СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ
УДК 378
Е. Н. Плахутина
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА
Рассмотрены вопросы роли учебно-методических комплексов в формировании информационного пространства вуза. Раскрыта взаимосвязь понятий «информация», «информационное пространство», «информационные ресурсы» и «учебнометодический комплекс».
Ключевые слова: информация, информационное пространство, информационные ресурсы, учебно-методический комплекс
The author has considered the roles of training-methodical complexes in forming information space of Higher Educational Institution. She has discovered interrelation between the notions "information", "information space", "information resources" and "training-methodical complex".
Keywords: information, information space, information resources, training-methodical complex
Формирование информационного пространства вуза необходимо рассматривать в ракурсе педагогической деятельности, которая обуславливает специфику используемых информационных ресурсов, исходя из цели и задач высшего профессионального образования. В данном контексте необходимым условием формирования информационного пространства является учебно-методическое обеспечение, требования к которому повышаются вследствие реформирования высшего профессионального образования. Для эффективного извлечения знаний из информации необходима «организационность» и «упорядоченность» последней [4, с. 13], что является причиной применения комплексного подхода к учебно-методическому обеспечению. По определению В. Г. Афанасьева, «комплексность» есть специфическая форма конкретизации системности» [2, с. 48]. Комплексный подход к объектам позволяет выделить в научном знании о них такой элемент знания, как комплекс. Можно определить следующую специфичную характеристику комплекса - наличие множества элементов, осуществляющих внутриком-плексные взаимодействия, которые определены ядром комплекса с целью реализации внешних задач объекта. Управляющий компонент играет важную роль при формировании согласованности всех компонентов и элементов.
Учебно-методическое обеспечение основных образовательных программ выделено как одно из основных условий, определяющих качество подготовки специалистов. Осенью 2005 г. были утверждены показатели деятельности и критерии государственной аккредитации высших учебных заведений (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 сентября 2005 г. № 1938), среди которых указана 100 % обеспеченность учебных дисциплин основных образовательных программ учебно-методическими комплексами (УМК). Введение этого пункта привело к тому, что во многих ву-
зах стали разрабатываться учебно-методические комплексы по дисциплинам.
Учебно-методический комплекс в широком понимании - это совокупность всех образовательных информационных ресурсов (планов, программ, методик, учебных изданий и т. д.). При конкретизации учебно-методический комплекс по дисциплине является необходимым набором информационных ресурсов для преподавания и изучения данной дисциплины. Из вышесказанного следует, что в вузе формируются разные уровни учебной информации. Данное положение соотносится с концепцией информационного пространства Т. Ф. Берестовой [4].
Рассмотрение вопросов создания и использования учебно-методических комплексов в рамках концепции информационного пространства (Т. Ф. Берестова [Там же], Г. Б. Паршукова [8]) обуславливает раскрытие таких понятий, как информация, информационное пространство, информационные ресурсы.
Ни одно из имеющихся на сегодняшний день определений понятия информация не является общепринятым. К числу работ, посвященных серьезному рассмотрению этого понятия, относится серия публикаций А. В. Соколова [10-13], который выделяет три типа информации: биологическую, семантическую и машинную. Каждый тип информации представляет собой идеально-материальное единство, т. е. единство смыслового содержания (значения) и материальной формы (амбивалентность), соответствующее субстратам (субстрат - это неделимая и элементарная частица, обладающая основными свойствами данной реальности) и хронотопам (времени и пространству) реальности данного типа. Семантическая информация служит для отражения познавательных, коммуникационных, творческих процессов в психосфере, социальной или духовной реальности. В качестве ее носителей выступают естественно возникшие невербальные сигналы и устная речь, а также искусственно созданные письменные и печатные
37
документы. Используя философский подход, автор сформулировал следующее сущностное определение: семантическая информация - амбивалентный феномен, выражающий духовные смыслы в коммуникабельной знаковой форме. Семантическая информация - основа формирования информационного пространства вуза, которое является результатом инфопроцесса через создание информации (духовный аспект), развитие форм ее сохранения и средств передачи (материальный аспект) [6].
Общепринятого определения информационного пространства несмотря на многочисленные работы по данной теме (Т. Ф. Берестова [4], В. С. Тоискин, В. В. Красильников [15] и др.) нет. Т. Ф. Берестова предлагает следующую дефиницию, на которую мы будем опираться в дальнейшем: «Информационное пространство - это материально'-духовный конструкт, обеспечивающий сосуществование и взаимодействие вербальной и документальной коммуникации» [4]. Из определения видно, что информационное пространство наследует амбивалентность информации, т. е. ее материально-идеальную природу.
Понятия информационные ресурсы и информационное пространство связаны генетически, так как у информации есть свойство инструментальности, вспомогательности [4]. Информационные ресурсы являются «непосредственным продуктом интеллектуальной деятельности», который представляет собой информацию [5, с. 29].
