Научная статья на тему 'Участвуем и побеждаем'

Участвуем и побеждаем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Участвуем и побеждаем»

Будущее науки - за молодыми

Л4*0'

1-обрэ5

НОВОСТИ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА

ОБ ИТОГАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА

ЗА 2008/2009 УЧЕБНЫЙ ГОД

В 2008/09 учебном году Научно-образовательный центр жил насыщенной и плодотворной жизнью. Учебные занятия, деловые игры, конкурсы, конференции, семинары, заседания дискуссионного клуба, тренинги, экскурсии - все эти формы обучения способствовали становлению у школьников и аспирантов научного мышления и исследовательской позиции по отношению к миру, а также развитию коммуникативных и лидерских качеств личности.

Активные, диалогические и групповые, методы обучения, демократический стиль преподавания, сотрудничество учителя и ученика, психологическое сопровождение учебного процесса, взаимодействие с родителями характеризуют НОЦ как личностно развивающее пространство, в котором каждый мог проявить и развить свои способности, приобрести новый опыт научной деятельности и общения.

Сравнение данных об успеваемости учащихся НОЦ за два последних года позволяет сделать вывод о стабильности хороших и отличных показателей.

Итоговая успеваемость учащихся НОЦ в 2007/08 и 2008/09 уч. годах, в %

2007/08 уч. год 2008/09 уч. год

Класс

3 4 5 3 4 5

Лицей №32:

5 класс 82 18 54 46

6 класс 9 82 9 42 58

7 класс 21 62 17 14 57 29

8 класс - - - 85 15

9 класс 73 27 - - -

10 класс 7 41 52 69 31

11 класс 10 67 23 14 86

Общегородской факультатив:

7 класс - - - 75 25

8 класс 3 29 68 39 61

9 класс 48 52 5 52 43

10 класс 35 65 39 61

11 класс 15 85 50 50

Итого 5 53 41 1 54 46

В 2008/09 учебном году традиционно проходили конкурсы научно-исследовательских работ и эссе. На конкурс НИР, участие в котором принимали 72 учащихся 8 - 9 классов, было представлено 33 работы. В конкурсе эссе участвовали школьники 8 - 9 классов (31 эссе). Лучшие работы, поощренные дипломами и призами, получили право на публикацию в сборнике «Экономика региона глазами старшеклассников».

В 2008/09 учебном году на заседаниях дискуссионного клуба «Юный экономист» обсуждались такие темы, как «Предпринимательство: ответственность и риски», «Так ли страшен финансовый кризис?», «Проблема курения в современном обществе». В дискуссиях принимали участие школьники НОЦ, аспиранты ИСЭРТ РАН и студенты филиала СПбГИЭУ в г. Вологде.

В течение года для школьников и аспирантов были организованы профессионально ориентированные и культурные экскурсии: в ОАО «Вологодский оптикомеханический завод», ГУ ВО «Бизнес-инкубатор», филиал СПбГИЭУ в г. Вологде, ОАО «Вологодский завод строительных конструкций и дорожных машин»; галерею «Красный мост», Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, клуб «Сударушка» (д. Старое).

За 2008/09 учебный год 49 школьников НОЦ приняли участие в 11 конференциях, из них одна международная и пять всероссийского уровня. Причем Д. Прозоров, Е. Костерина, Д. Забурдаева, Е. Чащина, М. Рябкова участвовали в нескольких конференциях.

Учащиеся НОЦ успешно проявили себя в городской олимпиаде по экономике. Из 50 человек, принимавших в ней участие, 23 - учащиеся нашего центра. Призерами олимпиады стали два ученика 11 класса и четыре - 10 класса. Участвовали в олимпиаде и девятиклассники Д. Прозоров и М. Смолин.

