26
Проблематика транспортных систем
УДК 625.45
Н. В. Левадная, В. А. Черняева, М. Л. Петрович, Е. С. Новосельцева, Л. Ю. Истомина, Н. В. Кулинич
УЧАСТИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В ОСВОЕНИИ ВНЕШНИХ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК г. ГАТЧИНЫ
Работа по совершенствованию транспортной системы городов в условиях роста уровня автомобилизации и повышения темпов развития городов является актуальной и необходимой. Рассмотрены вопросы изучения и совершенствования транспортной системы г. Гатчина, а также участия железнодорожного транспорта в освоении внешних пассажирских перевозок.
транспортная система городов, геоинформационные технологии, натурные обследования пассажиропотоков, пригородный железнодорожный транспорт, маркетинговые исследования, транспортное моделирование.
Введение
Транспортная ситуация во многих городах находится сегодня в критическом состоянии. Это обусловлено не только резко возросшими объемами автомобильного движения, но и хроническим отставанием строительства объектов транспортной инфраструктуры от темпов освоения городских территорий под жилищное строительство. Подобная ситуация распространяется не только на города, имеющие сложную транспортную систему, но и на небольшие города с достаточно простой транспортной схемой. К таким городам относится Гатчина, которая является не только важным транспортным узлом, но и популярным местом туризма и отдыха, поэтому работа по изучению и совершенствованию структуры транспортной системы этого города является достаточно актуальной.
1 Роль железнодорожного транспорта в освоении пассажирских перевозок
Роль железнодорожного транспорта в освоении пассажирских перевозок в пригородном сообщении в настоящее время существенно снижается. Если к концу 1980-х годов в Ленинградском транспортном узле по железной дороге осуществлялось более 90 процентов перевозок в пригородном сообщении, то к настоящему времени железной дорогой пользуется не более половины пригородных пассажиров. Значительная доля пассажиропотока осваивается теперь автомобильным транспортом - индивидуальными автомобилями, пригородными автобусами и маршрутными такси.
2010/4
Proceedings of Petersburg Transport University
Проблематика транспортных систем
27
Автомобильный транспорт предоставляет пассажирам более высокий комфорт передвижения при более низкой стоимости поездок, доставляет пассажиров непосредственно от места отправления до места прибытия, без дополнительных пересадок. Вместе с тем привлекательность использования автомобильного транспорта резко падает при возникновении заторов на пригородных автомобильных дорогах. Время поездки становится неопределенным, резко возрастает опасность аварийных ситуаций.
Строительство новых автомобильных дорог и расширение существующих не обеспечивают прием увеличивающихся автомобильных потоков. Рост численности населения в пригородах Санкт-Петербурга, рост уровня автомобилизации предполагают дальнейшее увеличение неудовлетворенного спроса на автомобильные пути сообщения, связывающие город с его пригородной зоной. Сдерживание подвижности населения приводит к снижению деловой активности и в Санкт-Петербурге, и во всех городах Петербургской агломерации, приводит к снижению конкурентоспособности агломерации на внешних рынках товаров и услуг.
Реальным выходом из сложившейся ситуации является восстановление привлекательности железнодорожного транспорта.
2 Характеристика г. Гатчина
Г атчина является важным транспортным узлом. Через город проходят железные дороги, связывающие Санкт-Петербург с Прибалтикой, Белоруссией и Украиной, имеется два пассажирских вокзала и грузовая станция. Основные автодороги, связывающие Санкт-Петербург с другими регионами России, находятся в пределах 30-50 минут езды от Г атчины. Примерно в 30 минутах езды на автомобиле расположен международный аэропорт Пулково-2. Город обеспечен всеми современными видами связи, в том числе мобильной телефонной связью и доступом в сеть Интернет.
Промышленность и строительство являются ведущими отраслями в экономике города, давая 88% общего объема выпуска продукции [1]. На предприятиях этих отраслей в настоящее время работают около 1/3 всего занятого населения, что дает более 50% доходов в местный бюджет. На территории города расположены промышленные предприятия приборостроения судостроительной промышленности «Завод Кризо», производства трубопроводной арматуры «Завод Буревестник», ремонта авиационных двигателей «218-й авиационный ремонтный завод», производства кемпин-говой мебели «Гатчинский завод “Авангард”», производства систем пожа-ро- и газобезопасности «Электронстандарт», производства рубительного и размалывающего оборудования «Гатчинский опытный завод бумагоделательного оборудования», «Гатчинский молочный завод» и «Гатчинский хлебокомбинат», два крупных домостроительных комбината «Гатчинский ДСК» и «Г атчинский ССК», а также НИИ: филиал ЦНИИ конструкцион-
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2010/4
28
Проблематика транспортных систем
ных материалов «Прометей», ЦНИИ «Электроприбор» и Петербургский институт ядерной физики РАН, имеющий ядерный реактор.
