Научная статья на тему 'Учебная программа по Психологии для 4-го курса'

Учебная программа по Психологии для 4-го курса Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
559
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебная программа по Психологии для 4-го курса»

Учебная программа по Психологии для 4-го курса

Составитель: Е. Б. Маслова, кандидат философских наук, доцент

- X -

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

1. Психология как наука

Место психологии, ее роль и задачи в системе других наук. Основные направления развития. Психология интуитивная и научная. Формирование представлений о предмете психологии (представления древних философов о душе, философия Нового времени Р. Декарта и Дж. Локка, психология сознания В. Вундта, бихевиоризм Дж. Уотсона, психоанализ З. Фрейда). Основные психологические категории.

2. Общественно-историческая природа психики и сознания человека

Происхождение и развитие психики в филогенезе. Проблема объективного критерия психического. Адаптивная роль психики в эволюции животного мира. Роль изменения условий существования организмов

и возникновение простейших форм отражения действительности. Раздражимость и чувствительность. Развитие психики в филогенезе. Гипотетические стадии и уровни развития психики. Появление сложных форм психического отражения действительности. Основные особенности психики животного. Инстинкты, их механизмы. Соотношение инстинкта и научения. Специфика эволюции нервно-психического развития человека: возникновение огромного разнообразия нервно-психических и поведенческих характеристик с обилием неблагоприятных вариантов нормы.

3. Биологическое и социальное в природе человеческой психики

Индивид, личность, индивидуальность как основные этапы развития человека и его психики. Основные уровни биологической системы человека: нейродинамический, общесоматический, билатеральный. Понятие конституции человека. Анализ биологизаторских и социологизаторских тенденций в понимании человеческой природы.

4. Общественно-историческая природа психики и сознания человека

Гипотеза о происхождении сознания. Роль труда и речи в становлении человеческого сознания. Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского. Строение высших психических функций. Процесс интериоризации. Усвоение общественно-исторического опыта в онтогенезе человека как кардинальный путь его развития.

5. Сознание и неосознаваемые психические процессы

Сознательное и бессознательное в психике человека. Неосознаваемые процессы. Понятие навыка и его формирование. Навыки и сознание. Неосознаваемые побудители действий. Методы выявления неосознаваемых процессов. Сверхсознание.

6. Темперамент и способности человека

Особенности динамики нервных процессов человека. Физиологическая и психологическая линии изучения темперамента. Факторы и условия, влияющие на изменение свойств темперамента. Принципиальные

возможности типологизации людей. Задатки и способности. Общие и специальные способности. Факторы и условия развития способностей.

7. Характер

Общее представление. Черты характера. Степень выраженности характера. Критерии нормального и аномального характера. Акцентуации характера. Характер и темперамент, биологические предпосылки характера. Характер и личность.

8. Понятие личности в системе наук о человеке

Основные принципы понимания личности в философии, социологии и психологии. Механизмы формирования, структура личности. Психическое здоровье как интегральный продукт жизнедеятельности личности. Проблема нормального развития личности. Уровни психического здоровья. Механизмы гетерогенного влияния умственного воспитания и обучения на физическое и психическое состояние здоровья личности.

РАЗДЕЛ II. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

1. Объект и предмет психологии

Феноменология психических явлений в житейской психологии. Научная психология и ее принципиальные отличия от житейской. Прикладная психология. Практическая психология. Парадоксы психического, задающие особый характер объекта психологии.

2. Краткий обзор методов и методик психологического исследования: наблюдения, опросы, эксперимент, анализ продуктов деятельности, тесты. Мозг и психика

Рефлекторный характер психики. Активность и регуляторная роль психики. Основные законы работы центральной нервной системы. Современные нейропсихологические исследования.

3. Сознательное и бессознательное

Сознание как высшая интегрирующая форма психики. Структура сознания. Бессознательное (подсознательное) как низший уровень организации психики. Роль бессознательного. Защитные механизмы сознания.

