УДК 37.013
УЧЕБНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ СТИМУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
© Наталья Ивановна ШЕВЧЕНКО
Московский городской педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального развития педагогических работников, e-mail: [email protected] © Владимир Иванович СТЫМКОВСКИЙ Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, г. Москва, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Юриспруденция», e-mail: [email protected]
Проектная деятельность старшеклассников и первокурсников рассматривается как эффективная для общего развития и необходимых компетенций в профессиональной подготовке. Общество возлагает большие надежды на переход преподавателей к активным методам образования, которые отвечают возрастным запросам старшеклассников и первокурсников. Образовательные стандарты требуют от старшеклассника, студента овладения комплексом компетенций, предполагающих его активное самоизменение и развитие в направлении социального запроса. Проектная технология (метод) как система интегрированных процедур в образовательном процессе включает многие известные методы и способы активного обучения: метод проектов, метод погружения, методы сбора и обработки данных, исследовательский и проблемный методы, анализ справочных и литературных источников, контент-анализ, поисковый эксперимент, опытную работу, обобщение результатов, дискуссии, деловые и ролевые игры и др. Проектная деятельность решает комплекс интегральных задач, сосредоточенных на общем развитии обучающихся и, в частности, их творческого потенциала способностей, умений и действий. Проектирование связано с проблематизацией и исследованием, что усиливает влияние на личность обучающегося. Этот вид деятельности соответствует возрасту и интересам старшеклассника и студента-первокурсника.
Ключевые слова: проектирование; исследование; старшеклассники; студенты; социализация; подготовка; компетенция.
Особенности современной социализации выпускников организаций общего образования и студентов первых курсов определяются требованиями образовательных стандартов. Для функционирования в качестве полноправного члена общества у них должны быть сформированы определенные качества и свойства. Эти качества сами по себе не слишком сильно отличаются от черт личности, востребованных в предшествующее время, однако их сочетание предполагает другие эффекты и проявления. В целях развития интегральных интеллектуальных умений и действий у обучающихся в настоящее время все чаще преподаватели стали обращаться к методам учебного проектирования и исследования. При кажущихся популярности и богатом опыте преподавателей эти виды учебной деятельности используются зачастую формально - без соблюдения инст-рументальности технологических процедур.
Закончилась декада «Образование для устойчивого развития» (2005-2014 гг.), объявленная 57-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН, направленная на процесс и результат прогнозирования и формирования глобальных изменений в системе ценностей,
человеческих качеств (знаний, умений и навыков, отношений, стиля деятельности людей и сообществ, компетенций), обеспечивающих динамичное повышение качества жизни всему обществу. Эта декада осуществляется в условиях внедрения компетентно-стной образовательной парадигмы.
Компетентностная парадигма (В.И. Бай-денко, Г.Б. Корнетов, А.Н. Новиков, Л.Г. Се-мушина, Ю.Г. Татур и др.) требует изменения характера образования и образовательного процесса, изменения отношений между главными его участниками, качественных изменений условий и принципов их взаимодействия. В современных научных исследованиях деятельностный и компетентностный подходы рассматриваются как ведущие в современном образовании, поскольку они иначе расставляют приоритеты: на первый план выдвигают не информированность обучающегося, а приобретение им опыта решения проблем, возникающих в процессе познания, интерпретацию информации. Действительно, сегодня начиная с начальной ступени школы востребован самостоятельный и деятельный человек, демонстрирующий возможности
успешной социализации и обладающий основой компетенций - учиться.
Образовательные стандарты требуют от старшеклассника, студента овладения комплексом компетенций, предполагающих его активное самоизменение и развитие в направлении социального запроса. Компетенции обеспечат им успех в профессионально-трудовой социализации. Компетенции представляют собой динамическую комбинацию знаний, навыков, способностей и личностного опыта [1]. Они выступают стимулятором социализации молодого человека, стремящегося к успеху и общественному признанию.
Так, последняя версия общеевропейской концепции образовательных структур имеет следующую классификацию компетенций: 1) инструментальные - когнитивные способности, методологические способности, технологические способности и лингвистические способности; 2) межличностные - индивидуальные способности как социальные навыки (социальные интеракции и кооперация); 3) системные - способности и навыки, относящиеся к целым системам (комбинирование понимания, восприятия и знания; приоритет в приобретении требуемых инструментальных и межличностных компетенций) [1]. Таким образом, для европейцев ключевыми являются способности к определенному виду действий, деятельности.
Согласно российской версии, компетенция - это «интегрированная характеристика, выражающая готовность выпускника самостоятельно применять знания, умения и личностные качества в изменяющихся условиях профессиональной деятельности» (как указано в каждом из стандартов ВПО). Здесь ключевым стало употребление термина «знание», что и определило дальнейшее расхождение формулировок в характеристиках компетенций в России и Европейском союзе, противоречивость целей нового ФГОС общего образования и способов его последующей реализации. Репродуктивный принцип конструирования заданий ЕГЭ, несмотря на попытки скрыть его за формой задания, не может целенаправленно и правильно оценить сфор-мированность тех или иных универсальных учебных действий, компетенций у выпускников учреждений общего образования. В процессе обучения в вузе начинает, как правило, проявляться дефицит их сформированности.
