УДК 78. 03 (47)
УЧАСТИЕ ВОЕННОПЛЕННЫХ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ КРАСНОЯРСКА
Е.С. Царёва
Красноярская государственная академия музыки и театра
В данной статье с опорой на ряд неопубликованных источников анализируется участие военнопленных Первой мировой войны в музыкальной жизни Красноярска. Освещается концертно-просветительская и музыкально-образовательная деятельность европейцев и их творческое сотрудничество с сибиряками. Полученные в ходе исследования результаты существенно расширяют наши знания о музыкальной действительности Красноярска 1914—1920 годов.
Ключевые слова: военнопленные Первой мировой войны, Красноярск, симфонический оркестр, музыкальная жизнь.
Военнопленные Первой мировой войны начали прибывать в Сибирь в 1914 году. Зимой 1915—1916 годов в Красноярске уже скопилось около 13 000 пленных разных национальностей1. Местом их основного размещения стал лагерь, расположившийся за несколько километров от Красноярска в районе так называемого военного городка. Среди иностранных солдат и офицеров находились и музыканты — любители и профессионалы разных уровней, в том числе выпускники европейских консерваторий, солисты зарубежных опер, артисты оркестров, композиторы, а также музыкальные мастера. Наличие музыкальных инструментов в лагерях для военнопленных являлось довольно распространенным фактом. Часть из них (в основном офицерами) была привезена из Европы, остальные изготавливались в лагерных мастерских. В военном городке Красноярска один из бараков служил «концертным залом». С 1914—1915 го-
1 Красноярск по числу военнопленных занимал одно из лидирующих мест среди городов на востоке Российской империи (см. [11]).
дов вплоть до середины 1920 года с различной регулярность в нем силами европейцев устраивались концерты, ставились спектакли, часто своим высоким уровнем исполнительства оставляющие незабываемые впечатления у красноярцев. Горожан не пугала ни отдаленность лагеря, ни волокита по получению разрешения для его посещения [7, с. 142-143; 9].
С позволения местных властей военнопленные вливались в городскую музыкально-общественную жизнь Красноярска. Творческая энергия профессиональных высококлассных иностранных артистов, оказавшихся среди них, оказала мощную подпитку академическому блоку музыкальной культуры города, который во втором десятилетии ХХ века все более терял свои позиции, разительно уступая по частоте звучания и популярности массово-развлекательной, эстрадной музыке. Благодаря военнопленным Красноярск обрел новые сильные концертные составы, а также солистов-профессионалов с серьезным репертуаром. Их выступления на главных ГО-
родских сценических площадках, несущие мощный музыкально-просветительский заряд, были финансово доступны для широкой аудитории и в основном носили благотворительный характер. Полученные средства направлялись на нужды сибиряков. Академической концертной деятельностью занимались в основном военнопленные офицерского звания.
Настоящим событием музыкальной жизни Красноярска стало появление симфонического оркестра военнопленных офицеров под управлением Дезидерия Больдиша. По уровню мастерства, профессионального потенциала подобного ему оркестра Красноярск не знал. В 1915—1916 годах коллектив насчитывал около 60 артистов. В начале своего создания оркестр был полностью укомплектован только духовой группой. Большинство струнно-смычковых инструментов сделали сами военнопленные. Среди оркестрантов Д. Больдиша находились профессиональные именитые музыканты, играющие на личных великолепных инструментах: трубач Карл Волль и валторнист Карл Фельгентрефф, бывшие до войны солистами-концертмейстерами оркестра Берлинской королевской оперы, пост главного дирижера которой в тот период занимал Р. Штраус; заметно выделялись и скрипачи-виртуозы венгры Генрих Годоши и Альберт Мелеш. Последнего после окончания войны А.К. Глазунов приглашал на должность профессора в Петроградскую консерваторию [66, с. 143]. Г. Годоши и А. Мелеш поражали красноярцев великолепным исполнением виртуозных пьес и концертов. В их программе было многое из того, что составляет золотой репертуар скрипача: произведения Г. Веняв-ского («Воспоминание о Москве», Фантазия на темы из оперы «Фауст» Ш. Гуно, Второй
скрипичный концерт и др.), П. Сарасате («Цыганские напевы»), концерты для скрипки с оркестром Л. Бетховена, Ф. Мендельсона (е-то11), К. Сен-Санса (Ъ-то11), миниатюры И.С. Баха, Ф. Крейслера, Е. Хубаи и др. [2; 7, с. 142-143].
