Научная статья на тему 'Учебный проект как форма взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной работы студентов при изучении гуманитарных дисциплин в условиях информатизации образования'

Учебный проект как форма взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной работы студентов при изучении гуманитарных дисциплин в условиях информатизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТОРНАЯ И ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ / ГУМАНИТАРНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кручинина Г. А., Кручинин М. В.

Рассматриваются проблемы взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов при изучении гуманитарных дисциплин с использованием метода проектов. Акцентируется внимание на использовании средств информационных и коммуникационных технологий в обучении гуманитарным дисциплинам в вузе. Приводятся результаты экспериментальной работы по оценке студентами гуманитарных, естественно-научных и технических направлений отдельных аспектов информатизации, использования метода проектов при обучении в вузе и их обсуждение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кручинина Г. А., Кручинин М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AND EXTRACURRICULAR WORK OF STUDENTS STUDYING HUMANITIES SUBJECTS IN THE CONTEXT OF INFORMATIZATION OF HIGHER EDUCATION

We discuss the relationship between classroom and extracurricular (independent) work of students in the study of the humanities using the project method. Special attention is given to the use of information and communication technologies in teaching the humanities at the university. The results are presented and discussed of experimental work on the assessment of certain aspects of education informatization by students, the use of the project method when teaching the humanities, sciences and technical disciplines in the university.

Текст научной работы на тему «Учебный проект как форма взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной работы студентов при изучении гуманитарных дисциплин в условиях информатизации образования»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2014, N° 3 (35), с. 169-176

Педагогические науки 169

УДК 378.180.6 + 370.187

УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ КАК ФОРМА ВЗАИМОСВЯЗИ АУДИТОРНОЙ И ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

© 2014 г. Г.А. Кручинина, 1 М.В. Кручинин2

1 Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского 2 Волжская государственная академия водного транспорта, Нижний Новгород

galinakruchinina2009@rambler.ru

Поступила в редакцию 01.06.2014

Рассматриваются проблемы взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов при изучении гуманитарных дисциплин с использованием метода проектов. Акцентируется внимание на использовании средств информационных и коммуникационных технологий в обучении гуманитарным дисциплинам в вузе. Приводятся результаты экспериментальной работы по оценке студентами гуманитарных, естественно-научных и технических направлений отдельных аспектов информатизации, использования метода проектов при обучении в вузе и их обсуждение.

Ключевые слова: аудиторная и внеаудиторная работа студентов, учебный проект, гуманитарные учебные дисциплины, информационные и коммуникационные технологии, информатизация образования.

Проблемы современного профессионального образования (повышение компетентности выпускников вузов, повышение профессионального уровня преподавателей, освоение новых образовательных технологий, переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь») оказываются напрямую связанными с информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ). В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в статье 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации», отмечается, что необходимо «использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения». В Федеральных целевых программах «Электронная Россия» (2002-2010), «Стратегии развития информационного общества в Российской федерации», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года» особое внимание уделяется внедрению в систему образования электронных средств учебного назначения, современных информационных и коммуникационных технологий, которые способствуют созданию единого информационного пространства, повышению качества, доступности и конкурентоспособности отечественного образования [1; 2].

Общество предъявляет новые требования к путям приобретения и передачи знаний и той роли, которую играет образование в этих процессах. На первый план выходит задача принципиально нового конструирования содержания и организации учебного материала, педагогической деятельности преподавателя и учебной работы студента в информационно-образовательной среде. Развитие средств информационных и коммуникационных технологий создало принципиально новую ситуацию в работе с информацией. ИКТ дают возможность активизировать когнитивную деятельность студентов, порождают дополнительную мотивацию учения, позволяют индивидуализировать обучение. Главными особенностями обучения студентов гуманитарным дисциплинам (правоведению, психологии, педагогике, менеджменту, иностранному языку и др.) стало использование ИКТ в аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работе [3].

