Вестник Смоленской государственной медицинской академии • № 4 • 2011
ВОПРОСЫ ИСТОРИИ
УДК 617 (09)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ В ПЕРИОД УНИВЕРСИТЕТСКОЙ РЕФОРМЫ 1920-1930 ГГ.
С. В. Нагорная, В. М. Остапенко
Кафедра философии с курсом психологии и педагогики Смоленской государственной медицинской академии, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28
Одним из важнейших аспектов преобразований в советской высшей школе была реорганизация системы преподавания. В начале 20-х годов XX века не существовало единых для всех медицинских вузов учебных программ и планов преподавания отдельных дисциплин. В каждом из них разрабатывались собственные. Проведенный нами анализ нормативных актов и опубликованных в те годы материалов различных совещаний по вопросам высшего образования позволяют утверждать, что для медицинских вузов типовые учебные планы появились значительно позднее, чем для других. Они были разработаны только в 1928-1930 гг. на этапе фактической ликвидации высшего университетского медицинского образования в нашей стране.
Ключевые слова: высшее медицинское образование, учебные программы, планы преподавания, нормативные акты
EDUCATiONAL WORK OF MEDiCAL FACULTiES iN HIGHER SCHOOL REFORMATiON PERiOD iN 1920-1930 YEARS
S.V. Nagornaya, V.M. Ostapenko
Smolensk State Medical Academy, 214019, Krupskoy St., 28, Smolensk, Russia
One of the most important aspects of the transformations in the Soviet school was the reorganization of the system of teaching. At the beginning of the 20-ies of the twentieth century, there were no uniform for all medical schools of curricula and teaching plans individual disciplines. In each of them developed their own. Our analysis of normative acts and published in those years materials of various meetings on issues of higher education to argue that medical schools model curricula appeared much later than others. They were developed only in 1928-1930, during the actual elimination of higher medical education in our country.
Key words: Medical education, curricula, teaching plans, normative acts
Одним из важнейших аспектов преобразований в советской высшей школе была реорганизация системы преподавания. В речи на III Всероссийском съезде РКСМ 2 октября 1920 г. председатель Совета Народных Комиссаров В. И. Ленин отмечал, что старая школа «...заставляла людей усваивать массу ненужных, лишних, мертвых знаний, которые забивали голову и превращали молодое поколение в подогнанных под общий ранжир чиновников» [16, с. 23]. В декрете СНК от 5 июня 1918 г. о передаче в ведение Народного комиссариата просвещения всех учебных и общеобразовательных заведений страны указана необходимость «...преобразова-
ния учебно-воспитательного дела, объединения и обновления его на началах новой педагогики социализма» [19, с. 36]. Развитие сети высших учебных заведений, перестройка системы управления, новая политика в отношении студенчества и научно-педагогических кадров - все это имело целью, прежде всего, осуществление глубоких преобразований в обучении и воспитании студентов.
Из историко-медицинской литературы известно, что в начале 20-х годов XX века не существовало единых для всех медицинских вузов учебных программ и планов преподавания, в каждом из них разрабатывались собственные
[8, с 32; 14, с. 234-262]. На факультетах «старых» университетов в основном использовались ранее существовавшие учебные планы и программы по отдельным дисциплинам [7], но каким образом создавалась учебно-методическая база в новых учебных центрах, в том числе -на медицинском факультете Смоленского государственного университета? До недавнего времени не предпринималось серьезных попыток реконструкции реально существовавших учебных планов провинциальных вузов 20-х годов. Хотя не вызывает сомнения, что качество учебного процесса во многом зависело от его учебно-методического обеспечения.
Продолжительность и порядок прохождения курса обучения в высшей медицинской школе до начала советских реформ были обусловлены концептуальной программой, разработка которой началась в 40-х годах XIX века. Пятилетнее обучение разбивалось на 4 тематических блока: общеобразовательные дис-циццплины и предметы естественного цикла (1 и 2 курсы), собственно медицинские дисциплины, лежащие в основе диагностики и лечения болезней (3 курс), формирование первых навыков самостоятельной работы в факультетских клиниках (4 курс), самостоятельная лечебная деятельность в госпитальных клиниках (5 курс) [20]. Преподавание традиционно осуществлялось по курсовой системе. В конце XIX века в процессе работы над новым университетским уставом начались пересмотры учебных программ и методов преподавания в высшей медицинской школе. Новая концепция была ориентирована на придание медицинскому образованию университетского характера [15, с. 317, 527].