Концертная деятельность этого симфонического оркестра, как и других музыкально-творческих сил военнопленных в Красноярске, зародилась в лагере [9]. Выступления оркестра Д. Больдиша на городских сценах с симфоническими программами начались в 1919 году. Доподлинно известно о прошедших в 1919 году семи симфонических концертах коллектива, два из которых были с повторением программы. Вероятнее всего, выступлений состоялось больше, так как оркестр анонсировался еще в ряде циклов благотворительных концертов. В исполнении симфонического оркестра Больдиша звучали творения русских и европейских мастеров — от миниатюр до монументальных симфонических полотен, впервые исполняемых в Красноярске: отрывки из оперы «Евгений Онегин» и балета «Щелкунчик» П. Чайковского, увертюры из опер «Нюрнбергские мейстерзингеры» Р. Вагнера, «Руслан и Людмила» М. Глинки, серенады для струнного оркестра В. Моцарта и П. Чайковского, сюита «Пер Гюнт» Э. Грига, симфонии: № 5 Л. Бетховена, «Шотландская» Ф. Мендельсона, «Из нового света» А. Дворжака, «Патетическая» П. Чайковского. Исходя из анализа различных исторических источников в Красноярске вышеуказанные симфонии Ф. Мендельсона, А. Дворжака, П. Чайковского до появления оркестра Больдиша не исполнялись. Выступления этого оркестра и его солистов в столь непростое и суровое время оказались чрезвычайно востребованы. Они вызывали значительный об-
щественный резонанс и рост в геометрической прогрессии числа любителей высокого искусства среди красноярцев [11].
Военнопленные музыканты демонстрировали красноярцам мастерство исполнения академической камерно-инструментальной музыки. Объединяясь в разные составы — дуэты, трио, квартеты, квинтеты, секстеты -они принимали участие с 1918 года во многих городских концертах. Особую любовь публики завоевал струнный венгерский квартет, наделявшийся в прессе эпитетом «художественный». В его состав входили профессиональные музыканты: А. Мелеш, Г. Годоши, альтист Буковский и виолончелист И. Майнгольд. Эти музыканты, а также военнопленный профессиональный пианист-композитор Осман Кашич стали участниками нескольких циклов концертов камерной музыки в 1918—1919 годах, прошедших в главных залах Красноярка (в Городском театре, Общественном собрании, Доме просвещения). Кроме благотворительной цели они имели четкие просветительские задачи, которые часто озвучивались в прессе: «Программа вечеров составлена так, чтобы публика имела возможность ознакомиться хоть в общих чертах с главными произведениями камерной литературы, начиная с ее основателей и кончая современными композиторами» [3]. Артисты владели богатейшим репертуаром, включающим лучшие образцы мирового музыкального наследия. В местной периодической печати в исполнении военнопленных музыкантов анонсировались камерно-инструментальные опусы Й. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена, Р. Шумана, К. Гольдмарка, Э. Грига, А. Дворжака, П. Чайковского, П. Бородина, Н. Римского-Корсакова, А. Глазунова и др. Сейчас сложно сказать, насколько полно воплотились
поставленные благородные музыкально-просветительские цели. Из газет известна программа трех прошедших в Красноярске концертов камерной музыки, устроенных силами военнопленных в годы Гражданской войны (1918—1919). На них прозвучали фортепианное трио П. Чайковского, струнные квартеты В. Моцарта (О-ёиг), Л. Бетховена ор. 18, Э. Грига g-moll, ор. 27, фортепианные квинтеты К. Гольдмарка, А. Дворжака. Можно с уверенностью утверждать, что инструментальные камерные ансамбли музыкантов-военнопленных по широте творческих возможностей, уровню мастерства, сложности репертуара, равно как и симфонический оркестр Больди-ша, явились настоящими «звездами» музыкального просвещения на небосклоне местной художественной жизни Красноярска досоветского этапа [11].