Обсуждая проблему профессиональной подготовки в условиях информатизации образования, академик РАО В.В. Лаптев и профессор Т.Н. Носкова отмечают: «Предпочтения современной молодежи в образовательном поведении отличаются направленностью на обучение активное, практико-ориентированное, прагматичное, с достижением личностно-значимого ре-

зультата. В коммуникациях современный студент предпочитает использовать социальные сети, мобильную связь» [4, с. 82]. Мы поддерживаем их мнение о том, что, опираясь на аудиторную работу, необходимо кардинально изменить технологию внеаудиторной самостоятельной работы студентов вуза, которая по планам профессиональной подготовки составляет от 50% трудозатрат в бакалавриате и до 75% в магистратуре.

Целью нашего исследования была экспериментальная проверка отношения студентов различных направлений образования (гуманитарного, естественно-научного, технического) к использованию метода проектов в учебном процессе с использованием средств информационных и коммуникационных технологий. Для ее реализации нами был поставлен ряд задач:

1) выделение общих и профессиональных компетенций, формируемых при работе по методу проектов;

2) разработка содержания проекта по использованию ресурсов сети Интернет при изучении гуманитарных дисциплин (педагогики, педагогики и психологии, правоведения);

3) организация аудиторной и внеаудиторной работы студентов при реализации данного метода;

4) экспериментальная проверка отношения студентов к работе по методу проектов при изучении гуманитарных дисциплин.

В формировании современных профессиональных компетенций, а также личностных качеств выпускников вуза особая роль принадлежит организации внеаудиторной самостоятельной работы в условиях информатизации высшего образования. Применение ИКТ в перспективных моделях образовательной деятельности создает предпосылки для формирования личностно-ориентированного обучения студента, что соответствует требованиям Болонского процесса. Новые форматы протекания информационных процессов открывают возможности инновационного развития будущих бакалавров и магистров через стимулирование их самореализации в новых условиях деятельности. Мы считаем, что формирование общих и профессиональных компетенций будущих бакалавров станет более эффективным, если в процессе профессиональной подготовки студентов в вузе будет использован потенциал не только активных методов обучения, в том числе метода проектов, но и информационных и коммуникационных технологий как педагогических инноваций [5].

В процессе самостоятельной совместной работы по методу проектов формируются профес-

сиональные, коммуникативные и командно-ролевые компетенции студентов, необходимые выпускнику вуза для будущей профессиональной деятельности. В условиях информатизации учебного процесса продолжают свое развитие следующие компетенции:

- умение работать с компьютером на уровне пользователя и способность применять навыки работы с компьютером как в социальной сфере, так и в области познавательной и профессиональной деятельности (ОК-7); владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-9); способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-10); уметь работать в коллективе, готовность сотрудничать с коллегами (ОК-14); понимать принципы построения педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях (ПК-10) (Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 020100 Химия (квалификация (степень) «бакалавр») [6];

- способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3); способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12); способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-16); способность работать с базами данных и информационными системами (ПК-13); умение применять основы педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательном учреждении (ПК-11) (Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030600 История (квалификация (степень) «бакалавр») [7];

- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3); умение использовать нормативные правовые акты в своей деятельности (ОК-5); владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13); способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14) (Федеральный государ-

ственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 180100 Кораблестроение, оке-анотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры (квалификация (степень) «бакалавр») [8].

Организация самостоятельной работы студентов - это сложный и многомерный процесс, который включает в себя и формирование мотивации, профессиональной позиции будущего бакалавра, специалиста и магистра, и органичное включение самостоятельной работы в процесс освоения содержания учебных дисциплин [9]. Немаловажное значение имеют интеграция самостоятельной работы с опытом использования современных педагогических технологий (в частности, метода проектов) и выбор форм контроля за результатами самостоятельной работы. Возможности самостоятельной работы студентов многократно усиливаются использованием обучающих ресурсов сети Интернет.

