ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ К ПРИМЕНЕНИЮ ИКТ В ОБРАЗОВАНИИ
А.А. Оспенников Е.В. Оспенникова
УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ "ИКТ В ЛАБОРАТОРНОМ ФИЗИЧЕСКОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ"
(для дисциплины ОПД.Ф.04 "Теория и методика обучения физике")
Общие положения
Современный физический эксперимент относится к сложным методам научного познания. В настоящее время экспериментальные исследования невозможно представить без использования компьютерных технологий, существенно облегчающих труд ученого. Это и компьютерная диагностика состояния исследуемого объекта, и машинная обработка данных эксперимента (математические расчеты, графическая интерпретация, перевод информации в другую знаковую систему, поиск и классификация информации и пр.), и автоматическое управление работой технических устройств, реализующих экспериментальные действия ученого. Виртуальная среда с ее инструментарием может использоваться для моделирования реальных физических объектов с целью предварительного исследования на модели особенностей их поведения, а также на теоретическом уровне научного познания для выдвижения модельных гипотез о сущности физических явлений и предварительной проверки этих гипотез в численном компьютерном эксперименте.
Современный школьник, осваивающий экспериментальный метод познания, должен познакомиться с особенностями проведения как классических, так и современных физических экспериментов. В процессе учебных демонстраций на уроке и на лабораторных занятиях необходимо показать учащимся основные направления использования компьютерных технологий в
экспериментальном изучении явлений природы.
Элементы основных методов применения ИКТ как в проведении эксперимента, так и в познании в целом должны стать в школьном курсе физики предметом целенаправленного изучения. Это важнейшая часть подготовки современного школьника в области современной методологии научного познания.
Будущий учитель должен быть готов к проведению лабораторных занятий, обеспечивающих формирование у учащихся современных представлений об эксперименте как методе познания. Он должен обучить школьников эффективному использованию ресурсов и инструментов виртуальной среды как в учебной деятельности, так и исследовательской работе.
Новые цели профессиональной подготовки будущего учителя физики определяют соответствующие изменения в программе обучения и, в частности, в той ее части, которая касается вопросов содержания и методики проведения лабораторных занятий с учащимися. Учебный модуль ""ИКТ в лабораторном физическом эксперименте" в составе дисциплины "Методика преподавания физики" ориентирован на достижение этих целей.
I. Цели учебного модуля:
- содействие становлению специальной профессиональной компетентности будущих учителей физики в области методики организации лабораторных занятий по
© Оспенников А.А., Оспенникова Е.В., 2008
предмету с использованием обновленной системы средств обучения - аппаратных средств ИКТ, источников информации и учебных инструментов виртуальной образовательной среды;
- формирование профессиональной компетентности будущих учителей в проектировании и проведении лабораторных занятий по физике с использованием средств ИКТ.
2. Задачи учебного модуля:
1) Формирование у студентов системы знаний, соответствующих специальному уровню профессиональной компетентности:
- о целях и задачах использования средств ИКТ на лабораторных занятий по курсу физики средней школы;
- составе и содержании компонентов ЦОР по физике, используемых для дидактического сопровождения школьного лабораторного эксперимента;
- составе и назначении инструментов виртуальной среды обучения (аппаратных средств, стандартных программ МБ и специальных учебных инструментов), поддерживающих процедуры сбора и обработки данных лабораторного эксперимента;
- методике формирования у учащихся экспериментальных умений и навыков в процессе лабораторных занятий в условиях использования средств ИКТ;
- составе и содержании дидактических материалов (в том числе цифровых), поддерживающих самостоятельную работу учащихся с компонентами виртуальной среды на лабораторных занятиях по физике;
- методике проектирования лабораторных занятий в различных организационных формах с использованием информационных источников и инструментов учебной деятельности виртуальной среды обучения.
2) Формирование практической готовности будущих учителей физики к решению специальных профессиональных задач:
- постановка лабораторных работ с использованием средств ИКТ;
- подготовка дидактических материалов (в том числе цифровых), поддерживающих
самостоятельную работу учащихся с источниками и инструментами виртуальной среды на лабораторных занятиях по физике;
- проектирование лабораторных занятий, включающих использование учащимися аппаратных средств, информационных источников и инструментов учебной деятельности виртуальной среды обучения.