Военнопленные музыканты приглашались в совместные концерты с видными гастролирующими артистами. 1 марта 1919 года в Общественном собрании состоялся благотворительный вечер, в котором приняли участие известная московская исполнительница русских песен Е.П. Воскресенская-Соколова (сопрано), артист «Оперы С.И. Зимина» Н.В. Еги-дерев (баритон), петроградский артист-куплетист Катаев-Комаровский, а также скрипач А. Мелеш и пианист О. Ка-шич [4]. В ноябре и декабре 1919 года на сценах Общественного собрания и клуба Вольно-Пожарного общества с участием московской примы-балерины Елизаветы Новиковой и пленных европейцев прошли так называемые «концерты-балеты», на которых танцевальные номера с инструментальным сопровождением чередовались с сольными выступлениями музыкантов [5].
Среди военнопленных Первой мировой войны в Красноярске находились и обладатели прекрасных вокальных голосов. В марте 1919 года в красноярской прессе анонсировался концерт хора иностранных офицеров. Коллектив насчитывал 70 вокалистов. В его состав входили артисты Будапештской оперы, баритоны Ф. Поган и Куй. Художественным руководителем и дирижером хора являлся незаурядный музыкант — военнопленный Осман Кашич. На исполнительские возможности коллектива указывал и выбор концертной программы — произведения Дж. Россини, Р. Вагнера, М. Глинки, а также русские, финские, венгерские и скандинавские народные песни [6].
Музыкально-творческое взаимодействие военнопленных и красноярцев не ограничивалось пассивной формой для последних, ролью слушателей, но и перерастало в тип активного творческого сотрудничества сторон. Последнее стало возможным не только благодаря социально-политическим и экономическим условиям содержания военнопленных, зачастую гуманистически-философским характером отношений между ними и сибиряками. Решающее значение приобрели готовность и стремление крас-ноярцев к международному музыкальному диалогу, а также желание и открытость европейских артистов.
Пленные пианисты-композиторы О. Ка-шич и А. Кнан помимо активной сольной деятельности сопровождали выступления лучших красноярских музыкантов, получивших мировую известность: вокалистов П. Словцова и М. Риоли-Словцовой, балалаечника-виртуоза В. Авксентьева [1, 8]. В содружестве с красноярскими артистами военнопленные образовали еще один симфонический оркестр. Он был создан на базе
организованного в 1917 году Профессионального союза оркестровых музыкантов. Сохранилась концертная программка первого концерта этого симфонического оркестра, состоявшегося 15 мая 1918 года, в которой был также перечислен состав коллектива. В него входили лучшие местные творческие силы, любители и профессионалы. Судя по характерным фамилиям, военнопленные музыканты значительно укрепили оркестр профсоюза. Так, в группе валторн упоминался уже известный нам «г. Фельген-трефф». Коллектив объединял 58 участников и отличался, по сибирским меркам, неплохой укомплектованностью. В нем были полноценно представлены практически все группы инструментов симфонического состава: I скрипки (9), II скрипки (8), альты (4), виолончели (5), контрабасы (3), флейты (3), кларнеты (2), гобои (2), фаготы (2), английский рожок (1), трубы (5), валторны (4), тромбоны (3), туба (1), ударные (4). Управлял оркестром известный в Красноярске начала ХХ века общественно-музыкальный деятель И.М. Суходрев. Очевидно, профсоюзом планировалось регулярное устройство концертов «серьезной музыки» с участием симфонического оркестра. Известно только о первом из них, на котором были исполнены Пятая симфония Л. Бетховена, балет из оперы «Джоконда» А. Понкьелли, «Украинская симфоническая поэма» Гроссмана, «Итальянское каприччио» П. Чайковского, Скрипичный концерт Ф. Мендельсона, трио А. Аренского2 [11]. Скорее всего, концертные выступления симфонического оркестра профсоюза больше не повторялись из-за разгорающейся Гражданской войны и активной мобилизации.