3 Транспортная составляющая г. Гатчина
Город Гатчина является главным транспортным узлом Гатчинского района и одним из крупных транспортных центров Петербургского узла. Железнодорожный транспорт играет важную роль в пассажирских перевозках от Гатчины до Санкт-Петербурга и других населённых пунктов.
В меридиональном направлении через город проходит железная дорога Петербург-Псков, соединяющая Петербург и Ленинградскую область со странами Балтии и Восточной Европы, в широтном - железная дорога, обеспечивающая связь сети российских дорог с портами на южном побережье Финского залива.
Г атчинский железнодорожный узел находится в 45 км к юго-западу от Санкт-Петербурга. Через Гатчину проходит стратегически важная железнодорожная ветка Мга-Гатчина-Ивангород с выходом к Усть-Луге. Через Гатчину проходит три железнодорожные магистрали, которые связаны между собой соединительными ветками:
• Санкт-Петербург-Псков;
• Мга-Ивангород;
• пригородная линия Санкт-Петербург-Г атчина через Лигово и Красное Село.
Железнодорожная петля стратегического назначения обеспечивает переход с одного направления на другое.
Основными внешними автодорогами в районе г. Гатчина являются автодороги федерального и региональные значения. Автодорога федерального значения М20 (Е95) Санкт-Петербург-Псков-Киев входит в состав международного панъевропейского транспортного коридора № 9. Автодорога Санкт-Петербург-Псков обходит город с востока. Трасса обхода начинается на 40-м км (от Санкт-Петербурга) и выходит на существующую автодорогу на 53-м км, в районе пос. Б. Колпаны.
Интенсивность движения на подходах к городу (в районе д. Зайцево) -около 30 тыс. ед. в сутки, максимальная (июль) - около 40 тыс. ед. в сутки. Протяженность обхода составляет 13 км. Обход с двухполосным движением, находящийся в эксплуатации более 20 лет, перегружен. На въезде в город со стороны Санкт-Петербурга Ленинградское шоссе пересекается с Красносельским и Павловским шоссе, образуя площадь, от которой начинается главная городская магистраль (проспект 25-го Октября).
Параметры отдельных участков автодорог (ширина проезжей части, радиусы кривых в плане) не отвечают существующей технической категории; увеличился износ проезжей части автодорог из-за роста интенсивности движения и грузоподъемности транспортных средств. С юга город об-
2010/4
Proceedings of Petersburg Transport University
Проблематика транспортных систем
29
ходит южное полукольцо Санкт-Петербурга (от пос. Б. Ижора до г. Киров-ска) А120 - автодорога федерального значения, которая находится в неудовлетворительном техническом состоянии. Интенсивность движения на подходах к городу (в районе пос. Б. Колпаны) составляла чуть более 5 тыс. ед. в сутки, максимальная (май) - более 6 тыс. ед. в сутки.
Разветвленная сеть автодорог пригородных автобусных маршрутов (более 40) обеспечивает связь Г атчины с Санкт-Петербургом, Павловском, Пушкином, прочими населенными пунктами района и области. Отправление и прием пассажиров осуществляются от автостанции, расположенной на привокзальной площади железнодорожной станции Гатчина-Варшавская (автостанция представляет собой диспетчерский пункт с комнатами отдыха для водителей).
Пригородные маршруты обслуживает пассажирское автотранспортное предприятие ДГУП «Г атчинапассажиравтотранс», а также другие коммерческие предприятия (9 единиц). Однако Г атчина испытывает трудности в обеспечении населения транспортными услугами. Гатчинское пассажирское автопредприятие ДГУП «Гатчинапассажиравтотранс», обслуживающее и город, и район, находится в областной собственности и имеет крайне изношенный парк машин.
Каркас улично-дорожной сети (УДС) города сформирован тремя внешними направлениями:
Санкт-Петербург-Псков (пр. 25 Октября);
Гатчина-Кипень (Красноармейский пр.);
Гатчина-Куровицы-Сиверский (ул. Чкалова).
Сеть общественного пассажирского транспорта (в границах города) имеет протяженность 43,2 км, в том числе:
• участки сети, по которым проходят только городские маршруты, -16,0 км;
• только пригородные маршруты - 13,0 км;
• участки совмещенного движения городских и пригородных маршрутов - 14,2 км.