Разработанный нами проект «Использование ресурсов сети Интернет при изучении гуманитарных дисциплин» включал пять составляющих его частей. Приведем названия частей проекта на примере учебной дисциплины «Правоведение»: юридические порталы и сайты, их краткая характеристика; персональные сайты юристов - теоретиков и практиков, их краткая характеристика; учебники и учебные пособия по правоведению в сети Интернет, их краткая характеристика; электронные юридические библиотеки, их краткая характеристика; журналы и газеты юридической направленности с сети Интернет, их краткая характеристика. Этот проект можно проводить в двух вариантах. Первый вариант работы: каждая из составляющих проекта выполняется в течение определенного времени группами по 2-4 студента и обсуждение полученных результатов происходит на семинарском занятии по конкретной части проекта. Некоторые из порталов и сайтов, безусловно, будут анализироваться неоднократно, однако с учетом взглядов конкретной группы студентов основные элементы проекта, как правило, различаются. При таком варианте работы все группы студентов выполняют все составляющие проекта, однако он требует большего времени. Второй вариант работы предполагает выполнение разными группами студентов всех составляющих проекта. На семинарском занятии обсуждаются ход и результаты выполнения всего проекта каждой группой. Именно этот вариант и ис-

пользовался нами при проведении педагогического эксперимента.

Проведение экспериментального исследования и его результаты

В наибольшей степени взаимосвязь аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов реализуется в методе проектов. Метод проектов, как один из проблемных методов, является лучшим способом интеллектуального развития студентов. Учебный проект может выполняться индивидуально, но чаще и наиболее эффективно он используется в совместной групповой деятельности. Использование метода проектов способствует решению целого ряда образовательных задач: научить студентов самостоятельному критическому мышлению и умению работать с информацией; научить размышлять, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы; принимать самостоятельные аргументированные решения; работать в команде, выполняя разные социальные роли [10]. Перечисленные умения относятся к группе компетенций, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Использование метода проектов в гуманитарной подготовке студентов в силу его комплексности, проблемной направленности, ориентации в большинстве случаев на групповую работу в большей степени соответствует контекстному подходу в обучении будущих бакалавров. Студенты учатся работать в команде, поочередно выполняя то роль лидера, отвечающего за успех всего проекта, распределение заданий в группе, принятие окончательных согласованных решений, то роль исполнителей, умеющих слушать и слышать своих партнеров по команде, рассматривать альтернативные точки зрения, выполнять порученные задания. Помимо формирования профессиональных компетенций студентов, использование метода проектов позволяет параллельно формировать необходимые социальные компетенции, связанные с культурой общения в команде, организацией совместной деятельности по проекту [5; 10].

В гуманитарных дисциплинах (психологии, педагогике, правоведении, менеджменте и т.д.) основными аудиторными формами организации учебного процесса являются лекции и семинарские занятия. На лекции осуществляются следующие виды деятельности по подготовке к работе по методу проектов: представление проблемной ситуации, обсуждение проблемы и способов ее решения, формулирование гипотез, распределение исследовательских заданий по группам, планирование проектной деятельности и обсуждение способов регистрации результа-

тов. На семинарах - обсуждение полученных результатов, эвристическая беседа, дискуссия, рефлексия своей деятельности - аргументированная оценка собственной деятельности и деятельности других студентов в малой группе. Студенты оформляют отчет по работе по конкретному заданию проекта, готовят выступление на семинарском занятии (выступает один из членов группы), разрабатывают электронную презентацию. Создаются условия, когда студенты начинают управлять своими действиями, рефлексировать их результаты и оперативно корректировать образовательный процесс. Этого мы добиваемся тем, что студенты сами оценивают свою работу по методу проектов, отмечая его преимущества перед другими видами познавательной деятельности. Использование проектного метода в образовательной деятельности студентов зависит от личности, уровня профессиональных компетенций и опыта практической деятельности самого преподавателя, а также требует особых условий организации учебного процесса.

В условиях информатизации образования аудиторная (лекции-визуализации, семинарские занятия в компьютерном классе с выходом в сеть Интернет) и внеаудиторная самостоятельная работа студентов дополнены применением новых средств информационных и коммуникационных технологий не только в ходе выполнения проекта, но и при его презентации. На начальных этапах работы по методу проектов целесообразно использование монопроектов (в рамках одной учебной дисциплины). Характер контактов в этом случае определяется кругом студентов группы или учебного потока (2-4 группы); продолжительность работы по проекту - краткосрочная (одно или несколько занятий).

