УДК 378.147.88.026.7 ББК 4481.267
УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К САМООБРАЗОВАНИЮ
Л.Б. Дерябина
Златоустовский металлургический колледж
SCHOLASTIC-PEDAGOGICAL INTERACTION IN STUDENT TRAINING FOR THE SELF-EDUCATION
L.B. Deryabina Zlatoust metallurgical college
Определено содержание, основные функции понятия «взаимодействие», цель учебно-педагогического взаимодействия. Проанализирована деятельность преподавателя по подготовке студентов к самообразованию как многоплановый процесс установления взаимопонимания и взаимодействия мезвду участниками образовательного процесса.
Ключевые слова: подготовка к самообразованию, деятельность, учебнопедагогическое взаимодействие.
The contents, main functions of the notion ’’interaction”, the purpose of scholas-tic-pedagogical interaction are determined in the article. The teachers activity on the student training for the self-education as a multi-planned process of the determination of mutual understanding and interaction between the educational process participants are analyzed.
Keywords: training for the self-education, activity scholastic-pedagogical interaction.
Одной из ключевых задач педагогической деятельности является взаимодействие преподавателя со студентами; оказание им непосредственной помощи в становлении собственной жизненной позиции, поиске направлений и возможностей в своей образовательной деятельности, которые на практике обеспечивали бы более широкие возможности самоактуализации, саморазвития и самореализации. Речь идёт о понимании основы образовательного процесса в виде мобилизации интеллектуальных, познавательных, волевых усилий, стимулирования внутренних сил. Это требует определенных изменений характера образования: познавательная деятельность, самостоятельное приобретение и, особенно, применение полученных знаний становятся приоритетными для развития личности [1,4]. Отсюда следует важнейшая цель образования студентов - развитие компетенций организовывать самообразовательную деятельность. Многие ученые справедливо считают, что, несмотря на гибкость и большую индивидуализацию самообразования, его нельзя рассматривать как стихийный процесс. Главным средством подготовки личности к самообразованию яв-
ляется образовательный процесс на основе личностно-ориентированного подхода, обеспечивающего достижение высокого уровня сформированности знаний, умений, навыков и мотивов посредством учебно-педагогического взаимодействия между преподавателями и студентами [2]. Содержание понятия «взаимодействие» можно определить как установление межсубъектного, межличностного взаимосо-гласуемого общения. Психологический словарь определяет взаимодействие как процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающее их взаимную обусловленность и связь [3]. Основными функциями взаимодействия субъектов образовательного процесса являются:
- конструктивная - взаимодействие преподавателя и студента при обсуждении и разъяснении содержания образования;
- организационная - организация совместной деятельности преподавателя и студента, взаимной личностной информированности и общей ответственности за результаты образовательной деятельности;
- коммуникативно-стимулирующая - сочетание различных форм познавательной дея-
тельности (индивидуальной, групповой, фронтальной), организация взаимопомощи с целью педагогического сотрудничества;
- информационно-обучающая - показ связи изучаемого материала с дальнейшей профессиональной деятельностью;
- эмоционально-корригирующая - реализация в процессе обучения принципов доверительного общения между преподавателем и студентом;
- контрольно-оценочная - организация взаимоконтроля обучающего и обучаемого, совместное подведение итогов и оценка с самоконтролем и самооценкой.
Цель учебно-педагогического взаимодействия - установление личностного взаимопонимания по определенному кругу проблем и задач. Таким образом, учебно-педагогическое взаимодействие можно рассматривать как систему взаимосогласуемой деятельности субъектов образования, когда деятельность одного субъекта обуславливают логику деятельности другого. Деятельность как философская категория есть форма бытия людей, целенаправленное преобразование природного и социального мира. Деятельность в психологии понимают как внешнюю (предметно-чувственную), так и внутреннюю (мьшшение, познание). Как психологический процесс деятельность раскрыта и получила многоплановую характеристику в работах современных дидактов.
Деятельностный подход (ДП) рассматривает подготовку к самообразованию как сложную деятельность со структурой, основными компонентами которой являются:
- субъект деятельности в единстве с его целями (С);
- объект деятельности (О);
- средство деятельности (Ср);
- процесс деятельности (П);
- результат деятельности (Р).
Схематично это можно выразить следующим образом:
С-----► О-----►Ср—►п-----------► ?
Эффективность подготовки студентов к самообразованию в образовательном процессе зависит от способности преподавателей педагогически грамотно руководить самообразованием студентов, от уровня подготовленности студентов к данному виду деятельности и от соответствующих средств. С этих позиций анализируется деятельность преподавателя и студента.
Деятельность преподавателя по подготовке студентов к самообразованию представляет многоплановый процесс организа-
ции, установления взаимопонимания и взаимодействия между участниками образовательного процесса, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности, организации различных видов развивающей деятельности, всестороннее стимулирование активности и самостоятельности. Деятельности преподавателя принадлежит руководящая роль, что объективно обусловлено социальной функцией, общими закономерностями и психологическими основами образования личности. Преподаватель целенаправленно воздействует на личность студента, осуществляя тем самым внешнее (педагогическое) управление образованием, развитием и т.д. Все аспекты руководящей роли педагога взаимосвязаны и реализуются на практике в комплексе. В соответствии со структурой можно выделить следующие виды деятельности, выполняемые педагогом: диагностическая, проектная, конструктивная, коммуникативная, аналитическая (рис. 1).