3) Формирование у студентов положительной мотивации профессиональной деятельности, связанной с проектированием лабораторных занятий с использованием средств ИКТ. Содействие становлению коммуникативной компетентности студентов в условиях групповой деятельности по разработке авторских цифровых материалов учебного назначения и проектов лабораторных занятий по физике с применением компонентов ЦОР, ИУМК, ИИСС и новых инструментов учебной деятельности.
3. Ожидаемые результаты освоения учебного модуля (в логике компетент-ностного подхода):
В результате изучения модуля студент должен:
1) решать задачи, соответствующие ключевой профессиональной компетентности:
- владеть практическими умениями и навыками в области использования и обслуживания лабораторной и компьютерной техники;
- пользоваться традиционными и цифровыми (локальными и сетевыми) источниками информации, работать с поисковыми системами, отбирать и структурировать информацию,
- пользоваться стандартными офисными программами для обработки информации;
- владеть навыками решения профессиональных задач в условиях групповой и коллективной деятельности;
2) решать задачи, соответствующие базовой профессиональной компетентности:
- формулировать цели обучения и определять в соответствии с поставленными целями содержание учебных занятий;
отбирать рациональные методы и приемы обучения, выбирать или самостоятельно проектировать необходимые для учебного процесса средства обучения;
- владеть методикой организации самостоятельной работы учащихся, в том числе методикой организации их самостоятельной исследовательской деятельности; обеспечивать необходимые условия для работы учащихся в парах и малых группах;
- строить учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей учащихся (интересов, способностей и пр.);
3) решать задачи, соответствующие специальной профессиональной компетентности:
- осуществлять поиск, анализ и отбор ЦОР и инструментов учебной деятельности, которые могут быть использованы на лабораторных занятиях по физике;
- определять методы и приемы рационального использования традиционных средств обучения и средств ИКТ на лабораторных занятиях по физике;
- разрабатывать авторские цифровые ресурсы по физике с использованием различных компонентов ЦОР; учитывать при подготовке авторских ресурсов специфику различных этапов лабораторного занятия (фронтальная вступительная беседа, самостоятельная работа учащихся над лабораторным заданием, заключительная беседа по итогам занятия, текущий и итоговый контроль результатов обучения и
т);
- проектировать лабораторные занятия по физике с использованием традиционных средств обучения и средств ИКТ, включая планирование содержания и отбор методов руководства самостоятельной работой учащихся с различными компонентами виртуальной предметной среды;
- осуществлять в условиях ИКТ-насы-щенной предметной среды руководство учебно-исследовательской деятельностью учащихся по постановке и проведению лабораторных физических экспериментов.
4. Ожидаемые результаты освоения модуля (в логике традиционного, действующего для нынешнего поколения ГОС ВПО, подхода)
В результате изучения модуля студент должен:
ЗНАТЬ:
- требования к школьному лабораторному эксперименту в условиях развития компьютерных технологий обеспечения учебного процесса;
- требования к уровню ИКТ-компетенций учащихся при выполнении лабораторного эксперимента;
- состав и назначение инструментов виртуальной среды обучения (стандартных программ МБ и специальных учебных инструментов), необходимых для выполнения лабораторного эксперимента;
- состав и содержание основных компонентов ЦОР по физике, используемых в качестве дидактического сопровождения лабораторных занятий по физике;
- основные положения методики обучения учащихся использованию компонентов ЦОР и инструментов учебной деятельности при выполнении лабораторного эксперимента;
- виды дидактических материалов, поддерживающих самостоятельную работу учащихся с компонентами виртуальной среды на лабораторных занятиях по физике;
- формы и методику подготовки лабораторных занятий в условиях ИКТ-насыщенной среды обучения.
