Научная статья на тему 'Учебно-методические аспекты создания учебника иностранного языка для обучающихся неязыковых вузов'

Учебно-методические аспекты создания учебника иностранного языка для обучающихся неязыковых вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АГРАРНЫЕ ВУЗЫ / УЧЕБНИК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ / СОДЕРЖАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / МОДЕЛЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / AGRARIAN UNIVERSITIES / FOREIGN LANGUAGE TEXTBOOK / FOREIGN LANGUAGE EDUCATION / CONTENT OF FOREIGN LANGUAGE EDUCATION / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF HIGHER EDUCATION / PRINCIPLES OF TEACHING / COMPETENCE / EDUCATIONAL PROCESS MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Ольга Николаевна, Калугина Юлия Владимировна

Статья посвящена вопросам языкового образования в неязыковых вузах. В ней подчеркивается особенность настоящего момента появление множества конкретных предложений по решению проблемы, как организационных, так и методических. Особое внимание уделяется учебнику нового поколения как основному звену учебновоспитательного процесса, при этом мотивируется целесообразность создания учебника не для каждого отдельного направления подготовки, а единого для неязыковых вузов. Основой такого подхода служат требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования к единству формируемых компетенций и положение о приоритетном развитии личности обучаемых. Описывается опыт работы кафедры иностранных языков Башкирского государственного аграрного университета по авторскому учебнику «Английский язык для студентов аграрных вузов»; представлены его содержание и структура, описаны принципы построения и цели использования; приведены методические рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Acadamic and Methodological Aspects of Creating a Foreign Language Textbook for Students of Non-Linguistic Universities

The article is devoted to the issues of language education in non-linguistic universities. It emphasizes the peculiarity of the present moment the appearance of numerous specific proposals to address the problem, both organizational and methodological. Special attention is paid to the textbook of the new generation as the main link of the educational process. The authors give reasons for the expediency of creating a textbook not for each particular major, but a unified one for non-linguistic universities. The basis for this approach is the requirements of the Federal State Educational Standard of Higher Education for the unity of the competencies formed and the regulation on the priority personality development of the trainees. The work experience of the Department of Foreign Languages of Bashkir State Agrarian University with the author’s textbook “English for students of agrarian universities” is described; its content and structure are presented, the strategy and the purpose of use are stated; the methodical recommendations are given.

Текст научной работы на тему «Учебно-методические аспекты создания учебника иностранного языка для обучающихся неязыковых вузов»

УДК 372.881.1+378.131.1 ББК 74.58

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ

УЧЕБНИКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ

| О.Н. Новикова, Ю.В. Калугина

Аннотация. Статья посвящена вопросам языкового образования в неязыковых вузах. В ней подчеркивается особенность настоящего момента — появление множества конкретных предложений по решению проблемы, как организационных, так и методических. Особое внимание уделяется учебнику нового поколения как основному звену учебно-воспитательного процесса, при этом мотивируется целесообразность создания учебника не для каждого отдельного направления подготовки, а единого для неязыковых вузов. Основой такого подхода служат требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования к единству формируемых компетенций и положение о приоритетном развитии личности обучаемых. Описывается опыт работы кафедры иностранных языков Башкирского государственного аграрного университета по авторскому учебнику «Английский язык для студентов аграрных вузов»; представлены его содержание и структура, описаны принципы построения и цели использования; приведены методические рекомендации.

101

Ключевые слова: аграрные вузы, учебник иностранного языка, образование в области иностранных языков, содержание иноязычного образования, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, принципы обучения, компетенции, модель учебного процесса.

ACADAMIC AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF CREATING A FOREIGN LANGUAGE TEXTBOOK FOR STUDENTS OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES

I O.N. Novikovа, Yu.V. Kalugina

Abstract. The article is devoted to the issues of language education in non-linguistic universities. It emphasizes the peculiarity of the present moment — the appearance of numerous specific proposals to address the problem, both organizational and methodological. Special attention is paid to the textbook

of the new generation as the main link of the educational process. The authors give reasons for the expediency of creating a textbook not for each particular major, but a unified one for non-linguistic universities. The basis for this approach is the requirements of the Federal State Educational Standard of Higher Education for the unity of the competencies formed and the regulation on the priority personality development of the trainees. The work experience of the Department of Foreign Languages of Bashkir State Agrarian University with the author's textbook "English for students of agrarian universities" is described; its content and structure are presented, the strategy and the purpose of use are stated; the methodical recommendations are given.