Позиция обучаемого в образовательном процессе можно охарактеризовать одновременно и как позицию объектам и как позицию субъекта. Эти позиции чередуются и накладываются друг на друга. Студент является объектом образовательного процесса в том случае, если он выступает в качестве объекта психологопедагогических замыслов и педагогического воздействия. Студент является субъектом^
- если выступает как субъект познанййг образовательной, практической трудовой коммуникативной деятельностей;
- при построении образовательного процесса;
- если выступает как субъект социальных процессов, протекающих в ходе образовательного процесса.
Так как самообразование является субъектной деятельностью личности, подготовка к ней происходит весьма индивидуально. Многое определяется интересом студентов не только к содержанию учебного материала, но и к процессу приобретения знаний [5]. С позиции деятельностного подхода самообразование эффективно при такой его организации, когда обучаемый, занимая позицию субъекта, усваивает материал в деятельности. Преподаватель помогает студенту организовывать целенаправленный процесс развития положительных качеств, стимулирует осознание целей самообразования, оказывает помощь в осмыслении результатов личностного развития и постановку новых перспектив. Концентрирование внимания на самостоятельности в дея-
Теория и методика профессионального образования
Рис. 1. Модель деятельности преподавателя при подготовке студентов к самообразованию
тельности студентов способствует тому, что самостоятельность по форме становится самостоятельностью по существу. В этом случае руководящая роль педагога проявляется и осуществляется через самостоятельную деятельность студентов, через проявление их личной инициативы и творческие действия [6]. Обеспеченная мотивация, самостоятельное продвижение в усвоении содержания позволяют освоить методы работы с информацией, развить мыслитель-
ные способности. Таким образом, усваивается модель самообразовательной деятельности:
- самоопределяюсь (сам принимаю решения и беру на себя ответственность за результат);
- соблюдаю правила, нормы, критерии деятельности;
—владею способами деятельности - умею работать с информацией, развиваю способности: мыслительные, коммуникативные, рефлексивные;
Рис. 2. Модель деятельности студентов при подготовке к самообразованию
- оцениваю результат, сопоставляю с прогнозируемым результатом, т.е. целью, выявляю причины несоответствия.
Но любая модель деятельности останется идеалом, если она не будет организована практически. Следовательно, главным условием подготовки студента к самообразованию является его активное участие в целенаправленной самообразовательной деятельности с учетом его возможностей и способностей, «зоны ближайшего развития», уровня подготовленности. В структуре самого процесса подготовки студентов к самообразованию как вида деятельности возника-
ет задача организации целесообразной самостоятельной деятельности студентов в плане формирования у них опыта самообразования (рис. 2).
Единство деятельностей субъектов образовательного процесса (преподаватели и студенты) достигается совместным стремлением к единой цели и результатам: сознательным усвоением студентами определенного содержания образования; формированием у них социально значимых качеств личности; достижением ими определенного уровня готовности к самообразованию; формированием общей подготовки к профессиональной деятельности (рис. 3).
Теория и методика профессионального образования
Результат совместной деятельности: сознательное усвоение студентами содержания образования, направленного на подготовку к самообразованию; сформирован-ность конкретных социально-значимых качеств личности студентов, достижение ими определенного уровня готовности к самообразованию
Рис. 3. Единство деятельностей преподавателя и студента при организации подготовки студентов к самообразованию
Из сказанного следует, что эффективность учебно-педагогического взаимодействия при подготовке студентов к самообразованию зависит от выполнения следующих условий:
- направленности студентов на подготовку к самообразованию во взаимосвязи преподавателя и студента в образовательном процессе;
- создания материально-пространственной среды для подготовки студентов к самообразованию.
При этом преподавателю необходимо учитывать:
- этапность решения задач выстраиваемого учебно-педагогического взаимодействия;
- достижение взаимопонимания на уровне взаимодействия между студентами и педагогами;
- совместное выстраивание образовательных действий, ориентированных на подготовку студента к самообразованию.
В этом случае образовательный процесс выступает как целостная конструкция, взаимообусловленная системным взаимодействием преподавателя и студентов.
Литература
1. Айзенберг, А.Я. Педагогические проблемы самообразования // Советская педагогика. - 1968. -№ 11. - С. 51-61.
2. Загрекова, Л.В. Теория и технология обучения: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Загрекова Л.В, Николина В.В. - М.: Высш. шк., 2004. -157 с.
3. Большой психологический словарь: учеб. пособие. - 4-е испр. и доп. изд. / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 672 с.
4. Калугин, Ю.Е. Профессиональное самообразование: учеб. пособие / Ю.Е. Калугин-Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2006. - 200 с.
5. Райский, Б.Ф. О комплексном подходе к формированию у школьников готовности к самообразованию // Самообразование школьников и развитие их личности. - Волгоград: Изд-во ВГПИУ 1978. - С. 3-11.
6. Серикову Г.Н. Самообразование. Совершенствование подготовки студентов / Г.Н. Сериков. - Иркутск: Изд-во Иркут, унта, 1991.-232 с.
Поступила в редакцию 2 февраля 2009 г.