Научная статья на тему 'Участие Волгоградской областной организации ВЛКСМ во Всесоюзном походе комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа как одна из форм памятникоохранительной деятельности'

Участие Волгоградской областной организации ВЛКСМ во Всесоюзном походе комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа как одна из форм памятникоохранительной деятельности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
224
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМСОМОЛ / ВСЕСОЮЗНЫЙ ПОХОД / ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / СОХРАНЕНИЕ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Филатов Д. Н.

Статья посвящена участию Волгоградской областной организации ВЛКСМ во Всесоюзном походе комсомольцев по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа. Рассматривается деятельность комсомольцев по сохранению памятников истории и культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Филатов Д. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Участие Волгоградской областной организации ВЛКСМ во Всесоюзном походе комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа как одна из форм памятникоохранительной деятельности»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

25. Шаманизм народов Сибири. Этнографические материалы XVIII-XX вв.: хрестоматия: в 2 т. 2-е изд., испр. и доп. / Сост., вступ. ст., исслед., прилож., заключ., подбор ил. Т.Ю. Сем. СПб.: Филологический факультет СпбГУ; Нестор-История, 2011. 496 с.

26. Штернберг Л.Я. Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны. Хабаровск: Дальгиз, 1933. 740 с.

27. Архив ОИАК. Ф. В.К. Арсеньева. Оп.1. Д.2; Д.11; - Материалы В.К. Арсеньева.

28. Полевые материалы А.Ф. Старцева. 2012 г. Село Михайловка, Ольгинский район, Приморский край.

© Старцев А.Ф., 2016

УДК 351.853:371.4

Д. Н. Филатов

аспирант кафедры истории России Факультета истории и права, ВГСПУ, г. Волгоград, РФ

УЧАСТИЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЛКСМ ВО ВСЕСОЮЗНОМ ПОХОДЕ КОМСОМОЛЬЦЕВ И МОЛОДЕЖИ ПО МЕСТАМ РЕВОЛЮЦИОННОЙ, БОЕВОЙ И ТРУДОВОЙ СЛАВЫ СОВЕТСКОГО НАРОДА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПАМЯТНИКООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

Статья посвящена участию Волгоградской областной организации ВЛКСМ во Всесоюзном походе комсомольцев по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа. Рассматривается деятельность комсомольцев по сохранению памятников истории и культуры.

Ключевые слова

Комсомол, Всесоюзный поход, военно-патриотическое воспитание, культурное наследие, сохранение памятников истории и культуры.

В начале 1960-х годов в стране вырос интерес к теме Великой Отечественной войны. Это привело в том числе, и к усилению работы по военно-патриотическому воспитанию среди комсомольцев и молодежи. [1,с.37.]

И одним из наиболее эффективных средств в этом деле был Всесоюзный поход по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа. Молодежь, комсомольцы и пионеры, совершали походы по местам боев, создавали музеи и комнаты боевой славы, устанавливали и реставрировали памятные знаки и обелиски.

Походы, кроме воспитания патриотизма, также были рассчитаны и на активизацию памятникоохранительной деятельности, на охрану и благоустройство памятников. В первую очередь тех, которые были посвящены событиям революционной борьбы, военной истории и социалистического строительства.

На территории Волгоградской области походы, в первую очередь, были нацелены на изучении местной военной истории, особенно периода Сталинградской битвы.

В это время значительное количество памятников войны, находившихся на территории Волгоградской области, требовало замены и ремонта. Около 800 памятников, представляли собой временные сооружения из дерева и кирпича. Как правило, они были плохо благоустроенны и обнесены грубыми деревянными оградами. [6, с.20.]

С самого начала Всесоюзных походов комсомольские организации Волгоградской области начали активно в них участвовать.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

Так, в апреле и мае 1966 года ими проводилась операция «Обелиск», в результате которой все памятники, обелиски, могилы и памятные места на территории Волгоградской области были приведены в порядок. Также было создано более 1 тысячи музеев, комнат и уголков боевой славы, установление 113 новых обелисков и мемориальных досок. [2,с.98.]

Всего же, за 1966 и 1967 года в Волгоградской области было создано 1350 музеев, комнат и уголков боевой и революционной славы. Было установлено около 200 памятников, обелисков и мемориальных досок на местах сражений. Приведены в порядок сотни братских могил. [5,с.98.]

В принятом 22 июня 1972 года Постановлении VI пленума ЦК ВЛКСМ говорилось о том, что необходимо совершенствовать работу по воспитанию на героических традициях советского народа. Постоянно заботиться о сохранении памяти о героях, о ветеранах войны и труда, исторических местах и памятниках. [4, с.5.]

Выполняя это постановление, штаб Всесоюзного похода совместно с областной комсомольской организацией и областным комитетом ДОСААФ, в 1972 году каждому коллективу молодежи Волгоградской области, предложил конкретное задание, связанное с изучением и увековечением какого-либо исторического события, боевого пути воинского подразделения или трудовой биографии предприятия.

На основе материалов, собранных в походах 1972 года в городах и районах области было открыто свыше 1100 музеев, комнат и уголков боевой и трудовой славы, установлены имена многих сотен бойцов и командиров Советской Армии, павших в боях. Особое значение придавалось сохранению памяти о них для будущих поколений. Для этого массово реставрировались старые и в ряде случаев воздвигались новые обелиски, памятники и памятные знаки. Всего за 1972 год было построено и приведено в порядок 156 памятников. [3,с.14.]

