• восполнить существующий пробел в современных учебно-наглядных пособиях;
• обеспечить активизацию обучения и повысить познавательный интерес обучающихся;
• формировать высокую мотивацию и готовность выполнять работу с соблюдением требований безопасности, «принудительно» (непроизвольно) мобилизовать внимание и вырабатывать целенаправленную установку на безопасную деятельность;
• формировать поведение, адекватное требованиям безопасного производства работ.
Литература:
1. «Конвенции 2006 года об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» № 187.
2. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (от 9.10. 2007 г. № 1351).
3. Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандар-
тов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования
т0^Н2001».
4. Организация обучения безопасности труда. Общие положения. ГОСТ 12.0.004-90. ССБТ. Утв. Постановлением Госстандарта СССР от 15 ноября 1990 г. № 2797.
5. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций. Утв. Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29.
6. Организация и проведение производственного обучения безопасности труда и обучения на курсах целевого назначения работников предприятий системы ОАО АК «Транснефть». ОР-19.00-80.30.30-КТН-002-1-05.
7. Организация обучения и проверки знаний работников предприятий системы ОАО АК «Транснефть» по вопросам промышленной, пожарной безопасности и охраны труда. ОР-19.00-60.30.00-КТН-002-1-04.
8. РД 153-39.4Р-130-2002* Регламент по вырезке и врезке «катушек», соединительных деталей, заглушек, запорной и регулирующей арматуры и подключению участков МН.
УЧЕБНЫЕ МОДУЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ В ИННОВАЦИОННОМ ОБУЧАЮЩЕМ КОМПЛЕКСЕ ВУЗА
Ю.В. Слесарев, Пензенская государственная технологическая
академия, г. Пенза
Ключевые слова: модульный подход, формирование модулей, уровни познания, модульный принцип.
Методология модульного подхода позволяет представить процесс обучения как четко сбалансированную систему усвоения студентами вуза учебно-профессиональной деятель-
ности. Анализ системного подхода на основе проведенного исследования в Пензенской технологической академии позволяет установить инновационные методы, позволяю-
щие улучшить качество подготовки специалистов-менеджеров.
Проведенные нами исследования показывают, что в подготовке специалиста-менеджера, в рамках инновационной программы обучения, особое внимание следует уделять специальной работе по развитию содержательных навыков выполнения учебных действий, в том числе по осознанию содержания усваиваемого материала и актуализации первичного профессионального опыта.
При многоуровневой системе высшего профессионального образования, к которой относится Пензенская государственная технологическая академия, первая ступень в подготовке специалиста-менеджера включает в себя модули (блоки) общегуманитарных наук (отечественная история, философия, политология, правоведение) и фундаментальных учебных предметов (история экономических учений, введение в специальность, экономическая теория), вторая ступень — модули (блоки) профессиональных дисциплин (банковское дело, теория бухгалтерского учета, коммерческое и трудовое право и др.) и модули (блоки) дисциплин специализации (управление персоналом, менеджмент, маркетинг и др.).
Каждый модуль учебных дисциплин включает в себя обязательно не только теоретические знания по той или иной экономической, управленческой специальности, но и практические умения с выходом на производственную управленческую практику.
Принципиальной особенностью современной организации учебного
50
процесса является междисциплинарный подход, который позволяет минимизировать ряд организационно-методических недостатков, присущих традиционному предметному обучению. К ним можно отнести прежде всего морфологический анализ учебного материала, который является основой систематизации содержания обучения при предметном подходе. Каждая дисциплина в этом случае рассматривается как целостный обособленный объект познавательной деятельности. Конструирование содержания учебных предметов осуществляется преподавателями с учетом иерархии дидактических принципов, таких, как принцип профессиональной направленности содержания, принцип научности, системности, принцип культуросообразности и т.д. Таким образом, при традиционном предметном подходе содержание образования составляют ряд автономных учебных дисциплин, связь между которыми носит дискретный характер, что отражается на качестве подготовки специалистов-менеджеров.