Keywords: agrarian universities, foreign language textbook, foreign language education, content of foreign language education, Federal state educational standard of higher education, principles of teaching, competence, educational process model.

102

Вопрос о проблемах языкового образования в вузах представляется более чем актуальным в силу все возрастающей роли компонента «Иностранный язык» в модели выпускника высшего учебного заведения. Следует отметить изменение педагогического дискурса по означенной теме — переход от описания ситуации с иноязычным образованием в целом к реальным предложениям по улучшению этого состояния. При этом четко выделяются два взаимосвязанных направления: учебно-организационное — «борьба» за увеличение аудиторной нагрузки, оптимизацию распределения занятий по курсам и семестрам — и учебно-методическое — освоение инновационных подходов, предлагаемых Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), среди которых и разработка учебников нового поколения.

Постулат о том, что учебник является основным звеном учебно-воспитательного процесса, сегодня рассматривается в проблемном ракурсе.

Большинство методистов и практиков выступают за создание учебников по отдельным специальностям, мотивируя свою точку зрения невозможностью объединить материалы для сотен направлений подготовки и сосуществованием множества педагогических и методических подходов и авторских концепций (С.А. Волкова, Г.И. Демкова, Ю.В. Пасько, М.В. Се-мышев, Е.А. Успенская и др.). Однако можно обосновать целесообразность единого учебника для неязыковых вузов или для вузов конкретной направленности подготовки — медицинских, аграрных, военных и т.п. Такой учебник должен быть ориентирован «на ключевые, а не предметные компетенции в процессе изучения иностранного языка, поскольку именно они лежат в основе педагогической работы по иностранному языку как наиболее универсальные» [1]; он будет начинаться с повторительно-обобщающего курса «общего языка», за которым последует профессионально ориентированный язык; в процессе работы по учеб-

нику будут активно использоваться мультимедийные средства и будет представлена социокультурная информация [1; 2]. Раскрывая содержание и структуру единого учебника, Ж.Л. Витлин указывает также и пути расширения лексико-грамматиче-ского и лингвострановедческого минимумов [2].

Идея универсализации заложена в самих ФГОС 3+, согласно которым выпускник уровня бакалавриата (а речь идет об этом уровне образования) должен быть способным решать задачи межличностного и межкультурного взаимодействия, как в устной, так и в письменной формах на русском и иностранном языке [3]; требуемая компетенция относится к общекультурным. Обладание «готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности» формируется на уровне магистратуры и представляет собой одну из общепрофессиональных компетенций (так же — на уровне специалитета) [4].

Дисциплина «Иностранный язык» в аграрных вузах сегодня обеспечивается профессионально ориентированными учебниками по отдельным специальностям и направлениям подготовки, количество и названия которых изменчивы. Исходя из сложившейся ситуации и основываясь на опыте работы, авторы данной статьи приходят к выводу о необходимости разработки единого учебника для вуза. Объединяющей идеей учебника является утверждение современной философии образования о приоритетном развитии личности обучающегося: «личностные результаты изучения предмета стоят на первом месте, на втором —

метапредметные, а предметные—уже на третьем» [5, с. 5].

Уже многие годы кафедра иностранных языков Башкирского ГАУ в своей образовательной деятельности строит учебный процесс таким образом, чтобы перенести акцент на активную мыслительную, интеллектуальную, организационную и поисковую работу обучающихся, для оформления которой требуется владение определенными языковыми средствами.

Основными дидактическими и методическими принципами работы выступают:

• принцип преемственности, который предусматривает опору на существующие знания и умения; разный уровень языковой подготовки обучающихся учитывается при составлении заданий и упражнений и отборе материала;

• принцип научности — использование в учебном процессе научно обоснованного учебного материала (тексты и задания верифицированы); предлагаемая информация актуальна, научно и практически значима;

• принцип доступности заключается в том, что содержание и формы обучения соответствуют возрасту и уровню общего интеллектуального развития студентов, что позволяет создавать задания проблемного и творческого характера;

• принцип наглядности обусловлен необходимостью формирования у студентов понятий и представлений посредством комплексного чувственного восприятия изучаемых явлений и предметов, что способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, повышению их мотивации и, как следствие, более эффективному усвоению материала;

103

• принцип сознательности предполагает, что задания ориентированы на студента как на личность, которая уже имеет определенный жизненный опыт, знания и убеждения. Целью заданий является развитие личности обучаемого через изучаемую дисциплину.

