В. Н. Аверкин
(Великий Новгород, Российская Федерация), К. С. Абдиев (Астана, Республика Казахстан), О. М. Зайченко (Великий Новгород, Российская Федерация), Г. С. Примбетова (Астана, Республика Казахстан)
УЧЕБНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья посвящена проблеме использования результатов оценки учебных достижений школьников для совершенствования образовательного процесса. В контексте развития систем образования России и Казахстана рассматриваются возможные направления и формы применения результатов оценки
В Российской Федерации и в Республике Казахстан продолжается модернизация национальных систем образования. Можно отметить, что «реформирование систем образования характерно для многих постсоветских стран, при этом изменения в образовательных системах Казахстана и России оказались наиболее близкими по содержанию» [4, с.123]. Для обеих стран в сфере образования характерны поиск новой парадигмы образования, совершенствование стандартов образования, требований к уровню подготовки выпускников учебных заведений, появление различных типов учебных заведений разных форм собственности, информатизация образования и внедрение новых технологий обучения, активное привлечение негосударственных источников финансирования образования.
Одной из наиболее актуальных задач в сфере образования, стоящих перед обеими странами, является создание современной системы оценки его качества. К настоящему времени важнейшими компонентами этой системы являются:
- в Республике Казахстан - единое национальное тестирование (ЕНТ), промежуточный государственный контроль (с 2012 года заменен на внешнюю оценку учебных дости-
жений), комплексное тестирование абитуриентов, лицензирование, аттестация, аккредитация, рейтинг и другие;
- в Российской Федерации - единый государственный экзамен (ЕГЭ), государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме, внешнее тестирование и др.
По мере того, как складывается система независимой оценки, всё большую актуальность приобретает вопрос об адекватном использовании собираемой в этой системе информации для совершенствования образовательного процесса.
В настоящее время возможности применения результатов оценочных процедур как работниками системы образования (руководителями, педагогами), так и обучающимися и их родителями (например, при построении индивидуальных образовательных траекторий) используются не в полной мере.
Принимаемые решения в сфере образования нередко слабо связаны с информацией о качестве образовательных услуг, несмотря на то что возможности получения такой информации за последние полтора десятилетия существенно возросли. В том числе редко используются для вторичного анализа данные международных исследований (PIRLS, TIMSS, PISA и др.) [10].
Значение образовательных результатов, показываемых обучающимися, все ещё рассматривается преимущественно в аспекте получения документа об образовании и/или возможности продолжения образования. Вместе с тем эта функция результатов оценки постепенно уменьшается (в России, например, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [11], вступающим в силу с 1 сентября 2013 года, среднее профессиональное образование становится общедоступным) и, напротив, возрастает роль оценки достижений как информационной основы для принятия управленческих и педагогических решений.
Проблема всестороннего и эффективного использования результатов оценки в постановочном плане нашла отражение в ряде стратегических документов, принятых в наших странах.
В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 годы говорится о том, что «развитие форм и содержания оценки качества приведет к росту информации о системе образования и, как следствие, к обострению проблемы адекватного использования этой информации для принятия управленческих и политических решений. Для этого необходимы новые подходы к исследованиям и аналитике на основе собираемой в общероссийской системе оценки качества образования информации» [2]. Названным документом предусматривается, что «на основании данных, генерируемых внутрироссийскими процедурами оценки качества образования и по итогам участия в международных сопоставительных исследованиях, будет организована систематическая аналитическая работа по подготовке предложений по необходимым изменениям в образовании» [2]. В целом проводится мысль о том, что национальная система оценки качества образования должна стать основой саморегуляции системы образования и деятельности отдельных институтов [2].
В государственной программе развития образования Республики Казахстан подчеркивается, что «одним из принципов системы менеджмента качества в образовании является принцип постоянного совершенствования образовательного процесса с учетом результатов мониторинга» [1]. Названная программа предусматривает внедрение единой систе-
мы мониторинга образования в виде информационной базы управления и прогнозирования путей развития.
