Например: Раскройте скобки. Напишите предложения, употребив необходимую форму Present Continuous.
1. I (not drink) coffee now. I (write) an English exercise.
2. Look! The baby (sleep).
3. Your friend (do) his homework now?
Затем следует предложить тренировочные упражнения типа: Образуйте у следующих предложений вопросительную и отрицательную формы, отрабатывая правильный порядок слов в вопросительном и отрицательном предложениях.
Например: Образуйте отрицательные и вопросительные формы следующих предложений:
1) She is having breakfast.
2) She is drinking tea.
3) He is cutting bread and sausage.
Далее следуют упражнения повышенной сложности: Образуйте глагол нужной формы - и даются предложения в Present Continuous в утвердительной, вопросительной и отрицательной формах вперемешку.
Например: Используйте глаголы, данные в таблице, в правильной форме, чтобы закончить предложения.
Come get happen look make start try work
1) "You... hard today." "Yes, I have a lot to do." 2) I ... for Christine. Do you know where she is? 3) It ... dark. Shall I turn on the I i g ht?
Экспликатор можно использовать в электронном виде и в твердой копии для аудиторной, а также самостоятельной работы студентов. Основываясь на результатах опытного обучения, можно сказать, что экспликатор способствует эффективному формированию лингвистической компетенции у студентов неязыковых вузов.
Литература
1. Евдокимова, М.Г. Система обучения иностранным языкам на основе информацион-но-коммуникативной технологии (технический вуз, английский язык): автореф. дис. ... д-ра пед. наук / М.Г. Евдокимова. М., 2007. 49 с.
2. Коротенкова, В. В. Филологизация обучения иностранному языку / В.В. Коротенкова // Иностр. яз. в шк. 2001. № 4. С. 22-28.
3. Шатилов, С.Ф. О создании рациональной методики обучения иностранным языкам в средней школе / С.Ф. Шатилов // Иностр. яз. в шк. 1990. № 2. С. 46 - 50.
A.B. МАТИЕНКО (Иркутск)
УЧЕБНО-ТЕСТОВЫЙ ПОРТФЕЛЬ КАК АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ФОРМА ЯЗЫКОВОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
Предлагается процедура альтернативного языкового тестирования, не учитывающая личных характеристик учащегося, реализуемая при помощи учебно-тестового портфеля.
Она может дополнить традиционную процедуру и способствовать повышению эффективности и качества языкового образования.
В условиях интеграции России в мировое пространство остро обозначились проблемы качества образования. Одной из важнейших составляющих управления качеством образования становится контрольно -оценочная деятельность, охватывающая стандарты, образовательный процесс, инструментарий, технологии и результаты педагогических измерений. Модернизация российского образования потребовала создания независимой объективной системы контроля, основанной на теории, технике и технологии современных педагогических измерений уровня учебных достижений учащихся.
В образовательную практику с середины 1990-х годов вошла система независимого тестирования, которая стала одним из направлений модернизации контрольнооценочного процесса, повышения качества обучения, стандартизации требований на разных уровнях обучения, оценки эффективности всей системы образования.
Отмечая бесспорные достоинства тестирования (объективность, эффективность, стандартизированность контроль-но-оценочных процедур), нельзя считать его панацеей. Как и всякое средство контроля, педагогическое тестирование имеет свои недостатки. Прежде всего, стремление к объективности, унификации делает
© Матиенко А.В., 2008
невозможными какие-либо измерения, связанные с личностью учащегося: его личностными характеристиками, влияющими на результат тестирования; его познавательными затруднениями, возникающими в процессе тестирования; его познавательными стратегиями, используемыми в процессе тестирования; его личным потенциалом познавательной деятельности. Оценка качества обучения языку может быть направлена на поиск резервов эффективности этого процесса с учетом индивидуальных различий учащихся, сложности тестового задания и условий языкового тестирования. Поэтому логично желание исследователей усовершенствовать существующую процедуру, предложить альтернативное тестирование по иностранному языку.