4. Ощущение, восприятие и внимание

Чувствительность. Пороги чувствительности. Восприятие, его виды и свойства. Внимание и факторы его привлечения.

5. Память

Виды, типы, свойства, теории, факторы развития. Понятие о мнемотехнике. Роль памяти в жизни человека. Память и обучение.

6. Представление и воображение

Место этих процессов в психологии познавательной деятельности. Свойства и механизмы протекания этих процессов. Возможности их развития.

7. Эмоции и воля

Виды эмоциональных реакций. Эмоциональные состояния. Стресс, аффект, фрустрация. Специфика эмоциональных процессов. Воля, ее роль.

8. Мышление и речь

Мышление как познавательный процесс. Формы мысли. Мышление как деятельность. Виды мышления и методики его развития. Особенности мышления детей и взрослых. Связь мышления с речью и языком.

РАЗДЕЛ III. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

1. Предмет и задачи дифференциальной психологии

Место психологии личности в ряду других наук, связь психологии личности с психофизиологией, с социологией, с педагогикой. Феноменология житейских представлений об индивидуальных особенностях человека. Исторические аспекты психологии личности. Базовые психологические подходы к изучению феноменов, механизмов, структуры личности.

2. Методы и основные понятия психологии личности

Свойство как основное понятие дифференциальной психологии, его отличие от понятий: признак и состояние. Представление о групповых и индивидуальных различиях. Психологические тесты в широком и узком смысле слова. Понятие нормы теста, надежности и валидности теста. Пять основных стратегий изучения личности.

3. Подходы к системному описанию человека

Проблема человека в философии и психологии. Макроструктурный анализ системного описания человека. Понятие о человеке как индивиде, индивидуальности, как личности. Движущие силы, источники и условия развития личности.

4. Индивидные особенности человека и их роль в развитии личности

Возрастные кризисы психического развития человека в процессе онтогенеза. Психология половых различий. Пол человека и его детерминанты. Проблемы психосексуального развития в различные возрастные периоды и половая идентификация. Механизмы формирования психологического пола. Функциональная асимметрия мозга человека и ее отражение в поведении. Психологические особенности лево- и правополушарных людей. Психодинамические свойства человека, их структура.

5. Темперамент и характер человека

Исследование и диагностика свойств темперамента. Структура темперамента. Темперамент и поведенческие трудности в различные возрастные периоды. Индивидуальные особенности характера. Система отношений и способов их осуществления как основа характера. Ориентация характера: плодотворная и неплодотворная. Понятие акцентуации характера. Основные виды акцентуаций характера.

6. Способности и задатки

Общие и специальные способности в структуре индивидуальных психологических особенностей человека. Имплицитные теории способностей. Исследование и диагностика умственных способностей,

когнитивных стилей. Области применения тестов способностей и тестов достижений.

7. Понятие одаренности и таланта

Психология одаренного ребенка. Модели развития одаренности. Психологические методы взаимодействия с одаренными детьми. Креативность и ее диагностика. Творческая личность и ее жизненный путь.

8. Интеллект

Факторные модели интеллекта. Иерархические модели интеллекта. Психофизиология интеллекта. Диагностика интеллекта: тест Д. Векслера, прогрессивные матрицы Равена, тесты структуры интеллекта. Личность и интеллект.

9. Активность личности

Индивидуальные особенности мотивационной сферы человека. Основные направления исследований мотивации человека. Классификация мотивов и потребностей. Интересы. Убеждения. Стремления. Цели и направленность личности. Самооценка и уровень притязаний. Личностная ответственность.

РАЗДЕЛ IV. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

1. Античная психология

Общий очерк развития античной мысли. Воззрения на природу психического. Мифологическое представление о душе. Процессуальный характер психических состояний в единстве с допсихическими. Платон. Аристотель. Их воззрения на природу психического.

2. Понятие о душе в эпоху феодализма

Понятие о душе в Средневековой Европе. Учение Ибн-Сина о психофизиологических функциях. Учение Рофнера Бэкона о душе. Формирование основы для материалистических подходов к психике Уильямом Оккамом и Дунсом Скотом.