Новым направлением в работе в 2008/2009 учебном году стало формирование здоровьесберегающей среды НОЦ. Мероприятия, организованные в рамках данного направления группой психологического сопровождения, были нацелены на формирование у обучающихся установки на здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек. Проведены следующие меры:

• акция «Наш выбор - жизнь без сигарет» (конкурс стенгазет, направленных на борьбу с курением, тематические уроки и тренинги) (апрель);

• анкетирование и групповое интервью на предмет отношения школьников НОЦ к проблеме курения (апрель - май);

• встречи со специалистами: сотрудницей ОБ ДПС ГИБДД Е. А. Шейко, врачом-диетологом Вологодской областной детской больницы М.В. Жуковой, специалистом детско-подростковой службы Вологодского наркологического диспансера Г.А. Сидельниковой, врачом-психотерапевтом областного психотерапевтического центра И.А. Заборской;

• интерактивные занятия по профилактике табакокурения в ГУЗ «Вологодский областной центр медицинской профилактики» (июль);

• распространение среди учащихся НОЦ, аспирантов и сотрудников ИСЭРТ РАН газеты «Здоровье - наш выбор» (ежемесячно).

В новом учебном году в план исследований, проводимых школьниками, включена актуальная среди молодежи проблема игровой и компьютерной зависимости.

Лучшим свидетельством успешной работы Научно-образовательного центра являются отзывы выпускников.

Большинство выпускников НОЦ 2009 года связали свое дальнейшее обучение с экономическими специальностями. Несомненно, учеба в Центре помогла многим ребятам успешно поступить в высшие учебные заведения, такие как Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет (филиал в г. Вологде), Вологодский государственный технический университет, Вологодская государственная молочнохозяйственная академия.

Словцов Анатолий (11 класс, общегородской факультатив):

«Я учился в НОЦ четыре года. Некоторые предметы были новыми, например, «Введение в НИР», «Информатика», их в школе не преподавали. Сначала было сложновато, не все понимал, а потом стало нравиться. Появились новые друзья из других школ. За время обучения вспомнить можно многое: экскурсии, конференции, заседания дискуссионного клуба, интеллектуальные соревнования. Спасибо огромное преподавателям и методистам центра, которые не жалели для нас свои силы и время».

Бунина Елизавета (11 класс):

«Я бы здесь еще поучилась года четыре!.. У меня не было учителей лучше, чем в Научно-образовательном центре. Я желаю всем ученикам посещать занятия в НОЦ, принимать активное участие в его научной жизни. Считаю, что мне очень повезло, что я поступила сюда учиться. Знания, которые я получила, обязательно пригодятся мне в будущем».

Отурин Максим (11 класс):

«Я очень благодарен всем сотрудникам НОЦ за качественное преподавание предметов и хорошее отношение к ученикам. За время обучения я получил много новых знаний в различных областях науки, научился грамотно писать научноисследовательские работы. Полученные в центре знания очень помогают мне в жизни, а еще - в написании ЕГЭ».

О.В. Трескина, к.пед.н, зам. зав. отделом ИСЭРТ РАН

А.С. Кельсина, м.н.с., методист ИСЭРТ РАН Е.Н. Богачева, м.н.с. ИСЭРТ РАН

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В НОЦ

20 мая в НОЦ состоялось собрание родителей учащихся школьных факультативов, на котором были подведены итоги учебного года.

Выступая перед собравшимися, зам. зав. отделом, руководитель группы психологического сопровождения НОЦ к.пед.н. О.В. Трескина отметила важность сотрудничества с родителями. Определив Научно-образовательный центр как открытое образовательное пространство, она рассказала о его роли в развитии личности школьников.

Методист А.С. Кельсина представила отчет о деятельности НОЦ за 2008/09 учебный год. Она отметила активное участие школьников в олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях. Затронуты были и проблемы, возникающие в процессе обучения в НОЦ.

Руководитель структурного подразделения «Интеллект» С. А. Сорокина рассказала о том, как прошла профильная смена в детском лагере «Единство».

Родителям, дети которых активно проявили себя в отчетном году, была объявлена благодарность. В ответном слове родители выпускников поблагодарили коллектив НОЦ за работу и доброжелательное отношение к детям.

В заключение было проведено анкетирование родителей с целью выявления их мнения о процессе обучения детей в Научно-образовательном центре.

Как показали результаты опроса, 100% родителей отметили, что их дети положительно относятся к занятиям в НОЦ. Цели этих занятий 65% родителей в первую очередь связывают с планами дальнейшего обучения детей на экономических специальностях в вузах. Второе место занимает вариант ответа «для общего развития» - 47% опрошенных. Почти каждый четвертый участник опроса считает, что целью посещения факультатива является расширение круга общения ребенка, проведение с пользой свободного от учебы в общеобразовательном учреждении времени.

