Учебно-методический комплекс по курсу «Этнопсихология» (Для студентов психолого-педагогического факультета)
Бучек А.А.
Educational-methodical curriculum of the course “Ethnopsychology” (for the students of psycho-pedagogical faculty)
Buchek A.A.
Пояснительная записка
Программа занятий в Школе научного резерва ставит целью познакомить будущих практических психологов с особенностями
разработки и осуществления
эмпирических исследований по изучению этнопсихологических
особенностей развития личности на разных этапах онтогенеза в
полиэтническом социальном
пространстве Камчатского региона.
В задачи курса входит:
• формирование представлений
об этнопсихологии как науке, об основных направлениях
этнопсихологических исследований, о сущности и причинах проблем межэтнического взаимодействия;
• ознакомление с особенностями этнической социализации коренных народов Камчатки;
• практическое освоение методов
работы по определению
этнокультурной вариативности
личностного развития.
Регионы Камчатской области, где проживают коренные народы, включенные в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации (алеуты,
алюторцы, ительмены, камчадалы, коряки, чукчи, эвены, эскимосы) вместе с представителями других национальностей в едином
географическом пространстве и соединенные общей исторической
судьбой, являются предметом особого научного интереса.
В условиях межкультурных взаимодействий, в которых
исторически находится Камчатский регион, процесс социализации коренных народов имеет
этнокультурное своеобразие,
вызванное необходимостью
включения в данный процесс нескольких уровней нормативных требований: со стороны своей
этнической общности (традиционной культуры), со стороны других коренных этносов, проживающих в данном регионе, а также, что особенно значимо, со стороны доминирующей культуры русского этноса и прочих европейских культур.
Изучение личностного развития на разных этапах онтогенеза с учетом этнической принадлежности даст возможность определить
закономерности формирования
личности этносубъекта, специфику психологии представителей коренных этносов Камчатки в различных областях жизнедеятельности в широком возрастном диапазоне, что позволит как объяснять уже имеющиеся противоречия и негативные проявления
рассматриваемых возрастов, так и прогнозировать и создавать механизмы, которые исключили бы национальную напряженность,
конфликты в условиях
межэтнического взаимодействия.
Курс рассчитан на 18 часов и предполагает овладение следующими знаниями и умениями:
• иметь представление о теоретико-методологических особенностях научного изучения этнопсихологических особенностей
развития личности;
• знать основные принципы
изучения этнопсихологических
особенностей и межнациональных отношений людей;
• иметь систему устойчивых представлений о взаимосвязанных этапах, процедурах и стратегиях, лежащих в основе разработки и
осуществления различных моделей кросс-культурных исследований;
• иметь представление о специфике этнической социализации коренных народов Камчатки;
• уметь разрабатывать
программу этнопсихологического исследования.
Тематическое планирование
№ Тема Кол-во часов
1. Этнопсихология как наука и ее роль в познании межнациональных отличий и отношений. 2
2. Истоки возникновения и становления этнопсихологии как науки. 2
3. Основные направления этнопсихологических исследований. Процессы социального познания в межэтническом взаимодействии. 2
4. Этнопсихологические проблемы исследования личности. 2
5. Принципы этнопсихологического исследования. Методы психологических измерений этнических различий. 2
6. Этнопсихологическое своеобразие и особенности этнической социализации народов Камчатки. 4
7. 4
ВСЕГО: 18
Программа курса
Тема 1. Этнопсихология как наука и ее роль в познании межнациональных отличий и отношений.
Этнопсихология как
междисциплинарная наука.
Этнологическая (культурная
антропология) и психологическая (сравнительно-культурная или кросс-культурная) психология. Определение психологии в рамках этнопсихологии. Соотношение этнопсихологии с другими научными дисциплинами. Связь этнопсихологии с этнологией, социологией, лингвистикой,
экологией, религиоведением,
биологией, этнографией,
этнопедагогикой. Этнопсихология и общая психология. Этнопсихология и когнитивная психология.
Этнопсихология и культурноисторическая психология.
Этнопсихология и психология
деятельности. Этнопсихология и гештальтпсихология. Этнопсихология и функционализм. Этнопсихология и структурно-функциональная социология. Этнопсихология и
конфликтология. Этнопсихология и психоанализ. Этнопсихология и теория установки. Этнопсихология и культурная экология. Этнопсихология и исследования ментальностей. Этнопсихология и теория традиции.
