Научная статья на тему 'Учебно-методические материалы к лекции «Самоопределение философии в концепции Мартина Хайдеггера»'

Учебно-методические материалы к лекции «Самоопределение философии в концепции Мартина Хайдеггера» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1291
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ФИЛОСОФСТВОВАНИЕ / МЫШЛЕНИЕ / БЫТИЕ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PHILOSOPHY / PHILOSOPHIZING / THINKING / BEING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Полякова Наталья Борисовна

В статье рассматривается самоопределение философии, которое, по мнению Мартина Хайдеггера, оказывается единственным способам и возможностью понимания её сущности. Обращение к «иным» смыслам, пространствам знания не позволяет ухватить философию как самоосновное знание. На примере науки демонстрируется не-сравнимость философии. Автором выделяются варианты определивания философии: парадоксальный и тавтологический, и/или апофатический и катафатический. Анализ «естества» как диалогическое обращение философии к самой себе через вопрос: «Философия есть?» позволяет обнаружить постоянно возобновляющееся философское знание. Философия как философствование разворачивается через конституирование самодостаточного бытия философии во времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Полякова Наталья Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING AND LEARNING MATERIALS OF THE LECTURE “SELF-DETERMINATION OF PHILOSOPHY IN MARTIN HEIDEGGER'S CONCEPTUAL STRUCTURES”

This paper discusses self-determination of philosophy, which, as M. Heidegger supposed, is the only way of understanding its essence. Using “other” meanings from different spheres of knowledge could not present philosophy as knowledge based on itself. Trying to compare philosophy with science, the author shows its principal incomparability. Paradoxical and tautological ways that present the limits of philosophy are described. Analysis of "nature" as a dialogic address of philosophy to itself through the question "Does philosophy exist?" reveals constantly renewing philosophical knowledge. Philosophizing is a self-contained definition of philosophy in the space of time.

Текст научной работы на тему «Учебно-методические материалы к лекции «Самоопределение философии в концепции Мартина Хайдеггера»»

_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_33^

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2016. Т. 26, вып. 4

УДК 1:37.016 (045)

Н.Б. Полякова

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИИ

«САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В КОНЦЕПЦИИ МАРТИНА ХАЙДЕГГЕРА»

В статье рассматривается самоопределение философии, которое, по мнению Мартина Хайдеггера, оказывается единственным способам и возможностью понимания её сущности. Обращение к «иным» смыслам, пространствам знания не позволяет ухватить философию как самоосновное знание. На примере науки демонстрируется несравнимость философии. Автором выделяются варианты определивания философии: парадоксальный и тавтологический, и/или апофатический и катафатический. Анализ «естества» как диалогическое обращение философии к самой себе через вопрос: «Философия есть?» - позволяет обнаружить постоянно возобновляющееся философское знание. Философия как философствование разворачивается через конституирование самодостаточного бытия философии во времени.

Ключевые слова: философия, философствование, мышление, бытие, самоопределение.

Определение философии как понимание ее смысла требует включения в сам процесс построения философской мысли погружение в философствование. «Спрашивая: что это такое - философия? - мы говорим о философии. Таким образом, мы явно пребываем над философией, т. е. вовне. Однако цель нашего вопроса - войти в философию, обосноваться в ней, вести себя в согласии с нею, т. е. "философствовать". Ход нашей беседы поэтому не просто должен иметь ясное направление, но ее направление должно одновременно гарантировать, что мы движемся внутри философии, а не вне ее и не вокруг» [3. С. 113-114].

М. Хайдеггер проясняет необходимость такого исследования философии в работах «Основные понятия метафизики» и «Что такое философия?». Он последовательно доказывает, что философия, определяемая через «иное» [1. С. 162-166], а именно: науку, мировоззрение, искусство, религию, историю, - не позволяет содержательно её представить. Но только лишь определить внешние границы философии как ещё одного пространства знания.

Так, определение «философия - это наука» подразумевает, что философия сравнивается с нефилософией. Философия как наука требует определения предмета исследования. Чтобы определить предмет науки необходимо, во-первых, зафиксировать, какие объекты, процессы, область бытия или сознания она изучает; во-вторых, определить направления развития науки; в-третьих, уточнить границы изменения предмета науки. Выход за пределы будет характеризоваться как не-наука. Философия оказывается за пределами науки, так как рассматривает бытие в целом, а не в частях; кроме того, саму философию наука не изучает. Поэтому философия не является наукой. «Философия как абсолютная наука - высокий, непревосходимый идеал. Так кажется. И все-таки, возможно, измерение ценности философии идеей науки есть уже фатальнейшее принижение ее подлиннейшего существа» [2. С. 23].

Если философия - это наука, тогда философия определяется через не-философию. Это парадокс. «Философия - это не-философия», то есть определение строится через отрицание, или иначе в данном случае конструирование понятия опирается на парадоксальный апофатический способ построения дефиниции. Такой способ определения не раскрывает сути самой философии, процесса философствования, поэтому М. Хайдеггер говорит о необходимости обратиться к самой философии для её определения, то есть использовать тавтологический или катафатический способ построения понятия. Согласно этому подходу, «философия = философия». Определение строится через утверждение. Философия утверждает саму себя. М. Хайдеггер пишет: «...она не поддается определению через что-то другое, а только через саму себя и в качестве самой себя - вне сравнения с чем-либо, из чего можно было бы добыть ее позитивное определение. В таком случае философия есть нечто самостоятельное, последнее» [2. С. 24].

