Шкода Л. В. Учебное задание - основное средство реализации деятельност-ного подхода в руках учителя // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 3 (март).- 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept. ru/2017/170065. htm.
ART 170065 УДК 371.3
Шкода Любовь Владимировна,
учитель начальных классов МБОУ «Терентьевская СОШ», Кемеровская обл., Прокопьевский р-н, с. Терентьевское l.kolmagorowa@yandex.ru
Учебное задание - основное средство реализации деятельностного подхода в руках учителя
Аннотация. Автор считает, что основным средством достижения образовательных результатов является правильный выбор учебного задания. Оно должно побуждать обучающегося к выполнению действий, которые будут способствовать формированию необходимого навыка.
Ключевые слова: учебное задание, результат, навыки, учитель.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика
обучения и воспитания (по предметным областям).
Введение нового образовательного стандарта главным образом способствовало переходу школы к реализации парадигмы деятельностного развития. Иными словами, одним из самых важных показателей достижения основных образовательных результатов является готовность и способность обучающихся к выполнению различных учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Первостепенным средством достижения данных задач, стимулирующих учащихся приобретать и развивать требуемые способности, будет служить правильный выбор учебных заданий. Кроме этого, как видно из результатов международного сравнительного исследования инновационной практики обучения (ITL), результаты выполненных работ учащихся зависят от качества учебных заданий; при этом практически всегда дети получают результаты намного ниже, чем предполагает учебное задание. Чаще оно направлено на формирование и отработку только поверхностных знаний или алгоритмов, и в большей степени звучит «Выполни...», «Вычисли...» или «Вставь...»; не следует ожидать, что на основе таких заданий будет формироваться, например, навык сотрудничества или коммуникации. В многочисленных требованиях стандарта можно выделить девять основных групп навыков, различающихся составом учебных действий и, следовательно, формируемых в разных учебных ситуациях и в разных классах учебных заданий.
Учитель должен решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, которые были бы направлены на формирование ценностно-смысловых установок, навыков рефлексии, саморегуляции и самоорганизации, коммуникации, сотрудничества, разрешение проблем и проблемных ситуаций, освоение, самостоятельное приобретение, перенос и интеграцию знаний, формирование ИКТ-компетентности обучающихся.
Учебное задание должно побуждать учащихся выполнять действия, приводящие к формированию необходимых навыков. В то же время, как показывают результаты проведенных исследований, именно формальные задания преобладают в учебных материалах и в практике работы многих учителей.
Для решения данной проблемы можно воспользоваться методикой кодировки (оценки) учебных заданий, которая была разработана в Стэнфордском исследовательском институте (SRI International, США, Калифорния) и апробирована в России в 2009-2011 гг. в рамках исследования инновационной практики обучения (ITL).
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Шкода Л. В. Учебное задание - основное средство реализации деятельност-ного подхода в руках учителя // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 3 (март).- 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept. ru/2017/170065. htm.
Главная идея данной методики заключается в анализе задания с точки зрения эффективности, то есть в выявлении и описании модели «хорошего задания», а затем в оценке соответствия традиционной системе заданий, выявлении и корректировке недочетов.
Оценивать качество всех групп учебных заданий предлагается на основе 4-балльной шкалы, где общий смысл кодов 1-4 определяется следующим образом:
- код «1»: задание не требует/не позволяет деятельность обучающегося;
- код «2»: задание позволяет необходимую деятельность, но или не требует, или требует выполнения только на базовом уровне;
- код «3»: задание требует выполнения данной деятельности на достаточно высоком уровне (вариант: включает почти все, но не все характеристики деятельности обучающегося);
- код «4»: задание требует выполнения данной деятельности на творческом (произвольном) уровне.
Приведем примеры методической разработки учебных заданий, направленных на формирование УУД в соответствии с требованиями ФГОС по программе «Перспективная начальная школа» для 4-го класса.
Задание 1 (базовый и повышенный уровни). Работа в группе.
Окружающий мир. 4-й класс. Авторы: О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова. УМК «Перспективная начальная школа».
Планируемые результаты:
- предметные: формирование умения устанавливать связь между сезонными изменениями в неживой и живой природе с изменениями в жизни животных родного края;
- метапредметные: развитие навыков сотрудничества, умение осуществлять взаимоконтроль и оценивать деятельность (учебную, речевую) и ее результат.
- Скоро в нашей школе будет проводиться экологическая неделя. От каждого класса требуется представить стенгазету по теме «Жизнь обитателей леса зимой». Один из уроков окружающего мира также будет связан с этой темой. К этому уроку подготовьте сообщения о жизни обитателей леса вашей местности. Обсудите в группе, о каком обитателе леса будет сообщение, чья жизнь зимой показалась вам наиболее интересной. Следует ли сопровождать устное выступление презентацией? Продумайте вопросы для одноклассников и возможные вопросы с их стороны.
