Научная статья на тему 'Учебный курс «Музыка в структуре медиатекста»'

Учебный курс «Музыка в структуре медиатекста» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
779
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАТЕКСТ / МУЗЫКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шак Т. Ф.

Что называется медиатекстом? Какова его структура и роль музыки как составляющей медиатекста? Какова роль музыки в текстах, репрезентирующих различные медиажанры? Пригодны ли традиционные методы анализа музыки к декодированию медиатекста? В чем сложность и специфика анализа музыки в структуре медиатекста? Какова роль технологий мультимедиа в процессе анализа и репрезентации результатов анализа произведений медиакультуры? Каковы формы студенческих творческих заданий по созданию конкретных медиатекстов с акцентом на музыкальной составляющей? Ответы на эти, как и на другие сопутствующие вопросы, дает учебный курс «Музыка в структуре медиатекста», опирающийся на принципы медиаобразования на материале музыки и апробированный автором в системе дополнительного образования на курсах по подготовке «Музыкальных редакторов телерадиопрограмм» в Краснодарском государственном университете культуры и искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебный курс «Музыка в структуре медиатекста»»

Практика медиапедагогики Учебный курс «Музыка в структуре медиатекста»

Т.Ф.Шак

кандидат искусствоведения, доцент

Что называется медиатекстом? Какова его структура и роль музыки как составляющей медиатекста? Какова роль музыки в текстах, репрезентирующих различные медиажанры? Пригодны ли традиционные методы анализа музыки к декодированию медиатекста? В чем сложность и специфика анализа музыки в структуре медиатекста? Какова роль технологий мультимедиа в процессе анализа и репрезентации результатов анализа произведений медиакультуры? Каковы формы студенческих творческих заданий по созданию конкретных медиатекстов с акцентом на музыкальной составляющей?

Ответы на эти, как и на другие сопутствующие вопросы, дает учебный курс «Музыка в структуре медиатекста», опирающийся на принципы медиаобразования на материале музыки и апробированный автором в системе дополнительного образования на курсах по подготовке «Музыкальных редакторов телерадиопрограмм» в Краснодарском государственном университете культуры и искусств. Данный курс, междисциплинарный по сути и объединяющий аспекты музыковедения (специфика музыкального языка), киноведения (специфика киноязыка), средств массовой коммуникации (специфика медийного языка), медиаобразования (развитие критического аудиовизуального мышления), предназначен как для музыкантов (музыковеды, композиторы, учителя музыки, музыкальные звукорежиссеры), так и для представителей других гуманитарных профессий (киноведы, культурологи, режиссеры театра, кино и телевидения, звукорежиссеры медиа), в том числе и для представителей новых специальностей, появление которых определено современным социумом (медиапедагог, музыкальный редактор телерадиопрограмм, аранжировщик на базе информационных технологий).

Теоретической основой предлагаемого курса послужили следующие положения:

1. Текст может быть выражен в устных знаках (фольклор), закреплен средствами письменности, сыгран (выражен в системе театральных знаков), воспроизведен с помощью современных технических средств (экранные и визуальные искусства) т.е. являться медиатекстом. Опираясь на определения понятия «текст», данные в работах по лингвистике, литературоведению (художественный текст,

вербальный текст), музыковедению (музыкальный текст), будем рассматривать медиатекст как форму существования произведений медиаискусства, как систему элементов, развертывающихся во времени и пространстве и организованных в определенную структуру на основе их иерархической соподчиненности, коммуникативной функциональности, смысловой интерпретации. Понятие структуры подразумевает наличие системного единства составляющих ее элементов. Структурные составляющие медиатекста: визуальные, звуковые (вербальные, музыкальные, шумовые), обладают своим языком.

2. Необходимость развития визуального мышления музыканта и музыкального мышления представителей других гуманитарных профессий. В системе современного образования феномен аудиовизуального мышления становится одновременно и объектом изучения и важным методическим компонентом, позволяющим преподавателям менять набор педагогического инструментария. К сожалению, в большинстве современных российских учебных заведениях высшего, среднего и начального звеньев образования этот, богатый медиаобразовательных потенциал остается до сих пор нереализованным и в наибольшей степени это касается музыкального образования. Проблема эта, одна из первостепенных в медиаобразовании, естественно отодвигается в музыкальной педагогике на второй план, либо не затрагивалась вообще.

3. Музыка в медиатексте - новый, преображенный вид музыки, находящийся на пересечении нескольких искусств, и исследовать ее надо, опираясь на законы, определяемые спецификой медиатекста, на выявление того, как музыка с другими звуковыми факторами сочетается с визуальной и вербальной сферой и выражает художественный смысл произведений медиаискусств;

4. Специфика анализа музыки в медиатексте связана с 1)многослойностью его структуры; 2)сложностью в соотнесении семантико-языковых единиц вербально-сюжетного, визуального и звукового рядов; 3)различием (неравноценностью) в их восприятии; 4)отсутствием графического выражения (нотной партитуры) музыкальной составляющей медиатекста, а, следовательно, использование аппарата исключительно слухового анализа, требующего хорошо натренированного, гибкого музыкального слуха.