В Республике Казахстан утверждены Правила организации и функционирования единой информационной системы образования. Целью данной системы является «своевременное обеспечение организаций образования, органов управления системы образования полной, достоверной и сопоставимой информацией о деятельности системы образования Республики Казахстан» [7], а в качестве задач, стоящих перед системой, определены: «1) осуществление образовательного мониторинга и информационное обеспечение системы управления образованием;
2) идентификация участников и элементов системы образования Республики Казахстан;
3) автоматизация процессов сбора и обработки сведений о деятельности организаций образования, кадрового состава и достижениях обучающихся;
4) адресная организация аналитических и информативных сведений:
- по каждому обучающемуся,
- по каждому работнику образования,
- по каждой организации образования;
5) организация единого информационного пространства системы образования Республики Казахстан;
6) информирование общественности о достижениях учащихся посредством Интернета и/или мобильной связи» [7].
Выработку решений и рекомендаций, опирающихся на результаты оценочных процедур, правомерно рассматривать как внутренний компонент системы оценки качества образования. В отсутствии данного компонента система оценки не может быть признана целостной и завершенной.
Применение данных о качестве образовательных результатов для совершенствования преподавания и обучения является конечным пунктом весьма трудоемких и затратных процедур измерения.
Как и практически любое действие, применение результатов мониторинга для совершенствования образовательного процесса более эффективно, если используется методология комплексного подхода. Иначе говоря, если управленческие и педагогические воздействия, основанные на результатах мониторинга или учитывающие эти результаты,
затрагивают как можно более полный набор факторов, влияющих на качество образования, и если эти воздействия взаимоувязаны между собой.
Опора на комплексный подход является ключевым условием эффективного использования результатов оценки для совершенствования образовательного процесса.
Раскроем основные возможности использования результатов оценки учебных достижений обучающихся при осуществлении стратегических действий и управленческих процедур, составляющих процессы функционирования и развития систем образования Российской Федерации и Республики Казахстан.
Принятие политических решений в сфере образования. Политические решения, связанные, как правило, со стратегическим и долговременным выбором, предполагают привлечение максимально достоверной и полной информации. Такая информация снижает риск ошибок, способных привести к масштабным негативным последствиям. В сфере образования политические решения должны основываться прежде всего на анализе информации о тенденциях динамики качества и доступности образования, что делает необходимым обращение к результатам независимых измерений.
Следует отметить, что документы, определяющие стратегию развития национальных систем образования в России и Казахстане, в последние годы все больше опираются на такие результаты. Исходя из анализа достигнутых значений результативности в этих документах формулируются новые задачи и целевые ориентиры. Например, план мероприятий на 2011-2015 годы по реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы содержит следующий индикатор: результаты учащихся казахстанской общеобразовательной школы в международных сравнительных исследованиях PISA (50-55 место), TIMSS (10-15 место) [6].
Однако на территориальном уровне (области, города, района) такой подход при разработке стратегических решений еще должен получить необходимое признание.
Разработка и реализация программ развития образования. При разработке таких программ результаты оценки должны использоваться прежде всего для анализа текущего состояния, описания проблем и слабых сторон,
а также для вычленения факторов и обстоятельств, порождающих имеющиеся проблемы. Результаты оценки необходимы также для постановки конкретных задач, поскольку это действие требует учета исходного уровня.
Данные, характеризующие изменения в качестве образования, являются основой для принятия оперативных управленческих решений в ходе реализации программы. Наконец, эти данные позволяют оценить результативность выполнения программы по заданным критериям.
Аттестация работников системы образования. Аттестация представляет собой оценку профессиональной деятельности работников. Документами, регламентирующими процедуру аттестации педагогических работников, предусмотрены:
- в Российской Федерации - оценка результатов освоения обучающимися образовательных программ;
- в Республике Казахстан - аналитическое обобщение итогов деятельности педагога на основе изучения материалов об учебных достижениях обучающихся, о победителях предметных олимпиад, конкурсов, смотров, соревнований, игр, а также материалов независимой оценки профессиональной компетентности педагога.
Повышение объективности аттестации как одного из главных принципов её проведения предполагает усиление в обеих странах роли данных, собираемых в системе независимой оценки качества образования (результатов ЕГЭ, ЕНТ, других независимых оценочных процедур). Кроме того, использование преимущественно результатов внешних измерений качества образования позволит сделать процедуру аттестации более простой, технологичной и более точной в оценках уровня профессионализма педагога.