На 1-м Всероссийском съезде по медицинскому образованию в августе 1920 г., т. е. накануне открытия первого курса медицинского факультета в г. Смоленске, обсуждался вопрос о внедрении в преподавание ряда новых дисциплин. Кроме общественных наук и социальной гигиены, рекомендовалось обязательное изучение клиники кожных и инфекционных болезней, психологии и т. д. Предлагалось даже увеличение срока обучения до 6 лет с целью клинической стажировки, хотя это предложение было отклонено в результате большого дефицита врачебных кадров [17].
В литературе содержатся сведения о том, что в 1922-1923 гг. Наркомпросом совместно с Нар-комздравом была предпринята первая попытка пересмотра учебного плана медицинских вузов
и внесение единообразия в процесс преподавания. Сохраняя пятилетний срок обучения, вводились такие предметы, как социальная гигиена, общая биология, инфекционные болезни, урология и др. Особый акцент делался на профилактическую и демонстративно-практическую направленность учебного процесса [14, с. 234262]. Но архивные документы говорят о том, что инструкции имели, по сути, рекомендательный характер. «Присланные для этой цели планы носили столь общий характер, что ими не определялись ни характер, ни объем преподавания; последнее представлялось делать самим вузам» - отражено в документах [4].
В отечественной историко-медицинской литературе сложилась устойчивое мнение о том, что в 1923-1926 гг. Главным комитетом по профессионально-техническому образованию Наркомпроса (Главпрофобром) началась активная деятельность по созданию единых (типовых) учебных планов и программ, и к 1926/1927 учебном году они были разработаны и утверждены [7; 8; 23, с. 211-220]. Вопросы организации учебной деятельности многократно обсуждались на методических совещаниях в Наркомпросе с конца 1923 по 1925 год: на Всероссийском совещании профессоров медицинских вузов по реформе медицинского образования, Всероссийской конференции по высшему медицинскому образованию 10-12 июня 1924 г., V Всероссийском съезде здравотделов и т. д. Развернутая программа реформ была изложена в «Тезисах по вопросу о реорганизации высшей медицинской школы», принятых Государственным Ученым Советом (ГУСом) в марте 1924 года [6]. В документах отмечалось, что существующие учебные планы страдают серьезными недостатками, разнородностью. Подвергались критике устаревшие методы преподавания, лекционная система, оторванность обучения студента от будущей практической деятельности. В 1922 и 1925 гг. дважды даже предпринимались попытки окончательного упразднения кафедр. Так, в марте 1925 г. представители Главпрофобра, Наркомпроса и ГУСа опубликовали циркуляр, в котором указывалось, что понятие «кафедра» не соответствует современным условиям жизни вузов. Поэтому учебной работой должны руководить не профессора, заведующие кафедрами, а Предметные комиссии родственных дисциплин [11]. На Предметные комиссии каждого учебного заведения возлагалось составление конкретных учебных планов и программ. Затем они утверж-
дались правлением и Советом факультета и в Главпрофобре [12]. «Тезисы», принятые в 1924 г., явились основой общих положений новых учебных планов для высшей школы, интенсивная разработка которых началась с этого времени. Согласно директивным установкам, перестройка здравоохранения страны должна была опираться на изучение профилактических дисциплин в медицинских вузах, обучение методам диспансерной работы с населением. Программы были дополнены изучением профессиональных и социальных болезней исходя из принципов гигиены и профилактики. Вводилось преподавание новых дисциплин (рентгенология, физиотерапия, стоматология). Кафедры врачебной диагностики были объединены с кафедрами семиотики в одну - пропедевтики внутренних болезней. Обязательными стали кафедры инфекционных болезней. За счет сокращения лекционного курса увеличивалось количество практических, лабораторных и клинических занятий [10, с. 4; 11]. Стал меняться характер преподавания клинических дисциплин: появился новый, семинарский тип лекций, когда студенты активно привлекались к разбору больных. Целевой установкой высшей медицинской школы стала подготовка к самостоятельной врачебной деятельности в заводском цехе, на сельском участке. «Уклоны» и специализация, существовавшие в медицинских вузах Украины, были признаны нецелесообразными. Учебный год был удлинен до 9 месяцев, увеличилась средняя недельная нагрузка у студентов, но курс обучения оставался 5-летним [1, с. 194-195].