Формирование модулей осуществляется на основе анализа задач и функций, стоящих в подготовке специалистов-менеджеров, а также междисциплинарных связей, взаимосвязей общенаучных, гуманитарных и специальных дисциплин.
Результаты наших исследований показывают, что модули как совокупность учебных предметов целевым образом ориентируются на формирование профессиональной деятельности будущего специалиста-менеджера.
Однако, анализируя модульную систему в подготовке специалиста-
менеджера в Пензенской государственной технологической академии на основе формирующего эксперимента со студентами специальностей «080502 — экономика и менеджмент на предприятии машиностроения», «080116 — математические методы, операции и исследования в экономике», «050501.06; 050501.18 - профессиональное обучение (по отраслям)» групп 01ЭМ, 03ПВ, 03ПЭ, 03ММ, в 2004/05, 2005/06 учебных годах нами предложены инновационные подходы, позволяющие улучшить качество системы подготовки специалистов-менеджеров:
- выделение модулей должно быть конкретным в рамках учебного плана и программы подготовки специалистов (общегуманитарный, гуманитарно-правовой, профессионально-правовой и т.д.);
- организационно-методическая структура учебного материала модулей должна носить гибкий и вариативный характер;
- система модулей должна быть нацелена на междисциплинарную организацию деятельности преподавателя (отечественная история - правоведение - коммерческое право - трудовое право - управление персоналом);
- должно быть обеспечено методико-логическое завершение модуля (теория усваивается в контексте практического действия по решению учебно-профессиональных задач как предпосылка к дальнейшему продвижению в учебном материале; в качестве конечного результата изучения модуля предполагается практика, практическое решение задач (ПРЗ), ролевые игры, профессионально-
логическое построение моделей и ситуаций).
— целенаправленность модулей (структурная иерархия подмодулей с подчиненными связями между ними);
— мобильность структурного содержания модулей (мобильность предполагает замену, исключение, дополнение отдельных модулей в зависимости от динамики требований к подготовке специалистов-менеджеров).
В качестве примера реализации блочного (модульного) принципа формирования образовательно-профессиональной программы рассмотрим технологию организации многоуровневой системы подготовки специалиста-менеджера. Данная система подготовки предполагает обязательное изучение будущими специалистами-менеджерами правового блока общегуманитарного цикла дисциплин, а затем отраслевого права (коммерческое и трудовое право) общепрофессионального цикла дисциплин. Правовой блок направлен на развитие правового пространства и формирование правового мировоззрения у студентов, создавая при этом предпосылки и условия для решения следующих задач:
— ориентация студентов в правовом пространстве и соизмерение социально-нравственных принципов с правовой деятельностью;
— правовая оценка социальных процессов, тенденций, связанных с пересмотром ценностей, лежащих в основе профессионального образования;
— правовое обоснование и содержание профессионально-трудовой и
отраслевой деятельности будущего специалиста.
Основным результатом освоения студентами правового блока будет становление у них адекватной правовой картины современного общества, формирование правовых понятий и категорий и создание на этой основе профессионально-личностного проблемного поля.
Блок отраслевого права (коммерческое и трудовое право) направлен на овладение студентами следующих задач:
— правовое обеспечение будущей профессиональной деятельности;
— порождение в учебном процессе познавательной деятельности, накопление первичного профессионального опыта;
— расширение правового пространства и создание базы для развития личности будущего специалиста;
— способ анализа, рефлексии в решении различных производственных ситуаций на основе существующих иерархий нормативно-правовых документов;
— практическое применение видов отраслевого законодательства в профессиональной деятельности, в том числе приобретение навыков по работе с нормативно-правовой базой по выбранной специальности.
Основными результатами освоения студентами этого блока общепрофессиональных дисциплин будет формирование целостного восприятия правовой действительности и создание нравственно-правового фундамента будущей профессиональной деятельности.
