Учебная программа по Психологии для 4-го курса
Составитель: Е. Б. Маслова, кандидат философских наук, доцент
- X -
РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
1. Психология как наука
Место психологии, ее роль и задачи в системе других наук. Основные направления развития. Психология интуитивная и научная. Формирование представлений о предмете психологии (представления древних философов о душе, философия Нового времени Р. Декарта и Дж. Локка, психология сознания В. Вундта, бихевиоризм Дж. Уотсона, психоанализ З. Фрейда). Основные психологические категории.
2. Общественно-историческая природа психики и сознания человека
Происхождение и развитие психики в филогенезе. Проблема объективного критерия психического. Адаптивная роль психики в эволюции животного мира. Роль изменения условий существования организмов
и возникновение простейших форм отражения действительности. Раздражимость и чувствительность. Развитие психики в филогенезе. Гипотетические стадии и уровни развития психики. Появление сложных форм психического отражения действительности. Основные особенности психики животного. Инстинкты, их механизмы. Соотношение инстинкта и научения. Специфика эволюции нервно-психического развития человека: возникновение огромного разнообразия нервно-психических и поведенческих характеристик с обилием неблагоприятных вариантов нормы.
3. Биологическое и социальное в природе человеческой психики
Индивид, личность, индивидуальность как основные этапы развития человека и его психики. Основные уровни биологической системы человека: нейродинамический, общесоматический, билатеральный. Понятие конституции человека. Анализ биологизаторских и социологизаторских тенденций в понимании человеческой природы.
4. Общественно-историческая природа психики и сознания человека
Гипотеза о происхождении сознания. Роль труда и речи в становлении человеческого сознания. Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского. Строение высших психических функций. Процесс интериоризации. Усвоение общественно-исторического опыта в онтогенезе человека как кардинальный путь его развития.
5. Сознание и неосознаваемые психические процессы
Сознательное и бессознательное в психике человека. Неосознаваемые процессы. Понятие навыка и его формирование. Навыки и сознание. Неосознаваемые побудители действий. Методы выявления неосознаваемых процессов. Сверхсознание.
6. Темперамент и способности человека
Особенности динамики нервных процессов человека. Физиологическая и психологическая линии изучения темперамента. Факторы и условия, влияющие на изменение свойств темперамента. Принципиальные
возможности типологизации людей. Задатки и способности. Общие и специальные способности. Факторы и условия развития способностей.
7. Характер
Общее представление. Черты характера. Степень выраженности характера. Критерии нормального и аномального характера. Акцентуации характера. Характер и темперамент, биологические предпосылки характера. Характер и личность.
8. Понятие личности в системе наук о человеке
Основные принципы понимания личности в философии, социологии и психологии. Механизмы формирования, структура личности. Психическое здоровье как интегральный продукт жизнедеятельности личности. Проблема нормального развития личности. Уровни психического здоровья. Механизмы гетерогенного влияния умственного воспитания и обучения на физическое и психическое состояние здоровья личности.
РАЗДЕЛ II. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
1. Объект и предмет психологии
Феноменология психических явлений в житейской психологии. Научная психология и ее принципиальные отличия от житейской. Прикладная психология. Практическая психология. Парадоксы психического, задающие особый характер объекта психологии.
2. Краткий обзор методов и методик психологического исследования: наблюдения, опросы, эксперимент, анализ продуктов деятельности, тесты. Мозг и психика
Рефлекторный характер психики. Активность и регуляторная роль психики. Основные законы работы центральной нервной системы. Современные нейропсихологические исследования.
3. Сознательное и бессознательное
Сознание как высшая интегрирующая форма психики. Структура сознания. Бессознательное (подсознательное) как низший уровень организации психики. Роль бессознательного. Защитные механизмы сознания.
4. Ощущение, восприятие и внимание
Чувствительность. Пороги чувствительности. Восприятие, его виды и свойства. Внимание и факторы его привлечения.