УМЕТЬ:
- использовать аппаратные средства и простейшие инструменты виртуальной среды (стандартные программы МБ и специальные учебные инструменты) для выполнения лабораторного физического эксперимента;
- подбирать ЦОР и разрабатывать дидактические материалы, поддерживающие самостоятельную работу учащихся с ресурсами и инструментами виртуальной среды на лабораторных занятиях по физике;
- проектировать и проводить лабо-
раторные занятия, включающие использование учащимися аппаратных средств, информационных источников и новых инструментов учебной деятельности.
ВЛАДЕТЬ:
- технологией формирования у учащихся обобщенных экспериментальных умений на основе широкого использования средств ИКТ на лабораторных занятиях по физике;
- методикой подготовки и проведения лабораторных занятий по физике в условиях ИКТ-насыщенной среды обучения,
- методикой организации разноуровневой самостоятельной работы учащихся на лабораторных занятиях по физике, включая учебные исследования школьников.
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:
- о современных направлениях развития экспериментальной физики как области научного знания;
- требованиях к современному научному эксперименту как методу познания явлений природы в условиях развития компьютерных технологий обеспечения научного исследования.
5. Инновационность комплекта учебнометодических материалов состоит:
по целям обучения:
- в обновлении их состава за счет включения целей, связанных с овладением студентами современными компьютерными технологиями дидактического сопровождения лабораторных занятий по физике в средней школе;
- представлении целей обучения в виде совокупности компетентностей будущего специалиста (ключевой, базовой, специальной), отражающих уровни его готовности к решению профессиональных задач, связанных с организацией лабораторных занятий по физике в средней школе в условиях ИКТ-насыщенной среды;
по содержанию обучения:
- в обновлении программы курса теории и методики обучения физике в части вопросов организации лабораторных занятий с учащимися, обусловленное появлением в школьной образовательной среде новых
средств обучения (цифровых источников учебной информации (ЦОР) и новых инструментов учебной деятельности);
- представлении "ядра" содержания подготовки специалиста в виде совокупности профессиональных задач (типовых и творческих), связанных с проектированием лабораторных занятий по физике в условиях ИКТ-насыщенной среды и разработкой авторских цифровых ресурсов для их сопровождения;
по методам обучения:
- в расширении состава методов обучения за счет появления новых источников учебной информации и, соответственно, новых видов учебной деятельности студентов, а также обновление технологии применения традиционных методов за счет использования возможностей виртуальной среды обучения;
- применении преимущественно активных методов обучения, ориентированных на самостоятельную творческую работу студентов по решению профессиональных задач; организация парной и групповой работы будущих учителей в ситуациях решения нестандартных учебных и профессиональных проблем;
- системном внедрении и активном использовании средств ИКТ в организации самостоятельной работы студентов, что обеспечивает: расширение спектра задач самостоятельной работы; увеличение времени, отводимого на ее организацию; реализацию вариативных методик организации учебного процесса; высокий уровень индивидуализации обучения; благоприятные условия для групповых и коллективных форм учебной деятельности студентов;
по формам обучения: в увеличении разнообразия форм организации учебных занятий со студентами, обеспеченного использованием средств ИКТ (введение в учебный процесс элементов дистанционного обучения: кейс-технологий, Web-технологий, смешенные формы дистанционного обучения); в расширении состава форм индивидуального и группового обучения;
по средствам обучения: в системном занятий и самостоятельной работы студентов использовании средств ИКТ (ресурсов и по программе модуля, инструментов) в организации учебных
Рабочая программа
1. Требования к обязательному объему учебных часов на изучение модуля.
Распределение часов учебного модуля по видам учебной деятельности в соответствии с учебным планом.
деятельности Всего часов Распределение часов по формам обучения
очная очно- заочная заочная
в семестр1 в неделю в год в год
Лекции 2 2
Лабораторные занятия 4 4
Самостоятельная работа 6 6
2. Требования к обязательному уровню и объему подготовки по модулю.