Стимулирование труда педагогических и руководящих работников. На современном этапе крайне важными для систем образования России и Казахстана являются вопросы эффективной мотивации педагогического труда. Новые подходы к установлению заработной платы в образовании предполагают зависимость её размера от показателей качества и результативности выполняемой работы. В свою очередь, это ставит задачу максимально объективной и точной оценки труда учителя. Решить данную задачу позволяют современные методы измерения в образовании, в том числе (а может быть - и преимуще-
ственно) в рамках крупномасштабной оценки учебных достижений школьников.
При этом, в нашем понимании, речь должна идти о зависимости заработной платы не столько от самих учебных достижений школьников (поскольку в этом случае не будет учитываться тот факт, что одни учителя работают с изначально «сильными», другие -с изначально «слабыми» классами), сколько от данных измерений, характеризующих динамику результатов обучения.
Одной из ключевых функций управления, как известно, является подбор и расстановка кадров. На сегодняшний день конкурсный отбор кадров в сфере образования возможен преимущественно при формировании управленческого персонала.
Основной смысл подбора управленческих кадров в образовании - это формирование состава руководителей органов управления в сфере образования и руководителей образовательных организаций, обладающих знаниями и опытом, необходимыми для эффективной управленческой деятельности.
Правильный подбор состоит в том, чтобы сделать кадровые назначения, в наибольшей степени отвечающие задаче повышения качества и результативности процесса управления, измеряемых на основе конкретных показателей, отражающих в первую очередь уровень достижений обучающихся в освоении основных и дополнительных образовательных программ.
Отбор руководителей является одной из наиболее ответственных задач кадровой политики. Успешное решение данной задачи предполагает оценку компетентности имеющихся кандидатов.
Крайне важно, чтобы такая оценка не заменялась отбором по критериям наличия у кандидата длительного опыта управленческой деятельности (независимо от её продуктивности) и тем более не определялась его лояльностью вышестоящим руководителям, принадлежностью к одной «команде» и т.п.
В качестве эффективной технологии кадрового отбора может быть предложен подбор руководителей (заместителей руководителей) по результатам функционирования объекта управления, например, образовательного учреждения или муниципальной системы образования.
Речь идет о том, чтобы заменить «интуитивные» представления о соответствии кандидата предъявляемым к нему требованиям
(также часто весьма размытым) более конкретными, желательно - измеримыми показателями его профессиональной успешности, в качестве которых и могут выступать, в том числе, результаты оценки учебных достижений школьников.
Проведение независимой оценки качества подготовки школьников позволяет использовать результаты такой оценки для проведения отбора на должности, например, директоров школ среди заместителей руководителей или руководителей структурных подразделений образовательных организаций. Логично, что, используя критерий отбора кандидатов по уровню эффективности их осуществленной деятельности, приоритет следует отдавать кандидатам, опыт работы которых свидетельствует об их способности обеспечить достижение высоких значений показателей качества функционирования образовательной организации или её структурного подразделения.
Результаты независимой оценки учебных достижений школьников необходимо учитывать (разумеется, наряду с другими показателями) и при формировании персонала органов исполнительной власти и местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.
Принцип отбора кандидатов на должности руководителей в сфере образования с учетом показателей качества образования (в первую очередь конечных результатов, но также и условий, необходимых для достижения таких результатов), входящих в «сферу ответственности» кандидата (например, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, претендующего на должность директора), позволяет сократить риск кадровых ошибок при формировании корпуса руководителей образовательных учреждений и органов управления образованием.
Одновременно, в связи с переходом к «эффективным контрактам», целесообразно, чтобы прием на работу на должности руководителей осуществлялся под обязательства достичь определенных показателей деятельности (рост результатов на ГИА, ЕГЭ, ЕНТ и т.д.).
При этом, как и в других случаях использования результатов оценки, оптимальным следует считать подход, когда во внимание принимаются данные не одного, а определённой серии измерений, охватывающих все ступени обучения и все (или большинство) обязательных учебных предметов (а в рамках послед-
них, насколько это возможно - и все основные разделы). Это снизит риск того, что при принятии тех или иных решений, в том числе кадровых, использовались результаты измерений, не отражающие всей картины.
