УДК 796.071:611
В. Н. Самойлина
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА»
ДЛЯ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Рассматривается проблема поиска путей обновления и перестройки методического обеспечения дисциплины «Анатомия человека» для профессиональной подготовки бакалавров направления «Физическая культура». Представлена структура учебно-методического комплекса (УМК), разработанного для улучшения качества организации учебного процесса и формирования знаний студентов по дисциплине. Дана оценка эффективности использования УМК в учебном процессе.
This article explores the ways of updating and restructuring the methodological framework of the "Human Anatomy" discipline as taught to undergraduate students in physical education. The author presents the structure of the methodological framework created to improve the quality of training process organisation and development of knowledge in students. An assessment of the efficiency of using the methodological framework in the training process is presented.
Ключевые слова: профессиональная подготовка; учебно-методический комплекс; формирование знаний; учебный процесс; анатомия человека; физкультурное образование.
Key words: professional training, methodological framework, knowledge development, training process, human anatomy, physical education.
© Самойлина В. Н., 2014
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2014. Вып. 5. С. 69 — 74.
Модернизация и обновление учебно-методического обеспечения образовательных программ и отдельных дисциплин на современном этапе развития российского образования — одна из существенных его проблем. В то же время нельзя не заметить, что в ее решении наметился заметный перелом благодаря активизации учебно-методической работы на всех уровнях системы образования, явно выделились и основные направления этой работы [1 — 3]:
— разработка государственных образовательных стандартов по различным направлениям и профилям подготовки;
— разработка и принятие положений о порядке формирования и реализации основных образовательных программ в вузах;
70 — разработка положений об учебно-методических комплексах (УМК)
дисциплин, предназначенных для введения единых требований к учебно-методическому обеспечению всех дисциплин, входящих в учебные планы, реализуемых вузами;
— работа по внедрению в учебный процесс по различным дисциплинам активных методов обучения, информационных технологий и пр.
Существует мнение, что содержание высшего образования в области физической культуры и спорта не в полной мере соответствует новым требованиям. Наиболее проблемным направлением учебно-методической работы в вузах, осуществляющих подготовку кадров для сферы физической культуры и спорта, является обновление содержания медико-биологических дисциплин, приведение их в соответствие с достижениями современной науки [4].
Специфика профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и спорту требует глубокого понимания биологической природы человека, поэтому усиление в образовательной программе подготовки бакалавров по физической культуре и спорту пси-холого-педагогической составляющей не должно идти в ущерб медикобиологической подготовке выпускников [6; 7]. Это утверждение не вызывает сомнений, оно отражено и в образовательном стандарте: дисциплина «Анатомия человека» входит в базовую частью профессионального цикла ООП направления подготовки 034300.62 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование», квалификация выпускника — бакалавр, и на ее освоение согласно учебному плану выделяется 9 зачетных единиц, что составляет 324 часа [5].
Очевидно, что отражение значимости «Анатомии человека» в нормативной составляющей образовательного процесса не может гарантировать высокий уровень знаний выпускников, поскольку невозможно решить проблему качества подготовки только путем баланса учебных часов. Необходимы использование новых форм организации учебного процесса и совершенствование учебно-методического обеспечения дисциплины. Для решения этой задачи на кафедре теории и методики физической культуры и спорта БФУ им. И. Канта разработан и внедрен учебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия человека», представляющий собой систему нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации учебного процесса по дисциплине.
Разработка и внедрение УМК были направлены на оптимизацию процесса профессиональной подготовки бакалавров и проводились в соответствии с требованиями Госстандарта и Положением о структуре УМК университета. При разработке материалов комплекса были учтены специфика профессиональной деятельности бакалавров по физической культуре и материально-техническое оснащение кафедры. Структура УМК представлена в таблице 1.
Таблица 1
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия человека»
71
Программно-плани-рующий блок
Учебно- методический блок Диагностико-конт-ролирующий блок Блок нагляднодидактического материала
Теоретическая часть: 18 конспектов лекций Комплекс тестов для текущего контроля: более 200 вариантов тестовых заданий Комплект электронных презентаций: 22 презентации
Лабораторный практикум: 18 методических разработок Комплекс контрольных работ для текущего контроля: более 100 вариантов Распечатка курса лекций и практических занятий
Методические рекомендации: 18 методических разработок
Глоссарий: 60 терминов и понятий Комплекс тестов для итогового контроля: более 500 заданий Раздаточный материал для практических занятий
Рабочая программа:
— пояснительная записка
— тематический план
— содержание дисциплины
— тематика самостоятельных, контрольных работ, рефератов
— вопросы для контроля знаний
— критерии оценки знаний
— рекомендации
— список основной и дополнительной литературы
Разработка программно-планирующего блока была направлена на формирование у студентов четкого представления о программе и структуре дисциплины, ее взаимосвязи с будущей профессиональной деятельностью, критериях оценки знаний.
Учебно-методический блок комплекса формировался с целью максимально полного оснащение учебного процесса теми материалами, по которым базовые учебники не обеспечивают достаточно полного и глубокого изучения всех дидактических единиц. Он представляет собой системное изложение лекционного материала по основным темам дисциплины, комплекс учебных материалов для проведения лабораторных работ, ссылки на дополнительную литературу и наглядный материал по темам прогаммы, задания для самостоятельной работы студентов, вопросы для самоконтроля, методические рекомендации по изучению дисциплины и глоссарий.