Термин информационные ресурсы не имеет однозначного толкования, а его дефиниции отражены в работах А. Б. Антопольского [1], Т. В. Майстрович [7], Ю. Н. Столярова [14] и др. Однозначность толкования не была достигнута даже после его фиксации в официальных и нормативных документах: федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», ГОСТе 7.0-99 «Информационно-
библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения».
В соответствии с ГОСТом 7.0-99 информационные ресурсы представляют собой «совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации». Здесь же дано определение данных как «информации, обработанной и представленной в формализованном виде для дальнейшей обработки», которая подразумевает совокупность операций, связанных с хранением, поиском, анализом, оценкой, воспроизведением информации с целью представления ее в виде данных, удобных для использования потребителями. Государственный стандарт 7.0-99 дефинирует документные ресурсы как «вид информационных ресурсов, представляющий совокупность отдельных документов в информационных системах», что определяет их как частный случай информационных ресурсов.
В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» дано следую-
щее определение понятию информационные ресурсы: это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, банках данных, других информационных системах). Как следует из приведенного в законе определения, информационные ресурсы понимаются как отдельные документы, так и массивы документов с зафиксированной на них информацией. Определение документа дано в ГОСТе 7.60-2003: «зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать».
Ряд авторов считает, что понятие информационные ресурсы является наиболее общим. А. Б. Ан-топольский пишет, что «понятие информационные ресурсы является более широким, поскольку в реальном употреблении к нему могут относиться самые разные информационные объекты» [1], что приводит к необходимости существенных уточнений в каждом конкретном случае его применения. Исследователь признает, что «информационные ресурсы могут представлять собой либо документы <...>, либо массивы документов», но затрудняется признать, что же является документом в информационном пространстве: сервер, сайт, директория, страница или ссылка. Т. В. Майстрович также придерживается мнения, что термин информационный ресурс включает в себя всю информацию, циркулирующую в обществе [7]. Ю. Н. Столяров, опираясь на термин данные, рассматривает возможность существования недокументных ресурсов, которые входят в информационные [14].
В соответствии с носителем информации выделяют традиционные (печатные) и электронные ресурсы, при этом все они относятся к информационным. О том, что электронные ресурсы органично входят в информационные, писала Т. А. Бахтурина [3]. Ю. Н. Столяров говорит об электронных ресурсах как об одном из видов документных [14].
Мы предлагаем использовать в данном термине дополнительное смысловое слово - образовательные, указывающее на сферу применения информационных ресурсов. В вузе формируются и используются информационные ресурсы разного характера (например, бухгалтерская информация), но при этом совокупность всех ресурсов (образовательных и пр.) позволяет говорить об информационном пространстве вуза.
В настоящей статье, говоря об информации, мы подразумеваем семантическую и машинную информацию (А. В. Соколов). В ГОСТе 7.0-99 дана следующая дефиниция: «информация - сведения, воспринимаемые человеком и (или) специальными устройствами как отражение фактов материального или духовного мира в процессе коммуникации, то есть управляемой передачи информации между двумя или более лицами и (или) системами». Опираясь на данное определение и работы А. В. Соколова, предлагается
38
следующая дефиниция: информационные образовательные ресурсы - совокупность семантической и/или машинной информации, организованная для эффективного учебного процесса. Учебный процесс в данном случае представляет собой коммуникацию. Использовать другие термины (документ, издание) для обозначения одного конкретного ресурса правомерно при его соответствии этим понятиям.
Для того чтобы раскрыть, на каком уровне происходит формирование информационного пространства вуза, необходимо рассмотреть иерархию информационного пространства. Оно строится на основе иерархии и структуризации, поэтому как особые целостности возникают территориальные, ведомственно-отраслевые и другие виды информационного пространства [4, с. 19]. Информационное пространство можно представить в виде иерархических уровней: в вузе в качестве уровней могут выступать структурные подразделения (кафедры, факультеты). Единство информационного пространства должно быть обеспечено за счет взаимодействия информационных ресурсов, в противном случае их разно-уровневость приведет к раздробленности и фрагментарности. Успешное функционирование информационного пространства становится возможным только в том случае, если между его разновеликими и разнонаправленными частями существуют надежные и прочные связи, в информационном пространстве вуза эти связи формируются на уровне учебнометодического комплекса. Проблема обеспечения единства информационного пространства - это проблема управляющего субъекта. Конкретизируя данные положения для сферы высшего профессионального образования, можно утверждать, что процессы создания, выпуска и использования учебнометодических комплексов, которые состоят из информационных ресурсов, формируют в вузе информационное пространство.