Результаты опроса показали, что самыми популярными дисциплинами являются экономика (100%), деловой английский (82%), азбука общения (70%), информатика в экономике, а также деловые игры (по 53% каждая дисциплина), здоровый образ жизни, математика в экономике, введение в НИР (по 47%).

Родительское собрание в Научно-образовательном центре

Все родители уверены в необходимости проведения родительских собраний. Однако они хотели бы получать более подробную информацию не только об успехах детей, их трудностях, но и о современных требованиях к профессиям экономического профиля, о перспективных планах работы НОЦ и др.

Данные, полученные в ходе опроса, стали одним из ориентиров для организации учебно-воспитательного процесса в новом учебном году.

ПЕРВОКУРСНИКИ - 2009

Лучшим свидетельством успешной работы Научно-образовательного центра является информация о поступлении его учащихся в высшие учебные заведения. В этом году из 42 выпускников 19 поступили на экономические факультеты.

Новоиспеченные первокурсники отдали предпочтение таким вузам, как Вологодский государственный технический университет - 11 человек, ИНЖЭКОН (вологодский филиал) - 9 человек, Московская государственная юридическая академия (вологодский филиал) - 4 человека, Вологодская государственная молочнохозяйственная академия - 3 человека.

А это имена выпускников НОЦ, которые пополнили студенческую семью других вузов страны: Кучерюк Арсений (Московский технический университет связи и информатики), Кучерюк Ася (Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск), Рябев Александр (Московский автомобильный машиностроительный институт), Забурдаева Дарья (Санкт-Петербургский университет информационных технологий механики и оптики), Рябкова Маргарита (Санкт-Петербургский торгово-экономический институт), Башарина Алена (Санкт-Петербургский университет технологии и дизайна), Солонович Анна (Ярославская государственная медицинская академия).

ПОЕЗДКА УЧАЩИХСЯ НОЦ В КЛУБ «СУДАРУШКА»*

Кто хотя бы раз не хотел попасть в сказку! Выпускникам и преподавателям Научнообразовательного центра представилась такая возможность: они побывали в клубе «Сударушка» (д. Старое Вологодского района), в гостях у Гусевой Софии Анатольевны, которая смогла возродить и стремится сохранять русские народные традиции.

Сейчас София Анатольевна на пенсии, а прежде была учительницей - преподавала физику, азы столярного мастерства и домоводства. Энергии и талантов у Софии Гусевой столько, что даже не верится!

Встреча началась с выпечки: София Анатольевна заранее затворила тесто. И закипела работа: кто смазывает противни, кто стряпает пирожки и плюшки. Не попавшие в команду кулинаров изучали достопримечательности клуба «Сударушка», которых у Софии Анатольевны не счесть: поделки из бересты, шелковых лент, ниток, кружевные салфетки, расписные деревянные доски, фотографии. В самом центре клуба, как царица на троне, восседает расписная красавица-печка. Особый уют помещению придают веселые полосатые половички.

Группа учащихся и преподаватели НОЦ в гостях у С.А. Гусевой

Рассказала София Анатольевна и том, как появился клуб «Сударушка».

«Не было бы счастья, да несчастье помогло», - говорит Сударушка. Как-то в 1991 году пустовавшее добротное деревянное здание бывшей библиотеки предложили «заполнить» именно энергичной Софии Гусевой - рукодельнице и преподавательнице местной школы. «И меня как стрельнуло, - на лице Софии Анатольевны появляется улыбка, а в глазах поблескивает веселый огонек, - создать женский клуб-посиделки, как это было в старину». И название подобрали подходящее, ласковое - «Сударушка». За время существования клуба в гостях у Софии Гусевой побывали многие знаменитости: Ольга Фокина, Джан-на Тутунджан, Василий Белов и др.

После чаепития была организована экскурсия, в ходе которой гости услышали интересный рассказ обо всех экспонатах клуба, узнали об обряде пеленания детей, посидели за ткацким станком и за старинной школьной партой. А после экскурсии все облачились в народные костюмы и под чутким руководством Сударушки плясали под патефон.

