НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ
Учебная модель в лабораторном практикуме
Е. ЩЕРБАКОВА, ст. преподаватель Астраханский государственный технический университет
В условиях информационного общества задачи компоновки знания с целью оперативного его использования приобретают колоссальную значимость. В русле концепции инженерии знаний рассматриваются всевозможные типы моделей представления знаний в «сжатом», компактном, удобном для использования виде, позволяющие обобщать знания и способы действия и формировать соответствующие умения.
Анализ педагогического опыта и собственные исследования привели автора статьи к идее разработки системы методического обеспечения лабораторного практикума с использованием информационно-логических моделей испытания (ИЛМИ). Применительно к дисциплине «Материаловедение» для специальностей строительного профиля оно включает в себя:
1) методические указания по 30 лабораторно-практическим работам, содержащие 28 информационно-логических моделей испытания согласно темам исследования;
2) журнал для оформления лабораторно-практических работ;
3) компьютерное обеспечение текущего контроля при получении результатов испытаний с учетом требований ГОСТ (гистограммы с гостовскими значениями);
4) варианты индивидуальных заданий для аудиторной СРС;
5) контрольные задания по входному и итоговому контролю знаний для каждого занятия.
Информационно-логические модели испытания рассматриваются как организационный компонент метода исследования, основанного на установлении связей между основными элементами ранее приобретен-
ных знаний, получаемых обучающимися на занятиях по ЕНД и ОПД, дающий им возможность глубже вникнуть в логические и функциональные связи между элементами учебной и профессиональной информации. Являясь средством наглядности, модель позволяет решить проблему усвоения достаточно большого объёма необходимой информации по каждому испытанию посредством образного представления информации.
Информационно-логическая модель испытания - это специально созданная графическая и информационная модель проведения эксперимента, где с помощью символов и терминов в логической последовательности вводится информация стандартов, обеспечивающая определение качества строительного материала при практической работе студентов. Это пошаговая, поэлементная последовательность приёмов в виде граф-схемы, при использовании которой каждый элементарный дискретный шаг может быть достаточно просто выполнен студентом, а переходы от одного шага к другому управляются методическими указаниями и советами преподавателя. Учебный и исследовательский материал в ИЛМИ увязан с будущей специальностью молодого специалиста, хорошо отобран, систематизирован и логически раскрыт.
На наш взгляд, в результате использования ИЛМИ приобретенные фундаментальные знания, умения, навыки закрепляются студентами через собственное понимание в ходе направленной, самостоятельной, познавательной и исследовательской деятельности.
Натурные испытания выполняются небольшими группами, поэтому студенты мо-
Научный дебют
143
гут распределить обязанности сообразно своим наклонностям и имеют возможность выбрать направление профессиональной деятельности: лаборант - проведение испытания; аналитик - анализ полученных результатов исследования и заключение об использовании испытанных материалов; компьютерщик-администратор - работа с компьютером, обработка результатов испытания с использованием технической информации и Интернет-ресурсов.
Профессионально-ориентированный подход в обучении при проведении лабораторного практикума с использованием ИЛМИ способствует:
■ формированию личностно-профессионального роста студентов;
■ развитию коммуникативных способностей, навыков работы в команде;
■ приобретению практических навыков работы с информацией;
■ адаптации молодого специалиста к изменяющимся условиям деловой обстановки;
■ поддержанию творческого интереса
при проведении исследований в лабораторном практикуме.
Использование ИЛМИ позволяет вводить сложную профессиональную информацию в учебную деятельность студента постепенно, последовательно усложняя задания от одного испытания к другому, на доступном для студента первого курса уровне с повторением пройденного. Постоянное проведение испытаний с использованием ИЛМИ заставляет студента понять, что профессионализм - это не только знания и умения, но и обязательное четкое исполнение гостовских требований и норм.
В лабораторном практикуме с использованием ИЛМИ сочетаются преимущества реального, натурного эксперимента с системностью учебной информации, возможностью наглядной оценки результатов эксперимента, самостоятельностью и доступностью обучения. Разработанная методика усиливает мотивацию студентов за счет качественно иной логики подачи учебного материала, содержательности и системности необходимой учебной информации.
М. ГАЙСИН, методист Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет
В последнее время немало говорится о необходимости формирования экологической культуры молодежи. Отрадно то, что после продолжительного периода утраты интереса к экологическим проблемам в нашей стране на государственном уровне, в частности в системе образования, формируются стимулы к экологической активности общества. Как представляется, значимая роль в процессах экокультурного развития принадлежит учителям, непосредственно участвующим в воспитании подрастающего поколения. Педагогические вузы, естественно, не могут оставаться в стороне
Эколого-экономическое образование в педагогическом вузе
от решения задач совершенствования экологической подготовки будущих педагогов.
Между тем здесь накопилось множество вопросов и организационного, и методического, и научно-образовательного характера. Уровень экологического образования студентов педвузов можно оценить как недостаточный для ожидаемой воспитательной деятельности. Экологическая культура студенческой молодежи, по данным некоторых исследований, характеризуется следующим: недостаточной ориентацией в причинах и последствиях экологических проблем современного общества; значительным разрывом