Во-первых, в возможно конструировать дефиницию так: «философия - это философия». «Это» всегда указывает на определенность существования. Определение - это вырисовывание предела или границы. Поэтому через «это» философия ограничивается, определяется. Философия, поскольку определяется либо о-пределивается, постольку является целым, определенным. Если начинаем выстраивать высказывание и пытаемся определить философию через что-то другое, то мы выходим за пределы философского знания, то есть говорим о не-философии. Получается, что говорить, что философия «это», значит определять её через то, что не является философией. «Это» является указанием на что-то, значит до «этого» философии нет, но и после «этого» её тоже нет. Она есть, существует в точке «это», что бессмысленно, то есть указывать на философию как на некую вещь мы не можем, это бессмысленно.

34

Н.Б. Полякова

2016. Т. 26, вып. 4 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Во-вторых, тавтологическое определение может утверждаться как «философия есть философствование». Определение строится посредством «есть», как утверждением её бытия. Рассмотрим категорию «есть с трёх позиций. 1) «Есть» значит существует. Существование есть неограниченная способность быть, т.е. оно не ограничено ничем, кроме себя самого. Значит, есть самоосновное, ничем не ограниченное Бытие Философии. Также, существование предполагает процесс, то есть способность дле-ния во времени. Значит, философия существует во времени, иначе, мы можем говорить о Бытии Философии во Времени. 2) Форма глагола «есть» указывает на настоящее время. «На-стоящее», т.е. стоит на своей основе, самоосновно и самодостаточно. Значит, Бытие Философии во Времени Самоосновно. 3) Философия посредством «есть» обращается к самой себе. Обращение - это форма разговора или диалог. Диалог подразумевает «вопрос-ответ». «Философия есть?», «Я есть?». Поскольку философия спрашивает у себя, постольку обращение к себе происходит через личное объяснение. Философия своим вопросом втягивает спрашивающего в собственное бытие. Философ есть точка, через которую философия задает вопрос самой себе. Это предельный вопрос, на который ищет ответа философия: «Я есть?». Этот вопрос отправляет спрашивающего за границы его существования.

Возможны два варианта ответа. Ответ «да» - это возврат в обыденное существование, когда мне ничего не угрожает, мне нет смысла рассуждать. Это означает быть «дома»: «Повсюду быть дома - что это значит?, - пишет М. Хайдеггер. - Не только здесь и там, и не просто на каждом месте, на всех подряд, но быть дома повсюду значит: всегда и, главное, в целом. Это "в целом" и его целое мы называем миром. Мы существуем, и пока мы существуем, мы всегда ожидаем чего-то. Нас всегда зовет Нечто как целое. Это "в целом" есть мир» [3. С. 28-29]. Ответ «нет» - это риск, я ставлю себя на границы существования и начинаю размышлять. Отвечая, я выхожу за границы собственного существования, того, что мне знакомо, известно, знаемо. Здесь существование есть знание. Благодаря вопросу я расширяю сферу своего собственного существования, благодаря мышлению я отвечаю на вопрос, задавая его снова. Таим образом, бытие философии есть бесконечный диалог с собой по поводу сущности или смысла собственного существования.

Философия существует сама по себе и для самой себя, поэтому философия есть самоконструирование, которое выражается в некоторых концептах, рассуждающих о бытии. Философия есть предельно общее дефиниция, оно может включать в себя понятия «наука», «общество», «человек» и другие как

частные случаи, то есть такие категории, через которые она раскрывает свою суть, свой смысл.

* * *

1. Бушмакина О.Н. Учебно-методические материалы к лекции «Проблема определения философии и выделения её предмета» // Вестн. Удм. ун-та / Целостный человек: факторы формирования. 2000. № 8. С. 158-167.

2.Хайдеггер М. Основные понятия метафизики. Мир - конечность - одиночество. СПб.: Владимир Даль, 2013. 592 с.

3. Хайдеггер М. Что это такое - философия? // Вопросы философии. 1993. № 8. С. 113-123.

Поступила в редакцию 07.11.16

N.B. Polyakova

TEACHING AND LEARNING MATERIALS OF THE LECTURE "SELF-DETERMINATION OF PHILOSOPHY IN MARTIN HEIDEGGER'S CONCEPTUAL STRUCTURES"

This paper discusses self-determination of philosophy, which, as M. Heidegger supposed, is the only way of understanding its essence. Using "other" meanings from different spheres of knowledge could not present philosophy as knowledge based on itself. Trying to compare philosophy with science, the author shows its principal incomparability. Paradoxical and tautological ways that present the limits of philosophy are described. Analysis of "nature" as a dialogic address of philosophy to itself through the question "Does philosophy exist?" reveals constantly renewing philosophical knowledge. Philosophizing is a self-contained definition of philosophy in the space of time.

Keywords: philosophy, philosophizing, thinking, being.

Полякова Наталья Борисовна,

доцент, кандидат философских наук,

доцент кафедры философии и гуманитарных дисциплин

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6) E-mail: midies@mail.ru

Polyakova N.B.,

Candidate of Philosophy, Associate Professor Udmurt State University

426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/6 E-mail: midies@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.