Нами была организована учебно-познавательная деятельность студентов по методу проектов в курсах педагогики, психологии и педагогики, правоведения с использованием средств ИКТ. При реализации данной формы организации учебного процесса не только формируются компетенции в области изучаемого предмета, но и продолжают свое развитие информационные и самоорганизационные компетенции.

В высокотехнологичной образовательной среде начнут, на наш взгляд, проявляться новые грани качества профессиональной подготовки, будет формироваться новый тип бакалавра, специалиста и магистра, который учится самостоятельно ставить и решать задачи своего профессионального становления. В итоге реализуется стратегия «образования через всю жизнь», что следует считать одним из иннова-

ционных результатов обучения в высшей школе [10]. Практика обучения показывает, что студенты нечасто используют образовательные ресурсы сети Интернет при изучении гуманитарных дисциплин. Если преподаватель не работает целенаправленно по привлечению студентов к использованию современных ИКТ в учебном процессе, то их использование при усвоении знаний в области конкретной учебной дисциплины фрагментарно и малозначимо.

Так, ранее в ходе изучения правоведения нами использовались следующие проекты, имеющие явную учебную направленность: электронная студенческая конференция по проблемам правового образования в мире (материал для докладов подбирался на образовательных и правовых порталах, в том числе иноязычных) -коллективный проект; веб-квесты по конкретным проблемам юриспруденции (в зависимости от направлений подготовки) - групповой проект; разработка компьютерных обучающих программ по отдельным направлениям права (по отдельным модулям курса «Правоведение»: финансовое право, экологическое право, транспортное право) -индивидуальный проект; интерактивный вариант тестирования по правоведению в целом или по отдельным его модулям - групповой проект и т.п. Студенты контрольной (изучение правоведения по традиционной технологии) и экспериментальной (по разработанной нами технологии с использованием метода проектов и системного применения в учебном процессе ИКТ) групп достоверно различно оценивали необходимость применения метода проектов в учебном процессе (Мэ = 4.11 балла, Мк =2.13 балла). Здесь и далее - по пятибалльной шкале, где 1 балл -наименьшее значение оценки, 5 баллов -наивысшее) [11].

Нами проведено исследование по оценке студентами естественно-научного (по направлению подготовки 020100 Химия (квалификация (степень) «бакалавр»; студенты 4 курса; п = 47), гуманитарного (по направлению подготовки 030600 История (квалификация (степень) «бакалавр»), студенты 3 курса; п = 41) и технического (по направлению подготовки 180100 Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры (квалификация (степень) «бакалавр»; студенты 4 курса; п = 40) направлений использования метода проектов при изучении гуманитарных дисциплин в бакалавриате. Содержание проекта и процесс его выполнения были аналогичными (с учетом специфики предмета).

После завершения работы над проектом и его защиты студентами оценивались следую-

Таблица 1

Оценка студентами различных направлений подготовки некоторых аспектов информатизации общества и образования и использования метода учебных проектов в новых условиях деятельности

Среднее значение Стандартное Доверительный

Оцениваемые параметры оценки (М) отклонение (О) интервал для М

М2 М3 О 1 О 2 О 3 М[ М2 М3

использование ИКТ в деятельно-

сти человека в современном ин- 4.71 4.62 4.76 0.45 0.49 0.44 0.13 0.15 0.14

формационном обществе

использование ИКТ в профессио-

нальной деятельности выпускника 4.63 4.14 4.67 0.63 0.69 0.48 0.18 0.21 0.15

вуза

необходимость каждого образо-

ванного человека работать с ПК в 4.71 4.41 4.67 0.50 0.68 0.48 0.14 0.21 0.15

качестве пользователя

работа с ПК в вузе по специальным предметам 4.07 3.72 3.76 0.86 0.88 0.70 0.25 0.27 0.22