Описанные принципы легли в основу учебника «Английский язык для студентов аграрных вузов» [6], определяют структуру юнитов (учебных блоков) и систему заданий и упражнений.

Содержание Части 1 учебника отражает основные стороны жизни молодого человека — студента и нацелено на обеспечение базовых знаний и умений по дисциплине.

Для того чтобы настроить обучающихся на занятие английским языком, в начале каждого юнита представлены несложные игровые, творческие задания (Warming Up, IceBreakers) и вопросы по теме, которые обсуждаются с опорой на языковые и фоновые знания, имеющиеся у обучаемых. Текст выступает основной 1ПЛ дидактической единицей юнита. 104 Для развития навыков чтения и говорения по теме (как лексических, так и грамматических) предусмотрены предтекстовые и послетекстовые задания и упражнения, которые включают составление интеллект / ментальных карт, изучение и составление диалогов, сопоставление информации по принципу «верно / неверно», ответы на вопросы, составление логических цепочек, анализ конкретных ситуаций / решение кейсов (case-study), обсуждение проблемных тем, разработку и защиту проектов, подготовку выступлений, написание эссе.

Тексты юнитов разноплановы. Они отличаются по стилю и жанру. Это по-

зволяет выходить за рамки текста и делает возможным работу над ним как над объектом социокультурного и литературоведческого анализа, формируя мировоззренческие позиции обучаемых, расширяя их кругозор.

Авторы проводят четкое различие между такими видами учебных задач, как упражнения и задания. Под упражнением понимается учебная задача с полной или частичной заданностью речевых функций и языковых средств, прогнозируемо-стью ответа; задание — учебная задача, которая предполагает высокую степень самостоятельности обучаемых в выборе способов и средств решения [7]. Задания распределены по уровням сложности в соответствии с уровнями владения языком, определенными Советом Европы, что дает преподавателю возможность индивидуализировать работу в группе, а обучающемуся активно участвовать в учебном процессе.

Краткое изложение грамматики представлено в разделе Grammar Bank. В каждом юните основные явления английской грамматики попадают в фокус обучения посредством активизации определенного грамматического материала. Согласно рабочей программе изучения дисциплины этот материал или выносится на самостоятельную работу обучающихся или рассматривается на аудиторных занятиях.

В каждом юните также уделяется внимание произносительной стороне речи.

Выполнение заданий предусматривает развитие умений работы в малых группах / команде, поиска, анализа и обработки информации, ответственности за принятие реше-

ния. Задания на составление и заполнение схем, таблиц, графов способствуют структурированию и презентации (и, следовательно, закреплению) информации.

Изучаемые юниты построены по принципу автономности и нелинейности. Они независимы друг от друга и могут рассматриваться как самостоятельные учебно-информационные материалы. Данный принцип позволяет выбор темы в зависимости от уровня подготовки обучаемых, этапа, на котором изучается дисциплина, и времени, отведенного на ее изучение в рамках учебного плана.

Работа по учебнику подразумевает такие характеристики взаимодействия преподавателя и студентов, как

• интерактивность (иностранный язык выступает средством вовлеченности в действия, имеющие личностный смысл),

• диалогичность,

• креативность (задания носят проблемный характер, не имеют единственного верного ответа, то есть предполагают многовариантность, обращены к личному опыту обучающихся, что дает студентам возможность проявить свои знания, умения, навыки и таланты в ходе занятия английским языком),

• продуктивность (а не репро-дуктивность),

• осознанность (рефлексия),

• перенос акцента на самостоятельную работу обучающегося.

Значение упражнений и заданий как системы заключается в том, чтобы сделать иностранный язык (английский) ценностью, которая будет актуализироваться в личностно значимых целях. Развитие личности студента происходит не только по-

средством накопления знании, но и через формирование способности управлять своей деятельностью: постановка целей, планирование этапов их достижения, критическая оценка результатов, несение ответственности за принятые решения.