При выполнении задания предусмотрите возможность участия каждого члена вашей группы. Группа, чье сообщение будет признано лучшим, получит право оформить стенгазету и представить ее на экологической неделе.
Правильный ответ: подготовка сообщения, презентации и вопросов, публичное выступление каждого участника группы (сообщение или участие в беседе по вопросам).
Критерий достижения базового уровня: сообщение представлено как чтение текста, отсутствует презентация наглядного материала, беседа сводится к вопросам членов группы.
Критерий достижения повышенного уровня: публичное выступление с сообщением представлено в виде пересказа в сопровождении слайд-шоу (презентация из 3-5 слайдов), организована и проведена беседа по вопросам, которые предложены членами группы и аудиторией. В предъявлении результата задания участвовал весь состав группы.
Методический комментарий. Задание формулируется учащимся за две недели до урока. Группа состоит из 4-5 человек. При обсуждении функций участников группы и первичном предъявлении материала учитель оказывает консультационную помощь.
Задание предполагает совместную работу учащихся друг с другом, учителем, возможно, с родителями. Согласованность действий учащихся в ходе создания об-
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Шкода Л. В. Учебное задание - основное средство реализации деятельност-ного подхода в руках учителя // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 3 (март).- 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept. ru/2017/170065. htm.
щего продукта, необходимость взаимно корректировать действия друг друга, взаимоконтроль - эти условия определяют успешность выполнения задания. Поэтому данному заданию по параметру «Сотрудничество» может быть присвоен код «4».
Задание 2 (базовый уровень). Работа в паре.
Окружающий мир. 4-й класс. Авторы: О. Н.Федотова, Г. В. Трафимова. УМК «(Перспективная начальная школа».
Планируемые результаты:
- предметные: формирование уважительного отношения к родному краю, его истории и культуре; умение рассказывать о профессиях и приводить примеры видов труда людей;
- метапредметные: развитие навыков коммуникации, умение составлять устный связанный текст, осуществлять взаимоконтроль и оценивать речевую деятельность и ее результат.
- Представь, что сосед по парте лишь недавно переехал в твой город. Расскажи новому другу о твоей малой родине. В своем рассказе обязательно укажи, когда и кем основан город; опиши его достопримечательности; сообщи, чем занимаются люди вашего города. Придай своему тексту художественную образность, отрази свое восхищение и любование городом. Поинтересуйся, что известно твоему собеседнику о городе, что бы он еще хотел узнать. Владеет ли он какой-то информацией, новой для тебя?
Правильный ответ: составление устного рассказа о своем родном крае (его истории, достопримечательностях, сфере деятельности жителей), участие в диалоге на определенную тему.
Критерий достижения базового уровня: составленный рассказ отвечает заданным критериям (соответствие текстовым и жанровым признакам), проведенный диалог информативный, грамотный, результативный.
Методический комментарий. Задание формулируется учащимся на уроке. Задание предполагает совместную речевую деятельность учащихся друг с другом, направленную на выполнение учебного задания.
Учебное задание требует развёрнутой связной коммуникации и полностью задаёт все ее основные характеристики: адресат, коммуникативную задачу, тематику, формат, языковые особенности. В ходе выполнения задания ученики вынуждены вступить в диалогические отношения. Поэтому данному заданию по параметру «Коммуникация» может быть присвоен код «4».
Задание 3 (базовый уровень). Индивидуальное выполнение задания.
Окружающий мир. 4-й класс. Авторы: О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова. УМК «(Перспективная начальная школа».
Планируемые результаты:
- предметные: умение различать хвойные деревья; освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, запись, сравнение);
- метапредметные: формирование навыков самостоятельного приобретения, пополнения, переноса и интеграции знаний, определение цели деятельности и путей ее достижения, умение осуществлять самоконтроль, оценивать свою деятельность и ее результат.
- Мы с вами недавно ходили на экскурсию, в ходе которой изучали деревья, кустарники и их плоды. Сегодня вам предстоит самостоятельно исследовать ряд растений из нашего гербария. Перед вами лежат побеги (ветки) хвойных растений. Определите, какие это хвойные растения. Заполните таблицу.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Шкода Л. В. Учебное задание - основное средство реализации деятельност-ного подхода в руках учителя // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 3 (март).- 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept. ru/2017/170065. htm.
Признак Вид Форма иголки (рисунок) Кол-во иголок в пучке Шишка (рисунок)
Ель
Пихта
Сосна обыкновенная
Сосна сибирская (кедр)
Лиственница
Проанализируйте полученные данные. Сравните хвойные растения: 1) по иголкам (размер, форма, окраска, количество иголок в пучке); 2) по шишкам (разложите шишки к нужному побегу, сравните размер, цвет, как она растет). Запишите вывод.
