Учебная программа по Апологетике для 5-го курса
Составитель: А. В. Ворохобов, кандидат богословия, доцент
РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В АПОЛОГЕТИКУ
1. Определение и предмет науки Апологетика
2. История апологетики
Раннее христианство и эпоха Вселенских соборов. Средневековье и эпоха Возрождения. Новое время. Реформация. XX век.
3. Разделы Апологетики
Богословская апологетика. Историческо-философская апологетика. Естественнонаучная апологетика.
4. Апологетика в России
Период до 2-й половины XVII века. Со 2-й половины XVII века по XIX век. В XIX веке. Курсы апологетики, или основного богословия, для
учебных заведений в дореволюционной России. Апологетика в богословских журналах. В XX веке.
РАЗДЕЛ II. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА
1. Критика мифологической школы происхождения Христианства
Краткий исторический обзор попыток мифологического объяснения Христианства. Попытки естественнонаучного объяснения происхождения Христианства. Метод мифологической школы.
2. Причины некоторого сходства Христианства и других религий
Единство человеческого духа как одно из объяснений сходства между Христианством и языческими религиями. Единство и влияние перво-религии. Влияние Христианства на языческие религии.
3. Основные различия между язычеством и Христианством
Натурализм язычества и сверхъестественность Христианства. Мифотворчество языческих религий и историчность религий Откровения. Этический характер Христианства и безнравственность языческих религий.
4. Независимость происхождения Христианства от религиозно-философских течений того времени
Раннее Христианство и Платонизм. Раннее Христианство и Стоицизм. Раннее Христианство и система Филона Александрийского. Кумраниты и первохристианство. Понятие о мистических религиях, их основные черты и эволюция. Культ Исиды и Осириса. Культ Кибелы и Аттиса. Принесение в жертву быка. Митраизм. Аналогии с Христианством. Языческие ритуалы и христианские таинства. Смерть богов в языческих культах и смерть Иисуса Христа. Воскресший Христос и «воскресающие боги-спасители». Христианское рождение свыше и культовые ритуалы посвящения. Семь аргументов против того, что Христианство находилось под влиянием мистических культов. Языческий культ матери-земли и почитание Божией Матери в Христианстве. Православное
Учебная программа по Апологетике для 5-го курса
учение о Боге-Троице и языческие триады. Спасение — в язычестве и Христианстве. Понятие «рецепции».
5. Православная христология в апологетическом изложении
Исторические свидетельства о Христе. «Потерянные годы» Иисуса Христа. Ответ с позиций Христианства. Воскресение Христово.
РАЗДЕЛ III. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АПОЛОГЕТИКИ
1. Православная экклезиология в апологетическом изложении
«Бесцерковное Христианство». Церковь и свобода духа. Церковь и социально-экономические отношения. Церковь и государство. Церковь и власть.
2. Христианство и учение о переселении душ 3. Христианство и астрология 4. Феномен НЛО 5. Ложные свидетельства из потустороннего мира
6. Православная аскетика и психоанализ
7. Проблемы религиозного плюрализма
8. Религиозный синкретизм
9. Атеистический социализм и решение социальных проблем
9. Христианство и пацифизм
9. Концепция эволюционно-космического христианства П. Тейяра де Шардена
10. Христианство и философия экзистенциализма
11. Проблемы философии прагматизма
12. Христианство и аналитическая философия
13. Проблемы философии процесса
14. Использование философии в богословии
15. Православное апологетическое учение о Священном Писании Ветхого и Нового Завета Библейская критика: Ветхий Завет. Библейская критика: Новый Завет. Достоверность Священного Писания Нового Завета.
16. Православная антропология в апологетическом изложении
Происхождение человека. Феноменология человеческого поведения. Человеческое познание. Человеческая воля. Единство и двойственность человеческого существа.
17. Проблема зла и теодицеи
Несомненная реальность зла и страдания. Уникальность проблемы зла. Проблема теодицеи: ее суть и логическая формулировка. Природа понятий «добро» и «зло», «счастье», «свобода воли», «всемогущество». Восемь принципов христианской интерпретации зла и страдания.
Рекомендуемая литература
1. Августин (Гуляницкий), архим. Руководство к Основному богословию. Вильна, 1876. М., 1914.
2. АггеевК., прот. Христианство и его отношение к благоустроению земной жизни: Опыт критич. изучения и богосл. оценки раскрытого К. И. Леонтьевым понимания христианства. К., 1909.
3. Аквилонов Е., прот. Введение в православно-христианскую апологетику. СПб., 1894.