4 Применение геоинформационных технологий на транспорте
В настоящее время работа по совершенствованию транспортной системы сводится к решению транспортных задач с помощью современных методов - геоинформационных технологий (ГИС) [2]. ГИС - географические информационные системы - это успешно развивающаяся информационная технология, эффективно применяющаяся во многих отраслях, в том числе на транспорте. У транспортных ГИС есть одна важная особенность -самый широкий круг пользователей, которым нужна транспортная информация. Это дорожники, то есть те, кто создает и поддерживает транспортные сети в рабочем состоянии, и те, кто осуществляет перевозки по транс-
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2010/4
30
Проблематика транспортных систем
портным артериям. Это все жители города, поскольку они пользуются транспортом для проезда. Этим категориям городских жителей нужна информация о транспортных сетях и объектах. Программные средства ГИС достаточно гибки и разнообразны, они успешно применяются на всех видах транспорта. По сути возможности ГИС безграничны, так как ГИС -универсальная технология для работы с пространственными данными. На основе этих данных можно делать различные пространственные запросы и проводить сложный информационный анализ, моделировать ситуации, связанные с пространственным планированием, строить наглядные иллюстрации взаимодействия человека и окружающей среды.
На транспорте ГИС с успехом применяются:
• при планировании, проектировании, строительстве, эксплуатации автодорог, мониторинге передвижений, сборе статистики по функционированию подведомственной дорожной сети, анализу аварий на автодорогах и т. п.;
• при управлении недвижимым имуществом, объектами инфраструктуры железных дорог, слежении за поездами и грузами, анализе грузопотоков, мониторинге и маркетинге, информировании пассажиров, оценке рисков, планировании развития железнодорожной сети и т. п.;
• при планировании и анализе маршрутной сети городского пассажирского транспорта (ГПТ), диспетчеризации, слежении за подвижным составом ГПТ, увязке расписаний с другими видами транспорта, поддержке эксплуатации систем энергоснабжения, сигнализации и связи, составлении и анализе отчетов по ДТП и т. п.;
• при управлении имуществом и территорией аэропортов, выборе мест строительства новых объектов инфраструктуры аэропорта, мониторинге и планировании воздушных коридоров, оценке пропускной способности, оптимизации парковки самолетов, экологической оценке и т. п.
В связи со столь массовым применением ГИС являются очень ценным ресурсом. Однако только ГИС-программы недостаточно для решения транспортных задач. Успешное внедрение геоинформационных технологий возможно лишь при наличии качественных данных, подходящего программного обеспечения, техники и специалистов. Очень важно иметь базу данных и электронные карты городов. Обязательна также информация, собранная в результате натурных обследований. Как правило, результаты визуальных наблюдений служат в дальнейшем основой для проверки адекватности транспортного моделирования.
5 Изучение пассажиропотоков на транспорте
Оценка существующего состояния обслуживания железнодорожным транспортом г. Гатчины и возможности улучшения работы всей транспортной системы города за счет повышения качества перевозок на желез-
2010/4
Proceedings of Petersburg Transport University
Проблематика транспортных систем
31
нодорожном транспорте - основная задача НИР, проводимой совместно сотрудниками кафедры «Промышленный и городской транспорт» ПГУПС и специалистами ЗАО «Петербургский НИПИград». Для оценки выбран комплексный подход, то есть рассматривался полный объем передвижений на внешних связях города, включая передвижения на автомобильном транспорте.
С использованием комплексного подхода решались аналогичные задачи для Петербургской агломерации [3] и для города Пермь [4].
Маркетинговые исследования и натурные обследования пассажиропотоков на железнодорожном и автомобильном транспорте проводились в феврале-марте 2009 года [5], [6].
Целью обследования на пригородном железнодорожном транспорте является определение фактических пассажиропотоков по железной дороге на связи Санкт-Петербург-Гатчина. В среднем выборка обследования на железнодорожном транспорте составила 59% (табл. 1).
ТАБЛИЦА 1. Выборка обследования пригородных электропоездов
Направление Поездов в сутки Обследовано поездов Выборка, %
На Г атчину-пасс.-Балт. 22 15 68
Из Гатчины-пасс.-Балт. 21 13 62
На Г атчину-пасс.-Варш. 24 12 50
Из Гатчины-пасс.-Варш. 23 13 57
Итого 90 53 59
По результатам натурных обследований определены размеры пассажиропотоков на ж.-д. транспорте (рис. 1, 2), выявлена загруженность железнодорожных направлений (рис. 3).