Проведенный нами анализ нормативных актов и опубликованных в те годы материалов различных совещаний по вопросам высшего образования позволяют утверждать, что для медицинских вузов типовые учебные планы появились значительно позднее, чем для других (например, социально-экономических, технических). Выступая с докладом на ректорском совещании 20 ноября 1923 г., член коллегии Главпрофобра В. Н. Яковлева отмечала: «Несмотря на то, что переработку учебных планов мы начали, как известно, еще в минувшем году, в настоящем году нам надлежит переработать учебные планы еще и для тех вузов, для которых это еще не сделано. Здесь на первом месте стоят медицинские вузы...» [2]. Далее она подчеркивает, что в текущем учебном году Главпрофобр и ГУС будут рассматривать и утверждать программы по от-
дельным предметам только по тем высшим школам, по которым уже «введены в жизнь» новые учебные планы, т. е. для медицинских вузов такая работа даже не планируется.
Общие рекомендации для всех высших учебных заведений страны по пересмотру учебных планов с пожеланиями и предложениями их единообразного оформления (применения определенной структуры, включения раздела производственной практики, «борьбы с многопредметностью» путем ликвидации некоторых кафедр) распространяются Главпро-фобром в течение 1924-1925 гг. В 1926 г. публикуются унифицированные планы для некоторых специальностей и программы по отдельным дисциплинам (немедицинских вузов). Наиболее рациональным и отвечающим задаче высшего профессионального образования признается лабораторно-групповой метод преподавания [10, с. 20-21]. В 1924-1925 гг. Ученым Советом и Главпрофобром публикуются специальные инструкции (например, циркуляр № 2 от 25.12.1924 г.), разъясняющие принцип составления единообразных учебных программ по предметам, требования к их утверждению и отчетности [9].
Но утвержденный ГУСом 5 марта 1926 г. учебный план для медицинских вузов РСФСР был опубликован только в мае. Причем подробный учебный план с программами преподавания был разработан в 1927 г., и только для доклинических дисциплин первых трех курсов. При этом с оговоркой: «Программы эти никоим образом не являются директивами, они ориентировочны. В них возможны разные недочеты, как с точки зрения самого построения программ, так и с точки зрения перегрузки, тех или других упущений. К тому же ряд местных условий и, прежде всег о, недостаточность оборудования лабораторий могут не дать в ближайшее время ряду мест возможности осуществлять программы полностью» [13].
13 августа 1925 г. в Еженедельнике Глав-профобра печатается отчет о проходившем 1317 мая ректорском совещании и докладе на нем представителя Наркомпроса И. И. Ходо-ровского. В нем указано, что финансовые проблемы так и не позволили установить в текущем году «твердое» штатное расписание для вузов страны. А значит, принятие унифицированных учебных планов также невозможно. Вузам надлежит срочно приступить к выработке собственных учебных планов и представить их на утверждение к 1 октября [22].
По составлению программ клинических дисциплин с 1925 г. действовала только специальная инструкция, отражающая достаточно неконкретные рекомендации, например: «В программы необходимо включить освещение пограничных областей», «Программы 3-го курса (пропедевтические) должны быть составлены с уклоном в сторону изучения вопросов общедиагностических и общепатологических» и т. д. [3]
С 1929 г. программа преподавания в медицинских вузах была принципиально изменена. Так, в связи с сокращением курса обучения на лечебно-профилактических факультетах до 4-х лет, терапия и хирургия стали преподаваться с 1930 г. не классическим в Российской образовательной системе методом, а в два этапа, причем студенты на протяжении всего времени обучения чаще всего занимались только на одной кафедре. Специальные методические письма Наркомздрава внедряли новые, названные «активными методами преподавания». Критике подверглась лекционная система, широко внедрялись «бригадно-лабораторный метод», «система проектов», непрерывная производственная практика. Менялись и формы работы сотрудников кафедр. Профессора в новых условиях должны были заниматься составлением учебных программ и их методической проработкой, проведением вступительной и заключительной бесед со студентами, инструктировать ассистентов. Далее работу со студенческой группой осуществляли ассистенты [7]. Это снижало роль профессора в учебном процессе. Одновременно изменялись
формы и методы контроля качества знаний студентов. Многие перечисленные нововведения не оправдали себя и были отменены постановлением СНК от 19 сентября 1932 года.