5. Память
Виды, типы, свойства, теории, факторы развития. Понятие о мнемотехнике. Роль памяти в жизни человека. Память и обучение.
6. Представление и воображение
Место этих процессов в психологии познавательной деятельности. Свойства и механизмы протекания этих процессов. Возможности их развития.
7. Эмоции и воля
Виды эмоциональных реакций. Эмоциональные состояния. Стресс, аффект, фрустрация. Специфика эмоциональных процессов. Воля, ее роль.
8. Мышление и речь
Мышление как познавательный процесс. Формы мысли. Мышление как деятельность. Виды мышления и методики его развития. Особенности мышления детей и взрослых. Связь мышления с речью и языком.
РАЗДЕЛ III. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
1. Предмет и задачи дифференциальной психологии
Место психологии личности в ряду других наук, связь психологии личности с психофизиологией, с социологией, с педагогикой. Феноменология житейских представлений об индивидуальных особенностях человека. Исторические аспекты психологии личности. Базовые психологические подходы к изучению феноменов, механизмов, структуры личности.
2. Методы и основные понятия психологии личности
Свойство как основное понятие дифференциальной психологии, его отличие от понятий: признак и состояние. Представление о групповых и индивидуальных различиях. Психологические тесты в широком и узком смысле слова. Понятие нормы теста, надежности и валидности теста. Пять основных стратегий изучения личности.
3. Подходы к системному описанию человека
Проблема человека в философии и психологии. Макроструктурный анализ системного описания человека. Понятие о человеке как индивиде, индивидуальности, как личности. Движущие силы, источники и условия развития личности.
4. Индивидные особенности человека и их роль в развитии личности
Возрастные кризисы психического развития человека в процессе онтогенеза. Психология половых различий. Пол человека и его детерминанты. Проблемы психосексуального развития в различные возрастные периоды и половая идентификация. Механизмы формирования психологического пола. Функциональная асимметрия мозга человека и ее отражение в поведении. Психологические особенности лево- и правополушарных людей. Психодинамические свойства человека, их структура.
5. Темперамент и характер человека
Исследование и диагностика свойств темперамента. Структура темперамента. Темперамент и поведенческие трудности в различные возрастные периоды. Индивидуальные особенности характера. Система отношений и способов их осуществления как основа характера. Ориентация характера: плодотворная и неплодотворная. Понятие акцентуации характера. Основные виды акцентуаций характера.
6. Способности и задатки
Общие и специальные способности в структуре индивидуальных психологических особенностей человека. Имплицитные теории способностей. Исследование и диагностика умственных способностей,
когнитивных стилей. Области применения тестов способностей и тестов достижений.
7. Понятие одаренности и таланта
Психология одаренного ребенка. Модели развития одаренности. Психологические методы взаимодействия с одаренными детьми. Креативность и ее диагностика. Творческая личность и ее жизненный путь.
8. Интеллект
Факторные модели интеллекта. Иерархические модели интеллекта. Психофизиология интеллекта. Диагностика интеллекта: тест Д. Векслера, прогрессивные матрицы Равена, тесты структуры интеллекта. Личность и интеллект.
9. Активность личности
Индивидуальные особенности мотивационной сферы человека. Основные направления исследований мотивации человека. Классификация мотивов и потребностей. Интересы. Убеждения. Стремления. Цели и направленность личности. Самооценка и уровень притязаний. Личностная ответственность.
РАЗДЕЛ IV. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
1. Античная психология
Общий очерк развития античной мысли. Воззрения на природу психического. Мифологическое представление о душе. Процессуальный характер психических состояний в единстве с допсихическими. Платон. Аристотель. Их воззрения на природу психического.
2. Понятие о душе в эпоху феодализма
Понятие о душе в Средневековой Европе. Учение Ибн-Сина о психофизиологических функциях. Учение Рофнера Бэкона о душе. Формирование основы для материалистических подходов к психике Уильямом Оккамом и Дунсом Скотом.