Рис. 1. Размеры пассажиропотоков на ж.-д. Рис. 2. Загруженность железнодорожных транспорте на въезде в Г атчину (пасс/сут) направлений на связи с Г атчиной (%)
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2010/4
32
Проблематика транспортных систем
Рис. 3. Размеры пассажиропотоков на Гатчинском направлении, пасс.,
будний день, с 7 до 10 утра
Результаты обследований определили, что внутрисуточная динамика пассажиропотоков имеет классическую полиномиальную кривую с «пиковыми» нагрузками в утренние часы в сторону мегаполиса и в вечерние часы в обратном направлении; объемы пассажиропотоков на общественном и индивидуальном транспорте распределены в соотношении 47% и 53% соответственно.
Пассажиропоток на выезде из Г атчины в сторону Санкт-Петербурга:
• по автодорогам - 8000-10000 пасс. за 3 утренних часа;
• по железной дороге - 4300 пасс. в сутки (1962 пасс. за 3 утренних часа, из которых 996 пасс. отправляется от ст. Гатчина-Балтийская и 966 от ст. Г атчина-Варшавская).
Маркетинговые исследования на железнодорожном транспорте определили структуру пассажирских перевозок. В частности, установлены частота использования пассажиром пригородной электрички (рис. 4) и цель поездки (рис. 5).
2010/4
Proceedings of Petersburg Transport University
Проблематика транспортных систем
33
□ каждый день
■ через день
□ 2-3 раза в неделю
□ редко
■ КСВ
□ прочее
□ 1 раз в неделю
□ 3-4 раза в месяц
■ 2-3 раза в месяц
Рис. 4. Частота использования пассажирами г. Гатчина пригородной железной дороги
18%
□ на работу
□ домой
□ в магазины
□ на учебу
■ с другой целью
□ в гости
D посещение культурных и общественных учреждений
□ с деловой целью
Рис. 5. Цель поездки при использовании пригородной железной дороги
6 Анализ транспортной ситуации в г. Г атчина
Как показали результаты соцопроса пассажиров, 49% респондентов считают, что железная дорога - наиболее удобный вид транспорта при совершении поездок с различными целями, однако 43% пассажиров указали на низкий уровень обслуживания пригородным железнодорожным транспортом.
В работе транспорта выявлен ряд недочетов: низкий уровень транспортных услуг, выраженный в отсутствии четкости в расписании движения, несоответствии уровня комфорта стоимости поездки (грязь, отсутствие отопления в вагоне, испорченные входные двери и т. п.), отсутствии гибкой системы продажи проездных билетов, низком уровне комфорта для пассажиров на вокзалах г. Г атчина.
Среди недостатков транспортной системы города - негативное воздействие от транзитных транспортных потоков, недостаточный уровень развития улично-дорожной сети и автодорожных связей с Санкт-Петербургом, в том числе с Красным Селом, Павловском, Пушкином,
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2010/4
34
Проблематика транспортных систем
с прилегающими районами, отставание уличного благоустройства, слабая роль пассажирского железнодорожного транспорта, конфликтная ситуация с уличным и внеуличным транспортом.
7 Проектные предложения, разработанные с применением транспортного моделирования
В качестве проектных предложений, вошедших в транспортную часть генерального плана г. Гатчины [7], предложены увеличение ширины проезжей части на ул. 25-го Октября с развитием проектной сети улиц в районе новой застройки, ликвидация конфликтных участков с заменой переездов в одном уровне на пересечения в разных уровнях, а именно реконструкция въезда в Г атчину со стороны Куровиц с устройством пересечений в разных уровнях с ж.-д. путями Гатчина-товарная-Фрезерный и Варшавского направления и реконструкция въезда в Гатчину по Двинскому шоссе с устройством пересечения в разных уровнях с ж.-д. путями Гатчина-товарная-Веймарн.
Транспортное моделирование с применением ГИС-технологий позволило оценить результаты некоторых проектных предложений.
К примеру, в двух сценариях развития транспортной системы, учитывающих увеличение уровня автомобилизации, определены следующие результаты математического моделирования перспективных транспортных потоков в г. Г атчина: в первом варианте предложение об увеличении ширины проезжей части на ул. 25-го Октября до 14 м с развитием проектной сети улиц в районе новой застройки позволит снизить затраты времени на 2,6 минуты на одну поездку, удельную нагрузку на УДС снизить на 20 авт/км; во втором варианте предложение увеличить ширину проезжей части на ул. 25-го Октября до 14 м с включением Орловского обхода и ул. Сойту, изменением двустороннего движения на одностороннее на участке от ул. Чкалова до ул. Рощинская, а также выделением полосы для общественного пассажирского транспорта позволит снизить затраты времени на 3,2 минуты на одну поездку, удельную нагрузку на УДС снизить на 50 авт/км. Следствием этого будет снижение транспортных потоков в среднем на 23% на въезд в город Гатчина (рис. 6).