При условии дальнейшего роста заработной платы в сфере образования кадровый отбор по результатам освоения обучающимися образовательных программ может быть распространен и на педагогических работников.
Корректировка содержания и технологий образования. Данное направление охватывает непосредственно педагогические аспекты применения результатов оценки учебных достижений школьников. Это поле деятельности методических служб, институтов повышения квалификации педагогов, консультантов образовательных учреждений, самих педагогических работников, заинтересованных в повышении своего профессионального уровня. На основе результатов оценки качества подготовки обучающихся в данном случае корректируются цели, содержание, формы и методы педагогической деятельности.
Часто соответствующие рекомендации содержатся непосредственно в самих отчетах о проведенных измерениях. Так, по результатам участия России в исследовании TIMSS-2011 экспертами были сформулированы, например, рекомендации: для начальной школы - по увеличению в образовательных программах учебного времени для проведения ученических опытов и наблюдений, для основной школы - по более широкому использованию в практике преподавания естественнонаучных предметов заданий с развернутым ответом, развивающих общелогические умения и формирующих навыки связной письменной речи [9].
Данные по России, полученные в ходе реализации проекта PIRLS-2011 («Исследование качества чтения и понимания текста»), позволили исследователям сделать, в частности, выводы о необходимости специальных усилий по развитию интереса к чтению у мальчиков, об актуальности задачи формирования у школьников на ступени начального образования способностей к письменному изложению своих мыслей, о важности методически проработанного использования компьютеров в учебном процессе, в том числе о необходимости включения обучающихся в самостоятельную работу по использованию компьютеров для получения и переработки информации [8].
В Казахстане исследование уровня математической подготовки школьников (в рамках TIMSS-2007) показало, что казахстанские выпускники начальной школы в большей степени владеют умениями применять полученные знания, чем рассуждать и решать нестандартные задачи. В связи с этим, например, авторами Национального доклада о состоянии и развитии образования в Республике Казахстан делается вывод, «что содержание курса математики в начальной школе, представленное в программах, в основном направлено на формирование умений решать стандартные задачи и действовать в стандартных ситуациях» [5].
Обеспечение информационной открытости систем образования и образовательных учреждений. В современном мире возрастают требования к информационной открытости систем образования и образовательных учреждений. Потребителей образовательных услуг интересует информация о качестве образования, предоставляемого различными образовательными учреждениями. Такая информация важна для построения индивидуальной образовательной траектории (с учетом возможностей выбора учреждения, формы получения образования, образовательных программ, технологий образования, а также с учетом права ребенка на обучение по индивидуальному учебному плану) и эффективного использования ресурсов открытого образования.
Особое значение информация о качестве образовательных услуг может иметь для сельских школьников, которые, наряду с образовательными, часто выбирают также и миграционные стратегии [4].
Доступ к информации о качестве образования является также основой участия обучающихся, их родителей, представителей общественности в управлении образовательными учреждениями, в широком смысле - основой саморегулирования системы образования.
Наиболее объективную и точную информацию о качестве образовательных услуг предоставляют результаты независимых измерений.
В настоящее время такие результаты являются предметом анализа преимущественно узких специалистов (методистов, педагогов, работников системы повышения квалификации), однако важно, чтобы соответствующие данные всё в большей степени определяли
бы и поведение потребителей образовательных услуг.
Среди других мер, направленных на достижение указанного эффекта, особое внимание следует обратить на укрепление доверия обучающихся и их семей к результатам независимых измерений (сейчас это доверие снижается весьма непрофессиональной критикой в СМИ), а также на представление информации в наиболее доступной и наглядной форме (но обязательно обеспечивающей возможность сравнения качества - между территориями, организациями, образовательными программами и, в определенных случаях, между педагогами).
Данные о результатах оценки учебных достижений обучающихся должны учитываться коллегиальными органами управления образовательными организациями (советами школ, наблюдательными и педагогическими советами, родительскими комитетами, советами обучающихся и т.д.) при принятии отнесенных к их компетенции решений.