Бесспорно, поездка в клуб «Сударушка» произвела на всех очень сильное впечатление. У многих появилось желание навестить Сударушку еще раз.

Угощение печеной картошкой

У истоков народного творчества

ЭКСКУРСИЯ В ЦИФРОВУЮ ШКОЛУ*

17 июня руководители отделов Института социально-экономического развития территорий РАН и сотрудники Научно-образовательного центра посетили с обзорной экскурсией МОУ «СШ №41».

Ее директор Соколова Валентина Павловна рассказала о функционировании школы, обратила внимание гостей на интерактивный холл, представляющий собой информационную плазменную панель.

С помощью этой панели каждый ученик или родитель может узнать всю информацию о школе: ее истории, изменениях в расписании, последних событиях, комплектации классов, плане здания, меню столовой и т. д.

Заместитель директора школы по информатизации образовательного процесса Перемышленко-ва Валентина Александровна пригласила сотрудников Института в поливалентный конференц-зал, где провела виртуальную экскурсию по школе и познакомила с инновационным информационным обеспечением учебного процесса.

В 15 кабинетах можно было увидеть интерактивные доски, еще в 11 - мультимедиа. Валентина Александровна объяснила устройство и назначение таких технических новинок, как мобильная кафедра, документ-камера, радиосистема для тестирования и опроса, мобильный компьютерный класс.

Особый интерес у гостей вызвали технические возможности интерактивной доски: затемнение экрана, перетаскивание объекта, собирание объекта, электронное перо, работа с картами, графиками.

В ходе экскурсии гости посетили актовый зал и библиотеку.

В завершение мероприятия состоялся обмен мнениями.

Директор школы В.П. Соколова высказала предложение о дальнейшем сотрудничестве с Научно-образовательным центром.

ПРОФИЛАКТИКА СТРЕССА И ПРИЕМЫ ЕГО СНЯТИЯ *

Стрессовые ситуации встречаются в нашей непростой жизни довольно часто. А вот как выйти из этого состояния, которое может затянуться и перейти в депрессию, знает не каждый. Разговор об этом состоялся в июне во время встречи сотрудников НОЦ с заведующей амбулаторным отделением областного психотерапевтического центра Заборской Ириной Анатольевной.

Тема ее беседы: «Профилактика стресса и приемы его снятия».

Информационная плазменная панель

Пишем на интерактивной доске

Участники встречи с интересом включались в беседу, вспоминая различные стрессовые ситуации. Причины возникновения стрессов назывались различные: напряженная трудовая деятельность, недостаток времени для отдыха, перенапряжение, нестандартные ситуации, излишняя эмоциональность.

И.А. Заборская рассказала о достаточно простых способах снятия острого стресса (которые не требуют длительных тренировок и особенно эффективны в неотложных, критических ситуациях), а именно:

- выйти из помещения, где есть стрессовый фактор;

- выполнить дыхательные упражнения: глубоко и медленно подышать;

- выпить стакан чистой воды;

- «заземлиться» - вернуться в состояние «здесь и сейчас», безоценочно описать, что находится вокруг, например: «Я вижу, я ощущаю, я слышу».

Эффективными являются также следующие приемы: «стеклянная стена» (представление барьера между собой и человеком, вызывающим стресс); «я-высказывание» (проговаривание негативных эмоций от первого лица); «визуализация» (представление неприятного человека в виде животного, ребенка).

Хронический стресс опасен тем, что могут возникать негативные эмоциональные состояния, базовыми из которых являются гнев, страх, обида, вина. Ирина Анатольевна объяснила психологическую природу каждой эмоции. А в заключение она сказала: «Необходимо помнить, что стресс - это нормальная реакция организма на повышение напряжения. В напряжении заключена энергия, которую можно поставить себе на службу. Каждый человек может преодолевать стресс, и этому надо учиться».

Участники встречи поделились своими впечатлениями:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Р.В. Дубиничев: «Проведенный семинар дал четкое разъяснение причин и факторов стресса, что позволяет адаптировать свое поведение к стрессовой ситуации для предотвращения такого состояния. Считаю очень полезным проведение подобных семинаров для поддержания здоровой атмосферы в коллективе».