При составлении лабораторного практикума учитывались особенности учебного материала и специфика тематики. Например, лабора-
торная работа по теме «Функциональная и динамическая анатомия скелетных мышц» не только предполагает изучение анатомии мыши, но и включает задания, выполнение которых требует осмысления принципов их функционирования. Лабораторные занятия по теме «Основы конституциональной морфологии» предусматривают проведение антропометрического исследования. Особое внимание уделено теме «Морфология положения и движения тела», поскольку способность специалистов по физической культуре и спорту к анатомическому анализу положения или движений тела спортсмена является важным профессиональным качеством. Успешность освоения этой темы зависит не только от знаний предыдущих разделов программы, но и способности к их использованию в практике физической культуры и в спорте. После изучения теоретической части студентам предлагается практическая работа, при выполнении которой они могут продемонстрировать способность использовать полученные знания применительно к выбранному виду спорта. При разработке раздела УМК по организации лабораторного практикума ставилась задача сделать его максимально разнообразным по методам и формам проведений занятий, что, на наш взгляд, является немаловажным фактором, повышающим интерес студентов к освоению программы дисциплины.
Рекомендаций для изучения дисциплины разработаны с учетом вероятности отсутствия студентов на аудиторных занятиях из-за их участия в соревнованиях и учебно-тренировочных сборах, а также возможности использования этих рекомендаций при дистанционном обучении. В УМК детально представлены рекомендации по разделам и темам дисциплины, включая лабораторные занятия, рекомендации по самостоятельному изучению теоретического материала и выполнению практических (лабораторных) работ; указания по оформлению практических работ, письменных заданий и рефератов. Отдельно даны рекомендации для подготовки к экзамену.
Диагностико-контролирующий блок содержит комплекс дидактических материалов, позволяющих контролировать степень усвоения студентами содержания дисциплины. Для оценки качества знаний используются различные формы заданий (тесты, экспресс-опросники, контрольные работы, «немые» рисунки, рефераты и др.), выбор которых зависит от особенности раздела или темы курса и цели проводимого контроля. Задания составлены ко всем темам и разделам дисциплины, что обеспечивает возможность систематического контроля знаний студентов.
Одним из приоритетных направлений при разработке диагности-ко-контролирующего блока было создание базы для электронного тестового портала, необходимого для проведения удаленного контроля знаний студентов и самоконтроля. Разработанный комплекс сформировал основу для внедрения и использования балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов.
Разрабатывая УМК, мы ставили перед собой задачу четко соблюсти требования образовательного стандарта, стараясь при этом избежать
формального подхода в изложении программного материала, делая акцент на разделах программы, включающих наиболее значимые для специалистов в области физической культуры и спорта анатомические знания. Это, наш взгляд, выступает одним из факторов, способствующих повышению интереса студентов к учебной дисциплине, позволяет перенести акцент с процесса преподавания на процесс направляемого обучения и повышает качество подготовки будущих специалистов.
Оценка эффективности использования УМК проводилась в ходе его апробации в учебном процессе. Применению комплекса предшествовали проведенная Управлением образовательных программ БФУ им. И. Канга экспертиза и рецензирование. В общей оценке эффективности обучения учитывались посещаемость занятий, успеваемость студентов и успешность сдачи экзамена. Оценка проводилась путем сравнения показателей студентов 1-го курса 2011/12 уч. г. и первокурсников 2012/13 уч. г., которые обучались с использованием УМК, с аналогичными показателями студентов предыдущих лет, которые осваивали дисциплину «Анатомия человека» до введения УМК. Для статистической обработки результатов применялись непараметрические методы. Часть полученных данных представлена в таблице 2.
Таблица 2
Показатели качества усвоения знаний по дисциплине «Анатомия человека»
Показатель 2010/11 2011/12 2012/13
Семестр Семестр Семестр
1-й 2-й 1-й 2-й 1-й
Посещаемость занятий, % 73 76 81 91 86
Участие студентов в текущем контроле, % 67 72 92 96 94
Доля студентов, успешно сдавших экзамен, % 46 53 73 84 82
Средний балл сдачи экзамена (по 5-балльной шкале) 2,8 3,1 3,6 3,8 3,5
Доля студентов, сдавших экзамен на 4 и 5, % 32 36 47 53 45
Данные, приведенные в таблице 2, демонстрируют качественный рост по всем рассмотренным показателям, и это может говорить о том, что применение учебно-методического комплекса является эффективным для формирования у студентов знаний по дисциплине «Анатомия человека», способствует улучшению качества организации учебного процесса по дисциплине и повышению уровня профессиональной подготовки бакалавров направления «Физическая культура».
Список литературы
1. Гнитецкая Т. Н. Современные образовательные технологии. Владивосток, 2004.
2. Балакирева Э. В., Власова Е. З. Электронный учебно-методический комплекс как средство обеспечения качества подготовки специалистов // Человек и образование. 2012. № 4. С. 75—80.
3. Кажигалиева Г. А. Учебно-методическое обеспечение как фактор повышения качества образования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012. № 10. С. 122—125.
---- 4. Короленко К. В. Формирование компетентно-ориентированного подхода в
74 процессе профессиональной подготовки будущих специалистов по физической культуре и спорту // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2009. № 10. С. 90 — 92.
5. Министерство образования и науки РФ. Федеральный государственные образовательные стандарты. URL: http://mon.gov.ru/dok/fgos/ (дата обращения: 17.01.2014).
6. Панфилов О. П. и др. Теоретико-методологические аспекты проектирования инновационных технологий в подготовке специалиста по физической культуре // Культура физическая и здоровье. 2012. № 4. С. 36 — 39.
7. Рева А. В. Особенности подготовки специалистов по физической культуре в условиях информатизации образования // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2011. № 18. С. 152—162.
Об авторе
Валентина Николаевна Самойлина — ст. преп., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.
E-mail: [email protected]
About the author
Valentina Samoilina, Assistant Professor, I. Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.
E-mail: [email protected]