Повышение квалификации и консультирование работников системы образования. Актуальной задачей является повышение «чувствительности» системы повышения квалификации педагогов к результатам оценки учебных достижений школьников. Содержание программ дополнительного профессионального образования педагогов сегодня нередко изолировано от показателей качества школьного образования, получаемых в ходе независимых измерений. То же самое можно сказать о методическом сопровождении деятельности учителя.
Одно из организационных решений указанной задачи может заключаться в формировании учебных групп, объединяющих педагогов, имеющих сходные результаты оценки учебных достижений обучающихся.
Консультирование, как процесс оказания квалифицированной помощи в ситуации затруднения, связанный с применением гибких технологий, требует привлечения разносторонней и объективной информации. Процесс консультирования участников образовательных отношений, направленный на повышение качества преподавания и учения, может быть эффективным при условии использования результатов объективных измерений учебных достижений обучающихся.
Учитывая результаты оценки, консультант даёт рекомендации руководителю, педагогу, обучающемуся, родителям по разреше-
нию затруднения, определению наиболее эффективной линии поведения в конкретной управленческой или образовательной ситуации.
Консультационные технологии и практика консультирования в сфере образования получают в настоящее время все большее распространение как в России, так и в Казахстане. Востребованность консультационных услуг будет определяться их качественным уровнем, который, в свою очередь, будет зависеть от возможности получения консультантами аналитической информации (общей и конкретной] об учебных достижениях обучающихся.
Социально-педагогическая работа с обучающимися и их семьями. Образовательные результаты, как об этом свидетельствуют многочисленные исследования, в том числе сопоставительные (PIRLS, TIMSS, PISA и др.], зависят не только от технологий и содержания образования, но и от разнообразных характеристик школьной и семейной среды, в которой живет и обучается ребенок.
Так, в PIRLS-2011 («Исследование качества чтения и понимания текста»] в качестве ресурсов для образования ребенка рассматриваются образование родителей, профессиональная занятость родителей, общее количество книг в доме, количество детских книг, доступ в Интернет и наличие у учащегося собственной комнаты [8].
Кроме того, на достижения ученика влияет уровень сформированности его познавательных интересов.
Таким образом, результаты исследований качества образования должны составлять существенную часть профессиональной информации, используемой социальными педагогами, классными руководителями, воспитателями, тьюторами, консультантами по вопросам семейных отношений и другими категориями педагогических и социальных работников, взаимодействующих с семьей ребенка и осуществляющих его социально-педагогическое сопровождение. Имеются в виду данные как о непосредственно результатах обучения, так и о вкладе семейных и школьных факторов в достижение этих результатов.
Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 годы предусмотрено введение публичных рейтингов деятельности образовательных организаций. Такие рейтинги должны формироваться во всех субъектах Российской
Федерации. Открытое представление рейтингов образовательных организаций и программ, согласно данной программе, будет способствовать поддержке семей и детей в построении индивидуальных образовательных траекторий и эффективном использовании ресурсов сферы открытого образования.
Согласно Закону Республики Казахстан «Об образовании» компонентами образовательного мониторинга являются систематическое наблюдение, анализ, оценка и прогноз рейтинговых показателей достижений деятельности организаций образования [3]. В Правилах организации и функционирования единой информационной системы образования указывается, что данная система должна способствовать функционированию открытой рейтинговой системы по региональному признаку [7].
Отбор лучших образовательных практик в целях их распространения. Одной из эффективных стратегий повышения качества работы системы образования является выявление и распространение лучших образовательных практик. Наиболее объективным критерием отбора лучших практик следует признать результаты независимой оценки качества образования.
Использование данного критерия позволит осуществлять отбор эффективно работающих территориальных систем образования и образовательных организаций для формирования на их базе стажировочных площадок как центров повышения квалификации и переподготовки педагогических и руководящих работников.
В Республике Казахстан лучшим школам предоставляются специальные гранты -«Лучшая организация среднего образования». Необходимые средства выделяются ежегодно местными исполнительными органами области, города республиканского зна-
чения и столицы. Предоставление грантов по итогам конкурса осуществляется на основе рейтинговых показателей.
В Российской Федерации имеется опыт отбора инновационных школ в рамках Приоритетного национального проекта «Образование».
При отборе лучших образовательных учреждений в качестве главного критерия должен предусматриваться анализ образовательных результатов.