Особенно активно в походах участвовали комсомольские организации вузов.

Так, в 1974 году комсомольцами Волгоградского инженерно-строительного института было проведено 637 походов и автопробегов по памятным местам и местам революционной, боевой и трудовой славы, 411 экскурсий по историческим местам города-героя Волгограда, в воинские части, в музей обороны и комнату боевой и трудовой славы.

Практическое значение этих походов состояло в том, что были приведены в образцовый порядок 63 братские могилы. Кроме этого, студентами института были спроектированы и построены в районах области 11 памятников. [7,с.9.]

В 1977 году комсомольская организация института провела ещё 253 похода по местам Гражданской войны и Сталинградской битвы, в которых участвовало 5490 человек.

Во время этих походов молодежью института так же были приведены в порядок 97 памятников и 173 братские могилы. [8,с.3.]

А в Волгоградском политехническом институте в 1981 году проводились походы комсомольцев и сотрудников института по местам боев под Сталинградом, на Солдатское поле, по городу Волгограду и Волгоградской области.

Во время этих походов студенты приводили в порядок посещаемые ими памятники, а комсомольский студенческий строительный отряд института «Дружба» кроме того сам спроектировал и сделал бетонный обелиск в память о погибших во время Великой Отечественной Войны. Этот обелиск был поставлен в поселке Солодча Ольховского района Волгоградской области. [9,с.13.]

Как видно, наибольшую активность в походах проявляли студенты волгоградских вузов. А наиболее характерной формой было создание музеев, комнат и уголков боевой и трудовой славы.

Также организовывались регулярные посещения исторических и памятных мест Волгограда и области, где реставрировались старые и устанавливались новые памятники, обелиски, стелы и мемориальные доски.

В целом участие Волгоградской областной организации ВЛКСМ в проведение походов, принесло свою несомненную пользу как в плане повышения уровня патриотизма в молодежной среде, так и при сохранении памятников истории и культуры.

Список использованной литературы: 1. Балашов Р.В., Лутовинов В.И., Метлик И.В., Поляков С.П. Военно-патриотическое воспитание и подготовка молодежи к военной службе: история и современность. М.: Изд-во ДОСААФ России, 2010.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070

2. ГАВО. Ф.Р. 5819, Оп.3, Д. 197.

3. ГАВО. Ф.5819, Оп. 3, Д.336.

4. Документы ЦК ВЛКСМ. 1972 год. М., «Молодая гвардия», 1973, с. 4-8.

5. ЦДНИВО. Ф. 144. Оп.21. Д.89.

6. ЦДНИВО. Ф.Р. 6911, Оп.1, Д.18.

7 . ЦДНИВО. Ф.Р. 114, Оп.29, Д. 109

8. ЦДНИВО. Ф.Р. 114, Оп.32, Д. 52.

9. ЦДНИВО. Ф.Р. 114, Оп.10, Д. 151

© Филатов Д.Н., 2016

УДК 93/94

Л.Б. Хорошилова

К.и.н., ст. научн. сотрудник МГУ имени М.В. Ломоносова, Исторический ф-т г. Москва, Российская Федерация

ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ В ЭПОХУ ПЕРЕХОДА ОТ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ К ИНДУСТРИАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВУ

Аннотация

Статья посвящена проблеме складывания системы женского образования в России в эпоху перехода к индустриальному обществу, роли образования в судьбах женщин в условиях кризиса традиционной семьи

Ключевые слова История России, женское образование, традиционное общество, патриархальная семья, пореформенная эпоха, гендер

Переход от традиционной культуры к индустриальному обществу, сопровождавшийся кризисом патриархальной семьи, особенно сильно сказался на положении женщины. Множество женщин оказались перед необходимостью содержать себя или своей работой поддерживать свою семью и детей. Получение образования становилось насущной потребностью — именно оно позволяло женщине заработать на хлеб. Работающая женщина вступала в сферу общественной деятельности, прежде практически всецело принадлежавшей и контролируемой мужчиной. Присваивая часть мужских ролей, женщина менялась, а вместе с ней менялось и общество.

Система женского образования в России начинала складываться еще в XVIII в. Школа должна была стать средством для строительства новой культуры, цементирующим элементом формирующейся нации. После Воспитательного общества благородных девиц (Смольного института), основанного Екатериной II в 1764 г., открываются все новые женские институты. Если первые наборы детей происходили непросто, даже при том, что учебные заведения находились под покровительством императриц, то впоследствии ситуация меняется.

Строительство женской школы «сверху» опережало общественный запрос. Для традиционного общества была характерна домашняя форма обучения, которая сохранялась вплоть до советских времен, и многие родители предпочитали воспитывать своих дочерей дома. Преодоление стереотипов требовало времени и усилий. По воспоминаниям Е.А. Сабанеевой, «прадед... за порок считал, чтобы русские дворянки, его дочери, учились иностранным языкам» [1, с. 115]. Однако постепенно требования к уровню образования повышались, уроков, которые давали своим воспитанницам дома гувернантки, становилось недостаточно, а приглашать учителей подавляющему большинству было не по карману.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.