М.В. Кукушина: «Лекция была очень познавательная. Специалистом были подробно рассмотрены отрицательные эмоции и способы борьбы с ними. У нас была возможность пройти тест и определить предрасположенность к стрессу, а также выполнить несколько упражнений, помогающих справиться с эмоциональным напряжением. И самое главное - после этой лекции буду учиться формировать новое отношение к сложившейся ситуации».

А.В. Городилова: «Спасибо организаторам за проведение семинара. Ирина Анатольевна очень увлекательно рассказала о стрессе и его профилактике. Уверена, что многие из нас узнали что-то новое и важное для себя и будут использовать описанные методики в жизни».

Участники встречи

АРТ-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

ПЕРСОНАЛА *

27 - 29 мая руководитель группы психологического сопровождения образовательных программ Научно-образовательного центра Трескина Ольга Валентиновна принимала участие в работе семинара-тренинга «Арт-технологии как средство укрепления психологического здоровья персонала». Занятия проходили в Институте практической психологии ИМАТОН (г. Санкт-Петербург).

Особое внимание на семинаре было уделено вопросам использования арт-технологий в целях психопрофилактики и психогигиены на рабочем месте, снятия напряжения, преодоления стрессовых состояний и нагрузок, снижения уровня тревоги. Участники смогли побывать на нескольких арт-терапевтических сессиях, ощутив на себе положительные личностные изменения в процессе работы в технике коллажа, скульптурного моделирования с помощью фольги, а также группового рисования.

«Обучение на семинаре, - сообщила Ольга Валентиновна, - позволило проявиться моим творческим способностям, породило много интересных мыслей и идей, которые хочется воплотить в жизнь. Думаю, что полученные знания, навыки и опыт помогут при разработке концепции тренинга психологической поддержки аспирантов и сотрудников ИСЭРТ РАН».

Арт-технологии эффективны на различных этапах профессионального пути человека, в том числе и при смене профессии: здесь они помогают определить основные жизненные цели и ценности.

УЧАСТВУЕМ И ПОБЕЖДАЕМ *

Подведены итоги IX Всероссийской Олимпиады развития народного хозяйства России, в которой принимали участие аспиранты, студенты и школьники Научнообразовательного центра при ИСЭРТ РАН.

На конкурс было представлено 5 439 работ по 170 номинациям. Среди участников олимпиады - 337 вузов из России и 7 вузов из Белоруссии.

ИСЭРТ РАН занял 6-е место в номинации «За лучшую организацию научноисследовательской работы со студентами» и 7-е место в номинации «За лучшую организацию и активное участие в олимпиаде».

Из числа аспирантов Института победителями стали:

И.А. Кондаков - 1 место в номинации «Научно-техническое развитие России» (тема НИР: «Разработка и апробация методики сравнительной оценки научнотехнического потенциала региона»);

Е.Н. Богачева - 1 место в номинации «Экономические аспекты развития органов местного самоуправления» («Развитие туристского потенциала в экономике муниципального образования - на примере Вологодского муниципального района Вологодской области»);

О.В. Трескина

С.С. Копасова - 1 место в номинации «Развитие народнохозяйственного комплекса региона» («Устойчивое развитие региона: тенденции, проблемы, перспективы»);

В.И. Попова - 1 место в номинации «Социологические аспекты развития народного хозяйства России» («Безнадзорность несовершеннолетних как фактор социальноэкономического развития региона»);

Т.Г. Смирнова - 1 место в номинации «Развитие народнохозяйственного комплекса в федеральных округах» («Оценка эффективности использования производственного потенциала района»);

И.И. Свирелкина - 2 место в номинации «Социальная ответственность управления» («Социальное партнерство в образовании - на примере Вологодской области»);

В.В. Степаненко - 2 место в номинации «Экология в регионах России» («Экология Вологодской области и ее влияние на здоровье детей»);

О.Н. Калачикова - 2 место в номинации «Увеличение народонаселения России» («Репродуктивный потенциал и демографическое развитие региона: взаимодействие и пути повышения»);

О.И. Попова - 3 место в номинации «Отраслевое развитие народного хозяйства России» («Оценка потенциала кластеризации Вологодской области»);

А.М. Черевко - 4 место в номинации «Развитие сельского хозяйства в регионах России» («Мониторинг функционирования АПК Вологодской области»).

