельности Учебного центра института по курсовой подготовке предполагают так же организацию довузовского обучения выпускников девятых и одиннадцатых классов школ города.
Курсовая подготовка девятиклассников организовывается на базе института. Занятия проводят преподаватели факультета среднего профессионального образования. Такая форма совместной деятельности ВУЗа и школ позволяет активно решать профориентационные задачи. Более 90 % выпускников из числа слушателей курсовой подготовки поступают на факультет среднего профессионального образования.
Обучение выпускников одиннадцатых классов в подготовке к Единому государственному экзамену и повышение их общеобразовательного уровня организовывались Учебным центром с привлечением преподавателей выпускных классов школ города. Наиболее целесообразной оказалась подготовка к ЕГЭ из числа выпускников факультета среднего профессионального образования института и выпускников профессионального лицея №15 г. Большой Камень
Деятельность Учебного центра в организации курсовой подготовки регламентируется основными документами:
* «Общероссийский классификатор профессий рабочих должностей служащих и тарифных разрядов» (в дальнейшем, Общероссийский классификатор), (М., 2000 г. ОК 016-94 изд.Минтруд России, Госстандарт России с дополнениями и изменениями).
* Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) (выпуска 1 -69; Москва., 1999-2000 гг. изд. Министерство труда и социального развития Российской Федерации). *Перечень профессий профессиональной подготовки (в дальнейшем Перечень профессий) (М., 2001 г., Минобразования России).
^Рекомендации к разработке учебных планов и программ для краткосрочной подготовки граждан по рабочим профессиям (М., 2000 г., Минобразования России)
*Модель учебного плана для профессиональной подготовки персонала по рабочим профессиям (М., 1994 г., приказ Минобразования России № 407 от 21.10.94 г.)
*Перечень основных профессий рабочих промышленных производств (объектов) подконтрольных Госгортехнадзору России, программы обучения которых должны согласовываться с органами государственного надзора в области промышленной безопасности (М., 1998 г., изд. Федеральный горный и промышленный надзор России).
* Библиотечка правил безопасности в различных отраслях промышленности (М., 1995-2000 гг, НПО ОБТ).
Татаринова М.В.
ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Президент России Медведев неоднократно ставил перед правительством цель удвоения ВВП, но ее невозможно достичь без существенного повышения эффективности и качества результатов деятельности промышленных предприятий. Эффективность деятельности предприятия определяется качеством человеческих ресурсов. Следовательно, эффективно все то, что вкладывается в их развитие. Для повышения и качества необходимо в первую очередь проведение технологической политики и решение кадровых проблем предприятий, включая повышение качества подготовки и переподготовки специалистов всех уровней.
Судостроительная промышленность является значимым сегментом машиностроительной отрасли (относится к разделу производство транспортных средств и оборудования) и в виду преимущественной ориентированности на выпуск продукции военного назначения — оборонно-промышленного комплекса. Потенциал судостроительной промышленности включает в себя около 4000 предприятий и организаций, различающихся по специализации, форме собственности, значимости и другим факторам. Стратегией развития судостроительной промышленности на период до 2020 г. предусмотрено объединение российских предприятий в судостроительную корпорацию с целью сохранения и развития научно-производственного потенциала оборонно-промышленного комплекса, гражданского судостроения, освоения континентального шельфа. В корпорацию войдут ЦКБ «Рубин», «Малахит», «Алмаз» и три центра судостроения: ОАО «Западный центр судостроения» в Санкт-Петербурге, ОАО «Северный центр судостроения и судоремонта» в Северодвинске, ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» во Владивостоке. Значимость судостроительной отрасли для развития машиностроительного комплекса подтверждается и значительным числом занятых (более 200 тыс. человек без учета смежных производств).