2.1. Лекционные занятия
№ п/п Тема лекции Объем в часах по формам обучения
очная очно-заочная заочная
1. Использование средств ИКТ в подготовке и проведении лабораторных занятий по физике. 2
Всего 2
2.2. Лабораторные занятия
№ п/п Наименование занятия Номер темы лекции Объем в часах по формам обучения
очная очно-заочная заочная
1 Лабораторные работы по разделу «Механики» 1 1
2 Лабораторные работы по разделу «Молекулярная физика. Термодинамика» 1 1
3 Лабораторные работы по разделу «Электродинамика» 1 1
4 Защита творческих проектов (устная и стендовая формы представления) 1 1
Всего 4 4
1 При базовой продолжительности семестра 17 недель.
Информационные компьютерные технологии в образовании • Вестник ПГПУ • Вып. 4 2.3. Самостоятельная работа
№ п/ п Наименование расчетно-графической работы (РГР), расчетно-графического задания (РГЗ), курсового проекта (работы) Номера тем лекций (только для РГР и РГЗ) Неделя семестра, на которой выдается задание
1 Разработка системы заданий для самостоятельной работы, ориентированной на использование учащимися средней школы материалов ЦОР и новых инструментов учебной деятельности при подготовке и выполнении лабораторного эксперимента. 1 10
2 Создание комплекта цифровых дидактических материалов для лабораторного занятия по физике в средней общеобразовательной школе {состав комплекта см. ниже). 1 12
з Разработка учебно-методического комплекса лабораторного занятия (УМК), включающего использование учащимися ресурсов и инструментов виртуальной среды обучения {структуру комплекса см. ниже). 1 14
Примечание: Задания выполняются для одной из лабораторных работ школьного физического практикума. Выбор темы лабораторной работы осуществляется студентом в рамках базовых учебных тем модуля {"Механика", "Молекулярная физика. Термодинамика", Электродинамика").
Состав комплекта цифровых дидактических и учебнометодических материалов для
лабораторного занятия по физике в
средней общеобразовательной школе
Материалы для учащихся
1. Цифровая копия инструкции лабораторной работе {в MS Word).
2. Инструкция-презентация MS РР {со звуковым сопровождением).
3. Видеоинструкция {с титрами, звуковым сопровождением и графическими иллюстрациями).
4. Компьютерная модель для интерактивного эксперимента:
а) численный эксперимент в MS Ехсе1;
б) компьютерный эксперимент из предметных ЦОР, ИУМК, ИИСС -численный, имитационный;
в) компьютерные симуляции натурного физического эксперимента {из предметных ЦОР, ИУМК, ИИСС или/и в авторской разработке).
5. Инструктивные указания к проведению виртуального эксперимента {включая указания к проведению численного эксперимента в MS ЕхсеГ).
6. Лист самоподготовки учащихся к лабораторному занятию {в MS Word), включающий задания по работе с компонентами предметных ЦОР, ИУМК, ИИСС, а именно:
а) задания на полноту усвоения учебной темы лабораторного занятия,
б) задания на глубину усвоения материала занятия,
в) упражнения на отработку экспериментальных действий и операций,
г) дополнительные заданий для учащихся,
закончивших эксперимент раньше времени, а также желающих выполнить задания творческого характера.
7. Интерактивный тест для вводного контроля знаний (в MS Word и оболочке ДО, в частности в "Moodfe").
8. Интерактивный тест для итогового контроля знаний (в MS Word и оболочке ДО, в частности в "Moodfe").
9. Цифровые версии справочных таблиц по физике к одной из учебных тем разделов: "Механика", "Молекулярная физика. Термодинамика", Электродинамика".
10. Образец отчета о выполнении натурного эксперимента (в MS Word и MS Ехсе1).
11. Образец отчета о выполнении виртуального эксперимента (в MS Word и MS Ехсе1).
Материалы для учителя
12. Каталог медиаобъектов к проекту, сформированный на основе анализа ЦОР, ИУМК, ИИСС и Интернет-ресурсов.
13. Презентация к вступительной беседе учителя с учащимися на лабораторном занятии.
14. Тренажеры (симуляторы) (для отработки отдельных действий и операции) для интерактивной доски (подбор из компонентов ЦОР, ИУМК, ИИСС или/и авторские разработки, в частности подготовка простейших вариантов тренажеров средствами MS РР).