Необходимым условием организации альтернативного контроля в форме тестирования по иностранному языку является уровень методологической разработанности гуманистической теории в педагогике. Научно обоснованные теории создания благоприятных условий для всестороннего развития личности учащегося и наиболее полного раскрытия личностных резервов изначально обусловливают возможность организации альтернативного языкового тестирования. Организация альтернативного тестирования по иностранному языку испытывает на себе влияние ряда факторов. К ним относится, прежде всего, методика педагогических измерений. Возрастает интерес к длительному мониторингу тестовых показателей в условиях долговременного тестирования в отличие от разовых замеров. При растущем признании прав учащихся на демонстрацию своих индивидуальных познавательных возможностей в учебном процессе увеличивается значение творческих проектных заданий в оценке учебных достижений. Проявляется интерес к компетенциям учащихся, обеспечивающим успешную учебно-тестовую деятельность (соединение учения и тестирования позволяет говорить о единой учеб-но-тестовой деятельности), включая предметные знания, владение способами подготовки к тестированию, выполнения тестовых заданий и анализа результатов, а также умение повышать свои учебные показатели [1; 2; 6].
Наконец, эффективность или безуспешность реализации идей альтернативного тестирования определяется непосред-
ственными причинами (обстоятельствами, прямо влияющими на учебно-воспитатель-ный процесс в каждой конкретной ситуации и вступающими в причинно-следственные отношения с результатом). Валидность, надежность и аутентичность приемов языкового тестирования сами по себе еще не гарантируют успешности реализации гуманистического подхода к педагогическим измерениям. Важна такая технология предметных испытаний, в которой наиболее эффективно были бы осуществлены научные идеи и принципиальные положения, указывающие на способ гуманистической организации языкового тестирования. Например, создание учебнотестового портфеля учащимися в условиях длительного мониторинга их собственного языкового развития предположительно может стать эффективным приемом при условии его хорошей технологической разработки.
Внедрение альтернативного тестирования в практику педагогических измерений являлось реакцией на «обучение для показателя» (measurement driven instruction), которое как практика сложилось еще в 1970-е годы. Были предложены три основные составляющие для реализации идеи альтернативного тестирования - включение тестовых заданий непосредственно в учебный процесс, составление тестового портфеля выполненных контрольно-измери-тельных заданий, а также анализ продуктов учебного труда учащихся (performance - portfolio - products).
На начальном этапе альтернативного тестирования использовались любые учебные задания для оценивания продвижения учащихся в овладении знаниями. Применялись отдельные стандартизованные тесты. Оценивались также продукты учебного творчества в виде проектов. Это позволяло отслеживать в течение относительно длительного периода успешность овладения знаниями, однако такая практика не была лишена недостатков. Во-первых, подобное альтернативное тестирование добавляло мало новой информации для учащихся, поскольку результаты выполнения каждодневных заданий обычно повторялись с небольшой вариативностью. Во-вторых, рутинные учебные задания как контрольно-измерительные инструменты были недостаточно надежны, т. к. отсутствовали четкие и обоснованные кри-
терии для объективной оценки учащихся. В-третьих, полученные с помощью подобного тестирования результаты было трудно сопоставить с аналогичными показателями в других классах, школах и регионах, где могли существовать иные критерии для оценки выполнения учебных заданий, содержимого портфеля и продуктов учебного творчества [4].
Мы предлагаем ввести понятие «учеб-но-тестовый портфель», который можно охарактеризовать как форму хранения выполненных заданий, материал для анализа и основание для педагогического суждения об учебных успехах учащихся. Учебно-те-стовый портфель стал логическим продолжением ранее существовавших способов сбора продуктов учебной деятельноти. К его «предшественникам» можно отнести дневник результатов тестирования, тетради для контрольных работ, индивидуальные папки с дополнительными тестами (контрольными работами), тетради для работы над ошибками, грамматические тетради с записью полезных правил, речевых образцов и самостоятельно найденных примеров, дневник самонаблюдений для фиксации трудностей на уроках и во время тестов, журнал диалога с преподавателем для доверительного общения об учебных затруднениях и путях к успеху, а также тетрадь дополнительной самостоятельной работы.
Подчеркнем, что содержание учебнотестового портфеля дополняет состав «языкового портфеля» (European Language Portfolio) [5]. Языковой портфель как официальный комплексный документ включает следующие обязательные компоненты: «языковой паспорт» с характеристикой учебных достижений владельца портфеля, «языковую биографию» с описанием основных этапов овладения иностранным языком, а также «языковое досье» с выборкой работ владельца портфеля, характеризующих путь и итоги овладения иностранным языком. Характерной особенностью являются инициатива, автономия и ответственность учащихся в отборе содержания и составлении своих языковых портфелей.
