УДК 325.1+314.74
УЧЕБНАЯ МИГРАЦИЯ В ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ: МЕХАНИЗМЫ И ПРАКТИКИ ЭФФЕКТИВНОЙ АДАПТАЦИИ
С.В. Дементьева, Е.В. Гиниятова
Томский политехнический университет E-mail: [email protected]; [email protected]
Представлен опыт университета в развитии международного образования. Освящены промежуточные результаты научного исследования взаимных адаптационных сложностей и проблем учебных мигрантов из зарубежных стран и отечественных вузов. Маркированы актуальные демографические проблемы России, соотнесенные с существующей политикой в области высшего образования. Намечены пути стимулирования и управления развитием образовательной миграцией.
Ключевые слова:
Учебная миграция, экспорт образования, социологическое исследование, нормотворчество, права иностранных граждан, право на образование, адаптация.
Key words:
Study migrations, education export, public opinion poll, rule-making, foreigner rights, educational right, adaptation.
Развитие глобального тренда современности -образовательной миграции и формирующегося на ее основе образа «учебного мигранта» как успешного, конкурентоспособного и адаптированного к стремительно изменяющейся социальной действительности молодого человека - приводит национальные экономики к необходимости конкурировать за этот уникальный ресурс развития.
Международная образовательная миграция выступает фактором экономического роста и мощным геополитическим ресурсом, служащим для распространения и продвижения культуры, ценностных установок и технологий стран, обучающих иностранцев, инновационным ресурсом для развития системы международного образования государств, принимающих иностранных студентов. В последнее время в научных дискуссиях под влиянием глобализации произошел перелом в интерпретации оттенка «утечки умов» с только отрицательного явления к анализу позитивного тренда «движение умов».
Иностранные студенты представляют собой не только источник финансовых выгод, но и своеобразных «агентов влияния», которые, возвращаясь на родину, пополняют национальные элиты и сохраняют лояльность к странам, где они провели студенческие годы. Наиболее конкурентоспособные сообщества - это те, которые имеют наиболее высокую концентрацию талантливого персонала, высокую степень технологических инноваций и высокий уровень терпимости в отношении различных стилей жизни.
Для отечественного высшего образования прогностические модели развития негативны. Так, по прогнозам, общая численность студентов дневных отделений государственных вузов будет сокращается до 2021 г. [1]. Аналогичная тенденция распространяется на довузовское и послевузовское образование.
В этой связи представляется целесообразным не сокращать имеющиеся ресурсы научно-образо-
вательного комплекса страны, а всемерно развивать и поощрять экспорт отечественного образования за рубеж. Учебная миграция сегодня стоит на третьем месте по значимости вложенных исследовательских усилий после трудовой миграции и переселения соотечественников [2].
Томский политехнический университет, стар-шейший технический вуз за Уралом, экспортируя образование, осуществляет постоянные исследования учебной миграции и адаптации иностранных студентов к университетской жизни.
В статье будут представлены промежуточные результаты исследовательского проекта учебной миграции в отечественные вузы, по результатам которого планируется разработка и имплементация на базе ТПУ комплекса адаптационных механизмов, как для сотрудников международных отделов, так и для иностранных студентов с целью стимулирования учебной миграции и улучшения процесса взаимной адаптации иностранных студентов и отечественной системы образования.
Проект предусматривает анкетирование 300 иностранных студентов (по 100 в Томске, Москве, Красноярске) и 21 экспертное интервью (по 7 в Томске, Москве, Красноярске) с мая по ноябрь 2012 г., на основе которых будут даны рекомендации для формирования программ привлечения иностранных студентов в Россию, и разработаны более эффективные механизмы адаптации учащихся в России.
Томский политехнический университет развивает международное образование уже более 10 лет. Вуз сотрудничает в сфере образования и научных исследований со 130 университетами в 30 странах мира, на высоком уровне представляет себя на международных выставках-ярмарках. В Институте международного образования и языковых коммуникаций ТПУ в 2012 г. обучается около 500 иностранных студентов из стран дальнего зарубежья, более чем из 30 стран Европы, Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона, а из всего
контингента студентов (22500 чел.) более 1800 -это иностранные учащиеся.