15. Историческая справка об исследовании физического явления, экспериментально исследуемого в лабораторном эксперименте (в MS Word с иллюстрациями).
16. УМК лабораторного занятия в полном составе его основных компонентов.
Учебно-методический комплекс (УМК) занятия
(инвариантная структура)
1. Тема учебного занятия.
2. Форма учебного занятия.
3. Класс, профиль, специфика обучения.
4. Цели:
- обучения,
- воспитания,
- развития.
5. Учебные задачи занятия.
6. Дидактическая структура занятия.
7. Диагностика результативности обучения на занятии.
8. Домашнее задание.
9. Проект содержания и оформления записей на доске (или презентация М8 РР к уроку) и в ученической тетради.
10. Дидактические средства:
- демонстрационный эксперимент (цель, оборудование, включая аппаратные средства к ЭВМ);
- фронтальный лабораторный эксперимент, фронтальные наблюдения (цель, оборудование, включая аппаратные средства к ЭВМ);
- модели технических приложений физической науки (машины, установки, инструменты и пр. или их модели);
- аудио- и видеозаписи (название записи или ее фрагмента);
- настенно-печатная наглядность (таблицы, схемы, графики, ОК и пр.);
- программное обеспечение к ЭВМ (предметные ЦОР, ИУМК, ИИСС, дистанционное);
- игровые объекты;
- дидактический раздаточный материал для самостоятельной работы учащихся;
- литература для учащихся (основная, дополнительная);
- система средств ТСО.
11. Конспект занятия.
12. Литература для учителя.
Темы курсовых и дипломных работ
(для студентов, а также слушателей системы дополнительного образования, обучающихся на базе Лаборатории)
1. Учебные объекты виртуальной информационной среды: направления и опыт использования на лабораторных занятиях по физике.
2. Использование ЦОР при подготовке учащихся к лабораторным занятиям по физике
3. Автоматизированный эксперимент на лабораторном практикуме по физике.
4. Организация самостоятельной работы учащихся с интерактивными учебными моделями по физике на занятиях школьного лабораторного практикума.
5. Учебные презентации к школьным лабораторным занятиям по физике: разработка и методика использования.
6. Разработка коллекций дидактических материалов по физике к лабораторным занятиям.
7. Методика использования табличного процессора MS Excel на лабораторных занятиях по физике в средней общеобразовательной школе.
8. Домашний лабораторный эксперимент в условиях применения компьютерных технологий обучения.
9. Межпредметный лабораторный практикум на базе школьного кабинета физики с использованием средств ИКТ.
10. Инструкции-презентации и видеоинструкции к лабораторному физическому эксперименту: разработка и методика использования в обучении.
11. Учебные симуляторы и тренажеры на лабораторных занятиях по физике: разработка и методика применения.
12. Интерактивные учебные тесты для вводного и итогового контроля знаний и умений учащихся на занятиях школьного лабораторного практикума.
13. Использование интерактивной доски на лабораторных занятиях по физике.
14. Проектирование лабораторных занятий по физике для средней общеобразовательной школы. Содержание и структура УМК лабораторных занятий с применением средств ИКТ.
15. Комплект цифровых дидактических и учебно-методических материалов для лабораторного занятия по физике в средней общеобразовательной школе {тема занятия
- по выбору).
3. Требования к обязательному минимуму содержания программы
Тенденции совершенствования
материально-технического обеспечения лабораторных занятий по физике в средней школе и обновления содержания школьного лабораторного эксперимента в условиях развития компьютерных технологий обучения.
Цели и задачи использования средств ИКТ (аппаратных средств, информационных источников и инструментов познания) при подготовке и проведении лабораторных занятий по физике в средней школе. Требования к уровню ИКТ-компетенций учащихся при выполнении лабораторного эксперимента с использованием ресурсов и инструментов виртуальной информационной среды.
Аппаратные средства поддержки школьного лабораторного эксперимента.
Состав и назначение инструментов виртуальной среды обучения (стандартных программ М8 и специальных учебных инструментов), поддерживающих процедуры сбора и обработки данных лабораторного эксперимента.