3. Психология в эпоху Возрождения
Пантеизм. Помпонацци и его трактат «О бессмертии души». Теория аффектов Телезио. Формирование понятия единой науки у Леонардо да Винчи. Эмпирические направления психологии в Испании.
4. Психологические учения XVII века
Декарт. Его понятие о душе и теле. Свойства души. Интроспективное понятие о сознании. Коренной сдвиг в понимании природы психического, произведенный Гоббсом и Спинозой. Концепция Лейбница. Учение о рефлексе. Сенсорно-ассоциативные процессы. Причинная концепция — предпосылки концепции ощущений и восприятий. Психофизическая проблема в рассмотрении «психического».
5. Психологические учения XVIII века
Ассоциативная психология. Теория Гартли. Субъективно-идеалистические учения Беркли и Юма. Психология способностей Христиана Вольфа. Шотландская школа и ее подход к психологии способностей. Развитие учения о нервно-психических функциях. Трактат об ощущениях Кондильяка. Позиции Руссо и Гельвеция о роли воспитания и обучения в формировании человека. Психологические учения в России в XVIII века.
6. Психологические учения в первой половине XIX века
Дальнейшее развитие рефлекторной концепции Маршаллом Холлом и И. Мюллером. Натавизм. Теория цвета И. Гете. Френология Ф. Галля. Лекции о философии человеческого ума Томаса Брауна. Концепция Гербарта о статике и динамике представлений.
7. Предпосылки формирования психологии как самостоятельной науки в XIX веке
Позитивизм. Теория А. Шопенгауэра и его работа «Мир как воля и представление». Вульгарный материализм. Гегелевская теория сознания. Физико-химическая школа в биологии. Дарвинизм. Психофизиология органов чувств. Теория Гельмгольца. Психофизика Густава Фехнера и Вебера.
8. Эмпирические предпосылки формирования психологии как самостоятельной науки
Программа Вильгельма Вундта. Психология как учение об интенцио-нальных актах сознания Франца Брентано. «Психологические этюды» Сеченова. Рефлексы головного мозга (Сеченов).
9. Различные направления развития психологии в конце XIX — начале ХХ века
Экспериментальная психология Л. Вундта. Дифференциальная психология. Детская и педагогическая психология. Зоопсихология. Социальная и культурно-историческая психология. Психотехника.
10. Школы психологии
Структурная школа. Вюрбургская школа (К. Бюллер, Н. Ах, Мессер и др.). Бихевиоризм (Э. Торндайк, Джон Уотсон). Гештальт-психология (М. Вертгеймер, В. Келер, Курт Коффа, Перяз). Фрейд и его ученики: Фромм, Адлер, Юнг. Психосинтез. Н. Л. П., Гуманистическая психология.
Рекомендуемая литература
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Избранные труды. М., 1980.
2. Аристотель. О душе. М., 1937.
3. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. М., 1986.
4. Он же. Психология личности. М., 1990.
5. Выготский Л. С. Собр. соч. В 6-ти т. М., Педагогика. 1982—1984.
6. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. Минск, 1986.
7. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М., 1996.
8. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т. М., 1992.
9. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л., 1988.
10. Когнитивные стили. Таллин, 1986.
11. Лазурский А. Ф. Очерк науки о характерах.
12. Леонгард К. Акцентуированные личности. К., 1987.
13. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1980.
14. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. М., 1986.
15. Методологические и теоретические проблемы психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова. М., 1984.
16. Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976.
17. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. М., 1976.
18. Петровский А. В. Общая психология. М., 1986.
19. Платон. Соч. в 3-х т. М., 1968—1970.
20. Психология индивидуальных различий. М., 1982.
21. Психология личности. Тесты. М., 1982.
22. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Т. 1—2. М., 1989.
23. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979.
24. Фрейд З. Лекции по психоанализу. М., 1987.
25. Ярошевский М. Г. История психологии. М., 1995.