Общество возлагает большие надежды на переход преподавателей к активным ме-
тодам образования, которые отвечают возрастным запросам старшеклассников и первокурсников. Наиболее эффективным представляются метод (технология) проектов, исследовательская деятельность. Важно, чтобы освоение данных видов деятельности, начатое в школе, преемственно и системно продолжалось в вузе для общего развития и профессиональных качеств студентов (это могут быть задания практикума, коллоквиума, семинара, курсовое проектирование). Метод проектов образует совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, влияющих на развитие творчества.
Автором метода проектирования считается американский психолог Дж. Дьюи. Однако внедрил метод в педагогическую практику американский педагог В.Х. Килпатрик. Дж. Дьюи утверждал, что метод проектов -система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий (проектов) [2]. В свою очередь, В.Х. Килпатрик метод проектов рассматривал как метод планирования целесообразной (целеустремленной) деятельности в связи с разрешением какого-нибудь учебно-школьного задания в реальной жизненной обстановке [3]. Тем самым, ключевым в этих двух формулировках является задание, для выполнения которого необходимо работать с информацией, преобразовывать ее в соответствии с заданными требованиями. В.Х. Кил-патрик подчеркивал, что задание должно быть связано с реальностью, т. е. должно быть лично-стно-смысловым для проектанта. Таким образом, деятельностным компонентом в освоении учащимися метода проектов является мотивированная (смысловая) работа над заданием.
Е.С. Полат определяет следующие требования к использованию метода проектов в образовательном процессе: наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения; практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся; структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: выявление проблемы, формулирование цели и задач; выдвижение гипотез, об-
суждение методов исследования, отбор, группировка, систематизация информации, оформление результатов, их презентация [4].
Вместе с тем проектирование преподавателем занятия, чьей-либо деятельности - это проект конкретного педагога. Учебное проектирование в этом случае является средством реализации образовательного проекта преподавателя. Управляя деятельностью обучающихся, он реализует собственный проект. Таким образом, деятельность педагога включает: 1) проектирование образовательных результатов (новые способности обучающихся); 2) управление проектной деятельностью обучающихся. Важно, чтобы этот проект преподавателя был воспринят и мотивирован обучающимися. В этом случае образовательный проект педагога становится лич-ностно-смысловым проектом для отдельного обучающегося и обеспечит ему компетент-ностные результаты от совместного проектирования на разных уровнях [5].
В настоящее время в школе, вузе уделяется достаточно много внимания проектному и исследовательскому методам (или в форме технологии). Проектная технология (метод), как система интегрированных процедур в образовательном процессе, включает многие известные методы и способы активного обучения: метод проектов, метод погружения, методы сбора и обработки данных, исследовательский и проблемный методы, анализ справочных и литературных источников, контент-анализ, поисковый эксперимент, опытную работу, обобщение результатов, дискуссии, деловые и ролевые игры и др. Проект - это процесс и результат деятельности обучающихся. Неотъемлемой частью проектной деятельности является сочетание семиотической и интеллектуальной деятельности обучающихся по разработке логики проекта: от определения идеи, проблемы до оформления ее непосредственного результата.
Проектная деятельность решает комплекс интегральных задач, сосредоточенных на общем развитии обучающихся и, в частности, их творческого потенциала способностей, умений и действий. Проектная деятельность - это деятельность, предполагающая выделение проблемы и определение целей и задач ее решения, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценку реализуемости исследования, определение возможных рисков и необходимых ре-
сурсов. Учебное проектирование может быть организационной формой, средством учебного исследования. Однако учебное проектирование, как и исследование, всегда носит для обучающихся учебный характер, т. е. выполняет социальную задачу, а не научную, формируя заданные качества личности, необходимые ей для актуальной социализации.
Реализуя учебные проектирование и исследование, важно понимать, что подходы к развитию творческой личности радикально изменились. Определяющим в развитии творчества считаются не способности человека, а его мотивация и жизненные цели. В современной психологии различают понятия «интеллект» и «креативность» - способность к творчеству. Последняя, кроме интеллекта, включает мотивационную направленность человека, готовность к обучению и реализации изобретательских потенций. Тем самым мотивация - определяющее условие продуктивного творчества. В.Х. Килпатрик указывал на мотивацию и личностно-смысловую значимость проектируемого продукта (либо деятельности как таковой). Российскому преподавателю предстоит серьезная работа в освоении методов, технологий мотивации на уровнях теории и практики.