Этнопсихология и теория
взаимодействия внутриэтнических групп. Этнопсихология и теория
защитных механизмов этноса. Предмет этнопсихологии - изучение сходства и различий психологических переменных в различных культурах и этнических особенностях. Задачи этнопсихологии. Методологические принципы этнопсихологии.
Историко-реконструктивный метод. Эмпатический метод. Гештальт-
метод.
Основные понятия:
этнопсихология, этнос, этническая
общность, нация, раса, культура, менталитет, картина мира,
этнические константы, этническое поле, этнокультурное поле,
этнокультурная система,
функционирование этноса,
функциональный внутриэтнический конфликт, культурные модели
действия, культурные схемы и сценарии, этнокультурные
защитные механизмы,
этнокультурная детерминация
восприятия действия, этническое самосознание, этническая
идентичность, этнический статус, национальный характер,
моноэтническая идентичность.
Тема 2. Истоки возникновения и становления этнопсихологии как науки.
Первые теоретические
представления о понятиях «нация», «народ», «национальный характер»,
«интерес нации» в трудах мыслителей ХУ1-ХУШ вв. (Н. Макиавелли,
Монтескье, И. Кант, Д. Юм, Г. Гегель, И. Фихте, И. Гердер, К. Гальвеций). Французские просветители XVIII века о понятии «дух народа» (Ш.
Монтескье). Специфика
национальных психических
особенностей в трудах отечественных философов XVIII века (И. Г. Гердер). Вклад немецких ученых М. Лацаруса и Г. Штейнталя в становление
этнопсихологии как самостоятельной науки. К. Маркс и Ф. Энгельс о различиях в психологическом облике народов. Зарождение этнопсихологии в России (М. Ломоносов, Н. Новиков, П. Чаадаев, П. Ковалевский, К. Д. Кавелин, Н. Г. Чернышевский, В. О. Ключевский, В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, Н.О. Лооский, П. Сорокин, Г. Шпет).
«Психология народов» В. Вундта. Психологическое направление в этнологии «Культура и личность» (Ф. Боас, Р. Бенедикт, А. Кардинер, М. Мид, Р. Линтон). Понятия «базовой личности» (А. Кардинер) и «модальная личность» (Р. Линтон).
Психологическая антропология в 6070-е годы (Ф. Хсю, Дж. Хонигман). Современные этнопсихологические исследования.
Основные понятия:
психологическая антропология, кросс-культурная психология,
исторический партикуляризм,
культурные синдромы (Триандис): простота - сложность,
индивидуализм., открытость -закрытость. Психологические
изм.ерения культур (Хофстед): избегание неопределенности,
дистанция власти, мускулинность, феминность, базовая структура личности, модальная личность, национальный характер, школа «Культура и личность», актуальный этнопсихологический статус
личности.
Тема 3. Основные направления этнопсихологических исследований.
Три основные тенденции в этнопсихологических исследованиях: тенденция культурного релятивизма, тенденция абсолютизма, тенденция универсализма. Изучение этнической культуры как целостности (Ф. Боас). Концепция конфигурации культур (Р. Бенедикт), гипотеза различий в восприятии у разных народов (У.
Риверо, М. Херсковиц), гипотеза лингвистической относительности Сепира - Уорфа, концепция ментальности Л. Леви - Брюля. Концепция универсальности
структуры мышления разных народов, людей разных культур и эпох (К. Леви - Строс). Изучение культуры и психологии в комплексе (М. Мид). Изучение основной личностной структуры (А. Кардинер, Дж. Уайт). Исследования модальной личности (К. Дюбуа).
Психоаналитическая антропология (Г. Рохейм, Ж. Дерево). Исследования социального характера (Э. Фромм). Исследования национального
характера: личностно-
центрированный подход (М. Мид, Р. Бенедикт, Г. Горер). Ценностный подход (К. Клакхон, Ф. Клакхон, Р. Стродбек). Изучение картины мира (Р. Редфильд). Культура и ее связь с психологией. Адаптационный подход (М. Спиро). Изучение
распределительной модели культуры (Т. Шварц). Современные
антропологические теории культуры. Культура как ткань значений (К. Гирц). Культура как система значений, ее связь с социальной системой и «потоком материала» (Р.Д Андрад). Этнические культуры как «сконструированные миры» (Р.