Содержание предлагаемого нами учеб-но-тестового портфеля имеет свои особенности. Его можно рассматривать как вспомогательный педагогический инструмент,
дополняющий языковой портфель учащегося, характеризующий динамику качества его знаний в течение длительного периода, служащий материалом для осмысления своих учебных показателей, средством стимулирования более полной самореализации личности в учебном процессе, свидетельствующий о включении языкового тестирования в учебно-воспитательный процесс, а также превращающий процедуру тестирования в учение.
На основании ранее проведенных исследований представляется возможным выделить следующие типы заданий, выполняемых учащимися в течение относительно продолжительного учебного периода, для включения в учебно-тестовый портфель:
• задания стандартизованного тестирования (полный набор за весь период мониторинга) ;
• задания учебно-тренировочного характера (по выбору преподавателя);
• творческие проектные задания (по выбору учащихся);
• задания учебно-тренировочного характера (по выбору учащихся);
• самостоятельные тренировочные тестовые задания для самооценки (полный набор за весь период мониторинга).
Исследования показывают, что учебно-тестовый портфель может служить средством преобразования ситуации педагогического измерения в обучающую ситуацию, если он помогает учащимся самим оценить результаты своей учебной деятельности, выявить причины успехов и неудач, а также использовать сделанные выводы для повышения эффективности собственного учения. Анализируя содержание тестового портфеля, учащиеся могут самостоятельно найти ответы на вопросы типа: Что мне удалось изучить? Почему я по-разному усвоил программный материал ? Как я организовал свою учебную деятельность? Как я выполнял тестовые задания? Что мешало мне успешно выполнить все тестовые задания? Как я могу улучшить свои тестовые показатели?
Одним из центральных достоинств работы с учебно-тестовым портфелем, с нашей точки зрения, является самооценка учащихся в организации собственной учебной деятельности. Именно самооценка, продолжая традиции центрированного на учащихся обучения и их учебной автоно-
мии (student-centered teaching andlearner autonomy), является комплексной процедурой, превращающей тестирование в учение. В соответствии со складывающейся традицией использования языкового портфеля (EuropeanLanguage Portfolio), самооценка учащихся на основе материалов тестового портфеля существенно дополняются оценкой преподавателя (teacher assessment) и независимой внешней оценкой с применением стандартизованных тестов [3].
Анализ материалов учебно-тестового портфеля дает всем участникам педагогического процесса полезную информацию о достигнутом уровне знаний, познавательном диапазоне учащихся, динамике результатов, прогрессе, влиянии внедряемых педагогических инноваций на тестовые показатели, коммуникативных возможностях учащихся, о познавательных затруднениях, о педагогической помощи, рейтинге отдельных учащихся и всей группы в сравнении с другими учащимися и коллективами.
Интерес к альтернативному языковому тестированию объясняется стремлением найти педагогические возможности для более полной реализации учащимися своих познавательных возможностей. Для этого предлагается трансформировать процедуру педагогических измерений в учение и сделать языковое тестирование более аутентичным. Альтернативное тестирование предполагает повышение роли
самооценки в управлении собственным учением, и работа с учебно-тестовым портфелем при условии его хорошей технологической разработки может стать эффективным приемом для реализации учащимися своих познавательных возможностей
и, в конечном итоге, способствовать повышению качества языкового образования.
Литература
1. Мойсенко, А.В. Рефлексия как способ самооценки и стимул к движению вперед. Формирование оценочной компетенции школьников / А.В. Мойсенко. М.: Шк. самоопределения, 2004. С. 18-20.
2. Шавард, О.С. Создание портфолио «Я сам» как способ оценивания / О.С. Шавард. М.: Шк. самоопределения, 2004. С. 29 - 33.
3. Council of Europe. Common European Framework of Reference for Languages: learning, teaching, assessment. Cambridge: Cambridge University Press, 2001.
4. Kappan, Ph. The British experience with
"authentic" testing: Education Research /
Ph. Kappan. Bloomington: University of Indiana, 1993. Vol. 74 (6). P. 458-463.
5. Little, D. The European Language Portfolio: structure, origins, implantation and challenges / D. Little // Language Teaching. 1996. Vol. 35. P. 182 -189.
6. Poehner, M. Dynamic assessment in the language classroom / M. Poehner, J. Jantolf // Language Teaching Research. 2005. Vol. 9(3). P. 233 -265.