Заключение
Качество городской транспортной системы зависит от согласованного решения задач разных уровней планирования: рационального взаимного размещения основных функциональных зон (расселения, мест приложения труда, культурно-бытового обслуживания и рекреации), качества структуры дорожно-транспортной сети, организации маршрутной системы общественного транспорта и эффективности перевозочного процесса.
2010/4
Proceedings of Petersburg Transport University
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС 2010/4
РЕЗУЛЬТАТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
ПРОЕКТНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ВАРИАНТЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПАССАЖИРОПОТОКОВ ПО СЕТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА
СРАВНЕНИЕ ВАРИАНТОВ
УЛИЧ ПОДОРОЖНАЯ СЕТЬ:
вариант О - существующая; вариант 1 - проектная; НАСЕЛЕНИЕ:
вариант О - 100,1 тыс.чел; вариант 1 - 100,1 тыс.чел;
ПРОТЯЖЕННОСТЬ АВТОБУСНЫХ ЛИНИЙ: вариант 0 - 61,7 км; вариант 1 - 105,9 км;
СРЕДНИЕ ЗАТРАТЫ ВРЕМЕНИ: вариант О - 32,7 мин; вариант 1 - 31,7 мин;
УДЕЛЬНАЯ НАГРУЗКА СЕТИ:
вариант О - 0,7 тыс.пасс/км; вариант 1 - 0,4 тыс.пасс/км;
ПАССАЖИРОПОТОК НА ПОСТАХ
(тыс.яаос/час б обеих направлениях)
1. Пр. 25-го Октября 2. Пр. 25-го Октября (мостовой переход) (въезд в город)
Рис. 6. Результаты математического моделирования
U)
Проблематика транспортных систем
36
Проблематика транспортных систем
Эффективным путем решения задач повышения привлекательности пригородного железнодорожного транспорта в транспортной системе города является совершенствование системы управления процессами на железнодорожном транспорте. В этом направлении выполнен подробный анализ транспортной ситуации г. Гатчина, проведены маркетинговые и натурные исследования пассажиропотоков на железнодорожном и автомобильном транспорте. На основании полученных данных, используя геоинформационные технологии, разработаны проектные предложения по развитию транспортной системы города. Эти предложения внесены специалистам ЗАО «Петербургский НИПИград» в проект Генерального плана г. Гатчины.
Библиографический список
1. Концепция экономического и социального развития МО «Г атчинский район» до 2010 года (Утверждена Постановлением главы администрации МО «Гатчинский район» от 20.09.2001г. № 1205 и представлена для законодательного одобрения в Совет депутатов муниципального образования), 2001. - 39 с.
2. ГИС и транспорт / В. Андрианов // DATA+, ArcReview. - 2007. - № 3 (42). -http://www.dataplus.ru.
3. Влияние пригородного железнодорожного транспорта на транспортную систему городов (на примере Санкт-Петербурга) : дис. ... канд. техн. наук : 05.22.01: защищена 29.11.05 : утв. 14.04.06 / Левадная Наталья Викторовна; ПГУПС. - СПб., 2005. -242 с.
4. Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния : научные материалы юбилейной XV международной (восемнадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции / науч. ред. С. А. Вакс-ман / Екатеринбург : Изд-во УрГЭУ, 2009. - 334 с.
5. Изучение структуры транспортной системы города в современных условиях с целью совершенствования ее работы (на примере г. Гатчина) : отчет о НИР (заключ.): 625.45 ФГОУ ВПО ПГУПС; рук. Левадная Н. В. ; исполн.: Рябов Д. М. [и др.]. - СПб., 2009. - 69 с. - Инв. № 5274.
6. Отчет по обследованию транспортных и пассажирских потоков на уличнодорожной сети. Раздел Генерального плана «Транспортная инфраструктура» / Санкт-Петербургский научно-исследовательский и проектный институт градостроительного проектирования ЗАО «Петербургский НИПИград», 2009 г. - 31 с.
7. Транспортная инфраструктура. Концепция проекта. Этап I. Раздел Генерального плана г. Гатчины / Санкт-Петербургский научно-исследовательский и проектный институт градостроительного проектирования ЗАО «Петербургский НИПИград», 2009 г. - 39 с.
Статья поступила в редакцию 21.04.2010;
представлена к публикации членом редколлегии Е. П. Дудкиным.
2010/4
Proceedings of Petersburg Transport University