В ИМОЯК ТПУ студенту оказываются все сопутствующие приему и обучению социальные сервисы: помощь в выборе программы обучения, мониторинг учебной деятельности, оказание необходимой помощи и консультаций, помощь в адаптации к новой социально-культурной среде, расселение и организация быта, организация культурных мероприятий, визовая поддержка, содействие в нострификации документов об образовании, регистрация иностранных граждан на территории России, оформление медицинской страховки и подбор медицинского учреждения.
Наиболее важным моментом в построении карьеры молодого человека является качественное образование, которое возможно получить при определенных усилиях самого студента и хороших образовательных и адаптационных возможностях, обеспечиваемых университетом.
Мотивации иностранных учащихся
при учёбе и мотивации ТПУ при их обучении
Учебная миграция в ТПУ разделяется по странам выхода абитуриентов и по целям выбора именно отечественного образования. Так, основной поток в ТПУ представлен студентами из стран АТР -Китая и Вьетнама. Для развития этого направления подписаны межвузовские соглашения, обеспечивающие взаимные интересы российского и зарубежного вуза-партнера. Так, в 2002-2004 гг. заключены договоры между Цзилинским и Шеньянским университетами (Китай) и ТПУ о совместной подготовке граждан КНР и российских студентов по программе «2+2». Программы дают возможность получить дипломы двух вузов: российского и китайского, что, безусловно, повышает привлекательность подобной образовательной программы. Для выходцев из этих стран мотивация выбора Сибирского региона, и ТПУ в частности, увязывается с возможностью получить качественное образование по цене ниже, чем как в своей стране, так и в странах Европы и Америки, а так же нехваткой мест в национальной высшей школе. Играет свою роль и рекомендация друзей или родственников, которые ранее завершили обучение в ТПУ и порекомендовали именно этот вуз в качестве места получения высшего образования. Сейчас в ТПУ обучается 155 китайских студентов, которые, возможно, видят свое будущее в сфере деятельности, связанной с взаимоотношениями с Россией.
Кроме того, идет активный обмен студентами в рамках программы академической мобильности. Студенты ТПУ, изучающие китайский язык, имеют возможность пройти языковые стажировки в любом из вузов-партнеров. В настоящее время в ТПУ действует более 70 договоров о реализации программ академической мобильности с вузами в 25 странах мира. Мотивации самого ТПУ в приёме иностранных учащихся связаны с престижем, перспективами международного сотрудничества с
зарубежными университетами и расширением академической мобильности, экономической прибылью.
Конкурентоспособность отечественного
образования в развитии работы
с иностранными учащимися в НИУ ТПУ
В современном образовании конкурентоспособность вуза на рынке, в том числе и по формальному критерию, определяет международные рейтинги. При этом рейтинги в своем большинстве составлены американцами и отражают американскую точку зрения на высшее образование и американскую систему ценностей, которые интересны и полезны, но не могут быть эталоном для остального мира.
По мнению экспертов, образование ТПУ конкурентоспособно при условии серьезного отношения студента к обучению, однако не менее важен фактор обучения студентов искусству учиться, чему в вузе уделяют особенное внимание, в связи с чем большинство выпускников ТПУ соответствуют уровню выпускников западных высших школ. Как отметил один ведущий эксперт проекта, выпускники ТПУ добивались существенного успеха на западе, и это связано именно с вузом и теми навыками, которые они приобретали в процессе обучения.
ТПУ имеет серьезный опыт работы на международном рынке образования. В руководстве вуза понимают, что для успешного развития этого направления необходимы системное моделирование в управлении образовательной миграцией. С этой целью в вузе проводят исследовательскую работу по анализу проблем, с которыми сталкиваются студенты во время учебы, в результате чего вырабатывается ответственные решения по их устранению и улучшению работы с иностранными студентами.