Правильный ответ: правильно заполненная таблица. Графы таблицы заполнены так:
Признак Вид Форма иголки (рисунок) Количество иголок в пучке Шишка (рисунок)
Ель / 1 I
Пихта 1 1 1
Сосна обыкновенная Y 2 #
Сосна сибирская (кедр) 4 5 §
Лиственница Ш 10-30
Записанный вывод: самые длинные иголки у кедра, у пихты - самые короткие, у сосны обыкновенной - средние. У пихты иголки мягкие, уплощенные, с поперечной бороздкой. У сосны обыкновенной иголки колкие. У кедра иголки более мягкие, чем у сосны. У пихты в пучке одна иголка, хвоя самая темная по цвету. У сосны две иголки в пучке. У кедра пять иголок, хвоя такая же темная, как и у пихты. В пучке у лиственницы от 10 до 30 иголок, хвоя самая светлая. У кедра самая большая шишка по размерам, растет она вниз. У лиственницы самая маленькая шишка, растет вниз. У пихты шишка растет вверх. У сосны тоже растет вниз.
Критерий достижения базового уровня: заполненная таблица и записанный вывод.
Методический комментарий. Задание формулируется учащимся на уроке. Задание предполагает индивидуальную работу учащихся, направленную на выполнение задания. Наглядный материал: 1) у каждого ученика имеется гербарий; 2) комплект побегов хвойных растений одинаков у всех учеников.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Шкода Л. В. Учебное задание - основное средство реализации деятельност-ного подхода в руках учителя // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 3 (март).- 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept. ru/2017/170065. htm.
Выполнение данного задания возможно только в ходе целенаправленной исследовательской деятельности учащихся с опорой на познавательные действия (сопоставление, сравнение, целенаправленное наблюдение). Для выполнения учебного задания не требуется использовать методы других областей знаний, помимо естествознания. Поэтому данному заданию по параметру «Самостоятельное приобретение, пополнение, перенос и интеграция знаний» может быть присвоен код «3».
Задание 4 (базовый уровень). Индивидуальное выполнение задания.
Русский язык. 4-й класс. УМК «(Перспективная начальная школа».
Планируемые результаты:
- предметные: умение отличать простые предложения от сложных; умение расставлять знаки препинания в сложных предложениях перед союзами и, а, но; умение анализировать текст, находить нужную информацию;
- метапредметные: формирование навыка работы с текстовыми сообщениями при использовании средств ИКТ: редактирование, оформление и их сохранение; умение осуществлять самоконтроль и оценивать свою деятельность.
На экранах учащихся выведен текст и рисунок к нему с заданиями.
Прочитайте текст М. М. Пришвина «Быстрик», вставьте пропущенные знаки препинания: «Вот полянка, где между двумя ручьями я недавно белые грибы собирал. Теперь она вся белая: каждый пень накрыт белой скатертью и даже красная рябина морозом напудрена. Большой и спокойный ручей замёрз а маленький быстрик всё ещё бьётся».
Выполни задания.
а) Запиши, что такое «быстрик»_.
б) О каком времени года идет речь? Подчеркни: лето, ранняя осень, начало зимы, конец зимы, весна.
в) Заполни пропуски в таблице.
Предмет Что о нем сказано в рассказе
Красная; морозом напудренная
Спокойный ручей
Полянка
Покрыт белой скатертью
Проверь выполненные задания с помощью ключа.
Запиши в клетке, сколько ты допустил ошибок. |
Правильный ответ: «Вот полянка, где между двумя ручьями я недавно белые грибы собирал. Теперь она вся белая: каждый пень накрыт белой скатертью, и даже красная рябина морозом напудрена. Большой и спокойный ручей замёрз, а маленький быстрик всё ещё бьётся».
Выполни задания.
а) Запиши, что такое «быстрик» - ЭТО РУЧЕЙ.
б) О каком времени года идет речь? Подчеркни: лето, ранняя осень, начало зимы, конец зимы, весна.
в) Заполни пропуски в таблице.
Предмет Что о нем сказано в рассказе
Рябина Красная; морозом напудренная
Спокойный ручей Большой; замёрз
Полянка Вся белая
Каждый пень Покрыт белой скатертью
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Шкода Л. В. Учебное задание - основное средство реализации деятельност-ного подхода в руках учителя // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 3 (март).- 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept. ru/2017/170065. htm.
Критерии достижения базового уровня: знаки препинания расставлены в соответствии с правилами пунктуации, таблица заполнена правильно, даны верные ответы.
