Автор предлагает принципиально новую программу по философии, знакомящей с этико-философской традицией, которая складывалась в многовековом обретении человечеством нравственного опыта, а также с разнообразными подходами к «вечным» философским вопросам.
Фалеев Алексей Николаевич,
кандидат философских наук
Учебная программа курса «Философия»
Ключевые слова: мировоззрение, культура, философия, бытие, добро, истина, красота, человек, общество, смысл истории
Что делает философия?
Она делает человека вполне человеком B.C. Соловьев
Философия представляет собой первую рациональную отрасль духовной культуры. Своей классической формы она достигает в Древней Греции, но основная проблематика будущей дисциплины сформировалась в Древней Индии и Древнем Китае, прежде всего, и, главным образом, как этико - философская мысль.
Строго говоря, у философии нет определенного предмета. Тем не менее, существуют традиционно философские вопросы, к которым рано или поздно возвращается мышление философов. К таким вопросам относятся проблемы бытия, добра, истины, красоты, человека, общества, смысла истории и др. Человек как мера всех вещей, по сути, является самой существенной проблемой культуры, и содержание всех ее формообразований так или иначе пронизано представлением о высших целях и смыслах человеческой деятельности. В конце концов, к этой проблеме как к центру, сходятся многообразные пути философских размышлений. Именно она повторяется множество раз в самых разных философских школах, являясь главным предметом постоянного внимания философии.
В настоящее время разработка стратегии деятельности в любой области должна базироваться на интегративном гуманитарно-ориентированном знании. Методологической основой такого знания является философия. Именно она дает целостное видение проблем взаимоотношения человека с миром, раскрывает смыслы, которыми наполнен для человека мир.
Концептуальной новизной предлагаемой программы по курсу «Философия», помимо ее проблемного характера, является структурирование материала по двум теоретическим модулям, названных соответственно «Исторические типы философии» и «Актуальные проблемы философии».
Данный учебный курс ставит перед собой следующие задачи: дать учащимся определенный минимум знаний по философии; помочь им в формировании личностных убеждений; выработать у них мировоззренческие предпосылки терпимого отношения к иным взглядам, к другим системам ценностей; пробудить в них желание стать нравственной личностью.
ВВЕДЕНИЕ
Тема 1. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛ ФИЛОСОФИИ. Понятие мировоззрения. Мировоззрение и его структура. Теоретическое и жизненнопрактическое мировоззрение. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. Философия как рационально-теоретический вид мировоззрения. Основные этапы исторического развития философии. Основные категории и понятия философии. Проблема метода в философии: диалектика, метафизика, диалогизм. Функции философии. Структура философского знания. Философия в системе духовной культуре. Мифология и философия. Философия и религия. Философия и наука. Философия и искусство. Философия и идеология. Философия и жизнь. Социальное и личностное значение философии. Значение философии для становления и развития внутреннего мира человека, формирования его личности.
Раздел 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ.
Тема 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. Особенности культуры Древней Индии. Веды. Упаниша-ды - первый памятник философской мысли. Философские школы Древней Индии. Основные черты древнеиндийской философской мысли. Проблема первопричины и первоосновы бытия. Мировая закономерность и ее отражение в концепции дхармы. Проблема знания и природы познания. Знание и его виды. Высшее знание как практическое руководство праведной жизнью. Незнание как причина страданий.
Проблема человека, его отношение к жизни и смерти. Проблема индивидуальной души. Проблема добра и зла. Проблема подобия в этике: «золотое правило» нравственности. Смысл жизни и самосовершенствование человека. Нравственный идеал.
Значение и влияние древнеиндийской философии на развитие мировой философской мысли и ее новейших направлений.
Тема 3. ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Отличительные особенности культуры Древнего Китая. «Книга перемен» («Ицзин») и ее значение для древнекитайской философской традиции. Основные черты древнекитайской философской мысли. Проблема первоначала бытия и различные подходы к ее решению: монизм, дуализм, плюрализм. Проблема знания и природы познания. Способы изучения действи-
тельности: диалектика. Различение знания и незнания (лжи). Критерий истинности знаний. Проблема человека. Культ природы и культ предков; недеяние и ритуал; естественность и примат нравственности. Нравственное самосовершенствование. Проблема подобия в этике: «золотое правило» нравственности. Проблема человек и общество. Модели обеспечения устойчивости общества. Реализм и практицизм древнекитайской философии.