Шведер). Дискурс-центрированный подход к культуре Дж. Уайта. Культурная психология как часть этнопсихологии. Российская
культурно - историческая школа (Л. С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев) в интерпретации
современных американских
психологов как основа культурной психологии. Развитие в рамках
культурной психологии теории
артефактов. Развитие в рамках
культурной психологии теории схем. Развитие в рамках культурной психологии теории социализации. Развития в рамках культурной психологии теории восприятия.
Культурная психология М. Коула. Культурная психология Дж. Брунера. Социокультурный подход Дж. Верча.
Основные понятия:
релятивизм., абсолютизм.,
универсализм в этнопсихологических исследованиях, конфигурационизм, личностно-центрированный подход, культуро-центрированный подход, адаптационный подход, дискурс-центрированный подход, культурная психология, социокультурный подход, этническая культура, система материальных и идеальных артефактов, этническая картина мира.
Тема 4. Процессы социального познания в межэтническом взаимодействии.
Этнопсихологические особенности общения и социальной регуляции поведения. Универсальные и
культурно-специфичные аспекты общения. Зависимость
коммуникации от культурного контекста. Модель Триандиса о связи культуры и общения. Факторы общения: ценности, нормы, роли,
социальные когнитивные и
аффективные процессы, обычаи. Экспрессивное поведение и культура. Среда как фактор регуляции общения (К. Леви). Проксемика в контексте культуры. Тактильное взаимодействие. Межличностная синхронность в невербальном общении. Типы жестов (адапторы, иллюстраторы, жесты - символы, «намекающие» жесты, «договорные» жесты) Межкультурные различия в каузальной атрибуции. Модель «атрибуции достижений» Б. Вайнера. Культурная вариативность
регуляторов социального поведения. Регулятивная функция культуры. Социотипическое поведение
личности (А.Г. Асмолов).
Индивидуализм и коллективизм как культурные синдромы (Г. Триандис, Дж. Берри, Г. Хофстенде, Ф. Хсю, Т.
Тарсонс). Вина и стыд как механизмы социального контроля. Конформность как регулятор поведения индивида в группе. Межэтнические отношения и когнитивные процессы.
Психологические детерминанты
межэтнических отношений.
Суггестия и контрсуггестия в межгрупповом восприятии. Кросс-культурные исследования
ингруппового фаворитизма.
Межгрупповой контакт.
Этноцентризм как социально -психологическое явление.
Основные понятия:
межгрупповые отношения,
ингрупповой фаворитизм,
аутгрупповая дискриминация,
социальная перцепция, социальный (этнический) стереотип,
неадекватность межгруппового
восприятия, суггестия -
контрсеггустия, этническая
толерантность - интолерантность, межличнсотная синхронность,
тактильное взаимодействие,
ценности, культуры, межгрупповой конфликт, этноцентризм.
Тема 5. Этнопсихологические проблемы исследования личности.
Социализация, инкультурация, культурная трансмиссия.
Этнокультурная вариативность
социализации. Три вида
трансмиссии: вертикальная,
горизонтальная, «непрямая».
Социальная и этническая
идентичность. Когнитивный и
аффективный компонент этнической идентичности. Этапы становления этнической идентичности. Влияние социального контекста на
формирование этнической
идентичности. Проблема изменения этнической идентичности. Модель двух измерений этнической идентичности: моноэтническая
идентичность со своей этнической
группой, биэтническая идентичность, моноэтническая идентичность с
чужой этнической группой,
маргинальная этническая
идентичность. Этническая
гиперидентичность. Бикультурная компетентность. Конструктивная маргинальность. Психологическая и социокультурная адаптация. Модели аккультуризации: ассимиляция,
сегрегация, маргинализация,
интеграция. Последствия
межкультурных контактов.
Мультикультурализм.
Основные понятия:
инкультурация, культурная
трансмиссия, этническая
идентичность, моноэтническая
идентичность, биэтническая
идентичность, маргинальная
этническая идентичность,
бикультурная компетентность, м.одели аккультуризации:
ассимиляция, сегрегация,
маргинализация, интеграция,
мультикультурализм.