В пользу целесообразности формирования иерархии информационных ресурсов говорит ее апробация в сфере высшего профессионального образования, о чем свидетельствуют конкретные разработки и работы (например, статья А. А. Сазонова «УМК - на всех уровнях» [9]). Учитывая специфику
высшей школы, можно представить комплексное учебно-методическое обеспечение по уровням в виде схемы (см. рис.).
Изменение состава комплекса, например введение новых информационных ресурсов, приводит не только к необходимости переработки сложившегося ранее комплекса, но и к существенным изменениям в методике преподавания учебного материала и его изучения студентами. Взаимосвязь, существующая между компонентами учебно-методического комплекса, не позволяет однозначно решать задачу по его созданию и совершенствованию. Таким образом, целью разработчиков и авторов является создание учебно-методического комплекса, приближенного к оптимальному. Для достижения этой цели решается ряд задач:
- предварительно изучаются дидактические возможности информационных ресурсов, которые применяются или могут быть применены в ближайшем будущем в учебном процессе высшей школы, намечаются информационные ресурсы, представляющие интерес для данной дисциплины, и оцениваются их возможности;
- тщательно анализируются информационные ресурсы, применяемые в практике обучения дисциплине. Целью такого анализа является выявление уровня научного содержания, заключенного в информационный ресурс, составляющих основу лекционного курса и обеспечивающих самостоятельное изучение его студентами, и определение дидактической обоснованности каждого из используемых информационных ресурсов в целом.
Эффективность комплексного учебно-методического обеспечения обусловлена редакционноиздательской подготовкой, а также во многом зависит от условий его использования в учебном процессе. Это вызывает необходимость рассмотреть роль библиотеки как структурного подразделения вуза, предоставляющего доступ к информационным ресурсам. Интегрирование вузовских библиотек в информационное пространство вузов ставит перед ними качественно новые организационные и управленческие задачи (в частности, по организации работы, связанной с использованием УМК).
Преподаватель
<
<
УМК
по
циклам
дисци-
плин
УМК
по
кон-
крет-
ной
дисци-
плине
Рис. Схематическое представление учебно-методического обеспечения в вузе
5
а
39
1. Антопольский, А. Б. Информационные ресурсы России / А. Б. Антопольский. - М.: Либерея, 2004. - 423 с.
2. Афанасьев, В. Г. Системность и общество / В. Г. Афанасьев. - М.: Изд-во полит. лит., 1980. - 368 с.
3. Бахтурина, Т. А. Проблемы взаимосвязи международной и национальной терминосистем в области электронных ресур-
сов / Т. А. Бахтурина // Науч. и техн. б-ки. - 2001. - № 6. - С. 99-106.
4. Берестова, Т. Ф. Информационное пространство библиотеки / Т. Ф. Берестова. - М.: Либерея, 2007. - 240 с.
5. Берестова, Т. Ф. Общедоступная библиотека как часть информационного пространства: теоретико-методологические аспекты / Т. Ф. Берестова. - Челябинск, 2004. - 461 с.
6. Берестова, Т. Ф. Электронная библиотека как инструмент создания единого информационного пространства / Т. Ф. Берестова // Вестн. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - 2009. - № 4 (20). - С. 6-12.
7. Майстрович, Т. В. Электронный документ в библиотеке / Т. В. Майстрович. - М.: Либерея, 2007. - 144 с.
8. Паршукова, Г. Б. Информационно-библиотечная среда образовательного пространства региона (на примере Новосибирской области) / Г. Б. Паршукова. - Новосибирск, 2004. - 224 с.
9. Сазонов, А. А. УМК - на всех уровнях / А. А. Сазонов // Вестн. высш. шк. - 1982. - № 6. - С. 32-33.
10. Соколов, А. В. Информатические опусы. Опус 6. Виртуализация информационного мира: бренд или новая реальность? / А. В. Соколов // Науч. и техн. б-ки. - 2011. - № 5.
11. Соколов, А. В. Информатические опусы. Опус 2. «Информационные очки» как эпистемологический инструмент / А. В. Соколов // Науч. и техн. б-ки. - 2010. - № 10.
12. Соколов, А. В. Информатические опусы. Опус 3. Онтология информации. Типы реальностей и типы информации / А. В. Соколов // Науч. и техн. б-ки. - 2010. - № 11.
13. Соколов, А. В. Информатические опусы. Опус 5. Природа и сущность информации / А. В. Соколов // Науч. и техн. б-ки. - 2011. - № 2.
14. Столяров, Ю. Н. Документный ресурс: учеб. пособие / Ю. Н. Столяров. - М.: Либерея, 2001. - 152 с.
15. Тоискин, В. С. Антропологический аспект проектирования информационного пространства единого педагогического комплекса: моногр. / В. С. Тоискин, В. В. Красильников. - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. - 164 с.
Сдано 29.06.2011
40