Методический комментарий. Задание формулируется учащимся на уроке. Задание предполагает индивидуальную работу учащихся с использованием средств ИКТ, направленную на выполнение задания.
Выполнение данного задания возможно без ИКТ, однако использование ИКТ позволяет преобразовать текстовую информацию, организовать проверку выполнения задания, содействует саморегуляции учебной деятельности школьника. Поэтому данному заданию по параметру «Использование ИКТ для обучения и развития» может быть присвоен код «3».
Задание 5 (базовый уровень). Коллективное выполнение задания.
4-й класс. УМК «Перспективная начальная школа».
Планируемые результаты:
- предметные: формирование умения выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла до его практической реализации или исполнения), находить и выбирать рациональные технико-технологические решения и приёмы; умение творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
- метапредметные: развитие навыков разрешения проблем и проблемных ситуаций, определение общей цели и путей ее достижения, умение осуществлять взаимоконтроль и оценивать свою деятельность и ее результат.
- Ребята, позади вторая учебная четверть. Наша школа живёт в предвкушении новогодних праздников, хочется нарядно украсить свой класс и оформить яркую предпраздничную стенгазету.
Используя поисковые системы Интернета, найдите и рассмотрите разнообразные стенгазеты. Выберите вариант стенгазеты, соотнесите свои возможности с технологиями ее изготовления. Обсудите и наметьте порядок работ. Для этого вам необходимо разделиться на три группы и распределить свою работу.
1-я группа находит стихи по данной теме, фотографии, доклады о встрече и традициях Нового года в разных странах мира, составляет кроссворд по теме.
2-я группа разукрашивает фон газеты, пишет название газеты.
3-я группа оформляет и изготавливает украшения, находит и вырезает картинки на данную тему, оформляет стихи и доклады.
Подберите необходимые материалы и инструменты. Изготовьте стенгазету к Новому году. После выполнения задания расскажите о том, что вы делали:
- какие новые модели решения возникали, как вы искали варианты стенгазеты;
- какие сложности возникали во время работы, как вы искали пути решения;
- достигнут ли результат, который вы планировали.
Правильный ответ: изготовленная к Новому году стенгазета.
Критерий достижения базового уровня: изготовленная стенгазета.
Методический комментарий. Задание формулируется учащимся за две недели
до урока. Группы состоят из 4-5 человек. При обсуждении функций участников группы и первичном предъявлении материала учитель оказывает консультационную помощь.
Данное задание включает все параметры, которым соответствует «хорошее» задание, связанное с разрешением проблемной ситуации. Во-первых, школьникам предлагается разрешить практико-ориентированную ситуацию и создать реальный продукт. Во-вторых, выполнение задания основывается на поиске и переборе возмож-
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Шкода Л. В. Учебное задание - основное средство реализации деятельност-ного подхода в руках учителя // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 3 (март).- 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept. ru/2017/170065. htm.
ных вариантов решения проблемы. В-третьих, деятельность школьников самостоятельная, совместная, отсутствует заданная, известная модель способа действия. В-четвертых, школьниками предлагается новый вариант решения проблемной ситуации. Поэтому данному заданию по параметру «Разрешение проблем и проблемных ситуаций» может быть присвоен код «4».
Ссылки на источники
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с.
2. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. А. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.]; под ред. Г. С.Ковалевой, О. Б. Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 120 с.
3. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система знаний: в 2 ч. Ч. 1 / [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. -2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 215 с.
Lubov Schkoda,
Primary school teacher, Terentevskaya school, Kemerovo region, Terentevskoe village I .kolmagorowa@yandex.ru
Educational task as the main mean of an activity approach
Abstract. The author believes that the main mean of achieving educational outcomes is the right choice of educational tasks. They should encourage students to carry out actions that contribute to the formation of necessary skills.
Key words: learning task, result, skills, teacher. References
1. (2010). Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshhego obrazovanija / M-vo obrazovanija i nauki Ros. Federacii, Prosveshhenie, Moscow, 31 p. (in Russian).
2. Kovaleva, G. S. & Loginova, O. B. (eds.) (2010). Planiruemye rezul'taty nachal'nogo obshhego obrazovanija, 2-e izd., Prosveshhenie, Moscow, 120 p. (in Russian)
3. Kovaleva, G. S. & Loginova, O. B. (eds.) (2010). Ocenka dostizhenija planiruemyh rezul'tatov vnachal'noj shkole. Sistema znanij: v 2 ch. Ch. 1, 2-e izd., Prosveshhenie, Moscow, 215 p. (in Russian)
Рекомендовано к публикации:
Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «<Концепт»
Поступила в редакцию Received Получена положительная рецензия Received a positive review
Принята к публикации Accepted for publication 17 Опубликована Published 29.03.17
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Шкода Л. В., 2017
5772343120183