Тема 6. Принципы
этнопсихологического исследования. Методы
психологических измерений
этнических различий.
Методологические принципы и подходы к анализу этнических отличий. Принцип учета различных факторов формирования этнической общности и ее психологии. Принцип анализа национально-психологических особенностей представителей этносов в единстве с проявлениями других их характеристик. Принцип учета многообразия проявлений национально-психологических особенностей людей. Принцип сравнительности в анализе
национально-психологических особенностей. Классификация
методов, используемых в этнической психологии. Обсервационные
методы. Диагностические и экспериментальные методы.
Биографические и
праксиметрические методы. Тест
культурно-ценностных ориентаций (Л.Г.Почебут), опросник адаптации личности к новой социокультурной среде (Л.В.Янковский), метод подбора черт, метод семантического
дифференциала Ч. Осгуда, шкала социальной дистанции Э. Богардуса, методы «подбора черт» и «свободного описания» (А.Катц, У.Брейли), метод свободных ассоциаций, парадокс Ла Пьера, методы изучения этнических стереотипов, методика
«множественной идентификации». Контент-анализ в
этнопсихологических исследованиях.
Основные понятия:
обсервационные, диагностические и экспериментальные методы,
биографические и
праксиметрические методы, метод подбора черт, метод семантического дифференциала Ч. Осгуда, шкала социальной дистанции Э. Богардуса,, метод свободных ассоциаций,
парадокс Ла Пьера, методика «множественной идентификации», контент-анализ
Тема 7. Этнопсихологическое
своеобразие и особенности этнической социализации народов Камчатки.
Аборигенное население
полуострова Камчатка (алеуты, алюторцы, ительмены, камчадалы, коряки, чукчи, эвены, эскимосы). «Скаски» В. В. Атласова, классические труды первых исследователей, побывавших на Камчатке - С.П. Крашенинникова, Г.В. Стеллера, К. Дитмара, работы В.В. Антроповой,
В.Г. Богораза, Р.С. Васильевского, И.С. Вдовина, И.С. Гурвича, Р.Г. Ляпуновой, И.И. Огрызко, Е.П. Орловой, А. К. Пономаренко, С.Н. Стебницкого и др. Этнокультурная вариативность социализации и воспитания детей у народов Севера. Этнопсихологическая характеристика коренных народов Камчатки.
Основные понятия: аборигенное население, автохтонное население, коренные народы, алеуты,
алюторцы, ительмены, камчадалы, коряки, чукчи, эвены, эскимосы, этнографическое описание.
Календарный план занятий
Дата Тема Количество часов
03.02.05. Этнопсихология как наука и ее роль в познании межнациональных отличий и отношений. 2
10.02.05. Истоки возникновения и становления этнопсихологии как науки. 2
17.02.05. Основные направления этнопсихологических исследований. 2
24.02.05. Процессы социального познания в межэтническом взаимодействии. 2
02.03.05. Этнопсихологические проблемы исследования личности. 2
09.03.05., 16.03.05. Принципы этнопсихологического исследования. Методы психологических измерений этнических различий. 4
23.03.05., 30.03.05. Этнопсихологическое своеобразие и особенности этнической социализации народов Камчатки. 4
Тематика круглых столов, семинаров.
1. Этнический парадокс современности.
2. Психологические причины роста этнической идентичности в современном мире.
3. Концепции базовой и модальной личности.
4. Характеристика основных направлений этнопсихологических исследований (релятивизм, абсолютизм, универсализм).
5. Л. Леви-Брюль о ментальности первобытного и современного человека.
6. Л. Леви-Строс об универсальности структуры мышления.
7. Культурная вариативность личностного развития.
8. Этническая социализация, инкультуризация, культурная трансмиссия.
9. Социальное пространство личности.
10. Проблема национального характера.
11. Этнопсихологические особенности общения и социальной регуляции поведения.
12. Зависимость коммуникации от культурного контекста.
13. Этническая идентичность: понятие, формирование, модели
измерений.
14. Когнитивный и аффективный компоненты этнической идентичности.
15. Проблема изменения этнической идентичности.
16. Сущность этнического самосознания. Структура, психологические механизмы и основные закономерности проявления и развития этнического самоосознания.
17. Этноцентризм как социально-психологическое явление.