собственная работа с ИКТ по ме-

тоду проектов: сейчас 4.02 4.10 3.90 0.60 0.62 0.44 0.17 0.19 0.14

хотелось бы 4.77 4.90 4.90 0.48 0.41 0.30 0.14 0.13 0.09

уровень знакомства с порталами и

сайтами в сети Интернет по кон- 2.83 3.69 3.57 0.93 0.66 0.51 0.27 0.20 0.16

кретному предмету

представление о соответствующей учебной информации в сети Ин- 3.39 3.79 4.05 0.71 0.62 0.75 0.20 0.19 0.22

тернет

опыт работы с соответствующей информацией в сети Интернет 2.88 3.31 3.48 0.85 0.76 0.38 0.24 0.24 0.16

Примечание: 1 балл - наименьшее значение оценки, 5 баллов - наивысшее. Индексом 1 отмечены экспериментальные данные студентов естественно-научного, 2 - гуманитарного, 3 - технического направлений подготовки.

щие, выделенные нами в исследовании, параметры: использование ИКТ в деятельности человека в современном информационном обществе; использование ИКТ в профессиональной деятельности выпускника вуза; необходимость каждого современного человека работать с персональным компьютером (ПК) в качестве пользователя, работа с ПК в вузе по специальным предметам; собственная работа с ИКТ по методу проектов; уровень знакомства с порталами и сайтами в сети Интернет по конкретному предмету (историки - по педагогике, химики - по психологии и педагогике, кораблестроители -по правоведению); представление о соответствующей учебной информации в сети Интернет; опыт работы с соответствующей информацией в сети Интернет (представлены в табл. 1).

Рассмотрим выполнение краткосрочного (1 учебная неделя) монопроекта «Ресурсы сети Интернет в области психологии и педагогики» по курсу «Психология и педагогика» студентами направления подготовки Химия. В ходе реализации проекта рассматривались следующие составляющие его части: педагогические и психологические порталы и сайты; персональные сайты педагогов - теоретиков и практиков; персональные сайты психологов - теоретиков, пре-

подавателей психологии и практиков; учебники и учебные пособия в сети Интернет по психологии и педагогике; электронные психологические и педагогические библиотеки; журналы и газеты психолого-педагогической направленности; журналы и рубрики газет по методике преподавания химии, их краткая характеристика. При формировании задания проекта на этапе формулирования проблемы использовались: интерактивные лекции, в ходе которых рассматривались способы формулирования проблемы; обмен и активный диалог между студентами, между студентами и преподавателем; кейс-методы при описании проблемной ситуации (разбор похожей ситуации); метод описания проблемной ситуации с использованием электронных ресурсов (поиск в Интернете, использование информационных материалов профессиональных журналов в области психологии и педагогики и т.п.). Исследование проводилось в ходе изучения вышеуказанной дисциплины на химическом факультете ННГУ им. Н.И. Лобачевского в 2014 году (п = 47). При этом организация работы производилась в зависимости от сложности проекта и уровня подготовленности студентов: либо в мини-группах по 2-4 человека на каждую составляющую проекта и коллективное

представление проекта в целом, либо в одной группе с последовательным переходом от подготовки одной составляющей проекта к другой.

Практически все студенты имеют возможность работать с компьютером и в сети Интернет как в университете, так и дома. Студентами очень высоко оценивалось использование ИКТ в современном информационном обществе (М = 4.71 балла), использование ИКТ в профессиональной деятельности (М = 4.63 балла). Оценка работы с компьютером в университете по специальным предметам оценивалась несколько ниже (М = 4.07 балла).

Свою работу по учебному курсу «Психология и педагогика» по методу проектов с применением ИКТ студенты оценивали неоднозначно, велик был разброс результатов: сейчас (М = 4.02; G = 0.6); хотелось бы (М = 4.77; G = 0.46). Поскольку, как показывают результаты исследования, большинство студентов впервые работало с психолого-педагогической информацией, представленной в сети Интернет, то оценка представления о психолого-педагогической информации в Сети (М = 3.4; G = 0.7) была статистически выше, чем оценка опыта работы с ней (М = 2.88; G = 0.85).

