19-й итог. науч. сес. Гомел. гос. мед. ун-та, Гомель, 23-24 февраля 2010 г.: в 4 т. / Гомел. гос. мед. ун-т; редкол.: А.Н. Лызиков [и др.]. - Гомель, 2010. -Т.1. - С.30-32.
3. Алиева, Т.М. Частота и структура патологии щитовидной железы среди женщин фертильного возраста и беременных в регионе с йодной недостаточностью / Т.М. Алиева // Пренатальная диагностика. - 2008. - Т.7, №2. - С.138-143.
4. Методы диагностики и лечения патологии щитовидной железы при беременности: инструкция по применению: утв. М-вом здравоохранения Респ. Беларусь 29.11.2013 / Л.В.Гутикова, Н.А.Смолей (Лях-нович), Л.В.Никонова; УО «Гродн. гос. мед. ун-т». -Гродно, 2013. - 15 с.
5. Петрухин, В.А. Йоддефицит и беременность /
B.А.Петрухин, Ф.Ф.БурумкУлова // Лечащий врач. -
2008. - №1. - С.68-70.
6. Сидорова, И.С. Беременность и эндокринная патология / И.С.Сидорова, И.О.Макаров, Е.И.Боровкова. - 2-е изд. - М.: Практ. медицина,
2009. - 144 с.
7. Шилович, Л.Л. Биохимическое значение селена / Л.Л.Шилович, В.В.Стрелецкий // Актуальные проблемы медицины: сб. науч. тр., Гомель, 2008. -
C.153-156.
8. Blatt, A.J. National status of testing for hypothyroidism during pregnancy and postpartum / A.J.Blatt, J.M.Nakamoto, H.W.Kaufman // J. Clin. Endocrinol. Metab. - 2012. - Vol.97, N3. - P.777-784.
9. Frequency of subclinical thyroid problems among women during the first trimester of pregnancy / L.Mosso [et al.] // Rev Med. Chil. - 2012. - Vol.140, N11. -P.1401-1408.
10. Glinoe, D. Pregnancy and iodine deficiency / D. Glinoer // J. Clin. Endocrinol. Metab. - 2006. -Vol.264, N2. - P.125-138.
11. Jauniaux, E. Onset of maternal arterial blood flow and placental oxidative stress. A possible factor in human early pregnancy failure / E.Jauniaux, A.L.Watson, J Hempstock // Am. J. Pathol. - 2000. - Vol.157, N6. -P.2111-2122.
Поступила 23.07.2015г.
Учебный стресс у студентов-медиков: причины и проявления
Новгородцева И.В., Мусихина С.Е., Пьянкова В.О.
Кировская государственная медицинская академия, Россия
Novgorodtseva I.V., Musihina S.E., Pyankova УО.
Kirov State Medical Academy, Russia
Training stress of medical students: causes and manifestations
Резюме. Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. По данным ВОЗ, 45% всех заболеваний связано именно с чрезмерно сильным и длительным психологическим напряжением или со стрессом. В физиологии, психологии, медицине этот термин применяется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Учебный стресс у студентов развивается из-за большого потока информации, из-за отсутствия системной работы в семестре, в период сессии, из-за ссор, неудач и других событий жизни, которые обозначаются как психические травмы. Последствием учебного стресса может стать невроз, функциональное заболевание нервной системы. Когда страдает нервная система, ресурсы истощаются, заставляя работать организм учащегося на пределе. Период обучения оказывает значительное влияние на формирование личности, поэтому проблема учебного стресса студентов весьма актуальна. Представлен анализ причин и проявлений учебного стресса у студентов-медиков. Ключевые слова: учебный стресс, проявления учебного стресса.
Медицинские новости. - 2015. - №8. - С. 75-77. Summary. Nowadays one of the most common kinds of affects is stress. According to the WHO, 45% of all diseases connect with excessive and prolong the psychological stress that occurs in humans or stress. In physiology psychology medicine, this term is used to denote the broad range of human conditions that occurs in response to a variety of extreme conditions. Academic stress among students develops due to the large flow of Information, due to the lack of systematic work in the semester, the stress during the session, quarrels, failures and other events that are designated as trauma. The consequence of academic stress can be a neurosis, functional disease of the nervous system, when suffering from the nervous system of student resources are depleted, pushing the body to the limit. The period of training has a significant influence on the formation of personality; therefore, the problem of academic stress of the students is very important. The article analyzes the reasons contributing to the emergence and manifestation of academic stress among medical students. Keywords: academic stress, academic stress manifestations. Meditsinskie novosti. - 2015. - N8. - P. 75-77.
Стресс (англ. stress - давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) - неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса.
Термин «стресс» в физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать».