18. Этнические стереотипы и процесс стереотипизации.
19. Каузальная атрибуция на основании группового членства.
20. Психологические детерминанты этнических конфликтов.
21. Психологическая адаптация к новой культурной среде.
22. Культурный шок и этапы межкультурной адаптации.
23. Понятие культурной дистанции.
24. Факторы, влияющие на процесс адаптации к новой культурной среде.
25. Аккультуризация, мультикультурализм (анализ понятий).
26. Последствия межкультурных контактов для групп и индивидов.
27. Зарождение этнопсихологии в истории и философии.
28. В.Вундт: психология народов как первая форма социально-
психологического знания.
29. Вклад немецких ученых М. Лацаруса и Г. Штейнталя в становление этнопсихологии как самостоятельной науки.
30. Зарождение этнопсихологии в России. Деятельность Русского географического общества.
Библиографический список.
1. Агранат Г. А., Кузаков К.Г. Алеуты//Краеведческие записки (Камчатский областной краеведческий музей), 1971. - Вып. 3. - С.79-92.
2. Аклаев А.Р. Язык в системе национальных ценностей и интересов//Духовная культура и этническое самосознание наций./Под ред. Л.М.Дробижевой. - М.,1990. - Вып.1. - С.12-38.
3. Александренков Э.Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность»?//Этнографическое обозрение. - 1996. - №3. - С.13-23.
4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания//Избранные психологические труды: в 2-х т. Т.1. - М., 1980. - 232с.
5. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 1997. - 238с.
6. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1998. -376с.
7. Антропова В.В. Культура и быт коряков. - Л., 1971. - 216с.
8. Антропова В. В. Расселение ительменов в первой половине XVIII в. -ИВГО, Т. 81, Вып. 4, 1949. - С.414-419.
9. Артемова О.Ю. Дети в обществе аборигенов Австралии// Этнография детства. Традиционные методы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии/Под ред. Н.А. Бутинова, И.С. Кона. М.: Наука, Издательская фирма «Восточная литература», 1992.
10. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А.
Этносоциология. М.: Аспект Пресс, 1998. - 271с.
11. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. - Якутск, 1979. - 131с.
12. Баженов Ю.В., Величко К.Н. Этнографическая экспедиция в национальное село Воямполку// Краеведческие записки (Камчатский областной краеведческий музей). - Петропавловск-Камчатский, 1971. -Вып. 3. - С.67-79.
13. Базанов А.Г., Певгова Л.В. Игры детей народов Крайнего Севера. -Л., 1949. - 206с.
14. Байбурин А.К. Некоторые вопросы этнографического изучения поведения//Этнические стереотипы поведения/Под ред. А.К. Байбурина. Л.: Наука, 1985. - С.7-21.
15. Батьянова Е.П. Архаические элементы в этническом самосознании коряков//Ранние формы религии народов Сибири: Материалы III сов.-фр. симпоз. - СПб., 1992. - С.11-19.
16. Батьянова Е.П. Материалы по традиционному мировоззрению чукчей и коряков//Сибирский этнографический сборник. - М., 1993. -Вып. 6. - Кн.1.: Народы Сибири. - С.44-56.
17. Белик А.А. Психологические направления в этнологии США. От исследования «культура и личность» к психологической антропологии//Этнология в США и Канаде/Под ред. Е.А. Веселкина, В.А. Тишкова. М.: Наука, 1989. - С.190-236.
18. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. - Москва-Воронеж, 2000. - 208с.
19. Бенедикт Р. Психологические типы в культурах Юго-Запада США//Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. СПб.: Университетская кнага, 1997. - С.271-284.
20. Беретти Н.Н. На Крайнем Северо-Востоке. - Владивосток, 1929. -60с.
21. Богораз В.Г. Материальная культура чукчей. - М.: Наука, 1991. -222с.
22. Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. - СПб, 1994. -168с.
23. Брак, семья и демографическое поведение [народов Камчатки]//Социально-демографические трансформации на Камчатке:
(Этноисторический очерк): Рабочие тетради/О.А.Мурашко, А.И.Пика,
Д.Д.Богоявленский. - [Б.М.], 1993. - Т.2. - №1. - С.56-61.
24. Бучек А. А. Социально-психологические особенности формирования этнической идентичности коренных народов Камчатки//Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Санкт-Петербург, 2003. - 23с.