Состав и содержание компонентов ЦОР для дидактического сопровождения лабораторного физического эксперимента.
Методика и технологии формирования у учащихся экспериментальных умений и навыков в процессе лабораторных занятий в условиях использования средств ИКТ. Дидактические материалы (в том числе цифровые) для самостоятельной работы учащихся над лабораторными заданиями, включающими использование инструментов и ресурсов виртуальной учебной среды.
Формы лабораторных занятий в условиях ИКТ-насыщенной среды обучения и особенностях методики их подготовки. Методика проектирования УМК лабораторного занятия, включающего использование информационных источников и инструментов виртуальной среды обучения.
4. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля:
1) итоговый тест по содержанию модуля;
2) зачет по базовым понятиям модуля;
3) выполнение творческих заданий для
самостоятельной работы по содержанию модуля:
а) разработка комплекта цифровых дидактических материалов, сопровождающих лабораторный физический эксперимент (выбор темы лабораторного занятия осуществляется студентами в рамках следующих разделов учебной программы по физике: "Механика". "Молекулярная физика", "Электродинамика");
б) разработка учебно-методического комплекса (УМК) лабораторного занятия по выбранной теме (УМК занятия должен быть ориентирован на использование учащимися в ходе подготовки и проведения лабораторного эксперимента фрагментов предметных ЦОР, ИУМК, ИИСС, ресурсов Интернет и инструментов виртуальной среды обучения, а также элементов комплекта авторских цифровых материалов, подготовленных студентами);
4) защита творческого проекта: "Учебнометодический комплекс лабораторного занятия, включающий использование учащимися фрагментов ЦОР и инструментов виртуальной среды обучения" (в проект входят: сценарий занятия, комплект дидактических материалов к занятию, в том числе цифровых).
5. Рекомендации по использованию информационных технологий и инновационных методов в образовательном процессе.
Лекция
Изложение основных вопросов лекции целесообразно сопровождать презентацией МБ РР, включающей использование различных медиакомпонентов предметной виртуальной среды: текстов, фотоснимков, рисунков, видео, анимаций, моделей (демонстрационных, интерактивных), иллюстрирующих дидактические возможности средств ИКТ в организации лабораторных занятий учащихся.
В содержание лекции помимо основного учебного материала должны быть включены: I) информация о содержании заданий для самостоятельной работы студентов, 2)
требования к их выполнению и указания о форме представления результатов работы, 3) образцы выполнения данных заданий (в том числе примеры аналогичной работы студентов предыдущих лет обучения).
Материалы лекции целесообразно разметить в оболочке дистанционного сопровождения учебной дисциплины "ТиМОФ" (или дистанционного сопровождения модуля в составе данной дисциплины). Для этой цели с успехом может быть использована бесплатно распространяемая оболочка ДО "МооШ". За счет исключения процедуры конспектирования лекции студентами в процессе ее чтения можно существенно увеличить объем предъявляемой студентам учебной информации (вербальной, образной). Запись (копирование) необходимых фрагментов лекции может выполняться студентами после занятия в процессе их самостоятельной работы в часы самоподготовки в классах открытого доступа в лаборатории педагогического проектирования (ЛПП).
Для закрепления и дальнейшего совершенствования знаний студентов по материалу лекции в заключительной части ее цифровой версии целесообразно представить: I) вопросы для самоконтроля, 2) задания для самостоятельной работы; 3) темы учебных и творческих проектов (включая темы курсовых и дипломных работ).
Лабораторные занятия
На лабораторный практикум по методике и технике школьного лабораторного эксперимента в рамках курса теории и методики обучения физики отводится 24 ауд. часа. В рамках этого курса студенты выполняют около 10 лабораторных работ по трем темам школьного курса физики: "Механика”, "Молекулярная физика", "Электродинамика".
Цели выполнения студентами лабораторных заданий практикума:
- познакомиться со школьным лабораторным оборудованием;
- получить общее представление о содержании, видах и уровне сложности школьных лабораторных работ;
- приобрести опыт подготовки и проведения школьного лабораторного эксперимента;
- освоить технологию развития самостоятельности учащихся при проведении физических опытов;
- приобрести опыт подготовки дидактических материалов для самостоятельной работы учащихся на лабораторном занятии.