Так, эксперты из ТПУ считаю, что государственная помощь вузам по развитию международного образования должна выражается в его пропаганде за рубежом. Это также как с малым бизнесом, которому не нужна помощь государства, а необходимо чтобы государство не мешало. Главная задача власти в этих условиях - создать такие правила деятельности, чтобы вузы могли выходить на международные рынки и там свободно конкурировать. Сейчас университетское образование настолько регулируется министерством, что вузам трудно, нет гибкости, вуз ничего не может менять без согласования с министерством. Нужно, чтобы государство установило какие-то минимальные и прозрачные «правила игры», и вузы могли действовать сообразно им. В этой ситуации вуз, нацеленный на свободную игру на рынке образования и планирующий предлагать конкурентный образовательный продукт, сможет самостоятельно, в соответствии с потребностями учащегося, модернизировать образовательные программы, предложить студентам гибкую систему выбора дисциплин
в рамках установленных учебных модулей. Ежегодно Министерство образования выделяет вузам определенное количество бюджетных мест в пределах установленных государством квот. Так, с 2011 г. ТПУ выделены места для способных иностранных магистрантов и аспирантов, которые получают хороший шанс пройти обучение в российском вузе, получая стипендию Минобра России, что соответствует ведущим европейским и американским практикам. В этой связи формирование программ, подобно американским и европейским, по выделению грантов на обучение в России для талантливой иностранной молодежи и комплекс системных государственных мер по продвижению бренда отечественного высшего образования за рубежом просто необходимы в успешной конкурентной борьбе на рынке международного образования.
Ключевые адаптационные сложности
иностранных студентов ТПУ
Эксперты отмечают, что составляющие успешной социальной адаптации у иностранных студентов сосредоточены, как минимум, в двух плоскостях - в учебной сфере и в сфере непосредственного коммуникативно-культурного пространства повседневного существования. Проанализируем эти две сферы более детально на примере иностранных студентов Томского политехнического университета.
Если рассматривать получение высшего образования как основополагающий фактор для развития учебной миграции, то одним из аспектов, влияющих на эффективное включение студентов в образовательный процесс, является успешное преодоление языкового барьера. Для этого в ТПУ разработана концептуальная и методологически обоснованная база подготовки студентов к обучению на русском языке. Поступающие в вуз абитуриенты имеют возможность при необходимости в течение года учить русский язык на подготовительном факультете университета по уникальным образовательным методикам. Далее обучение студентов проходит в мультиязычной группе с другими иностранными студентами, и только со второго курса такой студент включается для обучения в группу с русскими студентами. В то же время само обучение русскому языку как иностранному должно происходить с учетом инновационных разработок в образовательном процессе в целом. Одним из таких нововведений является активное внедрение визуализации в образовательный процесс, использование наглядных средств в обучении, ориентированных на демонстрацию конкретного материала, от процесса создания визуального мы-слеобраза, который опирается на универсальные механизмы мышления до создания механизма контроля остаточных знаний. По сути, конечным результатом подобной визуализации должно стать некое структурирование, которое на практике представляется в виде «стратегических» карт, кау-
зальных цепей или уже традиционных диаграмм и графиков. Для изучения русского языка как иностранного подойдут структурно-логические схемы. В качестве основного достоинства структурно-логических схем А.В. Петров выделяет то, что они способны выполнять функцию объединения понятий в определенные системы. Кроме этого, структурно-логические схемы обладают информативной емкостью, что позволяет повысить запоминаемость материала за счет компактности его изложения [3]. Таким образом, внедрение этой методологии, ориентированной на визуальное восприятие материала, поможет студентам более успешно изучать русский язык.
Наиболее успешное преодоление языкового барьера проходит при условии погружения в языковую среду. Ситуация интеграции студентов-ино-странцев в другое социкультурное пространство протекает проблематично и, по мнению экспертов ТПУ, работающих непосредственно с иностранными студентами, именно эта проблема мешает успешной адаптации. Оказываясь в рамках чужой культуры, обычаев, правовой и политической системы студенты не просто не стремятся стать ее частью, или хотя бы понять ее, наоборот, они стараются усилить вокруг себя зону комфорта - и, прежде всего, это проявляется в коммуникационной сфере. На практике это выражается в том, что студенты общаются в основном со студентами из тех же стран, и практически не коммуницируют -особенно вне университета - с русскими студентами. Преодоление этой ситуации видится в создании условий и дополнительных мотиваций для того, что бы студенты не стремились группироваться в мини-этнические сообщества в рамках чуждой для них культуры, а стремились добровольно, через собственную заинтересованность, погружаться в культуру принимающей страны. На наш взгляд, расширить зону комфорта для иностранных студентов возможно следующими способами.