25. Бучек А.А. Этносоциальное пространство личности//Качество
образования в вузе: проблемы и пути их решения. Сб. статей. -
Петропавловск - Камчатский, 2003. - С.150-157.
26. Васильевский Р.С. Происхождение и древняя культура коряков. -Новосибирск: Наука, 1971. - 251с.
27. Введение в этническую психологию. Учеб. пособие/Под ред. Платонова Ю.П. - СПб, 1995. -200с.
28. Вдовин И.С. Очерки истории и этнографии чукчей. - М. - Л.: Наука, 1965. - 404с.
29. Вдовин И.С. Очерки этнической истории коряков. - Л.: Наука, 1973.
- 303с.
30. Вдовин И. С. Эскимосские элементы в культуре чукчей и коряков//Сибирский этнографический сборник ТИЭ. - М., 1961. - Т.64. -
С.27-63.
31. Войт В. Камчатка и ее обитатели. С видом г. Петропавловска, планом и описанием сражения 20-24 августа. - СПб., 1855. - 36с.
32. Володин А.П. Ительмены/Отв. ред. Н.Б.Вахтин. - СПб.:
Просвещение. - 1995. - 127с.
33. Вольфсон А.Г. Происхождение чукотско-корякской культуры оленеводства. - Владивосток, 1991. - 132с.
34. Вундт В. Проблемы психологии народов//Преступная толпа. М.: Институт психологии РАН, Изд-во «КСП+», 1998. - С.195-308.
35. Гурвич И.С. Некоторые черты современного этнического развития чукчей и коряков (изменения в этнической и социально-профессиональной структуре) // Этнокультурные процессы у народов Сибири и Севера./Отв. ред. И.С. Гурвич. - М.: Наука, 1985. - С.144-158.
36. Данилов Д.А. Организационно-педагогические проблемы общеобразовательной школы на Крайнем Севере. - Якутск, 1969. - 204с.
37. Дейкер Х., Фрейда Н. Национальный характер и национальные стереотипы//Современная зарубежная этнопсихология/Под ред. С.А. Арутюнова и др. М.: ИНИОН СССР, 1979. - C. 23-44.
38. Диков Н.Н. Древние культуры Камчатки и Чукотки. - Автореф. дисс. докт. ист. наук. - Новосибирск, 1971. - 48с.
39. Дитмар К. Поездки и пребывание в Камчатке в 1851-1855 годах Карла фон Дитмара (исторический отчет по путевым дневникам). - СПб., 1901. - Ч.1. - 754с.
40.Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности//Вопросы психологии. 1997. - №4. - С.75-86.
41. Дьячков А. Анадырский край. Рукопись жителя села Марково. -Владивосток, 1893. - 43с.
42. Ефремова Р. Влияние социализации на традиционную культуру малочисленных народов Камчатки//Вестник ДВ. - Благовещенск, 1993. -№1. - С.4-6.
43. Иванов А. С. Элементы театральности в жизни и быте
алеутов//Норд-ост: Люди. Природа. История. - Петропавловск-
Камчатский, 1986. - С.80-93.
44. Иохельсон В. И. Коряки. Материальная культура и социальная организация./Отв. ред. Ч. М. Таксами. - СПб., 1997. - 238с.
45. Карташев Б. По стране оленных людей. Путешествия В.Г. Тан-Богораза. - М., Географиз, 1959. - 45с.
46. Кеннан Дж. Степная жизнь в Сибири: Странствия между коряками и другими племенами Камчатки и Северной Азии. - СПб., 1871. - 254с.
47. Кле М. Психология подростка: (Психосексуальное развитие). М.: Педагогика, 1991. - 176с.
48. Кон И.С. Национальные особенности психологии
людей//Социальная психология. Краткий очерк./Под. Ред. Г.П. Предвечного, Ю.А.Шерковина. - М.: Политиздат, 1975. - С.141-153.
49. Кон И.С. Маргарет Мид и мир детства//Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988 а.
50. Кон И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая
перспектива). М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1988. -270с.
51. Коул М. Культурно-историческая психология. М.: «Когито-Центр», Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. - 432с.
52. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. Психологический очерк./Пер. с англ. П. Тульвисте. - М., 1977. - 261с.