Как мы уже отмечали, первоначально необходимые знания для выполнения проекта были получены на лекционных и семинарских занятиях в курсе психологии и педагогики. В процессе выполнения проекта студентами в основном использовались следующие информационные и коммуникационные технологии: www (всемирная паутина) - 100% студентов; e-mail (электронная почта) - 36.2%, блог - 6.4%, социальные сервисы (в частности, «В контакте») -36.2%, скайп - 14.9%, мобильная связь - 25.5%.

Экспериментальные данные студентов других направлений подготовки были примерно одинаковыми (в эксперименте принимали участие студенты, имеющие примерно одинаковый опыт учебной работы в вузе). Отметим общие тенденции. Все студенты, принимавшие участие в исследовании, имеют возможность работать в сети Интернет с информацией по учебному проекту в домашних условиях; высоко оценивается использование ИКТ как в деятельности человека в современном информационном обществе, так и в будущей профессиональной деятельности (достоверное различие только по последнему параметру у студентов-историков). Оценивая свою работу по методу проектов положительно (М1 = 4.02, М2 = 4.10, М3 = 3.90), студенты хотели бы использовать данный вид учебной деятельности в большей степени (М1 = 4.77, М2 = 4.90, М3 = 4.90) (разли-

чия в оценках статистически достоверны). Несколько ниже оценивается знакомство с порталами и сайтами по предмету, на базе которого проводилось исследование. Однако отметим, что у студентов, которые более длительно работали с конкретным заданием, оценки выше. Представление о педагогической, психологической, юридической информации, представленной в сети Интернет у студентов в целом примерно одинаково, однако довольно большой разброс данных (в! = 0.71, в2 = 0.62, в3 = 0.75).

Осуществляя рефлексию своей учебной деятельности, студенты, обучающиеся по направлению подготовки Химия, отмечали следующее: работа над проектом не показалась трудной, выполнялась с интересом; данный тип работы помог разобраться в огромном объеме материала по предмету, дал возможность поработать в небольшой команде, где от работы каждого зависит выполнение проекта в целом (Анастасия Я.); подобная работа приносит большую пользу, т.к. мы, химики - в первую очередь еще и будущие преподаватели, поэтому изучение материала подобных сайтов - очень полезная для нас работа (Ольга Ю.); должно быть больше таких проектов, развивающих кругозор; работа над проектом была увлекательной и интересной (Дарина Ш.); хотелось бы немного больше времени для этой работы, чтобы сделать ее более полной (Ирина С.); каждый из членов нашей группы нашел определенное число сайтов и порталов психолого-педагогической направленности; затем, после обсуждения, мы выбрали наиболее, на наш взгляд, интересные и включили их в отчет по проекту (Егор П.); отношение к работе по проекту только положительное, данная работа полезна для студентов (Анастасия Л.); хотелось бы больше времени уделить этому проекту, рассмотреть также иностранные педагогические порталы и сайты, т.к. это не только информация по психологии и педагогике, но и языковая практика (Алексей А.) и др.

Аналогичные монопроекты по учебным дисциплинам «Правоведение» со студентами кораблестроительного факультета Волжской государственной академии водного транспорта (п = 40) и «Педагогика» со студентами исторического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского (п = 41) проводились в течение более длительного промежутка времени - четырех учебных недель.

Приведем примеры оценки студентами-историками своей работы по методу проектов. Работа по методу проектов очень важна при изучении педагогики: студенты получают опыт публичных выступлений, что важно для буду-