Тема 4. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Особенности культуры Древней Греции. Социально-экономические и политические предпосылки возникновения философии в Древней Греции. Мифология Древней Греции. Основные черты античной философии. Космологизм. Проблема бытия. Поиск первоначала и первоосновы мира. Учение об изменчивости мира; число как основной элемент мира; атомистическое учение; и др. Проблема реальности идеального: учение об идеях. Материя и форма как простые сущности вещей. Проблема источника движения и развития всех вещей. Проблема истины и природы познания: истинность чувственных восприятий. Проблема общезначимого знания: диалектика (спор) как способ его достижения. Познание как «припоминание». Истина как знание, соответствующее вещам. Догматики и скептики. Проблема человека. Антиномия природного и нравственного в трактовке человеческой природы. Человек как «мера всех вещей». Классические добродетели античности. Проблема подобия: «золотое правило» нравственности. Связь этики и натурфилософии в эпоху эллинизма. Проблема нравственного идеала. Неоплатонизм как завершение античного периода. Духовная эволюция Средиземноморья и рождение новой религии.
Тема 5. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ. Трансцендентальная природа культуры европейского средневековья. Теоцентризм. Основные черты средневековой философии. Креационизм как главный онтологический принцип. Откровение как главный теоретикопознавательный принцип. Божественное предопределение. Христианская догматика и философская мысль. Средневековая философия: западная и восточная ветви. Проблема разумного обоснования религиозных догм. Доказательства существования Бога. Теодицея. Проблема природы познания: реализм и номинализм, схоластика и мистика. Учение о двух истинах. Проблема человека: религиозно-этическая тенденция в трактовке человеческой природы. Понятие совести, любви, греха, святости и спасения. Проблема добра и зла. Проблема смерти и бессмертия. Проблема подобия: «золотое правило» нравственности. Классическая арабо-мусульманская философия и ее влияние на европейскую философскую мысль. Вклад религиозной философии в развитие метафизики и ренессансный подъем наук.
Тема 6. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
Характеристические черты культуры Возрождения. Неоплатонизм как философская основа Возрождения. Понятия «гуманизма». Проблема природы и ее истолкование. Бесконечная вселенная и Бог. Пантеизм: тождество Бога и природы. Проблема познания. Критика церковных догматов и схоластики. Свобода мысли и «героический энтузиазм» познания. Проблема человека. Новый взгляд на человеческую природу: антропоцентризм, индивидуализм и субъективизм. Социальноэкономическая и политическая проблематика в произведениях гуманистов. Реформация - от независимой веры к независимой мысли. Протестанская этика.
Тема 7. НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. Культурно - исторические предпосылки становления философии Нового времени. Характеристические черты философии Нового времени. Проблема бытия: метафизика субстанции. Проблема истины. Поиск и разработка метода научного познания природы. Опытно-экспериментальное исследование природы и математическое осмысление его результатов. Гносеологический эмпиризм и рационализм. Полемика рационализма и эмпиризма: концепция врожденных идей и понимание разума как «чистой доски». Проблема человека: абстрактно-теоретическое понимание человеческой сущности. Поиск общей теории человека, основанной на эмпирических наблюдениях и логических принципах. Проблема происхождения нравственности. Проблема общества и рациональное объяснение его происхождения. Социально-экономические воззрения мыслителей Нового времени. Активистский утилитаризм новоевропейской культуры.
Тема 8. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ.
Характеристические особенности философской мысли английского и французского Просвещения. Роль разума и просвещения в историческом прогрессе. Проблемы английской философской мысли и их специфика. Субъективный идеализм. Скептицизм и агностицизм. Проблемы французской философии ХУ 111 века и их специфика. «Великая Энциклопедия» - кодекс французского Просвещения. Материалистическая и сенсуалистическая тенденции во французской философии. Критика идеализма, спиритуализма, пантеизма. Проблема человека. Природа человека и роль общественной среды в его воспитании. Этическая теория разумного эгоизма. Связь этики французских просветителей с утопическими социально - политическими учениями. Проблема прогресса.
Тема 9. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Теоретические предпосылки и основные идеи немецкой классической философии как логического завершения философии классического рационализма. Понятие субъекта как основы мира. Субъект и объект, их взаимодействие. Проблема обо-
снования научного знания. Критический анализ познавательных способностей субъекта. Проблема достоверности познания. Установление границ познания: опытное и априорное знание. Проблема истины и природы познания. Диалектическое тождество познания и бытия: познание как самопознание абсолютной идеи. Создание системы диалектики: законы диалектики. Теоретические формы мышления. Философские категории. Проблема человека, его активность и возможности. Категорический императив. Соотношение свободы и необходимости. Антропологический материализм: человек как телесное существо. Проблема идеала, его разработка и использование при интерпретации общественной жизни. Проблема культуры. Моральное обоснование культуры и ее ступени. Понимание сущности культуры как совершенства разума. Принцип историзма. Историческое значение немецкой классической философии.