3. Психология в эпоху Возрождения

Пантеизм. Помпонацци и его трактат «О бессмертии души». Теория аффектов Телезио. Формирование понятия единой науки у Леонардо да Винчи. Эмпирические направления психологии в Испании.

4. Психологические учения XVII века

Декарт. Его понятие о душе и теле. Свойства души. Интроспективное понятие о сознании. Коренной сдвиг в понимании природы психического, произведенный Гоббсом и Спинозой. Концепция Лейбница. Учение о рефлексе. Сенсорно-ассоциативные процессы. Причинная концепция — предпосылки концепции ощущений и восприятий. Психофизическая проблема в рассмотрении «психического».

5. Психологические учения XVIII века

Ассоциативная психология. Теория Гартли. Субъективно-идеалистические учения Беркли и Юма. Психология способностей Христиана Вольфа. Шотландская школа и ее подход к психологии способностей. Развитие учения о нервно-психических функциях. Трактат об ощущениях Кондильяка. Позиции Руссо и Гельвеция о роли воспитания и обучения в формировании человека. Психологические учения в России в XVIII века.

6. Психологические учения в первой половине XIX века

Дальнейшее развитие рефлекторной концепции Маршаллом Холлом и И. Мюллером. Натавизм. Теория цвета И. Гете. Френология Ф. Галля. Лекции о философии человеческого ума Томаса Брауна. Концепция Гербарта о статике и динамике представлений.

7. Предпосылки формирования психологии как самостоятельной науки в XIX веке

Позитивизм. Теория А. Шопенгауэра и его работа «Мир как воля и представление». Вульгарный материализм. Гегелевская теория сознания. Физико-химическая школа в биологии. Дарвинизм. Психофизиология органов чувств. Теория Гельмгольца. Психофизика Густава Фехнера и Вебера.

8. Эмпирические предпосылки формирования психологии как самостоятельной науки

Программа Вильгельма Вундта. Психология как учение об интенцио-нальных актах сознания Франца Брентано. «Психологические этюды» Сеченова. Рефлексы головного мозга (Сеченов).

9. Различные направления развития психологии в конце XIX — начале ХХ века

Экспериментальная психология Л. Вундта. Дифференциальная психология. Детская и педагогическая психология. Зоопсихология. Социальная и культурно-историческая психология. Психотехника.

10. Школы психологии

Структурная школа. Вюрбургская школа (К. Бюллер, Н. Ах, Мессер и др.). Бихевиоризм (Э. Торндайк, Джон Уотсон). Гештальт-психология (М. Вертгеймер, В. Келер, Курт Коффа, Перяз). Фрейд и его ученики: Фромм, Адлер, Юнг. Психосинтез. Н. Л. П., Гуманистическая психология.

Рекомендуемая литература

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Избранные труды. М., 1980.

2. Аристотель. О душе. М., 1937.

3. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. М., 1986.

4. Он же. Психология личности. М., 1990.

5. Выготский Л. С. Собр. соч. В 6-ти т. М., Педагогика. 1982—1984.

6. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. Минск, 1986.

7. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М., 1996.

8. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т. М., 1992.

9. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л., 1988.

10. Когнитивные стили. Таллин, 1986.

11. Лазурский А. Ф. Очерк науки о характерах.

12. Леонгард К. Акцентуированные личности. К., 1987.

13. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1980.

14. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. М., 1986.

15. Методологические и теоретические проблемы психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова. М., 1984.

16. Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976.

17. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. М., 1976.

18. Петровский А. В. Общая психология. М., 1986.

19. Платон. Соч. в 3-х т. М., 1968—1970.

20. Психология индивидуальных различий. М., 1982.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Психология личности. Тесты. М., 1982.

22. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Т. 1—2. М., 1989.

23. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979.

24. Фрейд З. Лекции по психоанализу. М., 1987.

25. Ярошевский М. Г. История психологии. М., 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.