Настоящий модуль своим содержанием направлен на изменение традиционной практики проведения лабораторных занятий. Теперь в системе работы преподавателя, организующего занятия со студентами, должна появиться новая целевая составляющая, которая ориентирует участников образовательного процесса на использование средств ИКТ (новых аппаратных средств, предметных ЦОР, ИУМК, ИИСС и инструментов виртуальной среды).
Во-первых, в состав выполняемых студентами лабораторных работ должны быть включены как традиционные, так и автоматизированные физические эксперименты.
Во-вторых, школьные лабораторные эксперименты, которые выполняют студенты, должны сопровождаться работой будущих учителей с учебными средствами и дидактическими материалами нового поколения (см. составляющие учебно-методического комплекса лабораторного занятия и комплекта дидактических материалов к занятию). В соответствии с программой модуля в учебнометодическом обеспечении лабораторного практикума для ряда лабораторных работ (не менее 3-х работ) должны быть представлены наиболее существенные составляющие комплекта таких материалов (полный состав комплекта см. выше).
При выполнении 2-х часового лабора-
торного эксперимента студенты в общей сложности должны тратить на работу в виртуальной среде около 20 % учебного времени, что соответствует примерно 3 часам аудиторной работы в рамках предлагаемого учебного модуля.
Осваивая на занятии практику выполнения лабораторного эксперимента с пользованием средств ИКТ, студенты изучают содержание и особенности разработки материалов нового поколения, готовятся в опоре на предложенные "образцы" к самостоятельному проектированию лабораторных экспериментов и цифровых дидактических материалов для их сопровождения.
Работа студентов на занятии организуется в учебных парах. Это обеспечивает необходимые условия для обмена идеями и опытом выполнения учебных заданий как на занятии, так и в условиях самостоятельной работы в ЛПП над выполнением творческих проектов.
В начале каждого лабораторного занятия следует выделять 20 минут учебного времени для коллективного обсуждения учебнометодических проблем, связанных самостоятельной проектной деятельностью студентов. Коллективное обсуждение студентами проблем содержания и методики разработки составляющих их творческих проектов должно стать обязательной частью учебных занятий практикума.
На заключительном (зачетном) занятии проводится защита проектов студентов (стендовый и устный варианты). Стендовая версия творческих проектов студентов может быть представлена в оболочке ДО, поддерживающего данный учебный модуль. Фрагменты отчетов студентов о выполнении проекта представлены на рис. 1-4.
Примеры разработки студентами материалов учебно-методического комплекта к лабораторному занятию
Титульный лист комплекта
(проект студентов 5 курса Л.Н. Паршиной,
P.P. Сабирова, выпуск, 2OO7) (рис.1, 2)
Коллекция
|актических и учебно-методических шов к. лабораторной работе Жонанса в цепи переменного тока»
Авторы:
студенты 5 курса физического факультета ПГПУ Паршина Лариса Никояаевна, Сабиров Рустам Рустямович
Научный руководитель;
Асс, кафедры МД и НТО ПГПУ, Н.А. Оспенников
.Шары
Структура коллекции
1= Инструкция к лабораторной работе (MS Word)
2. Инструкция к лабораторной работе (MS РР)
3. IwmeowHCTOvmwa к лабораторной работе
4„ Виртуальный лабораторный эксперимент (MS Excel)
4.1 Виртуальная модель (MS Excell
4.2 Инструкция к виртуальному эксперименту
5. Виртуальмый лабораторный эксперимент (Црр)
5.1 Инструкция к виртуальному эксперименту
5.2 Отчет о проведении виртуального эксперимента
6. Лист самоподготовки
6.1 Лист самоподготовки (MS Wordl
6.2 Лмст самоподготовки (MS РР }
Pиc. 1
Структура коллекции
11= Образец отчета © выполнении виртуального эксперимента (ЦОР юн модель MS Excel))
11.1 Отчет в MS Word
12. Каталог шшшбъе|вдщ к проеету
13. Презентация MIS РР к вступительной беседе с учащимися на