Из числа школьников победителем стала А. Башарина (СОШ №8 г. Вологды), занявшая 5 место в номинации «Жилищная политика России» («Реализация национального проекта «Доступное жилье» в Вологодской области»).

СТРАНА "КРЕАУВЛЕФАНТАГОРИЯ"

В августе на базе детского оздоровительного лагеря «Единство» состоялась очередная профильная смена для одаренных детей г. Вологды. Уже пятый год подряд в рамках данной смены формируется экономический отряд из школьников, обучающихся на факультативах Научно-образовательного центра Института социальноэкономического развития территорий РАН.

Смена в лагере носила необычное название «КреаУвлеФантагория», которое расшифровывается как креативная, увлекательная и фантастическая страна.

Занятия по экономике вел Дубиничев Роман Васильевич, сотрудник ИСЭРТ РАН.

Ребята с интересом изучали экономику, а также принимали участие в спортивных и познавательно-развлекательных мероприятиях, организованных в лагере.

Все дети участвовали в лагерных Олимпийских играх, и каждый показал свою спортивную силу и ловкость. В конкурсе «В гостях у сказки» надо было придумать новую сказку или обыграть уже известный сюжет и продемонстрировать свои актерские способности. Жители КреаУвлеФантагории стали также участниками эксклюзивного зрелища «В мире моды», на котором была представлена экстравагантная коллекция одежды, сделанной своими руками.

Словом, жизнь в лагере была очень насыщенной и запоминающейся, как отметили наши юные экономисты (учащиеся 9 - 11 классов МОУ «Лицей №32»):

Хвостов Александр

Все занятия проводили очень хорошие и понимающие преподаватели.

В лагере прошло также много мероприятий и конкурсов, в которых я принимал активное участие. За время лагерной смены мы стали одной большой и дружной компанией!

Смирнова Алена

В лагере мне очень понравилось заниматься экономикой, а в свободное время отдыхать с друзьями, ходить на дискотеки, общаться с остальными ребятами. Здесь очень дружелюбная атмосфера.

НАШИ ДИССЕРТАНТЫ

23 июня на заседании диссертационного совета при Институте социально-экономических проблем народонаселения РАН (Москва) м.н.с. ИСЭРТ РАН Морев Михаил Владимирович успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук.

Тема диссертации: «Социально-экономические и демографические аспекты суицидального поведения населения (на примере Вологодской области)».

Научный руководитель - к.э.н, доцент Шабунова Александра Анатольевна.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ -НА БЛАГО РОССИИ

ИТОГИ РАБОТЫ ФИЛИАЛА СПБГИЭУ В Г. ВОЛОГДЕ ЗА 2008/2009 УЧЕБНЫЙ ГОД

Филиал СПбГИЭУ известен на рынке образовательных услуг г. Вологды с 1997 года. За это время он выпустил более 600 квалифицированных специалистов.

Возглавляет его заслуженный деятель науки РФ вице-президент Союза социологов России, председатель Общественной палаты Вологодской области д.э.н., профессор Ильин Владимир Александрович.

Под его руководством в результате слаженной работы преподавательского коллектива при поддержке Правительства Вологодской области, Администрации г. Вологды, Санкт-Петербургского государственного инженерноэкономического университета в развитии филиала сделан значительный шаг вперед за небольшой промежуток времени.

Учебный процесс в филиале обеспечивают 11 профессоров, 24 доцента, 38 кандидатов наук.

Вклад ИНЖЭКОНа в подготовку экономистов для города получил высокую оценку со стороны Правительства Вологодской области и Администрации г. Вологды, а также влиятельных кругов бизнес-сферы.

По словам главы г. Вологды Шулепова Евгения Борисовича, филиал ИНЖЭКОНа -«единственный вуз в городе, который отличается практической направленностью в применении знаний».

Как показывают данные мониторинга1, студенты выбирают обучение в филиале ИНЖЭКОНа по следующим причинам:

• «здесь дают хорошее образование» - 40%;

• «слышал о филиале много хорошего», «знакомые посоветовали» - 45%.