Учебная программа по Апологетике для 5-го курса
4. Боголюбов Н., прот. К вопросу о происхождении христианства // Христианская мысль. 1916. № 1—4, 6—8, 10—12.
5. Боголюбский Н., прот. Богословие в апологетических чтениях. М., 1913.
6. Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993.
7. Булгаков С. Н. Современное арианство // Он же. Тихие думы. М., 1918.
8. Вениамин (Федченков), митр. О конце мира // Альфа и Омега. 1997. № 12. С. 196—212.
9. Геттингер Ф. Апология христианства. Ч. 1—2. Изд. рус. пер.: 1872—1873.
10. Зарин С.М. Мифологическая теория Древса и ее разбор. СПб., 1911.
11. Он же. Христос и апостол Павел (по поводу теории Древса) // Вестник Свящ. Синода. 1925. № 4.
12. Зелинский Ф. Ф. Характер античной религии в сравнении с христианством // РМ. 1908. Кн. 2. С. 80—95.
13. Иваницкий В. Ф. Филон Александрийский: Жизнь и обзор литературной деятельности. К., 1911.
14. Иванцов-Платонов А., прот. Что такое жизнь: Религиозно-философское исследование. М., 1884.
15. Кялябин Г. А. Верою познаем: Обзоры по естественной апологетике. М.,
1999.
16. Лодыженский М.В. Мистическая трилогия. Т. 2: Свет незримый. Пг.,
1915.
17. Льюис К. С. Просто христианство. М., 1994.
18. Любак А. де. Драма атеистического гуманизма. М.; Милан, 1997.
19. Макдауэлл Дж. Неоспоримые свидетельства. М., 1991.
20. Михаил (Грибановский), архим. Лекции по введению в круг богословских наук, читанные студентам СПбДА в 1888/89 г. // Православный собеседник. 1899.
21. Моррис Г. Библейские основания современной науки. СПб., 1995.
22. Несмелов В. И. Наука о человеке. Т. 1: Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни; Т. 2: Метафизика жизни и христианское откровение. СПб., 2000.
23. Николин И. П. Курс Основного Богословия. СПб., 1887, 1915.
24. Позов А. И. Аскетика и мистика. Штутгарт, 1978.
25. Пресансе Э. Иисус Христос и Его время. СПб., 1871.
26. Реати Ф. Э. Есть ли Бог: Человек в поисках Бога. Гатчина, 2000.
27. Сахаров Н., свящ. Союз монистов и борьба с ним в Германии // БВ. 1911. Дек. С. 775—785.
28. Свенцицкий В., прот. Диалоги. М., 1993.
29. Светлов П., прот. Воскресение Христово: Апологетический очерк. СПб.,
1899.
30. Он же. Курс апологетического богословия. К., 1905.
31. Он же. Христианское вероучение в апологетическом изложении К., 1910.
32. Сергиевский Н. Об основных истинах христианской веры: Апологетические публичные чтения. М., 1872.
33. Соболев М. И. Действительность воскресения Господа нашего Иисуса Христа. М., 1874.
34. Спасский А. А. Эллинизм и христианство. Сергиев Посад, 1913.
35. Тиллих И. Теология культуры. М., 1995.
36. Тихомиров Л. Религиозно-философские основы истории. М., 1997.
37. Тихомиров Н. В. Имманентная критика рационального богословия. (Гносеологические и метафизические предпосылки истины бытия Божия): (Исследование). Харьков, 1899.
38. Унамуно М. де. О трагическом чувстве жизни у людей и народов: Агония христианства. М., 1997.
39. Флоренский П., свящ. Столп и утверждение истины. М., 1914.
40. Флоровский Г., прот. Жил ли Христос? (Исторические свидетельства о Христе) // Христианство, атеизм и современность. П.; Варшава, 1929.
№ 7.
41. Франк С. Л. Душа человека: Опыт введения в философскую психологию.
М., 1917.
42. Хрисанф (Ретивцев), еп. Религии древнего мира в их отношении к христианству: (Историческое исследование). В 3-х т. СПб., 1873—1878.
43. Христианство и индуизм: Сб. ст. / Б. Вышеславцев, В. Зеньковский, И. Концевич, Н. Лосский, С. Франк. М., 1994.
44. Шафаревич И.Г. Христианство и экологический кризис. Фрязино, 1993.
45. Эбрард И. Г. А. Апологетика: Научное оправдание христианства. Т. 1-2. СПб., 1892.
46. Эрн В. Идея катастрофического прогресса // Он же. Борьба за Логос. М., 1911.