Модульная система в подготовке специалистов-менеджеров в ходе проведенного нами исследования не является обособленной, состоящей из отдельных не связанных между собой модулей. Функциональная взаимосвязь и обусловленность модульной системы очень важна в этапах подготовки специалистов, особенно в период формирования профессиональных навыков, умений, приобретений профессионального опыта. Общую систему взаимосвязей модулей на примере правового блока общегуманитарного цикла и блока отраслевого права (коммерческое право) общепрофессионального цикла можно представить таблицей 1.
В таблице нами предложены уровни познания и профессионального формирования, которые на основе проведенного исследования отражают более глубокую и последовательную структуру модулей. Именно правильная, на наш взгляд, тематическая (поэтапная) расстановка приведет к постепенному формированию уровней познания. Каждый уровень имеет законченную структуру учебно-познавательного процесса и является продолжением, этапом в общей модульной системе. Конечный системный уровень является определяющим в формировании базовых знаний специалиста-менеджера и указывает на профессиональную подготовленность. Анализ уровня модульной системы позволяет преподавателю выявить степень готовности студента, его способность и возможность усваивать учебный материал путем промежуточного межэтапного контроля (блиц-опрос, тестирование,
52
Таблица 1
Уровни возрастания познания в системе правовых блоков в подготовке специалистов-менеджеров
Этапы познания Суть этапа Уровни профессионального формирования
I Изучение историко-правовых форм и видов отношений. Стремление исследовать качественную определенность правовых явлений и система правовых взаимосвязей в обществе Уровень свойств и внешних характеристик
II Познание субъектно-объектных отношений. Изучение структуры источнико-нормативной базы общественных явлений и отношений. Стремление дать ответ — из чего состоит исследуемое явление Уровень состава структуры
III Характеристика правовой действительности и исследование каждого элемента правовой системы общества. Необходимость определения важности прав, обязанностей и юридической ответственности Структурный уровень
IV Изучение элементных, рядовых и общих принципов и признаков гражданского и коммерческого права. Исследование правовой структуры организационно-правовых форм Функциональный уровень
V Определение видов договорных и обязательственных отношений. Практические и функциональные способы правового обеспечения экономической и управленческой деятельности Структурно- функциональный уровень
VI Исследование общеправовых гражданских, экономических видов отношений. Выявление взаимообусловленных форм субъектно-объектных отношений. Установление интегра-тивных связей и функций между явлениями гражданско-правовой и экономико-правовой действительности Системный уровень
#
творческое задание и т.д.). В случае необходимости (например, отставание студента, низкое качество усвоения учебного материала, недостаточная познавательная активность) преподаватель может вернуться к какому-либо этапу и повторить его отдельно
с отстающими студентами. Итогом модульной системы, согласно нашему исследованию, является высокий и равномерный уровень активации познавательного процесса, приводящий к формированию профессионального потенциала и складыванию первично-
53
го профессионального опыта у будущих специалистов-менеджеров. Каждый этап имеет четко выраженную структуру, состоящую из следующих элементов:
1) тематика лекционных занятий;
2) тематика практических (семинарских) занятий;
3) тематика эмпирических занятий (диспуты, тренинги, беседы, практические решения задач, круглый стол и т.д.);
4) контроль качества знаний (по каждому этапу отдельно). В модуле их, как правило, несколько. Нами впервые исследован и доказан взаимообразный процесс в модульной системе, позволяющий в случае необходимости вернуться к той части модуля или модулю в целом, который в процессе подготовки специалиста-менеджера будет наиболее креативным.