В этот период для высшей медицинской школы были, наконец, созданы и утверждены не рекомендательные, а обязательные для исполнения типовые учебные планы и программы. Они появились в результате очередного реформирования высшей медицинской школы в 1928-1930 гг. - ее специализации и профи-лизации, сокращения курса обучения, фактической ликвидации высшего университетского медицинского образования в стране. В 1930 г. впервые отдельным изданием был выпущен «Учебный план, программы и планы преподавания на медицинских факультетах РСФСР» [21]. Для всех кафедр Смоленского медицинского института в 1934 г. впервые типографским способом были изданы «Программы предметов, входящих в государственные испытания при выпуске студентов Смоленского государственного медицинского института в 1934/1935 учебном году» [18].
Вышеизложенные сведения позволяют нам утверждать, что не только до 1924-1926 гг., как это следует из литературных источников, а до начала 30-х годов медицинские факультеты, в том числе и медицинский факультет в г. Смоленске, работали по собственным учебным планам и программам. Значит, учебный процесс главным образом зависел от усилий профессорско-преподавательского коллектива по созданию собственной учебно-методической базы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ашурков Е.Д. Очерки истории здравоохранения СССР (1917-1956 гг.) / Е.Д. Ашурков [ и др. ]; под ред. М.И. Барсукова. - М.: Гос. изд-во медицинской литературы, 1957. - 395 с.
2. Бюллетень Наркомпроса. - 1924. - № 1 (22). - С. 17-22.
3. ГАРФ. - Ф. А-1565. - Оп. 7. - Д. 149. - Л. 136.
4. ГАСО. - Ф. р-139. - Оп. 2. - Д. 71. - Л. 22.
5. Глезер М.А. К вопросу о профилактическом уклоне в медобразованиии / М.А. Глезер // Профилактическая медицина. - 1925. - № 9-10. - С. 131-136.
6. Горфин Я.В. Основные вопросы высшего медицинского образования и преподавания практических дисциплин в деятельности ученого совета Наркомздрава в первые годы советской власти (1917-1923) (по материалам Центрального государственного архива Октябрьской революции) / Я.В. Горфин // Советское здравоохранение. - 1964. - №10. - С. 69-74.
7. Грибовский М.В. Реформа высшей медицинской школы на рубеже 1920-1930 гг. / М.В. Грибовский // Вопросы образования. - 2006. - №3. - С. 141-152.
8. Демидова, Е.И. Исторический опыт и проблемы реформирования советской высшей школы / Е.И. Демидова / под ред. В.А. Динеса. - Саратов: Издат. центр СГСЭУ, 2006. - 144 с.
9. Еженедельник Народного Комиссариата Просвещения РСФСР» (Еженедельник НКП). - 1924. - № 1 (22) . - С. 17-22.
10. Еженедельник НКП. - 1925. - № 1 (51). - С. 4, 16-22.
11. Еженедельник НКП. - 1925. - № 13 (63). - С. 21.
12. Еженедельник НКП. - 1925. - № 23 (85). - С. 18-23.
13. Еженедельник НКП. - 1926. - № 20. - С. 16-18. 90
14. Здравоохранение России. XX век / под ред. Ю.П. Шевченко, В.И. Покровского, О.П. Щепина. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. - 320 с.
15. Зимин, И.В. Подготовка медицинских кадров в России (XIX - начало XX вв.): дис. ... д-ра ист. наук: 07.00.02 / И.В. Зимин - С-Пб., 2004. - 528 с.
16. Ленин, В. И. Полное собрание сочинений. - Т. 41. - С. 303.
17. Первый Всероссийский съезд по медицинскому образованию. Август 1920 г. Москва. - Москва: Изд-во Народного Комиссариата Здравоохранения, 1926. - 76 с.
18. Программы предметов, входящих в государственные испытания при выпуске студентов Смоленского государственного медицинского института в 1934-1935 учебном году. - Смоленск: Изд-во Смоленского мединститута, 1934. - 79 с.
19. Сборник приказов и постановлений Рабоче-крестьянского правительства по народному образованию. Вып. 1.
- М., 1919. - 36 с.
20. Сточик А.М. Разработка и внедрение этапности клинического преподавания в Московском университете. -А.М. Сточик [ и др. ]. - М.: Шико, 2002. - 174 с.
21. Учебный план, программы и планы преподавания на медицинских факультетах РСФСР. - М.-Л.: Госиздат,1930.
- 387 с.
22. Ходоровский И.И. Итоги майского ректорского совещания // Народное просвещение. - 1925. - № 5. - С. 5-6.
23. Чанбарисов Ш.Х. Формирование советской университетской системы / Ш.Х. Чанбарисов. - М.: Высшая школа, 1988. - 256 с.