53. Крашенинников С.П. Описание земли Камчатки. - СПб., 1949. -365с.
54. Крюков М.В. Этничность, безэтничность, этническая
непрерывность//Расы и народы. М.: Наука, 1989, выпуск 19. - С. 21-56.
55. Кузнецов А.И., Миссонова Л.И. Метисация и этническое самосознание коренного населения Камчатки и Чукотки // Советская этнография. - 1990. - №1. - С.50-65.
56. Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. -Р-на-Д., 2000. - 448с.
57. Куфтин Б. А. Мелкие народности и этнокультурные взаимоотношения на северо-востоке Сибири//Северная Азия. Общественно-научный журнал. - Кн.1-2. - М., 1925. - С.63-76.
58. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. - Учебное пособие. - М., 1999. - 224с.
59. Лебедева Н.М. Социально-психологические закономерности аккультуризации этнических групп // Этническая психология и общество/Под ред. Н.М. Лебедевой. М.: Старый сад, 1997. - С.47-69.
60. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. - М., 1930. - 339с.
61. Леви-Строс К. Структурная антропология. - М., 1985. - 535с.
62. Леви-Строс К. Первобытное мышление. - М., 1994. - 384с.
63. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Социально-психологические аспекты проблемы этнического сознания // Социальная психология и общественная практика. - М., 1985. - С.138-153.
64. Леонтьев А. А. Личность как историко-этническая
категория//Советская этнография. - 1981. - №3. - С.35-44.
65. Леонтьев А.А. Национальная психология и
этнопсихология//Советская этнография. - 1983. - №2. - С.80-84.
66. Линденау Я.И. Описание коряков, их нравов и обычаев по личным наблюдениям автора и по сведениям, полученным от других//Описание народов Сибири. Первая половина XVIII в.: Историко-этнографический материал о народах Сибири и Северо-Востока. - Магадан, 1983. - С.119-
67. Ляпунова Р.Г. Алеуты: Очерки этнической истории. - Л.: Наука, 1987. - 228с.
68. Магомедов Ш.А. Этапы становления этнической
идентичности//Ценностные приоритеты общего и профессионального образования. Материалы международной научно-практической
конференции 12-14 сентября 2000 г. - Ч.5. - М., 2000. - С.77-80.
69. Маргаритов В.П. Камчатка и ее обитатели//Записки Приамурского отдела Императорского Русского географического общества. - Т.5. - вып.1.
- Хабаровск, 1899. - 145с.
70. Мендель Г. Путешествие по северо-восточной части Якутской области в 1868-1870 годах. - СПб., 1894. - Т.1. - С.527-573.
71. Мурашко О. О камчадалах Камчатки//Панорама. - Тигиль, 1995. -13 сентября. - С.5.
72. Мухина В.С. Современное самосознание народностей Севера//Психологический журнал. - 1988. - Т.9. - №4. - С.44-53.
73. Нерадовский В.Х. Личностно-ориентированное обучение и развитие мыслительной деятельности корякских школьников. - М., 1997. -200с.
74. Огрызко И.И. Очерки истории сближения коренного и русского населения Камчатки. (Конец XVII - нач. XX в.)/Под ред. И.С.Вдовина. - Л., 1973. - 192с.
75. Орлова Е.П. Ительмены. Историко-этнографический очерк/Отв. ред. Ч.М. Таксами. - СПб., 1999. - 200с.
76. Платонов Ю.П. Этническая психология. - СПб., 2001. - 320с.
77. Пономаренко А.К. Древняя культура ительменов Восточной Камчатки. - М., 1985. - 235с.
78. Поршнев Б.Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания. М.: Наука, 1973. - 15с.
79. Постановление о Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации от 24 марта 2000 г.//Северные просторы.
- 2000. - №1. - С.63.
80. Почебут Л.Г. Этнические факторы развития личности//Введение в этническую психологию/Под ред. Ю.П. Платонова. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1995. - С. 3-45.
81. Семушкин Т. Чукотка. - М., 1954. - 193с.
82. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. Учеб. Пособие. - СПб., 1999. - 203с.
83. Ситарам К.С., Когделл Р.Т. Основы межкультурной коммуникации//Человек. 1992. №2 С. 51-64, №3 С. 60-68, №4 С. 106-116, №5 С. 100-107.