2 В афишах и периодической печати, к сожалению, часто давались неполные и неточные названия исполняемых музыкальных произведений
Вышеупомянутые военнопленные музыканты обладали не только ценными профессиональными знаниями и умениями, но и высокими морально-нравственными устоями и человеческими качествами. Об этом говорит, прежде всего, их деятельность на благо развития детско-юношеского музыкального воспитания и становления специального музыкального образования в Красноярске. Артисты из симфонического оркестра Д. Больдиша с готовностью откликнулись на просьбу местного педагога, хормейстера, композитора П.И. Иванова-Радкевича участвовать в оркестровой постановке его детской оперы «Царевна Земляничка». Премьера состоялась в 1916 году на сцене Городского театра. Вокальные партии исполняли в основном ученицы Первой женской гимназии (где и преподавал П.И. Иванов-Радкевич), а также другие красноярские любители. «Костяк» оперного оркестра на безвозмездной основе составили профессиональные военнопленные музыканты. Дирижировал сам автор. В коллективе играли и ученики Красноярской мужской гимназии. Юным музыкантам посчастливилось сидеть «за одним пультом» со специалистами высокого уровня, и не нужно было знать языка, чтобы приобщиться к бесценной школе мастерства [7]. В сопровождении оркестра опера «Царевна Земляничка» шла в Красноярске до середины 1919 года и пользовалась неизменным успехом у публики [11]. Военнопленные музыканты-офицеры также творчески сотрудничали с красноярским культурно-просветительским молодежным обществом — Домом юношества. На протяжении 1918—1919 годов они становились частыми участниками концертов, устраиваемых Обществом. На них в составе камерных ансамблей, а также в качестве аккомпаниаторов
с европейцами выступали и юные красноярские таланты. Иностранные музыканты смогли оказать и материальную поддержку творческой молодежи. Сборы от концертов с их участием, организованные Домом юношества, направлялись в пользу Общества [2]. Творческое общение военнопленных и Дома юношества вылилось также в попытку создания музыкальной школы в городе [10].
После окончательного установления в Красноярске в январе 1920 года советской власти все военнопленные Первой мировой войны были объявлены свободными гражданами, обязанными подчиняться советским законам. В ходе развернувшегося большевистского культурного строительства крупные творческие силы города были объединены в подотдел искусств. Военнопленные, теперь уже бывшие, приняли активное участие в проводимой подотделом концертно-театральной и музыкально-образовательной работе. Иностранные артисты продолжали вести сольную и ансамблевую концертную деятельность, в феврале 1920 года они вошли в состав оперной труппы и сформировали основу симфонического оркестра при Первом советском (бывшем Городском) театре, участвующем не только в оперно-оперетточных постановках, но и подготавливающем серьезные концертные симфонические программы. Европейцы укрепили состав небольшого оркестра при Клубе К. Либкнехта, успешно работали в первой централизованной мастерской музыкальных инструментов, а также преподавали в созданной в апреле 1920 года Народной консерватории — первом специальном постоянно действующем музыкально-образовательном учреждении Красноярска. Необходимо добавить, что аналогичные процессы музыкально-
общественной деятельности военнопленных и их творческого сотрудничества с местным населением в годы Первой мировой и Гражданской войн, отличающиеся той или иной степенью интенсивности, протекали и в других сибирских городах. Из-за затянувшейся Гражданской войны организованная массовая репатриация военнопленных в Сибири началась в 1920 году. Она продолжалась до 1922 года. Отъезд находящихся среди иностранных подданных грамотных специалистов не лучшим образом отразился на окрепших за время их пребывания музыкальных позициях городов региона [11].
Подведем итоги. Мы видим, что оказавшиеся в результате событий Первой мировой войны в Красноярске значительные музыкально-творческие силы из числа военнопленных оказали заметное воздействие на состояние музыкальной жизни города. Велик их вклад в развитие местного профессионального исполнительства. Попав в уже сложившуюся художественную среду (по большей части любительского плана), иностранцы получили возможность творческого общения с местными музыкантами, слушателями и учащейся молодежью. Сибиряки же обрели уникальный опыт прямого контакта с артистами, обладавшими ценными знаниями и умениями, — прямыми носителями европейских музыкальных традиций. Красноярцы открывали для себя новые музыкальные произведения и интерпретации, знакомились с богатым наследием академического русского и европейского композиторского творчества, учили у компетентных специалистов своих детей. Музыкально-общественная деятельность военнопленных в творческом диалоге с местными мастерами и любителями не только компенсировала спад ак-
тивности музыкальной жизни Красноярска, связанный со значительным уменьшением потока профессиональных гастролирующих артистов в военные годы и сокращением собственных кадровых ресурсов в столь сложный период. Благодаря мощному просветительскому вектору эта культуртрегерская деятельность качественно обогатила концертно-театральный пласт, внесла определённый вклад в сферу музыкального образования, а также содействовала формированию просвещенной слушательской аудитории Красноярска.