Тема 10. МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Материалистическое направление в исследовании человека, общества, культуры. Анализ идеологии как «ложного сознания». Проблема человека. Социальность как атрибутивное свойство человеческой сущности. Концепция социального отчуждения и идеал универсального человека. Проблема культуры. Культура как «уровень развития сущностных сил человека», «мера человеческого». Материальное производство как глубинное основание культуры. Примат экономического начала. Материальная и духовная культура. Концепция «общественноэкономических формаций». Общественный прогресс и его критерий. Отношение к марксистским идеям на современном этапе развития мировой философской мысли.
Тема 11. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ КОНЦА Х1Х-XX вв. Формирование отечественной философии, ее важнейшие черты. Проблема самобытности русской философии: диалектический синтез восточнохристианских представлений и идей западной философии. Проблемы религии, этики, антропологии. София как смыслообразующее начало мира. Религиознонравственная соотнесенность антропологической тематики. Цельность, свобода и полнота личности. Понятие соборности. Актуальность идей русской философии в качестве механизма согласования разных культур.
Тема 12. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ. ПОЗИТИВИЗМ, НЕОПОЗИТИВИЗМ И ПОСТПОЗИТИВИЗМ. Возникновение и исходные принципы позитивизма. Критика метафизики: переход от общих законов объективного мира к рассмотрению «фактов». Проблема истины. Проблема классификации знаний: закон «трех стадий эволюции мысли». Неопозитивизм. Проблема поиска прочной основы знания. Принцип верификации как способ разли-
чения «осмысленных» высказываний от «бессмысленных». Постпозитивизм. Проблема роста научного знания: поиск логики развития науки. Фальсифицируемость как критерий научности.
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ. Критика рационалистической философии. Проблемы «новой онтологии»: «мир как воля и представление», «жизнь», «воля к власти». Проблема знания. Истина как полезное заблуждение. Гносеологический перспективизм. Познание как интерпретация. Проблема человека. Смысл жизни человека и его места в современном мире. Критика христианской религии и просветительской морали. Нигилизм. Проблема переоценки ценностей. Са-мосозидание человеком себя как свободной творческой личности: идея «сверхчеловека».
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ. Философия как строгая наука. Критика «натурализма» и «естественной установки». Проблема взаимодействия сознания и предметного мира. Влияние феноменологии на развитие философии XX века.
ПРАГМАТИЗМ. Проблема истины. Радикальный эмпиризм. Успешность и полезность результата как мерило истины. Проблема обоснования религии. Воля к вере. Проблема совершенствования социальных отношений: инструментальная версия прагматизма. Влияние прагматизма на философию XX века.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ. Историко-культурный и философский контекст возникновения экзистенциализма, его идейные истоки и своеобразие. Проблема человеческого бытия. Подлинность и неподлинность человеческого существования. Проблема существования и сущности человека. Проблема отчуждения и путей его преодоления. Проблема выбора. Проблема свободы и личной ответственности. Проблема смысла жизни: обреченность человека на оправдание своего существования. Проблема истины. Истина как событие открытости миру. Истина как личностно значимое для человека. Влияние экзистенциализма на современную культуру и общественно-политическую мысль.
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ. Философская антропология как создание «фундаментальной науки о сущности и сущностном строении человека». Антиномичность человека. Проблема целостности человека. Основные принципы человеческого бытия. Проблема культуры. Концепция культурных институтов как форм, призванных восполнить биологическую недостаточность человека.
КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ И НЕОФРЕЙДИЗМ. Философские и естественнонаучные предпосылки психоанализа. Проблема бессознательного. Архетипы и символы коллективного бессознательного. Проблема человека: изменение представлений о сущности человека и его месте в мире. Модели
человеческого поведения. «Иметь или быть» как ситуация самоопределения современного человека. Проблема культуры: психоаналитические трактовки культурных феноменов. Принуждение и запрет влечений как основания культуры. Влияние психоанализа на современную гуманитаристику.
СТРУКТУРАЛИЗМ. Социокультурные и философские предпосылки структурализма. Понятие структуры как относительно устойчивой совокупности отношений. Примат отношений над элементами в системе. Проблема сравнения структур. Структурализм в частных науках. Структурная антропология. Культура как совокупность знаковых систем.
ФИЛОСОФСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА. Понятие герменевтики. Истоки герменевтики, ее исторические формы. Герменевтика как теория и практика истолкования текстов. Проблема понимания как фундаментальная проблема культуры. Онтологизация понимания. Понимание как проблема внутрикультурной и межкультурной коммуникации. Проблема незавершенности и незавершимости исторических смыслов.
СОВРЕМЕННАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ: ХРИСТИАНСКИЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ. Возрождение религиозных учений как духовное сопротивление идеологиям, проповедующим культ силы, агрессии и революций. Проблема бытия. Теория космогенеза. Единство природы и человека. Панпсихизм. Проблема сознания. Эволюция как процесс возрастания сознания: «преджизнь», «жизнь», «мысль». Сверхсознание. Проблема человека: соотношение единичного и всеобщего. Человек как итог эволюции космоса. Рефлексия как импульс возникновения и развития культуры. Ноосфера. Оптимизм истории. Точка «Омеги» как финальная цель процесса эволюции.
РАЗДЕЛ 2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ
Тема 13. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ИСТОРИКОФИЛОСОФСКОМ КОНТЕКСТЕ. Проблема бытия. Бытие как философская категория. Концепции бытия. Античный подход к проблеме бытия. Проблема бытия в библейской традиции. Гносеологическая интерпретация проблемы бытия в Новое время. Проблема материального и духовного: материя и дух как способы представления бытия. Проблема движения как способа представления бытия. Диалектика об универсальных связях бытия. Диалектика и догматическое мышление. Диалектика и метафизика. Диалектичность и метафизичность в анализе и решении социальных задач. Движение и развитие. Проблема развития: источники, «механизмы», направленность. Современные концепции развития: синергетика. Самоорганизующийся хаос как механизм смены режимов развития. Диалектика хаоса и порядка. Нелинейность путей эво-
люции. Проблема пространства и времени как способов представления бытия. Пространство и время как факторы человеческой жизни и культуры. Социальное и историческое пространство. Историческое время. Социокультурный объект как единство пространства, времени и мировосприятия эпохи. Современные подходы к проблеме бытия в новейшей философии. Бытие как бытие человека; бытие как целостность жизни.
Тема 14 . ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ. Проблема генезиса науки. Магия как предшественница науки. Формирование науки как типа рациональности: архаичный, античный, средневековый, новоевропейский и современный периоды. Проблема особенностей научного знания. Гносеологический и ценностные аспекты науки. Критерии научности. Проблема роли науки в современном мире. Сциентизм и антисциентизм. Наукофобия. Наука и техника. Техника как средство преобразования природы и человека. Формирование искусственной среды обитания. Экологизация науки. Проблема типов методологии и научного мышления. Социокультурные детерминанты науки. Роль опыта истории и культуры в развитии современного научного знания. Проблемы изучения сложных гетерогенных систем. Формирование междисциплинарных синтезов. Усиление интеграционных процессов в мышлении и деятельности современного человека.
Тема15. ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ. Проблема природы и сущности человека в истории философской мысли. Родовая сущность человека. Феномен сознания: современные представления о происхождении и сущности сознания. Язык и мышление. Познание и его значение в жизни человека. Диалектика духовного и телесного, биологического и социального в человеке. Феномен общения. Общение как форма человеческого бытия. Проблема деятельности. Понимание деятельности как способа существования человека. Человеческая действительность как результат деятельности людей. Проблема человека и общества. Человек, индивид, личность. Личность как субъект общественной жизни. Объективные факторы и субъективные условия формирования личности. Массовое общество, «идеологический человек» и проблема манипуляции. Проблема специфики человеческого бытия. Фундаментальные антропологические константы: свобода, любовь, вера и др. Творчество как необходимая категория человеческого бытия. Проблема творчества, его природа, смысл и функции. Обыденное и научное понимание творчества. Многообразие подходов к определению сущности творчества. Творчество как способ создания качественно нового. Человек как субъект творчества. Творчество и свобода. Проблема одаренности: талант и гений, талант и мастерство, талант и труд. Проблема счастья и различные подходы к его трактовке. Про-
блема смысла жизни и бессмертия человека. Атеизм и проблема смысла жизни.