84. Слюнин Н.В. Охотско - Камчатский край. Естественно -историческое описание. - СПб., 1900. - Т.1. - 550с.
85. Современная зарубежная этнопсихология./Под ред. С.А. Арутюнова и др. - М., 1979. - 469с.
86. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. - 389с.
87. Социальная маргинальность: характеристика основных концепций и подходов в современной социологии (обзор)/ /Общественные науки за рубежом: РЖ. Серия 11. Социология. 1992. №2.
88. Старкова Н.К. Ительмены. Материальная культура XVIII - 60-е годы
XX века. Этнографические очерки. - М., 1976. - 168с.
89. Стебницкий С.Н. У коряков на Камчатке. - М., 1931. - 60с.
90. Стеллер Г.В. Описание земли Камчатки. - Петропавловск-
Камчатский, 1999. - 288с.
91. Стефаненко Т.Г. Адаптация к новой культурной среде и пути ее оптимизации//Введение в практическую и социальную психологию. Учеб. пособ. для высших учеб. заведений./Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. - М.,1996. - С.167-185.
92. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Институт психологии РАН, 1999. - 320с.
93. Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы
этнопсихологического исследования: Спецпрактикум по социальной
психологии. - М.: МГУ, 1993. - 80с.
94. Сусоколов А. А. Непосредственное межэтническое общение и установки на межличностные контакты//Советская этнография. - 1973. -№5. - С.73-78.
95. Сухарев А. В. Этническая функция культуры и психические расстройства//Психологический журнал. - 1996. - Т.17. - №2. - С.129-136.
96. Сухарев В.А., Сухарев М.В. Психология народов и наций. - Донецк, 1997. - 400с.
97. Титова Т.А. Этническое самосознание в национально-смешанных семьях (по материалам русско-татарских семей г. Казани). - Автореф. дисс. канд. истор. наук. - Казань, 1995. - 18с.
98. Фролова А.Н. Этнопедагогика детства коренных народов Северо-Востока России. - Магадан: Кордис, 2001. - 231с.
99. Хаховская Л.Н. Во что играли в детстве эвены//Колымский тракт. -1999. - №25. - С.6-9.
100. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. - СПб.: Алетейя, 2000. -240с.
101. Чесноков Ю.В. К вопросу о социализации детей у коряков-оленеводов//Взаимосвязь социальных и этнических факторов в современной и традиционной культуре. - М., 1983. - С.202-206.
102. Чесноков Ю.В. Некоторые аспекты традиционного воспитания детей в культуре оленных чукчей и коряков //Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Сб. ст./АН СССР, Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. - Л., 1988. - С.140-151.
103. Шабурова О.А. Воспитание в нанайской семье середины XIX -начала XX вв. - Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Якутск, 2000. - 19с.
104.Широкогоров С. М. Этнос: Исследование основных принципов
изменения этнических и этнографических явлений. - Шанхай, 1923. -132с.
105. Шихирев П.Н. Проблемы исследований межгрупповых отношений//Психологический журнал. 1992. Т.13. №1. C. 34-55.
106. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию//Шпет Г.Г. Психология социального бытия. - М. - Воронеж, 1996. - С.261-372.
107. Штейнталь Г., Лацарус М. Мысли о народной психологии. - СПб., 1865. - 227с.
108.Шульга Н.А. Личность и этнос/Ин-т социологии АН Украины. -Киев, 1992. - 498с.
109. Эйбл-Эйбесфельд. Поведение детей: культуры народов косан,
янемалии, химба и эйпо // Культуры. 1982 №4, с. 5-29.
110.Эриксон Э. Детство и общество. - СПб., 1996. - 592с.
111. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996. - 344с.
112. Этнография детства. Традиционные методы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии/Н. А. Бутинова, И.С. Кона. - М., 1992. - 188с.
113.Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии/Отв. ред. И.С. Кон. - М.: Наука, 1983. - 232с.
114.Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Передней и Южной Азии/Отв. ред. И.С. Кон. - М.: Наука, 1983. - 192с.
115.Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Южной и Юго-Восточной Азии/Отв. ред. И.С. Кон, А.М. Решетов. - М.: Наука, 1988. - 191с.
116. Этнопсихологический словарь./ Под ред. В.Г. Крысько. - М., 1999.- 343с.