Исследования показывают, что на уровне старшей школы, по сравнению с основной, интерес к учению повышается. Это связано с развитием новой мотивационной структуры учения, где ведущее место занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни. К выпуску у старшеклассников складывается прагматично-смысловое отношение к образованию с учетом сформировавшейся потребности (бывает и наоборот, в силу слабости социализации на уровне семьи, школы). Таким образом, оказываются взаимосвязанными познавательные мотивы и мотивы общения выпускников с взрослыми, с преподавателем. Это ускоряет их социализацию, делает ее более продуктивной. В юношеском возрасте (старшеклассники и первокурсники) для учения наибольшее значение имеют мотивы самоутверждения и саморазвития. Несмотря на разнообразие мотивационной структуры учения, школьное образование не привлекательно для старшеклассников. Это пора для них поисков и открытий глобального и личностного масштабов, стремление преодолевать трудности (мнимые, искусственные и реальные). Это определяет интерес старшеклассни-
ков к исследованию, эксперименту, творчеству, новому, оригинальному, поиску иных сторон известного. Как правило, старшеклассники удовлетворяют свои познавательные потребности за пределами школы: среда общеобразовательной организации (в большинстве ее компонентов) недостаточно привлекательна, т. е. не мотивирует старшеклассников, т. к. не учитывает специфику возрастных особенностей старшеклассников. Среда вуза мотивирует первокурсника, но мотивация требует поддержки за счет развития элементов информационно-образовательной среды вуза [6].
Решать задачи инновационного развития национальной экономики, общества в целом предстоит нашей молодежи, которую мы обучаем сегодня. Стимулирование социализации обучающихся должно происходить за счет методов, соответствующих их возрастным запросам. Среди приоритетных признаны методы проектирования, исследования. В завершение хотим подчеркнуть, что в странах, где давно используется учебное проектирование в школе и вузе, причем не формальное, а продуктивное, очевиден экономический успех нации. Таким образом, российскому преподавателю следует сосредоточиться на оптимизации образовательного процесса посредством использования методов проектирования и исследования в образовательном процессе как в школе, так и при подготовке в вуз.
1. Tuning Educational Structures in Europe / EC // Educational and Culture. Socrates-Tempus. 2006.
2. Dewey J. Moral Principles in Education // Selected Educational writings whith an introdac-tion and commentary / ed. by G.W. Garforth. L., 1966. P. 197-211.
3. Килпатрик В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. Л., 1925.
4. Полат Е.С. Метод проектов: типология и структура // Лицейское и гимназическое образование. 2002. № 9. С. 9-17.
5. Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках общест-вознания. М., 2009.
6. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентност-ного подхода в образовании. М., 2004.
1. Tuning Educational Structures in Europe / EC // Educational and Culture. Socrates-Tempus. 2006.
2. Dewey J. Moral Principles in Education // Selected Educational writings whith an introdac-tion and commentary / ed. by G.W. Garforth. L., 1966. P. 197-211.
3. Kilpatrik V.Kh. Metod proektov. Primenenie tselevoy ustanovki v pedagogicheskom prot-sesse. L., 1925.
4. Polat E.S. Metod proektov: tipologiya i struktura // Litseyskoe i gimnazicheskoe obrazovanie. 2002. № 9. S. 9-17.
5. Shevchenko N.I. Pedagogicheskie tekhnologii: sotsializatsiya shkol'nikov na urokakh obsh-chestvoznaniya. M., 2009.
6. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-tselevaya osnova kompetentnost-nogo podkhoda v obrazovanii. M., 2004.
Поступила в редакцию 17.09.2014 г.
UDC 37.013
EDUCATIONAL DESIGN AS A WAY TO ENCOURAGE SOCIALIZATION OF STUDENTS
Natalia Ivanovna SHEVCHENKO, Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of Professional Development of Teachers Department, e-mail: [email protected]
Vladimir Ivanovich STYMKOVSKY, Bauman Moscow State Technical University, Moscow, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of Jurisprudence Department, e-mail: [email protected]
Project activities seniors and freshmen are considered as effective for the overall development and the required competencies of, and training. Society has high expectations for teachers transition to active methods of education that meet the needs of seniors age and freshmen. Educational standards require high school student, the student's mastery of complex competence involving its active self-change and development in the direction of social inquiry. Design technology (method), as a system of integrated procedures in the educational process, including many well-known methods and techniques of active learning, project method, dipping method, methods of data collection and processing, research and problem methods, analysis, and reference literature, content analysis, search experiment, experimental work, generalization of the results, discussion, business and role-playing games, and others. The project activity solves complex integrated tasks, focusing on the overall development of students, and in particular - their creativity abilities, skills and actions. The design is associated with the problematization and research that enhances the impact on the personality of the learner. This activity corresponds to the age and interests of the student and the student's freshman.
Key words: design; research; pupils; students; socialization; training; competence.