Задача обучения профессиональному общению решается посредством знакомства обучающихся младших курсов с различными вариантами профессиональной деятельности и особенностями профессионально-ориентированного общения, нацеливания их на анализ собственных качеств (как положительных, так и отрицательных) и оценку соответствия уровня готовности требованиям профессии. Универсальность Учебника заключается не в охвате максимально возможного числа аграрных специальностей, а в струк-турации этих специальностей и направлений согласно типам профессий [8]. Соответственно, каждый юнит Части 2 посвящен конкретной отрасли человеческой деятельности, связанной с сельским хозяйством: Добро пожаловать в мир сельского хозяйства; .щ-Энвироника и природные ресурсы; 105 Система растений; Система животных; Пищевые продукты и их переработка; Технические, конструктивные и энергетические системы; Экономика и менеджмент.

Раздел Business Skills, имеющийся в каждом юните данной части, знакомит студентов с азами делового общения на английском языке. Данный раздел содержит теоретический и практический материал, который зачастую востребован уже в годы обучения в вузе: рассматриваются вопросы, связанные с поиском работы, составлением рекомендательного письма, написанием резюме, успешным про-

хождением интервью, производственной средой, деловым этикетом. Часть 2 служит логичным развитием Части 1, но может изучаться автономно в рамках дисциплин "Business English", 'Professional English". Включение данного раздела удовлетворяет и требованиям проекта ФГОС ВО 3++, согласно которому выпускник должен быть «способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном и иностранном языке (ах)» [9].

Студентам разрешается пользоваться внешними источниками информации для решения кейсов и творческих заданий, а также при подготовке проектов; при этом активно задействуются ресурсы сети Интернет. Самостоятельный сбор и анализ материала развивает аналитическое критическое мышление, ответственность за выполненные действия.

В разделе Study Guide представлены методические рекомендации, содержащие комплекс предложений и указаний по проведению занятий с применением интерактивных методов и форм.

Тексты и задания коммуникативно-ориентированы, что способствует приобретению обучающимися опыта социального взаимодействия и усвоению социальных ценностей, то есть социализации. Иноязычная компетенция, которая является основной целью обучения, формируется на основе:

• проблемных речемыслитель-ных ситуаций, основанных на интерпретации, догадке, критическом мышлении, причинно-следственном рассуждении, суждении;

• речевых заданий, которые предлагается выполнить в парах или малых группах;

• управляемого ролевого общения (ролевые игры);

• общения in situ, т.е. уже в естественной, а не учебной ситуации.

Учебник не представляет собой догму, но, «подобно нотной записи музыки, оживает соответствующим образом лишь в опытных руках мастера», его роль — «оживить» заложенный в нем автором образовательный потенциал [10, с. 831]. Он апробирован на занятиях со студентами разных направлений подготовки и форм обучения Башкирского ГАУ. Опыт работы по Учебнику показывает его совместимость с учебно-образовательными материалами из сети Интернет, в частности, аудио- и видео, возможность (при необходимости) расширения профессиональной части за счет методических разработок по конкретным специальностям и направлениям подготовки.

Существует насущная потребность в дальнейшем совершенствовании вузовского учебника по иностранному языку в свете парадигмы непрерывного образования, особенно изучение вопросов организации самостоятельной работы обучающихся.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Архипов, В.И. Учебник нового поколения для неязыковых вузов [Текст] / В.И. Архипов [Электронный ресурс]. — URL: http: // vml.antat.ra>files/Mahmutov/artide_ 3/Archipov.pdf (дата обращения: 03.02.2017).

2. Витлин, Ж.Н. Теоретические и методические аспекты учебников первого иностранного языка для вузов [Текст] / Ж.Н. Витлин // Иностранные языки в школе. — 2007. — № 3. — С. 45-50.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям бакалавриата [Электронный ресурс]. — URL: http: // www.

fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4 (дата обращения: 18.01.2017).

4. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям магистратуры [Электронный ресурс]. — URL: http: // www.fgosvo.ru/ fgosvo/93/91/5 (дата обращения: 18.01.2017).