Знаменитый исследователь стресса канадский физиолог Ганс Селье в 1936 г. опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому, но длитель-
ное время избегал употребления термина «стресс», поскольку тот использовался во многом для обозначения «нервно-психического» напряжения. Только в 1946 г. Г. Се-лье начал систематически использовать термин «стресс» для обозначения общего адаптационного напряжения.
Стрессам подвержен каждый человек вне зависимости от своих характеристик.
Степень влияния стрессоров на организм человека может быть самой различной: от легкого возбуждения, до тяжелейшего психосоматического расстройства посттравматического стресса. В любом случае проявления стресса влияют на все компоненты личности.
Существует большое количество подтверждений тому, что учебный стресс -неотъемлемая часть студенческой жизни.
Стресс, испытываемый студентами, может сказываться на обучении (приобретении, применении и переработке знаний), что препятствует академической успеваемости. Трудности с успеваемостью в свою очередь также создают дискомфорт, в результате чего общий стресс усиливается.
Для современного студента, как и для любого человека, стресс - это не сверхъестественное явление, а, скорее, реакция на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с повседневными трудностями, на факторы, связанные с работой и деятельностью организации или событиями в личной жизни.
Для студента вуза проблемы и трудности могут вызвать следующие факторы: недостаток сна; несданные вовремя работы; невыполненные или выполненные
Рисунок 1
| Оценка причин учебного стресса у студентов-медиков, балл
Рисунок 2
I Оценка проявлений учебного стресса у студентов-медиков, балл
Рисунок 3
I Признаки проявления учебного стресса у студентов-медиков, %
Рисунок 4
I Приемы снятия учебного стресса у студентов-медиков, %
неправильно задания; большое количество пропусков занятий; недостаточно полные знания по дисциплине; плохая успеваемость по определенной дисциплине; отсутствие интереса к дисциплине или предлагаемой студенту работе; увеличение учебной нагрузки; конфликтные ситуации; плохие физические условия (отклонение в температуре помещения, плохое освещение или чрезмерный шум и др.); личностные факторы (болезнь члена семьи, изменение числа друзей, конфликты с одногруппниками и близкими людьми, переезд, значительные личные достижения, изменение финансового положения, тип нервной системы и др.).
Итак, учебный стресс - это абсолютно нормальная реакция организма, связанная с повседневной жизнью каждого студента, составная часть образа жизни. От самого студента зависит, как часто и продолжительно он будет находиться в стрессовом состоянии, каковы будут проявления учебного стресса.
Цель исследования - изучение причин и проявлений учебного стресса у студентов-медиков.
Материалы и методы
Объект исследования: 205 студентов 2-го курса Кировской государственной медицинской академии (КГМА), специальность «Лечебное дело», возраст от 18 до 23 лет.
Методы исследования: теоретический анализ источников информации, тестирование, математическая обработка данных. Также использовалась методика Ю.В. Щербатых, предназначенная для определения основных причин учебного стресса.
Результаты и обсуждение Причины возникновения учебного стресса
У юношей основными причинами возникновения учебного стресса являются большая учебная нагрузка, строгие преподаватели, в равной степени непонятные учебники и нерегулярное питание. Меньше всего их волнуют конфликты в группе.
У девушек причинами возникновения учебного стресса являются большая учебная нагрузка, жизнь вдали от родителей, неумение правильно организовать свой режим дня. Меньше всего их волнуют
проблемы совместного проживания с другими студентами, конфликты в группе, нежелание учиться или разочарование в профессии.
Основные причины возникновения стресса у студентов 2-го курса лечебного факультета КГМА по результатам тестирования (по 10-балльной шкале): большая учебная нагрузка, нерегулярное питание, отсутствие учебников. Меньше всего волнуют: проблемы совместного проживания с другими студентами, конфликты в группе, нежелание учиться или разочарование в профессии (рис. 1).
Уровень
постоянного учебного стресса
У юношей уровень постоянного учебного стресса за последние 3 месяца учебы практически не изменился (44,4%), у 47% девушек незначительно возрос, а у 44% значительно увеличился.
Оценка уровня постоянного стресса за последние 3 месяца учебы у студентов-медиков: незначительно увеличился - 41%, значительно уменьшился - 35%, не изменился - 20%, незначительно уменьшился -2%, значительно уменьшился - 2%.
МЕДИЦИНСКИЕ НОВОСТИ
№ 8 • 2015
76
Таким образом, уровень учебного стресса за последние три месяца учебы у большинства студентов в целом возрос в связи с волнением за результаты предстоящей экзаменационной сессии. Проявления стресса И у юношей, и у девушек стресс в основном проявляется на психологическом уровне, что сказывается на понижении работоспособности студентов, плохом сне, нехватке времени (рис. 2).