Литература
1. Анонс концерта П.А. Словцова и М.Н. Рио-ли-Словцовой при участии О. Кашича // Енисейский вестник. — 1919, 31 янв.
2. Афиши начала ХХ века. — Красноярский краевой краеведческий музей (КККМ), инв. № 1397.
3. Благотворительные концерты венгерского художественного квартета А. Мелеша // Красноярский рабочий. — 1918, 25 мая.
4. Благотворительный концерт-вечер // Енисейский вестник. — 1919, 26 февр.
5. Большой концерт в Общественном клубе // Енисейский вестник. — 1919, 7 дек.
6. Вокальный концерт // Енисейский вестник. — 1919, 5 марта.
7. Иванов-Радкевич А.П. Воспоминания (рукопись). - КККМ, о/ф 9544-2/Д 2709.
8. Концерт-вечер в Общественном собрании // Народный голос. — 1919, 26 дек.
9. Концерт симфонического оркестра военнопленных офицеров // Енисейский вестник. — 1919, 20 февр.
10. Музыкальная школа // Свободная Сибирь. — 1919, 29 янв.
11. Царёва Е.С. Музыкально-просветительская деятельность военнопленных Первой мировой войны в Сибири (на примере Красноярска) // Вестник музыкальной науки. — 2013. — С. 122—130.
THE PARTICIPATION OF POWS OF THE FIRST WORLD WAR IN THE MUSICAL LIFE OF KRASNOYARSK
E.S. Tsareva
Krasnoyarsk State Academy of Music and Theatre
In this article, with the reference to the number of unpublished sources, the participation of the First World War POWs in the musical life of Krasnoyarsk is analyzed. The author highlights the concert and music educational activities of Europeans and their creative collaboration with Siberians. The results of this investigation significantly expand our knowledge of the musical reality in Krasnoyarsk during the period of 1914-1920.
Keywords: POWs of World War I, Krasnoyarsk, symphony orchestra, musical life.
References
1. Anons koncertaPA. SlovcovaiM.N. Rioli-Slovcovoj pri uchastii O. Kashicha [Concert announcement P.A. Slovtsova and M.N. Riolo Slovtsova with the participation of O. Kashicha]. Enisejskij vestnik [Yenisesk Gaze-tte]. - 1919. - 31 jan.
2. Afishi nachala XX veka [Posters of the early twentieth century]. — Krasnoyarsk Regional Museum of Local Lore. Inv. № 1397.
3. Blagotvoritel! nye koncerty vengerskogo hudo^hest-vennogo kvarteta A. Melesha [Charity concerts of Hungarian A Melesh Art Quartet] Krasnojarskij rabochij [Krasnoyarsk Worker Gaz.]. — 1918. — 25 may.
4. Blagotvoritel'nyj koncert-vecher [Charity concert-evening]. Enisejskij Vestnik [Yeniseisk Gazette]. — 1919. — 26 febr.
5. Bol'shojkoncert v Obshhestvennom klube [Big concert in a social club]. Enisejskij Vestnik [Yeniseisk Gazette]. — 1919. — 7 dec.
6. Vokal'nyjkoncert // Enisejskij Vestnik [Yeniseisk Gazette]. — 1919. — 5 march.
7. Ivanov-Radkevich A.P Vospominanija (rukopis) [Memories (manuscript)]. Krasnoyarsk Regional Museum of Local Lore., o/f 9544-2/D 2709.
8. Koncert-vecher v Obshhestvennom sobranii [Concert evening at the Public Meeting] Narodnyj golos. [The People's Voice Gaz.] — 1919. — 26 dec.
9. Koncert simfonicheskogo orchestra voennoplennyh oficerov [Symphony Orchestra of POW Officers Concert]. Enisejskij Vestnik [Yeniseisk Gazette]. — 1919. — 20 febr.
10. Muzykainaja shkola [Music School] Svobodnaja Sibir'. — 1919. — 29 jan.
11. Tsareva E.S. Muzykal'no-prosvetitel'skaja dejatel'nost' voennoplennyh Pervoj mirovoj vojny v Sibiri (na primere Krasnojarskd) [Musical and educational activities of WOPs of World War I in Siberia (through the example of Krasnoyarsk)] Vestnik muzykal'noj nauki [Bulletin of musical science]. — 2013. — S. 122—130.