Тема 16. ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ МОРАЛИ. Проблемы этики как философской теории морали. Мораль, ее свойства и особенности. Совесть и долг как проявление человечности. Добро и зло. Творение добра как моральное оправдание человеческого бытия. Равенство и неравенство людей в моральной практике. Права и свободы личности - международноправовая гарантия достойного человеческого существования. Проблемы этики как практической философии. Нравственная оценка насилия. Этика ненасилия. Этика труда. Труд как естественное условие человеческой жизни. Объективная необходимость труда и моральная обязанность трудиться. Исторические формы оценки трудовой деятельности. Проблема ценностей и ценностных ориентаций. Человек как творец, носитель и потребитель ценностей. Ценностные ориентиры современного человека. Проблемы прикладной этики. Этикет как совокупность правил, регулирующих внешние формы человеческих взаимоотношений. Этикетные нормы как выражение уважения к общественным нормам приличия, их ритуальный характер. Нормы и правила общения. Понятие профессиональной этики. Общечеловеческие ценности и их роль в различных сферах профессиональной деятельности.
Тема17. ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ. Культура как предмет философского анализа. Гуманистический смысл понятия культуры. Развитие идей гуманизма в истории духовной культуры. Практические формы гуманизма. Идея гуманизма как «развитие богатства человеческой природы». Субъект культуры - человек культуры. Культура и цивилизация. Противопоставление культуры и цивилизации в социально-философской традиции. Космогенная, техногенная и информационная цивилизации. Концепции культуры: биосферная, синергетическая, семиотическая и др. Проблемы культуры как мира знаков и значений. Множественность языков культуры. Различные языки как различные видения мира. Культура как процесс: проблемы социокультурной динамики. Взаимодействие традиций и инноваций в культуре. Устойчивое и изменчивое в культуре. Динамика традиций и инноваций. Механизмы преемственности и трансляции культурного опыта. Проблема сравнительного изучения западных и восточных культурных традиций. Восток и Запад: Россия в диалоге культур.
Тема 18. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. Проблема осмысления перспектив развития современной цивилизации. Глобальные проблемы - угроза существованию человечества. Ответственность людей за сохранение культуры, жизни и природы. Проблема взаимоотношения общества и природы. Становление природопотребительского
образа жизни как пути развития техногенной цивилизации. Объективные противоречия современной экологической ситуации. Настоятельная необходимость поиска новых ценностных ориентиров. Природа как нравственная ценность. Экологический императив. Подчиненность природе и необходимость диалога с ней как факторы физического и душевного здоровья человека. Проблема экологической культуры. Уровень экологической культуры как показатель степени цивилизованности человека и общества. Проблема экологического воспитания: отношение к природе как показатель нравственной культуры современного человека.
Тема19. ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ В ЭПОХУ ПОСТСОВРЕМЕННОСТИ. Истоки постмодернистской парадигмы и ее принципы. Проблема «бытия». Понимание мира как текста. Многообразие форм существования культурного текста. Многомерность структур бытия. Проблема истины. Множественность, постоянно находящейся в развитии истины, требующей разнообразных интерпретаций. Проблема человека. Человек как комбинация культурных кодов. Проблема универсального гуманизма. Информация как ценность диалогических реальностей. Интернет и анонимность общения. Ответственность как показатель нравственной зрелости личности. Проблема общества. Трансформация представлений об обществе. Общество как сложная, саморегулирующаяся система. Идея социальной эволюции. Проблема будущего человечества. Многомерность и многовариантность истории. Проблема культуры. Понятие формы культуры. Воплощение ценностей культуры в ее функциональных формах. Значение постмодернистской философии для осмысления современных социокультурных реалий и развития философской мысли.
Литература ко всем темам курса
1. Антология мировой философии. М., 1969-1972, Т. 1- 4.
2. Большаков А.В., Грехнев B.C., Добрынина В.И. Основы философских знаний. М., 1994.
3. Великие философские учения. Мыслители. Концепции. Даты. М., 2005.
4. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Мом-джян К.Х. Философия. М., 2000.
5. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1988.
6. Мамардашвили З.М. Как я понимаю философию. М., 1990.
7. Мир философии. Книга для чтения. В 2-х тт. М., 1991.
8. Новая философская энциклопедия. 1-1Ут.т. М., 2000-2001.
9. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1991.
10. Рассел Б. История западной философии. М., 1993.
11. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1-4. СПб., 1994-1997.
12. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Си-дориной. - 3- е изд., перераб. и доп. М., 2003.
13. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
14. Хрестоматия по истории философии. / Под ред. Л.А. Ми-кешиной. В 3 т.т. М., 1997.