Модульный принцип построения учебного процесса применительно к ПГТА позволяет, на наш взгляд и по результатам педагогического эксперимента, достичь конечной цели обучения с большей степенью продуктивности. Необходимый эффект достигается благодаря системе целенаправленного объединения учебного материала различных дисциплин в модули по принципу этапности (описанному выше). Такое объединение, согласно проведенному нами теоретическому и практическому исследованию, обеспечивает в учебном процессе гибкие межпредметные связи на основе системы инвариантов, позволяющих независимо от специфики конкретных дисциплин применять единую методологию подготовки
54
специалистов-менеджеров. Эффективность применения системы инвариантов или блоков обеспечивается только в том случае, когда она охватывает всю учебную деятельность как по горизонтали в пределах одного курса обучения, так и по вертикали от курса к курсу.
Модульный принцип конструкции содержания образования не является новым для практики обучения. Как правило, инвариантным являются признаки выделения модулей. В данном исследовании мы разработали новые методы: профессиональный, профессионально-функциональный [описанные выше на основе проведенного эксперимента в группах 01ЭМ, 03ПВ, 03ПЭ, 03ММ в 2004/05, 2005/06 учебных годах по специальности: «080502 — экономика и менеджмент на предприятии в машиностроении», «080116 — математические методы, операции и исследования в экономике», «050501.06; 050501.18 — профессиональное обучение» (по отраслям)].
В профессиональном обучении исследователи связывают модульный принцип построения учебного процесса с многоуровневостью профессионального образования [1, 2, 3, 4].
При этом доказано [5, 6], что такая система подготовки специалистов позволяет создавать варианты дифференцированной профессиональной школы на основе соединения начального, среднего и высшего профессионального образования в единую ступенчатую образовательную систему, что весьма гибко и оперативно позволяет реагировать на постоянно изменяющиеся потребности рынка труда.
Очень эффективным элементом здесь является модульная система при традиционном подходе обучения в высшем профессиональном образовании [7, 8]. По мнению А.А. Вербицкого, В.А. Якунина, модульная система является одним из вариантов обучения с целью оптимизации учебного процесса, отводя роль технического регулятора процессу активации познавательной деятельности.
Необходимым и актуальным в качестве повышения квалификации рассматривается блочная (модульная) система в процессе подготовки преподавателей на основе многоступенчатой системы обучения в вузе [9, 10, 11, 12].
Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что структура и содержание профессионального образования устанавливаются соответствующим государственным стандартом, поэтому сочетание профессиональных образовательных программ и образовательных стандартов происходит в виде модулей, обеспечивающих определенное качество специалистов-менеджеров. Вся совокупность модулей, по нашему убеждению, составляет «модель знаний» специалиста-менеджера, дифференцированная по направлениям его подготовки. Однако, на наш взгляд, модуль нельзя рассматривать как сумму знаний, умений и навыков, скорее он выступает как системное качество специалиста, обеспечивающее ему возможности эффективного решения определенного круга профессиональных задач.
Литература:
1. Моисеев В.Б., Мещеряков А.С., Шапкин В.В. Профессиональное образование в социокультурном контексте /В.Б. Моисеев, А.С. Мещеряков, В.В. Шапкин.- Пенза, 2002.- С. 182.
2. Бепалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М., 1989.
3. Долженко О.В., Шатунов-ский В.Л. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе.-М., 1990.
4. Окунь В. Введение в общую дидактику.- М., 1990.
5. Борк А. «История» новых технологий в образовании.- М., 1990.
6. Платонова Н.М., Якунин В.А. Педагогика: теория обучения.- СПб., 1993.
7. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.- М., 1991.
8. Якунин В.А. Современные методы обучения в высшей школе.- Л.,
1991.
9. Методологическая подготовка преподавателей ФПК при многоступенчатой системе обучения в вузе.- М.,
1992.
10. Вербицкий А.А., Борисова Н.В. Технология контекстного обучения в системе повышения квалификации.— М., 1989.
11. Новые технологии обучения на ФПК: теория, опыт, проблемы.- М., 1991.
12. Штейнберг В.Э., Семенов С.Н. Технология логико-эвристического проектирования профессионального образования на функционально-модульной основе.- М., 1993.