УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС В ОБУЧЕНИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В ВЫСШИХ ТЕХНИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
А.А. Карабанов
Серпуховский военный институт ракетных войск Ул. Октябрьская, 21, 142200 Московская обл., Серпуховский р-н, г. Серпухов, Россия
В статье обсуждается содержание разработанного лабораторного практикума по дисциплине «Материаловедение», изучаемой на ряде специальностей в технических вузах.
Электронные образовательные ресурсы являются компонентами учебнометодических комплексов, которые все шире внедряются в образовательную практику технологических специальностей высших технических учебных заведений (втузов). Особое значение приобретает необходимость разработки методики их применения в учебном процессе с учетом специфики учебного процесса.
Методика, как известно, является частью методической системы обучения конкретному предмету. Формирование методики обучения обусловлено целым рядом причин. К числу таких причин можно отнести:
- потребность использования аудиовизуальных средств, позволяющих более наглядно отразить содержание работы. Особую роль это приобретает в изложении материала технологических дисциплин;
- необходимость быстрого изменения содержания в соответствии с новыми изменениями технологий и новыми научными достижениями;
- потребность проведения в процессе выполнения лабораторных работ сложных и опасных экспериментов в условиях отсутствия дорогостоящего оборудования и неподготовленности студентов к его безопасному использованию;
- возможность продемонстрировать студентам в непосредственном режиме некоторые сверхбыстро (сверхмедленно) протекающие технологические процессы;
- возможность предоставить студентам доступ к обширным объемам справочных данных, касающихся специфики изучаемого объекта;
- необходимость использования вычислительной мощности компьютера в процессе проведения лабораторных работ;
- отсутствие полиграфических проблем, низкая стоимость копирования данных на электронных носителях.
Можно привести и другие причины, определяющие важность данного направления исследований. Нами была предпринята попытка сформировать лабораторный практикум по дисциплине «Материаловедение», изучаемой на ряде специальностей в технических вузах. Целями лабораторных работ является:
- закрепление теоретических знаний путем практической проверки основных законов и положений в лабораторных условиях;
-развитие практических навыков проведения научного эксперимента и анализа его результатов в процессе составления отчета по экспериментальной части работы;
- ознакомление на практике с измерительной и регистрирующей аппаратурой, методами измерений, устройством различной экспериментальной аппаратуры и оборудования.
В процессе выполнения лабораторной работы студент знакомится с теоретическим материалом, выполняет эксперимент, при необходимости изучает лабораторное оборудование. По результатам выполнения лабораторной работы оформляется отчет, в котором отражаются:
- результаты экспериментальной работы;
- в отчете должны быть отражены формулы, по которым рассчитываются необходимые величины с учетом их размерности;
- результаты исследований, представленые в виде графиков, если это целесообразно. Ценность графического изображения состоит в том, что оно позволяет лучше осмыслить физическую сущность полученных результатов в целом;
-тексты, вычисления, графики, таблицы, схемы должны выполняться таким образом, чтобы было понятно, с какой целью это было сделано, как сделано и что из этого получилось;
- выводы.
Таким образом, в процессе выполнения лабораторной работы студент фактически выполняет небольшое экспериментальное исследование, во время которого ему требуются различные прикладные программы от средств просмотра текстов, до программ, автоматизирующих проведения математических расчетов и программ позволяющих представить результаты работы. Применение образовательных электронных ресурсов в обучении может быть определено двумя условиями, которые будут названы принципами автоматизации и оправданности. Их можно сформулировать следующим образом.
Принцип автоматизации использования образовательных электронных ресурсов состоит в максимально возможном применении средств информатизации образования для автоматизации труда студента и преподавателя. В рамках реализации принципа автоматизации осуществляется весь комплекс мероприятий, связанных с использованием средств информатизации образования в деятельности преподавателей, студентов, администрации учебных заведений.
Принцип оправданности означает, что образовательные электронные ресурсы должны применяться в обучении только в том случае, если соответствующая система обучения испытывает потребность в использовании подобных средств. Иными словами, если эффективность обучения можно обеспечить без использования образовательных электронных ресурсов, то применение таких средств информатизации нецелесообразно.
Методы и условия обучения с использованием образовательных электронных ресурсов варьируются в зависимости от вида и уровня учебного заведения. В нашем случае формой организации обучения является лабораторная работа. Перспективы повышения эффективности проведения лабораторных занятий связываются с оснащением кабинетов дидактическими и техническими средствами обучения и с совершенствованием типов занятий.
Образовательные электронные ресурсы позволяют сделать студента не только пользователем готового учебного материала, но и участником его создания, преобразования, оперативного использования. Информационные и коммуникационные технологии неизмеримо расширяют возможности организации и управления учеб-
ной деятельностью и позволяют реализовать огромный потенциал перспективных методических разработок.
Существует несколько относительно новых методов обучения, появление которых связано с разработкой и использованием образовательных электронных изданий и ресурсов: метод проектов; метод информационного ресурса.
SCHOLASTIC-METHODICAL COMPLEX IN EDUCATION OF TECHNOLOGICAL DISCIPLINE IN HIGHER TECHNICAL EDUCATIONAL INSTITUTION
A.A. Karabanov
Serpuhovskiy Military University of the Missile Troops Oktiabrskaja St., 21, 142200 Moscow area, Serpukhov r-on, Serpukhov, Russia
Some problems of laboratory practical works for the subject «Materials science», which is one of the discipline for a number of professions in technical higher school are introduced in the article.