Большинство выпускников (81%) рекомендуют своим друзьям и знакомым

учиться в ИНЖЭКОНе.

Обучение в ИНЖЭКОНЕ. ИНЖЭКОН успешно выпускает специалистов очного и заочного отделений по востребованным на сегодняшний день направлениям: «Финансы и кредит», «Менеджмент организации», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» и «Прикладная информатика в экономике».

Созданы все условия для подготовки квалифицированных специалистов по экономическому направлению: аудитории, оборудованные мультимедийными средствами обучения, компьютерные классы с бесплатным доступом в Интернет, лингафонный кабинет, современная библиотека. Материальнотехнической базой филиала полностью и частично удовлетворены 90% студентов.

Сотрудничество с Институтом социальноэкономического развития территорий Российской академии наук. ИНЖЭКОН проводит активную работу по интеграции образовательной и научной деятельности. Студенты регулярно участвуют в научно-практических конференциях городского и всероссийского масштаба, проводимых ИСЭРТ РАН совместно с филиалом. Ежегодно в филиале проходят конференции «Экономика региона: реальность и перспективы» и «Новая экономика - новое общество». По их результатам издаются п , „ ,

Лингафонным кабинет

сборники научно-исследовательских работ.

1 При подготовке материала были использованы результаты опроса 447 студентов, проведенного группой психологического сопровождения и мониторинга качества образовательного процесса филиала СПбГИЭУ в г. Вологде в 2009 г.

Библиотека

Лауреаты конференции «Новая экономика - новое общество»

Спецсеминар зам. директора по экономике ОАО «Ротор»В.П. Кардакова

Выпускники ИНЖЭКОНа могут построить карьеру в научной сфере, поступив в аспирантуру ИСЭРТ РАН. Так, в настоящее время в аспирантуре учатся трое студентов филиала из первого выпуска очного отделения, планируют поступать семь выпускников специальности «Финансы и кредит».

В филиале созданы все условия, необходимые для занятий научноисследовательской деятельностью. Это отмечают 85% студентов очного отделения. По сравнению с предшествующим учебным годом активность участия студентов в научной жизни значительно возросла.

Технологии обучения. Преподаватели университета передают свои знания молодежи, опираясь на современные образовательные технологии.

На практических занятиях применяются активные методы обучения: деловые игры, круглые столы, разработки творческих проектов, решение производственнохозяйственных задач. Положительно оценивают использование новаторских методов в преподавании 67% опрошенных студентов.

В филиале третий год существует и хорошо себя зарекомендовала система спецсеминаров и спецкурсов по дисциплинам профессионального цикла. Занятия со студентами проводят руководители промышленных предприятий, ведущие специалисты ИСЭРТ РАН. Лекции читают профессора и доценты головного вуза. Активно применяется система видеолекций и видеоконференций в режиме телемоста.

Качеством обучения в филиале полностью и частично удовлетворены 72% студентов.

Лекция профессора СПбГИЭУ д.п.н. Г.Н Нурышева

Студенты ИНЖЭКОНа в Финляндии

О студенческой практике. Учебная, производственная и преддипломная практики проходят в тесном сотрудничестве с ведущими машиностроительными предприятиями г. Вологды, администрацией областной столицы, банками, страховыми компаниями. Многие респонденты (44%) называют в качестве причин выбора обучения в филиале «практико-ориентированный подход», что связано с организованной системой практик и оптимальным взаимодействием филиала с предприятиями и организациями города.

Студенческая жизнь. По мнению 68% респондентов, в филиале созданы благоприятные условия для творчества и инициативы.

Инжэконовцы регулярно проводят зрелищные мероприятия, встречаются с интересными людьми, посещают театры и выставки, концерты в филармонии. Студенты ездят на экскурсии по городам России и зарубежным странам, участвуют в фестивалях и студенческих съездах.

Большое внимание в филиале уделяется формированию здорового образа жизни студентов. С этой целью проводятся недели здоровья, лекции с привлечением специалистов-медиков, конкурсы газет на тему здоровья, спортивные праздники и другие мероприятия.

Как считают большинство студентов (56%), условия в филиале способствуют формированию у них здорового образа жизни.

К чему мы стремимся? Международное сотрудничество. МИССИЯ филиала Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в городе Вологде заключается в предоставлении молодежи возможности получения непрерывного профессионального экономического образования в регионе на современном инновационном уровне.

В планах филиала - развитие международного сотрудничества. Филиал активно

сотрудничает с Университетом прикладных наук Кюменлааксо финского города Коувола.

В ближайшем будущем на обучение в Финляндию отправится первая группа студентов филиала.

В мае 2009 года филиал посетила делегация Китайской Народной Республики. В рамках визита был подписан протокол о намерениях, в котором обозначены основные направления сотрудничества.

Корпоративный университет. Филиал продолжает подготовку специалистов по программам дополнительного образования. С 2008 года на базе филиала при содействии Ассоциации машиностроителей и администрации г. Вологды создан Центр непрерывного образования (Корпоративный университет г. Вологды).

Корпоративный университет, сотрудничая с центрами занятости населения Вологодского района и г. Вологды, предлагает людям, состоящим на учете на бирже труда, программы переподготовки.

ДЕНЬ ЗНАНИЙ

В.А. Ильин и М.А. Потапенко поздравляют первокурсников

Новый учебный год в ИНЖЭКОНе начался со встречи директора филиала д.э.н., профессора В.А. Ильина с первокурсниками, состоявшейся в Областной библиотеке им. Бабушкина. Владимир Александрович рассказал о правилах, которые приняты в университете, в т. ч. о строгой дисциплине, а также об организации практики студентов, о курсах по повышению квалификации, о модульном обучении и о многом другом, связанном с учебными буднями и хлопотами студентов. В неофициальной части выступления

Владимир Александрович рассказал о своей студенческой жизни. Затем с напутственными словами к первокурсникам обратились заместитель директора филиала Потапенко Маргарита Андреевна, заведующая отделом маркетинга Областной библиотеки Кербут Татьяна Германовна и выпускник филиала Усков Владимир. Первокурсники уходили со встречи уже по-деловому настроенными.

Чуть позже В.А. Ильин встретился со студентами 2-5-го курсов. Встреча проходила в 201 аудитории и, как принято, транслировалась на все аудитории вуза. Поздравив студентов с Днем знаний, Владимир Александрович рассказал об итогах прошлого учебного года и о произошедших за лето преобразованиях, в частности о проведении эксперимента по блочно-модульной системе обучения. В конце встречи Владимир Александрович ответил на вопросы студентов, в т. ч. о строительстве общежития. Администрация вуза принимает определенные усилия, чтобы с помощью областных и городских властей двигаться в этом направлении. Был задан также вопрос о преимуществах для выпускников ИНЖЭКОНа при поступлении в аспирантуру ИСЭРТ РАН. «Для выпускников ИНЖЭКОНа мы определяем специальные сроки проведения вступительных экзаменов, - ответил Владимир Александрович. - По сути дела, выпускники

получают диплом и сразу сдают экзамены Т.Г. Кербут ^ г ^

Первокурсники в Областной библиотеке

в аспирантуру. Уже поступило пять человек из предыдущего выпуска, а это почти 10%. На оставшиеся пять мест сейчас уже подано 26 заявлений. У нас такого никогда не было».

Вечером в зале ДК ПЗ состоялся праздничный концерт. Традиционно он начался с видеоприветствия ректора Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета - доктора экономических наук, профессора Гончарук Ольги Васильевны.

С Днем знаний поздравили первокурсников и преподаватели, и представители предприятий и банков, на которых студенты проходят производственную практику, научные сотрудники ИСЭРТ РАН, а также и сами студенты, которые показали яркие зрелищные номера. Директор филиала В.А. Ильин горячо поздравил всех с праздником и отметил, что на протяжении всего концерта царила семейная и радостная атмосфера. Далее состоялось выступление студенческих коллективов: музыкальной группы «ОпеБіеР» и команды КВН «Он же конь», победительницы майского ИНЖЭКОНовского фестиваля - 2009 в номинации «Лучшие шутки». Завершился праздник по славной традиции филиала дискотекой и торжественным салютом.

Д.В. Туркин,

редактор филиала ИНЖЭКОНа в г. Вологде

На концерте в ДК ПЗ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.