щих педагогов, в ходе подготовки к защите проекта студенты самостоятельно изучают материал по педагогике, работа над проектом учит студентов работать в команде, что немаловажно для будущего специалиста (Елена Д.). Такой вид работы чрезвычайно полезен для развития навыков поиска, обработки информации и выделения главного из массива информации; особенно понравилась роль организатора работы группы (Ирина В.). Это явилось новым опытом работы по учебной дисциплине, но, несмотря на это, мой коллектив оказался сплоченным и мы с успехом справились с поставленной целью, разделив наши обязанности (Кристина П.). Проектная деятельность способствует сплочению группы, развивает творческие способности (Кирилл К.). Сам процесс работы показался мне очень интересным, так как я узнала много новой информации по педагогике; коллективный труд способствовал дальнейшему общению с однокурсниками (Дарья К.). Считаю, что это интересная работа, которая необходима студентам; особенно понравилось работать с иностранными сайтами (Алексей К.). Учебная деятельность по методу проектов не должна быть превалирующей; она необходима, так как эффективна; но классические методы обучения (лекции, семинары) я считаю базовыми и необходимыми (Роман У.). Работа над проектом помогает глубже окунуться в заданную проблему, сформировать навыки работы в сети Интернет и работы с другими информационными технологиями, наладить контакт с другими студентами при работе в группе (Александра В.). Проект - интересная творческая работа, помогающая усовершенствовать навыки работы с информацией; работа с электронными педагогическими ресурсами полезна для подготовки к экзамену и будущей педагогической деятельности (Дарья С.).

Выводы

При работе студентов по методу проектов в процессе изучения гуманитарных дисциплин в условиях информатизации образования осуществляется взаимосвязь аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебно-познавательной деятельности, реализуются новые возможности индивидуализации обучения и контроля работы студентов преподавателем; формируются новые и продолжают свое развитие уже сформированные общие и профессиональные (в том числе - информационные, умение работать в команде) компетенции; используются новые средства информационных и коммуникационных технологий (блоги, социальные

сервисы, скайп и др.); развивается умение осуществлять рефлексию своей учебно-познавательной деятельности при оценке работы по методу проектов.

Работая над учебными проектами, студенты учатся отбирать знания по конкретному учебному предмету, самостоятельно находить новую информацию, применять ее для решения практических задач, получать конкретный результат, отстаивать свою позицию, доказывать ее реальную состоятельность.

Список литературы

1. Кручинин М.В., Кручинина Г.А. Моделирование процесса формирования профессионального правосознания студентов неюридических специальностей в высшем образовании // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 3. С. 17-24.

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Статья 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации». - Режим доступа: httpV/минобрнауки. рф/документы/2974 (дата обращения: 24.05.2014).

3. Кручинина Г.А. Развитие информационных компетенций студентов при использовании сервисов WEB 2.0 в обучении гуманитарным дисциплинам // Социальные и гуманитарные науки: образование и общество: Сборник научных трудов V Международной научно-практической конференции, 19 апреля 2013 г. Т. 1. Н. Новгород: Печатная мастерская РАДОНЕЖ, 2013. С. 92-96.

4. Лаптев В.В., Носкова Т.Н. Профессиональная подготовка в условиях электронной сетевой среды // Высшее образование в России. 2013. № 2. С. 79-83.

5. Кручинин М.В., Кручинина Г.А. Метод проектов в формировании профессионального правосознания студентов в вузе в условиях информатизации образования // Проектная и исследовательская деятельность в образовательном процессе: Монография. Глава 2. Красноярск: Центр информации, 2012. С. 20-51.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 020100 Химия (квалификация (степень) «бакалавр») от 19 мая 2010 г. № 531. - Режим доступа: httpV/минобрнауки.рф/ 1866 (дата обращения: 24.05.2014).

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030600 История (квалификация (степень) «бакалавр») от 16 декабря 2009 г. № 732. - Режим доступа: httpV/минобрнауки. рф/документы/1878 (дата обращения: 24.05.2014).

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 180100 Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры (квалификация (степень) «бакалавр») от 4 февраля 2010 г. № 102. - Режим

доступа: Ы1р://минобрнауки.рф/1978 (дата обращения: 24.05.2014).

9. Жирнова Е.А. Влияние самостоятельной учебной работы на формирование компетенций менеджеров // Модернизация подготовки управленческих кадров России в контексте мировой системы образования: Материалы междунар. науч. -практ. интернет-конф. Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2012. С. 105-110.

10. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2007. 368 с.

11. Кручинин М.В., Кручинина Г.А. Дидактические условия формирования правовых компетенций студентов вуза в условиях информатизации образования // Современные научные исследования. Вып. 2 - Концепт. 2014. ART 55161. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/ 2014/55161.htm (дата обращения: 24.05.2014).