Для принятия решений на основе результатов оценки учебных достижений обучающихся требуется сравнительный анализ таких результатов.
В этой связи использование результатов оценки учебных достижений обучающихся для совершенствования образовательного процесса включает:
- сопоставление полученных (собранных) данных с аналогичными данными по другим образовательным учреждениям, национальным и территориальным системам образования (внешнее сопоставление);
- анализ изменений данных во времени (внутреннее сопоставление).
В отдельных случаях правомерно сравнение показателей результативности функционирования сферы образования с другими сферами - культуры, здравоохранения, социальной защиты и т.д.
Важным условием эффективности применения результатов оценки учебных достижений школьников является обеспечение «пронизывающего» характера такого применения
- от государственных органов управления образованием до педагогических работников, а также наличие единых или, по крайней мере, увязанных между собой показателей качества (уровня учебных достижений), используемых при осуществлении разнообразных видов деятельности и процедур.
Литература
1. Государственная программа развития образования
Республики Казахстан на 2011-2020 годы // Мин-во образования и науки Республики Казахстан : офиц. сайт [Электронный ресурс]. - URL: http://www.edu.gov.kz/ru/zakonodatelstvo/gosu-
darstvennaj a_programma_razvitij a_obrazovanij а/
2. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012 N 2148-р «Об утверждении Государственной программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020» годы // КонсультантПлюс : [правовая база данных; электрон. ресурс] : [некоммерческая Интернет-версия, доступ по расписанию]. - URL:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=
138166;frame=11375/
3. Закон Республики Казахстан от 27.07.2007 № 319-III «Об
образовании» // Mин-во образования и науки Республики Казахстан : офиц. сайт [Электронный ресурс]. - URL: http://www.
edu.gov.kz/fileadmin/user_upload/zakonodatelstvo/Zakony/Zakon_2 007_goda_No_319.pdf/
4. Курмангалиева А. Ш., Абдрахманова Г. А. Mиграционные, карьерные и образовательные стратегии сельских школьников Казахстана // Вопросы образования. - 2012. - № 2. - С. 121-139.
5. Национальный доклад о состоянии и развитии образования в Республике Казахстан / Б. К. Дамитов, Н. Т. Ермеков, О. И. Mожаева, Г. И. Головатая, Ж. К. Егимбаева, С. Ж. Ногайбала-нова, Ш. А. Сулейменова, Г. П. Mахметова, Т. У. Текешева. - Астана, 2009 // Mин-во образования и науки Республики Казахстан : офиц. сайт [Электронный ресурс]. - URL: http://www.edu.gov.kz/ fileadmin/user_upload/2009_god/Abiturient-2010/ND_krat._var.-2007.pdf/
6. План мероприятий на 2011-2015 годы по реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы // Mин-во образования и науки Республики Казахстан : офиц. сайт [Электронный ресурс]. - URL: http://www.edu.gov.kz/ru/zakonodatelstvo/gosudarstvennaja_progr amma_razvitija_obrazovanija/gosudarstvennaja_programma_razvitija_ obrazovanija_respubliki_kazakhstan_na_2011_2020_gody/
7. Правила организации и функционирования единой информационной системы образования / / Mин-во образования и науки Республики Казахстан : офиц. сайт [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.edu.gov.kz/fileadmin/user_upload/npa/podzakoni/Pri-kaz_No_548.doc/
8. Результаты международного исследования PIRLS-2011 : пресс-релиз / Центр оценки качества образования ИСMO РАО [Электронный ресурс]. - URL: http://www.centeroko.ru/public.htm #pirls_pub/
9. Результаты международного исследования TIMSS-2011 : пресс-релиз / Центр оценки качества образования ИСMO РАО [Электронный ресурс]. - URL: http://www.centeroko.ru/public.htm #pirls_pub/
10. Тюменева Ю. А. Сравнительная оценка факторов, связанных с успешностью в PIRLS: вторичный анализ данных PIRLS-2006 по российской выборке // Вопросы образования. - 2008. -№ 4. - С. 56-80.
11. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // КонсультантПлюс : [правовая база данных ; электрон. ресурс]. - URL: http://www.consul-tant.ru/law/hotdocs/23125.html