лабораторном занятом
14. Тр@нажеру|
15. Историческая справка об исследовании физического
шиш» {MS Word)
16. Учебно-методический веомимекс к лабораторному занятого
(УМНО ‘ ‘ '
Pиc. 2
юз
Информационные компьютерные технологии в образовании • Вестник ПГПУ • Вып. 4 Инструкция-презентация к натурному лабораторному эксперименту
(проект студентов 5 курса О. Ю. Кутюхина, Т. И. Давлетбаев, выпуск 2007 г.) (рис. 3, 4)
Порядок выполнения работы (1)
1. Соберите электрическую цепь по схеме на рисунке 1, включив в нее резистор с неизвестным сопротивлением /?., (порядок сборки экспериментальной установки)
Реохорд
Применяется при измерениях электрического сопротивления, напряжения, электродвижущей силы
Реохорд длиной 1 м смонтирован на деревянной линейке, установленной на двух подставках в вертикальной плоскости
Линейка разделена на сантиметры. Каждое пятое деление выделено удлиненным штрихом, каждое десятое оцифровано
Концы проволоки из константана или манганина сопротивлением 0,75 - 1 Ом поджаты под металлические пластины с зажимами. На линейку насажен движок с зажимом и пружинящей планкой, обеспечивающий надежный контакт с проволокой реохорда
Прибор рассчитан на силу тока до 2 А
Порядок сборки экспериментальной установки
Дополнительные задания (3)
Экспериментальные задания (по выбору)
Виртуальный эксперимент 1. Работа с конструктором:
Поиск: Конструктор «Начала электроники». Разработчик: (ШШХ мм. Аль? 1. (Ьйр:/Лц№ш,е1е№отка.пеуута]1 шЛ
■ ьи
Рис. 3, 4
Самостоятельная работа студентов
Самостоятельная работа студентов по программе модуля состоит в их систематической подготовке к лабораторным занятиям практикума (в частности к текущим устным собеседованиям и тестированию по содержанию лабораторного эксперимента), а также в выполнении в течение семестра двух творческих проектов.
Сложность разрабатываемых проектов требует использования групповых и коллективных форма учебной работы (как во время занятий, так и в условиях самоподготовки студентов к занятию). Разработку комплектов дидактических и учебно-методических материалов целесообразно осуществлять в малых учебных группах (по 2-3 студента). Распределение заданий в группе целесообразно осуществлять в зависимости от интересов и уровня готовности каждого конкретного студента к разработке соответствующего элемента комплекта. Студенты могут самостоятельно планировать распределение обязанностей в группе по подготовке учебных материалов. Очевидно, что в составе проекта есть виды работы, которые
целесообразно выполнять только в группе (например, подготовка и осуществление видеосъемки лабораторного эксперимента, озвучивание видеоролика, настройка и выполнение автоматизированного эксперимента и др.). В любом случае при подготовке комплекта дидактических материалов (ДМ) и УМК объем работы для каждого участника группы должен быть примерно одинаковым.
Самостоятельная работа студентов (индивидуальная и групповая) организуется на базе Лаборатории ЦОР и педагогического проектирования. При выполнении проектных заданий студенты имеют возможность обращаться к ресурсной базе лаборатории (медиатека, оргтехника, аудио- и видеомонтажный комплекс, издательский компл екс ЛПП).
Наиболее качественные и творчески реализованные проекты могут составить основу для курсовых и дипломных работ студентов, а также конкурсной научнометодической работы кафедры и лаборатории педагогического проектирования (региональные и федеральные конкурсы). Лучшие работы студентов могут быть опубликованы.
.-ЛІ нформотизоцип [Системы ^5в£01вв0НМ1^
НАЦИОНАЛЬНЫЙ «ОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
Статья подготовлена в рамках проекта «Информатизация системы образования», реализуемого Наїщональньш фондом подготовки кадрої по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации. Проект финансируется из средств Международного банка реконструкции и развития.