Первый из них - это модернизация существующего информативного сайта ИМОЯК ТПУ. Для студентов интернет является одним из основных источников информации о вузе и играет решающую роль при выборе вуза в качестве места обучения. Актуальный сайт для иностранных студентов ТПУ имеет ряд преимуществ, но в то же время можно выделить недостатки: он не снабжен удобной навигацией, главная страница сайта перегружена информацией, в которой трудно ориентироваться, отсутствует регулярное обновление контента, логистика сайта нуждается в серьезной доработке. Современные технологии программного обеспечения позволяют создать более дружелюбный иностранному учащемуся и интуитивно понятный интерфейс. Например, можно использовать такую технологию, как «облако тегов», позволяющую изменить не только визуальное восприятие сайта, но и сделать его более эстетичным, менее загруженным и в то же время информационно полным.
Вторым фактором, позволяющим сделать адаптацию иностранных студентов более успешной, является само пространство города. Именно оно позволяет сформировать новые социально-культурные и когнитивные мотивации, не имеющие прямого отношения к учебному процессу. Комфортность инфраструктуры городской среды, эстетическое измерение, исторические ценности - все это в купе позволит катализировать мотивацию остаться в интересном и современном городе, познакомится с его историей и богатыми культурными традициями. При опросе студенты так же отмечали сложности с адаптацией к суровой Сибирской зиме, транспортная удаленность Томска делает невозможным для студентов из небогатых семей на каникулы или праздники уезжать домой на родину. В этой связи хорошие условия проживания и сервиса в общежитии для них принципиально важны. В ТПУ имеется хорошее общежитие для иностранных студентов, где они могут проживать по два, три человека в комнате, недорогой интернет, имеются специальные комнаты для учебы и отдыха, общежитие круглосуточно охраняется. Официально работать в России иностранные учащиеся не вправе, кроме работы в собственном учебной заведении, но не более 20 часов в неделю. Однако данное право на ограниченную работу носит декларативный характер, так как в нормативных актах отсутствуют механизмы для его реализации. Вузы в подобных «работниках» не заинтересованы, и правовые механизмы для хорошей адаптации иностранных студентов, по сути, не работают.
Выделим следующие предварительные выводы проделанного исследования учебной миграции в вузы Томска, Красноярска и Москвы:
• имидж вуза является одним из ключевых критериев его выбора в качестве места получения об-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Шереги Ф.Э. Прогноз образования в России: концепция и эмпирические показатели // Мир России. Социология. Этнология. - 2011. - Т. XX. - № 3. - С. 155-182.
2. Выхованец О.Д. Образовательная миграция как часть мигра-
ционной политики России Демоскоп Weekly. - 2009, сентябрь. - № 387-388. (Доклад на заседании Научного Совета ФМС России) // 2009. URL: http://demoscope.ru/week-
ly/2009/0387/analit01.php (дата обращения: 25.06.2012).
разования. Гибкая дружественная политика вуза, простые и понятные правила приема и обучения, простой и информативный сайт, высокое качество обучения, а также возможность найти работу после обучения в университете -показатели хорошего имиджа вуза;
• иностранные студенты выбирают вузы с высоким индексом развития человеческого потенциала, гарантиями защиты прав человека, личные и социальные аспекты безопасности являются важными требованиями, которые вуз должен обеспечить;
• студенты, в том числе и иностранные, выбирают вузы, где учились родственники, знакомые, друзья; важным фактором является наличие общего исторического прошлого (например, в рамках СССР), общие исторические корни и культурные связи, что приводит к лучшей адаптации в принимающей стране;
• высокое качество образования, гарантии академических свобод, личной безопасности и возможности для максимальной реализации творческого потенциала учащегося является важным фактором в увеличение доли учебных мигрантов в вузах;
• российские вузы могут обеспечить себе увеличение доли учебных мигрантов сочетая невысокую стоимость обучения и его высокое качество.
Работа выполнена по промежуточным итогам проекта № 16-06/2012 «Разработка механизма адаптации иностранных студентов в системе профессионального образования российских вузов (на примере вузов Томска, Красноярска, Москвы)» при поддержке Томского политехнического университета, в рамках Проекта «Интеллектуальная и научная элита -будущее ТПУ» (Томск-Москва-Красноярск). Руководитель проекта канд. филос. наук Кирьянова Л.Г. (ТПУ).
3. Четина В.В. Роль методов визуализации учебной информации в обучении. URL: http://ntfmfkonf.ucoz.ru/publ/optimizaci-ja_obrazovatelnogo_processa/rol_metodov_vizualizacii_ucheb-по]_Могтаси_у_оЬийепп/14-1-0-147 (дата обращения: 27.06.2012).
Поступила 05.07.2012 г.