Из биологических признаков проявления учебного стресса и у юношей, и у девушек наиболее выделяются учащение сердцебиения, скованность и дрожание мышц.
Биологических признаков стресса у большинства студентов не выявлено или они присутствуют в малых количествах (рис. 3). Экзаменационное волнение У юношей средний показатель экзаменационного волнения немного завышен (7,7 балла), девушки волнуются больше нормы (9,5 балла). Средний показатель экзаменационного волнения у студентов-медиков в целом повышен и составляет 8,6 балла.
Приемы снятия учебного стресса
Юношам с предэкзаменационным волнением помогают справиться повторение материала, отвлечение на другую тему, а также шоколад и хороший сон. Девушки снимают предэкзаменационное волнение перерывами в подготовке к экзамену, переключением на другие дела, тщательной подготовкой, вкусной едой, сном, поддержкой родных.
В целом, по данным тестирования, студенты-медики снимают предэкзаменационное волнение разными способами: первые места занимают сон, вкусная еда, общение; далее следуют перерывы в учебе, отвлечения на другие дела, занятия дыхательной гимнастикой, успокоительные препараты; некоторые студенты не применяют никаких методов снятия волнения (рис. 4).
Таким образом, основными причинами возникновения учебного стресса у студентов 2-го курса КГМА, специальность «Лечебное дело», являются большая учебная нагрузка, нерегулярное питание, отсутствие учебников. Меньше всего волнуют проблемы совместного проживания с
другими студентами, конфликты в группе, нежелание учиться или разочарование в профессии. Уровень стресса за последние три месяца учебы у большинства студентов возрос. Проявляется учебный стресс в основном на психологическом уровне, что сказывается на понижении работоспособности студентов, нехватке времени, невозможности избавиться от посторонних мыслей. Из биологических признаков проявления учебного стресса выделяется учащение сердцебиения, скованность, дрожание мышц. Основной способ снятия стресса - сон, его указали 75% опрошенных. Студенты волнуются больше нормы (8,6 балла). Предэкзаменационное волнение снимается перерывами в подготовке к экзамену, переключением на другие дела, тщательной подготовкой, вкусной едой, сном, поддержкой родных, занятиями дыхательной гимнастикой, успокоительными препаратами. Большинство студентов не применяют никаких методов снятия волнения.
Поступила 30.03.2015 г.
Факторы, определяющие исход гнойно-септических осложнений острого гнойного воспаления среднего уха
Семак Л.И.
9-я городская клиническая больница, Минск, Беларусь
Semak L.I.
Municipal Clinical Hospital N9, Minsk
The factors determining the outcome of suppurative-septic complications
of acute suppurative inflammation of middle ear
Резюме. Определены предикторы неблагоприятного исхода течения осложненных форм острого гнойного среднего отита (гидроцефально-гипертензионный симптомокомплекс, синдром взаимного отягощения, возрастной ценз пациентов и гендерная принадлежность), двусторонней нейросенсорной тугоухости у пациентов после внутричерепного и темпорального осложнений. Необходимо диспансерное наблюдение пациентов после перенесенных отогенных осложнений.
Ключевые слова: острый гнойный средний отит, внутричерепные осложнения, темпоральные осложнения, нарушение жизнедеятельности, реабилитационный потенциал, гипертензионно-гидроцефальный синдром, нейросенсорная тугоухость, кондуктивная тугоухость.
Медицинские новости. - 2015. - №8. - С. 77-82. Summary. In this article determined predictors of unfavorable outcome of complicated forms of acute purulent middle oitis (hydrocephalic-hypertensive complex of symptoms, reciprocal poundage syndrome, patients age requirement and sexual identity), bilateral sensorineural hearing loss by patients after intracranial and temporal complications, requirement of observation patients after otogenic complication.
Keywords: acute purulent middle otitis, intracranial complications, temporal complications, vital function disorder, rehabiiitationpotential, hypertensive-hyfrocephalic syndrome, sensorineural hearing loss, condactive hearing loss. Meditsinskie novosti. - 2015. - N8. - P. 77-82.
Гнойно-воспалительные заболевания уха, горла и носа относятся к числу наиболее распространенных заболеваний: ими страдает до 70-75% человеческой популяции [3]. Среди всех госпитализированных в профильные стационары
по экстренным показаниям пациенты с гнойно-воспалительными заболеваниями ЛОР-органов составляют практически 80%. При неблагоприятном течении этой патологии развиваются смертельно опасные осложнения: отогенные и рино-
синусогенные, внутричерепные, флегмоны шеи, медиастиниты. Наличие и характер осложнений любого гнойно-воспалительного заболевания отражает, прежде всего, уровень существующей профилактики и адекватность лечебно-диагностических