5. Новизна курса определяется использованием авторской методики анализа музыки в медиатексте, суть которой заключается в том, что музыка в медиатексте анализируется в совокупности с видеорядом и вербальным текстом, а не автономно, то есть извлеченной из сложной структуры медиатекста. Отсюда следует, что

анализ нотного авторского текста в медиатексте - фактор важный, но далеко не определяющий, поскольку изначальная нотная партитура, написанная кинокомпозитором, звуковая дорожка к фильму, записанная в студии звукозаписи и музыка, непосредственно звучащая в фильме, как правило, разнятся между собой. В этом и заключается одна из особенностей музыки в медиатексте: ее зависимость от монтажа и подчиненность видеоряду.

6. Недооценка роли музыки в медиатексте, отношение к ней как к побочному элементу, что связно с:

-особенностями восприятия музыки, которая, как правило, воздействует на слушателя-зрителя подсознательно, опосредованно; -недостаточностью внимания многих режиссеров к музыке (при рождении кинематографа музыка не была в числе его художественных средств, она пришла туда позже), второстепенностью роли композитора в творческом процессе создания медиатекстов;

-отсутствием единой терминологии и общих критериев для определения музыки в медиатексте;

-уходом в техницизм («инженерный» подход): акцент на способах и приемах записи звука, а не на семантику музыкальных интонаций; -отсутствием комплексной методики анализа музыки в медиатексте и специалистов, владеющих этой методикой; -отсутствием специальной литературы, рецензий;

-изъятием музыки из структуры медиатекста, анализ ее исключительно с позиций теоретического музыкознания как музыки автономной. Задачи курса:

1)дать определения основным категориям медиа с позиции музыковедения;

2)выявить принципы функционирования музыки в структуре медиатекста;

3)определить роль музыки в текстах, репрезентирующих различные медиажанры;

4)обосновать методику анализа музыки в структуре медиатекста;

5)наметить роль технологий мультимедиа в процессе анализа и в репрезентации результатов анализа произведений медиакультуры;

6)найти формы студенческих творческих заданий по созданию конкретных медиатекстов с акцентом на музыкальной составляющей.

Учебный курс «Музыка в структуре медиатекста», рассчитан на два семестра и содержит следующие темы:

1. Определение медиатекста, его специфика, составляющие;

2. Специфика музыки в медиатексте:

2.1.Специфика киномузыки;

2.2.Принципы музыкального формообразования в медиатексте;

2.3. Стиль музыки в медиатексте;

2.4. Музыкальный лейтмотив в медиатексте;

2.5.Принцип цитирования в киномузыке;

2.6. Иерархия музыкально-выразительных средств и современные техники письма в киномузыке;

3. Методика анализа музыки в медиатексте:

3.1. Документальный и художественный кинематограф;

3.2. Рекламный ролик,

3.3.Видеоклип;

3.4. Музыка в формах радиовещания;

3.5. Музыка в формах телевидения;

3.6. Музыка в мультфильмах и компьютерных играх;

4. Классики отечественной и зарубежной киномузыки;

5. Творческие тандемы: режиссер-композитор;

5.1. Э.Артемьев - А.Тарковский, А.Кончаловский, Н.Михалков;

5.2. Н.Рота - Ф.Феллини, Ф.Дзеффирелли, Ф.Ф.Коппола;

5.3.М.Найман - П.Гринуэй.

Учебный курс предполагает лекционные и практические формы занятий. Практическая основа курса реализуется через комплекс творческих заданий, которые студенты должны представить на экзамене. Творческие задания выполняется с использованием технологий мультимедиа и предполагает следующие виды работ: -задания по анализу звуковой составляющей в медиатексте (анализ музыки в художественном фильме; мультипликационном фильме; компьютерной игре; рекламном ролике; видеоклипе; телерадиопрограмме);

-задания по озвучиванию (переозвучиванию) медиатекста;

-задания по созданию компиляционных видеоклипов.

-сценарная разработка теле и радио передач с музыкальной

составляющей.

Думается, что введение данного курса в учебный процесс гуманитарных и музыкальных вузов позволит медиапедагогам, киноведам, режиссерам, медиаредакторам обратить более пристальное внимание на музыкальную составляющую медиатекста, на роль звука как с точки зрения языка музыки, семантики музыкально-выразительных средств, так и проблем музыкальной звукорежиссуры. И может быть, наступит тот час, когда в лекции по курсу «История отечественного и зарубежного киноискусства», читаемой, к примеру, будущим режиссерам театра и кино, или в преамбуле именитого киноведа перед показом по телевидению очередного кинематографического шедевра, выразительные средства

кинематографа не будут ограничиваться лишь традиционными для

киноязыка элементами (кадр, план, ракурс, монтаж и т.д.), а затронут и язык музыки. А звукорежиссер, готовя телепрограмму, будет подбирать музыку не методом «втыка» (по принципу «замазывания» шероховатостей вербального текста и монтажа), а осмысленно, с пониманием внутреннего подтекста, второго плана, создаваемого музыкой. Тогда, надеюсь, мы не столкнемся с таким казусом, когда на одном из местных каналов телевидения реклама престижного вуза идет под музыку в стиле едкой сатиры Шостаковича (он-то обличал пошлость и мещанство, а что обличает музыкальный редактор?), а утренние новости, дающие вполне позитивную информацию, сопровождаются навязчивой остинатной темой в стиле «эпизода фашистского нашествия» из 7-й симфонии того же Д.Д.Шостаковича.

Попробуйте представить себе фильм С.Леоне «Однажды в Америке» без музыки Э.Морриконе, или «Сияние» С.Кубрика без музыки К.Пендерецкого. Ну как, вам понравилось?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.