5. Гальскова, Н.Д. Современная образовательная модель в области иностранных языков: структура и содержание [Текст] / Н.Д. Гальскова // Иностранные языки в школе. — 2015. — № 8. — С. 2-8.

6. Английский язык для студентов аграрных вузов: учебник (бакалавриат и специали-тет) [Текст] / О.Н. Новикова, Ю.В. Калугина. — М.: КНОРУС, 2017. — 336 с.

7. Борзова, Е.В. Упражнения и задания как главный фактор организации деятельности учащихся в иноязычном образовании [Текст] / Е.В. Борзова // Иностранные языки в школе. — 2015. — № 7. — С. 7-14.

8. Классификация профессий [Электронный ресурс]. — URL: http: // poznayka.org/ s450161.html (дата обращения: 10.01.2015)

9. Проекты ФГОС ВО по направлениям бакалавриата [Электронный ресурс]. — URL: http://www.fgosvo.ru/fgosvo/133/13 2/12 (дата обращения: 18.01.2017).

10. Мазунова, Л.К., Принцип создания современного учебника по иностранному языку Хасанова Р.Ф. [Текст] / Л.К. Мазунова // Вестник Башкирского университета. — 2010. — Вып. 3. — Т. 15. — С. 831-834.

REFERENCES

1. Angliiskii yazyk dlya studentov agrarnykh vuzov: uchebnik, O.N. Novikova, Yu.V. Kal-ugina, Moscow, KNORUS, 2017, 336 р. (bakalavriat i spetsialitet). (in Russian)

2. Arkhipov VI., Uchebnik novogo pokoleniya dlya neyazykovykh vuzov, available at: http: // vml.antat.ra>files/Mahmutov/article_3/Archi-pov.pdf (accessed: 03.02.2017). (in Russian)

3. Borzova E.V., Uprazhneniya i zadaniya kak glavnyi faktor organizatsii deyatelnosti uchashchikhsya v inoyazychnom obrazova-nii, Inostrannieyazyki v shkole, 2015, No. 7, pp. 7-14. (in Russian)

4. Federalnye gosudarstvennye obrazovatelnye standarty vysshego obrazovaniya po naprav-leniyam bakalavriata, available at: http: // www.fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4 (accessed: 18.01.2017). (in Russian)

5. Federalnye gosudarstvennye obrazovatelnye standarty vysshego obrazovaniya po naprav-leniyam magistratury, available at: http: // www.fgosvo.ru/fgosvo/93/91/5 (accessed: 18.01.2017). (in Russian)

6. Galskova N.D., Sovremennaya obrazovatel-naya model v oblasti inostrannykh yazykov: struktura i soderzhanie, Inostrannie yazyki v shkole, 2015, No. 8, pp. 2-8. (in Russian)

7. Klassifikatsiya professii, available at: http://poznayka.org/s450161.html (accessed: 10.01.2017). (in Russian)

8. Mazunova L.K., Khasanova R.F., Printsip sozdaniya sovremennogo uchebnika po in-ostrannomu yazyku, Vestnik Bashkirskogo universiteta, 2010, Vyp. 3, Vol. 15, pp. 831834. (in Russian)

9. Proekty FGOS VO po napravleniyam bakalavriata, available at: http: // www.fgosvo.ru/ fgosvo/133/132/12 (accessed: 18.01.2017). (in Russian)

10. Vitlin Zh.N., Teoreticheskie i metodicheskie aspekty uchebnikov pervogo inostrannogo yazyka dlya vuzov, Inostrannie yazyki v shkole, 2007, No. 3, pp. 45-50. (in Russian)

107

Новикова Ольга Николаевна, доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой, кафедра иностранных языков, Башкирский государственный аграрный университет, novikova58@bk.ru

Novikova O.N., ScD in Philology, Associate Professor, Chairperson, Foreign Languages Department, Bashkir State Agrarian University, novikova58@bk.ru

Калугина Юлия Владимировна, кандидат филологических наук, доцент, кафедра иностранных языков, Башкирский государственный аграрный университет, yu.v.kalugina@gmail.com

Kalugina Yu.V., PhD in Philology, Associate Professor, Foreign Languages Department, Bashkir State Agrarian University, yu.v.kalugina@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.