EDUCATIONAL PROJECT AS A FORM OF RELATIONSHIP BETWEEN CLASSROOM AND EXTRACURRICULAR WORK OF STUDENTS STUDYING HUMANITIES SUBJECTS IN THE CONTEXT OF INFORMATIZATION OF HIGHER EDUCATION

G.A. Kruchinina, M. V. Kruchinin

We discuss the relationship between classroom and extracurricular (independent) work of students in the study of the humanities using the project method. Special attention is given to the use of information and communication technologies in teaching the humanities at the university. The results are presented and discussed of experimental work on the assessment of certain aspects of education informatization by students, the use of the project method when teaching the humanities, sciences and technical disciplines in the university.

Keywords: classroom and extracurricular work of students, educational project, humanities disciplines, information and communication technologies, informatization of education.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Kruchinin M.V., Kruchinina G.A. Modeliro-vanie processa formirovanija professional'nogo pra-vosoznanija studentov nejuridicheskih special'nostej v vysshem obrazovanii // Vestnik Nizhegorodskogo uni-versiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2012. № 3. S. 17-24.

2. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii». Stat'ja 28 «Kompetencija, prava, objazannos-ti i otvetstvennost' obrazovatel'noj organizacii». -Rezhim dostupa: http://minobrnauki.rf/dokumenty/2974 (data obrashhenija: 24.05.2014).

3. Kruchinina G.A. Razvitie informacionnyh kom-petencij studentov pri ispol'zovanii servisov WEB 2.0 v obuchenii gumanitarnym disciplinam // Social'nye i gumanitarnye nauki: obrazovanie i obshhestvo: Sbornik nauchnyh trudov V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 19 aprelja 2013 g. T. 1. N. Novgorod: Pechatnaja masterskaja RADONEZh, 2013. S. 92-96.

4. Laptev V.V., Noskova T.N. Professional'naja podgotovka v uslovijah jelektronnoj setevoj sredy // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2013. № 2. S. 79-83.

5. Kruchinin M.V., Kruchinina G.A. Metod proektov v formirovanii professional'nogo pravosoznani-ja studentov v vuze v uslovijah informatizacii obra-zovanija // Proektnaja i issledovatel'skaja dejatel'nost' v obrazovatel'nom processe: Monografija. Glava 2. Kras-nojarsk: Centr informacii, 2012. S. 20-51.

6. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki 020100 Himija (kvalifikacija

(stepen') «bakalavr») ot 19 maja 2010 g. № 531. -Rezhim dostupa: http://minobrnauki.rf/1866 (data obrashhenija: 24.05.2014).

7. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki 030600 Istorija (kvalifikacija (stepen') «bakalavr») ot 16 dekabrja 2009 g. № 732. -Rezhim dostupa: http://minobrnauki.rf/dokumenty/1878 (data obrashhenija: 24.05.2014).

8. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki 180100 Korablestroenie, okeanotehnika i sistemotehnika ob'ektov morskoj infra-struktury (kvalifikacija (stepen') «bakalavr») ot 4 fevralja 2010 g. № 102. - Rezhim dostupa: http:// minobrnauki.rf/1978 (data obrashhenija: 24.05.2014).

9. Zhirnova E.A. Vlijanie samostojatel'noj uchebnoj raboty na formirovanie kompetencij menedzherov // Modernizacija podgotovki upravlencheskih kadrov Rossii v kontekste mirovoj sistemy obrazovanija: Materialy mezhdunar. nauch.-prakt. internet-konf. Krasnojarsk: Sibirskij federal'nyj un-t, 2012. S. 105-110.

10. Polat E.S., Buharkina M.Ju. Sovremennye peda-gogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obra-zovanija. M.: Akademija, 2007. 368 s.

11. Kruchinin M.V., Kruchinina G.A. Did-akticheskie uslovija formirovanija pravovyh kom-petencij studentov vuza v uslovijah informatizacii obrazovanija // Sovremennye nauchnye issledovani-ja. Vyp. 2 - Koncept. 2014. ART 55161. - Rezhim dostupa: http://e-koncept.ru/2014/55161.htm. (data obrashhenija: 24.05.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.